Законопроект 2011

Общественное обсуждение законопроектов

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Оглавление

Статья 112. Высшее образование

Замечания и предложения к статье 112 (133)

1. Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научной, педагогической квалификации.
2. Основные образовательные программы высшего образования реализуются по уровням высшего образования, установленным настоящим Федеральным законом.
3. Нормативные сроки освоения образовательных программ высшего образования составляют:
программы бакалавриата по очной форме обучения для получения квалификации (степени) «бакалавр» – четыре года;
программы подготовки специалиста по очной форме обучения для получения квалификации (степени) «специалист» – не менее пяти лет;
программы магистратуры по очной форме обучения для получения квалификации (степени) «магистр» – два года;
программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) – не более трех лет, за исключением обучения по отдельным специальностям научных работников технических и естественных отраслей наук, срок обучения по которым в очной форме может составлять четыре года.
Перечень специальностей научных работников, сроки обучения по которым могут быть увеличены, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности.
Нормативные сроки освоения специализированных последипломных программ (ординатура, ассистентура-стажировка) определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Перечень направлений подготовки, по которым могут быть установлены иные нормативные сроки освоения программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Сроки обучения по очно-заочной и заочной формам, а также в случае сочетания различных форм получения образования и обучения при реализации программ бакалавриата или программ подготовки специалиста могут увеличиваться на 1 год по сравнению со сроками обучения по очной форме, а программ магистратуры – на 5 месяцев по сравнению со сроками обучения по очной форме на основании решения ученого совета образовательных организаций высшего образования.
Для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля, а также для лиц, уровень образования или способности которых являются достаточным основанием для получения высшего образования по сокращенным или по ускоренным программам бакалавриата, допускается получение высшего образования по таким программам в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Получение высшего образования по сокращенным программам подготовки специалиста и программам магистратуры не допускается.
4. Лицам, успешно освоившим образовательную программу высшего образования определенного уровня и направленности и прошедшим итоговую аттестацию, присваиваются соответствующие квалификации (академические степени) высшего образования в следующем порядке:
по результатам освоения программ бакалавриата – «бакалавр»;
по результатам освоения программы подготовки специалиста – «специалист»;
по результатам освоения программы магистратуры – «магистр»;
по результатам освоения программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) – «Преподаватель высшей школы» или «Исследователь», в случае защиты диссертации в установленном порядке также выдается диплом кандидата наук.
Лицам, успешно освоившим специализированную последипломную программу определенной направленности и прошедшим итоговую аттестацию, присваиваются квалификации, определенные федеральными государственными требованиями по соответствующим программам.
5. Лица, получившие высшее образование, подтверждаемое дипломом бакалавра государственного образца, имеют право поступить на конкурсной основе на бесплатное обучение по образовательной программе высшего образования – программе магистратуры.
6. Обучение лиц, получивших высшее образование за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, рассматривается как получение повторно (второго или последующего) высшего образования по следующим основным образовательным программам высшего образования:
по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста – лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра;
по программам магистратуры – лицами, имеющими диплом специалиста, диплом магистра, если иное не установлено федеральными законами.
Получение повторно высшего образования соответствующего уровня осуществляется с оплатой обучения физическими и (или) юридическими лицами, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.
7. Освоение лицом образовательной программы высшего образования соответствующего уровня в образовательной организации высшего образования, имеющей государственную аккредитацию, является условием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему.
Квалификация (степень) «бакалавр», квалификация «специалист», квалификация (степень) «магистр» при поступлении на работу дают гражданину право претендовать на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование, если иное не установлено федеральными законами.

(0)

Замечания и предложения к статье 112 (133)

  • pmp06, 1 февраля, 11:44

    Необходимо сохранить возможность бесплатного обучения специалистов в магистратуре. С момента принятия решения о переходе на Болонскую систему не прошло положенного срока, поэтому необходимо сохранить такую возможность хотя бы на переходный период.

    +0
  • Сергей Бурцев, 1 февраля, 10:40

    Также участники «круглого стола» отмечают нелогичность включения аспирантуры в главу о высшем образовании. Считаем необходимым, отдельно выделить такую стадию образования, как «послевузовское образование». При выборе иного подхода, участники «круглого стола», считают, что для повышения качества высшего профессионального образования и воспроизводства кадрового потенциала высшей школы целесообразно включить в систему подготовки научно-педагогических кадров докторантуру и соискательство. Это позволит решить вопросы преемственности подготовки кадров и обеспечить высокий уровень подготовки выпускников высших учебных заведений.

    Для этого предлагаем изложить абзац 5 части 3 статьи 112 проекта Федерального закона «Об образовании в РФ» в следующей редакции: «программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) - не более трех лет, за исключением обучения по отдельным специальностям научных работников технических и естественных отраслей наук, срок обучения по которым в очной форме может составлять четыре года, в докторантуре или в форме соискательства - не более пяти лет». Дополнить абзац 2 части 2 статьи 112 следующим предложением: «по результатам освоения программы подготовки научно-педагогических кадров в докторантуре или в форме соискательства в случае защиты диссертации в установленном порядке выдается диплом доктора наук». Дополнить законопроект статьей 120 «Докторантура и соискательство», изложив в ней порядок подготовки научно-педагогических кадров по данным программам. Считать статьи 120-139 проекта Федерального закона «Об образовании в РФ» статьями 121-140.

    +0
  • Дополнить абз. 2 и абз. 3 п. 4 ст. 112:

    после слов : «по результатам освоения программ бакалавриата – «бакалавр;» дополнить словами «для освоивших образовательную программу высшего технического образования – «инженер - бакалавр»»;

    после слов : «по результатам освоения программы подготовки специалиста – «специалист» дополнить слова «для освоивших образовательную программу высшего технического образования – «инженер - специалист»»;

    Пояснение:

    считаем, что из системы терминологии, привычной в российском образовании, неоправданно выпал термин «инженер».

    Дополнить абзацем 6 п. 4 ст. 112: Подготовка докторов наук (докторантура) регулируется отдельным актом.

    Пояснение:

    Не упоминается докторантура. Вероятно, она будет регулироваться отдельным актом. Это следует указать.

    Внести изменения в абз. 2 п. 4 ст. 112: после слов «по результатам освоения программ бакалавриата –» вместо слова «бакалавр» ввести слова ««прикладной бакалавр», «академический бакалавр»».

    Пояснение:

    Предлагаем привести в соответствие п. 4 ст. 112 и п. 2 ст. 113. Из п. 2 ст. 113 следует, что имеются программы прикладного и академического бакалавриата, но, исходя из п. 4 ст. 112, следует, что их квалификация не будет различаться, она одна – «бакалавр». Предлагаем внести изменение в п. 4 ст. 112 и предусмотреть по результатам освоения программ бакалавриата квалификации «прикладной бакалавр» и «академический бакалавр». При этом следует четко прописать, в чем состоит различие между прикладным и академическим бакалавриатом.

    +2
  • kamstavr, 1 февраля, 00:36

    Необходимо расширить понятия:

    - бакалавр (техники и технологии, экономики, искусства, философии и т.д.),

    - специалист (инженер, экономист, врач и т.д.),

    - магистр – то же что и бакалавр.

    +1
  • kamstavr, 1 февраля, 00:32

    Необходимо сохранить возможность обучения бакалавров по программам подготовки специалистов и специалистов – по программам подготовки магистров на бюджетной основе, возможно, не для всех специальностей (об этом уже многие писали).

    +4
  • kamstavr, 1 февраля, 00:26

    Необходимо сохранить возможность получения высшего образования по сокращенным программам специалиста. Кроме того, для сокращенных программ следует ввести ограничение временного интервала между сроком получения среднего образования и высшего на основе него. Продолжительность этого интервала для каждой специальности своя, но в среднем около 5 лет. Например, если студент получил среднее образование в 1990 г., то в 2011 получить высшее по сокращенной программе на основе него уже нельзя, так как образовательная программа, по которой он учился, уже устарела.

    +2
  • Темнов Эдуард, 1 февраля, 00:12

    В части 4 настоящей статьи предлагается:

    1. Исключить из перечня квалификаций высшего образования квалификации «Преподаватель высшей школы» и «Исследователь» так как это более подходит к дополнительному образованию, или дополнительному профессиональному образованию.

    2. Заменить термин «подготовка специалиста» на «специалитет».

    3. Привести в соответствие со статьей 15 законопроекта, так как настоящая часть содержит термин «уровень образования» во множественном числе, в то же время в соответствии с приведенной выше статьей законопроекта высшее образование выделено полностью в отдельный уровень.

    "4. Лицам, успешно освоившим образовательную программу высшего образования соответствующей направленности и прошедшим итоговую аттестацию, присваиваются соответствующие квалификации (академические степени) высшего образования в следующем порядке:

    по результатам освоения программ бакалавриата – «бакалавр»;

    по результатам освоения программы специалитета – «специалист»;

    по результатам освоения программы магистратуры – «магистр».

    Лицам, успешно освоившим специализированную последипломную программу определенной направленности и прошедшим итоговую аттестацию, присваиваются квалификации, определенные федеральными государственными требованиями по соответствующим программам."

    +0
  • Темнов Эдуард, 1 февраля, 00:10

    В части 3 предлагается выделить отдельно нормативные сроки освоения программ подготовки аспирантов и докторантов, а также заменить термин «подготовка специалиста» на «специалитет»

    "3. Нормативные сроки освоения образовательных программ высшего образования составляют:

    программы бакалавриата по очной форме обучения для получения квалификации (степени) «бакалавр» – четыре года;

    программы специалитета по очной форме обучения для получения квалификации (степени) «специалист» – не менее пяти лет;

    программы магистратуры по очной форме обучения для получения квалификации (степени) «магистр» – два года.

    Нормативные сроки освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) – не более трех лет, за исключением обучения по отдельным специальностям научных работников технических и естественных отраслей наук, срок обучения по которым в очной форме может составлять четыре года.

    Нормативные сроки освоения программ подготовки научных кадров в докторантуре – не более четырех лет.

    Перечень направлений подготовки, по которым могут быть установлены иные нормативные сроки освоения программ бакалавриата, программ специалитета или программ магистратуры, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

    Сроки обучения по очно-заочной и заочной формам, а также в случае сочетания различных форм получения образования и обучения при реализации программ бакалавриата или программ специалитета могут увеличиваться на 1 год по сравнению со сроками обучения по очной форме, а программ магистратуры – на 5 месяцев по сравнению со сроками обучения по очной форме на основании решения ученого совета образовательных организаций высшего образования.

    Для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля, а также для лиц, уровень образования или способности которых являются достаточным основанием для получения высшего образования по сокращенным или по ускоренным программам бакалавриата, допускается получение высшего образования по таким программам в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

    Получение высшего образования по сокращенным программам специалитета и программам магистратуры не допускается."

    +0
  • Целесообразно отнесение аспирантуры к формам подготовки научных кадров. В действующем на настоящий момент законодательстве аспирантура и докторантура относятся к послевузовскому профессиональному образованию. Предложенный в законопроекте разрыв этих этапов подготовки научных работников, на наш взгляд, является необоснованным. В законопроекте докторантура не входит в перечень образовательных программ и уровней образования, а аспирантура входит, хотя по своей сути ближе к докторантуре, чем к магистратуре, к научной, нежели образовательной подготовке.

    +1
  • Необходимо либо исключить понятие «специалист» и специалитет как вид высшего образования (полный отказ от Болонского процесса и возврат к системе специалитета уже вряд ли возможен), либо жестко разграничить (к примеру, по специальностям) данную систему с двухуровневой «бакалавр-магистр». Их параллельное существование влечет за собой не только путаницу в определении и использовании на практике этих ступеней (в какой степени бакалавриат является полноценным высшим образованием, как соотносить дипломы специалиста и магистра и т.п.), но и вопросы, связанные с осуществлением непрерывного образования. На переходный период представляется разумным предоставление специалистам возможности доступа к бесплатному обучению в магистратуре.

    +2
  • SpEcT@tor, 31 января, 21:20

    Оставить возможность для специалистов обучения по магистерским программам с целью смены ими направления обучения. Бакалавры имеют возможность сменить направление обучения при поступленни в магистратуру, поэтому не стоит ущемлять здесь права дипломированных специалистов.

    +14
  • SpEcT@tor, 31 января, 21:15

    Оставить сокращённое обучение на базе СПО для специалитета.

    +9
  • Александр Иванов, 31 января, 19:50

    Второе высшее образование для режиссеров и писателей должно быть бесплатным. Молодой человек, пришедший в театральный ВУЗ в 18-20 не имеет такой базы жизненного опыта как те, кому 23-24. Для режиссера важно уметь найти подход к артисту, уметь увидеть в заурядных вещах что-то более глубокое, то, что изначально скрыто. А эти качества лучше развиты у людей, которые прошли уже какую-то школу жизни. Абитуриент, имеющий высшее образование, пускай даже только гуманитарное имеет большие шансы стать хорошим специалистом в творческой сфере, нежели выпускник школы. Бюджетных мест не так много и, я считаю, шанс поступить на бюджетное отделение режиссерских или сценарных факультетов, выпускникам ВУЗОВ нужно предоставить. Пускай даже не увеличивая количество бюджетных мест. Просто дать возможность получить образование более подготовленным к этому нелегкому труду кандидатам.

    +0
  • Барбакадзе Вахтанг, 31 января, 16:12

    В этой системе не понятна судьба степени доктора наук и его соотношение со степенью кандидата наук, с учетом ратифицированной Баллонской конвенцией

    +0
  • В статью 112 в часть 3 дополнительно внести изменения:

    Для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля, а также для лиц, уровень образования или способности которых являются достаточным основанием для получения высшего образования по сокращенным программам специалиста, допускается получение высшего образования по таким программам в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

    +1
  • Исключить из текста первый абзац.

    +0
  • Нормативные сроки освоения образовательных программ высшего образования составляют:

    программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)..

    дополнить словами «по очной форме обучения - не более трех лет».

    Последний абзац изложить в следующей редакции: "Получение высшего образования по сокращенным программам подготовки специалиста разрешается, по программам магистратуры не допускается."

    +0
  • Ник, 30 января, 23:42

    Вернуться к нормальной системе 3-х этапной: специалист, кандидат наук, доктор наук.

    Можно ли на бюджете доучиться на магистра после перерыва (ведь право на образование было реализовано не полностью)? Опять же преподаватель – это прошедший аспирантуру – дилемма магистр/аспирант возникает. Брать дорогого аспиранта или дешёвого магистра? Что делать со старыми дипломами, они же давали право преподавать? Всех понизим до бакалавра или квалифицируем как магистров? Или кандидатов наук понизим до магистров? А диссертацию, что бы не путаться, проще за границей защищать и там работать.

    +0
  • Ozone, 30 января, 19:16

    Абсолютно согласен, что лишение возможности поступать в магистратуру на бюджет для специалистов является ущемлением их прав. Во-первых, это лишает людей шансов получить более качественное образование, не соизмеримое с образованием специалиста. Особенно актуально для специалистов экономических направлений. Во-вторых, бюджетная магистратура даёт шанс получить столичное образование людям с самых дальних уголков страны, реализовав таким образом одно из важнейших прав гражданина как право на образование. Это способствует развитию образованной, высококвалифицированной молодёжи. В-третьих, авторы закона по-видимому учитывали только мнение своих детей и детей своих знакомых, не учитывая мнение студентов из регионов, который не имели выбора между магистратурой и специалитетов, тогда как в Москве и Санкт-Петербурге система магистратуры была внедрена намного раньше. Рациональным является сохранение бюджетной магистратуры для специалистов хотя бы на несколько ближайших лет.

    +8
  • доцент, 30 января, 18:51

    "Углублением и расширением научной и педагогической квалификации" должно заниматься послевузовское образование. Не ясна цель отказа от послевузовского образования, и перевода аспирантуры на ступень высшего образования. Если мы приближаемся к Болонской системе, то там есть послевузовское образование. Хотя, реально, аспирантура - это никакое не образование. Сдаешь кандидатские минимумы, делаешь научную работу, если повезет - то благодаря научному руководителю, не повезет - вопреки этому руководству. Как написать образовательный стандарт на углубление научной квалификации в узкой области знаний? А если работа - на стыке наук? Действительно - работа - диссертационная работа - основной критерий успешного завершения аспирантуры.

    +2
  • Anna, 29 января, 22:46

    Хотелось бы, чтобы право поступать в магистратуру на бюджетной основе, осталось бы за специалистами и в будущем.

    Если бюджетная магистратура для специалистов будет отменена, будем вынуждены довольствоваться образованием, недостаточным для ведения трудовой деятельности по специальности, а идти работать в другие сферы. Не секрет ведь, что большинство сегодняшних выпускников ВУЗов не работают по специальности.

    +8
  • Детинина Е.А., 29 января, 12:49

    Предлагаю ввести не бакалавриат на гуманитарные специальности, а расширить гуманитарные сферы, в которых можно получать ученые степени. Так как сегодня в гуманитарных науках приходится защищаться в смежных дисциплинах, игнорируя ту, по которой обучался выпускник и которая ему интереснее.

    +1
  • Детинина Е.А., 29 января, 12:46

    Необходимо регулярно пересматривать образовательные программы высшего образования, так как сегодняшний рынок труда диктует совсем другие условия, поэтому высшая математика, например, на гуманитарных специальностях вообще не дает никаких перспектив.

    Также выпускники зачастую сталкиваются с тем, что во время обучения они получают часто информацию, в виде предметов, которые вообще давно устарели и не нужны в современных условия для данной специальности.

    Некоторые предметы просто дублируются, все это не приводит к широкому кругозору, как считали раньше. Такое перенасыщение не нужной информацией, а точнее не актуальной сегодня и не востребованной в современном мире, приводит к тому, что выпускник не может трудоустроиться с таким набором знаний.

    +0
  • Детинина Е.А., 29 января, 12:45

    К сожалению, можно констатировать совсем другую ситуацию на рынке труда в нашей стране. Зачастую как государственные, так и муниципальные организации вовсе не обращают внимание на квалификацию работника, а уж тем более не рассчитывают оклад и надбавки за степени и квалификации.

    +0
  • Мария, 29 января, 00:02

    Необходимо сохранить возможность поступления на бюджет в магистратуру лицам, окончившим специалитет, так как это была единственная возможность сменить направление подготовки за счет бюджетных средств

    +9
  • КИУЭС, 28 января, 19:40

    Требует устранения неясная трактовка «подготовка научно-педагогических кадров» и её организационных форм (аспирантура, адъюнктура), т.е. является ли ученым выпускник аспирантуры высшего учебного заведения.

    +4
  • schelehova, 28 января, 18:09

    Если бакалавр - полноценное высшее образование, а кандидат наук - низшая научная степень, то как оценить магистра?

    +0
  • Алексей К., 27 января, 19:04

    по программам магистратуры – лицами, имеющими диплом специалиста, диплом магистра, если иное не установлено федеральными законами.

    Считаю, что необходимо оставить возможность лицам, имеющим диплом специалиста, учиться в магистратуре за счет бюджетов бюджетной системы РФ до тех пор, пока последний специалист не закончит высшее учебное заведение. Поскольку нельзя лишать студентов, не поступивших в свое время в вуз, перешедший на двухуровневую систему образования, возможности получить степень магистра за счет бюджета.

    +13
  • Дополнить часть 4 пунктом следующего содержания:

    По результатам освоения программы подготовки научно-педагогических кадров в докторантуре, в случае защиты докторской диссертации в установленном порядке выдается диплом доктора наук.

    +2
  • КГТУ-КАИ, Насыров И.К., 27 января, 16:21

    Комментарий к ч.3:

    - В законе должно быть дано четкое определение «научно-педагогических кадров», кто относится к этой категории работников.

    +2
  • На наш взгляд, ординатура и ассистентура - стажировка не соответствуют уровню подготовки аспирантов. В структуре уровней образования должна обязательно присутствовать докторантура.

    +1
  • В статье 112 Законопроекта требуется предусмотреть возможность обучения по сокращенным программам для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего направления подготовки.

    +3
  • Одновременное существование степеней бакалавра, магистра и специалиста является попыткой синтезировать «Болонскую» систему и систему, существующую в России с Советских времен. Подобная синтетическая система не обладает преимуществами ни одной, ни второй, так как все три степени не имеют четкого разделения и, по сути, воспринимаются работодателем, и Российским законодательством как вариации квалификации специалист. Следовательно, необходимо исключение степени "специалист" вообще.

    Заменить соответствующий абзац ч.3 на:

    Сроки обучения по очно-заочной и заочной формам, а также в случае сочетания различных форм получения образования и обучения при реализации программ бакалавриата должны увеличиваться не менее чем на 1 год по сравнению со сроками обучения по очной форме, а программ магистратуры – на 5 месяцев по сравнению со сроками обучения по очной форме на основании решения ученого совета образовательных организаций высшего образования.

    ч. 7 исключить.

    +9
  • Мария С., 26 января, 12:12

    Разница между бакалавром и специалистом составляет НЕ 1 год, а 1,5 года. Так как программы ВУЗов, в которых была возможность по 2010 включительно бакалавру доучиться до магистра, составляла не один год, а полтора. Так как за 4 года специалист и бакалавр проходят разное количество часов. (У специалистов намного больше.)

    Квалификация у специалиста выше, чем у бакалавра. Так, у него больше часов в плане, и специалист готов полностью к ведению научной деятельности и учебе в аспирантуре, а бакалавр - нет. Бакалавр учится этому только в магистратуре. При поступлении в магистратуру, дипломированный специалист и бакалавр находятся в разных весовых категориях.

    Если разрешить поступать на бюджет в одном конкурсе бакалаврам и специалистам. Это приведет к тому, что в ВУЗы поступят специалисты, а бакалаврам не дадут, т.к. у них ниже уровень подготовки. И они навечно останутся “недоучками”.

    Рустам написал:

    кто сильнее, тот и будет получать магистра…

    Так вот Рустам, Вы сильный и квалифицированный, тогда и идите в аспирантуру, а бесплатную магистратуру оставьте для бакалавров, чтобы потом они тоже могли в аспирантуру идти.

    Когда бакалавры поступали в 2006 г, то им никто не говорил, что они не смогут потом без магистратуру в аспирантуру поступать.

    +6
  • Иван Николаевич, 25 января, 16:35

    Статью 112 дополнить п. 8.

    "8. Положение о магистратуре и порядок государственной (итоговой) аттестации лиц, завершивших обучение в магистратуре, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования."

    +1
  • Ksenia Vakhrusheva, 25 января, 12:35

    Одновременное существование степеней бакалавра, магистра и специалиста является попыткой синтезировать «Болонскую» систему и систему, существующую в России с Советских времен. Подобная, синтетическая система не обладает преимуществами ни одной, ни второй, так как все три степени не имеют четкого разделения и, по сути, воспринимаются работодателем, и Российским законодательством как вариации квалификации специалист. Следовательно, необходимо исключение степени "специалист" вообще.

    Заменить соответствующий абзац ч.3 на:

    Сроки обучения по очно-заочной и заочной формам, а также в случае сочетания различных форм получения образования и обучения при реализации программ бакалавриата должны увеличиваться не менее чем на 1 год по сравнению со сроками обучения по очной форме, а программ магистратуры – на 5 месяцев по сравнению со сроками обучения по очной форме на основании решения ученого совета образовательных организаций высшего образования.

    ч. 7 исключить.

    +3
  • В статье 112 не регламентируются квалификационные требования к должностям, которые могут занимать выпускники направления подготовки бакалавриата, специалитета, магистратуры.

    +2
  • В гл.14 ст.112 полностью отсутствует понятие и регламентация процесса освоения программы подготовки научно-педагогических кадров – «докторантура», что значительно снижает уровень эффективности образовательного процесса и противоречит процедуре лицензирования и аккредитации ВУЗа, в соответствии с которой основным показателем является остепененность профессорско-преподавательского состава ВУЗа, а именно пороговое значение количества докторов наук, а так же требованию ВАК РФ по докторантуре.

    +3
  • Во избежание вольной трактовки работодателями формулировки ч.7. Освоение лицом образовательной программы высшего образования соответствующего уровня в образовательной организации высшего образования, имеющей государственную аккредитацию, является условием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему» конкретизировать дифференциацию назначения на должность в соответствии с квалификацией «бакалавр», «специалист», «магистр».

    +2
  • Предусмотреть возможность поступления и обучения за счет федерального бюджета специалистов по образовательной программе высшего профессионального образования (магистратура) до окончательного перехода на двухуровневую систему подготовки.

    +8
  • Александр, 25 января, 10:56

    Система степеней сочетает несколько разных систем и путаница не только сохраняется, но и усиливается. Получается, что у нас будут теперь:

    1 степень: бакалавр

    2 полустепень: специалист

    3 степень: магистр

    4 степень: кандидат (куда?)

    5 степень: доктор

    При этом статус этих степеней не определятся четко. Почему нельзя сделать систему понятной?

    1 степень: бакалавр - человек, получивший общее высшее образование в рамках определенной науки (юрист - общее юридическое + общие дисциплины высшего образования, такие как философия; лингвист - общее лингвистическое, включая знание двух иностранных + общие дисциплины; инженер - общее техническое + общие дисциплины и так далее);

    2 степень: магистр - человек, получивший специальное высшее образование, то есть углубивший то, которое он/а получил/а в рамках бакалавриата (так, бакалавр юридических наук может поступить в магистратуру по уголовно-правовой специализации или по социологии права вместе с бакалавром социологических наук - список бакалавриатов, допускаемых к поступлению в магистратуру должен определяться отдельным законом. А все остальные, которые хотят изменить вектор образования после бакалавриата должны иметь возможность поступить на выбранную специальность даже с непрофильным бакалавром, но только по результатам оценки их возможностей специальной приемной комиссией).

    3 степень: доктор - человек, получивший степень магистра и желающий углубить свои знания при помощи самостоятельного изучения конкретной проблематики и проведения академической исследовательской (эмпирической) работы под руководством наставника (о зачислении в докторантуру должна также решать специальная комиссия и специализация в данном случае играет еще меньшую роль, чем при поступлении в магистратуру - главное это стремление, знания и способности соискателя)

    4 степень: Старший (Почетный) доктор - степень соответствующая современному российскому званию доктора наук. Так глупое наименование "кандидат" (куда? во что? в ученые? это издевка?) исчезает, а доктор получает две градации, чтобы сохранить потребность в исследовательской деятельности до самой старости и продолжать традиции российской академии.

    При этом "специалист" вообще исчезает постепенно. А бакалавр изучает свои науки за 3 года. Магистр - за 2. Таким образом, магистр + бакалавр = специалист в современном понимании этой степени. Тогда уравнивание этих степеней пройдет на формальном (так важном в нашей стране) уровне. Доктор исследует за 3 года (+ 1-2 года дополнительно, если на то есть основания). Старший доктор (или Почетный доктор наук) занимается своей работой всю жизнь.

    По крайней мере, такая система представляется логичнее, чем то, что есть сейчас: специалисты - это недомагистры; бакалавры - вообще не котируются на рынке труда и считаются недобразованными, а их поступление в магистратуру откладывает получение "приличного" диплома еще на пару лет. В то же время специалисты стремятся в магистратуру, где им делать нечего.

    3 бакалавриат + 2 магистратура = 5 специалитет.

    +2
  • Марченко А.Л., 24 января, 20:00

    ч.3

    программы бакалавриата по очной форме обучения для получения квалификации (степени) >бакалавр - четыре года

    добавить

    "за исключением обучения по отдельным программам вынужденных работать студентов - пять лет"

    +0
  • П.3 ст. 112 регламентирует срок обучения «Сроки обучения по очно-заочной и заочной формам, а также в случае сочетания различных форм получения образования и обучения при реализации программ бакалавриата или программ подготовки специалиста могут увеличиваться на 1 год по сравнению со сроками обучения по очной форме». У института/университета возникнет естественное желание сроки увеличить, особенно в случае, когда обучение осуществляется на коммерческой основе. Положения закона должны однозначно толковаться всеми участниками образовательного процесса.

    +2
  • Не прописана возможность обучения в заочной аспирантуре, хотя упоминание в статье 34 п.3 в 2) есть упоминание о заочной форме.

    +0
  • Grigorev, 23 января, 19:53

    Работники государственных учреждений высшего образования являются государственными служащими.

    +5
  • Рустам, 23 января, 18:31

    Согласен с тем, что специалисты должны иметь право бесплатного получения степени магистра. Это позволит во-первых обеспечить дополнительный квалифицированный приток - кто сильнее тот и будет получать магистра, во-вторых позволит нашей системе образования быть гибкой пока существует две разные системы степеней.

    +17
  • ГОУ ВПО ИГЛУ, 23 января, 06:15

    Одним из наиболее сомнительных «нововведений» закона является отсутствие в структуре уровней образования докторантуры. Определенная реорганизация образовательного уровня подготовки кадров высшей квалификации необходима, однако полный отказ от института докторов наук, профессоров недопустим.

    Тот факт, что доктор наук, профессор упоминаются в законопроекте как необходимые составляющие (руководители) для подготовки аспирантов (адъюнктов) в ст.119 «Аспирантура (адъюнктура)», вселяет надежду на то, что авторами предполагается сохранение института докторов наук и профессоров. В таком случае, остается открытым вопрос о подготовке докторов наук, о порядке занятия лицами, имеющими данные звания, соответствующих должностей.

    В том случае, если докторантура, по мнению законодателей, представляет собой качественно иной уровень, не позволяющий включить ее в структуру уровней образования, необходимо предусмотреть в законе соответствующие статьи, конкретизирующие статус доктора наук, профессора.

    В целом, в тексте отсутствует четкое позиционирование и определение статуса научно-педагогических кадров (доцента, профессора).

    Вероятно, это является следствием того, что в законопроекте, в целом, научно-исследовательской деятельности вузов уделено недостаточно внимания.

    +4
  • Mikhail, 21 января, 21:25

    Из документа не совсем ясно, как будет организовываться получение высшего образования повторно (второго высшего образования). Те ВУЗы, в которых на сегодняшний день сложилась практика приема на обучение для получения второго высшего образования, предусматривают перезачет дисциплин, программа изучения которых на основании сопоставления программ федеральных образовательных стандартов ВПО, и предлагают получение второго высшего образования по сокращенным срокам по программам подготовки специалиста..

    Согласно ч.3 ст.112, получение второго высшего образования по "ускоренным (сокращенным)" программам предусматривается только для программ бакалавриата. Тут же ясно дается понять, что получение второго высшего образования

    по программам подготовки специалиста и программам магистратуры не допускается.

    Это что же получается? Выпускник федерального ВУЗа, специалист, с красным дипломом, не подготовлен для получения второго высшего образования по программам специалиста на сокращенной основе по индивидуальному учебному плану? И это при том, что федеральные образовательные стандарты подготовки специалиста имеют общие блоки гуманитарных, естественнонаучных, математических и общих дисциплин. Совпадение не только в названии, а даже в описании дисциплин и нормативном количестве часов, отведенных на изучение дисциплины. Противоречие налицо, да и ряд направлений подготовки специалиста в РФ осуществляется только по программам специалиста.

    +10
  • Евгения, 21 января, 13:27

    Считаю необходимым внести в законопроект положение о выплате стипендий студентам. Установить минимальный размер стипендии в процентном отношении к минимальному размеру оплаты труда.

    +9
  • п. 3. Сроки обучения по очно-заочной, заочной и вечерней формам ... (добавить)

    - «Для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля допускается получение высшего образования по ускоренным программам бакалавриата. Убрать про «лиц, образование и способности которых ...».

    п. 8. На время обучения в системе высшего профессионального образования обучающимся предоставляется отсрочка от службы в рядах российской армии.

    +0
Цитировать