Законопроект 2011

Общественное обсуждение законопроектов

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Оглавление

Статья 12. Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации

Замечания и предложения к статье 12 (17)

1. К полномочиям Российской Федерации в области образования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия:
1) государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования расположенными на территории субъекта Российской Федерации организациями, осуществляющими образовательную деятельность (за исключением организаций, указанных в пункте 14 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона), а также органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, принятие мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, в том числе путем выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений указанным организациям, их учредителям, органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, контроль за исполнением таких предписаний;
2) государственный контроль качества образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и расположенных на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций, указанных в пункте 14 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона), в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, принятие мер по устранению нарушений данных стандартов и требований, в том числе путем выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений указанным организациям, их учредителям, контроль за исполнением таких предписаний;
3) лицензирование образовательной деятельности и государственная аккредитация организациями, осуществляющими образовательную деятельность, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций, указанных в пункте 14 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона), а также формирование, ведение и обеспечение использования региональных информационных систем государственной аккредитации, содержащих сведения о деятельности аккредитованных организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
4) подтверждение документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях.
2. Финансовое обеспечение осуществления переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, за исключением полномочий, указанных в части 10 настоящей статьи, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, а также в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на указанные цели не менее чем в объеме планируемых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации от уплаты соответствующей государственной пошлины, связанной с осуществлением переданных полномочий и зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
3. Общий объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из:
1) количества муниципальных районов и городских округов на территории субъекта Российской Федерации, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
2) количества организаций, осуществляющих образовательную деятельность организаций, в отношении которых полномочия по государственному надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования, по государственному контролю качества образования, по лицензированию образовательной деятельности и по государственной аккредитации переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
4. Средства на осуществление указанных в части 1 настоящей статьи полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
5. В случае использования средств не по целевому назначению федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования:
1) вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий, в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, а также устанавливать в случае необходимости целевые прогнозные показатели осуществления переданных полномочий;
2) согласовывает назначение на должность руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;
3) в случаях, установленных федеральными законами, готовит и вносит для принятия решения в Правительство Российской Федерации предложения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
4) по результатам ежегодного доклада об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий готовит предложения по совершенствованию законодательства об образовании.
7. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования:
1) осуществляет надзор за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене указанных нормативных правовых актов или о внесении в них изменений;
2) осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом проведения проверок соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также указанных в части 1 настоящей статьи организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и правом выдачи обязательных для исполнения предписаний:
об устранении выявленных нарушений;
о привлечении должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также должностных лиц организаций, осуществляющих образовательную деятельность, указанных в части 1 настоящей статьи, к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации;
об отстранении от должности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также должностных лиц организаций, осуществляющих образовательную деятельность, указанных в части 1 настоящей статьи;
3) согласовывает структуру органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;
4) издает методические рекомендации и обязательные для исполнения инструктивные материалы по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий;
5) устанавливает требования к содержанию и формам отчетности, а также порядок представления отчетности об осуществлении переданных полномочий;
6) анализирует причины выявленных нарушений при осуществлении переданных полномочий, принимает меры по их устранению;
7) представляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, ежегодный доклад об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий.
8. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):
1) назначает на должность руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
2) утверждает по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, структуру органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;
3) самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, предусмотренными частями 6 и 7 настоящей статьи;
4) обеспечивает своевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования:
ежеквартального отчета о расходовании предоставленных субвенций, о достижении целевых прогнозных показателей в случае их установления;
экземпляров нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам переданных полномочий;
сведений (в том числе баз данных), необходимых для формирования и ведения федеральных баз данных по вопросам контроля и надзора в сфере образования;
иных документов и информации, необходимых для контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий;
5) вправе до утверждения регламентов, указанных в пункте 1 части 6 настоящей статьи, утверждать административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, которые не могут противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации, в том числе не могут содержать не предусмотренные такими актами дополнительные требования и ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций, и разрабатываются с учетом требований к регламентам предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и исполнения государственных функций.
9. Контроль за расходованием средств на осуществление переданных полномочий осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, Счетной палатой Российской Федерации.
10. Финансовое обеспечение осуществления переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий по подтверждению документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на указанные цели не менее чем в объеме планируемых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации от уплаты соответствующей государственной пошлины, связанной с осуществлением переданных полномочий и зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

(0)

Замечания и предложения к статье 12 (17)

  • Сергей Бурцев, 1 февраля, 10:52

    Гл.2 ст.18 п.12 абзац 1 - слова «дополнительные общеобразовательные» заменить на «дополнительные общеразвивающие и предпрофессиональные», далее по тексту;

    абзац 2 — слова «дополнительные общеобразовательные» заменить на «дополнительные общеразвивающие и предпрофессиональные», далее по тексту.

    +0
  • 1.2) Исключить

    Комментарий: В статье 8 часть 12 уже обозначен контроль государства, его нельзя применять ко всему образованию, которое должно развиваться независимо от государства. Государство должно требовать прозрачности информации и задействовать элемент общественного контроля.

    +0
  • Мазин Валерий, 30 января, 20:23

    К п. 10:

    непонятно, что за подтверждение имеется в виду.

    +0
  • Мазин Валерий, 30 января, 19:58

    К п. 1:

    слова "предоставления государственных услуг" следует исключить, поскольку таковых, как мною отмечалось ранее, не должно быть.

    +0
  • Мазин Валерий, 30 января, 15:11

    К п. 3:

    ошибка в падежах: следует писать: "лицензирование образовательной деятельности и государственная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность...", далее по тексту.

    А п. 4 разве нужен?

    +1
  • Игорь, 28 января, 23:30

    Субвенции - подушевое финансирование - более-менее годятся когда Вам нужна парта, доска и кусочек мела. А для обучения современным техническим профессиям даже в НПО и СПО, а уж тем более в ВПО необходимы ОГРОМНЫЕ, несоизмеримые с расходами на зарплату, мел и парты финансовые вливания. Это средства на закупку лабораторного оборудования, расходных материалов, ремонт (ведь оно бывает ломается, особенно, если к нему допускаются студенты для обучения), на зарплату обслуживающего персонала и т.д. Поэтому данные расходы необходимо прописать отдельной строкой, либо, чтобы подушевое финансирование в было разным для разных областей подготовки специалистов - для технических специальностей на несколько порядков выше, чем для гуманитарных. Но тогда какое же это "подушевое" финансирование. Третий путь - законодательно отказаться от образования в области техники вообще.

    +2
  • Светлана, 28 января, 21:18

    Гл. 1, ст. 12, ч.3. Пункт 1 изложить в следующей редакции: «численности обучающихся в образовательных учреждениях по образовательным программам, в отношении которых полномочия по осуществлению контроля качества образования переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации».

    Обоснование: количество муниципальных районов и городских округов может быть не прямо пропорционально численности обучающихся, что может привести к разным уровням финансового обеспечения в расчете на одного обучающегося в разных населенных пунктах, а это уже – дискриминация.

    +7
  • Булатов Анатолий, 28 января, 01:59

    Добавить в конец пункта 1-1

    «Государственный контроль за реализацией государственных гарантий прав лиц на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего (начального общего, основного общего, среднего общего) образования и среднего профессионального образования каждого уровня.»

    +1
  • ч.1. п.3. Лицензирование образовательной деятельности и государственная аккредитация организациями, осуществляющими образовательную деятельность, надо: «организаций, осуществляющих …»

    +3
  • Карамчаков Андрей, 26 января, 06:28

    К полномочиям Российской Федерации в области образования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия

    В соответствии со статьей 8 части 9 включить "разработка законов, обеспечивающих право получения образования на родном языке..."

    +0
  • Весьма туманной выглядит глава 12 проекта Закона. Из содержания статей этой главы можно вынести лишь один вывод: профессиональным обучением может заниматься кто угодно, для этого даже не требуется лицензии и аккредитации, что представляется довольно странным на фоне стремления государства детально регламентировать и контролировать сферу образования.

    +2
  • doc, 8 декабря, 17:03

    2) количества организаций, осуществляющих образовательную деятельность организаций

    Второе слово "организаций" в этой фразе лишнее.

    +0
  • Shvets V.I., 4 декабря, 20:02

    Финансовое обеспечение осуществления переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, за исключением полномочий, указанных в части 10 настоящей статьи, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, а также в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на указанные цели не менее чем в объеме планируемых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации от уплаты соответствующей государственной пошлины, связанной с осуществлением переданных полномочий и зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

    Данную часть необходимо дополнить строкой о необходимости учета при этом специально разработанных федеральных нормативов подушевого финансирования ОУ, а также базовых штатных расписаний ОУ в соответствии с численностью обучающихся.

    +87
  • Сутягин Е. А., 4 декабря, 15:41

    П.7

    5) устанавливает требования к содержанию и формам отчетности, а также порядок представления отчетности об осуществлении переданных полномочий;

    Необходимо установить единую форму строгой отчетности на федеральном уровне, так как это позволит в значительной мере уменьшить возникновение коррупции и позволит унифицировать отчетные данные для последующего анализа, статистического учета, и дальнейшего стратегического планирования.

    +12
  • Anna Volkova, 3 декабря, 21:01

    Добавить к ст. 12 - контроль за организацией, реорганизацией и ликвидацией образовательных организаций органами местного управления. Должна быть высшая инстанция, которая может отменить решение о организации/ликвидации/реорганизации образовательных учреждений.

    +5
  • SergSanych, 3 декабря, 10:24

    Не вижу целесообразности в ст.12 в текущем ее представлении. Достаточно будет четко прописать и тем самым разграничить полномочия Федерации (в ст.11) и органов власти субъектов (в ст.13 данного варианта законопроекта).

    +1
  • Наталья, 2 декабря, 13:42

    Контроль за расходованием средств на осуществление переданных полномочий осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, Счетной

    палатой Российской Федерации.

    3 раза "осуществляется". Очень тяжело воспринимается текст, не только данной статьи, но и закона в целом. Много повторений в частях.

    +1
Цитировать