Законопроект 2011

Общественное обсуждение законопроектов

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Оглавление

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

Замечания и предложения к статье 1 (34)

Настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы и начала правового регулирования отношений в сфере образования, государственные гарантии прав и свобод в образовании Российской Федерации; регламентирует отношения, возникающие в сфере образования, определяет правовое положение их участников, закрепляет особенности применения к отношениям в сфере образования норм административного, гражданского, трудового, финансового и других отраслей права.

(0)

Замечания и предложения к статье 1 (34)

  • 1. Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона.

    Дополнить статью после слов, - Настоящий Федеральный закон устанавливает – словами «приоритетное положение образования в государстве и обществе по отношению ко всем сферам деятельности,», далее по тексту.

    Вставить после 1-го абзаца статьи, – 2-ой абзац, - Приоритетное положение образования в Российской Федерации по отношению ко всем сферам деятельности обеспечивается российским законодательством и единством его правового применения, определением доли расходов общегосударственного бюджета России на образование в размере не менее 6-7 % от общего его объёма, отменой налогообложения по отношению к образовательным учреждениям.

    2. Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона. Термин «государственные гарантии прав и свобод в образовании Российской Федерации» представляется невнятным и запутанно двойственным по содержанию.

    +4
  • Посетитель, 31 января, 10:14

    Глава 1, статья 8, п. 6:

    В целях создания мотивации к обучению и придания чувства защищённости обучаемым цитировать в учебниках «Обществознание» следующее положение. Работодатели обязаны предоставлять 10% рабочих мест лицам с ограниченными возможностями здоровья, а также обеспечивать развозку таких лиц. Контроль и всяческое содействие как работодателям, так и лицам с ограниченными возможностями здоровья на отделы социального обеспечения местных администраций. Органы образования и органы социального обеспечения «ведут» таких лиц совместно с момента возникновения ограничений. (Такая норма должна быть прописана и в других законах РФ: Кодекс законов о труде РФ, Закон о лицах с ограниченными возможностями здоровья и т.д.)

    +6
  • Еньшина Наталья, 30 января, 21:14

    А мне вообще кажется, что закон получился какой-то не очень понятный, декларативный. Практически каждый пункт требует дополнительного пояснения.

    +6
  • SpEcT@tor, 30 января, 16:08

    Необходимо прописать что государственные гарантии распространяются на все образовательные учреждения не взирая на их формы собственности, будь-то частные, либо государственные образовательные учреждения.

    +10
  • ГОУ лицей № 408, 28 января, 11:36

    Считаем необходимым закрепить в самой первой статье приоритетность сферы образования: «1. Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной»

    +13
  • Общее замечание: Законопроект в данной редакции ставит под угрозу существование учреждений дополнительного образования детей, снимает ответственность перед муниципальной властью за финансирование программ дополнительного образования.

    +5
  • Бухтояров Михаил, 25 января, 06:29

    В данной статье отсутствует определение такого вида деятельности как "преподавание". Есть "воспитание", есть "обучение", "образование", но преподавание не закреплено как вид деятельности. Таким образом размывается понятие субъекта образовательной деятельности (тоже не определено). Получается, что в законе смешаны обучающийся и обучающий (этого термина также нет). Следовательно, сложно установить как границы ответственности субъектов, так и четко прописать их функции.

    +10
  • dik, 24 января, 14:52

    Необходимо конкретизировать и добавить ответственность Федеральных органов власти, органов власти субъектов федерации, а так же местных органов власти. И конкретных должностных лиц за нарушения в сфере образования. А сейчас согласно проекту закона непосредственно ответственность несут ответственность: ученики, родители, учителя, директора. И не один чиновник получается прямой ответственности не несёт.

    +15
  • норм Конституции РФ, административного...

    +3
  • Глава 1, ст.2

    Предлагается отказаться от словосочетания «образовательные услуги», вместо него можно обойтись словами «образовательная деятельность», «дополнительная образовательная деятельность».

    +26
  • Б.Р.Р., 16 января, 15:51

    Закон получился очень большим и понятно, что многие предлагают назвать его на законом, а кодексом. Однако нельзя объять необъятное и такими "монстрами" становиться неудобно пользоваться - возьмите к примеру гражданский кодекс, еще чуть чуть и вообще захочется все законы объединить в один. Кстати в Конституции сказано про законы и ничего нет про кодексы.

    Предлагаю наоборот - создать несколько законов: 1). Закон об образовании; 2). Закон об образовательном учреждении; 3). Закон о государственных гарантиях граждан на образование; 4) и т.д.

    +8
  • Андрей П., 16 января, 04:11

    В этой статье не хватает явного указания на то, что участники отношений в сфере образования имеют не только права и свободы, но и обязанности. Также для выставления акцентов предлагаю исключить слова "и начала". Кроме того, статья в существующем виде выглядит избыточной. Предлагаю изложить текст статьи в следующей редакции:

    "Настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы правового регулирования, государственные гарантии прав и свобод, а также обязанности участников отношений, возникающих в сфере образования в Российской Федерации."

    +4
  • Солдатов Александр, 13 января, 16:12

    Гл.1, Ст.1.

    Я поддерживаю предложения о разделении этого закона

    на отдельные кодексы или иные акты для каждой ступени образования.

    При создании отдельного кодекса, например, о среднем образовании,

    будет возможность прописать конкретные правила, требования

    государства к образовательному процессу вплоть до школы.

    Оставив им некоторую самостоятельность в каких-то вопросах в

    пределах их компетенции.

    +9
  • Белоусов, 13 января, 09:07

    1) Настоящий акт изложить в форме "Кодекс Российской Федерации об образовании".

    2) Ч.1 "Целями законодательства об образовании является установление государственных гарантий обучения граждан, создание благоприятных условий получения образования, защита прав и интересов работников образования и обучающихся."

    +6
  • MaximKA, 11 января, 06:52

    После слов "в сфере" следует добавить: "образовательной деятельности".

    Именно деятельные устремления регламентирует Закон, Деятельные устремления и государственных, и общественных, и частных (коммерческих) организаций и Граждан Российской Федерации, и иностранных граждан.

    +4
  • Sergey Serebryakov, 5 января, 21:14

    Поддерживаю предложение довести документ до уровня КОДЕКСА.

    Полагаю правильным мнение о необходимости выделения отдельными пунктами того, что настоящий закон (или кодекс) устанавливает.

    Настоятельно рекомендую провести лингвистическую экспертизу окончательного варианта текста закона (не очень красиво получится, если в ТАКОМ документе будут допущены грамматические и стилистические ошибки).

    +11
  • vnbiryokov, 26 декабря, 10:54

    В проекте последней конституции СССР было записано: «Женщина имеет одинаковые права с мужчиной», в тексте же конституции стояло: «Женщина и мужчина обладают равными правами». Аналогично конец абзаца, начиная с слова "закрепляет" предлагаю исключить и добавить следующее.

    Исходя из представления о том, что сфера образования определяет долгосрочное развитие Российского общества, развитие его материальной и духовной культуры, устойчивое развитие Российского государства, увеличение самого ценного капитала – человеческого – настоящий закон является одной из основ развития норм административного, гражданского, трудового, финансового и других отраслей права.

    +3
  • Ванцев Юрий, 25 декабря, 15:31

    Глава 1. Статья 2, абзац 5.

    Предлагаю сформулировать так: «Воспитание – специально организуемая в системе образования деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

    Последнее слово абзаца («государство») нужно удалить, т. к. интересы государства есть не что иное, как защита интересов человека, семьи и общества. Если у государства появляются собственные интересы, то оно начинает пренебрегать своей главной (конституционной) обязанностью: защитой прав и свобод человека.

    Слово «государство» по этой же причине надо удалить из абзаца 10. Данный абзац будет выглядеть так:

    «образование – общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенных объема и сложности;»

    +7
  • "Государственные" лучше писать с большой буквы.

    К гарантии прав и свобод следует приписать: "..и ответственности".

    +4
  • Сергей Васильевич, 19 декабря, 08:48

    Если закон что то устанавливает или регламентирует, то должен соблюдаться основной принцип управления:" при делегировании полномочий необходимо ресурсное обеспечение этих полномочий".

    Необходимо добавить в конце, а так же определяет уровни и источники финансирования необходимые для выполнения положений настоящего закона

    +8
  • Гумер Еникеев, 18 декабря, 21:47

    Сфера - геометрический, а не юридический термин, поэтому лучше заменить это расплывчатое слово на более четко определяемое. Призвание любого Закона об образовании не "регулировать отношения в сфере образования" и не "регламентировать отношения в сфере образования", а установить и законодательно закрепить принципы и правила распространения общенаучных предметных, профессиональных и этических знаний (учебной информации) среди граждан РФ. Образование несовершеннолетних и взрослых граждан России - две принципиально разные юридические ситуации. Описать их в одном документе технически невозможно. По моему мнению должно быть два разных закона. Тогда и Статья 1 будет понятнее и легче читаться.

    +6
  • Евгений Орлов, 16 декабря, 01:09

    1) Прежде всего, конечно, необходимо внести в законопроект понятие о ступенях образования (дошкольное, школьное, средне-профессиональное, профессиональное и т.д.). И только после определения количества ступеней и отдельно по каждой ступени, расписывать те или позиции. Причем, каждая из ступеней, требует отдельной проработки, с учетом мнений специалистов. В противном случае, замечания будут носить соглашательский характер.

    2) В обязательном порядке ввести в программы школ предметы, которые сейчас отсутствуют, но крайне необходимы в жизни молодых людей. Например, каждый школьник должен хорошо знать, что такое хорошо и что такое плохо. Здесь речь идет об уголовной ответственности за противоправные поступки. Считаю неверным изучение правового предмета, в котором перечисляются права, но совершенно отсутствуют понятия об обязанностях.

    3) Также необходимо признать, что совместное обучение мальчиков и девочек одним и тем же предметам наносит сильный вред моральному здоровью каждому из учеников.

    4) Еще больший вред наносится ученикам, когда психически нездоровый преподаватель успешно проходит мед.освидетельствование.

    5) Необходимо также запретить практику совместного обучения обычных детей с детьми с ограниченными умственными способностями.

    +11
  • Глеб Скорострелов, 15 декабря, 17:12

    государственные гарантии прав и свобод в образовании Российской Федерации;

    Российская Федерация как государство уже сформирована и образована, поэтому фраза искажает смысл, государство сформировано-образовано, а государственные гарантии прав и свобод граждан в сфере образования в Российской Федерации этим законом установлены быть не могут, поскольку они уже установлены Конституцией РФ.

    Далее:

    закрепляет особенности применения к отношениям в сфере образования норм административного, гражданского, трудового, финансового и других отраслей права.

    -Эта фраза опровергает юриспруденцию, как науку вообще, поскольку все особенности применения норм отраслей законодательства закреплены в соответствующих нормативных актах этих отраслей законодательства

    -и именно законодательства, а не права,поскольку, вообще-то это немножко разные вещи,а каких-то особых особенностей в правовом государстве существовать не может по определению. Текст статьи нуждается в полной и основательной переработке.

    +16
  • Мозгунова Ирина, 13 декабря, 10:20

    В первой же статье должна быть закреплена приоритетность сферы образования, как в ныне существующем законе.

    1. Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.

    +35
  • Basik, 9 декабря, 13:57

    Попытка реализации единого подхода ко всем ступеням образования – от дошкольного до дополнительного профессионального, приводит к чрезмерной усложненности, неконкретности, нечеткости основных понятий и терминов, "размытости" формулировок, упущению важных, смысловых категорий.

    Например, в тексте закона ни разу не упоминается слово "игра", "игровая деятельность", без которой дошкольное и общее образование немыслимо.

    Но при наличии некоторых общих терминальных понятий, различий в данном случае все же гораздо больше. Следует признать, что более необходимой является построение обсуждаемого документа в виде

    Образовательного Кодекса Российской Федерации – ОК РФ.

    Основными структурными единицами ОК РФ могли бы стать части, разделы, или самостоятельные законы по ступеням образования, может быть в несколько измененном составе, поскольку в материалах обсуждения такие предложения имеются.

    Дошкольное образование

    Общее образование

    Профессиональное обучение

    Среднее профессиональное образование

    Высшее образование

    Дополнительное образование

    Дополнительное профессиональное образование

    Эти основные разделы должны быть проработаны до уровня законов прямого действия, которые не содержали бы отсылочных норм, не требовали бы разработки дополнительных "типовых положений", в которых содержание закона трактуется чиновниками соответствующих ведомств весьма произвольно. Наличие двух федеральных нормативных документов (Закона и Типового Положения) создает неопределенность: повторять друг друга полностью они не могут (зачем тогда нужны два документа?), а различия каждой стороной трактуются по-своему.

    Все остальные разделы настоящего Проекта Закона могут войти либо в целом состав ОК РФ, либо могут быть встроены внутрь его соответствующих основных разделов. Экономическая деятельность университета и экономическая деятельность детского сада строятся, все же, по-разному.

    +65
  • Павел, 9 декабря, 12:33

    Считаю, что данный федеральный закон должен также устанавливать общие принципы и направления по формированию у школьников и педагогов трезвого мировоззрения, направленного на здоровый образ жизни.

    +9
  • Михайлов Сергей, 5 декабря, 12:03

    государственные гарантии прав и свобод в образовании Российской Федерации

    изложить в редакции: "государственные гарантии прав и свобод участников образовательного процесса,.."

    +21
  • Станислав, 4 декабря, 23:42

    Настоящий Федеральный закон устанавливает..

    Примечания:

    1) после слова "настоящий" необязательно писать словосочетание "Федеральный закон" с большой буквы, так как это излишне (слово "настоящий" уже подразумевает именно этот федеральный закон);

    2) принципы и начала - это одно и то же; для закона важна однозначность и устойчивость выражений, для избежания неверного истолкования, таким образом можно оставить только "начала";

    3) написано без подробностей, сплошным текстом, что затрудняет понимание.

    Предлагаю иную редакцию статьи 1:

    "Настоящий федеральный закон провозглашает и закрепляет:

    1) исчерпывающий перечень общих начал осуществления образовательной деятельности в пределах Российской Федерации;

    2) особенности правового положения лиц, участвующих в образовательных отношениях;

    3) основные требования государства к поведению лиц, участвующих в образовательных отношениях;

    4) виды государственной поддержки российскому образованию, а также основания её оказания и основания прекращения её оказания в пользу определённых лиц, участвующих в образовательных отношениях;

    5) способы и порядок государственной оценки соответствия осуществляемой образовательной деятельности её общим началам;

    6) особенности применения к лицам, участвующим в образовательных отношениях, норм иных отраслей законодательства."

    +6
  • Прокофьев, 4 декабря, 14:55

    Словосочетание "и других отраслей права" предлагаю заменить на "и других отраслей законодательства", поскольку понятие "отрасль права" - это теоретико-правовая конструкция, а понятие "отрасль законодательства" имеет более чёткое и ясное содержание и конкретизируется в действующем законодательстве.

    +15
  • sarmat, 3 декабря, 22:46

    После слов "государственные гарантии прав и свобод" добавить в "системе образования"

    +6
  • Qilin-Giuz, 2 декабря, 00:59

    Я бы предложил доработать настоящий акт и изложить его в форме "Образовательного кодекса Российской Федерации". Плюсы такого подхода:

    - единство источника правового регулирования;

    - удобство практического использования (упрощённо - толстенькая брошюра);

    - минимизация рисков переходного периода (можно почти гарантировать, что Закон РФ 1992 года и этот Федеральный закон 2011 года неюристы будут путать или воспринимать как один акт; в судебной практике - нежелательны постоянные уточнения даты принятия применяемого акта);

    - выигрыш на почти подсознательном уважении населения к кодексам (к УК РФ, УПК РФ, ГК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, etc., например);

    - разрешение вопроса экономии правовых средств: "Переходные положения" можно будет вынести в отдельный Федеральный закон и не "латать" потом (году в 2017-ом) место реализованных переходных норм;

    - разрешение академического (методического) вопроса о выделении образовательного права в самостоятельную отрасль права (есть специалисты, которые считают, что состоявшаяся отрасль должна иметь кодифицированную правовую базу), и т.д...

    Таким образом, по личному мнению, принятие именно Образовательного кодекса - не просто изменение названия акта, но и позитивный шаг в сфере правовой политики, политики в сфере образования...

    +37
  • Sokol, 1 декабря, 23:56

    В ст.1 главы 1 Закона нужно исключить "закрепляет особенности применения к отношениям в сфере образования норм административного, гражданского,

    трудового, финансового и других отраслей права." Закреплять особенности применения других отраслей права этим Законом не нужно. Есть Кодексы РФ, они регулируют все отношения. Особенности применения законов этих Кодексов изложенные в этом Законе фактически означает раздробленность и неоднозначное толкование законодательства. Все поправки нужно вносить в сами Кодексы иначе нарушается системность, что приведет только к путанице и неправильному пониманию гражданами текста Закона и Кодексов. Вместе с тем в статье отсутствует сфера действия Закона, а это территория Российской Федерации, в том числе территория посольств и консульств Российской Федерации расположенных за границей.

    +7
  • Gabalus, 1 декабря, 17:54

    Видимо, пропущено слово "сфере" между "в" и "образовании" (и слово должно звучать - "образованиЯ") в этой части предложения:"...государственные гарантии прав и свобод в образовании Российской Федерации;"

    +11
  • BASH, 1 декабря, 15:53

    В этой статье следует отразить перечень существующих в РФ образовательных структур, попадающих под действие настоящего закона об образовании, например, государственные и частные детские сады, школы, колледжи, училища, техникумы, ВУЗы, университеты, академии, а также индивидуальное самообразование по утвержденным обучающим программам. Ведь сфера действия настоящего закона уже определена в самом его названии.

    +24
Цитировать