Законопроект 2011

Общественное обсуждение законопроектов

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Оглавление

Статья 2. Основные понятия и термины, применяемые в настоящем Федеральном законе

Замечания и предложения к статье 2 (264)

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия и термины:
автономия образовательной организации – самостоятельность образовательной организации в принятии решений и осуществлении образовательной деятельности в пределах, установленных настоящим Федеральным законом и утвержденным в установленном порядке уставом;
академические права и свободы – права и свободы, предоставляемые педагогическим работникам при осуществлении педагогической деятельности, а также обучающимся при получении образования в пределах, установленных настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Российской Федерации и утвержденным в установленном порядке уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность;
аттестация обучающихся (выпускников) – процедура оценки педагогическим работником или специально созданной комиссией степени освоения обучающимися отдельной части или всего объема учебного курса, предмета, дисциплины, модуля, образовательной программы;
воспитание – специально организуемая в системе образования деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства;
документ об образовании и (или) квалификации – документ установленной формы, выдаваемый в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, и подтверждающий достижение лицом установленных государством уровней образования (образовательных цензов) и (или) квалификации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям (образовательным стандартам и требованиям, устанавливаемым университетами) и (или) потребностям заказчика образовательных услуг, социальным и личностным ожиданиям человека;
квалификация – характеристика уровня подготовки (готовности) к выполнению определенного вида профессиональной деятельности или конкретных трудовых функций;
направленность (профиль) образования – целевая ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание и (или) преобладающие виды учебной деятельности обучающегося, а также требования к результатам ее освоения;
образование – общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенных объема и сложности;
образовательная деятельность – целенаправленные последовательные действия, осуществляемые управомоченным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем по организации и осуществлению образовательного процесса (обучения) с целью реализации образовательных программ, программ профессионального обучения, а также предоставлению дополнительных образовательных услуг;
образовательная программа – комплекс требований, определяющих основные характеристики (объем, содержание, планируемые результаты), а также организационно-педагогические условия получения образования определенного уровня и (или) направленности;
образовательные стандарты и требования, устанавливаемые университетами, – образовательные стандарты и требования по основным профессиональным образовательным программам высшего образования, самостоятельно устанавливаемые университетами, определенными федеральным законом или указом Президента Российской Федерации;
образовательные услуги – оказываемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, или индивидуальным предпринимателем услуги по организации и осуществлению образовательного процесса (обучения) в целях освоения обучающимися образовательных программ или программ отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), если они не завершаются выдачей документа, дающего право на продолжение образования на следующем уровне и занятие профессиональной деятельностью;
образовательный процесс – педагогически обоснованный процесс обучения, воспитания и развития, организуемый субъектом образовательной деятельности, реализующим образовательную программу (оказывающим образовательные услуги);
обучающийся – лицо, зачисленное в установленном порядке в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, или заключившее в установленном порядке договор на получение образовательных услуг и осваивающее образовательную программу, программу профессионального обучения;
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – обучающийся, имеющий особенности физического и (или) психического развития, затрудняющие или препятствующие получению им образования без создания для этого специальных условий;
обучение – целенаправленный процесс организации учебной деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей;
общее образование – вид образования, направленный на развитие личности и приобретение в процессе освоения преемственных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;
общероссийский классификатор специальностей по образованию – технический акт, который определяет коды и наименования укрупненных групп направлений подготовки и специальностей, по которым реализуются основные профессиональные образовательные программы;
организации, осуществляющие образовательную деятельность – юридические лица, которым настоящим Федеральным законом предоставлено право осуществлять образовательную деятельность в качестве основного или дополнительного вида деятельности на основании лицензии (подразделяются на образовательные организации и организации, осуществляющие обучение);
основная образовательная программа образовательной организации - утвержденная в установленном порядке учебно-методическая документация, определяющая на основе федерального государственного образовательного стандарта (образовательных стандарта) основные характеристики и организационно-педагогические условия получения образования определенного уровня в этой образовательной организации с учетом ее вида (категории) и особенностей деятельности;
платные образовательные услуги – образовательные услуги, оказываемые на возмездной основе за счет средств физических и (или) юридических лиц;
практика (учебная и производственная) – вид (форма) учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление и развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;
примерная образовательная программа – учебно-методическая документация, определяющая объем и содержание образования, структурированные по учебным курсам, предметам, дисциплинам (модулям), соответствующие требования к условиям образовательного процесса и планируемые результаты освоения программы;
профессиональная ориентация – деятельность по предоставлению информации и консультационной помощи обучающимся, направленная на содействие свободному и осознанному выбору ими будущей профессиональной деятельности, места и формы обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями;
профессиональное обучение – процесс обучения, направленный на освоение лицами знаний и умений, приобретение опыта деятельности, компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых функций (определенного вида трудовой деятельности (профессии)) в сфере технического и обслуживающего труда, который не сопровождается повышением уровня образования;
профессиональное образование – вид образования, направленный на приобретение обучающимися в процессе освоения профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и компетенций определенного уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работы по конкретной профессии или специальности;
профильное обучение – форма организации образовательного процесса, основанная на дифференциации и индивидуализации содержания основной общеобразовательной программы среднего общего образования с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся;
средства обучения – приборы, оборудование, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, компьютерные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства и иные виды материальных объектов, необходимые для организации образовательного процесса и реализации образовательной программы;
трудоемкость – количественная характеристика учебной нагрузки обучающегося, основанная на расчете времени, затрачиваемого им на выполнение всех видов учебной деятельности, предусмотренных учебным планом образовательной программы, включая организованную самостоятельную работу;
уровень образования (образовательный ценз) – формализованный показатель завершенного цикла образования определенного объема и степени сложности, основные характеристики которого определяются федеральным государственным образовательным стандартом, который удостоверяется соответствующим документом об образовании и (или) квалификации и является условием получения образования следующего уровня и (или) ведения профессиональной деятельности;
учебный план – документ, определяющий перечень, последовательность и распределение по периодам обучения учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик, стажировок, предусмотренных образовательной программой, временные затраты (трудоемкость) на их освоение, а также виды учебной и самостоятельной деятельности, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;
федеральный государственный образовательный стандарт – нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к образованию определенного уровня.
Иные термины определяются в отдельных статьях настоящего Федерального закона.

(0)

Замечания и предложения к статье 2 (264)

  • Поспелова Е.П., 1 февраля, 11:59

    Как предусматривается обучение по индивидуальному учебному плану одаренных школьников?

    +0
  • В статье 2 закреплено не совсем корректное определение «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – обучающийся, имеющий особенности физического и (или) психического развития, затрудняющие или препятствующие получению им образования без создания для этого специальных условий»,

    которое делает упор на несовершенство человека, а не на отсутствие доступной среды.

    Предлагаем определение, в котором акцент сделан на необходимость создания специальных условий:

    «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» –

    обучающийся, имеющий особенности физического и (или) психического развития и (или) интеллектуального развития, которому для получения образования может быть необходимо создание специальных условий для получения образования.

    +3
  • ecobiocentre@mail.ru, 1 февраля, 10:50

    Глава 1. ст.2

    Профессиональная ориентация — деятельность, направленная на: обеспечение информацией и консультационной помощи обучающимся, содействующая свободному и осознанному выбору ими будущей профессиональной деятельности, места и формы обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями; формирование у них трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей; профессиональное развитие личности и поддержку профессиональной карьеры. (Википедия)

    +0
  • Ялакаева Индира, 1 февраля, 10:18

    Необходимо ввести следующие определения:

    «инклюзивное образование» –

    совместное обучение (воспитание) в учебных заведениях общеобразовательного типа (включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования), лиц с инвалидностью, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений

    КОММЕНТАРИЙ:

    Нам представляется, что основные принципы инклюзии должны быть заложены именно в общем Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», а не выделены в отдельный «специальный» закон, поскольку Россия подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов и в настоящее время готовится к ее ратификации. Термин «инклюзивное образование» официально закреплен в ст. 24 Конвенции, посвященной образованию, где говорится: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни». Включение термина «инклюзивное образование» в новый ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», так, как его понимает Конвенция ООН о правах инвалидов, будет являться существенным шагом вперед в плане обеспечения гарантий на реализацию людьми с инвалидностью своего права на образование.

    – / –

    «специальные условия для получения образования» –

    комплекс мер и технических средств реабилитации, включая средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, обеспечивающий доступ обучающегося ко всем объектам образовательной инфраструктуры, беспрепятственное получение информации, облегчающий процесс получения знаний, умений и навыков, и призванный максимально компенсировать имеющиеся ограничения и повысить эффективность процесса обучения и воспитания.

    КОММЕНТАРИЙ:

    Необходимо вводить четкое определение «специальных условий для получения образования», без которого реализация прав людей с особыми образовательными потребностями будет весьма затруднительна ввиду возможного разного понимания со стороны исполнителей.

    – / –

    «индивидуальный учебный план» –

    образовательная программа обучения одного учащегося на определенный период, составляемая с учетом его физических, интеллектуальных, национальных и других особенностей и изменяемая по ходу процесса обучения, разрабатываемая с привлечением специалистов образовательной организации, центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи, законных представителей.

    КОММЕНТАРИЙ:

    Обучение по «индивидуальному учебному плану» закреплено во многих статьях Законопроекта (ст. ст. 34, 43, 60, 63). Разработка индивидуального учебного плана является важнейшим условием реализации права на образование учащимся с особыми образовательными потребностями. В статье 63 пункт 3 раскрывается очень ограниченное понятие индивидуального плана: «При обучении по индивидуальному учебному плану для обучающегося составляется индивидуальное расписание занятий». Но индивидуальный план обучения для ребенка с инвалидностью не может включать в себя только индивидуальное расписание занятий. В определении индивидуального плана необходимо отразить именно индивидуальный подход к способностям ребенка с инвалидностью, особенно к детям с ментальными ограничениями. При разработке индивидуального плана подбираются разноуровневые программы по каждому предмету, определяется необходимость присутствия тьютора, вводятся дополнительные занятия с определенными специалистами и т.д. В связи с этим, считаем необходимым, законодательно закрепить предлагаемый вариант определения

    – / –

    ВТОРОЙ КОММЕНТАРИЙ (ДРУГОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ):

    В связи с вышеизложенным комментарием, целесообразным представляется рассмотреть такой вариант – вовсе отказаться от определения «индивидуальный учебный план» в пользу определения «индивидуальный план реализации образовательной программы».

    +1
  • Ялакаева Индира, 1 февраля, 10:11

    В статье 2 закреплено не совсем корректное определение «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – обучающийся, имеющий особенности физического и (или) психического развития, затрудняющие или препятствующие получению им образования без создания для этого специальных условий»,

    которое делает упор на несовершенство человека, а не на отсутствие доступной среды.

    Предлагаем определение, в котором акцент сделан на необходимость создания специальных условий:

    «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» –

    обучающийся, имеющий особенности физического и (или) психического развития и (или) интеллектуального развития, которому для получения образования может быть необходимо создание специальных условий для получения образования.

    +1
  • Гимназия № 10 ЛИК, 1 февраля, 10:08

    1. В глоссарии Закона (статья 2) понятии «образование» трактуется как общественное благо. Но общественное благо может считаться благом, если оно предоставляется бесплатно либо обществом, либо государством. На самом деле за это «благо» платят своими налогами родители учащихся, кроме этого они оплачивают и другие образовательные услуги, 70 % студентов оплачивают свое образование в вузах.

    Предложение – убрать из текста слово «благо».

    +0
  • Мякшин Н.А., 1 февраля, 10:07

    «индивидуальный учебный план» –

    образовательная программа обучения одного учащегося на определенный период, составляемая с учетом его физических, интеллектуальных, национальных и других особенностей и изменяемая по ходу процесса обучения, разрабатываемая с привлечением специалистов образовательной организации, центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи, законных представителей.

    КОММЕНТАРИЙ:

    Обучение по «индивидуальному учебному плану» закреплено во многих статьях Законопроекта (ст. ст. 34, 43, 60, 63). Разработка индивидуального учебного плана является важнейшим условием реализации права на образование учащимся с особыми образовательными потребностями. В статье 63 пункт 3 раскрывается очень ограниченное понятие индивидуального плана: «При обучении по индивидуальному учебному плану для обучающегося составляется индивидуальное расписание занятий». Но индивидуальный план обучения для ребенка с инвалидностью не может включать в себя только индивидуальное расписание занятий. В определении индивидуального плана необходимо отразить именно индивидуальный подход к способностям ребенка с инвалидностью, особенно к детям с ментальными ограничениями. При разработке индивидуального плана подбираются разноуровневые программы по каждому предмету, определяется необходимость присутствия тьютора, вводятся дополнительные занятия с определенными специалистами и т.д. В связи с этим, считаем необходимым, законодательно закрепить предлагаемый вариант определения

    +8
  • Мякшин Н.А., 1 февраля, 10:06

    «специальные условия для получения образования» –

    комплекс мер и технических средств реабилитации, включая средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, обеспечивающий доступ обучающегося ко всем объектам образовательной инфраструктуры, беспрепятственное получение информации, облегчающий процесс получения знаний, умений и навыков, и призванный максимально компенсировать имеющиеся ограничения и повысить эффективность процесса обучения и воспитания.

    КОММЕНТАРИЙ:

    Необходимо вводить четкое определение «специальных условий для получения образования», без которого реализация прав людей с особыми образовательными потребностями будет весьма затруднительна ввиду возможного разного понимания со стороны исполнителей

    +6
  • Сергей Бурцев, 1 февраля, 10:00

    Крайнюю озабоченность вызывает появление в тексте проекта ФЗ «Об образовании в РФ» термина «образовательная услуга», и практически полное отсутствие понятия «воспитание обучающихся». Предлагаем исключить термин "услуга" из проекта ФЗ «Об образовании в РФ». Воспитание является неотъемлемой частью образования и должно в полной мере регламентироваться настоящим законом. Отмечена необходимость конкретного и достаточно полного законодательного определения единых на всей территории Российской Федерации основ социального и профессионального статуса обучающихся и педагогических работников, слабо урегулированных в тексте проекта закона.

    +0
  • ИРО Свердл. обл., 1 февраля, 09:53

    Уточнить определения ряда понятий и терминов (статья 2), отражающих важные отношения в сфере образования:

    - в определении понятия «автономия образовательной организации» четко раскрыть особенности этого вида самостоятельности образовательной организации;

    - в определение понятия аттестации обучающихся (выпускников) включить не только процедуру оценки достижений обучающихся, но не ее результат, а также признание индивидуальных достижений обучающихся, выходящих за рамки стандартных требований;

    - в определение понятия образование включить не только процесс воспитания и обучения человека (обучающегося), но и констатацию достижения обучающимся результатов образования и приобретения вытекающих из этого прав.

    +0
  • Мозгунова Ирина, 1 февраля, 09:50

    1) Из определения "воспитание" убрать "в системе образования";

    2) в определении "образование" убрать словосочетание "под которым понимается" (под "образованием" или "благом"? - из текста непонятно), и перечислить три значения понятия "образование" через "точку с запятой".

    "Образование – общественно значимое благо; целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства; совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенных объема и сложности. Возможно отдельно дать толкование понятия "общественное благо", как предоставляемой государством услуги, равнодоступной для каждого члена общества; как общественной ценности, дающей положительный эффект для развития общества.;

    3) в определении "качество образования" конкретизировать, что КО выражается в показателях "образованности (воспитанности и обученности)" обучающихся.

    +2
  • koshkarova, 1 февраля, 07:57

    1.Привести в соответствие термины.

    Например, в ст. 2 имеется только термин "образовательная организация", а в содержании проекта, в частности, ст.11, употребляется термин "образовательное учреждение".

    +2
  • MaximKA, 1 февраля, 06:21

    общее образование – вид образования, направленный на развитие личности и [осмысленное] приобретение...

    навыков, компетенций, [настойчивости и упорства], [нетерпимости к негативным проявлениям реальности],

    необходимых для [активной духовно и культурно наполненной] жизни...

    +0
  • Дружинин Г.Г., 1 февраля, 03:43

    Трудоёмкость, рассчитанная на основе затрат времени — принципиальный порок всей существующей системы образования. Из закона надо убрать все упоминания о времени обучения, в том числе о плановых сроках обучения и о рабочем времени преподавателей, измеряемом в часах учебных занятий. В законе надо оставить упоминания только аттестации по результатам.

    +0
  • Посетитель, 1 февраля, 02:51

    К главе 1, статье 2:

    Необходимы дефиниции:

    Учебник – основное обучающее пособие, в котором информация даётся не в виде описания фактов, аргументов, событий, явлений и свойств и в котором представлены современными средствами в современной форме на современном уровне узловые проблемы и блоки фактов, событий, явлений и свойств через введение в темы и информацию в свёрнутом виде (планы, таблицы, задачи, короткие тексты и задания по их анализу и т.п. с моделями рассуждений и доказательств) для того, чтобы исключалась зубрёжка и воспроизведение готовых знаний.

    Образовательные стандарты – это документы, целью которых является обозначить современный уровень требований и условий, при которых реализуются программы образовательных учреждений.

    Комментарий: не дав этих базовых дефиниций, неприлично ссылаться на какие-то другие статьи, где эти определения якобы даются.

    +1
  • Алексей, 1 февраля, 01:06

    Cт. 2 дополнить следующими понятиями и терминами:

    ценности - убеждения человека в значимости (или важности) лично для него некоторого объекта или явления, это индивидуальные ценности;

    система ценностей - некий набор ценностей выстроенных в определённую иерархию;

    единая общенациональная система ценностей - это такой универсальный, иерархически выстроенный набор индивидуальных ценностей, который может объединять людей различных культур, религий, народов, являющихся гражданами одной страны;

    +1
  • Anna Dmitrieva, 31 января, 23:16

    воспитание – специально организуемая в системе образования деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства;

    А если нормы, принятые в обществе, не совпадают с ценностями семьи? Во всех цивилизованных государствах убеждения родителей уважаются школой и обществом! По этому определению воспитания в данном законопроекте получается, что наши дети могут быть воспитаны в таких "ценностях" как гомосексуализм, не говоря о внебрачной половой жизни и т.п. Необходимо в определении воспитания указать, что общественное воспитание не должно противоречить убеждениям родителей.

    У родителей должен быть приоритет в воспитании собственных детей.

    Завуч по воспитательной части должен быть заместителем директора по вопросам сотрудничества с родителями.

    +0
  • «специальные условия для получения образования» –

    комплекс мер и технических средств реабилитации, включая средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, обеспечивающий доступ обучающегося ко всем объектам образовательной инфраструктуры, беспрепятственное получение информации, облегчающий процесс получения знаний, умений и навыков, и призванный максимально компенсировать имеющиеся ограничения и повысить эффективность процесса обучения и воспитания.

    КОММЕНТАРИЙ:

    Необходимо вводить четкое определение «специальных условий для получения образования», без которого реализация прав людей с особыми образовательными потребностями будет весьма затруднительна ввиду возможного разного понимания со стороны исполнителей

    +6
  • В статье 2 закреплено не совсем корректное определение «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – обучающийся, имеющий особенности физического и (или) психического развития, затрудняющие или препятствующие получению им образования без создания для этого специальных условий»,

    которое делает упор на несовершенство человека, а не на отсутствие доступной среды.

    Предлагаем определение, в котором акцент сделан на необходимость создания специальных условий:

    «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» –

    обучающийся, имеющий особенности физического и (или) психического развития и (или) интеллектуального развития, которому для получения образования может быть необходимо создание специальных условий для получения образования.

    +6
  • Милованов Николай, 31 января, 22:46

    воспитание – специально организуемая, в том числе и в системе образования, деятельность, направленная на развитие личности в соответствии с духовными ценностями человеческого мирового сообщества.

    +0
  • В ст.2 закреплено не совсем корректное определение «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – обучающийся, имеющий особенности физического и (или) психического развития, затрудняющие или препятствующие получению им образования без создания для этого специальных условий», которое делает упор на несовершенство человека, а не на отсутствие доступной среды.

    Предлагаем определение, в котором акцент сделан на необходимость создания специальных условий:

    «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» –

    обучающийся, имеющий особенности физического и (или) психического развития и (или) интеллектуального развития, которому для получения образования может быть необходимо создание специальных условий для получения образования.

    +4
  • Ольга Лепнёва, 31 января, 22:29

    Предлагаю откорректировать определения понятий " воспитание" и "обучение", определив их или как процессы (и оба целенаправленные), или как деятельности, и четче определив результат.

    +0
  • Необходимо законодательно закрепить понятие

    «особые образовательные потребности» –

    это понятие охватывает потребности не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и многих других детей, нуждающихся в индивидуальном учебном плане (индивидуальном плане реализации образовательной программы), нуждающихся в специальных условиях для получения образования (в том числе в рамках образовательных учебных заведений общего типа) – в том числе детей с трудностями в обучении, детей с особенностями умственного развития, детей из малообеспеченных / социально неблагополучных / неполных семей, этнических меньшинств, мигрантов, сирот, детей в конфликтных зонах, подвергшихся насилию или перенесших иную психологическую травму.

    КОММЕНТАРИЙ:

    в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» перечислены следующие категории детей, на учет чьих потребностей должна ориентироваться Новая школа: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с инвалидностью, дети, оставшихся без попечения родителей, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

    +7
  • Необходимо ввести следующие определения:

    «инклюзивное образование» –

    совместное обучение (воспитание) в учебных заведениях общеобразовательного типа (включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования), лиц с инвалидностью, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений

    КОММЕНТАРИЙ:

    Нам представляется, что основные принципы инклюзии должны быть заложены именно в общем Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», а не выделены в отдельный «специальный» закон, поскольку Россия подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов и в настоящее время готовится к ее ратификации. Термин «инклюзивное образование» официально закреплен в ст. 24 Конвенции, посвященной образованию, где говорится: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни». Включение термина «инклюзивное образование» в новый ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», так, как его понимает Конвенция ООН о правах инвалидов, будет являться существенным шагом вперед в плане обеспечения гарантий на реализацию людьми с инвалидностью своего права на образование.

    – / –

    «специальные условия для получения образования» –

    комплекс мер и технических средств реабилитации, включая средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, обеспечивающий доступ обучающегося ко всем объектам образовательной инфраструктуры, беспрепятственное получение информации, облегчающий процесс получения знаний, умений и навыков, и призванный максимально компенсировать имеющиеся ограничения и повысить эффективность процесса обучения и воспитания.

    КОММЕНТАРИЙ:

    Необходимо вводить четкое определение «специальных условий для получения образования», без которого реализация прав людей с особыми образовательными потребностями будет весьма затруднительна ввиду возможного разного понимания со стороны исполнителей.

    – / –

    «индивидуальный учебный план» –

    образовательная программа обучения одного учащегося на определенный период, составляемая с учетом его физических, интеллектуальных, национальных и других особенностей и изменяемая по ходу процесса обучения, разрабатываемая с привлечением специалистов образовательной организации, центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи, законных представителей.

    КОММЕНТАРИЙ:

    Обучение по «индивидуальному учебному плану» закреплено во многих статьях Законопроекта (ст. ст. 34, 43, 60, 63). Разработка индивидуального учебного плана является важнейшим условием реализации права на образование учащимся с особыми образовательными потребностями. В статье 63 пункт 3 раскрывается очень ограниченное понятие индивидуального плана: «При обучении по индивидуальному учебному плану для обучающегося составляется индивидуальное расписание занятий». Но индивидуальный план обучения для ребенка с инвалидностью не может включать в себя только индивидуальное расписание занятий. В определении индивидуального плана необходимо отразить именно индивидуальный подход к способностям ребенка с инвалидностью, особенно к детям с ментальными ограничениями. При разработке индивидуального плана подбираются разноуровневые программы по каждому предмету, определяется необходимость присутствия тьютора, вводятся дополнительные занятия с определенными специалистами и т.д. В связи с этим, считаем необходимым, законодательно закрепить предлагаемый вариант определения

    – / –

    В связи с вышеизложенным комментарием, целесообразным представляется рассмотреть такой вариант – вовсе отказаться от определения «индивидуальный учебный план» в пользу определения «индивидуальный план реализации образовательной программы».

    +6
  • В статье 2 закреплено не совсем корректное определение «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – обучающийся, имеющий особенности физического и (или) психического развития, затрудняющие или препятствующие получению им образования без создания для этого специальных условий»,

    которое делает упор на несовершенство человека, а не на отсутствие доступной среды.

    Предлагаем определение, в котором акцент сделан на необходимость создания специальных условий:

    «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» –

    обучающийся, имеющий особенности физического и (или) психического развития и (или) интеллектуального развития, которому для получения образования может быть необходимо создание специальных условий для получения образования.

    +6
  • Поветкина Татьяна, 31 января, 21:01

    Необходимо законодательно закрепить понятие

    «особые образовательные потребности» –

    это понятие охватывает потребности не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и многих других детей, нуждающихся в индивидуальном учебном плане (индивидуальном плане реализации образовательной программы), нуждающихся в специальных условиях для получения образования (в том числе в рамках образовательных учебных заведений общего типа) – в том числе детей с трудностями в обучении, детей с особенностями умственного развития, детей из малообеспеченных / социально неблагополучных / неполных семей, этнических меньшинств, мигрантов, сирот, детей в конфликтных зонах, подвергшихся насилию или перенесших иную психологическую травму.

    +16
  • Поветкина Татьяна, 31 января, 20:59

    Необходимо ввести определение «специальных условий для получения образования» –

    комплекс мер и технических средств реабилитации, включая средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, обеспечивающий доступ обучающегося ко всем объектам образовательной инфраструктуры, беспрепятственное получение информации, облегчающий процесс получения знаний, умений и навыков, и призванный максимально компенсировать имеющиеся ограничения и повысить эффективность процесса обучения и воспитания.

    КОММЕНТАРИЙ:

    Необходимо вводить четкое определение «специальных условий для получения образования», без которого реализация прав людей с особыми образовательными потребностями будет весьма затруднительна ввиду возможного разного понимания со стороны исполнителей.

    +14
  • 1. В определении термина "качество образования" исключить слова "личностным ожиданиям человека". Это связано с тем, что конечным результатом образовательной услуги может стать результат, который прямо противоположен ожиданию человека.

    +0
  • Мякшин Н.А., 31 января, 19:52

    В статье 2 закреплено не совсем корректное определение «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – обучающийся, имеющий особенности физического и (или) психического развития, затрудняющие или препятствующие получению им образования без создания для этого специальных условий»,

    которое делает упор на несовершенство человека, а не на отсутствие доступной среды.

    Предлагаем определение, в котором акцент сделан на необходимость создания специальных условий:

    «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» –

    обучающийся, имеющий особенности физического и (или) психического развития и (или) интеллектуального развития, которому для получения образования может быть необходимо создание специальных условий для получения образования.

    +7
  • Евгения Чуринова, 31 января, 19:45

    Требую убрать из законопроекта словосочетания "образовательные услуги" , "образовательные стандарты", ни как не соответствующие реалиям наших школ и вузов, ни как сформированный социальный заказ общества и государства.

    +1
  • Andrey, 31 января, 19:36

    В статье 2 установить определения следующих понятий, использованных в проекте закона, касающихся в частности учреждений высшего образования:

    культурно-массовая работа,

    оздоровление,

    спортивная работа

    Возможно в другом разделе закона необходимо также уточнить перечень мероприятий входящих в состав этих определений, вузам выделяют средства на проведение работы по указанным направлениям, но однако постоянно возникают дискуссии в частности с проверяющими органами, что относить к данным видам работы, а что нет, что есть оздоровление, а что лечение и т.д. а кроме разъяснений в письмах нет внятной позиции по этому поводу в нормативных документах, письма это лишь мнения, вольно трактующие закон.

    +0
  • Татьяна, 31 января, 19:26

    Нет определения "дополнительное образование".

    +0
  • Бугаков Игорь, 31 января, 19:05

    1. В статье 1 закон устанавливает «общие принципы и начала…». Поскольку «принцип» и «начало» суть одно и то же, то правильнее говорить об «общих принципах и механизмах …».

    С уважением, И.А. Бугаков.

    +4
  • Поветкина Татьяна, 31 января, 19:01

    Необходимо ввести следующие определения:

    «инклюзивное образование» –

    совместное обучение (воспитание) в учебных заведениях общеобразовательного типа (включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования), лиц с инвалидностью, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений

    Нам представляется, что основные принципы инклюзии должны быть заложены именно в общем Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», а не выделены в отдельный «специальный» закон, поскольку Россия подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов и в настоящее время готовится к ее ратификации. Термин «инклюзивное образование» официально закреплен в ст. 24 Конвенции, посвященной образованию, где говорится: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни». Включение термина «инклюзивное образование» в новый ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», так, как его понимает Конвенция ООН о правах инвалидов, будет являться существенным шагом вперед в плане обеспечения гарантий на реализацию людьми с инвалидностью своего права на образование.

    +11
  • Поветкина Татьяна, 31 января, 18:59

    В статье 2 закреплено не совсем корректное определение «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – обучающийся, имеющий особенности физического и (или) психического развития, затрудняющие или препятствующие получению им образования без создания для этого специальных условий»,

    которое делает упор на несовершенство человека, а не на отсутствие доступной среды.

    Предлагаем определение, в котором акцент сделан на необходимость создания специальных условий:

    «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» –

    обучающийся, имеющий особенности физического и (или) психического развития и (или) интеллектуального развития, которому для получения образования может быть необходимо создание специальных условий для получения образования.

    +11
  • В статье 2 закреплено не совсем корректное определение «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – обучающийся, имеющий особенности физического и (или) психического развития, затрудняющие или препятствующие получению им образования без создания для этого специальных условий»,

    которое делает упор на несовершенство человека, а не на отсутствие доступной среды.

    Предлагаем определение, в котором акцент сделан на необходимость создания специальных условий:

    «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» –

    обучающийся, имеющий особенности физического и (или) психического развития и (или) интеллектуального развития, которому для получения образования может быть необходимо создание специальных условий для получения образования.

    +6
  • 1. В статье 2 проекта в определении образовательной деятельности необходимо уточнить, что это не просто целенаправленные последовательные действия, а именно "... - система целенаправленных последовательных действий...";

    +1
  • Егоров С.В., 31 января, 17:42

    1. В ст. 2 «Основные понятия и термины» термин «качество образования» трактуется узко (на уровне отдельной страны - РФ); он должен быть расширен до современного уровня: «Степень его соответствия федеральным ГОС и требованиям, а также лучшим мировым образовательным стандартам и требованиям » (далее по тексту).

    2. Там же (ст. 2) термин «квалификация» должен быть дополнен: «квалификация – характеристика уровня подготовки (готовности) к выполнению … конкретных трудовых функций, оцениваемая степенью освоения определенного множества соответствующих (необходимых) компетенций».

    Понятие компетенции широко используется уже в ФГОС третьего поколения. Его целесообразно также включить в число основных понятий и терминов, то есть в ст. 2.

    +0
  • Пржегорлинский В.Н., 31 января, 16:06

    ГОУВПО "Рязанский государственный радиотехнический университет", зав. кафедрой "Информационная безопасность" Пржегорлинский В.Н.

    В статье 2 установить определения следующих понятий:

    квалификация (степень),

    компетенция,

    квалификационные требования,

    профессиональный стандарт,

    прикладной бакалавр,

    академический бакалавр,

    профиль,

    специализация.

    +2
  • mousosh2, 31 января, 15:56

    Конкретизировать понятие «аттестация» - разделить на итоговую и промежуточную.

    +3
  • Статья 2. Основные понятия и термины, применяемые в настоящем Федеральном законе

    1. Термин «академические права и свободы» (используется также в пункте 7 части 2 статьи законопроекта) представляется не имеющим ясного содержания. Возможно, в данном случае речь необходимо вести об определённых ограничениях общепринятых прав и свобод, это должно быть сформулировано соответствующим образом.

    2. В определении термина «образование» качественная характеристика «общественно значимое благо» – излишня.

    3. Термин «образовательная деятельность» желательно сформулировать как систему целенаправленных действий, а не только их последовательность. Предполагает также возможность не только обучения, но и воспитания.

    4. Термин «практика (учебная и производственная)» может быть связан не только с выполнением в дальнейшем работ, но и с производством продукции, и с оказанием услуг.

    5. Понятие «трудоёмкость» сформулировано невнятно и является индивидуальной характеристикой, которая вряд ли может быть объективизирована, тем более из расчёта «времени, затрачиваемого на выполнение всех видов учебной деятельности». Словосочетание «выполнение деятельности» с точки зрения русского языка, выглядит несуразно и не употребляется.

    6. В перечне понятий отсутствуют следующие понятия:

    - «участники образовательного процесса», используемого далее в тексте (на-пример, статья 16.2.1);

    - «граждан, проявивших выдающиеся способности». Данный термин определён в статье 126 законопроекта;

    - в перечисляемых терминах отсутствуют определения типа, вида, категории образовательной организации (см. замечания к статье 26).

    Значительное количество понятий перенесено в сам текст законопроекта (дошкольное, начальное, высшее образование и др.). В этом случае непонятно, для чего во-обще в тексте закона статья 2.

    +0
  • 4. Дополнить статью 2 «Основные понятия и термины, применяемые в на-стоящем Федеральном законе» новыми абзацами следующего содержания:

    «инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья – форма получения дошкольного образования, общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками без инвалидности, на общих основаниях, но при обеспечении условий комфортной для лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательной среды и адаптации используемых образовательных задач, методов и методик в соответствии с индивидуальными возможностями обучающихся;»

    «кадетское образование – особый вид среднего (полного) общего образования с одиннадцатилетним сроком обучения и с семилетним сроком обучения с углубленным военно-патриотическим воспитанием и с начальной военной и иной предпрофессиональной, а также начальной профессиональной подготовкой, имеющими целью подготовку несовершеннолетних граждан в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, а также государственной гражданской службы;»;

    «общеобразовательная организация с религиозно-культурным компонентом образования – общеобразовательная организация, реализующая основные общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, которая обеспечивает в рамках части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, подготовку обучающихся по предметам (предметным областям) гуманитарного, национально-культурного и художественно-эстетического цикла на основе религиозно-культурной традиции од-ной из религий, указанных в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России;»;

    «общеобразовательная организация с этнокультурным компонентом образования – общеобразовательная организация, реализующая основные общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, которая обеспечивает в рамках части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, подготовку обучающихся по предметам (предметным областям) гуманитарного, национально-культурного и художественно-эстетического цикла, основанным на этнокультурной традиции одного из народов России, включая изучение соответствующего национального языка, истории, культуры и традиций народа, в целях развития личности обучающегося на основе гармоничного включения ценностей национального культурного наследия соответствующего народа в общероссийский социокультурный контекст, удовлетворения этно-культурных потребностей населения в сфере образования, обеспечения каждому обучающемуся возможности изучения родного языка, литературы, истории, этно-культурных традиций;»;

    «профессиональное религиозное образование – вид гуманитарного образования, целенаправленный процесс обучения на основе определенного вероучения и вероисповедания, реализуемый при участии и под контролем соответствующей религиозной организации и направленный на освоение обучающимися умений, навыков и компетенций, связанных с соответствующим вероисповеданием, в том числе в области проведения религиозных обрядов и церемоний, и усвоение обучающимися присущих этому вероучению социокультурных ценностей;».

    +1
  • Статья 2 «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» заме-нить на «обучающийся с особыми образовательными потребностями»

    +1
  • если школа будет считаться образовательной организацией, следовательно, с 2013 года учителя не смогут получать пенсию по выслуге лет, так как по трудовому кодексу пенсии по выслуге лет выплачиваются работникам образовательных учреждений

    +2
  • Leonid, 31 января, 14:17

    Предлагаю исключить из перечня терминов и из всех статей понятие "образовательные услуги" и "рынок образовательных услуг". Вся "рыночная" терминология здесь означает грубую ошибку редукционизма.

    +10
  • Включить в Главу 1 статьи 2 понятие « внеурочная деятельность»

    «Внеурочная деятельность» - раздел вариативной части базисного учебного (образовательного ) плана предназначен для реализации требования федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОГС НОО) . За счет указанных в базисном учебном (образовательном) плане часов на внеурочные занятия школа реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы.

    +2
  • Klopchenko Vladimir, 31 января, 12:58

    Дать определение понятия «академическая ответственность», а так же расширить определение термина «трудоемкость» в отношении педагогических работников при подготовке учебных курсов

    +5
  • ladi, 31 января, 11:52

    Что за организация "Совет ректоров" - это что?

    Сегодня существует в ВУЗе понятие "Ведущий ученый", где его определение и статус?

    +4
  • Мозгунова Ирина, 31 января, 11:25

    Замечание по Ст.2 Гл.1 "Иные термины определяются в отдельных статьях настоящего Федерального закона."

    Чем обоснован выбор терминов и понятий, размещенных в Ст.2.? Многие термины, встречающиеся далее по тексту законопроекта, остались без определения.

    Рекомендация: либо пополнить данный список недостающими терминами, либо давать определения понятий отдельно, в начале каждой из Глав.

    +4
  • Мозгунова Ирина, 31 января, 11:25

    Замечание по Ст.2 Гл.1 "Иные термины определяются в отдельных статьях настоящего Федерального закона."

    Чем обоснован выбор терминов и понятий, размещенных в Ст.2? Многие термины, встречающиеся далее по тексту законопроекта, остались без определения.

    Рекомендация: либо пополнить данный список недостающими терминами, либо давать определения понятий отдельно, в начале каждой из Глав.

    +2
Цитировать