Законопроект 2011

Общественное обсуждение законопроектов

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Оглавление

Статья 4. Отношения в сфере образования

Замечания и предложения к статье 4 (66)

1. Законодательство об образовании регулирует отношения в сфере образования, включающие:
образовательные отношения, т.е. общественные отношения, возникающие в связи с реализацией права на образование и обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования при получении (предоставлении) образования различного уровня за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или физических и (или) юридических лиц;
иные отношения в сфере образования, в том числе возникающие в процессе государственного регулирования, управления, контроля и надзора исполнения законодательства об образовании, контроля (оценки) качества образования, а также осуществления финансового, научно-методического (методического), ресурсного, производственного и информационно-технологического обеспечения образовательной деятельности, функционирования и развития системы образования.
Участниками отношений в сфере образования являются органы государственной власти, организации, осуществляющие образовательную деятельность, лица, осуществляющие индивидуальную педагогическую деятельность, педагогические работники, обучающиеся, их родители (законные представители) и третьи лица.
2. К образовательным отношениям относятся отношения, возникающие между организацией, осуществляющей образовательную деятельность (лицом, осуществляющим индивидуальную педагогическую деятельность), и обучающимся, по поводу получения (предоставления) образования, основные характеристики которого определяются образовательной программой, в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством об образовании и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования, локальными нормативными актами, договором об образовании (обучении).
В образовательных отношениях участвуют организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогические работники, обучающиеся, а также в случаях, определенных законодательством Российской Федерации, родители (законные представители) обучающегося и третьи лица (далее – участники образовательных отношений).
Правовое положение участников образовательных отношений определяется законодательством об образовании и иными актами, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.
Образовательные отношения возникают, изменяются и прекращаются по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
3. Участники образовательных отношений в таких отношениях руководствуются положениями законодательства об образовании.
Участники иных отношений в сфере образования (имущественных, административных, финансовых, земельных, трудовых, экологических) в таких отношениях руководствуются положениями соответствующего законодательства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
4. В соответствии с законодательством об образовании регулирование образовательных отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения договоров между лицами, реализующими право на образование (их родителями (законными представителями)), организациями, осуществляющими образовательную деятельность, лицами, осуществляющими индивидуальную педагогическую деятельность, а также органами и организациями, по целевому направлению или за счет средств которых предоставляются образовательные услуги.
Указанные договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий граждан по сравнению с установленными законодательством об образовании. Если такие условия включены в договоры, то они не подлежат применению.

(0)

Замечания и предложения к статье 4 (66)

  • andy7585, 1 февраля, 11:30

    Статья 4 п. 1 последний абзац гласит:

    Участниками отношение в сфере образования являются органы государственной власти, организации, осуществляющие образовательную деятельность, лица, осуществляющие индивидуальную педагогическую деятельность, педагогические работники, обучающиеся, их родители (законные представители) и третьи лица.

    Далее «третьи лица» встречаются в п.2.

    Хотелось бы конкретизировать: кто эти третьи лица, какие у них права и обязанности?

    +2
  • KingKong22, 31 января, 23:57

    Мне кажется, будет уместно оставить право на получение поддержки(материальной помощи) нуждающимся студентам бюджетникам в размере 25% от стипендиального фонда.

    +0
  • Текст проекта: 2…

    В образовательных отношениях участвуют организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогические работники, обучающиеся, а также в случаях, определенных законодательством Российской Федерации, родители (законные представители) обучающегося и третьи лица (далее – участники образовательных отношений).

    Текст с поправками: 2…

    В образовательных отношениях участвуют организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогические работники, обучающиеся, а также в случаях, определенных законодательством Российской Федерации, родители (законные представители) обучающегося, работодатели (направляющие сотрудника на обучение) и третьи лица (далее – участники образовательных отношений).

    Комментарий: Доля дополнительных форм образования работающего населения будет возрастать, и необходимо отметить роль работодателей, которые выступают важным участником образовательного процесса.

    +5
  • mousosh2, 31 января, 15:56

    предлагаем дать разъяснение понятию "… и третьи лица."

    +2
  • Пономаренко Е.С., 31 января, 15:50

    Глава 4

    Ст.35. Необходимо уточнить какие общественные объединения (организации), как и с какой целью, могут создавать по своей инициативе учащихся старше 8 лет.

    Ст.45. необходимо расшифровать дисциплинарную ответственность учащихся моложе 15 лет за нарушение дисциплины в образовательном учреждении (кроме замечания и выговора).

    Глава 5

    Необходимо распространить на городских учителей льготы, которые предоставляются сельским учителям, в частности, бесплатные предоставление услуг по отоплению и освещению занимаемого жилья.

    +1
  • Maria Smirnova, 31 января, 15:25

    заключения, изменения, дополнения договоров

    Следует привязать терминологию к ГК РФ: ст. 432 "заключение договора", ст. 450 "изменение и расторжение". В ГК РФ нет "дополнения" договора, это входит в понятие "изменение".

    +1
  • Maria Smirnova, 31 января, 15:16

    имущественных, административных, финансовых, земельных, трудовых, экологических

    Следует оставить перечень открытым, добавив "и иных отношений", или не перечислять их вообще - выбор указанных в проекте отношений нельзя назвать бесспорным, особенно в совокупности с дальнейшей отсылкой к "соответствующему законодательству".

    установленных настоящим Федеральным законом, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

    Во избежание неоправданного дублирования заменить на слова "законодательством об образовании" - это понятие содержится в п. 3 ст. 5.

    +2
  • Maria Smirnova, 31 января, 14:58

    ...при получении (предоставлении) образования различного уровня ...

    Данная формулировка не позволяет относить к образовательным отношениям образовательные услуги вне т.н. "уровнего" или "цензового" образования - дополнительные образовательные услуги, повышение квалификации и др.

    Следует закончить предложение после слова "образования" - так будет сделана отсылка к понятию образования, закрепленному в ст.2. Указание на способ финансирования также не несет определяющего значения, поскольку указаны все возможные способы финансирования - поддерживаю мнение Ю. Романова, 25 декабря, 22:27

    В перечень участников образовательных отношений следует добавить органы местного самоуправления.

    +1
  • Большесвечанская ООШ, 31 января, 14:54

    ст.47

    Родители несут административную ответственность за неисполнение своих обязанностей, участвуют в содержании детей, определенных в реабилитационный центр и детские дома.

    с.37

    Добавить и "государственные социальные стипендии для студентов очных отделений"

    +2
  • Klopchenko Vladimir, 31 января, 13:02

    Правовое положение участников образовательных отношений определяется законодательством об образовании, Трудовым Кодексом Российской Федерации (или трудовым законодательством) и иными актами, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

    +2
  • МОУ гимназия № 14, 31 января, 11:32

    Почему отношения в области экологии относятся к иным отношениям в сфере образования, а не к образовательным отношениям? А как же экологическое образование, которое, согласно закону РФ "Об охране окружающей среды", должно осуществляться на всех уровнях обучения?

    +1
  • ladi, 31 января, 11:17

    Где защита прав преподавателя ВУЗа? Где социальные гарантии его работы?

    +4
  • МОУ гимназия № 14, 31 января, 10:38

    Не очень понятны отношения в области экологического образования. Почему отношения в этой области причислены к иным отношениям в сфере образования, а не к образовательным отношениям, если в законе РФ "Об охране окружающей среды" четко указана обязательность экологического образования на всех уровнях обучения?

    +1
  • Шукаева Надежда, 31 января, 07:14

    Третьи лица вступают во взаимоотношения при неимении родителей или лишении их родительских прав

    +1
  • SpEcT@tor, 30 января, 19:59

    Дополнить пункт упоминанием кредитных организаций, предоставляющие образовательные кредиты.

    +1
  • SpEcT@tor, 30 января, 19:52

    Новый законопроект разрабатывался с целью заменить несколько законов в сфере образования единым законом. Тогда стоит заменить строку:

    Участники образовательных отношений в таких отношениях руководствуются положениями законодательства об образовании.

    На строку:"Участники образовательных отношений в таких отношениях руководствуются положениями данного закона".

    +0
  • SpEcT@tor, 30 января, 19:06

    Заменить:

    В образовательных отношениях участвуют организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогические работники, обучающиеся, а также в случаях, определенных законодательством Российской Федерации, родители (законные представители) обучающегося и третьи лица (далее – участники образовательных отношений).

    Строками: "В образовательных отношениях участвуют организации, осуществляющие образовательную, надзорную и контролирующую деятельность, педагогические работники, обучающиеся, а также в случаях, определенных законодательством Российской Федерации, родители (законные представители) обучающегося, работодатели и третьи лица (далее – участники образовательных отношений)."

    +1
  • SpEcT@tor, 30 января, 17:58

    В участниках отношений упомянуть работодателей, а так же надзорные и контролирующие органы.

    +1
  • Лазарева Инна, 29 января, 17:19

    Социально незащищенные и малообеспеченные семьи сейчас стонут от поборов в школе, в т.ч. от ввода платных предметов под видом дополнительного образования. Автономный вид школ эти поборы узаканивает! Талантливые дети из малообеспеченных семей не смогут получить должного образования и развития без защиты государства! Обязательно должны быть законодательные гарантии, которые позволят детям получать то образование (даже вынесенное в дополнительное) к которому они стремятся не зависимо от кошелька родителей.

    +24
  • Именно в этой статье должна быть отсылка к 43 статье Конституции

    "Правовое положение участников образовательных отношений определяется" ст.43, ст.72 п."е", ст.132.2 Конституции РФ, "законодательством об образовании и иными актами, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования"... и далее по тексту.

    +5
  • 2-й абзац ч. 2 ст.4 изложить в следующей редакции

    «В образовательных отношениях участвуют организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогические работники, обучающиеся, родители (законные представители), а также в случаях, определенных законодательством Российской Федерации и третьи лица (далее – участники образовательных отношений).»

    +2
  • Малышева, 28 января, 16:28

    Какие образовательные учреждения будут вести образовательную деятельность за счет средств федерального бюджета? (например, в ВУЗе есть коммерческие группы, за счет чего они будут финансироваться?)

    +0
  • гимназия 24 г. Томск, 28 января, 09:39

    Гл.1, ст.4 указано, что третьи лица являются участниками отношений в сфере образования. Непонятно, кто эти третьи лица, какое отношение они могут иметь к процессу образования.

    +1
  • Последний абзац ч.2 ст.4 изложить в следующей редакции:

    Образовательные отношения возникают, изменяются и прекращаются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

    Пояснение:

    Предлагается слова «на основании настоящего Федерального закона» заменить словами «в соответствии с настоящим федеральным законом».

    Такая замена позволит избежать излишней зарегулированности отношений и обеспечит возможность новационных изменений в области образования. Всё, что не противоречит закону должно быть допустимо, включая использование не предусмотренных законом методик, способов и возможностей (в том числе и коммуникационных).

    +6
  • Светлана, 27 января, 14:53

    Гл. 1, ст. 4, ч. 2. В 1 абзаце после слов: «…(лицом, осуществляющим индивидуальную педагогическую деятельность)» добавить: «или родителями (законными представителями)». Обоснование: обеспечение реализации семейной формы образования. Второй абзац – удалить, т. к. он дублирует информацию об участниках образовательных отношений, которая достаточно четко представлена в первом абзаце. Педагогические работники к числу данных участников не могут относиться, т. к. они действуют не от своего имени, а от имени организации. А третьи лица вообще не могут участвовать в образовательных отношениях, т. к. в первом абзаце четко определено, что образовательные отношения – это отношения между тем, кто дает образование, и тем, кто его получает. Третьи лица могут быть только в числе участников отношений в сфере образования (в частности «иных отношений в сфере образования» абзац 3 статьи 4 законопроекта). Третий абзац считать вторым, четвертый – третьим. Добавить 4 абзац: «Самообразование может не предусматривать возникновения образовательных отношений». Обоснование: реализация «самообразования».

    +4
  • Светлана, 27 января, 14:50

    Гл. 1, ст. 4, ч. 1. Последний абзац выделить отдельной частью 2 и изложить в следующей редакции:

    «Участниками отношений в сфере образования являются: 1)органы государственной власти Российской Федерации; 2) органы государственной власти субъектов Российской Федерации; 3) органы местного самоуправления; 3) учредители образовательных учреждений; 4) государственные и негосударственные образовательные организации; 5) лица, осуществляющие индивидуальную педагогическую деятельность; 6) родители (законные представители); 7) обучающиеся; 8) педагогические работники. Обоснование: в соответствии с ч. 3, ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме того ч.1, ст.43 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на образование», поэтому следует вместо «граждане» употребить «обучающиеся». Органы местного самоуправления могут не являться муниципальными образованиями в соответствии с 131-фз «Об общих принципах организации местного самоуправления», но обладать такими же правами и полномочиями в границах своей территории, поэтому недостаточно сказать «муниципальные образования». Образовательными организациями и их учредителями могут быть не только российские юридические и физические лица. Родители, в соответствии с семейной формой образования также могут являться участниками отношений в сфере образования.

    +0
  • 1. Учителя необходимо приравнять к государственным служащим.

    2. Чётко прописать, как будут финансироваться школы и отрасль в целом.

    3. Как мера социальной поддержки, компенсировать учителю возможность пользования Интернетом.

    4. Нет ясности и с льготами для сельских учителей. В обсуждаемом документе они вроде бы прописаны, но формулировки довольно расплывчаты. Например, сказано, что педагоги «имеют право» на денежную компенсацию за книжную продукцию – однако право, как известно, еще не есть возможность…

    +2
  • Марина, 26 января, 23:09

    предлагается внести право получения студентом материальной помощи: т.е.получать стипендии, материальную помощь и другие денежные выплаты, предусмотренные законодательством об образовании;

    +1
  • MaxKar, 26 января, 22:03

    в части 3 "В образовательных отношениях участвуют организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогические работники, обучающиеся, а также в случаях, определенных законодательством Российской Федерации, родители (законные представители) обучающегося и третьи лица (далее – участники образовательных отношений)."

    изменить на: "В образовательных отношениях участвуют организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогические работники, обучающиеся, родители (законные представители) обучающегося."

    пояснения:

    1. Родители - полноправные участники образовательных отношений.

    2. В ссылках на другое законодательство РФ нет необходимости. "Закон об образовании" должен быть законом прямого действия.

    +2
  • Светлана, 26 января, 19:33

    Гл. 1, ст. 4, ч. 1. В число участников отношений в сфере образования следует внести органы местного самоуправления, т. к. они наравне с государственными органами власти являются опосредованной формой власти народа РФ и не являются их частью. Соответственно в абзаце 4 после слов «органы государственной власти» добавить слова : «…,органы местного самоуправления».

    +5
  • Законодательство об образовании регулирует отношения в сфере образования, включающие:

    ...производственного, библиотечного и...

    +0
  • калиничева лариса, 23 января, 10:18

    Требуем при принятии нового закона об образовании сохранить единое образовательное пространство путём установления в России единых нормативов финансирования образовательных учреждений. Сохранить начальное профессиональное образование. Вернуть сельским учителям жилищные льготы в натуральном выражении и выплачивать учителям, проживающим в городе, а работающим на селе.. Проводить реорганизацию и закрытие сельских школ и их филиалов только с согласия схода граждан. Повысить выплаты на метод.литературу до 10% от МРОТ.

    +8
  • ГОУ ВПО ИГЛУ, 23 января, 10:08

    К ч.1 и 2.

    Необходимо дать однозначное определение понятия образовательных отношений, например, в статье 2, где даются основные понятия и термины, а также упростить конструкцию статьи 4, отделив категории отношений и субъекты этих отношений.

    +2
  • МЭСИ, 21 января, 19:55

    Абзац четвертый части 1 изложить в редакции:

    «Участниками отношений в сфере образования являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, осуществляющие образовательную деятельность, лица, осуществляющие индивидуальную педагогическую деятельность, педагогические работники, обучающиеся, их родители (законные представители) и третьи лица.»

    +2
  • Горбушов Александр, 21 января, 15:02

    Представляется неясным возможный уровень полученного образования и документа об образовании, который может быть выдан после пройденного обучения при заключении договора об образовании (обучении) обучающегося, например, частного лица, с лицом, осуществляющим индивидуальную педагогическую деятельность, т.е. частным лицом.

    +6
  • Оксана Петровна, 20 января, 15:35

    Проблема "целевиков" становится неразрешимой: нет правовых регуляторов, которые позволяют обеспечить гарантию их трудоустройства, выполнение обязательств как работодателей, так и обучающихся.

    +7
  • LSM, 16 января, 20:49

    Согласна с высказыванием:

    Какой смысл в том, что часть 2 почти 100%-но дублирует часть 1?

    Единственное: из ч.2 исчезли почему-то "лица, занимающиеся индивидуальной педагогической деятельностью".

    А по сути, ч.2 действительно дублирует ч.1 ст.4.

    +3
  • Белоусов, 15 января, 10:27

    В статье 4 гл. 1 необходимо заменить слова ".. и третьи лица." на слово "работодатели". Профессиональные учебные заведения не смогут подготовить качественного специалиста без участия работодателя. Это так же связано с базами практического обучения учащихся и студентов, которые сейчас в большинстве случаев отсутствуют, а существуют только в отчетах на бумаге. Работодатели должны формировать и планы приема студентов, так как только они знают сколько им необходимо специалистов.

    +7
  • Галина Попова, 14 января, 20:20

    Учреждения профессионального образования не смогут подготовить качественного специалиста без участия организаций - будущих работодателей. Относятся ли они к участникам отношений в сфере образования?

    +4
  • Наталья Рагутская, 13 января, 19:34

    Это должно быть отражено в программах реабилитации: в какое учреждение направляется ребенок, подросток или взрослый (поскольку в отношении инвалидов с нарушением развития обучение продолжается всю жизнь).

    +2
  • Sokol, 8 января, 21:15

    Часть 2 очень расплывчато говорит о родителях. Школы несут более 70% образовательной нагрузки в стране. Именно родители играют большую роль в усвоении детьми предметов. Колледжи также не отстают от этой планки. Поэтому на первое место нужно ставить образовательные отношения учеников и системы. А также родителей, представляющих интересы учеников. Необходимо убрать формулировку

    а также в случаях, определенных законодательством Российской Федерации, родители (законные представители) обучающегося и третьи лица (далее – участники образовательных отношений).

    Саму часть изложить по принципу система–ученик-родитель, а также согласно законодательству в области образования и иным организациям.

    Часть 3. Предложение

    Участники образовательных отношений в таких отношениях руководствуются положениями законодательства об образовании.

    необходимо заменить на

    «Участники образовательных отношений и иных отношений в сфере образования в таких отношениях руководствуются законодательством об образовании».

    Предложение

    Участники иных отношений в сфере образования (имущественных, административных, финансовых, земельных, трудовых, экологических) в таких отношениях руководствуются положениями соответствующего законодательства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

    нужно более четко и просто изложить. Законодательство состоит из многих отраслей права, и то, что есть в Трудовом Кодексе будет применяться, если иное не отражено в Законе об Образовании. Лишний раз прописывать то, что известно, - только трата бумаги. Предлагаю изложить хотя бы так:

    «Участники отношений в сфере образования руководствуются положениями законодательства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, либо актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.»

    +1
  • Какой смысл в том, что часть 2 почти 100%-но дублирует часть 1?

    +4
  • Все так, только непонятно, что за третьи лица, если вроде перечислены все возможные? Если обнаружились еще какие-то участники, то надо указать их со всей определенностью по каким критериям они окажутся участниками отношений в сфере образования.

    +6
  • nvn, 3 января, 14:13

    В образовательных отношениях участвуют организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогические работники, обучающиеся, а также в случаях, определенных законодательством Российской Федерации, родители (законные представители) обучающегося и третьи лица (далее – участники образовательных отношений).

    В этом абзаце, в отличие от предыдущего, забыли лиц, осуществляющих индивидуальную педагогическую деятельность. Предлагаю дополнить "..участвуют организации, осуществляющие образовательную деятельность, лица, осуществляющие индивидуальную педагогическую деятельность, педагогические.."

    +3
  • В пункте 9 части 2 по моему мнению необходимо внести право получения студентом материальной помощи и иных социальных выплат.

    +9
  • Ю. Романов, 25 декабря, 22:48

    Думаю, что где-то здесь должно быть положение о том, что после достижения обучающимся лицом совершеннолетия, его родители (лица, их заменяющие) являются субъектами отношений, связанных с образованием данного лица, включая получение информации о его обучении, только в том случае, если они оплачивают его обучение, либо по явно выраженному согласию обучающегося.

    +4
  • Ю. Романов, 25 декабря, 22:27

    Слова: "за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или физических и (или) юридических лиц", на мой взгляд, можно просто исключить, поскольку они перечисляют все возможные источники финансирования, а значит не несут никакой информации, а просто загромождают текст.

    +1
  • О'Гай Анна, 24 декабря, 20:07

    Необходимо разделить регулирование отношений - по школам, - где образование обязательно, по учреждениям спец профиля, - где оно выбирается индивидуально, и по высшей школе, т.к. отношения между двумя сторонами ( обучающимися и обучающими) в отдельных случаях - разные.

    +10
  • Анастасия Власкина, 21 декабря, 15:53

    тут писалось о том, что учитель не имеет права наказывать ученика, а государство должно обеспечить дисциплину на занятиях. как работнику сферы образования, мне хотелось бы понять, что в данном случае подразумевается под наказанием и как государство должно обеспечить дисциплину?

    +29
  • Сергей Васильевич, 19 декабря, 09:06

    Исходя из этой статьи организации осуществляющие финансирование субъектов образования не имеют никакого отношения к образованию, тогда они и не несут ответственность за недофинансирование, снижение оплаты труда педагогов

    необходимо добавить в пункт 1 абзац 3 структуры осуществляющие финансирование образовательного процесса,

    так, например, казначейство или департамент образования принимая новую систему оплаты труда не несет ответственность за последствия, в законе ведь они не указаны.

    +3
Цитировать