Законопроект 2011

Общественное обсуждение законопроектов

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Оглавление

Статья 139. Обеспечение реализации положений настоящего Федерального закона

Замечания и предложения к статье 139 (21)

1. Образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования (образовательным цензам), установленным настоящим Федеральным законом, в следующем порядке:
1) среднее (полное) общее образование приравнивается к среднему общему образованию;
2) начальное профессиональное образование приравнивается к уровню среднего профессионального образования – подготовка квалифицированных рабочих в случае отнесения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, соответствующих профессий начального профессионального образования к специальностям среднего профессионального образования, в ином случае начальное профессиональное образование приравнивается к получению профессиональной подготовки по профессиям рабочих (должностям служащих);
3) высшее профессиональное образование - бакалавриат приравнивается к высшему образованию – бакалавриату;
4) высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура приравнивается к высшему образованию – подготовке специалиста или магистратуре соответственно;
5) послевузовское профессиональное образование приравнивается к высшему образованию – подготовке научно-педагогических кадров.
2. С момента вступления в силу настоящего Федерального закона образовательные организации создаются только тех типов, видов и категорий, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.
Типы, виды, категории образовательных организаций, их деятельность в части реализации образовательных программ различного уровня и направленности, а также их уставы подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом до 1 января 2016 года.
В этих целях федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, утверждаются указатели соответствия ранее действовавших типов, видов, категорий образовательных организаций и образовательных программ (за исключением дополнительных образовательных программ, по которым не установлены федеральные государственные требования) установленным настоящим Федеральным законом типам, видам и категориям образовательных организаций, а также образовательным программам, с учетом следующего:
1) образовательные учреждения начального профессионального образования вида «профессиональный лицей» подлежат преобразованию в профессиональные образовательные организации соответствующего вида;
2) образовательные учреждения начального профессионального образования вида «профессиональное училище» подлежат преобразованию в учебные центры профессиональных квалификаций, в общеобразовательные организации, реализующие в пределах основной образовательной программы среднего общего образования программы профессиональной подготовки, либо иные организации, осуществляющие обучение;
3) образовательные учреждения среднего профессионального образования вида «колледж» подлежат преобразованию в образовательные организации высшего образования соответствующего вида в случае установления соответствия реализуемых ими основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования основным профессиональным образовательным программам высшего образования уровня «бакалавриат» и их готовности к реализации программ подготовки бакалавров; в ином случае такие образовательные учреждения преобразуются в профессиональную организацию вида «техникум»;
4) образовательные учреждения высшего профессионального образования вида «академия» подлежат преобразованию в образовательные организации высшего образования вида «институт» или «университет» по результатам подтверждения соответствующего образовательного статуса в рамках государственной аккредитации.
3. Лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации, выданные до вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свое действие до истечения указанного в них срока, за исключением лицензий на осуществление образовательной деятельности и свидетельств о государственной аккредитации, выданных образовательным учреждениям, подлежащим преобразованию до 1 января 2016 г.
Такие лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации переоформляются по заявлению преобразованных образованных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности.
4. Лица, ведущие индивидуальную педагогическую деятельность, должны привести свою деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом до 1 января 2014 г.
5. Прием в образовательные организации для обучения по образовательным программам, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, прекращается 1 декабря 2015 года. Обучение по указанным образовательным программам осуществляется до истечения нормативных сроков освоения указанных образовательных программ лицами, принятыми для такого обучения.
6. Нормы настоящего Федерального закона, устанавливающие основания возникновения, изменения и прекращения прав и обязанностей, связанных с получением образования, применяются к отношениям, возникшим после вступления в силу настоящего Федерального закона.
7. Часть 2 статьи 88 настоящего Федерального закона вводится в действие со дня вступления в силу федерального закона об обязательном страховании гражданской ответственности образовательной организации.

(0)

Замечания и предложения к статье 139 (21)

  • Дополнить абзацами 2 и 3 подп. 4 п. 1 ст. 139:

    абзац 2: «Выпускники, получившие квалификацию «специалист» до 2016 года, должны считаться освоившими первый уровень образования. Их статус приравнивается к статусу бакалавра.

    абзац 3: «Правительством РФ утверждается перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка «специалистов», относящихся к первому уровню высшего образования. Для них обучение в магистратуре не считается вторым высшим образованием. Их статус приравнивается к статусу бакалавра».

    Пояснение:

    Отсутствует ясность в вопросах о содержании понятий «бакалавр», «специалист» и о соотношении этих уровней образования.

    Сегодня на практике ещё однозначно «специалист» относится к первому уровню высшего образования. Исходя из подпункта 4 пункта 3 статьи 15 законопроекта он разработчиками законопроекта отнесен ко второму уровню, на котором также находится и «магистр». Отсюда делаем вывод о том, что разработчики закона изменили место «специалиста» в структуре уровней образования. В 2010 году был последний раз набор на «специалитет» в качестве первого уровня подготовки, срок обучения – пять лет. Поэтому выпускники - «специалисты» первого уровня лишь в 2016 году перестанут выпускаться.

    В связи с изменением статусной характеристики термина «специалист» необходимо оговорить в переходных положениях их статус как выпускников, освоивших первый уровень высшего образования, а потому имеющих, например, право претендовать на бюджетное место в магистратуре, ведь для них она не будет вторым высшим образованием.

    В настоящее время известно, что по некоторым направлениям подготовки (специальностям) бакалавров выпускать не будут, там специалитет также будет высшим образованием первого уровня. Предлагается в законе приравнять их статус не к магистру, второму уровню, а к бакалавру, первому уровню.

    +3
  • 1. Нахожу предложенный законопроект громоздким, перегруженным терминами, понятиями, недоступным, плохопонимаемым рядовыми гражданами.

    2. Не допустимым считаю ликвидацию уровня НПО из структуры образовательного пространства. Именно в системе НПО государство гарантирует социальную поддержку (в виде бесплатного питания и стипендии), это очень важный момент для детей из малообеспеченных семей. Целесообразнее было бы создать нормативно-правовую базу и финансово-экономические условия для дальнейшей материальной поддержки обучающихся УНПО (увеличить нормативы по питанию, увеличить стипендию, включить обмундирование, учебные расходы, проезд до места учебы в сельской местности и др.)

    Сделать систему УНПО за счет обновления МТБ конкурентно-устойчивой. Новые виды оборудования прежде всего должны поступать в УНПО.

    Вывод: сохранить структуру УНПО в системе начального профессионального образования.

    3. В законопроекте отсутствует нормативное регулирование взаимоотношений учреждений профессионального образования и работодателей.

    +0
  • Темнов Эдуард, 1 февраля, 00:08

    3) образовательные учреждения среднего профессионального образования вида «колледж» подлежат преобразованию в образовательные организации высшего образования соответствующего вида в случае установления соответствия реализуемых ими основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования основным профессиональным образовательным программам высшего образования уровня «бакалавриат» и их готовности к реализации программ подготовки бакалавров; в ином случае такие образовательные учреждения преобразуются в профессиональную организацию вида «техникум»;

    В пункте 3 части 2 предлагается термин уровень «бакалавриат» заменить на термин подуровень «бакалавриат» (прикладной) в соответствие со статьями 15 и 18 законопроекта.

    "3) образовательные учреждения среднего профессионального образования вида «колледж» подлежат преобразованию в образовательные организации высшего образования соответствующего вида в случае установления соответствия реализуемых ими основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования основным профессиональным образовательным программам высшего образования подуровня «бакалавриат» (прикладной) и их готовности к реализации программ подготовки бакалавров; в ином случае такие образовательные учреждения преобразуются в профессиональную организацию вида «техникум»;"

    +0
  • Темнов Эдуард, 1 февраля, 00:07

    4) высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура приравнивается к высшему образованию – подготовке специалиста или магистратуре соответственно;

    В пункте 4 части 1 предлагается заменить термин «подготовка специалиста» на «специалитет»

    4) высшее профессиональное образование - специалитет или магистратура приравнивается к высшему образованию –специалитета или магистратуре соответственно;

    5) послевузовское профессиональное образование приравнивается к высшему образованию – подготовке научно-педагогических кадров.

    В пункте 5 части 1 предлагается исключить, как подуровень высшего образования

    +0
  • SpEcT@tor, 31 января, 21:47

    Дополнить словами: "Среднее профессиональное образование приравнивается к уровню среднего профессионального образования - подготовка специалистов среднего звена".

    +6
  • felixz, 31 января, 18:00

    НПО приравниваем к СПО, а СПО не понятно куда исчезло из этой статьи, которая вообще на мой взгляд малопонятна, так как излагается в очень сжатой форме.

    +1
  • петрова татьяна, 31 января, 08:41

    К главе 13, статье 107, части 1

    Необходимо ввести уровень начального профессионального образования и оставить систему НПО.

    Если учреждение СПО будет обучать одновременно рабочим профессиям и специальностям среднего звена, скажем, слесарей и механиков, это значит, что начальное профессиональное образование в учебном заведении фактически все равно остается, но, поскольку, в законе такого уровня нет, то выходит, что и те и другие выпускники получают одинаковое среднее профессиональное образование.

    Это некорректно и несправедливо по отношению к тем выпускникам, кто обучался по программам среднего проф.образования, и по отношению к тем, кто обучался в том же СПО, но по программе начального профессионального образования.

    Сегодня в стране ощущается переизбыток разного рода менеджеров, юристов, экономистов и в то же время остро не хватает квалифицированных рабочих. Об этом говорят все работодатели. В этих условиях нужно развивать систему НПО, укреплять их инфраструктуру и материально-техническую базу.

    К главе 1, статье 3

    Сейчас большая часть регионов с удовольствием, к сожалению, откажется от системы начального профессионального образования, ведь можно будет денежные средства перенаправить на собственные нужды чиновников, - и где же доступность профессионального образования, если человек проживает в глубинке, и рядом - только училище, которое упраздняется, а до ближайшего техникума сотни километров, зачем ломать систему НПО, не лучше ли государству улучшить оснащение училищ и зарплату работников системы?

    +0
  • петрова татьяна, 28 января, 13:51

    В законопроекте отсутствует такой уровень образования как начальное профессиональное образование, сохранена только профессиональная подготовка.

    Законопроектом установлено, что профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих – это обучение лиц, ранее не имевших профессии, оно осуществляется в учебных центрах профессиональной квалификации, в общеобразовательных организациях, в профессиональных образовательных организациях, в обособленных подразделениях иных организаций, в высших учебных заведениях, а также посредством индивидуальной педагогической деятельности и на производстве.

    Учитывая выше изложенное, будут выделяться финансовые средства на создание и организацию работы учебных центров, образовательных учреждений и других структур , обозначенных в проекте Закона.

    Считаю, что целесообразнее сохранить то, что имеем и дополнить МТБ существующих училищ.

    В законопроекте идет речь о модернизации системы начального профессионального образования. Законопроект предусматривает повышение начального профессионального образования до уровня среднего профессионального, в рамках которого будут реализовываться как подготовка квалифицированных рабочих, так и подготовка специалистов среднего звена.

    В настоящее время у выпускников ПТУ имеется реальная возможность при желании продолжить учебу на следующих ступенях среднего и высшего профессионального образования.

    Учитывая собственный опыт работы в системе профессионального образования можно сделать вывод, что поступившие в УНПО выпускники школ на базе основного общего образования имеют слабые общеучебные умения. Поэтому многие обучающие не имея запаса знаний не смогут освоить программы СПО.

    Таким образом, последствиями ликвидации начального профессионального образования могут быть:

    -снижение статуса среднего профессионального образования;

    -снижение доступности среднего (полного) общего профессионального образования для социально незащищенных слоев населения (граждан из малообеспеченных семей).

    +2
  • Исключить пункт 4 «Образовательные учреждения высшего профессионального образования вида «академия» подлежат преобразованию в образовательные организации высшего образования вида «институт» или «университет» по результатам подтверждения соответствующего образовательного статусов рамках государственной аккредитации».

    +0
  • Изложить в следующей редакции:

    Лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации, выданные до вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свое действие до истечения указанного в них срока.

    Лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации, выданные образовательным учреждениям начального профессионального образования вида «профессиональный лицей», начального профессионального образования вида «профессиональное училище», среднего профессионального образования вида «колледж», подлежащим преобразованию до 1 января 2016 г. выдаются в установленном законом порядке

    +0
  • К главе 19, статье 139, части 2

    Необходимы дополнительные разъяснения по процедуре перехода образовательных учреждений НПО в систему СПО, изменения уставных документов и дополнительное лицензирование

    +0
  • ПЛЖТ СПб, 25 января, 09:35

    Основываясь на этой статье, можно сделать однозначный вывод – со вступлением в силу нового закона «Об образовании», наше учебное заведение должно перейти в систему среднего профессионального образования. Каким образом будет осуществляться этот переход? Думаем, что подобный вопрос встает у многих наших коллег из НПО. Поэтому считаем необходимым в законе более подробно прописать процедуру приравнивания НПО к уровню СПО.

    Считаем, что ликвидация дифференциации образования, а именно упразднение отличий начального от среднего (преобразование НПО в СПО), среднего от высшего (преобразование колледжей в бакалавриаты), приведет к общему снижению качества образования, поскольку высшие учебные заведения не имеют отработанных методик в подготовке рабочих профессий и соответствующих кадров мастеров, способных дать профессиональные навыки специалистам-рабочим, которые позволят им быть конкурентоспособными на рынке труда.

    +5
  • Мозгунова Ирина, 18 января, 11:21

    Категорически не согласна с ч.2 Ст.139:

    С момента вступления в силу настоящего Федерального закона образовательные организации создаются только тех типов, видов и категорий, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

    потому что подобная формулировка может привести к торможению в развитии образования. Разумеется, необходимо поставить под контроль процесс создания образовательных организаций и не допускать произвольного использования понятий "тип" и "вид" в своём названии, но если создание образовательной организации обосновано необходимостью улучшения образовательного процесса или решения определённых проблем образования - никаких препятствий возникать не должно.

    Дошкольное образование представлено "общественным" дошкольным образованием (ДОУ - учреждения общественного дошкольного образования), а семейное воспитание вынесено за рамки системы. Но образование дошкольника осуществляется обеими этими системами (при приоритете семейного воспитания), поэтому и в структуре должны быть представлены как общественное дошкольное образование, так и семейное воспитание. Только так дошкольное образование может стать полноценным, и при этом появится возможность решить все его проблемы; но это требует создания организации нового типа "по образованию детей и родителей".

    +1
  • Новый гость, 14 декабря, 02:00

    3) высшее профессиональное образование - бакалавриат приравнивается к высшему образованию – бакалавриату;

    4) высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура приравнивается к высшему образованию – подготовке специалиста или магистратуре соответственно;

    5) послевузовское профессиональное образование приравнивается к высшему образованию – подготовке научно-педагогических кадров.

    Необходимо тщательно перепроверить и отредактировать данные пункты, ибо простому человеку они непонятны.

    +3
  • Майер Алексей, 9 декабря, 18:06

    к статье 139. повторяется системная ошибка смешения и смещения понятий "образовательный уровень", "уровень образования", "образовательный ценз"

    1. Образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования (образовательным цензам), установленным настоящим Федеральным законом, в следующем порядке:

    сравнить: см. статья 15, п. 3 (там другие уровни?)

    +2
  • Валентин, 8 декабря, 06:24

    К п.2 подпункт 1)

    Добавить: "по результатам подтверждения соответствующего образовательного статуса в рамках государственной аккредитации."

    +0
  • Тарнопольский Ярослав, 7 декабря, 06:50

    А может кто-нибудь объяснить, как законопроект отразится на частных школах?

    +0
  • Тарнопольский Ярослав, 7 декабря, 06:48

    Если вы рассчитываете, что пере организовав все школы под общеобразовательные, вы повысите успеваемость - вы ошибаетесь!

    1. Для учеников переорганизация их школ отразиться на них стрессом.

    2. Я сам поступил в лицей - сдавал 2 большущих экзамена, учусь уже около 4 лет - мне неприятно то, что все мои усилия будут напрасны, если лицей превратится потом в обычную школу!

    3. Если вы хотите таким способом заставить детей хорошо сдавать гос. экзамены - постарайтесь находить для разных видов школ разные формы экзамена, а не перестраивать ВСЮ СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ в корень ради экзаменов.

    4. Интересно как затраты на глупую программу преобразования обучения отразятся на городе Москва, а точнее на ее бюджете!?

    Может быть один раз подумать, прежде чем сделать!?

    +1
  • ole, 5 декабря, 10:37

    Предусмотреть возможность образовательному учреждению вида «профессиональное училище» перейти в статус образовательного учреждения вида «профессиональный лицей», так как в профессиональных училищах уже ведется обучение по профессиям, которые будут отнесены к профессиям среднего профессионального образования.

    +2
  • лора, 3 декабря, 17:48

    поменять п3 полностью:образовательные учреждения среднего профессионального образования вида «колледж» подлежат преобразованию в профессиональную организацию вида «техникум».Только в этом случае у школьником будет больше возможности получать не только высшее образование.

    +4
  • uww, 1 декабря, 18:05

    Для уменьшения ажиотажа, органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, уже требуется издать нормативный акт по отнесению соответствующих профессий начального профессионального образования к специальностям среднего профессионального образования, и разъяснить что будет с теми учреждениями которые осуществляют образовательную деятельность по данным профессиям но имеют статус «профессиональное училище»

    +3
Цитировать