Законопроект 2011

Общественное обсуждение законопроектов

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Оглавление

Статья 8. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

Замечания и предложения к статье 8 (167)

1. Государство обеспечивает реализацию права каждого на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования, содействует развитию рынка образовательных услуг в целях создания необходимых условий и расширения возможностей для удовлетворения потребностей граждан в получении образования (обучении) различного уровня и направленности на протяжении всей жизни.
2. Никто не может быть ограничен в праве на образование или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, состояния здоровья, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, наличия судимости, а также от других обстоятельств.
Не является дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, преимуществ, ограничений права на образование, которые определяются свойственными образованию данного уровня и направленности, форме обучения требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
3. В Российской Федерации государством гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, общего образования, и среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных стандартов, устанавливаемых университетами, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
4. Дошкольное и общее образование, среднее профессиональное образование и высшее образование каждого уровня предоставляются гражданам бесплатно за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации однократно по основаниям и в порядке, установленным настоящим Федеральным законом.
Получение повторно (второго или последующего) среднего профессионального образования или высшего образования соответствующего уровня, дополнительное профессиональное образование осуществляются на договорной основе за счет средств физических и (или) юридических лиц, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
5. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, порядок и размеры ее предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральных государственных образовательных учреждений, законами субъектов Российской Федерации для государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений.
6. Государство создает лицам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Образовательные организации при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов, обязаны обеспечить необходимые условия для организации коррекционной работы.
7. Государство оказывает содействие в получении образования лицами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством создания специализированных государственных образовательных учреждений, предоставления им государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
8. Государство гарантирует гражданам возможность получения образования на русском языке как государственном языке Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами и требованиями, устанавливаемыми университетами.
9. Государство в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, обеспечивает возможность получения гражданами образования на языках народов Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными законами.
Вопросы изучения языков, являющихся государственными языками республик в составе Российской Федерации, регулируются законодательством этих республик в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10. Право граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов России обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования.
Государство в соответствии с международными договорами Российской Федерации оказывает содействие представителям народов Российской Федерации, проживающим вне ее территории, в получении ими начального общего и основного общего образования на родном языке, а также в подготовке специалистов для осуществления образовательного процесса на языках народов Российской Федерации, не имеющих своей государственности.
11. Права на получение образования могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
12. Качество образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечивается посредством установления федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, а также осуществления государственного контроля и надзора в сфере образования, формирования общероссийской системы оценки качества образования.

(0)

Замечания и предложения к статье 8 (167)

  • Николай, 1 февраля, 11:53

    Для придания большей ясности и определенности, словосочетание «образовательных организаций» исключить.

    +0
  • Николай, 1 февраля, 11:36

    Внести следующие изменения:

    1. После слов «как государственном языке Российской Федерации» добавить словами «во всех образовательных учреждениях».

    2. Во втором предложении слово «организациях» заменить на «учреждениях»

    3. Слово «университетами» заменить на слова «высшими учебными заведениями»

    +0
  • andy7585, 1 февраля, 11:35

    Статья 8 п. 3 гарантирует получение бесплатного дошкольного, общего образования, среднего и высшего (на конкурсной основе) профессионального образования. Гарантий бесплатного дополнительного образования для детей и подростков нет. Дополнительное образование будет переложено на местные бюджеты? Почему? Как будут финансироваться Дома и Дворцы творчества? Или дополнительным образованием (кружки и секции дети подростки) будут заниматься только в школе? За счет каких средств?

    +2
  • Николай, 1 февраля, 11:28

    Добавить второе предложение словами «, через дистанционное образование и с использованием сети Интернет»

    +0
  • Николай, 1 февраля, 11:23

    Слова «или частично» исключить!

    +0
  • Sira, 1 февраля, 08:13

    Федеральному центру необходимо упорядочить наконец этот вопрос: Нац.языки могут изучать на добровольной основе те, кому необходимо, но всех детей в регионе заставлять изучать их - противозаконно.

    +0
  • Sira, 1 февраля, 07:46

    В ст.8 п.2 исключить фразу " а также от других обстоятельств", поскольку на местах исполнителям она даст возможность трактовать положения пункта на их усмотрение, закон должен четко установить критерии.Второй абзац "не является дискриминацией..."исключить, как противоречащий Конституции РФ.

    +0
  • Дружинин Г.Г., 1 февраля, 03:54

    к ст 8 п. 4 и 5

    4. Дошкольное и общее образование, среднее профессиональное образование и высшее образование каждого уровня предоставляются гражданам бесплатно на основе именных беспроцентных целевых образовательных кредитов сроком на 20 лет, гарантированных за счёт соответствующих бюджетов.

    5. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство в дополнение к целевым образовательным кредитам гарантирует беспроцентный кредит на бытовые нужды.

    Комментарий. При таком подходе образовательные учреждения любой формы собственности будут получать деньги только от самих учащихся или их законных представителей через банки, а не напрямую из бюджета. А малоимущие получат возможность бесплатного обучения.

    +0
  • Ковальджи Александр, 1 февраля, 01:13

    П.1. Не сказано, какой уровень образования гарантируется на бесплатной основе.

    П.2. Надо добавить «независимо от физических недостатков и особенностей».

    П.7. Надо дать ссылку на определение выдающихся способностей (статья 126.п.2.).

    +0
  • Текст с поправками: 12. Качество дошкольного, общего образования, и среднего профессионального образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечивается посредством установления федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, а также осуществления государственного контроля и надзора в сфере образования, формирования общероссийской системы оценки качества образования. Качество иной образовательной деятельности обеспечивается добровольным соблюдением российских и международных стандартов и подтверждается независимой общественной оценкой, а также государственными требованиями к предоставлению населению полной информации об образовательной деятельности.

    Комментарий: Жестко регламентировать можно только дошкольное, общее образование, и среднее профессиональное образование, которое гарантируется государством. Все остальное должно регулироваться гражданским обществом – это основная парадигма информационного общества. Государство должно не само контролировать, а выстраивать систему общественного контроля на основе требования к прозрачности информации.

    +1
  • Текст проекта: 8. Государство гарантирует гражданам возможность получения образования на русском языке как государственном языке Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

    Во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами и требованиями, устанавливаемыми университетами.

    Текст с поправками: 8. Государство гарантирует гражданам возможность получения дошкольного, общего образования, и среднего профессионального образования на русском языке как государственном языке Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

    Во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях в рамках получения дошкольного, общего образования, и среднего профессионального образования изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами и требованиями, устанавливаемыми университетами.

    Комментарий: Делать обязательным следование стандарту государство может только в том случае, если это касается образования, которое оно финансирует полностью, т.е. дошкольного, общего образования, и среднего профессионального образования. Например, университетам надо дать свободу в выборе стандартов обучения русскому языку.

    +5
  • Поветкина Татьяна, 31 января, 21:04

    В ч. 2 статьи 8 необходимо исключить положения о том, что «Не является дискриминацией установление … ограничений права на образование, которые … обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите».

    КОММЕНТАРИЙ:

    В законодательстве об образовании не определено понятие «дискриминация в сфере образования», которую, безусловно, необходимо ввести в статью 8 законопроекта. Без этого понятия говорить о том, какие положения не являются дискриминацией – на наш взгляд, неправильно.

    Слова об «особой заботе государства» тем более неуместны, поскольку по смыслу Конвенции о правах инвалидов (Преамбула, пункт с) ), государство гарантирует людям с инвалидностью полное пользование всеми правами без дискриминации.

    +8
  • Евдокимова Лариса, 31 января, 18:23

    В ч. 2 статьи 8 необходимо исключить положения о том, что «Не является дискриминацией установление … ограничений права на образование, которые … обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите».

    КОММЕНТАРИЙ:

    В законодательстве об образовании не определено понятие «дискриминация в сфере образования», которую, безусловно, необходимо ввести в статью 8 законопроекта. Без этого понятия говорить о том, какие положения не являются дискриминацией – на наш взгляд, неправильно.

    Слова об «особой заботе государства» тем более неуместны, поскольку по смыслу Конвенции о правах инвалидов (Преамбула, пункт с) ), государство гарантирует людям с инвалидностью полное пользование всеми правами без дискриминации.

    +3
  • Гайсина М.В., 31 января, 18:11

    Качество образования - это очень субъективное понятие. Необходимо дать четкую характеристику этого понятия и диагностические инструменты ( методики), позволяющее определять качество на разных этапах образовательного процесса достоверно.

    +8
  • Maria Smirnova, 31 января, 16:56

    Данная норма должна быть приведена в соответствие с понятием "качество образования", закрепленным в ст. 2:

    1) В ст. 2 стандарты упоминаются не как средства обеспечения качества образования, а как неотъемлемая характеристика этого понятия.

    2) В ст. 2 помимо ФГОС и ФГТ упоминаются образовательные стандарты и требования, устанавливаемые университетами.

    3) Также в ст. 2 качество образования выражает степень его соответствия потребностям заказчика образовательных услуг, социальным и личностным ожиданиям человека, что никак не обеспечивается теми средствами контроля качества образования, которые предусмотрены в настоящем пункте.

    +1
  • 1. Статья 8, пункт 1 после слов «для удовлетворения» добавить «диверсифицированных».

    2. Пункт 2 статьи 8 изложить в следующей редакции:

    В Российской Федерации государством гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных стандартов и требований, устанавливаемых университетами, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.**

    3. Пункт 3 статьи 8 изложить в следующей редакции:

    Дошкольное и общее образование, первые начальное профессиональное, среднее профессиональное образование и высшее образование каждого уровня, а также первая профессиональная подготовка предоставляются государственными и муниципальными образовательными учреждениями бесплатно за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по основаниям и в порядке, установленным настоящим Федеральным законом.

    4. Статья 8:

    1. Пункт 4.

    «4. Дошкольное и общее образование, среднее профессиональное образование и высшее образование каждого уровня предоставляются гражданам бесплатно за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации однократно по основаниям и в порядке, установленным настоящим Федеральным законом».

    В данном случае допущена юридико-техническая небрежность, формально, возможно, и допустимая, но фонетически в русском языке не применяемая и выглядящая в тексте неорганично. Принятой юридической технике не соответствует. Аналогичные ошибки допущены в тексте многократно (Статья 34, часть 1 и часть 4; статья 38, часть 5; статья 48, часть 2; статья 49, часть 1 пункт 13; статья 76, часть 11 и др.).

    2. Пункт 7.

    «7. Государство оказывает содействие в получении образования лицами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством создания специализированных государственных образовательных учреждений,».

    Данная норма выглядит вдвойне коррупционной. При отсутствии должного уровня общественного контроля непонятно, как будут определяться «выдающиеся способности» и какого рода «специализированные учреждения» планируется для этих целей создавать?

    5. Часть 3 статьи 8 «Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации» изложить в следующей редакции :

    «За счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по основаниям и в порядке, установленным настоящим Федеральным законом, государственные и муниципальные образовательные организации предоставляют гражданам бесплатно дошкольное, общее образование и впервые получаемое среднее профессиональное образование – в полном объеме основных и дополни-тельных образовательных программ, а также впервые получаемое высшее профессиональное образование по направлению подготовки «бакалавр» и впервые получаемое высшее профессиональное образование по направлению подготовки «магистр» – в объеме основных образовательных программ».

    +1
  • bobo ulman, 31 января, 15:01

    возражение Александру З.

    Предложенная популярная формулировка Александра З. исключает наличие платного образования в принципе, что в уже сложившихся экономических условиях излишне.

    +1
  • Наталья, 31 января, 14:37

    Считаю, что вопросы изучения языков, являющихся государственными языками республик в составе РФ, должны жестко регулироваться законодательством РФ. Предоставляя регионам свободу в решении вопросов изучения государственных языков, федеральный центр допускает ущемление прав русских, проживающих на территории национальных республик. В регионах идет явный перекос: русские дети в обычной средней школе Татарстана, например, изучают русский 2 часа в неделю, а татарский - 7 часов в неделю. В итоге дети не знают ни русский (результаты ЕГЭ это подтверждают), ни татарский (несмотря на 7 часов в неделю).

    +9
  • Ирина Третьякова, 31 января, 13:32

    1.Формулировки размытые, надо вносить определенность.

    2."В Российской Федерации государством гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, общего (среднего/ полного/неполного) образования, и среднего профессионального образования, предоставляемого (кем? на каких условиях? за чей счет?) а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов ( утвержденных кем ? Мнение: федеральные государственные стандарты должны утверждаться как федеральный закон, иначе стратегические вопросы будут отданы на откуп не всегда компетентным, патриотичным и бескорыстным чиновникам) и образовательных стандартов, устанавливаемых университетами, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. "

    +7
  • В статье 8 не прописаны социальные гарантии для детей с ограниченными возможностями, чтобы они могли учиться, и дальнейшее их обучение и устройство.

    +2
  • ксю, 31 января, 12:03

    К главе 1, статье 8, части 4

    Необходимо чётко обозначить платность второго образования.. Из-за отсутствия бюджетных мест на выбранной специальности или из-за того,что все бюджетные места заняты социальными льготниками, молодые люди вынуждены получать первое образование платно. Предложение: необходимо предусмотреть для такого случая какие-то льготы на получение первого образования, предполагающего по законодательству его бесплатность.

    +1
  • В ч.2 ст.8 необходимо исключить положения о том, что «Не является дискриминацией установление … ограничений права на образование, которые … обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите».

    КОММЕНТАРИЙ:

    В законодательстве об образовании не определено понятие «дискриминация в сфере образования», которую, безусловно, необходимо ввести в статью 8 законопроекта. Без этого понятия говорить о том, какие положения не являются дискриминацией – на наш взгляд, неправильно.

    Слова об «особой заботе государства» тем более неуместны, поскольку по смыслу Конвенции о правах инвалидов (Преамбула, пункт с), государство гарантирует людям с инвалидностью полное пользование всеми правами без дискриминации.

    +10
  • Шукаева Надежда, 31 января, 07:51

    гл.1 ст.8 читать в редакции:

    Государство обеспечивает реализацию права каждого на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования, содействует созданию образовательных учреждений в целях создания необходимых условий и расширения возможностей для удовлетворения потребностей граждан в получении образования (обучении) различного уровня и направленности на протяжении всей жизни.

    +0
  • Саша Андреева, 31 января, 06:36

    Статью 8, пункт 4 необходимо принять в следующей редакции:

    4. Дошкольное и общее образование, среднее профессиональное образование и высшее образование каждого уровня предоставляются гражданам бесплатно за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации однократно по основаниям и в порядке, установленным настоящим Федеральным законом.

    Получение повторно (второго или последующего) среднего профессионального образования или высшего образования соответствующего уровня, при условии, что данным гражданином уже было получено бесплатно высшее образование, дополнительное профессиональное образование осуществляются на договорной основе за счет средств физических и (или) юридических лиц, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

    Если первое высшее образование человек получал платно, то будет честно, если второе (или последующее) высшее он сможет получить бесплатно.

    +1
  • Государство в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, гарантирует гражданам возможность получения образования на языках народов Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными законами.

    +2
  • Цветков Валерий, 31 января, 02:29

    В том случае, если в образовательное учреждение попадает ребенок с ограниченными возможностями, то, соответственно, все педагоги и специалисты должны иметь сертификаты на осуществление работы с ним. Однако, если таких детей становится больше, а основное заболевание у них разное, то, соответственно, педагоги должны иметь сертификат на каждый отдельный случай, иначе он не имеет право работать. Таким образом, каждое отдельное учреждение, не представляя собой системы по работе с такими людьми, становится заложником ненаучного и бессистемного подхода.

    +1
  • Цветков Валерий, 31 января, 02:12

    Часть 6 не указывает, на каком основании лица с ограниченными возможностями должны обучаться в том или ином образовательном учреждении. Это означает, что школы будут попросту не готовы к обучению таких людей из-за отсутствия специалистов, специальных программ, методик, а также технических средств. Тем не менее, согласно части 6, школы должны будут нести полную ответственность за качество обучения. Если такие дети будут препятствовать обучению, они будут выталкиваться из учреждения под различным предлогом, в том числе и родительским сообществом. Считаю, что в законе должно быть прописано, что дети с ограниченными возможностями должны обучаться в специализированных учреждениях с возможностью факультативного обучения в общеобразовательных учреждениях.

    +1
  • Динар Курбанов, 30 января, 23:57

    Комментаторам, выступающим за добровольность "национальных" языков и обязательность русского языка: это несправедливо. Прошу вас продолжать выступать за добровольность "национальных" языков, но также выступать и за добровольность уроков русского языка.

    Думаю, представители нерусских народов должны иметь право отказаться от уроков русского языка, и выбрать вместо него другой предмет.

    +0
  • Шишова Елена, 30 января, 22:59

    Государство обеспечивает реализацию права каждого на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования, гарантируя подушевое финансирование на учащегося единое на всей территории РФ (т.к. сейчас подушевое финансирование различно в зависимости от региона,а госстандарты едины,это нарушает права учащихся и учителей).

    +0
  • v0v1, 30 января, 22:37

    К главе 1, статье 8, части 3

    "В Российской Федерации государством гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, общего среднего образования, и среднего профессионального образования" добавить "дополнительное образование", так как далее, в статье 79, финансовое обеспечение деятельности образовательных организаций за счет бюджетной системы РФ в п.1 наряду с вышеперечисленными видами образования есть и дополнительное образование.

    +0
  • Предоставление образование за счёт средств региональных бюджетов ставит возможности для получения образования в зависимость от богатства данного региона, что недопустимо. Поэтому предлагаю изменить формулировку так:

    Дошкольное, общее, начальное и среднее профессиональное, а также высшее образование оплачивается за счёт средств федерального бюджета.

    +13
  • К предыдущему дополнению: учащиеся средних учебных заведений имеют право на бесплатное получение образования по всему набору учебных предметов, для которых имеются соответствующие стандарты, без ограничения их количества.

    +7
  • 1. Данная статья напрочь отрезает возможность бесплатно получить образование выше уровня федерального стандарта, что ударит в первую очередь по самым продвинутым учащимся. Кроме того, разработка федерального стандарта для ВУЗов -- неблагодарное занятие хотя бы потому, что наука не стоит на месте и стандартизировать программы (особенно программы спецкурсов) можно не успеть. Про начальное профессиональное образование здесь уже высказывались. В связи с чем предлагаю переформулировать данную статью следующим образом.

    ... гарантируется общедоступность и бесплатность

    (а) Дошкольного, общего, начального профессионального и среднего профессионального образования в пределах государственных образовательных стандартов, а также по дополнительным программам, утверждаемым местными органами образования.

    (б) Дополнительного образования учащихся средних общеобразовательных учебных заведений в лицензированных учреждениях дополнительного образования по программам, утвержденным этими учреждениями.

    (в) Высшего образования на конкурсной основе в пределах государственных образовательных стандартов, а также программ курсов по специальности или образовательных стандартов, устанавливаемых университетами и другими высшими учебными заведениями.

    Порядок утверждения программ дополнительного образования определяется настоящим законом <ссылка на соответствующие статьи>.

    +6
  • сердцева людмила, 30 января, 14:23

    Добавить пункт

    «В Российской Федерации государством гарантируется общедоступность всех вариантов контрольно-измерительных материалов необходимых для подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации».

    +1
  • сердцева людмила, 30 января, 13:55

    Добавить пункт: «В Российской Федерации государством гарантируется общедоступность всех вариантов контрольно-измерительных материалов необходимых для подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации».

    +1
  • Licei 57, 29 января, 20:44

    Гл.1 ст.8 ч.2

    В первом абзаце необходимо либо конкретно описать все обстоятельства, либо убрать слова «от других обстоятельств».

    Второй абзац может повлечь за собой отбор детей в более престижные классы или школы, что является нарушением их прав.

    +0
  • добавить в Гл.1. ст. 8 п. 2.

    2) В Российской Федерации при осуществлении образовательного процесса не допускается какая-либо дискриминация по половому признаку. При этом должностные лица системы образования, руководители и педагогический состав дошкольных и общеобразовательных организаций обязаны учитывать в своей деятельности особенности и разницу физиологического и психологического развития мальчиков и девочек с целью обеспечения полноценного физического, психического, творческого, духовно-нравственного, интеллектуального и социального развития личности обучающихся. Государство обеспечивает (гарантирует) создание в общеобразовательных организациях параллельно-раздельных классов для мальчиков и девочек;

    +6
  • добавления к Гл.1. ст.8.

    Дополнить статью положениями о Государственных гарантиях по реализации права на сохранение здоровья и гармоничное развитие обучающихся в ходе получения образование в Российской Федерации

    п. 7. изложить в следующей редакции: Государство гарантирует получение образования лицам, проявившими выдающиеся способности, предоставлении им возможности для максимальной реализации их потенциала в интересах развития личности, семьи, общества и государства, в том числе посредством создания специализированных государственных образовательных организаций (с учетом накопленного в стране исторического опыта) с начальной и общеобразовательной программой воспитания и обучения.

    добавить п. 13: Государство гарантирует обеспечение прав обучающихся на охрану физического и психического здоровья, обеспечения гармоничного духовно-нравственного, интеллектуального и социального развития личности, духовной и информационной безопасности обучающихся от воздействия деструктивных образовательных методик и программ в ходе образовательного процесса;

    добавить п. 14: В Российской Федерации всем гражданам гарантируется право на образование, построенное на методиках, укрепляющих физическое и психическое здоровье обучающихся, обеспечивающих их гармоничное духовно-нравственное, интеллектуальное и социальное развитие в целях подготовки к полноценной жизни в семье, обществе и государстве путем создания обеспечивающих образовательный процесс соответствующих нормативных, социально-экономических и иных условий

    добавить п. 15: Государство гарантирует максимальное осуществление прав на охрану здоровья и гармоничное развитие несовершеннолетних обучающихся в ходе образовательного процесса, как в благоприятных условиях общественного развития, так и в условиях нестабильности (колебания экономики, обострения экономических проблем, социальных, военных и иных конфликтов). Выявление или прогнозирование негативных изменений в состоянии здоровья и гармоничного развития несовершеннолетних обучающихся является основанием для адекватной коррекции государственной политики в области охраны здоровья и гармоничного развития несовершеннолетних обучающихся и социально-экономической политики государства.

    добавить п. 16: Государство гарантирует обеспечение безусловного исполнения законодательства об ответственности должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации и настоящего Федерального закона по реализации прав обучающихся на охрану здоровья и гармоничное развитие в ходе образовательного процесса;

    добавить п. 17: Государство гарантирует обеспечение прав обучающихся на оказание первичной медицинской помощи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан. При этом организуется обязательное страхование за счет государства жизни и здоровья обучающихся от приобретения (школьных) патологий здоровья в ходе образовательного процесса, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при привлечении к работам в период прохождения производственной практики (стажировки).

    добавить п. 18: Государство гарантирует родителям (законным представителям), семье несовершеннолетних обучающихся преимущественное право на воспитание, обучение, охрану здоровья и гармоничное развитие собственных детей.

    +6
  • Дашибалов Баясхалан, 29 января, 09:57

    Во всех комментариях акцент сделан на обязательное изучение русского языка, а изучение государственных языков в национальных республиках сделать на принципе добровольности. Никто не хочет учитывать, что в Российской Федерации проживают представители более 120 национальностей, а республик всего 21. Актуальным является обеспечение возможности получения образования на своем языке не только формально, но и на практике. Также согласен с замечанием, что обязательное изучение двух языков в республиках помогает людям разных национальностей понять друг друга, уважать традиции и обычаи, вырабатывает толерантность. Не случайно в республиках изучаются языки в двух форматах : как государственный язык и как родной. Содержание и учебная нагрузка существенно различаются.

    +2
  • В статье о типах учреждений не появляется информация об учреждениях, о которых здесь идет речь. Так они будут существовать, что из себя представлять, кто учредитель и как финансируются?

    +0
  • Упразднение начального профессионального образования лишает возможности на существование и среднее профессиональное образование. Учреждения СПО сейчас спешно будут вынуждены либо искать место на рынке высшего образования, подготавливая бакалавров (не всякое учреждение потянет, наломают дров, да и конкуренция большая). Либо СПО превращается в техникум, и будет готовить в принципе на уровне НПО (представляете себе, например, учителя начальных классов на уровне ПТУшника?).

    Так, что гибнет не только НПО, но и СПО.

    +4
  • Второй пункт двоякий- поле деятельности для "спецотбора" в более престижные школы. Даже появится возможность отказать ребенку, проживающему вблизи школы, в поступлении в нее.

    +1
  • к части 1

    Государство должно гарантировать обязательность среднего образования и право его продолжения, по выбору. Но рынка в Образовании быть не должно. Должен быть Единый Образовательный Стандарт, который будет поддерживаться государством (т.е. финансироваться).

    +2
  • Мазин Валерий, 28 января, 16:21

    К ч. 11:

    слова "защиты конституционного строя" предлагаю исключить, ибо последний не есть нечто навсегда незыблемое. Он может быть изменён, если входит в противоречие с нуждами и интересами большинства граждан.

    +3
  • Мазин Валерий, 28 января, 15:58

    К ч.3:

    после слов "высшего образования" вместо текста Проекта предлагаю записать: "в пределах объёма бюджетного финансирования". Иначе получается, что за дисциплины, вводимые университетом в рамках учебного плана, в любом случае нужно платить.

    +0
  • Согласно статье 24 Конвенции ООН о правах инвалидов государства-участники обеспечивают, в том числе, доступ инвалидов наравне с другими к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания. Интегрированное (инклюзивное) образование может быть обеспечено путем обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья совместно с детьми без таких ограничений, в коррекционном классе образовательной организации для детей без ограничений возможностей здоровья, совместного обучения детей с одними ограничениями здоровья с детьми с другими ограничениями. Это позволяет достигать большего успеха в интеграции и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. В свете поставленной Президентом задачи ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов соответствующее требование Конвенции должно быть реализовано в федеральном законе об образовании.

    +2
  • Ч.2 ст.8 дополнить абзацем:

    Каждый вправе самостоятельно или в лице законных представителей выбирать способ получения образования и форму обучения, включая самообразование и семейное образование. Никто не может быть принуждён к получению образования каким-либо определённым способом.

    Пояснения:

    В правоприменительной практике нормы, обеспечивающие право на семейное образование могут быть неверно истолкованы или их применение может быть обусловлено какими либо непредусмотренными законодательством действиями (применением определённых учебников, утверждённых методик и т.д.).

    Отдельно следует учесть и возможность злоупотреблений и превышений полномочий со стороны надзорных органов и социальных служб. Например, под предлогом «неправильного обучения» родители могут быть ограничены в праве самостоятельно учить детей или даже разлучены с детьми.

    +12
  • Светлана, 28 января, 08:59

    гл. 1, ст. 8, добавить часть 13: «Затраты на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение граждан в государственном или в муниципальном образовательном учреждении соответствующих типа и вида.» Обоснование: данная часть обеспечивает реализацию ч. 2, ст. 43 Конституции РФ: «Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.» - фраза «на предприятиях» имеет в данном случае значение – в негосударственных организациях.

    +2
  • Светлана, 28 января, 08:59

    К гл.1 ст.8 ч.6 В конце последнего предложения добавить: «и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.»

    +1
  • Светлана, 27 января, 23:17

    К гл.1 ст.8 ч.6 В начале 2 абзаца «образовательные организации» заменить на «образовательные учреждения». В конце абзаца 2 добавить: «государство гарантирует контроль выполнения этих обязательств образовательными учреждениями». Обоснование: существующая редакция не соответствует ст.2 Конституции РФ создать необходимые условие – обязательство государства перед гражданами, в свою очередь отчитываться о создании таких условий – обязательство образовательных организаций перед государством. Существующая редакция – попытка государства уйти от ответственности перед гражданином. Выражение «обязаны обеспечить необходимые условия для организации коррекционной работы.» изложить в редакции: «Обязаны обеспечить создание специальных условий и при необходимости – условия для организации коррекционной работы.» Обоснование: существующая редакция обеспечивает только коррекционную работу, нужно обеспечить также нормальную работу по обучению людей с ограниченными возможностями (психически здоровых).

    +2
Цитировать