Законопроект 2011

Общественное обсуждение законопроектов

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Оглавление

Статья 3. Основные принципы правового регулирования отношений в сфере образования

Замечания и предложения к статье 3 (240)

1. В Российской Федерации каждый имеет право на образование. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
2. Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования отношений в сфере образования признаются:
1) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам обучающихся;
2) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения закона, прав и свобод личности, патриотизма, трудолюбия, бережного отношения к природе и окружающей среде;
3) единство федерального культурного и образовательного пространства; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; включение российского образования в мировое образовательное пространство;
4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
5) запрещение дискриминации в сфере образования;
6) свобода и плюрализм в образовании, включая право выбора форм получения образования (обучения), организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования согласно склонностям и потребностям обучающегося;
7) автономия образовательных организаций академические права и свободы, предоставляемые в форме и пределах, предусмотренных настоящим Федеральным законом; информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
8) демократический, государственно-общественный характер управления образованием; обеспечение права работников, обучающихся и их родителей (законных представителей) на участие в управлении образовательной организацией в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах;
9) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования;
10) установление государственных гарантий по обеспечению прав и свобод в образовании, создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления права на образование лицами, нуждающимися в повышенной социальной и правовой защите;
11) обязательность общего образования; обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с образовательными и профессиональными потребностями; поддержка различных форм образования, обучения и самообразования, в том числе в семье, в процессе трудовой деятельности;
12) обеспечение права граждан Российской Федерации на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования;
13) установление государством обязательных минимальных требований к условиям образовательного процесса, уровню и качеству образования, обеспечение преемственности основных образовательных программ, условий для формирования гибких индивидуальных образовательных траекторий;
14) обеспечение права каждого на защиту государством его законных интересов, прав и свобод в образовании, включая судебную защиту; осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об образовании.
3. Законодательство Российской Федерации об образовании (далее – законодательство об образовании) основывается на признании равенства участников регулируемых законодательством об образовании отношений в сфере образования, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона, других федеральных законов или существа соответствующих отношений.
4. Каждый по своему усмотрению и в своих интересах осуществляет принадлежащие ему права на получение образования различного уровня и свободен в распоряжении ими.
По желанию лица, имеющего право на получение образования соответствующего уровня, образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, либо вне таких организаций. Человек также имеет право на оценку и признание по ее результатам знаний, умений, навыков, компетенций или квалификаций, приобретенных им в процессе самообразования, семейного образования или трудовой деятельности, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Человек, осуществляя свои права на получение образования и исполняя вытекающие из этого обязанности, не должен нарушать права, свободы и законные интересы других лиц.
5. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических движений и религиозных объединений (организаций) не допускаются.

(0)

Замечания и предложения к статье 3 (240)

  • pupil, 1 февраля, 11:47

    Из п.2.1. необходимо убрать принцип "свободное развитие личности". Личность должна развиваться в поле духовно-нравственных ценностей, укорененных в традициях многонационального народа России.

    +0
  • pupil, 1 февраля, 11:40

    Из п.2.1 исключить "гуманистический характер образования". Строго говоря, этот принцип закрепляет следование российского образования нормам Гуманистических манифестов, прямо противоречащих национальным традициям и духовно-нравственным ценностям многонационального народа России. Как пример: разрушение института традиционной семьи, осуществляемое в Европе, ликвидация национальных особенностей в рамках глобализации и многое другое. Традиционная культура России связана с православием (признанием Божественного как высшей истины), а не с гуманистическим движением (признающим высшей истиной человеческий разум). Сегодня в России присутствуют и та, и другая традиции. Не стоит в законе закреплять приоритет одной из них. Тем более - противоречащей Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

    +0
  • Салит Владимир, 1 февраля, 11:33

    В п. 2) ч. 2. ст. 3 считаем важным внести о необходимость воспитания ТОЛЕРАНТНОСТИ в виде следующей формулировки:

    «2) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, толерантности, трудолюбия, уважения закона, прав и свобод личности, патриотизма, трудолюбия, бережного отношения к природе и окружающей среде;»

    +6
  • Прокудин Александр, 1 февраля, 11:15

    Предложения по проекту ФЗ «Об образовании»

    1. Заменить в пп.4) п.2 ст.3 проекта ФЗ «Об образовании» выражение «светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях» на «партнерский характер отношений в сфере образования государственных и муниципальных образовательных учреждений с церковью».

    Обоснование: Светский характер образования противоречит Конституции России (статьи 19, 12 и 43), поскольку Конституция гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от обстоятельств, в частности, от отношения к религии.

    Значение термина «светский» как нерелигиозный, противоположный всему духовному оскорбляет религиозные чувства верующих людей (которых, согласно опросам подавляющее большинство), на лицо дискриминация людей по отношению их к религии и закрепление бездуховной (не религиозной) основы образования (даже в муниципальных учреждениях, не входящих в систему органов государственной власти). Закрепляется также национализация средств налогоплательщиков, не желающих бездуховного образования. Религиозное образование не является общедоступным и бесплатным.

    Фактически, государственная власть и церковь активно сотрудничают в сфере воспитания и образования детей и молодежи и их партнерские отношения поддерживаются высшим светом России. Очевидно, что закрепляемые в проекте правоотношения не соответствуют действительным общественным отношениям.

    Распространение на сферу образования светского характера отношений незаконно, поскольку атеистический принцип «отделение школы от церкви» не содержится в законодательстве России и является разрушительным для государства и семьи, ибо лишает родителей и детей духовно-нравственного воспитания и образования на бюджетные средства. Атеизм – частное дело людей.

    +0
  • В п. 2) ч. 2. ст. 3 считаем важным внести о необходимость воспитания толерантности в виде следующей формулировки:

    «2) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, толерантности, трудолюбия, уважения закона, прав и свобод личности, патриотизма, трудолюбия, бережного отношения к природе и окружающей среде;»

    КОММЕНТАРИЙ:

    Вопрос толерантности имеет большое значение в нашем многонациональном государстве. В статье 8 Конвенции о правах инвалидов закреплена обязанность государств-участников принимать безотлагательные, эффективные и надлежащие меры к тому, чтобы:

    a) повышать просвещенность всего общества, в том числе на уровне семьи, в вопросах инвалидности и укреплять уважение прав и достоинства инвалидов;

    b) вести борьбу со стереотипами, предрассудками и вредными обычаями в отношении инвалидов, в том числе на почве половой принадлежности и возраста, во всех сферах жизни.

    Таким образом, закрепив в качестве одного из основных принципов правового регулирования отношений в сфере образования – воспитание толерантности, – федеральный законодатель подчеркнет очень важное направление деятельности по изменению отношения общества не только к представителям других рас и национальностей, но и к людям с ограниченными физическими возможностями.

    +1
  • Алексей, 1 февраля, 01:09

    Пункт 2,2 Ст.3 изложить в следующей редакции:

    - гуманистический характер образования, приоритет чести, достоинства, жизни и здоровья человека …(далее по тексту)

    Пункт 2.3 Ст.3 изложить в следующей редакции:

    - единство федерального культурного и образовательного пространства; единая система общенациональных ценностей при бережном сохранении

    региональных культурных традиций и особенностей, защита и развитие национальных культур в условиях многонационального государства; включение российского образования в мировое образовательное пространство.

    +1
  • pupil, 31 января, 22:09

    Глава 1 Статья 3, часть 2, пункт 4 изложить в редакции

    4) светский характер управления образованием в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

    Имеющаяся в проекте закона формулировка «светский характер образования» не соответствует юридическому толкованию терминов «светское государство» и «светское образование». Юридически эти термины подразумевают неучастие религиозных организаций в принятии властных решений и сервисный характер властного определения содержания образования (в соответствии с выбором граждан). Сохранение термина «светский характер образование» без расшифровки содержания вносит возможность толкования его в духе советского атеизма, подразумевающего исключение религиозной составляющей знания и культуры в образовательных программах, что является нарушением ст.14 Конституции России, не допускающей сохранения атеизма как основной идеологии государственного образования.

    +1
  • Текст проекта: 13) установление государством обязательных минимальных требований к условиям образовательного процесса, уровню и качеству образования, обеспечение преемственности основных образовательных программ, условий для формирования гибких индивидуальных образовательных траекторий;

    Текст с поправками: 13) обеспечение преемственности основных образовательных программ, условий для формирования гибких индивидуальных образовательных траекторий;

    Комментарий: Государство не должно устанавливать обязательные требования к условиям образовательным процесса – это тормоз на пути формирования новых форм обучения. Это сторона должна регулироваться либо добровольными стандартами, либо обязательными регламентами, если имеется угроза жизни.

    +8
  • Анна Гуськова, 31 января, 19:25

    Статья 3, ч.2. Что подразумевается под "светским характером" образования?

    Статья 3, ч.2. Кто подразумевается под "лицами, нуждающимися в повышенной социальной и правовой защите"?. Если в ч.1 "каждый имеет право на образование", почему в данном пункте делается акцент на этих "Лицах"?

    +0
  • Александр Лукин, 31 января, 18:41

    В главе 1 статье 3 части 2 - желательно полностью или частично исключить пункт "2) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения закона, прав и свобод личности, патриотизма, трудолюбия, бережного отношения к природе и окружающей среде;"

    Статья излагает принципы правового регулирования отношений в сфере образования, а в указанном пункте 2) перечисляются цели образования (патриотизм, трудолюбие, бережное отношение и т.п.), концепции воспитания (гуманистического характера и т.д.). Кроме того, вызывает сомнения упоминание концепции "свободного развития личности". Что имеется в виду?

    +2
  • Евдокимова Лариса, 31 января, 18:21

    В п. 2) ч. 2. ст. 3 считаем важным внести о необходимость воспитания ТОЛЕРАНТНОСТИ в виде следующей формулировки:

    «2) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, толерантности, трудолюбия, уважения закона, прав и свобод личности, патриотизма, трудолюбия, бережного отношения к природе и окружающей среде;»

    +0
  • Егоров С.В., 31 января, 17:47

    3. В ст. 3 «Основные принципы правового регулирования отношений в сфере образования» упущен один из важнейших принципов – «непрерывность образования» как необходимость постоянного отслеживания новейших достижений науки и техники, повышения квалификации (век живи - век учись), подразумевающий также необходимость создания и реализации соответствующей системы дополнительного, например, послевузовского образования. Этот принцип можно включить под номером 4 (последующие номера корректируются).

    +1
  • 1. Пунктом 11 части 2 статьи 3 определена обязательность общего образования, в то время как пунктом 12 части 2 вышеназванной статьи установлено право граждан РФ «на получение основного общего образования на родном языке…..». Исходя из содержания вышеназванных пунктов можно сделать вывод о том, что право на обучение на родном языке имеют только обучающиеся 1-9 классов, а обучающиеся 10-11 такого права лишены;

    +1
  • Александр Лукин, 31 января, 17:41

    К главе 1, статье 3, части 1

    ... каждый имеет право на образование. Каждый (то есть любой человек) проживающий в России или все-же каждый гражданин России? Сомнительно, что субъект права в юридическом документе может быть обозначен прилагательным. Предлагаю добавить к нему существительное (тем самым избежать расширительного толкования) - ... каждый гражданин имеет право на образование.

    +4
  • Пономаренко Е.С., 31 января, 15:53

    Предложения по содержанию закона об образовании

    Дать развёрнутое пояснение – по пунктам – следующих формулировок:

    «Обучающимся предоставляются права на свободное выражение собственных взглядов и убеждений»

    - в какой поведенческой форме допускается выражение собственных взглядов и убеждений;

    - каких аспектов общественной жизни, а также личной жизни окружающих имеют и не имеют права затрагивать обучающиеся при выражении собственных взглядов и убеждений?

    «Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

    1) право на …свободное выражение своих мнений»

    - каких аспектов общественной жизни, а также личной жизни окружающих имеют и не имеют права затрагивать педагогические работники при выражении собственных мнений;

    -может ли оказаться, что собственное мнение педагогического работника будет расценено как политическая агитация либо религиозная пропаганда?

    «свободу от вмешательства в профессиональную деятельность»

    - чьи именно и какие именно действия рассматриваются как вмешательство в

    профессиональную деятельность педагогического работника?

    «право на условия труда, в максимальной степени способствующие эффективной педагогической и воспитательной работе»

    - каковы критерии вышеупомянутых условий труда?

    +2
  • 1.Пункт 2 части 2 статьи 3 «Основные принципы правового регулирования отношений в сфере образования» изложить в следующей редакции:

    «2) приоритет российских и общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья чело-века, свободного развития личности; воспитание нравственности, гражданственности, патриотизма, любви к Родине и семье, воспитание семейных ценностей, право-вой культуры, уважения к правам и свободам человека, трудолюбия, бережного от-ношения к культуре и к окружающей природе, приобщение к здоровому образу жизни и традиционным ценностям отечественной культуры;».

    2.Пункт 2 Статьи 3. Основные принципы правового регулирования отношений в сфере образования. Дополнить следующим подпунктом

    15) обеспечение равноправия образовательных организаций всех форм собственности

    Для создания равных условий для осуществления деятельности как государственными, так и частными образовательными организациями

    3.Статья 3. Основные принципы правового регулирования отношений в сфере образования

    1. В принципе гуманизма (часть 2, пункт 2) почему-то отсутствуют ценности отечественной и мировой культуры.

    2. Отсутствует принцип участия граждан в формировании и реализации государственной и муниципальной политики в сфере образования, а также осуществления общественного контроля за её реализацией.

    3. Отсутствует принцип инклюзии, являющийся принципом, определяющим возможность выработки детьми наилучших душевных человеческих качеств, наилучшей солидаризации общества, максимального включения и реализации человеческих ресурсов.

    4.Статья 3, пункт 2, подпункт 13 предлагается в редакции:

    «установление государством обязательных минимальных требований к условиям образовательного процесса, уровню и качеству образования, обеспечение гибкости и преемственности основных образовательных программ условий для формирования гибких индивидуальных образовательных траекторий и их индивидуализации за счет внедрения технологий, ориентированных на результаты обучения»

    5.Статья 3, пункт 2, подпункт 14 предлагается в редакции:

    «обеспечение права каждого субъекта системы образования на защиту государством его законных интересов, прав и свобод в образовании, включая судебную защиту; осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об образовании»

    6.Статья 3, пункт 4 дополнить новым абзацем «Также человек имеет право на оценку, признание и сертификацию компетенций и квалификаций, освоенных вне рамок системы формального образования (т.е. освоенных в процессе трудвой деятельности или самостоятельного обучения)»

    +2
  • Игошин, 31 января, 14:20

    4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

    Следует пояснить что понимать под светским образованием,необходимы разъяснения о том как школам взаимодействовать с церковью.

    5) запрещение дискриминации в сфере образования/

    Не вполне корректное утверждение, т.к. неясно о какой дискриминации идет речь и что под дискриминацией понимать.

    +8
  • ValGrig, 31 января, 11:44

    ч. 2 п.11 Изменить формулировку: "Обязательность основного общего образования.

    Пояснение: выпускник получит возможность выбора идти на старшую ступень школы или получать рабочую специальность, одновременно получая общее полное образование."

    При этом его права не ущемляются, а не достигший того возраста, когда по закону может быть принят на работу, выпускник будет социально защищен системой начального профессионального образования. Не все выпускники основной общей школы обладают достаточными способностями, чтобы продолжить обучение на старшей ступени в силу отсутствия соответствующей инфраструктуры (в том числе дети отдаленных мест, дети кочевых народов).

    +1
  • Ева Иванович, 31 января, 11:41

    Глава 1 ст 3 часть 2

    12) обеспечение права граждан Российской Федерации на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования;

    Дополнить:

    обеспечение получения гражданами Российской Федерации основного общего образования на русском языке;изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации регламентируется федеральным государственным образовательным стандартом; обеспечение условий на выбор языка обучения любого национального языка республик в составе РФ в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. Право граждан на получение образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования.

    +7
  • Окулов Антон, 31 января, 11:23

    в пункте 11 "обязательность общего образования". Не будет ли данное положение вступать в противоречие с частью 4 статьи 43 Конституции РФ, где прописано об обязательности только основного общего образования. Не назовёт ли либеральная общественность положения данного пункта умалением прав и свобод граждан?

    +2
  • В п.2) ч.2. считаем важным внести о необходимость воспитания ТОЛЕРАНТНОСТИ в виде следующей формулировки:

    «2) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, толерантности, трудолюбия, уважения закона, прав и свобод личности, патриотизма, трудолюбия, бережного отношения к природе и окружающей среде;»

    Комментарий:

    Вопрос толерантности имеет большое значение в нашем многонациональном государстве. В статье 8 Конвенции о правах инвалидов закреплена обязанность государств-участников принимать безотлагательные, эффективные и надлежащие меры к тому, чтобы:

    a) повышать просвещенность всего общества, в том числе на уровне семьи, в вопросах инвалидности и укреплять уважение прав и достоинства инвалидов;

    b) вести борьбу со стереотипами, предрассудками и вредными обычаями в отношении инвалидов, в том числе на почве половой принадлежности и возраста, во всех сферах жизни.

    Таким образом, закрепив в качестве одного из основных принципов правового регулирования отношений в сфере образования – воспитание толерантности, – федеральный законодатель подчеркнет очень важное направление деятельности по изменению отношения общества не только к представителям других рас и национальностей, но и к людям с ограниченными физическими возможностями.

    +11
  • Саша Андреева, 31 января, 09:36

    На комментарий "Владимир, 8 декабря, 10:32"

    К главе 1, статье 3, части 2

    Необходимо исключить любую возможность проникновения любой религии в школу. Вся религиозная пропаганда должна идти исключительно в рамках самой религии, а не в государственной школе. И за счет конфессии, а не государства.

    Поэтому предлагаю оставить старую редакцию закона "Об образовании" в части того, что преподавание религии может быть только факультативно, вне сетки часов, с согласия родителей и детей и за счет конфессии.

    Владимир совершенно прав в том, что необходимо исключить проникновение любой религии в школу. Он не прав в степени силы запрета. Запрет должен быть намного более сильным: недопустима религиозная пропаганда среди несовершеннолетних. Дети, несомненно, должны знать содержание хотя бы Ветхого завета. Это часть культуры. Но они должны знать его как литературное произведение – в числе многих других мифов народов мира.

    Поэтому в законе должен быть прямо прописан запрет на преподавание любых религиозных предметов, а также запрет на любую религиозную агитацию и пропаганду в образовательных и воспитательных учреждения, в которых обучаются и воспитываются несовершеннолетние.

    +1
  • Саша Андреева, 31 января, 09:31

    Статья 3, пункт 2, часть 4. Необходимо расшифровать понятие «светский характер образования»

    1) запрет религиозной агитации и пропаганды на территории образовательного учреждения и сотрудниками образовательного учреждения в рамках учебного процесса;

    2) запрет на преподавание предметов религиозной направленности;

    3) запрет на нахождение зданий и помещений религиозного назначения на территории образовательного учреждения;

    4) запрет на вхождение зданий и помещений религиозного назначения в состав образовательных учреждения

    5) запрет на проведение религиозных обрядов на территории образовательных учреждений

    Подчеркиваю, что понятие «светский характер образования» относится не ко всем образовательным учреждениям. Образовательное учреждение может строить на своей территории сколько угодно зданий религиозного назначения и проводить сколько угодно религиозных обрядов, при условии, что оно 1) не является государственным или муниципальным, 2) не выдает диплом государственного образца и 3) не работает с несовершеннолетними.

    +2
  • Екатерина Кулакова, 31 января, 07:24

    К главе 1, статья 3, часть 1

    В Российской Федерации каждый имеет право на БЕСПЛАТНОЕ образование.

    +3
  • Шукаева Надежда, 31 января, 07:16

    В Российской Федерации каждый имеет право на бесплатное среднее образование. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

    +3
  • Саша Андреева, 31 января, 06:35

    К статье 3

    В законе должен быть четко прописан механизм обеспечения светского характера образования.

    А именно:

    1) Статью 3, пункт 2, часть 4) необходимо принять в следующей редакции «Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных и воспитательных учреждениях, а также любых иных образовательных и воспитательных учреждениях, выдающих дипломы об образовании государственного образца; светский характер образования в образовательных и воспитательных учреждениях, в которых обучаются или воспитываются несовершеннолетние»

    2) Необходимо добавить в статью 3 пункт 6: Не допускается преподавание несовершеннолетним сотрудниками религиозных объединений (организаций). Не допускается работа в образовательных и воспитательных учреждениях, где обучаются или воспитываются несовершеннолетние, сотрудников религиозных объединений (организаций). Не допускается создание образовательных и воспитательных учреждений для обучения и воспитания несовершеннолетних религиозными объединениями (организациями) либо сотрудниками таких объединений (организаций).

    3) Добавить в статью 3 пункт 7. Религиозная агитация и пропаганда в образовательных учреждениях не допускается.

    +0
  • Ева Иванович, 31 января, 01:31

    Возможно внести дополнения в

    12) обеспечение получения гражданами Российской Федерации основного общего образования на русском языке; изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации регламентируется федеральным государственным образовательным стандартом.

    обеспечение условий на выбор языка обучения любого национального языка республик в составе РФ в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. Право граждан на получение образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования.

    +0
  • SpEcT@tor, 30 января, 17:46

    Думаю стоит разрешить деятельность всех этих организаций в учреждениях образования, при условии не влияния их на образовательный процесс.

    +2
  • SpEcT@tor, 30 января, 17:19

    Дополнить строки:

    Человек также имеет право на оценку и признание по ее результатам знаний, умений, навыков, компетенций или квалификаций, приобретенных им в процессе самообразования, семейного образования или трудовой деятельности, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Строкой:"При соответствии знаний, умений, навыков, компетенций или квалификаций, приобретенных им в процессе самообразования, семейного образования или трудовой деятельности, в соответствии с законодательством Российской Федерации выдавать соответствующие документы об образовании государственного образца.

    +12
  • SpEcT@tor, 30 января, 16:55

    Изложить в виде:

    Законодательство Российской Федерации об образовании (далее – законодательство об образовании) основывается на признании главенства обучающихся и их интересов, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона, других федеральных законов или существа соответствующих отношений.

    +4
  • SpEcT@tor, 30 января, 16:50

    В пункте 11 строку:

    обязательность общего образования

    Заменить на:"Обязательность бесплатного общего образования. Общедоступность бесплатного профессионального образования на конкурсной основе".

    +11
  • SpEcT@tor, 30 января, 16:41

    Пункт первый изложить в виде: "В Российской Федерации каждый имеет право на бесплатное общее образование всех уровней. Любой гражданин РФ может также освоить программы профессионального образования за счёт средств федерального бюджета на конкурсной основе. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации."

    +13
  • сердцева людмила, 30 января, 13:29

    Во втором абзаце в первом предложении дополнить "По желанию лица, имеющего право на получение образования соответствующего уровня, либо его родителей (законных представителей), образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, либо вне таких организаций."

    +3
  • Внести в Гл.1.ст. 3. ч.2 следующие дополнения и изменения:

    Включить в Гл.1.ст. 3. ч.2. п.16) в следующей редакции:

    ответственность государства и общества за состояние образования, его соответствия современным и перспективным потребностям развития народов России и каждого человека, прогнозирование и отслеживание результатов вводимых в образование изменений, своевременная и адекватная коррекция государственной политики в сфере образования по обеспечению прав обучающихся (особенно несовершеннолетних) на охрану здоровья и гармоничное развитие;

    Включить в Гл.1.ст. 3. ч.2. п.17) в следующей редакции:

    Государственная политика в области охраны здоровья и гармоничного развития обучающихся (особенно несовершеннолетних) является предметом деятельности на всех уровнях власти Российской Федерации и закрепляет ответственность должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также руководителей образовательных организаций независимо от формы собственности за обеспечение прав обучающихся (особенно несовершеннолетних) на охрану здоровья и гармоничное развитие в ходе образовательного процесса;

    Включить в Гл.1.ст. 3. ч.2. п.18) в следующей редакции:

    закрепление государством особой роли образования как важного средства духовно-нравственного развития и способа социализации обучающихся (особенно несовершеннолетних), формирования у них правосознания и предупреждения преступности;

    Включить в Гл.1.ст. 3. ч.2. п.19) в следующей редакции:

    гуманизация взаимоотношений участников образовательного процесса, воспитателей и воспитанников, педагогов и обучающихся, воспитание у обучающихся уважения к педагогическим работникам, а также родителям (законным представителям) и семье;

    Включить в Гл.1.ст. 3. ч.2. п.20) в следующей редакции:

    приоритетность интересов несовершеннолетних обучающихся, обеспечения государством особой их защиты, правовая охрана и обеспечение физического и психического здоровья, гармоничного духовно-нравственного, интеллектуального и социального развития в ходе получения ими образования;

    Включить в Гл.1.ст. 3. ч.2. п.21) в следующей редакции:

    преимущественное право родителей (законных представителей), семьи на воспитание, обучение, охрану здоровья и гармоничное развитие собственных детей перед всеми другими лицами в интересах здорового и гармоничного развития обучающихся;

    Включить в Гл.1.ст. 3. ч.2. п.22) в следующей редакции:

    поддержка государством родителей (законных представителей), семьи по реализации прав обучающихся (особенно несовершеннолетних) на здоровое и гармоничное развитие, подготовки их к полноценной жизни в семье, обществе, государстве;

    +3
  • Внести следующие дополнения и изменения в Гл.1 ст.3 ч.2.:

    Гл.1.ст. 3. ч.2. п.1) изложить в следующей редакции:

    общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам обучающихся, обеспечение личностного подхода в воспитании и обучении, признание личности развивающегося человека высшей духовной, социальной и педагогической ценностью, уважение к уникальности и своеобразию каждого обучающегося, ориентация на личность как цель, субъект, результат и показатель эффективности образовательной деятельности.

    Гл.1.ст. 3. ч.2. п. 2) изложить в следующей редакции:

    гуманистический характер образования, приоритет жизни, сохранения и укрепления здоровья человека, обеспечения свободного и гармоничного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения закона, прав и свобод личности, патриотизма, трудолюбия, бережного отношения к природе и окружающей среде;

    Гл.1.ст. 3. ч.2. п.5) изложить в следующей редакции:

    запрещение дискриминации в сфере образования, учет в общеобразовательных организациях (особенно в дошкольных и начальных общеобразовательных) особенностей и разницы физиологического и психологического развития мальчиков и девочек, создание в дошкольных и начальных общеобразовательных организациях параллельно-раздельных классов для мальчиков и девочек;

    Гл.1.ст. 3. ч.2. п.8) изложить в следующей редакции:

    демократический, государственно-общественный характер управления образованием; обеспечение права работников, обучающихся, их родителей (законных представителей), семьи на участие в управлении образовательной организацией в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах, предоставление права общественным Советам (управляющим Советам) образовательных организаций и родителям инициировать проведение независимой вневедомственной экспертизы образовательных инициатив, программ и методик в интересах охраны здоровья обучаемых. Превращение в активных субъектов образовательной политики всех граждан Российской Федерации, семьи и родительской общественности.

    Гл.1.ст. 3. ч.2. п.13) изложить в следующей редакции:

    установление государством обязательных минимальных требований к условиям образовательного процесса, охране здоровья и гармоничному развитию обучаемых, уровню и качеству образования, обеспечение преемственности основных образовательных программ, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также условий для формирования гибких индивидуальных образовательных траекторий.

    Включить в Гл.1.ст. 3. ч.2. п.15) в следующей редакции:

    приоритет формирования в ходе образовательного процесса здоровых и гармоничных, физически, психически, духовно-нравственно и интеллектуально развитых и социально зрелых обучающихся (особенно несовершеннолетних) над процессом получения ими учебной информации;

    +0
  • гл.1, Статья 3. пункт 13

    вместо "условий для формирования гибких индивидуальных образовательных траекторий"

    "условий для реализации гибких индивидуальных образовательных траекторий"

    +2
  • Майя, 29 января, 12:39

    К главе 1, статье 3, части 2

    Пункт 2 необходимо дополнить еще одним подпунктом (15) и закрепить равенство прав аккредитованных образовательных организаций, независимо от формы собственности.

    +0
  • Игорь, 28 января, 23:42

    К поправке "Владимир, 8 декабря, 10:32":

    Если убрать религии, то среди них надо убрать и атеизм, т.к. атеизм - это тоже один из видов религии. И там, и там вера - положения принимаемые без доказательств, ибо их доказать невозможно. Или все-таки разрешить преподавание основ всех религий и атеизма. В ином случае, выражаясь современным языком, Вы пытаетесь создать "конкурентные преимущества" одному из ряда также недоказуемых, как и Ваш, взглядов на мир.

    +4
  • Nata, 28 января, 17:44

    Почему отсутствует термин "бесплатное" в формулировке подпунктов 11), 12):

    обязательность общего образования

    обеспечение права граждан Российской Федерации на получение основного общего образования на родном языке

    Формулировка должна выглядеть следующим образом: "обязательность общего бесплатного образования",

    "обеспечение права граждан РФ на получение основного общего бесплатного образования на родном языке"

    +13
  • Nata, 28 января, 17:36

    Считаю важным добавить в конструкцию

    свободного развития личности;

    понятие свободного всестороннего развития личности!

    +0
  • Рыжов Алексей, 27 января, 21:11

    5. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание программ по духовно-нравственному развитию приветствуется и все они должны выноситься на всенародное обсуждение через интернет и печатные издания, образование без воспитания разрушает мир.

    +3
  • Elena, 27 января, 17:53

    В первом абзаце части 4 слово «осуществляет» заменить на «реализует» в соответствии с терминологией статьи 2 законопроекта.

    +1
  • МОУГСШ, 27 января, 17:03

    Во второй абзац п.12 ст. 49 после первого предложения внести дополнения. "Указанным лицам, проживающим в домах без центрального отопления, расходы на приобретение топлива возмещаются в полном объеме в соответствии с нормами, установленными для продажи населению".

    +0
  • МОУГСШ, 27 января, 16:49

    В законопроекте наблюдается подмена понятий "учреждение" и "организация". С какой целью вводится новый термин, если школа по своей сути является учреждением, подведомственным учредителю (ст. 79, ст. 83)

    +2
  • МОУГСШ, 27 января, 16:36

    В ст. 49, п.4, п.п.2 "право на ежемесячную денежную компенсацию в целях содействия обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями" дополнить словами "с применением индексации"

    +0
  • Рыжов Алексей, 27 января, 16:31

    Ч.2

    2) воспитательный характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание человечности, трудолюбия, уважения закона, прав и свобод личности, патриотизма, трудолюбия, бережного отношения к природе и окружающей среде;

    3) единство федерального культурного и образовательного пространства; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных ценностей и особенностей в условиях многонационального государства; включение российского образования в мировое образовательное пространство;

    +0
  • Принцип равенства прав в соответствии с Конституцией РФ и международными актами является одним из основных принципов регулирования правовых отношений вообще, поэтому необходимо, чтобы он был предусмотрен непосредственно в ст.3, определяющей основные принципы правового регулирования отношений в сфере образования (во взаимосвязи с положениями ч.3 ст.3 законопроекта).

    Предлагается ч.2 ст.3 дополнить п.5 следующего содержания:

    «5) равенство прав и возможностей участников отношений в сфере образования;»;

    далее соответственно изменить нумерацию пунктов.

    +4
  • В проекте федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" имеется путаница в иерархии норм, а также определении места и юридической силы общепризнанных принципов и норм международного права в системе права Российской Федерации.

    Таким образом, т.к. положения ч.2 ст.3

    исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации

    противоречат ч. 1 ст. 15 Конституции РФ, которая установила, что

    Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации,

    то общепризнанные принципы и нормы международного права не могут быть впереди Конституции РФ.

    Следовательно, в целях сохранения в будущем законе об образовании юридической грамотности, необходимо в ч.2 ст.3 поменять местами упоминание о Конституции РФ и об общепризнанных принципах и нормах международного права.

    +2
  • Дополнить п. 1:

    Основой государственных гарантий получения гражданами Российской Федерации образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов является государственное и (или) муниципальное финансирование образования.

    Государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее десяти процентов национального дохода, а также защищённость соответствующих расходных статей федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Размеры и нормативы финансирования образовательных организаций подлежат индексации в соответствии с темпами инфляции.

    Доля расходов на финансирование высшего образования не может составлять менее трёх процентов расходной части федерального бюджета.

    Гарантии финансирования образования были исключены из Федерального закона «Об образовании» ранее в нарушение требований п. 2 ст. 55 Конституции РФ.

    +2
  • Поддержать предложение Совета Российского Союза ректоров (23 декабря 2010 г.) и изложить указанные принципы в следующем виде.

    1. Принцип единства образовательного пространства, обеспечивающий высокое качество и равнодоступность образования

    2. Принцип паритетности обучения и воспитания.

    3. Принцип интеграции образования и науки.

    4. Принцип академической свободы.

    5. Принцип единства и преемственности уровней образования.

    6. Принцип сбалансированности интересов учащихся, преподавателей, работодателей и учредителей как основных участников образовательного процесса.

    7. Принцип открытости образования обществу.

    Исключить первое предложение статьи. Право на образование закреплено во втором предложении статьи.

    +3
Цитировать