Законопроект 2011

Общественное обсуждение законопроектов

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Оглавление

Статья 95. Особенности организации приема в общеобразовательную организацию

Замечания и предложения к статье 95 (35)

1. Прием граждан для получения общего образования в государственные, муниципальные общеобразовательные учреждения и в частные общеобразовательные организации, в которых финансовое обеспечение основных общеобразовательных программ общего образования осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется на общедоступной и бесплатной основе.
В приеме в такие общеобразовательные организации может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи. В случае отсутствия мест в общеобразовательной организации родители (законные представители) для решения вопроса об устройстве ребенка в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
2. Родители (законные представители) направляют детей в первый класс общеобразовательных организаций в возрасте от шести лет шести месяцев до восьми лет при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья. По заявлению родителей (законных представителей) учредитель или высший орган управления общеобразовательной организации вправе разрешить прием детей в более раннем возрасте.
Прием в общеобразовательную организацию с наличием интерната проводится при отсутствии медицинских противопоказаний для пребывания обучающихся в интернате.
3. Организация конкурса или индивидуального отбора при приеме (переводе) в общеобразовательные организации для получения общего образования не допускается, за исключением следующих случаев.
Прием (перевод) граждан для получения общего образования в общеобразовательных организациях, реализующих дополнительные предпрофессиональные программы в области искусства или спорта, осуществляется на основании оценки способностей к занятию отдельным видом искусства или спорта, а также при отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спортом.
Прием (перевод) граждан в общеобразовательную организацию для получения среднего общего образования с углубленным изучением отдельных предметов или на профильном уровне может осуществляться с учетом результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

(0)

Замечания и предложения к статье 95 (35)

  • Тажиев Риф Рахимович, 1 февраля, 12:02

    Школы с углубленным изучением ряда предметов, профильные школы, гимназии, лицеи должны иметь возможность отбирать детей, если количество желающих обучаться в них превышает возможности образовательной организации. И такое право отбора должна быть предоставлено этим организациям с первого класса.

    +0
  • Татьяна Б., 1 февраля, 07:48

    Из ч.1 ст.95 гл.11 исключить второй абзац полностью. Разве можно гарантировать общедоступность образования и одновременно узаконить отказ в его получении,ссылаясь на отсутствие мест.

    +0
  • OlegShvedov, 1 февраля, 07:29

    Не согласен с комментарием aliebxx. Установление максимальной разницы в возрасте в рамках класса нарушает интересы тех, кто реализует свое право на ускоренный курс обучения: скажем, ребенок прошел два класса за год экстерном и после этого решил перейти на очное обучение- естественно, он будет моложе одноклассников. Жесткое установление минимального возраста приема также не учитывает всех возможностей: дети все-таки разные бывают, и кто-то вполне может быть способен учиться и до достижения 6 лет.

    +0
  • К части 2 статьи 95

    Предлагаем сократить возраст приема детей в школу от 6 лет 6месяцев до 7 лет. Это связано с тем, что разница в 1,5 года очень большая и заметна.

    +0
  • Беляева Е.В., 31 января, 20:48

    1.Прием граждан для получения общего образования в государственные, муниципальные и частные общеобразовательные организации осуществляется на бесплатной основе.

    2.Прием детей в первый класс в возрасте 6 с половиной лет ЗАПРЕТИТЬ. Разновозрастную, разноуровневую младшую школу создать трудно: необходимы квалифицированные кадры, финансы, ресурсы, помещение. В школу с 7-8 лет.

    3. Прием в 10 класс с углубленным, профильным уровнем с учетом результатов основного общего образования, но в тоже время на основе индивидуальных программ. Их необходимо создавать.

    +6
  • Искандарян, 31 января, 18:01

    ст. 95. Указывается причина отказа в приеме ребенка в школу по причине отсутствия свободных мест. Но не понятно, как это количество мест будет определятся. Необходимы уточнения в данном вопросе.

    +2
  • Ольга, 31 января, 17:55

    Как может осуществляться прием в общеобразовательную организацию для получения СОО с углубленным изучением отдельных предметов с учетом результатов освоения основной образовательной программы в ситуации приема в 1-й класс школы? Или даже после окончания начальной школы? Предполагается тестирование тех знаний, которых еще нет?

    +0
  • Саша Андреева, 31 января, 16:17

    На:

    • «Filolukh, 19 января, 11:33

    К главе 11, статье 95

    Прием (перевод) граждан в общеобразовательную организацию для получения среднего общего образования с углубленным изучением отдельных предметов или на профильном уровне может осуществляться с учетом результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

    Данное положение убрать. Это и есть конкурсная основа - опираясь на данное положение многие могут отказывать ребёнку со "средними способностями" обучаться в гимназии или лицее.»

    «Многие могут отказывать ребёнку со "средними способностями" обучаться в гимназии или лицее» - и будут абсолютно правы. Данное положение не просто нельзя убирать – его необходимо усилить, официально закрепив за языковыми, математическими и другими профильными школами, гимназиями, лицеями, центрами образования и другими образовательными учреждениями с повышенной нагрузкой, а также за классами с повышенной нагрузкой в рамках обычных школ право на отбор детей по конкурсу. В том числе (и особенно) в первый класс (или в тот класс, с которого начинается обучение в данном образовательном учреждении). Отменить «прикрепление» ребенка по «прописке» к любым специализированным или профильным школам. Можно оставить его только для обычных школ. Именно для того, чтобы лучшие школы могли отобрать лучших детей.

    Если в районе имеется одна английская спецшкола и 10 обычных, то преимущественное право детей, проживающих в непосредственной близости от английской спецшколы, на поступление в эту школу нарушает права детей, живущих несколько дальше, на получение аналогичного образования.

    А испанская спецшкола на всю Москву вообще одна. С какой стати живущие рядом должны иметь преимущество?

    По логике Filolukh, нужно в МГУ принимать в соответствии с пропиской.

    +4
  • Саша Андреева, 31 января, 15:59

    Глава 95.

    Школы с углубленным изучением ряда предметов, профильные школы, гимназии, лицеи и другие элитные школы должны иметь возможность отбирать детей. Если желающих поступить в школу больше, чем мест в классах, то все равно возьмут не всех. Необходимо вернуть профильным школам официальную возможность отбирать лучших детей – а не тех, чьи родители раньше пришли или прописаны рядом со школой. Чем сильнее класс, тем лучше учатся в нем все дети, тем более сложную программу может взять учитель. Тем больше дети нацелены на учебу, тем лучше обстановка в школе.

    Отбор детей в профильные школы позволит повысить уровень образования в этих школах и по стране в целом и будет способствовать более справедливому и более правильному распределению детей по школам: в лучшие школы будут попадать дети с лучшими способностями и максимальным желанием учиться.

    Для этого необходимо принять пункт 3 данной статьи в следующей редакции:

    «3. Организация конкурса или индивидуального отбора при приеме (переводе) в общеобразовательные организации для получения общего образования не допускается, за исключением следующих случаев.

    Прием (перевод) граждан для получения общего образования в общеобразовательных организациях, реализующих дополнительные предпрофессиональные программы в области искусства или спорта, осуществляется на основании оценки способностей к занятию отдельным видом искусства или спорта, а также при отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спортом.

    Прием (перевод) граждан в общеобразовательную организацию для получения среднего общего образования с углубленным изучением отдельных предметов или на профильном уровне осуществляется на конкурсной основе, на основании оценки способностей к получению углубленного образования по данному профилю, оценки знаний и умений граждан, а также с учетом результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;»

    +0
  • сердцева людмила, 31 января, 15:13

    Изложить в следующей редакции: Родители (законные представители) при достижении детьми возраста от шести лет шести месяцев до восьми лет при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья обязаны обеспечить получение начального общего образования, в том числе путем направления детей в первый класс общеобразовательных организаций. Далее по тексту.

    +1
  • К ч.1. При отсутствии свободных мест ученика могут отправить учиться в школу , расположенную очень далеко от места проживания. Эту неопределенность желательно разрешить.

    +0
  • Барсуков Валерий, 28 января, 23:16

    Статья 95 разработана под чиновников, именно они будут говорить, что в общеобразовательной организации нет мест и грести взятки. Если нет мест, то чиновники этого района должны сами позаботиться о приёме ребёнка в другой район. Поэтому фразу "нет мест" необходимо убрать. В советское время такой проблемы как "нет мест" - не было.

    +1
  • aliebxx, 28 января, 22:31

    Пункт 2 ст 95 Гл 2. Изложить в следующей редакции:. Родители (законные представители) направляют детей в первый класс общеобразовательных организаций в возрасте от шести лет шести месяцев до восьми лет при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья. По заявлению родителей (законных представителей) учредитель или высший орган управления общеобразовательной организации вправе разрешить прием детей в более раннем возрасте(не ранее 6 лет и ограничить возрастную разницу в классе не более чем в 1 год).

    Прием в общеобразовательную организацию с наличием интерната проводится при отсутствии медицинских противопоказаний для пребывания обучающихся в интернате.

    +0
  • Трякшина Наталья, 28 января, 13:56

    Предлагаю сократить разрыв в начале школьного образования до года, т.е. принимать детей в школу с 6 лет 6 месяцев до 7 лет 6 месяцев.

    +1
  • OlegShvedov, 28 января, 02:40

    Предлагаю сформулировать первый абзац части 2 в следующей редакции "Родители (законные представители) вправе направить детей в первый класс общеобразовательных организаций или прикрепить детей к этим организациям для прохождения промежуточной аттестации в качестве экстернов в возрасте от шести лет шести месяцев до восьми лет при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья. По заявлению родителей (законных представителей) учредитель или высший орган управления общеобразовательной организации вправе разрешить прием детей или их зачисление в качестве экстернов в более раннем возрасте".

    Эта формулировка устраняет противоречие между данной статьей и статьей 93 ч.10, согласно которой общее образование может быть получено не только в образовательной организации, но и вне этой организации в формах семейного образования и самообразования, и разъясняет, как именно родители могут направить своего ребенка на аттестацию.

    Возможность аттестовываться экстерном за первый класс могла бы быть использована в следующей ситуации. Предположим, что ребенку немного не хватает до 6 лет 6 месяцев на 1 сентября. Тогда, по нынешнему законодательству, ему могут отказать в приеме в первый класс, заставив ждать почти до 7,5 лет. Ведь не во всех же школах есть возможности обучать ребенка более раннего возраста (нужны игровые комнаты, комнаты отдыха и т.д.). Прикрепить же ребенка в качестве экстерна можно было бы и в середине учебного года, по достижении 6 лет 6 месяцев, аттестовать его за первый класс и перевести во второй класс.

    +7
  • Абз.1 ч.2 изложить в след. редакции: "Дети принимаются в первый класс образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, на основании заявления родителей (законных представителей) в возрасте от шести лет шести месяцев до восьми лет. Учредитель общеобразовательной организации вправе разрешить прием детей в более раннем возрасте.

    Дети с ограниченными возможностями здоровья могут быть приняты в первый класс в возрасте старше восьми лет по заключению психолого-медико-педагогической комиссии."

    Пояснения: Дети с ограниченными возможностями здоровья могут нуждаться в более длительной дошкольной подготовке. Данная поправка является актуальной, так как достижение ребенком с ограниченными возможностями здоровья возраста семи лет нередко является предлогом для выталкивания из системы дошкольного образования («слишком большой» для детсада, но еще не готов для школы).

    Кроме того, необходимо исключить положение о «противопоказании по состоянию здоровья» для общеобразовательных учреждений как противоречие принципам законопроекта, заложенным в общих положениях законопроекта,и требованиям Конвенции ООН о правах инвалидов.

    Общее образование обязательно для всех, независимо от состояния здоровья, а особенности правового регулирования образования лиц с ограниченными возможностями здоровья установлены предлагаемым законопроектом.

    +2
  • МОУ СОШ №3 с.Арзгир, 27 января, 08:51

    Родители (законные представители) направляют детей в 1 класс общеобразовательных организаций в возрасте 6 лет 6 месяцев до восьми лет при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья ребенка и при наличии диагностики психолого – медико – педагогической комиссии о физической и психологической готовности ребенка к школе.

    +0
  • Сформулированная в абзаце 2 пункта 1 статьи 95 возможность отказа в приеме в общеобразовательную организацию по причине «отсутствия в ней свободных мест» не создает правовых гарантий для безусловного приема ребенка в конкретную школу на территории его проживания. При этом законопроект не решает вопроса о приеме детей в первые классы общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов, гимназий, лицеев, поскольку предусматривает конкурсный прием или индивидуальный отбор лишь на ступени среднего общего образования. Это может привести к родительскому ажиотажу при приеме детей в первый класс и к злоупотреблениям администрации. Следует на законодательном уровне зафиксировать существующую практику закрепления за каждой общеобразовательной организацией определенной территории, а также предусмотреть возможность конкурсного приема или отбора на ступени начального и основного общего образования в общеобразовательные организации с углубленной, профильной подготовкой с целью выявления и поддержки детей, проявляющих особые способности в сфере интеллектуальной деятельности.

    Предлагаем дополнить пункт 1 статьи 95 новым абзацем следующего содержания:

    «Органы местного самоуправления определяют для каждого ребёнка школьного возраста общеобразовательную организацию по месту его проживания, в которую он может быть принят в безусловном порядке.»,

    а пункт 3 статьи 95 дополнить новым абзацем следующего содержания:

    «Прием (перевод) граждан в общеобразовательную организацию для получения начального и основного общего образования с углубленным изучением отдельных предметов может осуществляться с учетом результатов конкурса или собеседования, проводимого формируемой органом местного самоуправления комиссией, включающей специалистов в области детской психологии и преподавания соответствующих предметов.»

    +23
  • Коллектив Омского государственного педагогического университета, 25 января, 09:58 К главе 11, статье 95

    Зачисление ребенка в возрасте до 6,5 лет в общеобразовательную организацию по заявлению родителей является необоснованным с психологической точки зрения.

    Действительно - лучше если совместно учатся дети одного возраста, либо с одинаковым уровнем психологического развития. Однако, это вовсе не означает, что все дети 7-ми лет будут находиться на одном уровне, разброс может составлять до 2-х лет, все зависит от того, в какой среде ребенок развивался до школы. К вопросу стоит подходить более широко и основательно. Например, в рамках развития этого пункта, можно рекомендовать создание подготовительно-оценочных классов, где условно отстающие дети будут проходить адаптацию, а те, кто показывает более высокие показатели, возможно, даже выходящие за рамки школы, могли получить соответствующие их способностям рекомендации, программы обучения, обеспечение получения образования по особой программе, специальные назначения и т.п. Все это так же должно учитываться данным ФЗ, и 6,5 лет в таком случае вовсе не показатель, прием в такой подготовительно-оценочный класс может быть в принципе и с 3-х лет, а уже на основании результатов оценки и подготовки, получать рекомендации по поступлению в школу и т.п.

    +7
  • Зачисление ребенка в возрасте до 6,5 лет в общеобразовательную организацию по заявлению родителей является необоснованным с психологической точки зрения.

    +1
  • Считаю необходимым с учетом специфики обучения по предпрофессиональным и профессиональным программам в области искусства начинать обучение с возраста, определяемого будущей профессией. Если специалисты в области балета считают, что в их профессии начинать обучение надо с 10 лет, причем не в системе дополнительного образования, а в условиях профильных учебных заведений (школ, академий и т.п.), значит, должно быть именно так. Если в другой профессии, например, в изобразительном искусстве, обучение на ранних этапах возможно в системе дополнительного образования с дальнейшим продолжением в специализированных профильных учебных учреждениях, то надо опять-таки прислушаться к ним.

    Вывод:

    вопросы начала обучения в общеобразовательных организациях, реализующих программы предпрофессионального и профессионального обучения в области искусства, должны решаться только с учетом мнения признанных специалистов каждой конкретной профессии.

    +6
  • Слишком большая разница в полтора года для принятых в один первый класс. Для работающих с детьми учителей эта разница очень заметна. Важно, что по мере взросления и перехода в пору полового созревания, эта возрастная разница трансформируется в разрыв в физических и интеллектуальных возможностях. Закон должен содержать нормы, направленные на то, чтобы эти проблемы не допустить или, хотя бы нивелировать, и этим помочь детям и их родителям.

    Есть и другая сторона той же полуторагодовой разницы в возрасте первоклассников. Некоторым родителям без объективных на то оснований захочется продлить дошкольный безоблачный возраст. Где проведет эти годы ребенок: в детском саду или с бабушкой-нянькой? Таким образом, может быть упущено драгоценное время для становления личности ребенка, развития его интеллектуального, творческого потенциала на новом уровне. Думаю, что педагогическая наука давно определилась в решении затронутых вопросов. Предлагаю, сократить разрыв в начале школьного образования, хотя бы до года, т.е. принимать (с учетом времени рождения) с 6 лет 6 месяцев до 7 лет 6 месяцев.

    +4
  • Организация конкурса или индивидуального отбора при приеме (переводе) в общеобразовательные организации для получения общего образования не допускается, за исключением следующих случаев.

    Необходимо уточнить, что является конкурсом и индивидуальным отбором. Тестирование первоклашек - это что?

    И как будет проводиться проверка на "недопустимость " конкурсной основы?

    +1
  • Считаю необходимым при зачислении в школу оставить приоритет за детьми закрепленными за данной школой пропиской (а так же имеющим старших братьев и сестер, общающихся в этой школе).

    Часто родители выбирают школу по определенным критериям(например, с художественно-эстетическим уклоном вместо математической школы по прописке), но ребенок по каким-то причинам не поступает. Как и куда ему поступать?

    +1
  • Filolukh, 19 января, 11:33

    Прием (перевод) граждан в общеобразовательную организацию для получения среднего общего образования с углубленным изучением отдельных предметов или на профильном уровне может осуществляться с учетом результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

    Данное положение убрать. Это и есть конкурсная основа - опираясь на данное положение многие могут отказывать ребёнку со "средними способностями" обучаться в гимназии или лицее.

    +0
  • Filolukh, 19 января, 11:31

    к занятию соответствующим видом спортом

    Исправить ошибку на "к занятию соответствующим видом спорта"

    +0
  • В связи с тем, что имеются случаи, когда родители определяют детей в первый класс в возрасте более позднем, чем 8 лет, считаем, что необходимо дополнить фразу

    По заявлению родителей (законных представителей) учредитель или высший орган управления общеобразовательной организации вправе разрешить прием детей в более раннем возрасте

    словосочетанием «и в более позднем».

    +3
  • Коробейникова Л.В., 17 января, 16:15

    Статью 95, ч.1 дополнить следующей фразой "..муниципальный орган управления образованием за каждым районом (микрорайоном) закрепляет общеобразовательные организации и обеспечивает прием в первый класс всех подлежащих обучению граждан, проживающих на данной территории и имеющих право на получение образования соответствующего уровня".

    +2
  • Щедухина Наталья, 24 декабря, 17:58

    На мой взгляд, следует регламентировать возраст поступления в школу законодательно, и не снижать возрастную планку. Либо дать возможность школьным психологам проводить диагностику готовности к школе при поступлении, и, если ребенок к школе не готов, рекомендовать родителям отложить поступление в школу на следующий год и дать рекомендации по подготовке к школе.

    +3
  • мама школьника, 16 декабря, 13:57

    Считаю данную часть статьи не соответствующей Конституции РФ. В частности, отказа в приеме в государственные, муниципальные общеобразовательные учреждения. Причина отсутствия свободных мест должна решаться не путем отказа в образовании, а путем расширения мест для обучения.

    +18
  • Alex79, 14 декабря, 11:58

    Считаю необходимым предоставить первоочередное право зачисления детям, имеющим старших братьев или сестер в данном учебном заведении. Невозможно представить себе ситуацию, когда маленькие дети учатся в разных школах. Второй льготой должна стать близость школы к дому - чем короче путь ребенка к школе, тем меньше вероятность ДТП или какого-либо насилия над ребенком.

    +19
  • Александр Леонтьев, 6 декабря, 18:30

    Необходимо прописать норму, согласно которой вторые (третьи и т.д. - братья и сёстры обучающихся) дети имеют приоритетное право поступления в образовательное учреждение, если единственным критерием является наличие в образовательном учреждении свободных мест.

    +4
  • Марианна, 3 декабря, 17:22

    Необходимо более четко прописать ситуацию с приемом в первый класс школ с углубленным изучением отдельных предметов начиная с первого класса: прогимназий, языковых школ. Сейчас преимущество при поступлении имеют дети, которые живут в соседних домах, что нарушает права других детей, которые тоже могли бы и хотели обучаться по углубленным программам, но не имеют рядом с домом такой школы.

    +17
  • TAK, 3 декабря, 10:57

    П.3 Что значит "прием в организацию с углубленным изучением отдельных предметов или на профильном уровне может осуществляться с учетом результатов освоения общеобразовательной программы"? Это конкурс. Нужно об этом сказать открыто и определить условия. Иначе трактовать можно по-разному.

    +5
  • мама, 1 декабря, 23:12

    Необходимо чётко прописать возможность обучения детей, которым решением психолого-медико-педагогическая комиссии (ПМПК) рекомендовано обучение по специальной коррекционной программе в учреждениях VIII вида в общеобразовательных учреждениях, не имеющих лицензию на обучение по специальной коррекционной программе. Зачастую родители отказываются определить своих детей в учреждения VIII вида и дети учатся по справке в обычной школе, при чём чаще они там "числятся", но не обучаются. Получается в общеобразовательной школе они обучаться не могут, а в специальную не идут, в списках учеников числятся, но школу не посещают.

    +3
Цитировать