Законопроект 2011

Общественное обсуждение законопроектов

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Оглавление

Статья 132. Особенности реализации образовательных программ в области искусства

Замечания и предложения к статье 132 (22)

1. Художественное образование и эстетическое воспитание граждан, а также подготовка квалифицированных творческих и педагогических кадров в области искусства осуществляются посредством реализации образовательных программ в области искусства.
Реализация образовательных программ в области искусства направлена на раннее выявление одаренных детей и молодежи, профессиональное становление и развитие обучающихся, основанное на возрастных, эмоциональных, интеллектуальных и физиологических факторах.
2. В области искусства реализуются следующие образовательные программы:
основные образовательные программы среднего профессионального образования, интегрированные с основными образовательного программами основного и среднего общего образования, обеспечивающие возможность ранней профессионализации особо одаренных детей (далее - интегрированные образовательные программы в области искусства);
основные образовательные программ среднего профессионального образования (программы подготовки специалистов среднего звена), основные образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата, подготовки специалиста и магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров (аспирантура) и специализированные последипломные программы (ассистентура-стажировка);
дополнительные предпрофессиональные программы в области искусства, направленные на художественно-творческое развитие личности, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о профессии и их подготовку к поступлению в профильные образовательные организации;
3. Интегрированные образовательные программы в области искусства реализуются в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, реализующих профессиональные образовательные программы в области искусства.
Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусства реализуются в детских школах искусств, а также в профессиональных образовательных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования в области искусства.
Программы ассистентуры-стажировки реализуются в образовательных организациях высшего образования, реализующих основные образовательные программы высшего образования в области искусства.
В наименовании образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы в области искусства, может указываться его специальное название (консерватория, школа-студия, высшее училище, центральная музыкальная школа, средняя специальная музыкальная школа и т.д.).
4. Условиями приема для обучения по образовательным программам в области искусства должны быть гарантированы возможность реализации права на образование и зачисление лиц, наиболее одаренных, имеющих творческие способности, подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня и направленности, а по образовательным программам в области хореографического, циркового и эстрадного искусства – также обладающих физическими данными, необходимыми для освоения соответствующей образовательной программы.
Прием граждан в образовательную организацию на интегрированные программы в области искусства, а также дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусства, осуществляется по заявлениям их родителей (законных представителей) по результатам индивидуального отбора, проводимого в целях выявления граждан, имеющих творческие способности и физические данные, необходимые для освоения соответствующей образовательной программы, проводимым в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
В профессиональную организацию для обучения по интегрированным программам в области искусства среднего профессионального образования в области искусства в случае, если это обусловлено спецификой образовательной программы, могут приниматься граждане на базе начального общего образования.
5. При приеме в образовательную организацию для обучения по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования в области искусства образовательной организацией проводятся вступительные испытания творческой направленности в порядке, определяемом учредителем или высшим органом управления образовательной организации.
При приеме в образовательную организацию для обучения по основным профессиональным образовательным программам высшего образования в области искусства образовательной организацией проводятся дополнительные вступительные испытания творческой направленности, результаты которых учитываются наряду с результатами единого государственного экзамена при проведении конкурса.
Перечень вступительных испытаний творческой направленности при приеме на обучение по основным профессиональным образовательным программам с учетом их уровня устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющем выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере культуры.
6. Интегрированные образовательные программы в области искусства, основные образовательные программы среднего профессионального образования в области искусства реализуются в очной форме получения образования.
Подготовка в области искусства по сокращенным или ускоренным программам, а также на основе дистанционных образовательных технологий не допускается, за исключением дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусств.
7. Обучающиеся по интегрированным образовательным программам в области искусства до получения ими основного общего образования приравниваются по своему правовому положению к обучающимся общеобразовательных организаций, в период получения ими среднего общего и среднего профессионального образования к обучающимся профессиональных образовательных организаций.
8. Ассистентом-стажером признается лицо, имеющее высшее образование по программам подготовки специалиста или магистратуры в области искусства и обучающееся по программам ассистентуры-стажировки.
Порядок приема граждан на обучение в ассистентуру-стажировку, а также положение об ассистентуре-стажировки устанавливаются, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
9. Учебная и производственная практика по основным профессиональным образовательным программам в области искусства может проводиться одновременно с теоретическим обучением, если это предусмотрено соответствующей образовательной программой.
10. При реализации интегрированных образовательных программ в области искусства перевод обучающегося на следующий год обучения осуществляется на основании решения образовательной организации о возможности дальнейшего освоения обучающимся образовательной программы с учетом его творческого развития и физических данных.
В случае невозможности дальнейшего освоения обучающимся соответствующей образовательной программы в области искусства образовательная организация обеспечивает с согласия родителей (законных представителей) обучающегося его перевод в другую образовательную организацию для продолжения освоения образовательной программы соответствующего уровня.
11. Образовательная организация выдает выпускникам, освоившим дополнительные предпрофессиональные программы в области искусства в полном объеме и прошедшим итоговую аттестацию, свидетельство установленного образца об освоении соответствующих образовательных программ, заверенное печатью образовательной организации. Лицу, не завершившему освоение указанных образовательных программ, не прошедшему итоговую аттестацию или получившему на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка установленного образца об обучении в образовательной организации.
Образовательная организация, имеющая государственную аккредитацию, выдает выпускнику:
освоившему интегрированную образовательную программу в области искусства в полном объеме и прошедшему государственную (итоговую) аттестацию, документы государственного образца об основном общем и о среднем профессиональном образовании;
освоившему в полном объеме программу ассистентуры-стажировки и прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, диплом о соответствующей квалификации.
12. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры:
1) утверждает формы свидетельства об освоении дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусства и справки, выдаваемой лицу, не завершившему освоение дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области искусства;
2) обеспечивает разработку примерных основных образовательных программ соответствующего уровня и направленности в области искусства и утверждает их;
3) определяет особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусства;
4) устанавливает в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, другие особенности организации и ведения образовательной и методической деятельности по реализации образовательных программ в области искусства.

(0)

Замечания и предложения к статье 132 (22)

  • Иванова О.И., 31 января, 19:38

    1)В 2-м абзаце пункта 2 вместо слова "программ" должно быть слово "программы".

    2) Предлагаю абзац 3 пункта 2 статьи 132 изложить в следующей редакции:

    "дополнительные образовательные предпрофессиональные и общеразвивающие программы в области искусства, направленные на художественно- творческое развитие личности, выявление и поддержку одаренных детей, получение ими начальных знаний о профессии и их подготовку к поступлению в профильные образовательные организации".

    +3
  • Анна Молоканова, 29 января, 21:37

    колледжи необходимо выделить либо в отдельную группу, либо преобразовать в университеты, соответствующего профиля

    +0
  • Марьясова Татьяна, 28 января, 10:14

    В п.3 вставить: «Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусства могут реализовываться в учреждениях дополнительного образования»

    +2
  • В п.3 вставить: «Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусства могут реализовываться в учреждениях дополнительного образования»

    +0
  • elena, 6 января, 13:50

    Прописать в законе родительские средства родителей

    "При реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусства в государственных и муниципальных образовательных организациях могут быть предусмотрены целевые взносы родителей (законных представителей) обучающихся, размер которых в совокупности не может превышать 15 процентов затрат на обучение ребенка в соответствующей образовательной организации, установленных соответствующим нормативом финансового обеспечения указанных образовательных программ. Наличие целевых взносов не влечет за собой снижения размеров финансового обеспечения образовательной организации из соответствующего бюджета.

    Определить и законодательно закрепить установление часов за ставку заработной платы. "учебная нагрузка педагогических работников и концертмейстеров за ставку заработной платы составляет 18 часов в неделю."

    +1
  • уголёк96, 23 декабря, 09:40

    Заменить: При приёме в образовательную организацию ...проводятся вступительные испытания творческой направленности в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.

    +0
  • уголёк96, 23 декабря, 09:31

    Добавить в перечень наименований образовательных организаций "Детская музыкальная школа", "Детская художественная школа", "Детская школа искусств", "Детская хореографическая школа".

    т.к. трактовка и т.д. разными людьми может быть понята по-разному.

    +2
  • Яна, 20 декабря, 07:25

    добавить:

    К педагогическим работникам образовательной организации, реализующей образовательные программы в области искусства, кроме должностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, относятся концертмейстеры, трудовые и социальные права и гарантии которых устанавливаются в соответствии с пунктом четвертым статьи 50 настоящего Федерального закона.

    +1
  • Яна, 19 декабря, 21:34

    добавить:

    При реализации образовательных программ в области искусства в образовательном процессе используются учебники, научно-методические пособия, хрестоматии и нотные издания, определенные локальными актами образовательной организации с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры. Финансирование расходов на такие учебники, учебно-методические пособия, хрестоматии и нотные издания осуществляются учредителем образовательной организации.

    +3
  • Яна, 19 декабря, 18:58

    добавить перед вторым абзацем:

    Ассистенты-стажеры приравниваются к аспирантам высшего учебного заведения соответствующей формы обучения и обладают теми же правами и обязанностями, за исключением подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.

    +2
  • Яна, 19 декабря, 17:50

    добавить:

    При реализации интегрированных образовательный программ в области искусства в целях обеспечения доступности качественного образования для иногородних обучающихся учредителем образовательной организации создается общежитие-интернат. За содержание детей в образовательной организации с наличием общежития-интерната с родителей (законных представителей) может взиматься плата в порядке, установленном уставом такой организации.

    +1
  • Яна, 19 декабря, 17:14

    добавить: Получение образования по основной образовательной программе магистратуры в области искусства со сроком обучения три года лицами, имеющими высшее образование по программам подготовки специалиста, не рассматривается как получение второго высшего образования.

    +1
  • Яна, 19 декабря, 16:56

    добавить: ... в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.

    добавить:

    Финансовое обеспечение реализации профессиональных образовательных программ в области искусства, программ ассистентуры-стажировки за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в государственных и муниципальных образовательных учреждениях на основе нормативов финансирования образовательных услуг, обеспечивающих реализацию для обучающегося образовательной программы в пределах федеральных государственных требований, в зависимости от числа обучающихся в образовательном учреждении с учетом уровня и направленности образовательных программ, форм обучения, вида образовательной организации, иных особенностей организации образовательного процесса. нормативы финансирования образовательных услуг, обеспечивающих реализацию предпрофессиональных образовательных программ в области искусства и программ ассистентуры-стажировки, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.

    За счет средств федерального бюджета финансируется получение высшего образования по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста в области искусства лицами, имеющими среднее общее образование, результаты единого государственного экзамена по общеобразовательным предметам в соответствии со статьей 89 настоящего Федерального закона и результаты вступительных испытаний творческой направленности, а также лицами, имеющими среднее профессиональное образование и результаты вступительных испытаний творческой направленности. Результаты вступительных испытаний творческой направленности, признаваемые как результаты вступительных испытаний творческой направленности, не могут быть ниже устанавливаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, количества баллов. Финансовое обеспечение предоставления высшего образования по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста в области искусства за счет средств федерального бюджета осуществляется в расчете на одного студента на основании нормативов финансирования, установленных с учетом результатов вступительных испытаний творческой направленности студента, на основании которых был осуществлен прием в образовательную организацию.

    Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в области искусства определяются соответствующими федеральными государственными образовательными программами. Срок обучения граждан по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования в области искусства, имеющих основное общее или среднее общее образование, является единым. Нормативный срок освоения интегрированных образовательных программ в области искусства не может быть менее срока освоения основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования.

    Сроки обучения по предпрофессиональным образовательным программам в области искусства и программам ассистентуры-стажировки устанавливаются соответствующими федеральными государственными требованиями к структуре, минимуму содержания, условиям реализации и результатам освоения указанных образовательных программ, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.

    +1
  • Яна, 19 декабря, 16:17

    в последний абзац добавить: "..могут приниматься граждане в возрасте 6-7 лет, на базе начального общего образования или на базе 7 класса общеобразовательной организации."

    +2
  • Яна, 19 декабря, 16:11

    В РФ устанавливаются следующие виды образовательных организаций высшего образования , реализующих образовательные программы в области искусства и (или) культуры:

    профильный университет - системообразующий образовательный, художественно-творческий или научный комплекс, который:

    реализует основные образовательные программы высшего образования различных уровней по широкому спектру направлений подготовки(специальностей) в области искусства и (или) культуры, программы ассистентуры-стажировки, программы подготовки научно-педагогических кадров по одному или нескольких видов искусства и (или) культуры, научной, научно-технической и научно-педагогической деятельности; осуществляет подготовку, профессиональную переподготовку и (или)повышение квалификации работников культуры, педагогических, научно-педагогических и научных кадров;

    выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной или нескольких смежных областях науки, искусства и (или) культуры;

    является ведущим художественно-творческим, научным и методическим центром в областях своей деятельности.

    Институт - образовательная организация высшего образования, основной деятельностью которой является реализация основных образовательных программ высшего образования различных уровней в области одного или нескольких видов искусства и (или) культуры. Институт может реализовывать различные программы ассистентуры-стажировки, программы подготовки научно-педагогических кадров по одному или нескольких видов искусства и (или) культуры, научной, научно-технической, научно-педагогической деятельности, а также проводить прикладные научные исследования в области своей деятельности. Институт является ведущим художественно-творческим и методическим центром в областях своей деятельности.

    Профильный университет, институт и их филиалы вправе реализовывать основные и дополнительные образовательные программы, интегрированные образовательные программы в области искусства, образовательные программы среднего профессионального образования, образовательные программы высшего образования других областей, дополнительные профессиональные программы и программы профессиональной подготовки при наличии соответствующей лицензии.

    С момента вступления в силу настоящего Федерального закона образовательного учреждения среднего профессионального образования вида "колледж", реализующие образовательные программы в области искусства и культуры, не подлежат преобразованию в образовательные организации высшего образования соответствующего вида.

    +0
  • Яна, 19 декабря, 15:51

    добавить: ... а также в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, реализующих....

    +0
  • Яна, 19 декабря, 15:48

    Основные образовательные программы среднего профессионального образования в области искусства могут подразделяться на виды, которые подлежат лицензированию и государственной аккредитации. Профили и специализации основных образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата, подготовки специалиста и магистратуры) в области искусства также подлежат лицензированию и государственной аккредитации.

    +0
  • Яна, 19 декабря, 15:45

    добавить:

    Федеральные государственные образовательные стандарты по интегрированным образовательным программам в области искусства разрабатываются с учетом требований федеральных государственных стандартов общего образования тех или иных ступеней (в зависимости от вида искусства), при замещении до 30 процентов учебного времени, отведенного на освоение основной части образовательных программ общего образования, предметами профильной направленности в области музыкального, хореографического или изобразительного искусства.

    +2
  • Яна, 19 декабря, 15:39

    добавить: ... посредством реализации преемственных основных и дополнительных образовательных программ...

    +0
  • Соколова, 15 декабря, 11:02

    Рассмотреть закрепление особо статуса детской школы искусств, принятие федеральных государственных стандартов в сфере художественного образования, определение специального порядка аккредитации и лицензирования детской школы искусств, формирования целевых взносов родителей по возмещению затрат на обучение ребенка в детской школе искусств, финансового обеспечения реализации предпрофессиональных программ в области искусства.

    +2
  • Валерий Петрих, 12 декабря, 06:40

    Везде, где есть фраза "Детская школа искусств", предлагаю в скобках добавлять: (по видам искусств), так как без данного уточнения школы (музыкальные, художественные и т.п.) могут оказаться вне некоторых пунктов закона.

    +6
  • Сергей Соковнин, 6 декабря, 19:57

    добавить:".... на раннее выявление одарённых детей, в том числе обучающихся в образовательных учреждениях дополнительного образования (ДШИ и ДМШ)....>

    +9
Цитировать