Законопроект 2011

Общественное обсуждение законопроектов

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Оглавление

Статья 94. Общеобразовательная организация

Замечания и предложения к статье 94 (37)

1. Общеобразовательная организация – это тип образовательной организации, создаваемой в целях ведения образовательной деятельности по реализации основных образовательных программ общего образования.
Общеобразовательная организация вправе также реализовывать основную образовательную программу дошкольного образования, дополнительные общеразвивающие и предпрофессиональные программы и осуществлять профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки.
2. Для реализации основных образовательных программ общего образования создаются общеобразовательные организации следующих видов:
1) общеобразовательная школа – вид общеобразовательной организации, которая реализует основные общеобразовательные программы одной или нескольких ступеней общего образования на базовом уровне и (или) на профильном уровне;
2) коррекционная общеобразовательная школа – вид общеобразовательной организации, которая реализует основные общеобразовательные программы одной или нескольких ступеней общего образования на базовом уровне и обеспечивает квалифицированную коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, их социальную адаптацию и интеграцию в общество;
3) специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением – вид общеобразовательной организации, которая реализует основные общеобразовательные программы одной или нескольких ступеней общего образования на базовом уровне и обеспечивает психолого-медико-педагогическую реабилитацию детей и подростков с девиантным поведением, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе.
3. Общеобразовательные организации могут использовать в своем наименовании специальные названия, в том числе в следующих случаях:
общеобразовательные школы, обеспечивающие углубленную, профильную подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам (предметным областям) – общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов;
общеобразовательные школы, обеспечивающие на ступени среднего общего образования углубленную, профильную подготовку обучающихся по предметам (предметным областям) гуманитарного, социально-экономического, художественно-эстетического цикла, – гимназия;
общеобразовательные школы, обеспечивающие на ступени среднего общего образования углубленную, профильную подготовку обучающихся по предметам (предметным областям) технического, математического, естественнонаучного цикла, – лицей;
общеобразовательные школы, реализующие основные общеобразовательные программы, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными программами различной направленности, – президентское кадетское училище, суворовское военное училище, нахимовское военно-морское училище, кадетский корпус, кадетская школа, училище олимпийского резерва.
4. В общеобразовательной организации могут быть созданы условия для проживания обучающихся (интернат). В этом случае в наименовании общеобразовательной организации через дефис указывается слово «интернат».
Интернат создается в целях:
обеспечения доступности качественного общего образования для обучающихся, проживающих на расстоянии свыше предельно допустимого санитарными правилами транспортного обслуживания ближайшей общеобразовательной организации, а также при ее транспортной недоступности в период неблагоприятных погодных условий;
обеспечения доступности качественного общего образования для обучающихся из числа детей, нуждающихся в длительном лечении, а также из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нахождение которых в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не представляется возможным по объективным причинам;
создания условий для развития интеллектуального, творческого и (или) спортивного потенциала обучающихся, проявивших выдающиеся способности, либо квалифицированной коррекции недостатков в психическом и (или) физическом развитии обучающихся.
За содержание детей в общеобразовательной организации с наличием интерната с родителей (законных представителей) может взиматься плата в порядке, установленном уставом такой образовательной организации, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
5. Образовательная организация в каникулярное время может открывать в установленном порядке лагеря и туристские базы, создавать различные объединения с постоянными и (или) переменными составами детей в лагерях (с круглосуточным или с дневным пребыванием).
6. В общеобразовательной организации для оказания помощи семье в обучении и воспитании обучающихся с учетом потребности родителей (законных представителей) общеобразовательной организации могут открываться группы продленного дня.

(0)

Замечания и предложения к статье 94 (37)

  • Валебная Вероника, 1 февраля, 12:08

    Помимо приведенных в проекте специальных названий для общеобразовательных организаций предлагаю внести школу надомного обучения как общеобразовательную организацию, обеспечивающую подготовку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по общеобразовательным программам

    +0
  • Тажиев Риф Рахимович, 1 февраля, 11:42

    Из проекта закона следует, что гимназии и лицеи отличаются от других общеобразовательных школ только на ступени среднего общего образования. На двух предыдущих ступенях образовательные программы не должны отличаться. Зачем тогда нужны лицеи и гимназии? Обеспечить углубленное изучение соответствующих предметов без подготовительной работы на начальной и основной ступенях обучения невозможно. Поэтому предлагаем: 1. Гимназии и лицеи выделить как самостоятельные виды общеобразовательных организаций . 2. Сроки обучения и в гимназиях и в лицеях определить как в общеобразовательных учреждениях.(как сложилось в практике).

    +0
  • Алла Фомина, 1 февраля, 10:11

    Заменить "могут использовать в своём наименовании специальные названия" на "могут быть следующих видов", т.е. ввести гимназии, лицеи как виды ОУ. И из закона следует, что гимназия и лицей могут начинаться с одного возраста.

    +2
  • Абзац 5 части 4 статьи 94 предлагаем в следующей редакции:

    создания условий для развития интеллектуального, творческого и (или) спортивного потенциала обучающихся, проявивших выдающиеся способности, а также обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

    +6
  • Евдокимова Лариса, 31 января, 18:39

    Абзац 5 части 4 статьи 94 предлагаем в следующей редакции:

    создания условий для развития интеллектуального, творческого и (или) спортивного потенциала обучающихся, проявивших выдающиеся способности, а также обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

    КОММЕНТАРИЙ:

    Требование соответствия новых законов Конвенции о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией 24 сентября 2008 года, распространяется и на понятийный аппарат – поскольку инвалидность определяется не как наличие недостатков (которые можно корректировать), а как «результат взаимодействия человека с нарушениями здоровья с отношенческими и физическими барьерами» (Пункт (c) Bis Преамбулы), то из текста Законопроекта необходимо повсеместно удалить словосочетания типа «квалифицированной коррекции недостатков в психическом и (или) физическом развитии обучающихся».

    +4
  • Абзац 5 части 4 статьи 94 предлагаем в следующей редакции:

    создания условий для развития интеллектуального, творческого и (или) спортивного потенциала обучающихся, проявивших выдающиеся способности, а также обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

    +9
  • Пункт 2 части 2 статьи 94 предлагаем в следующей редакции:

    2) коррекционная общеобразовательная школа – вид общеобразовательной организации, которая реализует основные общеобразовательные программы одной или нескольких ступеней общего образования на базовом уровне и обеспечивает условия для развития потенциала обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их социальную адаптацию и интеграцию в общество.

    КОММЕНТАРИЙ:

    Это очень существенный момент, связанный с изменением отношения общества к людям с инвалидностью! Считаем, что пора прекратить употреблять такие обороты, как «квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии…».

    Надо понять, что «коррекционные» школы не корректируют, а обеспечивают развитие потенциала!!!

    Конвенция ООН о правах инвалидов определяет инвалидность именно с точки зрения наличия внешних барьеров, а не как наличие каких-либо собственных недостатков здоровья:

    «инвалидность – это результат взаимодействия человека с нарушениями здоровья с отношенческими и физическими барьерами, которые препятствуют полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими» (Пункт (c) Bis Преамбулы).

    Если останутся унижающие формулировки типа «коррекция недостатков», то де-факто ничего в отношении общества не изменится!!!

    Таким же образом надо подходить и к наименованию «коррекционных» школ.

    +12
  • Екатерина Дженакова, 29 января, 16:03

    Закрепить в ст.94 понятие "нетиповое образовательное учреждение образовательная организация, создаваемая в целях реализации образовательных программ для детей общей одаренности,а также для детей, обладающих выдающимися музыкальными, художественными, танцевальными способностями". Поскольку такие образовательные учреждения также реализуют и общеобразовательные программы, должен быть законодательно закреплен вид таких учреждений - нетиповое образовательное учреждение - тип образовательной организации, создаваемой в целях ведения образовательной деятельности по реализации образовательных программ общего образования по программам развивающего обучения, а также реализация образовательных программ углубленного изучения всех предметов гуманитарного, естественно-научного, экономического, эстетического профилей.

    Существуют музыкальные школы-десятилетки, хореографические училища, куда принимаются одаренные дети, в таких образовательных учреждениях реализуются и общеобразовательные программы, а также программы, направленные на развитие у детей указанных способностей. Однако нельзя забывать про детей общей одаренности, согласно концепции "Одаренные дети", такие дети должны иметь возможность развития своих способностей в образовательных учреждениях, реализующих программы углубленного изучения всех предметов. И прием в такие школы должен осуществляться по конкурсным испытаниям, все требования к ним, а также состав комиссии будет определяться учредителем, администрацией данного учреждения и должен быть закреплен в уставе.

    +9
  • Бойчевская Ирина, 28 января, 17:11

    К главе 11, статье 94

    В проекте закона не упоминаются общеобразовательные школы надомного обучения. В этих школах существуют разные формы обучения - надомное, индивидуальное и классное. Это позволяет детям со сложными заболеваниями усваивать программу в полном объеме. В общеобразовательных школах обычного типа невозможно создать условия для контроля за здоровьем и полноценного обучения больных детей. Школы надомного обучения справляются с этой задачей, так как работают в тесном контакте с родителями. При необходимости с детьми занимаются специалисты (психологи, логопеды, дефектологи). Для многих семей школа надомного обучения - оптимальный выбор. Окончив ее, дети имеют возможность поступить в любое высшее учебное заведение.

    +0
  • К главе 11, статья 94.

    Добавить новый пункт следующего содержания:

    «Руководитель общеобразовательной организации назначается учредителем в результате избрания по конкурсу. Конкурс проводится в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В состав конкурсной комиссии входит представитель управляющего совета соответствующей общеобразовательной организации.»

    +16
  • Слова «на базовом уровне» исключить.

    Слово «недостатков» заменить на слово «нарушений».

    Пояснения. Глава 2 законопроекта, и в частности статья 18, рассматривает основную общеобразовательную программу дошкольного и общего (начального, основного, среднего) образования. При этом в соответствии с частью 5 статьи 15 законопроекта основная образовательная программа может быть реализована на базовом и профильном уровнях.

    Исходя из предложения о том, что может реализовываться общеобразовательная программа уровня ниже базисного, в коррекционной школе может реализовываться не только базовая программа. Ограничение по реализации программы разного уровня в коррекционных школах носит дискриминационный характер.

    Слова «коррекция недостатков» сами по себе некорректны. Какое-либо нарушение здоровья – это не недостаток человека, а данность.

    +1
  • Корнеева, 27 января, 12:57

    Целесообразно ли изменять "образовательное учреждение" на организацию, так как это повлечет за собой изменение устава, печати и т.д.

    +0
  • МОУ СОШ №3 с.Арзгир, 26 января, 13:55

    В общеобразовательной организации для оказания помощи семье в обучении и воспитании обучающихся с учетом потребностей родителей (законных представителей) обязательно открытие групп продленного дня в начальных классах.

    +1
  • nach_sch, 26 января, 09:11

    Исключить из ч.5 обязанность образовательного учреждения в организации лагеря в каникулярное время. У школы остаётся мало времени для проведения ремонтных работ.

    +5
  • В содержании отдельных статей проекта, на наш взгляд, присутствует некая путаница в использовании понятий. Так в ст. 94, посвященной общеобразовательным организациям указывается, что общеобразовательная организация вправе реализовывать программы дошкольного образования, дополнительного общеразвивающего и предпрофильного образования и осуществлять профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки. Таким образом, в данной статье по существу школа превращается в

    комплекс, реализующий одновременно 3 уровня образования: дошкольный, основного образования и среднего профессионального образования, что кардинально меняет позицию общеобразовательной организации и требует создания принципиально иной материально-технической базы общеобразовательных учреждений.

    +0
  • Ефремов, 23 января, 13:07

    исключить из ч.5 обязанность образовательного учреждения в организации лагеря в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием).

    +2
  • Ефремов, 23 января, 13:04

    В ч.5 исключить:

    открытие лагерей в образовательных учреждениях в период каникул, т.к. это мешает проведению экзаменов, ремонту, а именно районные руководители должны заниматься данным вопросом.

    +3
  • А почему в этой части и во всей статье ничего не говорится об общеобразовательных школах для детей, одаренных в области музыки, хореографии, живописи? Для них это почти всегда интернаты, т.е. на полном гос.обеспечении и освоение общеобразовательных предметов на базовом уровне. Это стало для государства менее важным, чем училища олимпийского резерва?

    +5
  • К ТАК от 13 декабря:

    А на основании чего должно быть увеличено бюджетное финансирование гимназий, лицеев? В этих организациях большее количество учебных часов на отдельные предметы и эти часы уже оплачены бюджетом. Зарплаты учителей таким образом выше. А все остальное бюджетное финансирование должно быть в равных долях с обычными общеобразовательными организациями (и материально-техническое, и любое другое). С точки зрения закона, обучающиеся должны быть в равных условиях для получения базового уровня знаний. Но закон разрешает получать дополнительно финансирование, только уже не из бюджетной системы. Вполне справедливо.

    +1
  • Горбушов Александр, 21 января, 13:36

    Необходимо выделить как отдельный вид общеобразовательной организации сельскую школу. Во-первых, это целесообразно потому, что она функционирует в особой природной и социокультурной среде, отличной от урбанистической, городской. Во-вторых, представляется необходимым знать статистические данные по учащимся и учебному, административному персоналу, которые на данный момент не отражаются в итоговых отчетах, так как все школы (городские и сельские) сводятся к единой общеобразовательной школе. В-третьих, учитывая особую природную и социокультурную среду функционирования сельской школы, отмечаем ее уникальность и предлагаем разработанное нами определение, а именно: сельская школа - вид общеобразовательной организации, которая реализует основные общеобразовательные программы одной или нескольких ступеней общего образования на базовом и (или) на профильном уровне, находясь в природной не урбанизированной среде, в условиях ограниченного информационного и культурного выбора.

    +3
  • Андреева, 21 января, 11:29

    К главе 11 статье 94 п. 4 Закона предлагаем внести дополнение о школе-интернате для детей из малообеспеченных и неблагополучных семей:

    В общеобразовательной организации могут быть созданы условия для проживания обучающихся (интернат). В этом случае в наименовании общеобразовательной организации через дефис указывается слово "интернат".

    Интернат создается в целях:

    обеспечения доступности качественного общего образования для обучающихся, из малообеспеченных и социально неблагополучных семей, нуждающихся в поддержке государства;

    +0
  • mdou8, 20 января, 14:56

    Необходимо выделить как отдельный вид общеобразовательных организаций малокомплектные и малочисленные общеобразовательные организации, которые осуществляют выполнение общеобразовательных программ в сельской местности (т.к. такие сельские школы есть повсеместно, имеют специфические условия работы, комплектацию обучающихся и работников, финансирование и т. д.)

    +1
  • К главе 11, статья 94, пункт 5

    Статья 94 называется "Общеобразовательная организация" , тогда непонятно, почему в пункте 5 речь идет об образовательной организации

    "Образовательная организация в каникулярное время может открывать в установленном порядке лагеря и туристские базы, создавать различные объединения с постоянными и (или) переменными составами детей в лагерях (с круглосуточным или с дневным пребыванием).

    Необходимо уточнить, о какой организации идет речь: об общеобразовательной или образовательной.

    +2
  • Basik, 14 января, 21:52

    часть 1

    Следует понимать, что общеобразовательные школы будут выполнять функцию начального _профессионального_ образования, которое в проекте закона отсутствует, видимо, по этой причине.

    Предлагаю слова

    и осуществлять профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки исключить.

    +0
  • Sergey Serebryakov, 11 января, 23:03

    Образовательная организация в каникулярное время может открывать в установленном порядке лагеря

    (в том числе и специализированные: экологические, оборонно-спортивные, трудовые и т.п.)

    +1
  • К главе 11, статье 94, части 3

    В соответствии с постановлением Правительства РФ от 5.09.1998г. (с изменениями от 10 марта 2009 г.) № 1046 в настоящее время девять Российских школ-интернатов успешно осуществляют дополнительную предпрофессиональную подготовку юношей по программам первональной летной подготовки.

    В связи с этим целесообразно дополнить список.

    общеобразовательные школы, реализующие основные общеобразовательные программы, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными программами различной направленности, – президентское кадетское училище, суворовское военное училище, нахимовское военно-морское училище, кадетский корпус, кадетская школа, школа-интернат с первоначальной лётной подготовкой, училище олимпийского резерва.

    +1
  • Предлагаю дополнить этот пункт абзацем: "межшкольные учебные комбинаты, реализующие отдельные предметы основных общеобразовательных программ, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения, дополнительные профессиональные программы.

    +2
  • Лигостаева Татьяна, 20 декабря, 13:19

    Добавить межшкольные учебные комбинаты. Они осуществляют образовательную деятельность по предмету "технология", выполняют в полном объёме концепцию профильного обучения, занимаются профессиональной подготовкой школьников. Эти учреждения доказали свое право на существование и должны быть прописаны в законе.

    +2
  • njvbx, 20 декабря, 06:44

    Если и дальше будет действовать типовое положение об общеобразовательном учреждении, предлагаю первый абзац пункта 2 изложить в следующей редакции: "для реализации основных образовательных программ общего образования создаются общеобразовательные организации следующих видов в соответствии с типовым положением об общеобразовательной организации,утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти"

    +0
  • TAK, 13 декабря, 11:59

    Следует в законе предусмотреть различные нормативы финансирования разных учреждений на государственном уровне. Например, финансирование школ с углубленным изучением отдельных предметов осуществляется на 15% больше; лицеев и гимназий на 30%...

    +5
  • Гришин Леонид Иванович, 10 декабря, 15:01

    В конце 90-х годов на основании Типового положения , утверждённого постановлением Правительства РФ от 5.09.1998г. № 1046 были созданы школы-интернаты с первоначальной лётной подготовкой. В настоящее время в России действуют 9 таких школ-интернатов, интерес к которым со стороны юношей традиционно высок, т.к. профессия лётчика престижна, востребована и желанна. Необходимо дополнить список

    общеобразовательные школы, реализующие основные общеобразовательные программы, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными программами различной направленности, – президентское кадетское училище, суворовское военное училище, нахимовское военно-морское училище, кадетский корпус, кадетская школа, школа-интернат с первоначальной лётной подготовкой, училище олимпийского резерва.

    +1
  • Воротынцева Наталья, 9 декабря, 18:23

    Необходимо определить статус общеобразовательных школ, обеспечивающих углубленную, профильную подготовку по одному или нескольким предметам с раскрытием понятия "углубленная или профильная подготовка". В связи с отсутствием в действующем законодательстве определения статуса подобных школ возникают проблемы с наполняемостью групп, формирующихся для изучения профильных предметов.

    +2
  • Воротынцева Наталья, 9 декабря, 17:00

    В общеобразовательной организации для оказания помощи семье в обучении и воспитании обучающихся с учетом потребности родителей (законных представителей), а также с целью профилактики правонарушений несовершеннолетних во внеурочное время, должны открываться группы продленного дня. Группы продленного дня формируются администрацией общеобразовательной организации в соответствии с запросами законных представителей обучающихся.

    +4
  • Правдолюб, 8 декабря, 11:05

    Необходимо дополнить пункт абзацем примерно такого содержания: "Общеобразовательным организациям, финансируемым за счет бюджетных средств, запрещается собирать с обучающихся (с их законных представителей) обязательные или добровольные взносы в денежной или натуральной форме, за исключением случаев, прямо указанных в уставных документах организации."

    Т.е. родители должны, ознакомившись с Уставом школы, иметь полное и окончательное представление о том, на что им придется сдавать средства.

    +7
  • Елена, 8 декабря, 11:01

    Предлагаю рассмотреть такой тип образовательной организации как "прогимназия", объединяющая детский сад и начальную школу.

    +2
  • Дмитрий, 6 декабря, 08:33

    Предлагаю рассмотреть вопрос о формах получения образования в учреждениях закрытого типа. Ведь вряд ли там можно будет получить образование в форме экстерната, заочного (вечернего) обучения или в форме семейного образования, хотя законодательно ребенок, находящийся в таком учреждении, имеет на эти формы обучения право.

    +0
  • galina0028, 2 декабря, 21:55

    Предлагаю для оказания помощи семье в воспитании детей перевести общеобразовательные школы на 5-дневную систему работы. Родители практически не видят своих детей, воспитание полностью переложили на плечи школы. В субботу у родителей выходной и дети спят вместе с ними, в школу не торопятся.Пусть немного задумаются над организацией совместного досуга. Да и учителя - тоже люди, дайте им два законных выходных.

    +5
Цитировать