Законопроект 2011

Общественное обсуждение законопроектов

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Оглавление

Статья 102. Организация профессионального обучения

Замечания и предложения к статье 102 (23)

1. Профессиональное обучение имеет целью ускоренное приобретение гражданами умений и навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональное обучение не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.
2. Профессиональное обучение направлено на освоение лицами различного возраста, имеющими образование не ниже уровня основного общего, профессиональных компетенций или навыков, необходимых для выполнения определенных трудовых функций, в том числе работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, и направлены на получение квалификации (разряда, класса, категории) по профессии без изменения образовательного ценза.
3. Профессиональное обучение осуществляется посредством реализации программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих, программ переподготовки рабочих и служащих, программ повышения квалификации рабочих и служащих (далее – программы профессионального обучения).
Государство гарантирует бесплатность и общедоступность профессионального обучения по программам профессиональной подготовки в пределах основной общеобразовательной программы среднего общего образования, основных образовательных программ среднего профессионального образования, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
4. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, могут утверждаться требования к структуре программ профессионального обучения, а в случаях, установленных федеральными законами, также примерные программы профессионального обучения.
5. Образовательная деятельность по реализации программ профессионального обучения не подлежит лицензированию, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, может устанавливаться перечень профессий рабочих и должностей служащих, по которым профессиональное обучение осуществляется на основании лицензии.
В случае если программы профессионального обучения не относятся к программам, образовательная деятельность по которым подлежит лицензированию, они могут реализовываться организациями, осуществляющими образовательную деятельность, после уведомления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в сфере образования, о начале такого вида деятельности до начала фактического предоставления услуг по реализации программ профессионального обучения.
6. Профессиональное обучение завершается сдачей квалификационного экзамена.

(0)

Замечания и предложения к статье 102 (23)

  • felixz, 31 января, 19:04

    Глава 12, статья 102, п.6.

    Предлагаю изменить на :

    Профессиональное обучение завершается предвыпускной производственной практикой в условиях предприятия, сдачей предвыпускной квалификационной работы и защитой дипломной работы в присутствии комиссии с присвоением разряда по специальности и выдачей соответствующего документа об окончании данного обучения государственного образца.

    +2
  • felixz, 31 января, 16:24

    Глава 12, статья 102, п.6.

    Предлагаю изменить на :

    Профессиональное обучение завершается предвыпускной производственной практикой в условиях предприятия, сдачей предвыпускной квалификационной работы и защитой дипломной работы в присутствии комиссии с присвоением разряда по специальности и выдачей соответствующего документа об окончании данного обучения государственного образца.

    +0
  • felixz, 31 января, 16:10

    Глава 12, статья 102, п.п.1;2.

    п.1. Предлагаю убрать слово "ускоренное" - в ПТУ после 9-го класса обучение - 3 года; после 11-го - 1 год; далее - техникум (колледж) - 2 года; высшее профессиональное - 5 лет или при наличии другого высшего - 3 года.

    Так о каком ускорении здесь говориться?

    п.2. Предлагаю убрать или изменить формулировку "без изменения образовательного ценза" - звучит красиво, но не к месту (смотри выше п.1).

    +0
  • К статье 102 части 2 Образовательная деятельность по реализации программ профессионального обучения

    Добавить: не подлежит лицензированию…

    +0
  • Васильев Анатолий, 29 января, 14:12

    К моменту утверждения Закона опубликовать Перечень профессий рабочих и служащих, обучение по которым подлежит лицензированию.

    +4
  • ч.2 ст. 102 дополнить абзацем 2 следующего содержания:

    «Государство создает лицам, не имеющим основного общего образования, условия для получения ими профессионального обучения, в том числе по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих».

    Пояснения. Граждане, не достигшие необходимого уровня общего образования, должны иметь право на профессиональное обучение. Профессиональное обучение необходимо для реализации права на труд, данного Конституцией РФ всем гражданам России без каких-либо ограничений, независимо от уровня их образования.

    Данный вопрос особо актуален для лиц с ограниченными возможностями здоровья, образовательные возможности которых не позволяют достигать определенного образовательного уровня, а профессиональное обучение может осуществляться при создании особых образовательных условий. Такое дополнение соответствует требованию ст. 27 Конвенции ООН о правах инвалидов о наделении инвалидов возможностью эффективного доступа к профессиональному и непрерывному обучению.

    +1
  • Жарикова Ирина, 27 января, 12:55

    Включить в Закон направление, касающееся качества профессиональной подготовки выпускника в учреждениях НПО, привлекать к разработке учебных программ по профессиям непосредственно работодателей. В состав квалификационной экзаменационной комиссии включать представителей баз производственных практик.

    Организовать повышение квалификации мастеров производственного образования и преподавателей спец. дисциплин на базах производственной практики

    +0
  • Жарикова Ирина, 27 января, 12:38

    Включить в Закон направление, касающееся качества профессиональной подготовки выпускника в учреждениях НПО, привлекать к разработке учебных программ по профессиям непосредственно работодателей. В состав квалификационной экзаменационной комиссии включать представителей баз производственных практик.

    Организовать повышение квалификации мастеров производственного образования и преподавателей спец.дисциплин на базах производственной практики.

    +0
  • ugsha, 21 января, 17:21

    Вызывает недоумение отсутствие в проекте процедуры лицензирования по организации образовательной деятельности по программам профессиональной подготовки.

    +0
  • п. 1. Начальное профессиональное обучение - убрать ускоренное. Профессиональное обучение - не (убрать).

    +0
  • ч.3:

    После слов

    в пределах основной образовательной программы среднего общего образования

    дополнение словами: «основных образовательных программ начального профессионального образования».

    Далее по тексту

    +1
  • maxmun, 29 декабря, 11:42

    П.1 ст.32 действительно противоречит. Кроме того, читая проект нового положения о лицензировании, прочел там, что профподготовка подлежит лицензированию. Надеюсь эти вопросы утрясут до издания этого закона.

    +5
  • maxmun, 29 декабря, 11:37

    Непонятно, что здесь имеется в виду в ч.2 - "профессиональная подготовка в пределах ... основных образовательных программ СПО ...". Это в техникуме будут давать профподготовку? То есть функции технических училищ (не путать с ПТУ - это уже НПО) частично передали образовательным учреждениям СПО?

    Из ст.107: "Основные профессиональные образовательные программы СПО подразделяются с учетом установленных уровней СПО на программы подготовки квалифицированных рабочих и

    программы подготовки специалистов среднего звена"...

    +0
  • Андрей, 28 декабря, 08:09

    Профессиональное обучение не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.

    При обучении программированию человек непременно освоит архитектуру персонального компьютера, изучит нормы безопасности жизнедеятельности, повысит уровень собственной логики и т.д.

    Чисто с правовой стороны, получая высшее профессиональное образование после общего среднего образования так или иначе повышаем образовательный уровень. Противоречие ст. 93 п. 2.

    +4
  • Эдуард, 28 декабря, 03:22

    Образовательная деятельность по реализации программ профессионального обучения не подлежит лицензированию, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.[..]

    Так и не понятно: нужна лицензия или нет. Пункт противоречит сам себе и ст.32 п.1.

    К тому же, при обучении различных дочерних и сторонних предприятий потребуется предоставление лицензии, с целью получения налоговых льгот, а лицензионные органы, ссылаясь на этот пункт, не будут ее выдавать.

    +8
  • ele, 10 декабря, 13:35

    п.2- исключить "имеющими образование не ниже уровня основного общего", так как есть граждане достигшие 14-15 летнего возраста, которые не могут получить это образование. Получается, что и профессию они получить не могут. Тем более, что есть ряд профессий с невысокими разрядами, где знание основных физических. химических законов и элементов высшей математики не НУЖНО.

    +0
  • Зуев Эдуард, 8 декабря, 09:31

    Не согласен с Игорем Рудольфовичем.

    ВУЗы не смогут готовить рабочих. У них для этого нет условий.

    Для рабочего практическое обучение особенно важно.

    Рабочих высоких разрядов (4-7) вообще можно подготовить только на самом предприятии в специализированных учебных подразделениях. (Особенно это касается взрыво- и пожароопасных производств.)

    +7
  • Дмитриев Александр, 6 декабря, 14:32

    Замечания и предложения к статье 102 (5)

    Добавить

    1. Профессиональное обучение имеет целью ускоренное приобретение гражданами умений и навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональное обучение не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.

    (1)2. Профессиональное обучение направлено на освоение лицами различного возраста, имеющими образование не ниже уровня основного общего, профессиональных компетенций или навыков, необходимых для выполнения определенных трудовых функций, в том числе работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, и направлены на получение квалификации (разряда, класса, категории) по профессии без изменения образовательного ценза

    +2
  • Предлагаю дополнить статью нормой о передаче или закреплении функции подготовки рабочих профессий вузам.

    Это позволит структурировать систему, сделать ее понятной и экономически выгодной для всех участников образовательного и производственного процессов.

    1) В условиях современной промышленности модернизировать ПУ без огромных финансовых вложений не представляется возможным. На мой взгляд, от такой формы учебных заведений необходимо отказаться. Изменились страна, экономика, задачи, а мы продолжаем готовить на старом оборудовании, по старым программам рабочих низших разрядов. Сегодня эти учреждения выполняют в большей степени не образовательные, а социальные функции.

    2) Для того, чтобы подготовить в вузе рабочего 3-4 разряда на базе среднего образования, требуется, в зависимости от специальности, от 3 до 5 месяцев. Стоимость затрат - от 5 до 8 тыс. рублей на человека. Подготовить одного выпускника профтехучилища обходится примерно 50-60 тысяч в год.

    3) Университеты, особенно технические, обладают сегодня всеми необходимыми возможностями для подготовки таких специалистов: есть мощная материально-техническая база, преподаватели, лицензии. Высокое качество подготовки таких специалистов можно гарантировать.

    4) Работать по подготовке рабочих специальностей можно не по контрольным цифрам из Министерства, а по заявкам региональных властей. Тогда и региональные власти будут напрямую заинтересованы в разработке региональных программ профтехподготовки молодежи, построения прогнозных схем и финансировании данного процесса.

    +3
  • bob grig, 4 декабря, 18:49

    Предлагаю исключить из пункта 2 статьи 102 главы 12 слова:

    " имеющими образование не ниже уровня основного общего", поскольку в школах есть определённая довольно многочисленная категория учеников, которые не имеют желания и способностей учиться. Они вынуждены просто "просиживать" время в общеобразовательной школе. Есть ещё и множество неблагополучных и бедных подростков, которые имеют желание начать трудовую деятельность с минимально разрещённого законодательством возраста - 14-ти лет. Поэтому пункт 2 должен начинаться так:

    "Профессиональное обучение направлено на освоение лицами, достигшими 13-тилетнего возраста, профессиональных....." и далее без изменений.

    +5
  • ЭКСПЕРТ ХАБАРОВСК, 2 декабря, 03:13

    Предлагается изложить пункт 4 ст 102 в следующей редакции:

    4. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, могут утверждаться требования к структуре программ профессионального обучения, а в случаях, установленных федеральными законами, также примерные программы профессионального обучения, за исключением случаев, когда такие функции прямо отнесены к компетенции иных федеральных органов исполнительной власти согласно отраслевым Кодексам.

    +0
  • Teodor, 1 декабря, 22:51

    Считаю необходимым, заменить слова "ускоренное приобретение гражданами умений и навыков" на "получение гражданами профессиональных знаний и навыков"

    +4
  • Teodor, 1 декабря, 22:40

    Считаю, необходимым в данной статье исключить требование к уровню образования, т.к. эта норма не позволит получить профессию лицам, которые по каким-либо причинам не закончили общеобразовательное учебное заведение. Отсутствие же у данных лиц профессиональных навыков будет толкать их в нищету или к получению дохода криминальным путем.

    +7
Цитировать