Законопроект 2011

Общественное обсуждение законопроектов

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Оглавление

Статья 127. Организация получения образования гражданами, проявившими выдающиеся способности. Олимпиады.

Замечания и предложения к статье 127 (18)

1. Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, посредством создания и финансового обеспечения функционирования системы поиска, выявления, поддержки и сопровождения таких граждан в течение всего периода становления личности.
2. Под гражданами, проявившими выдающиеся способности, в целях настоящего Федерального закона признаются обучающиеся, которые продемонстрировали высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в учебной и научно-исследовательской деятельности, техническом и художественном творчестве, а также в искусстве и спорте.
3. Гражданам, проявившим выдающие способности и обучающимся в образовательных организациях, предоставляются специальные государственные стипендии, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Специальные стипендии для граждан, проявивших выдающиеся способности в области науки, искусства и спорта, технического и профессионального творчества, также могут быть установлены уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в порядке, установленном этими органами.
4. Для граждан, проявивших выдающиеся способности, могут создаваться общеобразовательные учреждения, реализующие основные общеобразовательные программы основного общего и среднего общего образования на повышенном уровне.
Особенности функционирования и организации образовательного процесса в таких общеобразовательных организациях, включая порядок их комплектования обучающимися, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Порядок комплектования общеобразовательных организаций для граждан, проявивших выдающиеся способности в той или иной сфере, обучающимися и критерии отбора таких граждан разрабатываются учредителями таких общеобразовательных организаций при участии действующих в системе образования государственно-общественных объединений.
5. Образовательные организации создают условия гражданам, проявившим выдающиеся способности, для формирования индивидуального учебного плана, отвечающего интересам и творческим возможностям таких граждан, развивающих их интеллектуальные, творческие и прикладные способности.
Индивидуальные учебные планы граждан, проявивших выдающиеся способности, должны предусматривать реализацию различных видов учебной и внеучебной деятельности, включая возможность освоения интересующих сфере деятельности на профильном уровне, осуществления научно-исследовательских проектов.
Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора общеобразовательной организации.
6. В целях поиска и выявления граждан, проявивших выдающиеся способности, организуются и проводятся олимпиады и иные интеллектуальные и (или) творческие конкурсы (далее – олимпиады), под которыми понимаются соревнования обучающихся, направленные на выявление и развитие у них интеллектуальных и творческих способностей, интереса к научной, творческой деятельности, пропаганду научных знаний и творческих достижений.
Обучающиеся принимают участие в олимпиадах на добровольной основе. Взимание платы за участие в олимпиадах, победителям и призерам которым могут предоставляться преимущества при приеме в образовательные организации высшего образования, не допускается.
Олимпиады могут проводиться органами государственной власти Российской Федерации и (или) субъектов Российской Федерации, аккредитованными образовательными организациями высшего образования, научными организациями и иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования.
Олимпиады проводятся по общеобразовательным предметам и комплексам общеобразовательных предметов, отраслевым научным дисциплинам, междисциплинарным областям научного знания, видам искусства, спорта и другим направлениям.
7. Порядок проведения всероссийской олимпиады школьников, порядок формирования сборных команд Российской Федерации для участия в международных олимпиадах утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

(0)

Замечания и предложения к статье 127 (18)

  • Школа №43 СПб, 1 февраля, 11:23

    Важно, что люди, по разным причинам оказавшиеся в трудном или ущемленном положении, смогут реализовать свое право на образование и получить основное общее, среднее общее или высшее образование, а также, по желанию пройти профессиональное обучение.

    Хотелось бы также знать как некоторые категории, например, заключенные , будут информированы о своих правах и как практически будет реализовано это право каждым желающим получить образование гражданином.

    +0
  • Необходимо добавить отдельную статью "Особенности реализации образовательных программ в области науки и техники", регламентирующую деятельность специализированных школ и образовательных центров для школьников, проявивших повышенные способности в этих областях - аналогично тому, как это прописано для спорта, искусства и т.д.

    +0
  • Дополнить: Порядок проведения детских и юношеских всероссийских и международных олимпиад по видам искусств (конкурсов по видам искусств) утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

    +1
  • Учащиеся с выдающимися способностями нужны не только и не столько гранты, сколько подходящая образовательная среда, которая может быть реализована только в специализированных учебных заведениях, с соответствующим составом преподавателей и кругом учащихся. Ибо в обычной школе учить таких учащихся некому, а уж об неблагоприятном отношении сверстников и говорить не приходится. В связи с этим предлагаю дополнить данную статью следующим пунктом.

    Для обучения учащихся, проявивших выдающиеся способности, в каждом субъекте федерации организуются специализированные школы или специализированные классы из такого расчета, чтобы в них обучалось не менее 3% учащихся. Преподавание в специализированных школах и классах ведётся по программам, разработанным школами и может выходить за рамки образовательных стандартов. Государство гарантирует обучение в специализированных школах и классах и финансирует специализированные школы и классы по повышенным нормативам как в части оплаты труда педагогических работников, так и в части материального обеспечения учебного процесса.

    Введение понятия "специализированная школа" потребует изменения ряда других статей данного законопроекта.

    Было бы очень ценно добавить отдельный пункт.

    +4
  • Помимо олимпиад, в современном образовании есть еще такой вид мероприятий, позволяющий выявлять детей с выдающимися способностями, как научные и научно-практические конференции, которые могут сопровождаться выставками творческих, научно-исследовательских работ, конструктивных и дизайнерских проектов.

    Эти мероприятия не хуже, а скорее всего, на много лучше помогают выявлять исследовательские способности детей. Поэтому предлагаю часть 6 Статьи 27 изложить в следующей редакции:

    В целях поиска и выявления граждан, проявивших выдающиеся способности, организуются и проводятся олимпиады, научно- практические конференции, интеллектуальные и творческие конкурсы, выставки, под которыми понимаются организационные мероприятия, направленные на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, интереса к научной, творческой деятельности, пропаганду научных знаний и творческих достижений.

    Творческие конкурсы и олимпиады проводятся по общеобразовательным предметам и комплексам общеобразовательных предметов, отраслевым научным дисциплинам, междисциплинарным областям научного знания, видам искусства, спорта и другим направлениям

    Творческие конкурсы и олимпиады проводятся органами государственной власти Российской Федерации и (или) субъектов Российской Федерации, а также аккредитованными образовательными организациями высшего образования, научными организациями и иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования, выигравшими гранты на их проведение. При этом, муниципальные, региональные, а так же окружные подобные мероприятия являются отборочными этапами федеральных конкурсов и олимпиад.

    В целях поиска наиболее одаренных и подходящих для них абитуриентов, образовательные учреждения, в пределах, предусмотренных настоящим Законом и Уставом учреждения, могут проводить свои творческие конкурсы и олимпиады, организационно не связанные с федеральной системой таких мероприятий.

    Творческие конкурсы и олимпиады, дающие преимущественное право на поступление в высшие учебные заведения, проводятся только органами государственной власти Российской Федерации или уполномоченные ими образовательными учреждениями, выигравшие гранты на их проведение.

    Все конкурс и олимпиады проводятся за счет средств, предусмотренных в бюджетах их организаторов. Не допускается отнесение этих расходов на участников или бюджеты образовательных учреждений-участников. Проезд, проживание, транспортные и командировочные расходы участников и представителей образовательных учреждений на промежуточные и финальные этапы федеральных конкурсов и олимпиад оплачиваются учредителями этих учреждений за счет средств, специально предусмотренных в их бюджетах. Отнесение этих расходов на бюджет образовательного учреждения-участника не допускается.

    +4
  • Антон, 29 января, 18:15

    "Образовательные организации создают условия гражданам, проявившим выдающиеся способности, для формирования индивидуального учебного плана, отвечающего интересам и творческим возможностям таких граждан, развивающих их интеллектуальные, творческие и прикладные способности."

    Предлагаю изменить с "создают условия" на "обязаны создать условия".

    Однако, считаю, что более целесообразным будет предоставить возможность каждому обучающемуся создавать индивидуальный план обучения в рамках выбранной им специальности. Современные программы обучения в ВУЗах очень негибкие, обязывают обучаться в течение семестра по утвержденному плану всех студентов факультета независимо от их способностей и планов. Думаю, эта мера сделает обучение более демократичным.

    Люди, проявившие выдающиеся способности (как правило олимпиадники международного и всероссийского уровня) редко испытывают рвение к освоению традиционных вузовских программ при начале обучения. Первые курсы обучения в вузе для многих из них - уже пройденный этап. Однако весьма консервативные учебные планы не позволяют им развиваться дальше на данном этапе.

    Некоторые предметы требуют для успешного освоения глубоких знаний, полученных на основе изучения предыдущих предметов. Но перед началом их изучения может пройти 2 - 3 года, по объективным психологическим критериям человек уже не будет владеть всеми нужными знаниями и навыками - многое просто забудется. Однако, студент вряд ли сможет изменить программу и изучать предметы параллельно или один сразу вслед за другим. Ему будет препятствовать жестко расписанный по семестрам учебный план.

    Я повторю еще раз свой тезис. Считаю, что возможность формирования индивидуального учебного плана должна быть у каждого, а у талантливых людей должна быть возможность углублять свои знания и заниматься наукой, при необходимости научная деятельность для них должна иметь приоритет над учебной.

    +2
  • kotami, 29 января, 14:18

    Должность тьютора на сегодняшний день не ясна ни педагогам, ни родителям. То есть пока кроме красивых слов предложений, как реализовать на практике в существующих условиях тьюторство, не понятно. Кто ее займет, как будет работать и чем заниматься, какую заработную плату буде получать и чем это грозит родителям, классным руководителям, директорам и, главное, самим школьникам? Вопросов больше, чем ответов. Причем непонятно, зачем тьютор нужен в современной школе. Разве сопровождать и поддерживать реализацию индивидуальных учебных планов не сможет классный руководитель или профильный педагог, который видит, что у ребенка есть интерес к его предмету и есть способности. На сегодняшний день так и происходит. Так что идея тьюторства вызывает много вопросов, а ее уже вводят в новый закон "Об образовании".

    +7
  • Союз ДПО, 25 января, 17:53

    В абзацах 1 и 2 ч. 5 ст. 127 после слов "учреждений высшего" дополнить словами "и дополнительного профессионального"

    +7
  • Во 2-ом абзаце какое-то несогласование, по-видимому, из-за пропущенных предлогов:

    возможность освоения интересующих сфере деятельности на профильном уровне

    +2
  • Светлана, 22 января, 11:12

    3. К ст. 127, ч. 5. Законный представитель ученика в школе — это его родитель. Тьютор – совершенно лишний человек в образовательном процессе. Тьютор – опекун, наставник. Ребенку, у которого есть родители (законные представители), опекун не нужен. Введение этой должности создает опасность негативного психологического воздействия в силу того, что предусматривает тесный психологический контакт, что может испортить отношения в семье, настроить ребенка против родителей. Не исключены злоупотребления должностным положением исходя из своих или чьих-либо корыстных целей, т.к. судя по всему тьютор влияет на весь учебный план. А ведь ч.1, ст. 38 Конституции РФ гласит: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства» Приоритетами в образовательном процессе являются самоопределение и реализация потенциала обучающегося, способность самостоятельно оценивать обстановку и принимать решения, а не слушать советы чужого дяди. Даже на случай затруднений в принятии решений – существует поддержка и помощь родителей и психологов, которые помогут разобраться в своих потребностях, способностях и желаниях. В конце концов содействия в определении индивидуальной программы существуют классные руководители, завучи, которые наверняка лучше знают о незаурядных способностях обучающегося.

    +4
  • Добавить п. 8:

    "8. Размещение заказа на оказание услуг, связанных с направлением участников олимпиад и их сопровождающих к местам проведения олимпиад и обратно, осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)".

    Комментарий: при направлении команд участников краевого (областного) уровня к заключительному этапу всероссийской олимпиады школьников авиационным транспортом с учетом поздних сроков доведения мест и времени проведения заключительных этапов по предметам возникают проблемы с организацией размещения заказов методом аукциона на приобретение авиабилетов.

    П.26 ч.2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ при направлении органом управления образованием сопровождающим не своего работника, а например, учителя соответствующего предмета или методиста, не работает. Приходится изобретать изощренные схемы для отправки школьников и сопровождающих авиационным транспортом.

    +1
  • Юрий Крам, 10 декабря, 09:22

    Предлагаю добавить также:

    "Под гражданами, проявившими выдающиеся способности, также признаются обучающиеся, которые продемонстрировали качественно высокий уровень участия в общественной деятельности образовательных учреждений и органах самоуправления учащихся"

    В будущем это, возможно, поможет улучшить качество бюрократии в РФ.

    +2
  • рыбак, 5 декабря, 18:24

    В законе должен быть точно очерчен круг организаций, имеющих право организовывать олимпиады, дающие право на поступление, и другие льготы. Сейчас идет безумная гонка за результатами, масса организаций непонятного статуса рассылает по школам предложения участвовать в различных конкурсах и олимпиадах, разумеется за плату.

    +4
  • Александр, 4 декабря, 10:53

    Организаторов олимпиады, влияющих на поступлению в ВУЗы, должен выбирать союз ректоров соответствующих регионов для региональных олимпиад и союз ректоров России для федеральной олимпиады по предмету.

    +7
  • TAK, 3 декабря, 10:43

    Ничего не сказано про то, что можно получить образование по международным образовательным программам, например, "Диплом Международного Бакалавриата". Если уж страна интегрируется в международное образовательное пространство, то такие программы позволят продемонстировать качество нашего образования. На этом страна не только имидж заработает, но и деньги.

    +0
  • TAK, 3 декабря, 10:40

    В первой части статьи 127 следует прописать в законе не "оказывает содействие", а создает в каждом регионе учреждения обеспечивающие подготовку способных и одаренных учащихся. Закон должен точно определить статус таких учреждений, правила принципы приема в них, их статус и принципы финансирования.

    +5
  • Предлагаю заменить "оказывает содействие" на "берет на себя обязанность"

    Государство берет на себя обязанность получения образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, посредством создания и финансового обеспечения функционирования системы поиска, выявления, поддержки и сопровождения таких граждан в течение всего периода становления личности.

    +1
  • Gennady, 1 декабря, 14:19

    Прошу добавить Ст. 127:

    Победители олимпиад приравниваются по социальному статусу к призёрам спортивных чемпионатов, включая пенсионные льготы. Пользуются льготами при устройстве на работу.

    +2
Цитировать