Законопроект 2011

Общественное обсуждение законопроектов

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Оглавление

Статья 9. Реализация государственной политики в сфере образования

Замечания и предложения к статье 9 (53)

1. Государственная политика в сфере образования основывается на признании приоритетности сферы образования как важнейшего фактора обеспечения реализации конституционных прав и свобод граждан, прогресса общества, развития инновационно-ориентированной экономики и безопасности страны.
2. Реализация государственной политики в сфере образования обеспечивается правовыми, организационными, финансово-экономическими и иными механизмами, в том числе следующими:
1) создание целостной системы правового регулирования сферы образования;
2) формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
3) стратегическое планирование, принятие федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;
4) методическая и информационная поддержка органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
5) подготовка и повышение квалификации кадров для системы образования.
3. Организационной основой государственной политики Российской Федерации в сфере образования является Федеральная целевая программа развития образования.
4. Федеральная целевая программа развития образования разрабатывается и утверждается Правительством Российской Федерации.
Доклад Правительства Российской Федерации о ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования ежегодно представляется палатам Федерального Собрания Российской Федерации и публикуется в официальном печатном органе.
6. Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и осуществлять реализацию региональных программ развития образования с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей субъектов Российской Федерации.
7. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в рамках своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основе заключенных двусторонних и многосторонних договоров и соглашений разрабатывают и реализуют совместные программы и проекты в сфере образования, направленные на развитие системы образования, более полное удовлетворение образовательных потребностей граждан и региональных рынков труда, повышение эффективности использования региональных образовательных ресурсов.
8. Общероссийские, общероссийские отраслевые (межотраслевые), межрегиональные (отраслевые, межотраслевые), региональные, региональные отраслевые, территориальные и территориальные отраслевые объединения работодателей (далее – объединения работодателей) участвуют в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования в порядке, установленном Правительством Российской Федерации

(0)

Замечания и предложения к статье 9 (53)

  • В статье 9 «Реализация государственной политики в сфере образования», частях 3 и 4 рассматривается понятие Федеральной целевой программы развития образования. В законе указывается, что Федеральная целевая программа развития образования является «организационной основой государственной политики Российской Федерации в сфере образования». Однако в законе ничего не говорится ни о структуре Федеральной целевой программы, ни о её содержании, ни о сроках её действия. Кроме этого, в законе нигде более понятие Федеральной целевой программы развития образования не встречается. Предлагается в законе либо сделать ссылку на отдельный документ, либо включить в закон отдельную статью, посвященную Федеральной целевой программе развития образования.

    +0
  • Статья 9. Реализация государственной политики в сфере образования Дополнить пункт 2, подпункт 2) формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, - словами «участников образовательного процесса, осуществляющих управление в интересах развития сферы образования»;

    +1
  • К главе 1

    статье 9, части 5

    Доклад Правительства Российской Федерации о ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования ежегодно представляется палатам Федерального Собрания Российской Федерации и публикуется в официальном печатном органе.

    Заменить:

    …представляется в общественную палату Российской Федерации и публикуется…

    статье 13, части 1, пункта 4

    обеспечение реализации государственных гарантий прав лиц на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего (начального общего, основного общего, среднего общего) образования и среднего профессионального образования каждого уровня, на конкурсной основе бесплатного высшего образования по программам бакалавриата, а также прав детей на получение дополнительного образования на территории субъекта Российской Федерации;

    Добавить:

    … по программам бакалавриата, специалитета и магистрата, …

    +3
  • Цель образования – это не столько процесс приобретения обучающимися знаний, навыков, умений и способности их применять на практике, но главное - воспитание и обучение здоровых, гармонично развитых личностей, подготовки их к полноценной жизни в семье, обществе, государстве. Без этого все модернизации, оптимизации и реорганизации обречены на крах.

    Предлагаю Гл.1. ст. 9, ч. 1 в следующей редакции:

    Государственная политика в сфере образования основывается на признании приоритетности сферы образования как важнейшего фактора обеспечения реализации конституционных прав и свобод граждан на здоровое и гармоничное развитие в ходе получения образования, самореализации личности в интересах семьи и общества, развития инновационно -ориентированной экономики и безопасности страны.

    Законодательство РФ и нормы международного права уделяют особое внимание реализации прав детей (несовершеннолетних обучающихся) на охрану здоровья и гармоничное развитие в ходе образовательного процесса.

    Предлагаю включить в Гл.1. ст. 9, ч. 1 п.1) в следующей редакции:

    Цель государственной политики в сфере образования в области охраны здоровья и гармоничного развития несовершеннолетних обучающихся заключается в максимальной мобилизации моральных, правовых, материальных и иных ресурсов по обеспечению приоритетности интересов несовершеннолетних обучающихся, обеспечению государством особой их защиты, правовой охраны и обеспечению физического и психического здоровья, духовно-нравственного, интеллектуального и социального развития личности в ходе образовательного процесса, подготовки их к полноценной жизни в семье, обществе, государстве;

    +3
  • Irina, 29 января, 18:16

    Это необходимый пункт для Закона, но над формулировкой надо еще поработать(абзац разбить на предложения). Хорошо, если когда-нибудь в перспективе он даст свои результаты в занятости населения.

    +3
  • Мазин Валерий, 28 января, 16:53

    К ч.2 п.2:

    добавить слово "власти" перед словом "субъектов" (первым)

    +1
  • Коллектив МОУ СОШ 50, 28 января, 11:01

    п.5

    Хотелось бы, чтобы однозначно было бы определено за чей счет проводится повышение квалификации кадров для системы образования.

    +1
  • Светлана, 28 января, 09:00

    Гл. 1, ст. 9, ч. 2, п. 2. В выражении «органов исполнительной субъектов» пропущено слово «власти»: «органов исполнительной власти субъектов».

    +0
  • Sokol, 27 января, 17:44

    ч.8 статьи 9 предлагаю изменить на такой вариант: «Общероссийские, общероссийские отраслевые (межотраслевые), объединения работодателей (далее – объединения работодателей) могут участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования по инициативе государственных органов и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации»

    +1
  • Ч.2 ст.9 дополнить пп.4, 5, 6 и 7 следующего содержания:

    «4) выделение финансовых средств на развитие и модернизацию образования в размере не менее семи процентов от валового внутреннего продукта;

    5) создание системы налоговых льгот и иных преференций организациям, а также физическим лицам, вкладывающим свои средства в развитие системы образования Российской Федерации;

    6) обеспечение среднего уровня заработной платы педагогических работников не ниже уровня средней заработной платы по экономике в Российской Федерации;

    7) оказание финансовой и иной поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в целях выравнивания условий и возможностей субъектов образовательной деятельности в реализации прав и гарантий в сфере образования;»;

    Далее соответственно изменить нумерацию пунктов.

    +6
  • Солдатов Александр, 24 января, 17:26

    К ч.6. "Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и осуществлять реализацию региональных программ развития образования с учетом национальных, религиозных и региональных....". Т.е. добавить "религиозных".

    +3
  • 4. В статье 9 п.3. указывается, что «организационной основой государственной политики Российской Федерации в сфере образования является Федеральная целевая программа развития образования», которая разрабатывается и утверждается Правительством Российской Федерации (п.4). Сложившаяся практика состоит в том, что субъекты Российской Федерации, муниципальные образования и учебные заведения, как правило, разрабатывают и реализуют программы развития, рассчитанные на пятилетний срок. На этот же срок разрабатывается Федеральная целевая программа развития образования, которая содержит не только стратегические приоритеты, но и механизмы их реализации. В такой ситуации учебное заведение, у которого программа развития заканчивается, например, в 2010 году, находится в затруднительном положении, так как новая Федеральная целевая программа развития образования появится только в 2011 году. Предлагается утвердить в качестве основы государственной политики Российской Федерации в сфере образования два документа. Одним из них является Федеральная целевая программа развития образования сроком на 5 лет. Другим может выступать концепция развития образования, которая должна разрабатываться как рамочный документ сроком на 15-20 лет и содержать основные стратегические приоритеты развития образования, которые будут служить основой для разработки, как Федеральной целевой программы развития образования, так и программ развития регионального и муниципального уровней и программ развития образовательных организаций.

    +3
  • гл. 1. «Общие положения», ст.9. «Реализация государственной политики в сфере образования», в пункте 6. упоминает национальные проблемы: «субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и осуществлять реализацию региональных программ развития образования с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей субъектов Российской Федерации. Таким образом, субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и осуществлять …, но так как бюджетные средства будут выделяться только на стандартные дисциплины, а всё остальное становится так называемым дополнительным образованием, которое будут оплачивать родители, то понятно, что этнокультурное образование, после принятия нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» должно исчезнуть, по крайней мере на последующие 30-40 лет.

    Для того, чтобы сохранить этнокультурное образование (речь уже не идёт о развитии) до следующей образовательной реформы, т.е. приблизительно до 2040 года, необходимо в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» хотя бы ввести понятие «Этнокультурная коннотация образования». Предлагаем принять в следующей редакции главу 8. «Государственное регулирование и управление в сфере образования», статью 73. «Реализация государственной политики в сфере образования», пункт 6. «субъекты Российской Федерации разрабатывают и осуществляют реализацию региональных программ развития образования с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей субъектов Российской Федерации на основе принципа этнокультурной коннотации».

    +1
  • Доклад Правительства Российской Федерации о ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования ежегодно представляется палатам Федерального Собрания Российской Федерации и публикуется в официальном печатном органе.

    +1
  • Хохлов Александр, 23 января, 19:35

    А где часть 5 в статье 9? Если её нет, надо изменить нумерацию нижеследующих частей!

    +2
  • MaxKar, 17 января, 21:20

    п. 1 является декларативным и не несет смысловой нагрузки.Каким образом в п.1 выделяется приоритет если нет сравнения с другими важнейшими факторами обеспечения реализации конституционных прав и свобод граждан, прогресса общества, развития инновационно-ориентированной экономики и безопасности страны? Какими количественными показателями формируется приоритет сферы образования?

    +2
  • Дороднова Галина, 17 января, 20:19

    В чем именно выражается "приоритетность" образования? В законе необходимо закрепить долю ВВП, выделяемую на образования ( в процентах), причем с формулировкой "Не ниже .....%"

    +7
  • 6. Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и осуществлять реализацию не противоречащих Федеральному законодательству региональных программ развития образования с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей субъектов Российской Федерации.

    +5
  • Г. Перетятько: речь об организационной основе, поэтому формулировка части 3 правильная. А для Федеральной целевой программы развития образования основа - Конституция и Закон, о которых вы пишете.

    +0
  • Пропущено слово:

    2) формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

    +3
  • Цель государственной сферы образования - дать образование своим гражданам и сформировать идеалы, чтобы это образование было на пользу членам общества, государству. Поэтому все остальное - вторично, следствие названных первых двух целей. Предлагаю следующую формулировку:

    1. " Государственная политика в сфере образования основывается на приоритетности сферы образования как важнейшего фактора реализации конституционных свобод и прав граждан на получение образования, развития и формирования у них высоконравственных идеалов и обеспечения на этой основе прогресса общества, развития инновационно ориентированной экономики и безопасности государства."

    Может быть, "высоконравственные идеалы" заменить другим термином, но сохраняя смысл.

    +3
  • 3) стратегическое планирование, принятие федеральных и _не противоречащих им_ региональных программ, направленных на развитие системы образования;

    +3
  • Виктор, 3 января, 16:49

    Думаю, что лучше будет так:

    "Федеральная целевая программа развития образования разрабатывается Правительством Российской Федерации совместно с Российской академией образования и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

    Ход реализации Федеральной целевой программы развития образования ежегодно оценивается палатами Федерального Собрания Российской Федерации и публикуется в официальном печатном органе."

    +3
  • Здесь следует отразить в программе участие в программе работодателей, чтоб они диктовали субъектам Российской Федерации квалификацию и специфику работников, чтобы не было оторванности образования от работодателя.

    +3
  • Безопасность окружающей среды следует добавить.

    +0
  • Игорь, 30 декабря, 09:14

    Государственная политика в области высшего и среднего специального образования в первую очередь реально определяется набором бесплатных мест для обучения по тем или иным специальностям (направлениям).

    Финансировать профессиональное образование (как высшее, так и среднее) необходимо не по степени "модности" данной специальности (один из вариантов финансирования "по модности" - предлагаемый сейчас вариант пропорциональности величины финансирования числу баллов, набранных абитуриентами на ЕГЭ и ГИА). Финансировать же надо по степени важности государства. С учетом того, что для финансистов затраты идут, в основном на зарплату, а для технарей - затраты на зарплату составляют сотые доли процентов от затрат на оборудование и расходные материалы. Т.ч. под одну финансовую гребенку и гуманитариев, и технарей причесывать нельзя.

    Финансируемый государством набор абитуриентов должен отражать интересы государства в его развитии - если сейчас говорим об инновационном развитии, надо увеличивать набор на инженерные специальности, если говорим, что госструктуры уже давно не испытывают нехватки финансистов и юристов, то надо сокращать там прием и т.д. Времена изменятся, изменятся и цифры приема. А желание просто получить "модную", но не очень необходимую государству, специальность не должно финансироваться из государственного кармана, для этого есть платные формы обучения.

    И финансировать не по "подушевому" принципу - это не всеобщее обязательное образование. Здесь нужны другие принципы, направленные на сохранение и приумножение научных школ, на работу, на перспективу. Нельзя будущее страны оценивать только по экономии. В таком деле можно сэкономив рубль потерять миллиард. Но вот такой перспективной оценки - к чему приведет то или иное решение в области образования и того, что же какие специалисты государству сейчас нужны, никто не делает.

    +8
  • nathalie, 24 декабря, 20:17

    Одним из направлений государственной политики в сфере образования должно стать изменение статуса педагогических работников - они должны быть приравнены к государственным служащим со всеми вытекающими отсюда последствиями: заработная плата, льготы на получение жилья, санаторно-курортное лечение и т. д. В противном случае возникает парадокс: школьный учитель воспитывает и обучает всю нацию, а по социальному статусу находится на самой низкой ступени в плане уровня жизни.

    +22
  • kokandrey, 17 декабря, 23:32

    Отсутствует часть 5 в статье 9

    +1
  • Федеральная целевая программа развития образования, по определению не может быть организационной основой, такой основой может быть только Конституция и Закон, а Федеральная целевая программа развития образования, должна разрабатываться и реализовываться в целях реализации статей Конституции и Закона, и поскольку Конституция оперирует лишь общими понятиями и, к сожалению, Закон тоже от нее далеко в этом не ушел, то содержание Федеральной целевой программы развития образования, может быть непредсказуемым и формироваться вольным образом, что поправимо только описанием в Законе конкретные требования, конкретные обязанности Государства по исполнению этого Закона, не только общие, но и качественные и количественные показатели требуемые к обязательному исполнению, только в таком случае, будет возможным ожидать от системы образования, чего-либо определенного, в том числе и выполнение Конституционных гарантий в рамках реализации права на образование.

    +4
  • Я думаю,этот пункт не к чему,но возможно изменить пункт так, что эти изменения проходили через полное согласие с педагогами.

    +0
  • Изменить на

    "Федеральная целевая программа развития образования утверждается Правительством Российской Федерации. Разработку программы ведет Академия наук, Академия образования и смежные с ними институты.

    Доклад Правительства Российской Федерации о ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования ежегодно представляется палатам Федерального Собрания Российской Федерации и публикуется в официальном печатном органе."

    +2
  • Объединение работодателей - само по себе, сомнительное образование, и не до конца понятно, каким образом оно должно быть заинтересовано в таком участии? Таких объединений не может быть много с учетом действующего законодательства, и их интересы не будут распространяться на все профессии. Достаточно оставить им возможность вносить предложения, причем обязательно при участии объединения работников.

    +8
  • Необходимо указать обязательность базовой программы, модификации могут быть дополнением, не противоречащим данному закону.

    +4
  • В законе нужно указывать, что именно и каким образом и на какие именно средства должно делаться.

    +3
  • Sergey Matsenko, 15 декабря, 02:31

    Предлагаю добавить гос.надзор:

    6) государственный контроль и надзор за исполнением законодательства Российской Федерации в сфере образования и качеством предоставляемых образовательных услуг.

    +6
  • dir43, 13 декабря, 08:21

    Предлагаю приоритетность сферы образования выразить в конкретном гарантированном проценте от ВВП, ниже которого нельзя опускаться при формировании бюджета страны.

    +22
  • Глеб Скорострелов, 10 декабря, 19:55

    Предлагаю уточнённый текст части 1:

    "Государственная политика в сфере образования основывается на безусловной приоритетности сферы образования как важнейшего фактора обеспечения реализации конституционных прав и свобод граждан, прогресса общества, развития инновационно-ориентированной экономики и укрепления безопасности страны."

    +1
  • amsaitov, 8 декабря, 17:30

    Ни в одном субъекте Российской Федерации не должно быть принудительного обучения "титульным" языкам в ущерб изучению русского языка.Только добровольно и по письменному заявлению. Все нации должны везде в России иметь одинаковые права на изучение русского языка.

    +17
  • Чтобы сфера образования действительно стала «важнейшим фактором обеспечения прогресса общества, развития инновационно-ориентированной экономики и безопасности страны», основой государственной политики в этой сфере должно стать _обязательное_ формирование запроса к содержанию образования со стороны работодателей, их отраслевых и территориальных объединений. Не просто добровольное участие, которое оговаривается в п.8 ст.9 гл.1, а обязательное, законодательно закрепленное.

    Руководители самой сферы образования (ректоры, сотрудники Министерства образования и науки, руководители образовательных учреждений и т.д.) должны обеспечить оптимальное построение системы образования для удовлетворения запроса, сформированного работодателями, отраслевой и академической наукой, рациональными стратегиями развития регионов, общественными институтами.

    На уровне магистреской подготовки запрос на содержание образования должен формироваться на основе рекомендаций отраслевых институтов РАН с целью единообразного подхода к подготовке научных кадров.

    +1
  • RUS, 6 декабря, 23:50

    Реализация государственной политики в сфере образования обеспечивается правовыми, организационными, финансово-экономическими и иными механизмами, в том числе следующими:

    Добавить:

    6) Проведением проверок с привлечением экспертов ФГУ "Главгосэкспертиза России" и МЧС на предмет соответствия технического состояния зданий и сооружений образовательных учреждений действующим требованиям строительных норм и правил.

    +1
  • RUS, 6 декабря, 23:47

    Реализация государственной политики в сфере образования обеспечивается правовыми, организационными, финансово-экономическими и иными механизмами, в том числе следующими:

    6. Проведением проверок с привлечением экспертов ФГУ "Главгосэкспертиза России"и МЧС на предмет соответствия технического состояния зданий и сооружений образовательных учреждений действующим требованиям строительных норм и правил.

    +2
  • mal4ik, 6 декабря, 20:27

    Необходимо дописать о важности не только воспитания нравственности, а повышения грамотности.

    Это до сих пор актуально. Даже если люди писать и читать умеют, они ещё не понимают, что такое "инфляция", "доход", "кризис", что такое выборы и для чего они существуют и т. д. До сих пор существуют провалы в исторической грамотности жителей России.

    +5
  • Бабченко Юрий, 6 декабря, 10:15

    Считаю необходимым к прогрессу общества акцентировать его аспект - формирование высоконравственного общества. "Государственная политика в сфере образования основывается на признании приоритетности сферы образования как важнейшего фактора обеспечения реализации конституционных прав и свобод граждан, прогресса общества, формирования высоконравственных идеалов, развития инновационно ориентированной экономики и безопасности страны."

    +3
  • Бабченко Юрий, 6 декабря, 09:55

    К главе 1, статья 9, ч.1

    Необходимо акцентировать приоритетность сферы образования как важнейшего фактора социального прогресса - формирования высоконравственного общества.

    +2
  • анатолий, 5 декабря, 13:01

    Государственная политика в сфере образования должна быть направлена на разделение классов, в пределах возможности общеобразовательных школ, по половому признаку.

    +0
  • Александр.З., 4 декабря, 13:22

    П.8

    ..участвуют в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования

    в порядке, установленном Правительством Российской Федерации".

    Считаю, что необходимо заменить последнюю фразу на конкретно разработанный норматив для участия в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования, либо обозначить ссылку на него.

    +6
  • Александр.З., 4 декабря, 12:28

    П.1

    Предлагаю убрать слово "признании":

    "Государственная политика в сфере образования основывается на приоритетности сферы образования как важнейшего фактора обеспечения реализации конституционных прав и свобод граждан, прогресса общества, развития инновационно-ориентированной экономики и безопасности страны."

    +19
  • nathalie, 2 декабря, 22:39

    Предлагаю изложить п.п.5 в следующей редакции: "Повышение квалификации кадров для системы образования осуществлять за счет бюджетных средств бюджетной системы Российской Федерации".

    +12
  • GuardianRF, 2 декабря, 16:47

    Предлагаю дополнить часть 1 статьи 9 словом "обороны" и поставить его перед словочетанием "безопасности страны (лучше употребить государства)". Поскольку даже Конституция РФ в ст. 72 указывает на неразрывность данных категорий, поэтому думается, что они должны употребляться совместно, чтобы не разрушать уже устоявшуюся стилистику, применяемую в иных нормативно-правовых актах.

    +5
  • Евразия, 2 декабря, 14:17

    И еще, на счет досуга и внешкольного развития. Танцевальные, музыкальные и художественные кружки/ секции не обеспечивают воспитание мальчиков и трансформацию их в самостоятельных мужчин, умениями и духом которых будет крепнуть Россия, как, впрочем, и девочкам такие секции, кроме стремления к успеху на сцене, ничего не дают. С детского садика должны преподаваться боевые искусства, усовершенствованные уроки по физической культуре, кружки моделирования для мальчиков и уроки рукоделия, ведения домашнего хозяйства для девочек. А инициатива преподавателей мужчин, которые хотят организовать детские секции в таких сферах, как физическая подготовка, допризывная подготовка или кружки различных видов технического моделирования, столярные мастерские, как и мастерские любых, практически нужных для страны, видов деятельности, эта инициатива должна всячески поддерживаться государством, хотя бы в ограждении от чиновничьей волокиты при оформлении и осуществлении таких видов частной деятельности. Тренеры, сидящие на окладе, вынужденные погрязнуть в отчетах и показательных соревнованиях, зачастую не дают детям практических и полезных навыков для здоровой и самостоятельной жизни (два-три перспективных в спортивном плане ребенка выжимаются такими тренерами на износ, а остальным детям внимание вообще почти не уделяется, «используются, как пушечное мясо»). Отличие физической культуры от спорта в том, что первая приобщает к здоровому активному образу жизни, не мешая развивать основное ремесло в жизни человека, а спорт забирает ребенка из жизни в период его взросления ради достижения призрачных и сиюминутных побед, не оставляя времени на развитие других необходимых жизненных навыков, плюс оставляет много физических и моральных травм в погоне за медалями. Практические же и полезные для страны навыки могут дать новые дворовые и сельские клубы, пусть даже организованные на спонсорстве родителей и инициативе местных патриотов, увлеченных передачей своего мастерства будущему поколению. Таких редких энтузиастов мужчин-учителей, конечно, не хватает, но, если государство будет поощрять такой вид индивидуального предпринимательства и не позволять их съедать «монополистам от спорта», то многим, в том числе и неполным, семьям такие учителя мужчины помогут воспитать достойных сыновей. В большинстве даже полноценных семей, где отцы заняты только бизнесом, а сыновья оставлены мамам, воспитательницам и учительницам, мальчики растут инертными, трусливыми и инфантильными. Кому мы будем передавать Россию, когда все наши прекрасные достижения инертная молодежь разбазарит в два счета?

    +8
Цитировать