Законопроект 2011

Общественное обсуждение законопроектов

Проект федерального закона «О полиции»

Федеральный закон «О полиции»

Подписан Президентом Российской Федерации 7 февраля 2011 года

PDF 6.5 MB

Проект федерального закона «О полиции»

Внесён в Государственную Думу, 27 октября 2010 года

В тексте законопроекта отражены изменения, внесённые по результатам общественного обсуждения.

PDF ?

Проект федерального закона «О полиции»

Внесён в Государственную Думу, 27 октября 2010 года

Текст законопроекта без отображения внесённых изменений.

PDF ?

Обсуждение завершено в 12:00 15 сентября 2010 года. Все статьи законопроекта и комментарии к ним по-прежнему доступны для чтения, однако новые комментарии не принимаются.

Архив обсуждения, 7 августа 2010 года

Перейти

О законопроекте

Комментарий Статс-секретаря – заместителя Министра внутренних дел России Сергея Булавина к законопроекту «О полиции»

2 ноября 2010 в 16:25

По результатам прошедшего всенародного обсуждения законопроекта «О полиции» гражданами, представителями общественности, экспертами было сформулировано и представлено большое число полезных и важных замечаний и предложений. Неудивительно, что текст документа, направленный Президентом России в Государственную Думу, был существенно скорректирован – как кажется нам, его разработчикам, безусловно, улучшен, доработан в интересах общества и граждан. В целом и изменения, и дополнения могут быть сгруппированы в несколько условных смысловых блоков, которые хотелось бы представить вниманию общественности.

 

ПЕРВЫЙ БЛОК. РОЛЬ И МЕСТО ПОЛИЦИИ В ОБЩЕСТВЕ

Новой редакцией законопроекта определено основное назначение полиции – это защита гражданина и общества. В этом состоит четкое общественное задание сотруднику на использование предусмотренных законом прав и обязанностей. Поэтому не случайно из первой главы исключены любые иные положения, которые не связаны с достижением указанной цели, в частности упоминания о мерах государственного принуждения. Эти меры являются лишь одним из инструментов  в реализации социального назначения полиции.

Для того чтобы граждане в реальности стали союзниками, а не объектом внимания или тем более действий полицейского, в статье, посвященной ключевому принципу деятельности полиции, «Соблюдение и уважение прав и свобод человека и граждан» подробно регламентирован способ взаимодействия сотрудника и гражданина. Законопроектом предусмотрено, что если при обращении к полицейскому выяснилось, что поставленный вопрос находится вне компетенции полицейского, то тот должен разъяснить, к кому именно этот вопрос должен быть адресован, то есть содействовать гражданину в решении его проблемы.

Для обеспечения равенства граждан в получении защиты со стороны органов полиции предполагается запретить полицейским состоять в политических партиях, участвовать в их деятельности или быть связанным в своих профессиональных действиях какими-либо внешними мотивами. Полиция служит интересам всего общества вне зависимости от политических, религиозных или общественных убеждений как граждан, так и самих сотрудников.

 

ВТОРОЙ БЛОК. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПОЛИЦИИ

Здесь выделяется ряд важных аспектов.

Во-первых, помощь потерпевшим. Много справедливых нареканий вызывала работа нынешней милиции с заявлениями граждан. Согласно новой редакции, пунктом 2 части 1 статьи 12 устанавливается, что полиция будет обязана не реже одного раза в месяц информировать граждан о ходе рассмотрения их заявлений.

Также сотруднику запрещено в любых формах склонять граждан к совершению каких-либо противоправных действий, какими бы благими намерениями они ни были вызваны. В целом часть 4 статьи 6 запрещает полицейскому действовать или, напротив, бездействовать, ссылаясь на что-либо помимо закона. Исключение субъективизма в действиях представителей органов правопорядка является важным элементом укрепления дисциплины и повышения эффективности всей системы защиты личной и общественной безопасности.

Во-вторых, обеспечение прав задержанных. Согласно внесенной в Думу редакции законопроекта, полицейский не только должен разъяснить задержанному лицу возникающие в связи с этим права и обязанности: они ясно и четко изложены в статье 14 законопроекта. При этом само задержание, согласно части 1 статьи 14, не может превышать срок в 48 часов. И это время начинается не с момента начала нахождения задержанного в месте предварительного заключения, а непосредственно с момента задержания. Введена норма о праве на телефонный звонок для уведомления близких родственников или близких знакомых о задержании. Сам задержанный до и после водворения в специально отведенные помещения должен быть осмотрен, результаты осмотра в обязательном порядке заносятся в протокол задержания.

В-третьих, принципиальные изменения и коррективы, затрагивающие интересы граждан, общественных объединений и организаций. Внесенная в Думу редакция законопроекта уточняет порядок проверки документов полицией. Так, исключается возможность проверять «иные документы», четко регламентируются основания, с которыми связана проверка. Также жестко выверен порядок и основания для ознакомления с документами и материалами государственных и частных организаций, а полномочия по проведению и инициированию проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности полностью исключены.

Многие положения законопроекта были дополнительно регламентированы. Наиболее показательный пример – статья 15, регулирующая ситуации, связанные с вхождением (проникновением) полицейского в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории. Главный принцип, которым, согласно новой редакции, должен руководствоваться полицейский, заключается в защите права каждого на неприкосновенность жилища. Все обстоятельства, связанные с возможным проникновением сотрудников полиции на указанные объекты, в представленной редакции исчерпывающим образом регламентированы. При этом на полицию возлагается обязанность по недопущению доступа посторонних лиц на эти объекты. Также в соответствии с предложениями граждан уточнен порядок применения сотрудниками физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Хочу обратить внимание и на то, что, согласно новой редакции законопроекта, прокурорский надзор за исполнением полицией положений законодательства дополнен судебным контролем и надзором.


ТРЕТИЙ БЛОК. РАБОТА ОБЩЕСТВЕННЫХ СОВЕТОВ ПРИ МВД И ЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ

Впервые законодательно устанавливаются их основные функции, которые определяют стратегическую роль советов – быть связующим звеном между полицией и обществом, находить новые и улучшать имеющиеся механизмы взаимодействия, способствовать решению возможных противоречий. Функция общественного контроля также связана с необходимостью улучшить работу полицейских.

При этом я не согласен с теми, кто хотел бы вольно или невольно превратить общественные советы в некую квазисоциальную, а по сути – бюрократическую надстройку. Любая бюрократизация работы общественности напрочь выхолащивает ее социальное назначение. Сила общественных объединений в их независимости, открытости суждений, непредвзятости оценок. Именно это служит основой для их авторитета среди граждан. Хочу развеять опасения, что общественные советы будут формироваться по принципу лояльности. В этом случае они не позволят решить стоящих перед полицией задач. И тем руководителям в регионах, кто предпочитает идти таким путем, будет очень непросто доказать свою ценность как руководителей, поскольку закон предписывает проводить регулярный мониторинг общественного мнения. Оценка граждан теперь будет являться одним из важнейших критериев в оценке работы территориального подразделения.

 

ЧЕТВЕРТЫЙ БЛОК. НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

Не секрет, что в  практической работе некоторые сотрудники не обратили внимание на то, что есть и иные форматы работы: профилактика, предупреждение, предостережение лицу, замыслившему совершить правонарушение. В результате мы наблюдали несоответствие между ожиданиями населения и практической деятельностью сотрудников милиции. Закон устраняет данное несоответствие.

В скорректированной редакции первым направлением деятельности полиции определяется защита личности, общества, государства от преступных посягательств. Таким образом мы уходим от исключительно ведомственного понимания направлений деятельности органов правопорядка, которые, безусловно, важны, однако не описывают работу полиции в ее социальном измерении. Этот пробел также был восполнен.

Новая редакция статьи 4 четко определяет место и структурную основу работы полиции. При этом такие принципиальные вопросы, как состав и штатная численность, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции, являются прерогативой Президента России.

Возвращение традиционного наименования и необходимость более тесной интеграции, сотрудничества с мировым полицейским сообществом предопределило целесообразность включения в документ положения о том, что российские полицейские по решению Президента могут участвовать в деятельности по поддержанию и восстановлению международного мира и безопасности.

В ходе обсуждения много говорилось о региональной составляющей в деятельности полиции. Поэтому в статье 3 «Правовая основа деятельности полиции» появилась новая часть, которая закрепляет положение о том, что в сфере компетенции субъектов Российской Федерации по вопросам общественного порядка и обеспечения общественной безопасности полиция руководствуется соответствующими региональными законами. Также хочу обратить особое внимание, что до 1 января 2012 года финансирование деятельности полиции осуществляется как из федеральных, так и из местных бюджетов. Уверен, что существующие региональные меры поддержки органов правопорядка будут сохранены, а где-то, надеюсь, и усилены. Также законопроект защищает имущество и собственность полиции при их передаче с уровня субъектов федерации и муниципалитетов в федеральную собственность.

Что касается функции следствия, то пунктом 10 части 1 статьи 12 на полицию возлагается обязанность выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно. Подобный подход, безусловно, отвечает запросам общества на повышение эффективности в работе правоохранительных органов, обеспечивает оперативность в действиях органов правопорядка, поскольку фактор времени играет ключевую роль в успехе раскрытия уголовных преступлений.

 

ПЯТЫЙ БЛОК. ТРЕБОВАНИЯ К КАДРОВОМУ СОСТАВУ. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ

Крайне важный для общества и полиции блок изменений связан с усилением требований к кадровому составу, определению основных социальных гарантий, необходимых для качественного выполнения полицейскими возложенных на них функций.

Согласно внесенной в Думу редакции законопроекта, сотрудники органов внутренних дел подлежат внеочередной аттестации, порядок и сроки которой будут определены Президентом России. Подобный подход, с одной стороны, обеспечивает непредвзятость в оценке личного состава, с другой стороны – нацеливает на набор в ряды полиции лучших по своим профессиональным и личным качествам претендентов.

Хотел бы также обратить внимание на то, что в случае увольнения из полиции по таким основаниям, как совершение поступка, порочащего честь сотрудника полиции, осуждение за уголовное преступление, предоставление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в полицию, и в ряде других случаев – специальное звание за сотрудником не сохраняется. Также новой редакцией исключены случаи, когда при поступлении на службу в полицию гражданин не проходит испытательный срок. При этом в ближайшее время будет разработан специальный закон, регламентирующий вопросы прохождения службы в органах внутренних дел.

Президент России Д.А.Медведев поручил разработать отдельный закон, связанный с обеспечением социальных гарантий полицейским. Вместе с тем ряд положений предлагается закрепить уже в рассматриваемом документе. В частности, полицейским необходимо гарантировать права на обязательное медицинское страхование, обеспечение жильем, льготы на проезд в общественном транспорте. Два последних обстоятельства особенно важны для обеспечения эффективной работы, прежде всего,  участковых уполномоченных полиции.

Внесенные изменения и дополнения, как показывают отзывы большинства экспертов, существенно улучшили законопроект: с одной стороны, позволили учесть замечания и предложения граждан, поступившие в ходе обсуждения; с другой стороны – они повысили доступность и усилили однозначность толкования используемых в документе формулировок. Уверен, что обсуждение законопроекта «О полиции» в Государственной Думе России пройдет в конструктивной атмосфере, что позволит в установленные сроки принять максимально эффективный закон, по которому в ближайшие годы предстоит жить и работать российской полиции.

Цитировать