Законопроект 2011

Общественное обсуждение законопроектов

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Оглавление

Статья 131. Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского и фармацевтического образования

Замечания и предложения к статье 131 (48)

1. Подготовка медицинских и фармацевтических работников осуществляется в рамках реализации следующих профессиональных образовательных программ медицинского и фармацевтического образования:
1) основные образовательные программы среднего профессионального образования;
2) основные образовательные программы высшего образования подготовки специалистов, подготовки научно-педагогических кадров (аспирантура) и специализированные последипломные программы (ординатура);
3) дополнительные профессиональные программы.
2. Обучение по основным профессиональным образовательным программам высшего медицинского образования, за исключением подготовки научно-педагогических кадров, осуществляется в очной или очно-заочной формах обучения.
Обучение по основным профессиональным образовательным программам высшего фармацевтического образования, за исключением подготовки научно-педагогических кадров, осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения.
3. Получение профессионального медицинского или фармацевтического образования включает в себя обязательную практическую подготовку обучающихся в оказании медицинской помощи гражданам и осуществлении фармацевтической деятельности в соответствии с профессиональными образовательными программами медицинского и фармацевтического образования под контролем педагогических работников образовательных и научных организаций.
Участие обучающихся в оказании медицинской помощи гражданам и осуществлении фармацевтической деятельности осуществляется под контролем сотрудников образовательных и научных организаций, несущих ответственность за практическую подготовку и состоящих в трудовых отношениях с организациями, на базе которых осуществляется практическая подготовка.
Образовательные и научные организации вправе осуществляться образовательную деятельность по реализации профессиональных образовательных программ медицинского и фармацевтического образования при наличии у них договора с лечебно-профилактическими, научными, аптечными организациями, санитарно-профилактическими учреждениями, учреждениями судебно-медицинской экспертизы вне зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности, предметом которого является совместная деятельность по практической подготовке медицинских и фармацевтических работников.
Договор о совместной деятельности должен содержать положения, определяющие условия и порядок использования имущества сторон договора, необходимого для организации практической подготовки, допуска обучающихся и педагогических работников образовательных и научных организаций к медицинской и фармацевтической деятельности, в том числе порядок их допуска к оказанию медицинской помощи гражданам, участия работников лечебно-профилактических, научных, аптечных организаций, санитарно-профилактических учреждений, учреждений судебно-медицинской экспертизы в образовательном процессе.
Порядок организации практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского и фармацевтического образования определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
4. Подготовка по программам ординатуры обеспечивает приобретение специалистом необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений и навыков, а также квалификации, позволяющей занимать должности медицинских и фармацевтических работников.
Продолжительность обучения в ординатуре может составлять от двух до пяти лет.
Обучение по программам ординатуры осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Учебные планы и программы подготовки ординаторов самостоятельно разрабатываются образовательными и научными организациями в соответствии с федеральными государственными требованиями и включают в себя обязательный перечень практических навыков и умений.
Порядок приема граждан на обучение в ординатуру, а также положение об ординатуре устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Лицу, освоившему в полном объеме программу ординатуры и прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдается диплом о соответствующей квалификации.
5. К педагогической деятельности по реализации профессиональных образовательных программ медицинского и фармацевтического образования допускаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, работники лечебно-профилактических, научных, фармацевтических, аптечных организаций, санитарно-профилактических учреждений, органов санитарно-эпидемиологического надзора, учреждений судебно-медицинской экспертизы, предприятий по производству медицинских препаратов и медицинской техники, имеющие высшее медицинское или высшее фармацевтическое образование, прошедшие подготовку в ординатуре.

(0)

Замечания и предложения к статье 131 (48)

  • медсестра, 1 февраля, 09:05

    Необходимо добавить подготовку бакалавров и магистров для специальности "Сестринское дело".

    +3
  • медсестра, 1 февраля, 09:00

    Целесообразно предусмотреть получение высшего образования по специальности сестринское дело в заочной форме для медицинских сестер уже имеющих среднее профессиональное и соответствующие практические навыки.

    +3
  • Дружинин Г.Г., 1 февраля, 04:30

    Предлагаю уточнить формулировки.

    2. Обучение по КЛИНИЧЕСКОЙ ЧАСТИ программ высшего медицинского образования, за исключением подготовки научно-педагогических кадров, осуществляется в очной или очно-заочной формах обучения.

    +0
  • сергеенко софья, 31 января, 21:33

    учитывая планируемое увеличение соотношения количества врачей:медсестер как 1:4, просто необходимы медицинские сестры с повышенным уровнем образования.

    +1
  • Kolesnikovpq, 31 января, 20:17

    Включить : Обучение по основным профессиональным образовательным программам высшего медицинского и ветеринарного образования, за исключением подготовки научно-педагогических кадров, осуществляется в очной или очно-заочной формах обучения.

    +0
  • михаил, 31 января, 19:51

    прошедшие подготовку в ординатуре, аспирантуре или имеющие ученую степень.

    +0
  • Шинкаренко Александр, 30 января, 14:40

    К главе 17, статье 131, части 4

    включить "Положение и порядок подготовки по программам ординатуры специалистов ветеринарной медицины определяется федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования."

    +5
  • Шинкаренко Александр, 30 января, 07:12

    включить "Положение и порядок подготовки по программам ординатуры специалистов ветеринарной медицины определяется федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования."

    +12
  • DTB, 29 января, 11:37

    ст. 131

    необходимо согласовать с миннистерством здравоохранения и социального развития исправления в номенклатуре специальностей для мед работников, так как в проекте ФЗ "Об образовании" не выделяется интернатура (что поддерживается большим количеством студентов). Следует закрепить в новом ФЗ и в номенклатуре специальностей положения о том, что после окончания медицинского института или университета специалист поступает в ординатуру по определенной(выбранной им) специальности, при этом специалист не должен первоначально обучаться в "некой" общей ординатуре. Т.Е. схема (на примере хирургического профиля) такова: институт/университет далее (к примеру) поступление сразу же в ординатуру по нейрохирургии. БЕЗ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ ОБЩЕЙ ПРОФИЛИЗАЦИИ.

    +0
  • Шинкаренко Александр, 29 января, 02:22

    Включить в ч.1 статьи 131 подготовку работников ветеринарной медицины

    В ч.4. включить " Положение и порядок подготовки по программам ординатуры специалистов ветеринарной медицины определяется федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования."

    +13
  • Ридэль Анна, 28 января, 22:27

    Считаю, необходимым включить в эту часть заочную форму обучения для работающих медицинских сестер и старших медицинских сестер. Предоставив им, тем самым, возможность получения высшего медицинского образования по специальности "Сестринское дело". Данное образование, несомненно, повысит качество ее работы, как администратора, со средним и младшим медицинским персоналом, следствием чего будет являться повышение качества оказания медицинских услуг населению.

    +7
  • Дикусаров Вячеслав, 28 января, 11:24

    К Гл. 17, статье 131

    Название статьи в следующей редакции -"Особенности реализации профессиональных образовательных программ в области медицины, фармацевтики и ветеринарной медицины". Включить в п.1 статьи 131 подготовку работников ветеринарной медицины. К остальным пунктам по смыслу так же добавить понятие ветеринарной медицины.

    +10
  • И.Аванесов, 27 января, 22:26

    В ч.1 ст131, гл 17 необходимо дополнить образовательными программами начального профессионального образования. Это первое.

    Второе. Можно предположить, что разработчики забыли о двухуровневой подготовке -бакалавриат и магистратура для медицинских сестер. Необходимо это поправить и внести эти дополнения, учитывая, что я не единственный, кто об этом написал. Сестрам, сестричкам, сестрам милосердия необходимо дать возможность дальнейшего обучения.

    +7
  • МЕЛ, 27 января, 16:13

    1. В ч.1 статьи 131 расшифровку специализированных последипломных программ дополнить интернатурой (данный термин помимо всего прочего более распространен в зарубежной практике, что повышает академическую мобильность обучающихся).

    2. В ч.2 данной статьи в обязательном порядке обозначить возможность заочной формы обучения только для лиц со средним специальным профессиональным образованием, а также для специалистов с высшим фармацевтическим образованием при обучении в интернатуре.

    3. В ч.3 исключить требования заключения договоров, т.к. при выдаче лицензии на образовательную деятельность учебное заведение должно обеспечить необходимые условия для отработки практических навыков. Отказ коммерческих предприятий заключать договора - не повод для отказа от обучения.

    4. ч.4 статьи 131 дополнить интернатурой в течение года - это вполне достаточно для лиц с фармацевтическим образованием.

    5. Дополнить статью пунктом об обязательном непрерывном профессиональном развитии медицинских и фармацевтических кадров посредством системы накопительных кредитов в течение 5-летнего цикла.

    6. В ч.5 явно не хватает слова "ТАКЖЕ допускаются..".

    +0
  • VGMHA, 27 января, 14:23

    Считаем необходимым внести изменения в статью 131, включив в название и текст статьи термин «Ветеринарная медицина», подчеркивая особенности профессиональной подготовки как медицинского, так и ветеринарного врача.

    +0
  • Мусиенко, 27 января, 11:55

    В названии статьи 131 внести дополнение - ветеринарной медицины.

    Ветеринарный врач выполняет практически туже работу, что и медицинский врач, поэтому мы просим внести в статью 131 глава 17 - ветеринарной медицины.

    +2
  • Elena, 27 января, 07:44

    В ч.1 статьи 131 считаю целесообразным включить подготовкой бакалавров и магистров, т.к. высшее медицинское образование по специальности "сестринское дело" во всем мире двухуровневое, и Россия также подписала Болонскую конвенцию.

    В ч.2 ст.131 абзац 1 считаю необходимым добавить дополнение " по заочной форме для лиц со средним медицинским образованием по специальности "сестринское дело".

    абзац. 2 части 2 статьи 131 в предлагаемом варианте -это лоббизм, граничащий с абсурдом - заочная форма обучения только для специалистов со средним фармацевтическим образованием.

    добавить "основные образовательные программы начального профессионального образования"

    Куда делась "младшая медицинская сестра по уходу за больными" ?

    +1
  • Войтов Алексей, 26 января, 23:00

    гл.17, ст.131, ч.2.

    Первый абзац этой части целесообразно дополнить и заочной формой обучения (для высшего сестринского образования).

    +9
  • Войтов Алексей, 26 января, 22:48

    гл.17, ст.131, ч.1

    Необходимо включить в п.2 подготовку бакалавров и магистров.

    +6
  • Необходимо дополнить основными образовательными программами высшего образования подготовки бакалавров и магистров (речь идет о подготовке сестринских кадров с высшим образованием). Это единственный способ повысить образование для работающих в разных регионах субъектов РФ медицинских сестёр.

    +9
  • VSO, 25 января, 19:57

    Нам хотелось бы добавить в 1-й абзац ч.2, ст.131, гл.17 подготовку в заочной форме обучения. Для медицинских сестер, имеющих опыт работы в практическом здравоохранении, эта форма обучения вполне приемлема на факультетах ВСО. Этой формой подготовки сохраняются сестринские кадры в здравоохранении.

    +16
  • VSO, 25 января, 19:35

    Предлагаю в пункт2 части 1, статьи 131, гл 17 обязательно добавить подготовку бакалавров и магистров.

    +4
  • ЛапикС.В., 25 января, 17:24

    Мое замечание по поводу отсутствия программы начального профессионального образования и младшей медицинской сестры относится к части 1 статьи 131, а не к 5

    +4
  • ЛапикС.В., 25 января, 10:05

    добавить "основные образовательные программы начального профессионального образования"

    Куда делась "младшая медицинская сестра по уходу за больными" ?

    +8
  • ЛапикС.В., 25 января, 10:03

    Логично часть 5 статьи 131 дополнить "в ординатуре и/или аспирантуре", а еще лучше сократить статью "К педагогической деятельности по реализации профессиональных образовательных программ медицинского и фармацевтического образования допускаются лица в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения"

    +6
  • ЛапикС.В., 25 января, 09:53

    ч.2 ст.131 абзац 1 следует дополнить " по заочной форме для лиц со средним медицинским образованием по специальности "сестринское дело"

    абзац. 2 части 2 статьи 131 в предлагаемом варианте -это лоббизм, граничащий с абсурдом - заочная форма обучения только для специалистов со средним фармацевтическим образованием.

    +14
  • ЛапикС.В., 25 января, 09:43

    ч.1 статьи 131 необходимо дополнить подготовкой бакалавров и магистров, т.к. высшее медицинское образование по специальности "сестринское дело" во всем мире двухуровневое, и Россия также подписала Болонскую конвенцию.

    +17
  • Алла, 24 января, 23:50

    Дополнения к Гл.17, статья 131, часть 1, пункт 2

    основные образовательные программы высшего образования подготовки специалистов и бакалавров, подготовки научно-педагогических кадров (аспирантура, магистратура) и специализированные последипломные программы (ординатура).

    Этот пункт дополнен бакалавриатом и магистратурой (имеется ввиду бакалавриат по сестринскому делу и магистратура по общественному здоровью и, конечно, необходима магистратура для сестринского дела).

    +13
  • Ирина, 24 января, 23:36

    К ч.1 п.2

    основные образовательные программы высшего образования подготовки специалистов и бакалавров, подготовки научно-педагогических кадров (аспирантура, магистратура) и специализированные последипломные программы (ординатура).

    +10
  • Булых, 24 января, 15:59

    Хотелось бы обратить внимание на то, что в данном проекте нет ни слова о высшем сестринском образовании.

    +4
  • Сабирьянов, 24 января, 05:01

    К главе 17, статье 131, части 1

    В ст.131 ч.1 необходимо добавить подготовку в том числе и бакалавров

    +10
  • мария, 23 января, 19:41

    Конечно, предоставить возможность получения высшего сестринского образования и в заочной форме необходимо, но на базе среднего профессионального медицинского образования. А выпускники средних школ могут получать это образование только в очной форме обучения. Замечание и по заочной форме подготовки провизоров. Только после соответствующего среднего фармацевтического образования.

    +20
  • мария, 23 января, 19:26

    Гл.17, ст.131, ч.1, пункт 1

    необходимо добавить подготовку не только специалистов, но и бакалавров (пример, сестринское дело, о чем уже написано) и магистров. На сайте Минобрнауки в 2010 году был вывешен на обсуждение ФГОС подготовки магистров общественного здоровья, основным разработчиком которого является Санкт-Петербургский университет. Для бакалавров сестринского дела необходимо также предусмотреть уровень подготовки "магистратура".

    +21
  • ninel, 23 января, 14:29

    Считаю, что ч.2 должна быть дополнена возможностью получения высшего сестринского образования в заочной форме обучения на базе среднего профессионального образования.

    +21
  • В ст.131 ч.1 также необходимо предусмотреть подготовку бакалавров.

    +11
  • Павлов Юрий, 21 января, 18:01

    Пункт 2 части 1 статьи 131 должны быть дополнены «подготовкой бакалавров и магистров» (в проекте упомянуты только специалисты), поскольку Приказом Минобрнауки России от 12 августа 2010 г. N 856 уже утверждено направление подготовки бакалавриата «сестринское дело».

    +23
  • Новиков, 21 января, 14:37

    Из п.5 статьи следует, что такие предметы как философия и физика тоже должны преподавать специалисты с медицинским и фармацевтическим образованием.

    Кроме того, все ныне работающие преподаватели должны быть обучены в ординатуре уже сегодня. Это не реально. Тем более, что в фармации ординатуры не было. На наш взгляд уместно добавить слово "аспирантура".

    Далее, существуют преподаватели с иным базовым образованием (химическое, биологическое, технологическое и т.п.), имеющие опыт работы в предметной области, степени кандидатов и докторов фармацевтических наук. Теперь они не смогут заниматься преподавательской деятельностью. А кто научит студента промышленной технологии лучше химика-технолога?

    +2
  • Sprengel, 20 января, 19:58

    Профессиональная подготовка и развитие управленческих кадров в здравоохранении касается в равной степени как врачей, так и сестринского персонала. Медицинские сестры составляют самую многочисленную категорию работников здравоохранения. Они обеспечивают работу различных служб и, безусловно, от них зависят качество и эффективность медицинской помощи.Зарубежное здравоохранение располагает богатейшим опытом по менеджменту сестринских служб и подготовке профессиональных сестер-менеджеров

    +23
  • Педагоги, 20 января, 15:12

    Менеджеров сестринского дела можно обучать и на заочной форме обучения, о чем свидетельствует многолетний опыт реализации профессионального образования.

    +3
  • Студентка, 18 января, 07:13

    Нельзя лишать медицинских сестер возможности получения заочно высшего образования. Для того, чтобы быть руководителем по специальности "Сестринское дело", медицинская сестра должна несколько лет отработать в рядовой должности для понимания процесса изнутри и с самого начального уровня. А получать высшее образование на дневном очном отделении человеку, уже, как правило, имеющему семью и стабильный доход - чаще всего просто невозможно. В связи с этим, ч.2 ст.131 должна быть дополнена возможностью обучения по профессиональным образовательным программам высшего сестринского образования в заочной форме.

    +34
  • Профессор, 11 января, 16:41

    Пункт 2 части 1 статьи 131 образовательные программы высшего образования должны быть дополнены «подготовкой бакалавров» (в проекте упомянуты только специалисты), поскольку Приказом Минобрнауки России от 12 августа 2010 г. N 856 уже утверждено направление подготовки бакалавриата «сестринское дело».

    +75
  • Профессор, 11 января, 16:37

    В течение многих лет в России успешно реализуется заочное обучение по профессиональной образовательной программе высшего образования «сестринское дело» (060109.65) на базе среднего специального образования. Следовательно, часть 2 статьи 131 должна быть дополнена возможностью обучения по профессиональным образовательным программам высшего сестринского образования в заочной форме, по крайней мере на базе среднего профессионального образования, тем более, что по этой специальности уже утвержден бакалавриат, который предполагает возможность заочного обучения. В противном случае большое число медсестер со средним образованием будут лишены возможности повышения уровня своего образования и, следовательно, карьерного роста.

    +75
  • Дмитрий Борисович, 10 января, 19:36

    Предложения:

    1. В интересах специализации врачей предусмотреть в виде основных образовательных программ интернатуру и ординатуру со сроками 1-2 года и 2-3 года соответственно, наполняя их различным содержанием. В интернатуре готовить специалистов для первичного звена здравоохранения, в ординатуре для специализированных видов деятельности.

    2. С целью создания оптимальной сети последипломной подготовки медицинских специалистов и повышения актуальности образовательных программ обеспечить возможность проведения интернатуры, ординатуры и программ дополнительного профессионального образования в организациях здравоохранения.

    3. Интеграцию деятельности организаций образования и здравоохранения в интересах практической направленности подготовки медицинских специалистов построить на основании взаимного использования материально-технической базы, методического обеспечения интернатуры и ординатуры со стороны образовательных учреждений и совместной научной деятельности.

    +4
  • Профессор, 29 декабря, 05:10

    Приказом Минобрнауки России от 12 августа 2010 г. N 856 утверждено направление подготовки бакалавриата «сестринское дело». В связи с этим в пункте 2 «образовательные программы высшего образования» должны быть дополнены подготовкой бакалавров (в проекте упомянуты только специалисты).

    +19
  • Неравнодушный, 21 декабря, 23:33

    Нельзя допускать возможность получения высшего фармацевтического образования на базе среднего общего в заочной форме. Это возможно только на основе среднего специального образования по группе специальностей здравоохранения.

    +20
  • Неравнодушный, 21 декабря, 23:27

    Считаем возможным установить срок обучения в ординатуре от 1 года до 5 лет. Необходимо определить формы обучения в интернатуре - очно, заочно, дистанционно и др. Или этот порядок будет определяться Минздравсоцразвития.

    +9
  • Неравнодушный, 21 декабря, 23:18

    В целом это очень важный пункт. Но не ясно с какими организациями заключать договоры. Например это может быть и крупная клиника и здравпункт с медсестрой. Нужно или детализировать или установить требования к базам практики.

    +3
  • Эрика Эль, 2 декабря, 20:44

    В статье используется понятие "навыки", но новый образовательный стандарт, который вступает в силу с 1 сентября 2011 года заменил понятие "навыки" на понятие - "практический опыт". И что значит обучение медицине по очно-заочной форме?

    +0
Цитировать