Законопроект 2011

Общественное обсуждение законопроектов

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Оглавление

Статья 99. Особенности предоставления общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья

Замечания и предложения к статье 99 (25)

1. Общее образование лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в общеобразовательных школах, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, в том числе в коррекционных классах, классах интегрированного обучения общеобразовательных школ или в коррекционных общеобразовательных школах.
Инвалиды получают общее образование в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
2. Для детей с ограниченными возможностями здоровья создаются коррекционные общеобразовательные школы различных категорий, перечень и особенности организации образовательного процесса в которых определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
3. Содержание образования и условия организации образовательного процесса в коррекционной общеобразовательной школе определяется основной общеобразовательной программой общего образования, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся на основе специальных требований соответствующего федерального государственного образовательного стандарта.
4. Предельная наполняемость коррекционного класса, класса интегрированного обучения, а также класса (группы), группы продленного дня в коррекционной общеобразовательной школе зависит от категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и устанавливается специальными требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
5. Обучающиеся, проживающие в коррекционной общеобразовательной школе-интернате, находятся на полном государственном обеспечении и в соответствии с установленными нормативами обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем.
Иные обучающиеся коррекционной общеобразовательной школы обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

(0)

Замечания и предложения к статье 99 (25)

  • Салит Владимир, 1 февраля, 11:58

    В статье 99 вместо словосочетания «классах интегрированного обучения» предлагаем ввести словосочетание «классах интегрированного и инклюзивного обучения»

    КОММЕНТАРИЙ:

    На практике существуют и интегративные, и инклюзивные классы. Большинство специалистов не разделяют эти понятия. Мы считаем, что в законопроекте должны быть отражены и различия между этими наименованиями (поскольку интеграция ориентирована на адаптацию человека к социуму – путем коррекции человека, а инклюзия исходит из принципа адаптации окружающей среды и окружающего общества к индивидуальным потребностям человека).

    Поскольку предлагается включить в законопроект определение инклюзивного образования, то должны быть названы классы, реализующие инклюзивное образование.

    Такие же изменения необходимо вводить по всему тексту законопроекта

    +4
  • В законе "Об образовании" должны быть чётко установлены специальные требования федеральных государственных образовательных стандартов к академическим достижениям и уровню жизненных компетенций детей с различной степенью выраженности интеллектуального дефекта (лёгкая умственная отсталость, тяжёлая умственная отсталость).

    +0
  • Улыбка судьбы, 1 февраля, 05:10

    К главе 11, статье 99, части 1

    Многие дети с ограниченными возможностями здоровья и (или) особыми образовательными потребностями не могут и не должны обучаться в отдельных коррекционных классах и школах. Они должны получать образование в обычных школах, при обеспечении необходимого психолого-педагогического сопровождения, а также консультационной помощи родителям.

    Должна быть предусмотрена возможность получения общего образования лицами с

    ограниченными возможностями здоровья в форме семейного образования.

    +0
  • Евдокимова Лариса, 31 января, 18:28

    В статье 99 вместо словосочетания «классах интегрированного обучения» предлагаем ввести словосочетание «классах интегрированного и инклюзивного обучения»

    +7
  • Иван, 31 января, 18:12

    После первого абзаца необходимо добавить два дополнительных абзаца следующего содержания:

    "При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении, общеобразовательное учреждение обязано обеспечить соответствующее психологическое и медико-психологическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В случае несовершеннолетних обучающихся такое сопровождение осуществляется с согласия или по просьбе их родителей или законных представителей.

    Общее образование лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть получено в форме семейного образования".

    Следует отметить, что законопроектом в недостаточной мере проработаны вопросы инклюзивного образования. В частности, многие дети с ограниченными возможностями здоровья и (или) особыми образовательными потребностями (например, дети с СДВГ) не могут и не должны обучаться в отдельных коррекционных классах и школах. Они должны получать образование в обычных школах, при обеспечении необходимого психолого-педагогического сопровождения, а также консультационной помощи родителям. Предлагаемое дополнение призвано учесть потребности инклюзивного образования в таких ситуациях.

    Второе дополнение – указание на то, что семейное образование доступно для указанной категории детей, и они не являются исключением из права на семейное образование, предусмотренного ст. 93 законопроекта.

    +14
  • В статье 99 вместо словосочетания «классах интегрированного обучения» предлагаем ввести словосочетание «классах интегрированного и инклюзивного обучения»

    – / –

    КОММЕНТАРИЙ:

    На практике существуют и интегративные, и инклюзивные классы. Большинство специалистов не разделяют эти понятия. Мы считаем, что в законопроекте должны быть отражены и различия между этими наименованиями (поскольку интеграция ориентирована на адаптацию человека к социуму – путем коррекции человека, а инклюзия исходит из принципа адаптации окружающей среды и окружающего общества к индивидуальным потребностям человека).

    Поскольку предлагается включить в законопроект определение инклюзивного образования, то должны быть названы классы, реализующие инклюзивное образование.

    Такие же изменения необходимо вводить по всему тексту законопроекта.

    +9
  • В ст. 99 Проекта закона требуется уточнение, соответствует ли уровню общего образования образование, полученное лицами с ограниченными возможностями здоровья в коррекционных школах, реализующих программы VIII вида.

    +2
  • Lexa, 31 января, 09:23

    После первого абзаца необходимо добавить два дополнительных абзаца следующего содержания:

    "При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении, общеобразовательное учреждение обязано обеспечить соответствующее психологическое и медико-психологическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В случае несовершеннолетних обучающихся такое сопровождение осуществляется с согласия или по просьбе их родителей или законных представителей.

    Общее образование лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть получено в форме семейного образования".

    Следует отметить, что законопроектом в недостаточной мере проработаны вопросы инклюзивного образования. В частности, многие дети с ограниченными возможностями здоровья и (или) особыми образовательными потребностями (например, дети с СДВГ) не могут и не должны обучаться в отдельных коррекционных классах и школах. Они должны получать образование в обычных школах, при обеспечении необходимого психолого-педагогического сопровождения, а также консультационной помощи родителям. Предлагаемое дополнение призвано учесть потребности инклюзивного образования в таких ситуациях.

    Второе дополнение – указание на то, что семейное образование доступно для указанной категории детей, и они не являются исключением из права на семейное образование, предусмотренного ст. 93 законопроекта.

    +14
  • Юля, 31 января, 02:42

    Необходимо создать при школе штат тьюторов для детей с ограниченными возможностями здоровья.

    +8
  • Ст.99 дополнить ч.6 и ч.7

    6. Общее образование лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть получено в форме семейного образования

    7. Лица с ограниченными возможностями здоровья независимо от формы обучения вправе выбрать любую аттестующую организацию на всей территории России, а также форму аттестации, как в виде единого государственного экзамена, так и традиционно.

    +0
  • Дополнить частью 6 следующего содержания:

    "Образовательный процесс для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья организуется исходя из особенностей психофизического развития и возможностей обучающегося, в том числе путем сочетания групповых и индивидуальных занятий в образовательной организации и на дому.

    В целях обеспечения условий для социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья гарантируется включение в образовательный процесс таких обучающихся групповых занятий, возможности регулярного участия в иных коллективных мероприятий, проводимых общеобразовательными организациями для обучающихся."

    Предлагаемое закрепление на уровне федерального закона обязанности государственных органов по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях существующей по месту проживания образовательной инфраструктуры при отсутствии по месту проживания ребенка образовательной организации (класса, группы), соответствующих образовательным потребностям и возможностям ребенка, должна быть подкреплена нормами об особенностях организации образовательного процесса, позволяющих организовать образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в той образовательной инфраструктуре, которая уже создана. Это должно обеспечиваться, прежде всего, возможностью сочетания различных форм организации образовательного процесса: сочетанием занятий в образовательной организации и на дому и (или) групповых и индивидуальных занятий. Закрепление таких норм необходимо в том числе и для того, чтобы общая образовательная политика была нацелена на включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду, в том числе в специальную образовательную среду (коррекционные школы, классы).

    Вариативность образовательного процесса давно разработана и практически применяется в школах надомного обучения и обеспечивает как включение ребенка в коллектив для его социализации и интеграции, так и индивидуализацию образовательного процесса в соответствии с психофизическими особенностями ребенка.

    Одной из основных задач государственной политики в области социальной защиты инвалидов в РФ является создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Согласно статье 24 Конвенции о правах инвалидов инвалиды должны иметь наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживании, а статья

    19 Конвенции ООО о правах инвалидов призывает содействовать полному включению и вовлечению инвалидов в местное сообщество.

    На этапе обучения в школе совместные занятия, участие в жизни сверстников и школы является основным критерием вовлеченности человека в жизнь общества.

    +6
  • Абз.2 ч.1 ст.99 изложить в след. редакции: "Условия получения общего образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе особенности организации образовательного процесса и специальные условия обучения (воспитания), определяются образовательными организациями исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, в том числе в соответствии с ИПР ребенка-инвалида (инвалида). Консультативная помощь образовательным организациям, родителям (законным представителям) обучающихся в организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья оказывается психолого-медико-педагогической комиссией."

    Предлагаем установить, что особенности получения общего образования всеми лицами с ограниченными возможностями здоровья (в том числе детьми-инвалидами) определяется образовательными организациями, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся.

    Такое регулирование вопроса о создании условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья позволит образовательным организациям самостоятельно определять эти условия, если они имеют ресурсные возможности для определения и создания условий. В той ситуации, когда образовательная организация затрудняется в выборе и создании необходимых условий или обучение ребенка в созданных условиях нельзя считать успешным, помощь в определении условий должна оказать ПМПК. Такой подход к созданию условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья соответствует требованиям ст. 24 Конвенции ООН о правах инвалидов.

    +3
  • Горбушов Александр, 24 января, 18:09

    Абсолютно необходимо предоставить для лиц с ограниченными возможностями здоровья возможность получить семейное образование, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий (прописав обязанности предоставления таковых), регламентировав и учитывая особенности социокультурного окружения ребенка, в первую очередь.

    +74
  • МЭСИ, 22 января, 13:39

    Часть 3 изложить в редакции:

    «3. Содержание образования и условия организации образовательного процесса, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и\или электронного обучения, в коррекционной общеобразовательной школе определяется основной общеобразовательной программой общего образования, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся на основе специальных требований соответствующего федерального государственного образовательного стандарта.»

    +9
  • Общеобразовательные школы, которые осуществляют образование детей с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены дополнительными педагогическими кадрами и материально-технической базой, как и коррекционные общеобразовательные школы.

    +5
  • Tatiana, 19 января, 16:05

    В данной части необходимо прописать конкретно, какая категория обучающихся должна находится в коррекционной общеобразовательной школе-интернате на полном государственном обеспечении и в соответствии с установленными нормативами по обеспечению питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем:

    «Обучающиеся, а именно, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, проживающие в коррекционной общеобразовательной школе-интернате, находятся на полном государственном обеспечении и в соответствии с установленными нормативами обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем.

    Иные обучающиеся коррекционной общеобразовательной школы и школы – интерната обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием".

    +7
  • Обеспечить исполнение ВСЕМИ школами и ВУЗами (а так же их филиалами и мест арендуемых для обучения) Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ Статья 15. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. Любое учебное заведение должно быть ГОТОВО (должен быть так же разработан необходимый минимум мероприятий по реабилитации, например пандус, лифт, требования к дверям, наличию порогов) к обучению лица с ограниченными возможностями здоровья, а не предпринимать действия для обеспечения реабилитации при появлении лица желающего обучаться. Нельзя человека отрывать от общества, если сам он этого не хочет.

    +62
  • К главе 11, статье 99, части 1

    Дети-инвалиды имеют право выбора сдачи итоговой аттестации: в форме единого государственного экзамена или традиционно.

    +63
  • MaxKar, 6 декабря, 21:05

    В п.1 добавить:

    Инвалиды получают общее образование в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида и имеют равное с остальными детьми право на получение семейного образования.

    +7
  • Людмила Николаевна, 6 декабря, 16:26

    В индивидуальной программе реабилитации инвалида значительное место занимают описания лечебных мероприятий, рекомендации по приспособлениям для компенсации основного дефекта, но очень ограничены рекомендации по организации обучения.

    Не определен статус ученика с ограниченными возможностями здоровья, который мог бы обучаться в общеобразовательной школе при создании необходимых условий. Будут ли эти школы "специализироваться" для грамотного сопровождения отдельного ученика и учитывать его индивидуальные потребности?

    +36
  • Григорьева Ольга, 4 декабря, 07:28

    Для лиц с ограниченными возможностями здоровья необходимо предусмотреть в законе создание таких общеобразовательных учреждений, в которых могли бы обучаться дети с разными нарушениями, разной структуры дефекта. Это могут быть Центры образования, где могут быть реализованы программы разного уровня - дошкольные, начального общего, основного общего среднего полного общего, профессиональные, дополнительные), в разных формах, в том числе дистанционно. Тогда ребёнок-инвалид по слуху или зрению, ребёнок-инвалид колясочник, и ребёнок-инвалид сердечник будут иметь возможность получать образование в общеобразовательном учреждении и будут иметь документ об образовании не ограничивающий возможности его дальнейшей социальной адаптации

    +0
  • Григорьева Ольга, 4 декабря, 07:19

    Двухразовое питание для воспитанников специальных (коррекционных) школ-интернатов, не проживающих в интернате ограничивает их возможности для занятий в кружках, в секциях, в системе дополнительного образования.

    Питание таким детям должно быть гарантировано 3-х разовое, и обеспечен подвоз детей в школу и из школы (это касается учреждений, расположенных в крупных городах)

    +3
  • Григорьева Ольга, 4 декабря, 07:10

    Полное государственное обеспечение для проживающих в коррекционных интернатах должно должно быть ограничено отдельными категориями детей, действительно нуждающихся в гос. поддержке. (малообеспеченные, семьи беженцев, переселенцы, матери-одиночки).

    Опыт показывает, что родители даже из обеспеченных семей оставляют детей в интернатах, чтобы переложить проблемы на плечи госучреждений, не неся ответственности за содержание и воспитание детей, при этом получают за ребёнка пенсию по инвалидности. Возможно в законе предоставить право субъектам РФ определять категорий детей с ограниченными возможностями, которые проживают в интернате и будут иметь право на полное государственное обеспечение. В противном случае создать систему инклюзивного образования для детей-инвалидов будет сложно. Как правило дети не хотят жить в интернате, но родители отказываются брать их в семью, удобно когда кто-то заботится о твоём ребёнке, как его одеть и обуть.

    +5
  • philiph, 2 декабря, 13:35

    Дети-инвалиды не могут обучаться в общеобразовательных школах, т.к. невозможно оборудовать техническими средствами, пригодными для использования детьми-инвалидами, обычную общеобразовательную школу.

    +37
  • МОО За права семьи, 1 декабря, 18:27

    После первого абзаца необходимо добавить два дополнительных абзаца следующего содержания:

    "При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении, общеобразовательное учреждение обязано обеспечить соответствующее психологическое и медико-психологическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В случае несовершеннолетних обучающихся такое сопровождение осуществляется с согласия или по просьбе их родителей или законных представителей.

    Общее образование лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть получено в форме семейного образования".

    Следует отметить, что законопроектом в недостаточной мере проработаны вопросы инклюзивного образования. В частности, многие дети с ограниченными возможностями здоровья и (или) особыми образовательными потребностями (например, дети с СДВГ) не могут и не должны обучаться в отдельных коррекционных классах и школах. Они должны получать образование в обычных школах, при обеспечении необходимого психолого-педагогического сопровождения, а также консультационной помощи родителям. Предлагаемое дополнение призвано учесть потребности инклюзивного образования в таких ситуациях.

    Второе дополнение – указание на то, что семейное образование доступно для указанной категории детей, и они не являются исключением из права на семейное образование, предусмотренного ст. 93 законопроекта.

    +1452
Цитировать