Законопроект 2011

Общественное обсуждение законопроектов

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Оглавление

Статья 119. Аспирантура (адъюнктура)

Замечания и предложения к статье 119 (60)

1. К освоению программ подготовки научно-педагогических кадров допускаются лица, имеющие высшее образование – подготовка специалиста или магистратура.
Прием иностранных граждан в аспирантуру (адъюнктуру) осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также по договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами.
Прием лиц без гражданства в аспирантуру (адъюнктуру) осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
2. Поступающие в аспирантуру сдают вступительные испытания в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
3. Обучение в аспирантуре (адъюнктуре) осуществляется по индивидуальным планам аспирантов (адъюнктов) и темам диссертаций, утверждаемым руководителями (учеными (научно-техническими) советами) образовательных организаций высшего образования, по представлению кафедр (отделов, секторов, лабораторий). Выполнение аспирантом (адъюнктом) утвержденного индивидуального плана контролирует научный руководитель, которые назначается из числа докторов наук или профессоров каждому аспиранту (адъюнкту) одновременно с его зачислением в аспирантуру (адъюнктуру).
4. Аспирант (адъюнкт) за время обучения в аспирантуре (адъюнктуре) обязан:
полностью выполнить индивидуальный план;
сдать кандидатские экзамены;
завершить работу над диссертацией и представить ее на кафедру (научный совет, отдел, лабораторию, сектор) для получения соответствующего заключения.
Перечень кандидатских экзаменов и порядок их сдачи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
5. Положение об аспирантуре (адъюнктуре) и порядок государственной (итоговой) аттестации лиц, завершивших обучение по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

(0)

Замечания и предложения к статье 119 (60)

  • Sergey, 1 февраля, 09:57

    1. Обязательно нужно прописать в законе, что время обучения в аспирантуре входит в общий трудовой стаж. Также необходимо обязать проведение аспирантом практических либо лекционных занятий хотя бы в размере 40 часов в год (естественно с оплатой!!!). Все это необходимо для того, чтобы был педагогический стаж и после успешной защиты диссертации и присвоения ученой степени экс-аспирант мог работать не простым ассистентом, а уж в лучшем случае старшим преподавателем.

    2. Не понятно, куда в новом законопроекте "Об образовании" делась докторантура? И вообще останется ли в будущем ученая степень доктор наук?

    +0
  • 1. К освоению программ подготовки научно-педагогических кадров допускаются лица, имеющие высшее образование – подготовка специалиста или магистратура.

    Прием иностранных граждан в аспирантуру (адъюнктуру) осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также по договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами.

    +3
  • Темнов Эдуард, 1 февраля, 00:15

    В части 3 предлагается добавить право кандидатам наук быть научными руководителями аспирантов.

    "3. Обучение в аспирантуре (адъюнктуре) осуществляется по индивидуальным планам аспирантов (адъюнктов) и темам диссертаций, утверждаемым руководителями (учеными (научно-техническими) советами) образовательных организаций высшего образования, по представлению кафедр (отделов, секторов, лабораторий). Выполнение аспирантом (адъюнктом) утвержденного индивидуального плана контролирует научный руководитель, которые назначается из числа кандидатов наук, докторов наук или профессоров каждому аспиранту (адъюнкту) одновременно с его зачислением в аспирантуру (адъюнктуру)."

    +1
  • ChristinaShakina, 31 января, 22:47

    Закрепить право на получение материальной помощи за студентами, а также аспирантами.

    +0
  • Kirchik, 31 января, 21:25

    п.4 Я являясь аспирантом полностью против комментария, касающегося обязательного преподавания! Сами посудите - стипендия аспиранта 1400 р. в месяц. Любой аспирант дневного отделения работает, дабы прокормить как минимум себя, не говоря уж о созданной семье. Чтение лекций осуществляется в будни в рабочее время. работодатели с неохотой отпустят раз - два, а дальше? чтение лекций - бессмысленная трата времени, поскольку студенты ни во что не ставят аспирантов, которые на год-два старше их.

    Аналогично выступаю против комментария, касающегося "публикации статей в международное известных журналах". Опубликовать статью в ВАКовском списке является далеко не простой задачей - рецензенты, новизна, графики и прочие требования. Если ты аспирант не престижного ВУЗа,то твоя статья никакому международному журналу не нужна!

    +9
  • IvanD, 31 января, 21:11

    Должно быть точно написано какие экзамены. Экзамены по философии и английскому реально устранить, но оставить программу подготовки по этим предметам, это позволит делать ее более гибкой и перейти на современный уровень преподавания. Экзамены предлагаю заменить современной формой контроля в виде эссе по философии.

    Написано, про обязанности, но прав никаких не оставили! На пользование оборудованием, аудиториями, библиотеками.

    Заработную плата аспиранта не должна быть ниже прожиточного минимума, если смотреть суммарно с грантовыми деньгами.

    +0
  • Предлагаю заменить текст "Выполнение аспирантом утвержденного индивидуального плана контролирует научный руководитель, который назначается из числа докторов наук или профессоров каждому аспиранту одновременно с его зачислением в аспирантуру" на "Выполнение аспирантом утвержденного индивидуального плана контролирует научный руководитель, который назначается из числа докторов наук (а в виде исключения и кандидатов наук) или профессоров (доцентов) каждому аспиранту одновременно с его зачислением в аспирантуру". Поскольку, В Положении о порядке присвоения ученых званий (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 г. № 194): «Ученое звание профессора по кафедре может быть присвоено докторам (а в виде исключения и кандидатам наук) если они … д) (уже) подготовили в качестве научных руководителей не менее двух учеников, которым присуждены ученые степени».

    +1
  • Ksenia13, 31 января, 17:12

    Необходимо прописать, что аспирант должен обязательно пройти педагогическую практику.

    Из кандидатских экзаменов нужно убрать философию. В современном научном мире это просто, как правильно написано ниже, рудимент.

    Обязательно оставить кандидатский экзамен по английскому языку. В настоящее время общепризнанным научным языком является английский язык, без знания которого невозможно выйти в научном плане на международное сообщество. Знание английского нужен по крайней мере для чтения иностранных журналов благодаря которым можно перенимать опыт, следить за последними и предшествующими научными достижениями.

    Нужно установить минимум публикаций\статей необходимых для защиты кандидатской диссертации, потому что любая наука - это связь с научным сообществом. Количество публикаций и статей во-многом говорит о «научности» человека.

    +2
  • Барбакадзе Вахтанг, 31 января, 16:52

    К освоению программ подготовки научно-педагогических кадров допускаются лица, имеющие высшее образование – подготовка специалиста или магистратура. При анализе данного абзаца возникает вопрос относительно лиц успешно прошедших обучение по программе бакалавриата.

    +0
  • Барбакадзе Вахтанг, 31 января, 16:38

    На мой взгляд необходимо дополнить, что к научно-педагогическим кадрам относятся доктора наук

    +1
  • Ksenia13, 31 января, 15:52

    Часто реально аспирантами руководит доцент, а по приказу формально идет другой человек (профессор или доктор). Поэтому необходимо добавить, что в качестве научного руководителя аспиранта может быть кандидат наук, имеющий ученое звание доцента.

    +1
  • Максим Д, 31 января, 14:29

    Почему бы не закрепить преимущества выпускников, получивших красный диплом.

    +4
  • Senik, 31 января, 14:07

    К замечанию Jek:

    То, о чем Вы пишете - это прискорбно часто встречающееся использование аспиранта на кафедрах учебных заведений в качестве замены преподавателям и должно пресекаться, т.к. зачастую занимает большую часть времени аспиранта и мешает выполнению экспериментальной работы и написанию кандидатской диссертации аспирантом. При этом оплату за часы, отработанные аспирантом, получают преподаватели. Это беспрецедентная наглость - пытаться законадательно закрепить этот произвол. Аспирантура - это научная деятельность, и преподавание здесь абсолютно ни при чем. Аспиранты НИИ, как правило, остаются в этих же НИИ и становятся научными сотрудниками, но НЕ преподавателями. Кроме того, аспиранты, обучающиеся в аспирантурах НИИ, физически не могут читать в этих учреждениях лекции - учебного процесса в НИИ нет, кроме самой аспирантуры.

    +5
  • Иван Николаевич, 31 января, 13:43

    К статье 119. ч. 5 изложить в следующей редакции.

    "5. Защита диссертации на соискание ученой степени кандидата наук и прохождение государственной (итоговой) аттестации лицами, завершившими обучение по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, могут осуществляться в форме интернет-сеанса в режиме реального времени в соответствии с положением об аспирантуре (адъюнктуре) и порядком, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования."

    +1
  • Второе предложение изложить в следующей редакции: «Выполнение аспирантом (адъюнктом) утвержденного индивидуального плана контролирует научный руководитель, который назначается из числа докторов наук или профессоров в исключительных случаях по решению Ученого совета из числа кандидатов наук, имеющих ученое звание доцента каждому аспиранту (адъюнкту) одновременно с его зачислением в аспирантуру (адъюнктуру)».

    +1
  • Ник, 31 января, 00:28

    Вывести аспирантуру за рамки базового высшего образования. Это - послевузовское образование и вариант повышения квалификации для преподавателей. Определить очный и заочный варианты (с оплатой премий за досрочное завершение этапов). И соотнести с докторантурой. Установить нормативы по диссертациям, что бы можно было официально и на основании стандартов сразу претендовать на докторскую. Некорректно смотрятся, с одной стороны, пачки кандидатских диссертаций статистического характера, больше похожие на замечательные дипломы, и отдельные кандидатские на 150-200 страниц с экспериментальным материалом, которые будут посильнее некоторых докторских. Но соискатель должен вначале защитить кандидатскую диссертацию, подождать 7 лет и потом защитить докторскую. Установить параметры по публикациям и т.д., на основании которых и будет выставлен уровень защиты, с исключением человеческого фактора. Кандидата отделить от доктора размером дополнительных безналоговых квадратных метров – кандидату 20, доктору 50 – с 2013 года будет более чем актуально; доплатой к пенсии – была бедная юность – будет обеспеченная старость (+1 МРОТ/+3МРОТ соответственно); дополнительным сроком для занятия должностей +5 лет для кандидата и +10 лет для доктора наук.

    +0
  • Марина, 28 января, 21:59

    Список возможных научных руководителей нужно дополнить Доцентами.

    Так как в настоящее время аспирантами руководят как правило доценты. Если оставить только доктора/профессора, то это только даст лишний повод для коррупции, когда фактически осуществлять руководство будет один человек, а на бумаге – другой.

    +5
  • Алексей Ха, 28 января, 17:12

    Учесть социальные гарантии для аспирантов: стипендия, материальная помощь, больничный лист, оздоровление.

    +5
  • Elena, 28 января, 16:17

    необходимо добавить к списку руководителей еще и доцента, потому что аспирантами руководят, как правило, доценты. Если оставить только доктора/профессора, то фактически осуществлять руководство будет один человек, а на бумаге – другой.

    +4
  • профком студентов, 27 января, 21:57

    необходимо добавить к списку еще и доцента!

    +1
  • Хотелось бы, чтобы было уточнено, входит ли подготовка научно-педагогических кадров в высшее образование или нет, так как в ч.1 ст.119 говорится, что

    к освоению программ подготовки научно-педагогических кадров допускаются лица, имеющие высшее образование - подготовка специалиста или магистратура

    Таким образом непонятно, если высшим образованием уже являются магистратура или статус специалиста, то к какому уровню подготовки следует отнести подготовку научно-педагогических кадров? И можно ли подготовку научно-педагогических кадров отождествлять с аспирантурой или это более широкое понятие? Можно ли также отождествлять степени специалиста и магистра? В законе относительно этого уточнений не даётся, однако, в ряде случаев из контекста и перечисления данных степеней через запятую можно сделать вывод об их тождественности. Мы просим устранить данную неясность и, в целях устранения возможности неоднозначного толкования, более чётко и однозначно прописать данные нормы.

    +2
  • Союз ДПО, 27 января, 11:20

    Вместо слов "высшего образования" добавить слова ", реализующих программы высшего и дополнительного профессионального образования". Далее по тексту пункта.

    Комментарий:

    Академии ДПО также имеют право на подготовку научно-педагогических кадров.

    +15
  • Иван Николаевич, 26 января, 13:23

    К статье 119

    ч. 2 изложить в следующей редакции

    "2. Поступающие в аспирантуру сдают вступительные испытания по дисциплинам, перечень которых определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Вступительное испытание по каждой дисциплине проводит государственная комиссия, члены которой должны иметь стаж научно-педагогической деятельности не менее 10 лет. Председателя государственной комиссии и двоих ее членов назначает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования из числа лиц, не являющихся сотрудниками образовательного учреждения, в аспирантуру которого осуществляется прием. Государственная комиссия может осуществлять прием вступительных испытаний в аспирантуру как в очной форме, так и в форме интернет-сеанса в режиме реального времени. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, вправе устанавливать и иные требования к членам государственной комиссии и к порядку проведения вступительных испытаний. Результаты вступительных испытаний в аспирантуру могут быть обжалованы и опротестованы в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти."

    Обоснование: в аспирантуру часто поступают люди, которых продвигают их родственники, работающие в вузе. Поэтому прием должна осуществлять комиссия, в которой находятся люди, не работающие в данном учреждении. Например, было бы хорошо, если бы по интернету в режиме реального времени прием вступительных испытаний в аспирантуру екатеринбургского вуза осуществляли бы ведущие ученые из Москвы. Только такая комиссия способна дать объективную оценку. Отсутствие строгого отбора является одним из факторов низкой результативности аспирантуры. Когда я поступал в аспирантуру, то один из членов приемной комиссии пришел когда уже отвечал поступающий, а другой профессор после завершения экзамена с удивлением отметил, что впервые видит программу вступительного экзамена. Другой член приемной комиссии заявил поступающему "надо было мои лекции читать" (хотя лекции в списке литературы не были помянуты). Особую гордость у членов комиссии вызывало то, что их решение обжаловать нельзя. Любое решение должно иметь механизм обжалования и опротестования, иначе тот кто его выносит чувствует себя творцом произвола. Даже решение суда может быть опротестовано, поэтому решение государственной комиссии, если оно вынесено с явными нарушениями также может быть опротестовано. Разумеется виновные в нарушениях должностные лица должны быть привлечены к дисциплинарной ответственности.

    +0
  • Грузинов Е.С., 25 января, 18:19

    Предложения

    К главе 14, статьи 119, часть 1

    Считаем необходимым определить и закрепить ассистентуру-стажировку как форму послевузовской подготовки кадров по творческо-исполнительским специальностям в сфере культуры и искусства. В нормативно-правовых документах, регулирующих вопросы деятельности ассистентуры-стажировки, отразить статусные характеристики выпускника ассистентуры-стажировки, приравняв их к ученой степени кандидата наук или учитывать этот статус в процедуре присвоения ученого звания доцента.

    +1
  • ВСЛавр, 25 января, 12:09

    Строки:

    Выполнение аспирантом (адъюнктом) утвержденного индивидуального плана контролирует научный руководитель, которые назначается из числа докторов наук или профессоров каждому аспиранту (адъюнкту) одновременно с его зачислением в аспирантуру (адъюнктуру)

    записать с дополнением:

    "Выполнение аспирантом (адъюнктом) утвержденного индивидуального плана контролирует научный руководитель, которые назначается из числа докторов наук или профессоров каждому аспиранту (адъюнкту) одновременно с его зачислением в аспирантуру (адъюнктуру). В отдельных случаях по решению ученых советов высших учебных заведений научным руководителем аспиранта может быть назначен доцент с ученой степенью степенью кандидата наук и с ученым званием доцента."

    +3
  • Колмогорова Наталья, 25 января, 11:01

    Аспиранты, обучающиеся в аспирантуре по заочной форме обучения, имеют право на ежегодные дополнительные отпуска по месту работы продолжительностью тридцать календарных дней с сохранением средней заработной платы.

    К ежегодному дополнительному отпуску аспиранта добавляется время, затраченное на проезд от места работы до места нахождения аспирантуры и обратно с сохранением средней заработной платы. Указанный проезд оплачивает организация-работодатель.

    Аспиранты, обучающиеся в аспирантуре по заочной форме обучения, имеют право соответственно на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере пятидесяти процентов получаемой заработной платы, но не ниже 100 рублей. Организация-работодатель предоставляет аспирантам по их желанию на четвертом году обучения дополнительно не более двух свободных от работы дней в неделю без сохранения заработной платы.

    Аспирантам, обучающимся в аспирантуре по заочной форме обучения, предоставляются места в общежитии на период сдачи экзаменов и выполнения работ по диссертации.

    Аспиранты пользуются бесплатно оборудованием, лабораториями, учебно-методическими кабинетами, библиотеками, а также правом на командировки, в том числе в высшие учебные заведения и научные центры иностранных государств, участие в экспедициях для проведения работ по избранным темам научных исследований наравне с научно-педагогическими работниками высших учебных заведений и научными работниками научно-исследовательских учреждений (организаций).

    +4
  • Колмогорова Наталья, 25 января, 10:51

    Лица, обучающиеся в аспирантуре по очной форме обучения за счет средств бюджета, обеспечиваются государственными стипендиями в размере не менее 1500 рублей и пользуются ежегодно каникулами продолжительностью два месяца.

    +4
  • Дополнительное ограничение на занятие научной деятельностью в сфере образования устанавливает запрет на научное руководство аспирантов кандидатам наук (Ст. 119 ч.З)? Разве существующая практика научного руководства в аспирантуре демонстрирует низкий уровень подготовленных к защите работ под руководством кандидатов наук?

    +6
  • Денисов Евгений, 24 января, 22:02

    Ст.119 ч.3

    Во-первых, после слов «научный руководитель» надо писать «которыЙ»

    Во-вторых, необходимо добавить к списку еще и доцента, потому что аспирантами руководят как правило доценты. Если оставить только доктора/профессора, то это только даст лишний повод для коррупции, когда фактически осуществлять руководство будет один человек, а на бумаге – другой.

    +7
  • Марченко А.Л., 24 января, 21:58

    Глава 14 Статья 119

    Добавить ч.6

    Для подготовки преподавательских кадров отдаленных от мегаполисов институтов вводится целевая аспирантура с установлением оклада аспиранта не ниже прожиточного минимума в регионе принимающего университета, а также пособия на его семью (если аспирант женат) и с выделением места (комнаты) в общежитии принимающего университета.

    Количество мест в целевую аспирантуру ежегодно устанавливается Минобрнауки РФ с учетом заявок институтов и возможностей университетов.

    +2
  • В тексте статьи отсутствует стипендиальное обеспечение аспирантов, выделение им ежегодного двухмесячного отпуска, выделения средств на приобретение науч-ной литературы а также права аспирантов обучающихся заочно в соответствии с действующим законодательством. Предлагается внести соответствующие изменения в статью.

    +5
  • Дмитрий, 22 января, 21:33

    Освоение образовательных программ, которые в настоящее время осваиваются в первый год аспирантуры, должны проводиться в магистратуре. Таким образом, сдача кандидатских экзаменов - это поступление в аспирантуру. После зачисления в аспирантуру, аспирант будет иметь возможность заниматься исключительно научно-исследовательской работой и не терять время на подготовку и сдачу кандидатских экзаменов.

    В этой связи, необходимо исключить из законопроекта положения о подготовке научных кадров (аспирантура, докторантура) как о составной части высшего образования.

    +8
  • Евгения, 20 января, 23:57

    Время обучения в очной аспирантуре засчитывать в стаж научно-педагогической работы.

    Обеспечить аспирантов достойной стипендией, не ниже МРОТ.

    +7
  • Евгения, 20 января, 23:45

    Предлагаю закрепить за студентом право сдачи кандидатских экзаменов по истории и философии науки, иностранному языку во время его обучения в магистратуре. Результаты этих экзаменов разрешить засчитывать в качестве вступительных экзаменов в аспирантуру.

    +5
  • Миндрова Анна, 20 января, 15:54

    Почему бы не оставлять в аспирантуру только тех, у кого есть хотя бы видимые способности к этому? почему бы четко не прописать в законе, что для поступления в аспирантуру необходимо наличие диплома с не менее 50% отличных оценок. А то получается, девушки заканчивают с красными дипломами, а берут парней, которые на тройки с трудом учились.

    +4
  • Катаева Анна, 11 января, 19:01

    Статья 119 Аспирантура ( адъюнктура) предложения.

    Проект федерального закона " Об образовании в Российской Федерации " определяют аспирантуру и докторантуру как институты системы образования точно также как и в действующем Законе Российской Федерации " Об образовании" и Федеральном законе " О высшем и послевузовском профессиональном образовании". В результате такого подхода акцент в подготовке научных кадров высшей квалификации сделан не на научной ( исследовательской ) деятельности, а на образовательном процессе( то есть передаче уже имеющихся знаний), причем в рамках данной модели даже обучение аспирантов отличается невозможностью изучения всех учебных дисциплин, обеспечивающих общий высокий уровень образования аспирантов, достаточный для проведения научных исследований. В этой связи следует поставить законодательный акцент на научной( исследовательской) деятельности аспирантов. Учитывая, то что именно в магистратуре должно проводится освоение тех образовательных программ, которые сейчас осваиваются в первый год аспирантуры, необходимо разделить магистратуру на два уровня.1.- практический уровень ( непосредственно магистратура), 2.- академический уровень( академическая магистратура). Лица, обучающиеся в магистратуре и не планирующие заниматься научной деятельностью, изучают прежде всего прикладные дисциплины.Они учатся 2 года и получают диплом магистра. Те обучающиеся, которые планируют заниматься научной деятельностью в аспирантуре, после двухлетнего обучения в магистратуре продолжают обучение в академической магистратуре и в последний (третий год) обучения изучают учебные дисциплины, в настоящее время входящие в состав образовательных программ послевузовского профессионального образования. Сдача экзаменов в аспирантуру должна рассматриваться как сдача кандидатских экзаменов, в связи с чем, после зачисления в аспирантуру, аспирант будет заниматься исключительно научно-исследовательской работой.Реализация предложенных изменений системы подготовки научных кадров высшей квалификации потребует внесения изменений в проект федерального закона " Об образовании в Российской Федерации", а именно необходимо исключить из законопроекта положения о подготовке научных кадров (аспирантура, докторантура) как о составной части высшего образования и об образовательном уровне.

    +2
  • Маслов, 29 декабря, 14:00

    Следует подробнее раскрыть функции ассистентуры-стажировки как последипломного образования в области искусства в сфере подготовки педагогических кадров для высших учебных заведений. Необходимо, также как и в аспирантуре, ввести сдачу кандидатского минимума ассистентами-стажерами. Срок обучения должен быть 3 года.

    +3
  • Семён, 28 декабря, 17:18

    Важно не забывать, что аспирант это уже дипломированный специалист или магистр, который выбрал путь дальнейшего повышения своей квалификации. Аспирантам-очникам запрещено официально заниматься трудовой деятельностью вне ВУЗа. При этом уровень материального обеспечения аспирантов мягко скажем низок и все прекрасно понимают, что основное бремя содержания аспиранта ложится на его родителей. Хотя наука, насколько я понимаю, нужна в первую очередь именно государству. В сложившихся условиях многие аспиранты вынуждены работать, пусть и не официально, что безусловно негативно влияет на качество научных исследований из-за отвлечения значительного времени на неофициальную работу. Поэтому предлагаю в целях формирования условий поступательного развития отечественной науки подумать над созданием приемлемы условий обучения молодых ученых либо разрешить им официально работать вне ВУЗа для самостоятельного создания нормальных условий жизни.

    +10
  • Лапин, 23 декабря, 02:10

    Я думаю, что в законе нужно установить статус аспиранта. Кто он? Студент? Наемный рабочий? И то и другое? Установление данного статуса необходимо для решения вопроса о размере стипендии/заработной платы. Аспирант должен иметь статус наемного рабочего просто по факту зачисления с гарантированным минимальным размером оплаты труда, а не убогой стипендии, на весь период обучения в аспирантуре. При этом, зачисление в аспирантуру должно осуществляться по количеству вакантных мест в соответствии с объемом гранта, на который осуществляется прием. Если у факультета/университета нет денег, то нечего и набирать в аспирантуру, дабы не мучить ни аспиранта, ни его руководителей.

    +11
  • ogorom, 18 декабря, 07:05

    К комментарию N. Vladimirov, 8 декабря, 19:03

    Кандидатские экзамены, кроме экзамена по специальности, давно превратились в формальность. Поэтому английский - вести отдельным курсом, без привязки к кандидатским экзаменам,

    философию - убрать (это рудимент курса марксизма-ленинизма с советских времен)

    экзамен по специальности - оставить.

    Философия и история наук являются неотъемлемой составляющей при подготовке теоретической и методологической основы диссертационного исследования, поэтому сдача данного экзамена является первичной формой подготовки к к написанию полноценной диссертации. Что касается английского языка, так его современный исследователь также должен знать или хотя бы стремиться познать.

    В свою очередь, следует добавить понятие "соискательство" при обучении в аспирантуре, которое полностью отсутствует. Так же следует прописать формы поддержки аспирантов, обучающихся по заочной форме обучения. Желательно рассмотреть и вариант помощи аспирантам и соискателям в публикации статей в издательствах ВАК (Высшей Аттестационной Комиссии) со стороны тех учебных заведений, в которых они закреплены в качестве таковых.

    +8
  • Иван Николаевич, 13 декабря, 14:47

    Пояснение к своему предложению по п.3 и 4 ст.119

    Поскольку аспирантура готовит научно-педагогические кадры для преподавания в частности в ВУЗах, то кажется странным почему аспиранты педагогические дисциплины не изучают.

    +3
  • Иван Николаевич, 13 декабря, 14:41

    Статью 119 Дополнить П. 6.

    "6. Дата защиты диссертаций лиц, окончивших обучение в аспирантуре (адъюнктуре), которые выполнили своевременно и в полном объеме обязанности аспиранта (адъюнкта), назначается не позднее трех месяцев со дня предоставления диссертации и всех сопутствующих документов ученому секретарю совета по защите докторских и кандидатских диссертаций. Перечень документов, предоставляемых для защиты диссертации, определяется федеральным органом исполнительной власти и является исчерпывающим. В случае отсутствия в организации, в которой была подготовлена диссертация, действующего совета по защите докторских и кандидатских диссертаций, выпускники аспирантуры (адъюнктуры), которые выполнили своевременно и в полном объеме обязанности аспиранта (адъюнкта) и предоставили диссертацию на кафедру (научный совет, отдел,

    лабораторию, сектор) для получения соответствующего заключения, получают в месячный срок со дня представления диссертации, направление на защиту в другую организацию, где имеется действующий совет по защите докторских и кандидатских диссертаций по той специальности, по которой выполнена диссертация.

    Все расходы на проезд, проживание и питание выпускника аспирантуры (адъюнктуры) и рецензентов (рецензента), связанные с защитой компенсируются в полном объеме за счет средств организации, выдавшей направление на защиту. Порядок и сроки выплаты компенсации означенных расходов определяется федеральным органом исполнительной власти. Организация, в которой осуществляется защита, обязана забронировать за иногородними выпускником аспирантуры (адъюнктуры) и рецензентами (рецензентом) места в общежитии на период защиты. Совет по защите докторских и кандидатских диссертаций обязан назначить дату защиты не позднее трех месяцев со дня представления текста диссертации и всех сопутствующих документов, которые могут быть представлены по электронной почте. Автореферат и (или) текст диссертации рассылаются Советом по защите докторских и кандидатских диссертаций по электронной почте ведущим научным и образовательным организациям не позднее чем за две недели до предполагаемой даты защиты".

    +7
  • Подольский Ярослав, 10 декабря, 15:51

    Уже из данной статьи следует факт, что магистратура предназначена для одного списка специальностей, а специалитет для другого(что правильно), поэтому предлагаю выделять равные бюджетные места для магистров и специалистов

    +1
  • Третьяков Юрий, 10 декабря, 13:06

    Изложить часть 4 статьи 119 так:

    "Аспирант (адъюнкт) за время обучения в аспирантуре (адъюнктуре) обязан:

    сдать кандидатский экзамен по специальности;

    завершить работу над диссертацией и представить ее на кафедру для получения соответствующего заключения."

    +3
  • N. Vladimirov, 8 декабря, 19:16

    Аккредитованный университет (научный институт) должен иметь право самостоятельно определять вступительные испытания, без оглядки на "федеральные органы".

    +5
  • N. Vladimirov, 8 декабря, 19:03

    Кандидатские экзамены, кроме экзамена по специальности, давно превратились в формальность. Поэтому

    английский - вести отдельным курсом, без привязки к кандидатским экзаменам,

    философию - убрать (это рудимент курса марксизма-ленинизма с советских времен)

    экзамен по специальности - оставить.

    +8
  • N. Vladimirov, 8 декабря, 18:55

    (добавить) "Аспирант обязан

    опубликовать основные результаты своей работы в международно признанных журналах (минимум 2 статьи где он является первым автором),

    выступить как минимум на 2 международных конференциях. "

    Список таковых журналов нужно разработать отдельно, и поместить его в открытом доступе на сайте РАН или Мин.Образования.

    +5
  • kmw, 8 декабря, 12:00

    Вероятно, в Законе следует отразить участие РФ в Болонском процессе и более четко прописать систему степеней и званий, пойдя по пути введения одной степени, увеличение срока обучения до 4 лет, обязательное преподавание, реальные научные семинары докторантов, реальное изучение иностранного языка, отказ от системы "тысяч" и т.д.

    +1
  • Jek, 7 декабря, 13:23

    Прописать в законе, что каждый аспирант за время прохождения обучения в аспирантуре должен читать лекции студентам (указать минимальное количество часов педагогической нагрузки для аспирантов).

    Обучение в аспирантуре засчитывать за трудовой стаж.

    +28
  • Иван Николаевич, 6 декабря, 15:14

    К статье 119. Ч.3 изложить в следующей редакции:

    "Обучение в аспирантуре (адъюнктуре) осуществляется по индивидуальным планам аспирантов (адъюнктов) и темам диссертаций, утверждаемым руководителями (учеными (научно-техническими) советами) образовательных организаций высшего образования, по представлению кафедр (отделов, секторов, лабораторий). Выполнение аспирантом (адъюнктом) утвержденного индивидуального плана контролирует научный руководитель, который назначается из числа докторов наук или профессоров каждому аспиранту (адъюнкту) одновременно с его зачислением в аспирантуру (адъюнктуру). В образовательных учреждениях высшего профессионального образования научным руководителем может быть назначен преподаватель, имеющий квалификацию (академическую степень) "Преподаватель высшей школы" и стаж научно-педагогической работы не менее 10 лет".

    К статье 119. Ч. 4 изложить в следующей редакции:

    "Аспирант (адъюнкт) за время обучения в аспирантуре (адъюнктуре) обязан:

    полностью выполнить индивидуальный план;

    сдать кандидатские экзамены;

    завершить работу над диссертацией и представить ее на кафедру (научный совет, отдел,

    лабораторию, сектор) для получения соответствующего заключения.

    завершить обучение по образовательно-профессиональной программе преподавателя высшей школы общей трудоемкостью не менее 30 зачетных единиц. Указанная программа должна включать в себя комплексную психолого - педагогическая, социально - экономическая и информационно - технологическая подготовка к педагогической деятельности в высшем учебном заведении на основе основной программы высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания указанной программы утверждаются Правительством Российской Федерации и подлежат пересмотру не реже, чем каждые 10 лет".

    +1
Цитировать