Законопроект 2011

Общественное обсуждение законопроектов

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Оглавление

Статья 113. Образовательные организации, реализующие основные образовательные программы высшего образования

Замечания и предложения к статье 113 (107)

1. К образовательным организациям высшего образования относятся образовательные организации, предметом основной деятельности которых является реализация программ бакалавриата, подготовки специалиста и (или) магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров на основе интеграции образовательной деятельности и осуществляемых ими научных исследований по соответствующим направлениям развития науки, культуры, образования, техники и технологий, экономики и социальной сферы.
2. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды образовательных организаций высшего образования:
колледж – образовательная организация, основной деятельностью которой является реализация программ прикладного бакалавриата;
институт – образовательная организация, основной деятельностью которой является реализация программ бакалавриата (прикладного, академического) и программ подготовки специалиста;
университет – образовательная организация, основной деятельностью которой является реализация основных образовательных программ высшего образования всех уровней, осуществление подготовки научных кадров, выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований.
3. Образовательная организация высшего образования любого вида и ее филиалы вправе реализовывать основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, а также дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы, программы профессиональной подготовки при наличии у организации соответствующей лицензии. Образовательная организация высшего образования в части реализации указанных образовательных программ руководствуется законодательством об образовании в отношении образовательных организаций соответствующих типов и видов.
4. Колледжи, институты и их филиалы вправе выполнять фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной области науки или культуры.
5. Образовательные организации высшего образования пользуются правом создавать на базе научных организаций кафедры, осуществляющие образовательный процесс, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
6. Особенности структуры и правового статуса Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета определяются специальным федеральным законом.

(0)

Замечания и предложения к статье 113 (107)

  • Изменения в абзацы 2, 3 подп. 3 п. 2 ст. 113:

    абзац 3: После слов «реализация программ» вставить слово «академического»; слова в скобках «(прикладного, академического)» исключить.

    абзац 4: исключить слова «всех уровней» и вместо них вставить слова: «академического бакалавриата, специалиста и магистра».

    Пояснение:

    Считаем излишним дублирование подготовки прикладного бакалавра и в колледже, и в институте, и в университете. Если бакалавр обучается в институте или университете, то следует давать ему квалификацию академического бакалавра. Для этого у институтов и университетов имеется необходимый научный, кадровый и материально-технический потенциал.

    +0
  • В соответствии с данным законопроектом уровень колледжей и Федеральных университетов будет разным, но они будут считаться учебными заведениями высшего профессионального образования. На мой взгляд это не сопоставимые вещи, поэтому колледжи не должны быть причислены к учебным заведениям высшего профессионального образования.

    +0
  • Дополнить абз. 2, 3, 4 п. 2 ст. 113:

    1. Дополнить абз. 2 п. 2 ст. 113 (о колледжах) после слов «реализация программ прикладного бакалавриата» слова «выполнение фундаментальных или прикладных научных исследований, результаты которых непосредственно используются при реализации основной образовательной программы бакалавриата» .

    2. Дополнить абз. 3 п. 2 ст. 113 (об институтах) после слов «и программ подготовки специалиста» слова «выполнение фундаментальных и (или) прикладных научных исследований, результаты которых непосредственно используются при реализации основных образовательных программ».

    3. Дополнить абз. 4 п. 2 ст. 113 (об университетах): «результаты которых непосредственно используются при реализации основных образовательных программ».

    Пояснение:

    Законопроект практически совсем не содержит норм о регулировании порядка организации и развития научных исследований в высших учебных заведениях. Это вызывает недоумение. Высшее образование отличается от среднего, прежде всего, научным уровнем преподавания, сопряженностью учебного процесса с научными исследованиями. Интеграция науки и образования является ключевым фактором, обеспечивающим подготовку новых кадров научно-инновационного типа. В законопроекте отсутствуют типологии научных подразделений, их органов управления, нет норм об источниках и объемах их финансирования и др.; в содержание понятий видов образовательных организаций высшего образования не входит такой обязательный признак вузов, как научные исследования. Исходя из смысла п. 2 ст. 113 такие вузы, как колледж и институт могут вообще не заниматься наукой, а только образовательной деятельностью. Чем же тогда они будут отличаться от средних специальных заведений?

    Предложение разработчикам:

    В целом по тексту законопроекта уделить большее внимание правовому регулированию научной исследовательской деятельности образовательных организаций высшего образования. Предлагаем предусмотреть бюджетное финансирование научной работы студентов, а также выделение предприятиями всех видов собственности части прибыли на внедрение результатов научных исследований и другие меры.

    +1
  • Считаю, что нельзя преобразовывать колледжи в вузы. Итоги эксперимент по введению прикладного бакалавриата можно будет подводить только 1.11.2014 г., а обсуждаемый законопроект вступает в силу с 1.01.2013 г. То есть, ещё не доказавшие свою эффективность программы получат законодательную основу. Кроме того, программа прикладного бакалавриата может быть реализована ОУ СПО только совместно с ОУ ВПО, т.е. изначально признается неспособность колледжей самостоятельно обеспечить необходимый теоретический уровень подготовки студентов.

    +0
  • Губайдуллин В.М., 1 февраля, 09:45

    Предлагаем изложить п. 2 статьи 113 главы 14 в следующей редакции:

    Институт – образовательная организация, основной деятельностью которой является реализация программ бакалавриата (прикладного, академического), программ подготовки специалистов, а также осуществление подготовки кадров, научных исследований в одной области деятельности.

    Академия – образовательная организация, основной деятельностью которой является реализация программ бакалавриата, программ подготовки специалистов, магистров, а также осуществление подготовки научных кадров, выполнение научных исследований в одной области деятельности.

    Университет - образовательная организация, основной деятельностью которой является реализация основных образовательных программ высшего образования всех уровней, осуществление подготовки научных кадров, выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований.

    +0
  • Исключить из п. 2 ст. 113 : «-колледж – образовательная организация, основной деятельностью которой является реализация программ прикладного бакалавриата;».

    Мы считаем, что вхождение колледжей в систему высшего образования является преждевременным и принесет на нынешнем этапе развития высшего образования ощутимый вред (существенное снижение уровня высшего образования в стране). Не стоит слепо копировать западную модель образования. Предлагаем исключить колледжи из видов образовательных организаций высшего образования.

    +1
  • Неправомерно отсутствует вид образовательной организации высшего образования – академия. Среди вузов, существующих в настоящее время в России, академии составляют значительную часть. Поэтому наше предложение: «Включить в число видов образовательных организаций высшего образования академию».

    +0
  • Исключить из п. 4 ст. 113 слова «преимущественно в одной области науки или культуры».

    Пояснение:

    Статья 113, пункт 4 определяет, что институты, их филиалы смогут (если захотят, но могут и вообще этим не заниматься) вести научные исследования только в одной области деятельности. Слово «преимущественно» смягчает смысл положения, но, зная нашу бюрократическую систему, мы опасаемся, что формулировка п. 4 ст. 113 приведет к закрытию и уничтожению научных школ в институтах и их филиалах. Сегодня имеются институты, в том числе технические, с традиционно многопрофильными научными исследованиями. Предлагаем убрать ограничение одной областью науки или культуры в научных исследованиях.

    +2
  • Имеет смысл конкретизация категорий «Федеральный университет» и «Национальный исследовательский университет», с возможным установлением отдельной категории вузов, имеющих особое регулирование («уникальных научно-образовательных комплексов», согласно закону об особом статусе МГУ и СПбГУ). В настоящий момент отнести туда МГУ и СПбГУ (сообразно текущей ситуации), но сделать эту категорию открытой и сформировать критерии получения данного статуса для возможного добавления туда других успешных университетов.

    +0
  • Целесообразно исключить в законопроекте колледж из списка образовательных организаций высшего образования. В настоящее время существует недостаточность определенности требований к предоставлению образовательных услуг в колледжах и понятия «прикладного бакалавриата» как такового. Также есть вероятность роста числа фиктивных колледжей (которые будут заниматься лишь продажей дипломов), переход существующих средних профессиональных учреждений к данной форме. Колледж предположительно лучше оставить образовательным учреждением, связанным с получением среднего профессионального образования.

    +0
  • Статья 113, п. 4. ограничивает фундаментальные и прикладные научные исследования, выполняемые колледжами и институтами, одной областью, что необоснованно.

    +0
  • 1. Недопустимо преобразование колледжей в вузы. Прикладной бакалавриат введен в образовательных учреждениях ВПО и СПО только на уровне эксперимента, который закончится 1.11.2014 г., а обсуждаемый законопроект вступает в силу с 1.01.2013 г. Таким образом, ещё не доказавшие свою эффективность программы прикладного бакалавриата будут оформлены законодательно. Кроме того, основная профессиональная образовательная программа прикладного бакалавриата может реализовываться образовательными учреждениями СПО только совместно с образовательными учреждениями ВПО, т.е. колледжи априори не способны самостоятельно обеспечить должный уровень подготовки студентов даже по данным программам. Приравнивание колледжей к организациям высшего образования дискредитирует уровень вуза.

    +1
  • Svetlana, 31 января, 17:02

    п. 2 ст.113 гл. 14

    Для обеспечения единства учебной и научной деятельности необходимо законодательно закрепить деятельность профильных вузов, таких как педагогический вуз, объединяющий непрерывную подготовку педагогических кадров в системе: среднее профессиональное образование – высшее профессиональное образование (бакалавриат, магистратура) – подготовка научно-педагогических кадров – дополнительное профессиональное образование. Изменение видов образовательных организаций (исключение из числа вузов академии и введение колледжа, виды образовательных учреждений среднего профессионального образования – профессиональный лицей и профессиональный техникум) является нецелесообразным.

    +0
  • Svetlana, 31 января, 16:50

    Для обеспечения единства учебной и научной деятельности необходимо законодательно закрепить деятельность профильных вузов, таких как педагогический вуз, объединяющий непрерывную подготовку педагогических кадров в системе: среднее профессиональное образование – высшее профессиональное образование (бакалавриат, магистратура) – подготовка научно-педагогических кадров – дополнительное профессиональное образование.

    +0
  • Окулов Антон, 31 января, 14:43

    однозначно необходимо исключить из части 2 статьи 113 законопроекта слова: «колледж – образовательная организация, основной деятельностью которой является реализация программ прикладного бакалавриата;»

    +1
  • Предлагаем в перечень видов образовательных организаций ВПО добавить академии и читать часть 2 статьи 113 в следующей редакции: "В Российской Федерации устанавливаются следующие виды образовательных организаций высшего образования:

    колледж – образовательная организация, основной деятельностью которой является реализация программ прикладного бакалавриата;

    институт – образовательная организация, основной деятельностью которой является реализация программ бакалавриата (прикладного, академического) и программ подготовки специалиста;

    академия - высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и/или повышение квалификации работников высшей квалификации для определённой области научной и научно-педагогической деятельности; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры; является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

    университет – образовательная организация, основной деятельностью которой является реализация основных образовательных программ высшего образования всех уровней, осуществление подготовки научных кадров, выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований."

    +0
  • КИУЭС, 28 января, 19:22

    Данный закон существенно снижает правовой статус институтов и ограничивает их развитие и переход к более высокому статусу (отсутствует магистратура и аспирантура, ограничивается спектр научных исследований). Необходимо сохранить академии, так как академия являлась переходной формой образовательного учреждения между институтом и университетом, создавая стимул к развитию в рамках института качественно новых образовательных и научных процессов и сосредоточения для них кадров более высокого уровня (кандидаты и доктора наук). Поэтому сохранение в законе статуса академии является достоинством развивающейся системы высшего образования.

    Придание колледжам статуса высшего учебного заведения снизит уровень и качество высшего образования, в том числе на основе использования педагогических кадров более низкой квалификации без ученых степеней и званий.

    +8
  • Ст. 113 – самая губительная для отечественного образования - она ликвидирует академии и, фактически, уничтожает институты.

    При нынешнем положении институты уже потеряли право вести прием на специалитет, поэтому, следуя логике, закон позволяет только «доучить» специалистов. Разница между бакалаврами института и бакалаврами колледжа не ясна (особенно, в части прикладного бакалавриата).

    Таким образом, закон ухудшает положение институтов, равно как и положение абитуриентов и студентов, поскольку ограниченное число мест в магистратуру и небольшое количество университетов, во-первых, заранее обрекает многих бакалавров остаться «за бортом», а во-вторых, открывает огромные просторы для взяточничества и коррупции.

    В демократическом обществе должны использоваться рыночные механизмы, конкуренция: выбор студента в пользу той или иной магистратуры естественным путем вытеснит с рынка слабые вузы. Конкуренция послужит повышению качества образования, в то время как предлагаемый авторитарный метод лишь резко снизит число людей с высшим образованием. Массовая бакалавризация не может считаться полноценным высшим образованием.

    В связи с этим, предлагается абз.3 п.2 ст.113 после слов «и программ подготовки специалиста» дополнить словами «магистра и научно-педагогических кадров».

    +3
  • ЮУрГТК, 28 января, 16:59

    Исключить колледж как образовательную организацию профессионального образования, относящуюся к системе ВПО и перенести колледж в систему «среднего профессионального образования».

    +3
  • Статья 113 ч.2 Изложить в новой редакции: «2. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды образовательных организаций высшего образования:

    колледж – образовательная организация, основной деятельностью которой является реализация программ прикладного бакалавриата;

    институт – образовательная организация, основной деятельностью которой является реализация основных образовательных программ высшего образования (бакалавриата (прикладного, академического), программ подготовки специалиста, программ магистратуры и программ подготовки научно-педагогических кадров);

    академия - образовательная организация, основной деятельностью которой является реализация основных образовательных программ высшего образования всех уровней, выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры;

    университет – образовательная организация, основной деятельностью которой является реализация основных образовательных программ высшего образования всех уровней, осуществление подготовки научных кадров, выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований.»

    +0
  • воронин, 28 января, 09:56

    п.2 ст.113 добавить в качестве вида образовательной организации высшего образования академию, в соответствии с действующим законодательством.

    +1
  • Глава 14, статья 113, из пункта 2 убрать: "колледж - образовательная организация, основной деятельностью которой является реализация программ прикладного бакалавриата".

    Основание: Доверить колледжам подготовку кадров с высшим образованием - это разрушить высшее образование в Российской Федерации. Сегодня высшие учебные заведения снижают качество подготовки в связи с отсутствием квалифицированных преподавателей.

    +3
  • Ст. 113 – самая губительная для отечественного образования - она ликвидирует академии и, фактически, уничтожает институты.

    При нынешнем положении институты уже потеряли право вести прием на специалитет, поэтому, следуя логике, закон позволяет только «доучить» специалистов. Разница между бакалаврами института и бакалаврами колледжа не ясна (особенно, в части прикладного бакалавриата).

    Таким образом, закон ухудшает положение институтов, равно как и положение абитуриентов и студентов, поскольку ограниченное число мест в магистратуру и небольшое количество университетов, во-первых, заранее обрекает многих бакалавров остаться «за бортом», а во-вторых, открывает огромные просторы для взяточничества и коррупции.

    В демократическом обществе должны использоваться рыночные механизмы, конкуренция: выбор студента в пользу той или иной магистратуры естественным путем вытеснит с рынка слабые вузы. Конкуренция послужит повышению качества образования, в то время как предлагаемый авторитарный метод лишь резко снизит число людей с высшим образованием. Массовая бакалавризация не может считаться полноценным высшим образованием.

    В связи с этим, предлагается абз.3 ч.2 ст.113 после слов «программ подготовки специалиста» дополнить словами «магистра и научно-педагогических кадров».

    +2
  • В ст. 113 законопроекта содержится определённое новшество: теперь к образовательным организациям высшего образования будут относиться также колледжи, подготавливающие бакалавров. Вместе с тем, из перечня данных образовательных организаций исключены академии, что повлияет в будущем на статус нашего ВУЗа, а именно: если Академия будет реформирована в институт, то могут исчезнуть аспирантуры, т.к. в соответствии с ч.2 ст.113 подготовкой научных кадров (скорее всего, имеются в виду научно-педагогические кадры, данная норма также нуждается в уточнении) могут заниматься только университеты.

    Мы выражаем серьёзную обеспокоенность данной проблемой. Фактически академия – это статус элитного ВУЗа, который не имеет смысла отнимать.

    +1
  • Изложить в следующей редакции:

    В Российской Федерации устанавливаются следующие виды образовательных организаций высшего образования:

    институт – образовательная организация, основной деятельностью которой является реализация программ бакалавриата (прикладного, академического) и программ подготовки специалиста;

    академия - образовательная организация, основной деятельностью которой является реализация основных образовательных программ высшего образования всех уровней, осуществление подготовки научных кадров, выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований преимущественно в одной области деятельности.

    университет – образовательная организация, основной деятельностью которой является реализация основных образовательных программ высшего образования всех уровней, осуществление подготовки научных кадров, выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований в разных областях деятельности.

    +0
  • Союз ДПО, 27 января, 11:06

    После слов "на базе научных организаций" добавить "и предприятий"

    Комментарий:

    Важно для усиления практической подготовки в вузах.

    +13
  • Считаем, необходимо оставить академии в системе образовательных организаций. Ведение в число высшего профессионального образования колледжей не уместно. В новой редакции закона закладывается ограничение, например, по наличию магистерских программ, по наличию аспирантуры, по праву на получение бюджетных денег на науку и т. д.

    +3
  • Павел Солодовников, 27 января, 05:15

    не считаю правильным в целях равенства доступа к высшему образованию наделять 2 столичных университета особыми правовыми статусами

    +2
  • Представляется нецелесообразным отнесение к числу образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы высшего образования, колледжей (ст. 113 Законопроекта).

    Это приведет, по сути, к снижению статуса ВУЗов как образовательных организаций.

    В этой же связи необходимо отказаться от правовой нормы, предусмотренной п. 3 ч. 2 ст. 139 Проекта закона.

    Здесь же необходимо отметить, что в Законопроекте не раскрывается и не получает своего развития в дальнейшем понятие прикладного бакалавриата, впервые упоминаемого в ч. 2 ст. 113 Законопроекта применительно к колледжам.

    +4
  • Заменить ч.2 на (исключить разделение на прикладной и академический бакалавриат):

    "В Российской Федерации устанавливаются следующие виды образовательных организаций высшего образования:

    колледж – образовательная организация, основной деятельностью которой является реализация программ бакалавриата;

    институт – образовательная организация, основной деятельностью которой является реализация программ бакалавриата и программ подготовки специалиста;"

    Исключить п. 6.

    +5
  • Белова ЮА, 25 января, 23:30

    Гл.14,ст.113,ч.2

    1.В случае придания колледжам статуса организации высшего образования, лицензионные показатели должны быть изменены и приближены к институту. В настоящее время в нашей стране нет колледжей, которые соответствовали бы учреждениям высшего образования. Не следует ли существующим колледжам возвратить статус училищ?

    2.Сохранение академий. И в том виде, в котором они существуют в настоящее время. С реализацией всех уровней высшего образования, сохранением аспирантуры и докторантуры.

    +3
  • Ksenia Vakhrusheva, 25 января, 21:34

    Заменить п. 2 на (исключить разделение на прикладной и академический бакалавриат):

    В Российской Федерации устанавливаются следующие виды образовательных организаций высшего образования:

    колледж – образовательная организация, основной деятельностью которой является реализация программ бакалавриата;

    институт – образовательная организация, основной деятельностью которой является реализация программ бакалавриата и программ подготовки специалиста;

    Исключить п. 6.

    +3
  • Грузинов Е.С., 25 января, 18:17

    Предложения

    К главе 14, статьи 113, часть 2

    Считаем целесообразным сохранить академии в качестве одного из видов образовательных организаций высшего профессионального образования, предоставив им возможность реализации программ подготовки бакалавра, специалиста и магистра, программ послевузовского образования.

    Академии являются традиционными видами высших учебных заведений России. Ими наработан значительный опыт в подготовке высококвалифицированных кадров. Ликвидация или реорганизация академий разрушит сложившуюся отечественную образовательную систему, существенно снизит качественный уровень научно-педагогических кадров страны, не позволит проводить фундаментальные и научные исследования, приведет к сокращению работающих и обучающихся.

    +2
  • В статье 113 отсутствует причинно-следственное обоснование необходимости изменения видов организации высшего образования на колледж-институт-университет. Это нарушает традиционное восприятие данных организационных структур. Не регламентированы квалификационные требования к педагогическим работникам всех видов образовательных организаций.

    +3
  • Считаем необходимым уточнить содержание терминов «прикладной бакалавриат» и «академический бакалавриат». Считаем нецелесообразным подготовку бакалавров в колледжах, т.к. снижается статус высшего профессионального образования.

    +2
  • Вызывает серьезные сомнения целесообразность и рациональность содержания ст.113 гл.14 проекта Закона. Исходя из деления образовательных организаций высшего образования на колледжи, институты и университеты, принцип разделения которых связан не с количеством реализуемых направлений, специальностей контингентом студентов и т.д., а с качеством и уровнем высшего образования, который они реализуют, получается парадоксальная ситуация: не все высшее образование -одинаково высшее! Ведь образовательные структуры высшего образования, лишенные возможности развивать свои научные школы, производить фундаментальные и прикладные научные исследования окажутся лишенными потенциала для инновационного развития. Ограничение прав институтов выполнять фундаментальные и прикладные научные исследования в разных или смежных областях науки, приведет к тому, что они окажутся способными лишь на воспроизводство педагогических практик, достаточных для подготовки бакалавров (прикладных или академических). Существует и фактор научно-педагогических кадров, обеспечивающих образовательный процесс в высших учебных заведениях, вне зависимости от его типа, обладающих высоким научным потенциалом и способных осуществлять подготовку научно-педагогических кадров для высшей школы и научные исследования. Отказывать им в этой возможности, только на том основании, что им «не хватило» места в университете, и они работают в институте или колледже, слабое основание для государства, претендующее на инновационное развитие. Представляется, что в интересах общества и государства максимально поощрять научные исследования в любых видах высших учебных заведений.

    +4
  • П.2 ст.113

    Предложение: Внести в п.2 ст.113 Закона дополнение о том, что институты, если они отвечают всем необходимым требованиям, также как и университеты, могут заниматься реализацией программ магистратуры.

    Обоснование: Согласно Приказу Рособрнадзора от 30.09.2005 N 1938 (ред. от 25.04.2008) «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений»,

    Если институт прошел аккредитацию, это автоматически означает, что:

    1) Среднегодовой объем финансирования научных исследований за пять лет (тыс. руб.): не менее 1 500

    2) Среднегодовой объем научных исследований на единицу научно-педагогического персонала за пять лет (тыс. руб.): не менее 5

    3) Среднегодовое количество монографий на 100 основных штатных педагогических работников с учеными степенями и (или) учеными званиями, изданных за пять лет: не менее 1,2

    4) Процент профессорско-преподавательского состава с учеными степенями и (или) учеными званиями: не менее 8,5

    5) Среднегодовое число защит диссертаций на 100 человек научно-педагогического

    персонала за 5 лет: не менее 1

    При таком уровне методической работы, квалификации педагогических работников, научной, научно-технической деятельности и ее результативности полагаем, что институты соответствуют всем необходимым требованиям для реализации программ магистратуры

    +1
  • В системе высшего образования наряду с институтами и университетами появилось ГОУ ВПО «колледж» (ранее это было в СПО) и одновременно с этим появились новые термины «Прикладной бакалавриат», а для института «академический бакалавриат». В тоже же время понятия «профили» в планах подготовки бакалавров упразднены. Было бы целесообразным в законе в статью 2 внести характеристики, по этим терминам.

    +2
  • ГОУ ВПО ИГЛУ, 23 января, 06:19

    Необходимо также подвергнуть критике исключение академий из перечня видов образовательных организаций. Кроме законов формальной логики, позволяющей обойтись тремя видами образовательных учреждений (университет, институт, колледж) целесообразно, прежде всего, учитывать культурно-исторические традиции. Это тем более важно применительно к образовательным учреждениям высшего образования – хранителям и трансляторам социо-культурного опыта страны. В России образовательная организация вида «академия» появилась в самом начале становления образовательной системы (в 1685 г. была основана Славяно-греко-латинская академия, в 1715 году в Петербурге Петром I была создана Морская академия, Артиллерийская академия). Академии как вид образовательных организаций являются для России исторической традицией, позитивным примером. Поэтому, сохраняя историческую преемственность, исключение “академии” из перечня видов образовательных организаций представляется необоснованным.

    +6
  • Reso, 22 января, 00:59

    Считаю, что колледжи не следует вносить в перечень учреждений высшего образования. Получится, что любой гражданин, получивший неполное среднее образование, и поступивший в колледж будет способен получать статус бакалавра или даже специалиста. а между тем многие колледжи, техникумы не обладают базой для подготовки не только специалистов, но и бакалавров.

    такой пункт приведет к совершенно иному оцениванию высшего образования как такового...

    +1
  • Reso, 22 января, 00:51

    "Руководителем кафедры должен иметь ученую степень по профилю кафедры и возраст не более 70 лет."

    хорошая мысль, особенно про возраст. но не только для руководителей, может быть ограничить возраст любых преподавателей 70 годами. как студент могу заметить, что у некоторые преподаватели работают в этом возрасте перенеся инфаркт или инсульт, да и возраст сказывается на качестве образования. моё мнение, что внесение такого пункта необходимо, подчас бывает тяжело с ними даже адекватно общаться.

    +0
  • ugsha, 21 января, 17:12

    Лишение института права на ведение магистратуры, аспирантуры, докторантуры ставит под угрозу подготовку научно-педагогических кадров для нужд вузов, как следствие можно рассматривать отток из составов вузов профессоров, докторов наук, что в конечном итоге скажется на качестве образовательного процесса. То есть, исключение типа «академия» без сохранения его прежних функций для типа «институт» недопустимо.

    +1
  • В статье 113. «Образовательные организации, реализующие основные образовательные программы высшего образования»

    П. 2. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды образовательных организаций высшего образования:

    п.п. 2 сформулировать «институт – образовательная организация, основной деятельностью которой является реализация программ бакалавриата (прикладного, академического), программ подготовки специалиста, программ подготовки магистра (при соответствии установленным требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования);

    +0
  • п. 2. добавить - институт (академия)

    п. 4. институты (академии) ... научные исследования в различных областях науки и культуры.

    +1
  • Из перечня видов высших учебных заведений исключен такой вид как «академия», а существующие в настоящее время вузы указанного вида в соответствии с пунктом 4) ч.2 ст.138 проекта закона подлежат преобразованию в образовательные организации высшего образования вида «институт» или «университет» по результатам подтверждения соответствующего образовательного статуса в рамках государственной аккредитации. Данный подход к классификации организаций системы высшего образования представляется нелогичным и непродуманным, противоречащим мировой практике развития высшего образования по следующим причинам:

    - академия как вид вуза является традиционным и существует во многих странах мира, зачастую используется для обозначения творческих учебных заведений;

    - существующее количество академий в России, а их около 700 (с учетом филиалов), доказывает необходимость существования данного вида вузов в том статусе, который предусмотрен действующим законодательством (статья 9 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»);

    - последствием преобразования академий в образовательные организации высшего образования вида «институт», а большинство академий сможет подтвердить только такой статус, станет искусственное понижение уровня даваемого студентам образования; уничтожение целых научных школ и уникального образовательного опыта, и в целом деградация вузов.

    - трудоемкость и затратность процедуры преобразования существующих академий, учитывая их количество, сводит к «нулю» коэффициент полезного действия данной реформы.

    Учитывая изложенное, предлагается статью 113 проекта закона дополнить таким видом образовательных организаций высшего образования как «академия».

    +1
  • Игорь, 20 января, 00:31

    Руководителем кафедры должен иметь ученую степень по профилю кафедры и возраст не более 70 лет.

    +2
  • Андрей Галкин, 18 января, 23:55

    Типология образовательных учреждений ВПО построена формально, без учета существующей на сегодняшний день ситуации. В ее рамки не вписываются не типовые образовательные учреждения сферы культуры и искусств, в первую очередь - хореографические училища и академии хореографии. В общем виде описанная в законе система к ним неприменима. Для того, чтобы произвести в них необходимые изменения без ломки учебного процесса и потери качества образования, необходимо время. Поэтому, на мой взгляд, целесообразно либо вообще не распространять на них общую типологию (что разумнее всего), либо отсрочить вступление в силу данных положений в отношении образовательных учреждений культуры и искусства как минимум на несколько лет и дать время на адаптацию.

    +0
  • kgsha, 18 января, 10:45

    Считаем необходимым сохранить академии, как вид высшего учебного заведения. Упразднение академий приведет в таких учебных заведениях самоликвидацию аспирантуры, диссертационных советов, разрушение научных школ, деятельность которых подпитывается молодыми учеными.

    В сложившихся условиях, практика показала способность силами академий вести фундаментальные и прикладные исследования на имеющийся материально-технической базе при помощи фактического профессорско-преподавательского состава.

    +0
  • kgsha, 18 января, 10:43

    В связи с тем, что аспирант это дипломированный специалист или магистр, выбравший путь дальнейшего повышения своей квалификации в области науки, необходимо решить вопросы их материального стимулирования. Это должно сопровождаться либо увеличением стипендии аспирантам, либо наличие возможности помимо очной формы обучения в аспирантуре вести трудовую деятельность вне учебного заведения.

    +0
  • Б.Р.Р., 16 января, 22:53

    Предлагаю ч.5 записать следующим образом: "Образовательные организации высшего образования пользуются правом на договорных отношениях создавать на базе научных организаций базовые кафедры, являющимися совместными подразделениями этих организаций и осуществляющие образовательный процесс, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации".

    +0
Цитировать