Законопроект 2011

Общественное обсуждение законопроектов

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Оглавление

Статья 15. Структура системы образования

Замечания и предложения к статье 15 (156)

1. Система образования Российской Федерации представляет собой совокупность:
1) федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, образовательных стандартов и требований, устанавливаемых университетами; образовательных программ различного вида, уровня и направленности, а также программ профессионального обучения;
2) организаций, осуществляющих образовательную деятельность, их работников и обучающихся;
3) органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, создаваемых ими консультативных, совещательных и иных органов;
4) организаций, осуществляющих научно-методическое, методическое, ресурсное, производственное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования;
5) объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования.
2. Система образования создает условия для непрерывного образования человека на протяжении всей жизни посредством реализации преемственных основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющегося образования, квалификаций, опыта практической деятельности при получении образования последующих уровней.
3. В системе образования устанавливаются следующие уровни образования:
1) дошкольное образование;
2) общее образование:
начальное общее образование;
основное общее образование;
среднее общее образование;
3) среднее профессиональное образование:
подготовка квалифицированных рабочих;
подготовка специалистов среднего звена;
4) высшее образование:
бакалавриат;
магистратура, подготовка специалиста;
подготовка научно-педагогических кадров.

(0)

Замечания и предложения к статье 15 (156)

  • kra-anton, 1 февраля, 11:38

    На мой взгляд, в структуру системы образования логично было бы включить организации, осуществляющие государственный контроль качества образования, государственный надзор за соблюдением законодательства об образовании.

    Данные организации подробно описаны в главе №8, но в структуре системы образования почему-то не упомянуты.

    +0
  • Сергей Бурцев, 1 февраля, 10:58

    в ст.15 проекта ФЗ «Об образовании в РФ» «Структура системы образования», в п.З, пп.2 после слов «общее образование:..» добавить «в том числе дополнительное образование».

    +4
  • 1.Подробнее разработать систему дополнительного образования детей и механизм ее финансирования

    2.Разделить понятия «общеобразовательная программа» и «образовательная программа дополнительного образования детей»

    3.Расширить перечень видов учреждений дополнительного образования (включить: Дом детского творчества, студия, школа и т.д.)

    4.В п.1 ст.122 содержится противоречие в части реализации образовательной программы дошкольного образования в учреждении дополнительного образования.

    +0
  • Ковальджи Александр, 1 февраля, 01:13

    Не расшифровано, где кончается среднее общее и начинается полное общее образование.

    +0
  • D.R., 1 февраля, 00:23

    Предложение дополнить к названию «общее образование» в скобках «(школьное)», так как первая ступень образования указана, как дошкольная. Так же обозначить, с какого по какой классы длятся начальное, основное и среднее общее образование. По аналогии целесообразно указать к каким образовательным учреждениям относятся следующие ступени образования: среднее профессиональное образование и высшее образование. Непонятно, почему, в отличие от действующей редакции закона, отсутствует такая ступень, как послевузовскае образование.

    +0
  • Текст проекта: 1. Система образования Российской Федерации представляет собой совокупность:

    1) федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, образовательных стандартов и требований, устанавливаемых университетами; образовательных программ различного вида, уровня и направленности, а также программ профессионального обучения;

    2) организаций, осуществляющих образовательную деятельность, их работников и обучающихся;

    3) органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, создаваемых ими консультативных, совещательных и иных органов;

    4) организаций, осуществляющих научно-методическое, методическое, ресурсное, производственное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования;

    5) объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования.

    Текст с поправками: 1. Система образования Российской Федерации представляет собой совокупность:

    1) организаций, осуществляющих образовательную деятельность, их работников и обучающихся;

    2) образовательных программ различного вида, уровня и направленности, а также программ профессионального обучения;

    3) органов государственной власти, местного самоуправления и организаций гражданского общества, осуществляющих управление в сфере образования, создаваемых ими консультативных, совещательных и иных органов;

    4) организаций, осуществляющих научно-методическое, методическое, ресурсное, производственное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования;

    5) объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования.

    Комментарий: Стандарты и требования включены в систему образования опосредованно через организации и учебные планы. Включение их в систему образования непосредственно приведет к тому, что они будут появляться тоже независимо и выступать тормозом на пути развития форм образования и учебных программ.

    Текст проекта: 3. В системе образования устанавливаются следующие уровни образования:

    1) дошкольное образование;

    2) общее образование:

    начальное общее образование;

    основное общее образование;

    среднее общее образование;

    3) среднее профессиональное образование:

    подготовка квалифицированных рабочих;

    подготовка специалистов среднего звена;

    4) высшее образование:

    бакалавриат;

    магистратура, подготовка специалиста;

    подготовка научно-педагогических кадров.

    Текст с поправками: 3. В системе образования устанавливаются следующие уровни образования:

    1) дошкольное образование;

    2) общее образование:

    начальное общее образование;

    основное общее образование;

    среднее общее образование;

    3) среднее профессиональное образование:

    подготовка квалифицированных рабочих;

    подготовка специалистов среднего звена;

    4) высшее образование:

    бакалавриат;

    магистратура, подготовка специалиста;

    подготовка научно-педагогических кадров.

    5) дополнительное профессиональное образование:

    бизнес школы;

    курсы повышения квалификации;

    курсы специального обучения

    самообразование.

    Комментарий:

    В предыдущей части говорится о непрерывном обучении, а перечень уровней относится только к разовому обучению. Необходимо дополнить формами непрерывного обучения.

    +1
  • В статье 15 «Структура системы образования» часть 3, пункт 2 к общему образованию относят «среднее общее образование». Однако в ряде статей закона (статья 13, часть 1, пункт 9; статья 34, часть 7; статья 74, часть 3; статья 97, часть 3) используется термин «среднее (полное) образование», определение и отличие которого нигде в законе не отражено. Предлагается везде в законе использовать только термин «среднее общее образование».

    +0
  • Maria Smirnova, 31 января, 18:39

    организаций, осуществляющих образовательную деятельность, их работников и обучающихся;

    Лица, осуществляющие индивидуальную педагогическую деятельность, выпадают из системы образования в данной редакции п. 1 ст. 15.

    +0
  • Егоров С.В., 31 января, 17:49

    4. В ст. 15 «Структура системы образования» дано лишь перечисление элементов системы, в то время как в понятие системы обязательно должны быть включены понятия цели (целенаправленность – важнейший признак системы) и отношений – связей между элементами.

    О целях можно дополнить: элементов, «объединенных общей целью – обеспечение высокого качества образования».

    О связях – достаточно перечислить важнейшие, так как они рассмотрены в ст. 4 «Отношения в сфере образования».

    +0
  • Иванова О.И., 31 января, 17:44

    Пункт 3 статьи 15 предлагаю изложить в следующей редакции:

    "3. В системе образования устанавливаются следующие уровни образования:

    1) дошкольное образование;

    2) общее образование:

    начальное общее образование;

    основное общее образование;

    среднее общее образование;

    3) начальное профессиональное образование;

    4) среднее профессиональное образование;

    5) высшее профессиональное образование:

    бакалавриат;

    магистратура, подготовка специалиста;

    6) послевузовское профессиональное образование:

    аспирантура;

    ассистентура - стажировка;

    докторантура;

    7) дополнительное образование:

    дополнительное (предпрофессиональное) образование детей;

    дополнительное образование взрослых (профессиональная переподготовка, повышение квалификации специалистов).

    Комментарий: в обязательном порядке необходимо включить послевузовское образование, в том числе - ассистентуру-стажировку по творческо-исполнительским специальностям; и дополнительное образование - это та же важнейшая часть системы образования;

    на мой взгляд - формулировка "специалисты среднего звена" звучит некорректно.

    +3
  • Семья, 31 января, 17:13

    В редакции закона от 1 декабря 2010г., принципы ст3, гл.1 не подкреплены системой условий их реализации. Предлагаем дать не просто выбор форм образования, а реализовать право человека на самостоятельное выстраивание содержания своего образования. Закон станет развивающимся, а не констатирующим началом.

    В главу 2 п.15. 1) добавляется следующее:

    1. Система образования РФ выстраивается на основе образовательных организаций и вне их согласно предложенным государственным стандартам или, исходя из собственных интересов человека, вне этих стандартов.

    2. Система стандартизированного образования осуществляет свою деятельность на добровольной основе и предъявляет к учащимся государственные требования.

    Участники нестандартизированного образования сами выстраивают содержание, формы, требования к учебному процессу, исходя из общечеловеческих принципов и своих интересов.

    Два вида образования связываются системой экспериментальных педагогических площадок.

    3. Виды образования одинаково поддерживаются государством на уровне каждого гражданина.

    4. По желанию учащегося или взрослых, обеспечивающих право выбора ребёнка, в любое время возможны переходы из одной системы обучения в другую. Переход в стандартизированную систему сопровождается сдачей экзаменов: по предметам необходимого класса, выпускных или вступительных в соответствующих классах.

    +0
  • Окулов Антон, 31 января, 12:04

    часть 3 считаю необходимым изложить в следующей редакции:

    «В системе образования устанавливаются следующие уровни образования:

    1) дошкольное образование;

    2) общее образование:

    начальное общее образование;

    основное общее образование;

    среднее общее образование;

    3) профессиональное образование:

    подготовка специалистов среднего звена (среднее профессиональное);

    подготовка специалистов высшего звена (высшее профессиональное);

    4) научно-педагогическое образование.»

    Начальное профессиональное образование на мой личный субъективный взгляд неконкурентоспособно и нерентабельно в современной рыночной экономике и информационном обществе. Спрос на труд многократно превышает предложение рабочих мест. Отсев большой и повсеместно начинают требовать наличие высшего образования, даже по техническим специальностям, даже на низкоквалифицированные рабочие места. В связи с этим закономерным выходом является практика укрупнения и сокращения образовательных учреждений профессионального образования. Считаю более эффективной систему получения среднего и высшего профессионального образования по возможности в одних и тех же образовательных учреждениях. То есть поступил в образовательное учреждение, отучился 3 года - можешь уйти специалистом среднего звена, доучился ещё 2 года - ты специалист высшего звена. Только если по данной специальности не предполагается высшее образование, необходимо создавать специализированные образовательные учреждения подготовки исключительно специалистов среднего звена.

    +2
  • ValGrig, 31 января, 11:40

    Гл 2 ст 15 п. 3 п.п. Добавить подпункт: Уровень образования – начальное профессиональное образование.

    Не все выпускники основной общей школы обладают достаточными способностями, чтобы продолжить обучение на старшей ступени в силу отсутствия соответствующей инфраструктуры (в том числе дети отдаленных мест, дети кочевых народов). В противном случае, выпускник основной школы вынужден тянуть лямку старшей школы, (зачастую формально его держат), тогда как мог бы не терять годы, а получить профессию и работать на благо государства и свое.

    +2
  • Включить: Дополнительное образование детей и взрослых

    В частях 1 и 2 данной статьи говорится о совокупности стандартов, требований, образовательных программ различного вида, уровня и направленности, об условиях непрерывного образования человека посредством преемственности основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ. Но в ч.3 отсутствует дополнительное образование детей и взрослых, следовательно, оно не входит в систему и структуру российского образования?

    +6
  • п.18), ч.2 дополнить словами «и работников» и изложить в редакции: "разработка и реализация мер социальной поддержки обучающихся и работников образовательной организации" т.к. ст.49 содержит меры социальной поддержки работников, а в ст.15 они упущены.

    +4
  • Андреева Г.С., 31 января, 09:54

    Необходимо добавить пункты:

    2.1. Цели образования:

    А). Совместно с родителями помочь ученикам приобрести знания, умения, навыки, способы выражения себя, таким образом, способствуя всестороннему личностному развитию;

    Б) Создать условия для развития сознания обучающихся, воображения и потребности учиться, в соответствии с их способностями, с тем, чтобы приобрести уверенность в собственных силах, и заложить основу для формирования независимых убеждений и личного участия в делах общества

    2.2. Задачи образования: Подготовить обучающихся к активному участию, совместной ответственности, познакомить с правами и обязанностями в обществе, основанном на свободе и демократии.

    +1
  • В обсуждаемом проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» не предусмотрено понятие промежуточной ступени (или уровня) высшего профессионального образования. Таким образом, исключено понятие «неполного высшего профессионального образования», введенное ранее статьей 6 Федерального Закона РФ от 28.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

    Считаем целесообразным ввести в проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» понятие промежуточных ступеней высшего профессионального образования, и выделить ступени базового и неполного высшего профессионального образования. Базовым высшим профессиональным образованием может признаваться образование лиц, не завершивших обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно освоивших блок общенаучных дисциплин. Неполным высшим профессиональным образованием может признаваться образование лиц, не завершивших обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно освоивших блок общепрофессиональных дисциплин. Достижение ступеней базового и неполного высшего профессионального образования могут удостоверяться дипломом о соответствующей ступени образования. Наличие этих документов обеспечивает академическую мобильность студента из вуза в вуз или с одной образовательной программы на другую, а также обеспечивает вариативность образовательных траекторий.

    Для подтверждения студентом достигнутой ступени высшего профессионального образования может оказаться целесообразным введение в проект закона «Об образовании в Российской Федерации» понятия государственной промежуточной аттестации, которой будет завершаться каждая ступень обучения.

    В связи с внесенным предложением, возможно, потребуется уточнение следующих статей проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: ст.15, ст.62, ст.64, ст.69, ст.112 (п.6), ст.118, ст.139.

    +0
  • Саша Андреева, 31 января, 06:36

    Статья 15, пункт 3, часть 4) – принять в редакции

    "4) высшее образование:

    подготовка специалиста;

    подготовка научно-педагогических кадров."

    Соответственно, аккуратно пройтись по всему тексту закона и выкинуть упоминания о бакалавриате и магистратуре.

    +0
  • v0v1, 30 января, 22:41

    К главе 2, статье 15, части 3

    Необходимо в структуре системы образования четко обозначить место дополнительного образования

    +1
  • Зиновьев И., 30 января, 20:43

    Из состава образовательных уровней, установленных в системе образования Российской Федерации, исключен уровень начального профессионального образования. Объясняется это тем, что в условиях внедрения новых наукоемких технологий, уровень начального профессионального образования недостаточен для выполнения соответствующих видов работ.

    Представляется, что указанная проблема должна решаться не на уровне терминологических изменений, а содержательно. То есть, не путем исключения термина «начальное профессиональное образование» для обозначения самостоятельного образовательного уровня, а путем предъявления новых (повышенных) требований к содержанию соответствующих образовательных программ начального профессионального образования.

    Кроме того, следует учитывать, что само название уровня образования «среднее профессиональное образование» прямо указывало ни на что иное, как на его промежуточное (среднее) положение в системе уровней профессионального образования (между начальным и высшим профессиональным образованием). В связи с этим, переход к двухступенчатой системе профессионального образования, реализованный в проекте, в любом случае, требует использования соответствующих терминов (как минимум, замену термина «среднее профессиональное образование» на другой). Фактически, в такой двухступенчатой системе профессионального образования «среднее профессиональное образование» (по терминологии проекта) как раз и станет начальной ступенью профессионального образования, а исключена будет как раз средняя ступень.

    Все вышеизложенное в полной мере относится и к используемым в проекте обозначениям элементов системы уровня общего образования (начальное, основное, среднее). Среднее общее образование является высшей ступенью этой системы, а значит использование термина «среднее» для ее обозначения не обосновано. Термин «среднее общее образование», в этой связи, целесообразно заменить на термин «полное общее образование» как более соответствующий положению этого элемента в системе образовательного уровня общего образования.

    +1
  • В статье 15 проекта Федерального Закона задается новая структура системы образования, в которой нет звена начального профессионального образования. А ведь именно начальное профессиональное образование во все времена поддерживало экономику страны квалифицированными рабочими кадрами, доля и качество которых в настоящее время катастрофически упали. Этот уровень – предмет особой заботы и внимания государств во всем мире. Стоит отметить и тот факт, что в УСПО сегодня ребят, получивших начальное профессиональное образование, ориентирую, в первую очередь, на продолжение обучения по программам СПО в этих же учреждениях, а впоследствии – на продолжение обучения в вузе. С одной стороны, ничего плохого в этом нет, но с другой стороны значительно снижается доля выпускников – квалифицированных рабочих, востребованных на современном рынке труда, снижается качество СПО и ВПО. Мы предлагаем сохранить в Законе уровень начального профессионального образования и отразить новые требования к нему.

    Считаем необходимым выделить «Дополнительное профессиональное образование», направленное на непрерывное повышение профессиональных компетенций граждан в течение всей жизни, на подготовку к выполнению новых видов профессиональной деятельности.

    +1
  • В статье 15 «Структура системы образование» неожиданным образом «потерялась» докторантура, как уровень подготовки научно-педагогических кадров и соискательство как форма подготовки таких кадров. Считаем, что рассматривать докторантуру, лишь, как форму подготовки научных кадров и соответственно выводить ее из перечня образовательных программ и уровней образования не обосновано. Это может привести к тому, что лет через 5-10 будут упразднены ученые степени доктора наук, и в России останется одна ученая степень кандидата наук в системе образования.

    +2
  • Baschkiroff, 30 января, 00:08

    3. В системе образования устанавливаются следующие уровни образования:

    1) дошкольное образование;

    2) общее образование:

    начальное общее образование;

    основное общее образование;

    среднее общее образование;

    3а) начальное профессиональное образование;

    3б) среднее профессиональное образование:

    подготовка квалифицированных рабочих;

    подготовка специалистов среднего звена;

    4) высшее образование:

    бакалавриат;

    магистратура, подготовка специалиста;

    подготовка научно-педагогических кадров.

    Недоумеваю, стране нужны квалифицированные рабочие, а закон об образовании отвергает НПО, как уровень. Если есть высшее, среднее, даже по логике должно присутствовать и начальное профессиональное образование. И хватит говорить " ПТУ", они уже называются ПУ.

    Необходимо выделить в ст.15 главы 2 части 3 отдельно от уровня среднего профессионального образования уровень начального профессионального образования по подготовке квалифицированных рабочих.

    +4
  • если в этом пункте нет уровня аспирантуры, то о каких аспирантах идёт речь в других главах и статьях?

    +6
  • Муравьева Татьяна, 28 января, 15:54

    Считаю необходимым понятие

    1) дошкольное образование;

    дополнить и расширить

    1) дошкольное образование (воспитание)

    а) дошкольное образование (воспитание) в государственных образовательных учреждениях.

    б) дошкольное образование (воспитание) в негосударственных образовательных учереждениях.

    в) дошкольное образование (воспитание) надомное.

    Считаю очень важным признавать существование надомного образования (воспитания) и негосударственного образования (воспитания) одними из пунктов дошкольного образования, т.к. при их отсутствии может выпасть из образования категория детей со слабым здоровьем и детей инвалидов (которые не могут посещать муниципальные общеобразовательные учреждения).

    Так же считаю необходимым внести дополнения в пункт

    2) общее образование:

    общее музыкальное, художественное, спортивное образование.

    Необходимо понимать, что обучение многим музыкальным профессиям, возможно только на базе общего образования, того которое сейчас дают музыкальные школы. Это связано и с умственно-психическим и физическим развитием ребёнка. То же относится и к спортивным, балетным и гимнастическим школам.

    Воспитание будущих чемпионов спорта, великих музыкантов и прим. балета возможно до определённого возраста.

    +1
  • Сергей, 28 января, 15:16

    Что касается предлагаемых уровней образования (т.е. образовательных цензов согласно ст.2 законопроекта), то эта иерархия вполне приемлема. Единственное серьезное замечание связано с соблюдением единства терминологии. В разных статьях законопроекта употребляется то "подготовка научно-педагогических кадров", то "подготовка научных кадров". Желательно оставить один из них - "подготовка научных кадров" предпочтительнее ввиду большего объема этого понятия.

    В этой связи, настораживает появление понятий, не имеющих четкого, легального определения, например, "специалист среднего звена". Обозначив один из уровней "подготовкой квалифицированных рабочих", порождаем вопрос о служащих и обычных специалистах (не среднего звена).

    К сожалению, большинство комментариев к этой статье и пункту свидетельствуют, что авторы не различают систему образования в стране и уровни образования (образовательные цензы) в стране. А речь здесь должна идти именно о последних!

    +2
  • п. 2 ч.1 ст. 15 изложить в следующей редакции:

    2) организаций, осуществляющих образовательную деятельность и их работников

    дополнить ч.1 ст.15 пунктом 6)

    6) обучающихся и их законных представителей, независимо от способа и формы обучения, включая экстернат, дистантное образование, семейное обучение, обучение в образовательных учреждениях всех форм собственности.

    Пояснение:

    П. 2 ч.1 ст.15 текущей редакции включает в себя обучающихся только организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Все формы самообразования, в том числе и экстернат оказываются исключены из системы образования вместе с обучающимися.

    Минимальная правка этого упущения – это вынести обучающихся любых форм в отдельный пункт с перечислением форм обучения.

    +6
  • Хохлов Александр, 28 января, 00:01

    Предлагается следующая градация:

    3. В системе образования выделяются следующие уровни и подуровни основного образования:

    1) дошкольное образование:

    а) дошкольное образование детей младшего возраста (младше 3 лет);

    б) дошкольное образование детей старшего возраста (от 3 до 7 лет);

    2) общее образование:

    а) начальное общее образование (1-3 или 1-4 классы);

    б) основное общее образование (5-9 классы);

    (примечание - уровень 2б) является обязательным, людям, у которых есть такой уровень образования, обязаны предоставлять соответствующие рабочие места с зарплатой не ниже прожиточного минимума)

    в) полное общее образование (10-11 классы);

    3) среднее профессиональное образование (примечание - только для имеющих основное общее образование, на выходе - выпускник без полного общего образования):

    а) начальное профессиональное образование (подготовка квалифицированных рабочих);

    б) специальное профессиональное образование (подготовка специалистов среднего звена);

    4) академическое высшее образование (примечание - только для имеющих полное общее образование):

    а) бакалавриат;

    б) магистратура;

    5) прикладное высшее образование (примечание - только для имеющих среднее профессиональное образование): специалитет;

    6) подготовка научно-педагогических кадров (примечание - только для имеющих академическое высшее образование любого из двух подуровней):

    а) аспирантура;

    б) докторантура.

    4. В системе образования устанавливаются следующие уровни и подуровни дополнительного образования:

    1) дополнительное дошкольное образование;

    2) дополнительное школьное образование (примечание - сюда же входят различного рода художественные, музыкальные и пр. школы);

    3) дополнительное профессиональное образование (примечание - только для имеющих полное общее образование);

    4) дополнительное академическое высшее образование;

    5) дополнительное прикладное высшее образование;

    6) дополнительное образование класса "повышение квалификации" (примечание - дополнение к уже полученной специальности);

    7) дополнительное образование класса "переподготовка" (примечание - новая специальность, не требующая высшего или среднего профессионального образования).

    +1
  • Sokol, 27 января, 20:02

    В ч.3 статьи 15 предлагаю включить образование в школах искусств.

    +3
  • Шемякина Елена, 27 января, 14:38

    Надо сохранить начальное профессиональное образование как самостоятельный уровень профессионального образования. Образовательные учреждения НПО сейчас выполняют весьма важную социальную функцию:дают возможность получать профессиональное образование, бесплатное питание и другую материальную поддержку детям, находящимся в неблагополучной жизненной ситуации. У таких детей появляется шанс не пополнить ряды асоциальных элементов, а зарабатывать на жизнь.

    +2
  • В ч.4 п.3 ст. 15 законопроекта говорится, что высшее образование включает бакалавриат, магистратуру, подготовку специалиста и подготовку научно-педагогических кадров. Мы видим, что система высшего образования реформируется в соответствии с европейскими и мировыми стандартами. Хотелось бы, чтобы законодателем было уточнено, входит ли подготовка научно-педагогических кадров в высшее образование или нет, так как в ч. 1 ст. 119 говорится, что

    к освоению программ подготовки научно-педагогических кадров допускаются лица, имеющие высшее образование - подготовка специалиста или магистратура

    Таким образом непонятно, если высшим образованием уже являются магистратура или статус специалиста, то к какому уровню подготовки следует отнести подготовку научно-педагогических кадров? И можно ли подготовку научно-педагогических кадров отождествлять с аспирантурой или это более широкое понятие? Можно ли также отождествлять степени специалиста и магистра? В законе относительно этого уточнений не даётся, однако, в ряде случаев из контекста и перечисления данных степеней через запятую можно сделать вывод об их тождественности. Мы просим устранить данную неясность и, в целях устранения возможности неоднозначного толкования, более чётко и однозначно прописать данные нормы.

    +2
  • Часть 3 статьи 15 изложить в следующей редакции: В системе образования устанавливаются следующие уровни образования:

    1) дошкольное образование;

    2) общее образование:

    начальное общее образование;

    основное общее образование;

    среднее общее образование;

    3) начальное профессиональное образование:

    подготовка квалифицированных рабочих.

    4) среднее профессиональное образование:

    подготовка специалистов среднего звена;

    5)высшее образование:

    бакалавриат;

    подготовка специалиста;

    подготовка научно-педагогических кадров.

    +2
  • КГТУ-КАИ, Насыров И.К., 27 января, 11:17

    В статье пункт 3 изложить в редакции:

    «В системе образования Российской Федерации устанавливаются следующие уровни образования:

    1) дошкольное образование;

    2) общее образование:

    начальное общее образование;

    основное общее образование;

    среднее общее образование;

    3) профессиональное образование:

    общее профессиональное образование:

    подготовка квалифицированных рабочих;

    среднее профессиональное образование:

    подготовка специалистов среднего звена;

    4) высшее образование:

    бакалавриат;

    магистратура: подготовка специалиста;

    подготовка научно-педагогических кадров: аспирантура; докторантура.

    +1
  • Предлагаем вниманию свои некоторые соображения.

    В первую очередь необходимо именно на законодательном уровне установить перечень направлений подготовки, по которым возможно получение только квалификации специалиста. В такой перечень должна обязательно попасть и такая специальность как юриспруденция.

    Относительно же конкретных предложений полагаем, необходимо отражение в Законопроекте следующего.

    1. Регламентация вопросов аспирантуры и докторантуры.

    Частью 3 ст. 15 Законопроекта устанавливаются уровни образования.

    Считаем, что подготовка научно-педагогических кадров неправомерно и необоснованно отнесена к уровню высшего образования.

    Подготовка научно-педагогических кадров – самостоятельный уровень образования – послевузовское образование.

    При этом, аспирантура (адъюнктура) и докторантура являются формами подготовки научно-педагогических кадров. В этой связи, во первых, закономерно ввести положения о докторантуре в систему нормативных положений Законопроекта, во вторых, подготовку научно-педагогических кадров отнести к самостоятельному уровню образования.

    Данная позиция будет согласовываться с положением, закрепленным в ч. 13 ст. 18 Законопроекта, а также отражать потребности социальной действительности и отвечать критериям разумности и целесообразности правового регулирования.

    Развивая обозначенное предложение, необходимо предусмотреть соответствующее нормы о докторантуре в ст. 119 Законопроекта или ввести самостоятельную статью 120 «Докторантура», с изменением нумерации последующих статей.

    Также в ст. 119 Проекта закона необходимо указать формы обучения в аспирантуре, к числу которых отнести очную, заочную и соискательство.

    В статье 112 Законопроекта следует предусмотреть программы подготовки научно-педагогических кадров в докторантуре.

    При этом считаем нецелесообразным присвоение по окончанию обучения по программам аспирантуры или докторантуры соответствующих квалификаций в случае отсутствия защиты соответствующей диссертации, поскольку обратное (что на сегодняшний момент имеется в ч. 4 ст. 112 Законопроекта) нивелирует значимость и статус аспирантуры и докторантуры как таковых.

    +3
  • Совет лицея, 26 января, 15:02

    Против исключения из системы образования уровня НПО. Основной контингент наших обучающихся – дети несовершеннолетнего возраста и нуждающиеся в государственной поддержке. Это сироты и дети из малообеспеченных и неблагополучных семей, требующие особого внимания. С ними работают преподаватели и мастера производственного обучения, ориентированные на обучение данного контингента. К тому же, у многих обучающихся системы НПО по разным причинам нет возможности получить профессию в других системах образования.

    +3
  • Из пункта 4) исключить "подготовка научно-педагогических кадров"

    Добавить:

    5) послевузовское образование:

    подготовка научно-педагогических кадров;

    дополнительное профессиональное образование;

    повышение квалификации.

    +1
  • Дмитрий_Зу, 25 января, 00:50

    Наличие таких форм уровня образования как "начальное общее образование", "основное общее образование" нецелесообразно.

    Либо человек получает нормальное среднее образование, либо мы продолжаем плодить неучей и бездельников.

    +3
  • Мозгунова Ирина, 24 января, 12:24

    Структура системы образования требует пересмотра на предмет цельности, охвата всех компонентов, имеющих отношение к образованию. Иначе, по какому признаку не нашли себе места среди компонентов структуры: организации дополнительного образования, система дистанционного обучения, экстернат (самообразование), семейное образование, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью?

    Предлагаю, как вариант, следующую структуру системы непрерывного образования (два столбца: основное и дополнительное образование).

    Осн. образование Доп. образование

    1) дошкольное образование (0-7 лет) - 1)д/образование для дошкольников;

    2)начальное общее образование (7-10);

    основное общее образование (10-15);

    среднее общее образование (15-17) - 2)д/образование для детей младшего, среднего, старшего школьного возраста;

    3) среднее профессиональное образование:

    подготовка квалифицированных рабочих (15-17);

    подготовка специалистов среднего звена (15-19) - 3)д/образование для подростков и учащейся молодёжи, доп. профессиональное образование;

    4) высшее образование:

    бакалавриат (17-21);

    магистратура, подготовка специалиста (20-22); - 4)д/образование для студентов, доп. профессиональное образование;

    5)послевузовское образование;

    подготовка научно-педагогических кадров; - 5) доп. профессиональное образование; 6) повышение квалификации;

    7) доп.образование для людей среднего, старшего, пожилого возраста.

    Дополнительное образование проводится по образовательным программам, содержание которых находится в настоящее время за рамками основных образовательных программ. Не исключено, что часть дополнительных образовательных программ со временем будет переходить в основное образование (например, обучение вождению автомобиля с изучением ПДД на младших возрастах).

    На основные образовательные программы должны быть разработаны государственные стандарты.

    Все виды самообразования (ДО, экстернат, семейное образование) должны государством поощряться (и компенсироваться материально), так как они разгружают систему образования и способствуют становлению высокоразвитой личности.

    Занятия индивидуальной педагогической деятельностью не должны законом регламентироваться вообще, так как репетиторство либо исправляет "недостатки" системы образования, либо удовлетворяет специфические потребности людей (изучение языка фарси, обучение плетению из лозы), то есть они регулируются рынком.

    +7
  • Мозгунова Ирина, 24 января, 09:40

    В п.2 ст.15 необходимо исключить слова "на протяжении всей жизни", так как реализация данного положения не обеспечивается более ни одним пунктом законопроекта. Ибо появится необходимость вводить в структуру образовательные учреждения для лиц среднего, старшего и даже пожилого возраста, в которых осуществлять образование с использованием принципов андрагогики.

    Переход от модели "образование на всю жизнь" к модели "образование на протяжение всей жизни" пока можно рассматривать лишь в перспективе.

    +0
  • п.2.Система образования Российской Федерации представляет собой совокупность:

    4) высшее образование:

    бакалавриат;

    магистратура, подготовка специалиста;

    подготовка научно-педагогических кадров, – добавить включающий аспирантуру и докторантуру.

    +3
  • Денисов Евгений, 23 января, 23:08

    Ст.15 ч.3

    «подготовка научно-педагогических кадров. Перенести в отдельный пункт

    «4) послевузовское образование»

    +8
  • Полностью согласен со всеми замечаниями к части 3 главы 2, статьи 15.

    Убирать "начальное профессиональное образование " нелепо, необходимо просто включить пункт, об ответственности учебного учреждения НПО за подготовленного выпускника, его навыки и умения в полученной профессии.

    Закрепить пункт по поводу принятия в учебные учреждения НПО, в качестве преподавателей студентов окончивших средние профессиональные учебные заведения, без предъявления опыта работы к ним.

    +2
  • МЭСИ, 21 января, 19:56

    В части 1 пункты 1 и 3 поменять местами.

    +0
  • Дмитрий Жильцов, 21 января, 13:47

    Необходимо оставить НПО, как уровень системы образования, таким образом сохранится логика всей системы профессиональное образования. НПО – это воспитание, обучение и развитие наших детей в учреждениях НПО, имеющих рейтинг больше, чем в ином профильном ВУЗе, чего просто не дают и не предусматривают учреждения уровня СПО и ВПО, хочется отметить, что многие учреждения начального профессионального образования несут и социальные функции, где есть и дети педагогически запущенные, и из малообеспеченных и социально - неблагополучных семей, сироты. Куда их прикажите девать?

    +8
  • Необходимо обозначить место дополнительного (внешкольного) образования в структуре системы образования. Иначе глава 15 "Дополнительное образование" не вписывается законодательно в проект федерального закона. Если его нет в структуре, то как оно может быть вообще. Если дополнительное образование детей (внешкольное воспитание учащихся) становится только платным, тогда это уничтожение этой системы в целом.

    +10
  • Андрей П., 21 января, 05:01

    В предлагаемой системе образования уровень общего образования, называемый в законопроекте "среднее общее образование" не имеет своего места. Нужно чётко прописать, что получение этого уровня образования необходимо только для последующего получения высшего образования, а потому переименовать его в "полное общее образование" и исключить из обязательных условий для получения среднего профессионального образования. В то же время в программу получения среднего профессионального образования нужно включить те предметы, которые необходимы для получения профессии или специальности среднего профессионального образования, но считать их частью среднего профессионального, а не общего образования.

    +0
  • Александр, 20 января, 10:55

    Начальное профессиональное образование необходимо сохранить, может в какой-то другой форме.

    +4
  • prep44, 19 января, 11:50

    Подготовку научно-педагогических кадров оставить послевузовским образованием. Во всех развитых странах есть post-graduate. Если есть настоятельная необходимость в дополнительной педагогической подготовке доцентов - обяжите ВУЗы проводить повышение квалификации по педагогике. Ни в коем случае аспирантура и бакалавриат не являются одним уровнем образования. Согласна со многими замечаниями - необходим ввести пятый уровень - послевузовское образование, в который и включить подготовку научно-педагогических кадров.

    +9
  • Сорокина Людмила, 19 января, 03:09

    При общей положительной оценке концепции законопроекта необходимо обратить внимание на то, что предложенный проект Федерального Закона, к сожалению, не определяет роль системы НПО. Так, в статье 15 проекта Федерального Закона задается новая структура системы образования, в которой нет звена начального профессионального образования.

    На основании вышеизложенного с целью дальнейшего

    совершенствования и развития НПО и учебных заведений, следующие предложения:

    1. Глава 2

    1) в статье 15:

    часть 3 изложить в следующей редакции:

    «3. В системе образования устанавливаются следующие уровни образования:

    1) дошкольное образование;

    2) общее образование:

    начальное общее образование;

    основное общее образование;

    среднее общее образование;

    3)начальное профессиональное образование:

    подготовка квалифицированных рабочих.

    4)среднее профессиональное образование:

    подготовка специалистов среднего звена;

    5)высшее образование:

    бакалавриат;

    магистратура,

    подготовка специалиста;

    подготовка научно-педагогических кадров.

    2. В проект Федерального Закона добавить главу «Начальное профессиональное образование».

    +5
  • К сожалению, в проекте закона "Об образовании" отсутствует понятие "Начальное профессиональное образование", к которому в настоящее время относятся профессионально-технические училища и профессиональные лицеи. Основной контингент обучающихся в учреждениях начального профессионального образования – дети несовершеннолетнего возраста, нуждающиеся в государственной поддержке. Это дети из малообеспеченных и неблагополучных семей, требующие особого внимания.

    В системе образования отдельно не выделено дополнительное профессиональное образование. Сегодня высшим образованием люди не ограничиваются, существует программы повышения квалификации и переподготовки кадров. Считаем необходимым выделить «Дополнительное профессиональное образование». Дополнительное профессиональное образование направлено на целенаправленное непрерывное повышение профессиональных знаний граждан в течение всей жизни, в том числе с целью своевременного соответствия требованиям рынка труда; на совершенствование деловой квалификации граждан, подготовку к выполнению новых видов профессиональной деятельности…

    +8
Цитировать