Законопроект 2011

Общественное обсуждение законопроектов

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Оглавление

Статья 118. Итоговая аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы бакалавриата, подготовки специалиста и магистратуры

Замечания и предложения к статье 118 (15)

1. При прохождении государственной (итоговой) аттестации выпускнику образовательной организации высшего образования присваивается соответствующая квалификация (степень) и выдается документ государственного образца о высшем образовании.
Лица, не прошедшие государственной (итоговой) аттестации или получившие на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти государственной (итоговую) аттестацию повторно не ранее чем через год и не позднее чем через пять лет после прохождения государственной (итоговой) аттестации впервые. В этом случае выпускник отчисляется из образовательной организации высшего образования и ему выдается справка об обучении.
Для прохождения повторной государственной (итоговой) аттестации данное лицо должно быть восстановлено в образовательной организации высшего образования, но не более чем на срок, предусмотренный для прохождения государственной (итоговой) аттестации федеральным государственным образовательным стандартом.
2. Лицам, не проходившим государственных (итоговых) аттестационных испытаний по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), должна быть предоставлена возможность пройти государственные (итоговые) аттестационные испытания без отчисления из образовательной организации высшего образования, но не позднее одного календарного года начиная с даты указанной на документе, подтверждающим уважительную причину отсутствия выпускника.
3. Государственная (итоговая) аттестация выпускников образовательных организаций высшего образования, имеющих государственную аккредитацию по программе бакалавриата, подготовки специалиста, магистратуры осуществляется в соответствии с положением о государственной (итоговой) аттестации, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
4. После прохождения государственной (итоговой) аттестации выпускнику по его личному заявлению могут быть предоставлены в пределах срока освоения программы бакалавриата, подготовки специалиста, магистратуры каникулы, по окончании которых производится отчисление из состава студентов.

(0)

Замечания и предложения к статье 118 (15)

  • kamstavr, 1 февраля, 09:34

    Необходимо ввести пункты.

    5. Итоговая аттестация включает в себя подготовку и защиту дипломной (выпускной) работы и сдачу государственных экзаменов (или одного комплексного экзамена) по направлению/специальности подготовки.

    6. Для прием государственных экзаменов и защиты дипломных (выпускных) работ создается государственная аттестационная комиссия, состоящая из работников образовательного учреждения и приглашенных специалистов, в том числе и промышленных (коммерческих) предприятий. При этом к составу комиссии должны быть предъявлены следующие требования:

    - состав - не менее 10 человек,

    - кворум – не менее 70%,

    - кандидатов и докторов наук – не менее 50%,

    - специалистов предприятий – не менее 25%.

    7. В случае несогласия с результатами итоговой аттестации выпускник имеет право обжаловать эти результаты в трехмесячный срок. В случае положительного решения повторная защита выпускника осуществляется на ближайшем заседании аттестационной комиссии. Право на повторную защиту предоставляется выпускнику не более одного раза.

    +3
  • Необходимо раскрыть понятие «итоговая аттестация».

    Добавить:

    Итоговая аттестация заключается в подготовке и защите выпускной квалификационной работы и /или сдаче государственн(ого)ых экзамен(а)ов.

    +1
  • bobo ulman, 30 января, 23:27

    Я не осведомлён о тонкостях определений, но, по-моему, положение – это больше внутренняя «служебная инструкция» напрямую к студентам не относящаяся. Предлагаю утвердить именно регламент проведения аттестации: кто, что, в каких случаях (в том числе и спорных) должен делать.

    +0
  • В части 2, где речь идет о лицах, не прошедших государственной (итоговой) аттестации или получивших на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, проекта закона после слов

    вправе пройти государственной (итоговую) аттестацию повторно не ранее чем через год

    вставить: «а при наличии уважительных причин – с лицами, проходящими государственную (итоговую) аттестацию по другой форме обучения» и далее по тексту

    +1
  • Игорь, 28 января, 17:13

    Абсолютно согласен с stalker, 28 января, 16:28 и stalker, 3 декабря, 12:24

    аттестацию проводит государственная аттестационная комиссия, независимая от ВУЗа, в котором обучался студент (то есть комиссия не должна включать сотрудников этого ВУЗа) [..]

    Что же касается замечания Арутюн, 16 января, 03:10

    требования к оформлению работ и самому процессу защиты могут различаться: у членов комиссии могут быть "запретные слова" и др.

    То эти требования как-раз и должны быть УНИФИЦИРОВАНЫ министерством образования

    +0
  • stalker, 28 января, 16:28

    как минимум, научный руководитель должен входить в комиссию

    Научный руководитель - лично заинтересован. Оценки его студентов - это и его оценка как преподавателя, руководителя и учёного. Научный руководитель безусловно не должен входить в комиссию. Чтобы избежать влияния его авторитета, думаю, комиссии вообще не стоит знать даже фамилию научного руководителя, а также название ВУЗа и т.п. Чтобы был студент со своими знаниями и со своей работой один-на-один с комиссией.

    +1
  • Профессорско-преподавательский состав НОУ ВПО «Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова».

    К части 2 пункта 1 статьи 118, где речь идет о лицах, не прошедших государственной (итоговой) аттестации или получивших на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, проекта закона после слов «вправе пройти государственной (итоговую) аттестацию повторно не ранее чем через год» вставить: «а при наличии уважительных причин – с лицами, проходящими государственную (итоговую) аттестацию по другой форме обучения» и далее по тексту.

    +0
  • Иван Николаевич, 26 января, 13:22

    Статью 118 дополнить ч. 5.

    "5. Результаты государственной (итоговой) аттестации могут быть опротестованы выпускником или его законным представителем в трехмесячный срок со дня прохождения государственной (итоговой) аттестации путем подачи письменного обращения, в том числе и в форме электронного документа, на имя руководителя государственного органа, осуществляющего надзор в сфере образования. В случае признания жалобы выпускника обоснованной, результаты государственной (итоговой) аттестации объявляются недействительными, а выпускник проходит повторную государственную (итоговую) аттестацию. В состав комиссии, осуществляющей повторную государственную итоговую аттестацию не могут входить лица, ранее входившие в комиссию по прохождению государственной (итоговой) аттестации, результаты которой были признаны недействительными. Должностные лица, виновные в нарушении порядка прохождения государственной (итоговой) аттестации могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности."

    Обоснование: любое решение должно иметь механизм обжалования и опротестования, иначе тот кто его выносит чувствует себя творцом произвола. Даже решение суда может быть опротестовано, поэтому решение аттестационной комиссии, если оно вынесено с явными нарушениями также может быть опротестовано. Разумеется виновные в нарушениях должностные лица должны быть привлечены к дисциплинарной ответственности.

    +1
  • Денисов Евгений, 24 января, 22:00

    Ст.118 ч.2

    В последнем предложении грамотно писать «подтверждающЕм»

    +0
  • п. 4. убрать.

    +0
  • Арутюн, 16 января, 03:10

    stalker, независимая от ВУЗа аттестационная комиссия при очевидном преимуществе, - отсутствии фактора личных взаимоотношений в оценке знаний, - может обладать и не слишком очевидными на первый взгляд недостатками:

    1. Процесс итоговой аттестации всегда субъективен, требования к оформлению работ и самому процессу защиты могут различаться: у членов комиссии могут быть "запретные слова" и др. Обычно, научный руководитель обращает внимание на эти тонкости. В случае со "случайной" комиссией, их незнание может стать причиной необъективно низкой оценки квалификации.

    2. Соответствие квалификации преподавательского состава. Может оказаться, что квалификация "случайной" комиссии недостаточна для оценки научной работы.

    Кроме того,

    то есть комиссия не должна включать сотрудников этого ВУЗа

    как минимум, научный руководитель должен входить в комиссию.

    +0
  • Игорь, 16 декабря, 23:17

    документ государственного образца о высшем образовании.

    выдаваться не должен. Государственный диплом может выдаваться только в случае "внешней" проверки знаний и умений, как, например ЕГЭ в школе. В вузах же надо выдавать "именной" диплом данного вуза.

    +3
  • Евгения, 15 декабря, 15:35

    Во всех частях статьи после слов "образовательной организации" дополнить словами "реализующей программы" для того, чтобы не зауживать круг образовательных организаций, которые могут осуществлять подготовку специалистов только учреждениями высшего образования.

    +8
  • zhabunin, 4 декабря, 03:42

    П.2

    ..на документе, подтверждающим уважительную причину отсутствия выпускника."

    кажется, так:

    "на документе, подтверждающЕм уважительную причину.."

    +3
  • stalker, 3 декабря, 12:24

    Предлагаю в законе явно указать, что аттестацию проводит государственная аттестационная комиссия, независимая от ВУЗа, в котором обучался студент (то есть комиссия не должна включать сотрудников этого ВУЗа). Можно также прописать норму о том, что распределение студентов по комиссиям должно быть случайным и оглашаться в день экзамена. То есть чтобы студент до дня экзамена не знал кто будет его экзаменовать, а экзаменаторы не знали, кого они будут экзаменовать.

    Если гос.аккредитация станет независимой от ВУЗа, то её результаты (процент выпускников, успешно прошедших аккредитацию с первого раза) станет объективной метрикой качества образования в ВУЗе, которой сможет пользоваться как государство (принимая решения о поддержке ВУЗов), так и абитуриенты (выбирая ВУЗ).

    +13
Цитировать