Законопроект 2011

Общественное обсуждение законопроектов

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Оглавление

Статья 17. Общие требования к содержанию образования

Замечания и предложения к статье 17 (99)

1. Содержание образования как один из определяющих факторов экономического и социального прогресса общества ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее развития и самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового, социального, демократического государства, эффективное развитие экономики, обеспечение национальной безопасности государства.
2. Содержание образования должно обеспечивать:
высокий уровень общей и профессиональной культуры личности и общества;
формирование у обучающегося соответствующей современному уровню развития науки системы представлений о картине мира;
духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей; ее интеграцию в национальную, российскую и мировую культуру;
формирование человека и гражданина, являющегося сознательным членом современного общества, ориентированным на поступательное развитие и совершенствование этого общества;
удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающегося с учетом его способностей;
развитие кадрового потенциала общества, удовлетворение потребностей экономики и социальной сферы в высококвалифицированных рабочих и специалистах.
3. Профессиональное образование и профессиональное обучение должны обеспечивать получение обучающимся профессии (специальности) и (или) соответствующей квалификации.
4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

(0)

Замечания и предложения к статье 17 (99)

  • Алексей, 1 февраля, 01:17

    абзац 3 Пункта 2 Ст. 17 изложить в следующей редакции:

    - духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей и единой системы общенациональных ценностей; её интеграцию в национальную, российскую и мировую культуру;

    +1
  • D.R., 1 февраля, 00:28

    Полностью отсутствует пункт о военнообязанных, что я считаю существенным упущением. Если раньше утверждалось , что в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы, то в законопроекте от 2010 года данный пункт вообще отсутствует.

    +0
  • Алла Фомина, 1 февраля, 00:15

    Дополнить содержание образования идеей здоровьесбережения и здоровьесозидания.

    +0
  • гуренков, 31 января, 23:28

    Содержание образования должно

    воспитывать уважение к исторически сложившимся религиозным убеждениям народов РФ.

    +2
  • Ёрик, 31 января, 22:39

    Боюсь, что статья слишком декларативна. Взаимоуважение — это хорошо, но из закона, возможно, стоит исключить или предложить что-то более конкретное.

    Я бы, например, увеличил кол-во часов, уделяемых иностранным языкам, и количество самих языков. Это куда как больше способствует развитию свободного мышления и взаимоуважения, чем прямая пропаганда и воспитательные беседы. В идеале, 1 ин.яз. с 1 класса, с 5 ещё, с 7 третий. Для начала, хотя бы для городских школ.

    +0
  • Татьяна Ивановна, 31 января, 21:42

    По моему мнению в школе нужно произвести следующее изменения:

    1. Школа обязана соответственно принципам дидактики не только обучать, но и воспитывать. Планирование уроков должно содержать не только учебные, но и воспитательные цели, должно быть связано с практикой работы с учениками. Важным средством воспитания должен быть коллектив сверстников.

    2. В учебный план включить значительное количество гуманитарных предметов, особенно МХК, так как человека воспитывают и формируют его личность только общество и искусство. Религия и половое воспитание — дело семьи. Шедевры искусства религиозного содержания изучаются в рамках общей мировой культуры.

    3. Убрать из учебного материала предметы не являющиеся основами наук, например: ОБЖ, «Моя карьера», «Основы медицины» и т. п. Включить в курс школы предмет «Обществоведение».

    +0
  • Содержание образования должно содействовать образованию единой гражданской нации ("русский народ", "российский народ").

    +0
  • удовлетворение образовательных, духовных потребностей и интересов обучающегося с учетом его способностей;

    +0
  • Егоров С.В., 31 января, 17:52

    5. В ст. 17 «Общие требования к содержанию образования» п. 2 следует дополнить:

     получение определенных компетенций, перечень которых должен быть указан в ФГОС каждого направления, каждой специальности образовательной программы.

    Это дополнение можно дать после слов «формирование человека и гражданина…»

    +0
  • Необходимо включить:

    Формирование у обучающегося компетенций безопасной жизнедеятельности.

    +0
  • Дополнить п. 2 ст. 17

    - междисциплинарность и опережающий характер образования.

    +1
  • Игошин, 31 января, 14:32

    К главе 2,ст.17,части 2.

    2. Содержание образования должно обеспечивать - очень пафосно, нет конкретики. Неясно что понимается под "высоким уровнем общей и профессиональной культуры личности и общества", "удовлетворением образовательных потребностей и интересов обучающегося с учетом его способностей " и как именно школа должна развивать кадровый потенциал общества.

    +2
  • Мазин Валерий, 31 января, 13:53

    В последнем абзаце: либо убрать слово "рабочих", поскольку в результате образования они тоже становятся специалистами, тем более, если они низкоквалифицированны; либо после слова "специалистов" добавить "следующих уровней". Понятия "рабочий" и "специалист" не альтернативны.

    +0
  • Посетитель, 31 января, 10:49

    ч. 2:

    Заменить декларативные, абсолютно пустые утверждения на простые народные заветы:

    Содержание образования должно обеспечивать:

    - воспитание личности, знающей и соблюдающей законы РФ, умеющей формулировать и отстаивать свою позицию на родном и иностранном языке (а не только пересказывать заученные убогие тексты, как это делается сегодня в «лучших» гимназиях);

    - развивать умение адаптироваться к социальной жизни и профессиональной деятельности;

    - получение знаний и тренингов по психологии семейной жизни;

    - развитие умений и навыков самообслуживания и взаимопомощи, этикета, первой медицинской помощи;

    поведения при пожарах и других непредвиденных обстоятельствах;

    - развитие речи, мышления и духовных потребностей обучающихся;

    - формирование здорового образа жизни, развитие физических способностей личности, умеющей защитить себя, своих близких и свою родину;

    - развивать умение накапливать знания и опыт и желание передавать накопленное другим людям.

    +7
  • В.Клетушкин, 31 января, 03:05

    здесь много идеологии и мало содержательного. Редакция:

    "..должно обеспечивать:

    способность анализировать информацию как таковую, не зависимо от её стилевых, контекстных и тематических особенностей.

    формирование у обучающегося фундаментальных образовательных и научных полных представлений о происхождении Вселенной и человека.

    глубокое и эмоционально всестороннее понимание соотносительности личности, общества и цивилизации, формируемой на основе высших способностей человека, своей деятельностью придающего полноту национальной, российской и мировой культуре.

    формирование человека и гражданина, являющегося сознательным членом цивилизованного общества, ориентированным на поступательное развитие и совершенствование сего общества

    выявление образовательных потребностей и интересов обучающегося с учётом его образовательных возможностей

    сохранение в совокупности кадрового потенциала общества, удовлетворение потребностей образовательной, технологической, научной и административной сфер государства в высококвалифицированных профессионалах."

    +0
  • В.Клетушкин, 31 января, 02:14

    ориентировано на обеспечение самоопределение личности

    необходимо заменить на - "ориентировано на повышение статуса личности"

    +0
  • сердцева людмила, 30 января, 14:15

    Абзац 4 дополнить

    формирование человека и гражданина, являющегося сознательным членом современного общества, способным к анализу оснований собственной деятельности, ответственным, ориентированным на поступательное развитие и совершенствование этого общества;

    +4
  • Для чего эти общие слова? И кто должен определить, удалось все эти замечательные качества воспитать в учащемся или не удалось.

    +2
  • удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающегося с учетом его способностей;

    (добавить) и возможностей по состоянию здоровья;

    +1
  • ezop50, 28 января, 20:03

    Статья 17. Общие требования к содержанию образования

    добавить- "и воспитания". В законе нет воспитательного акцента. Где штат отдельных воспитателей-психологов? отдельных классных руководителей? организаторов культурно-массовых мероприятий?

    Закон молчит. Без качественного воспитания не будет качественного образования. Образовывать значит обучать, научать знаниям. Если хотите добавить обучать, научать культурам, религиям, атеизму и др. мировоззрениям-будьте добры, введите воспитателей отдельной категорией от преподавателей. Преподаватель и воспитатель- разностилевые структуры.

    +4
  • Хохлов Александр, 28 января, 19:18

    3. Профессиональное образование и профессиональное обучение должны обеспечивать получение учащимся профессии (специальности) и/или соответствующей квалификации путём проведения аудиторных и самостоятельных работ с использованием современного оборудования и технического обеспечения, а также путём проведения обязательных практических занятий с участием специалистов, успешно работающих в данной отрасли, и с использованием необходимого современного оборудования.

    4. Образование должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми путём обязательного изучения в рамках программ дошкольного и общего образования государственного (русского), национального (из числа языков, распространённых в данном регионе) и иностранного (из числа языков международного общения) языков, обязательного светского изучения в рамках программ дошкольного и общего образования основ мировых религий, а также способствовать укреплению здоровья жителей России путём обязательного изучения в рамках программ дошкольного, общего, среднего профессионального, академического и прикладного высшего образования основ физической культуры.

    +1
  • Хохлов Александр, 28 января, 19:05

    "Образование должно обеспечивать:

    формирование у учащегося знаний о картине мира, соответствующей уровню развития науки и современным представлениям о картине мира;

    духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей, особенностей русской и национальной культур, понимание роли культуры в развитии человека, общества и государства;

    удовлетворение образовательных потребностей и интересов учащегося с учётом его способностей и возможностей здоровья;

    высокий уровень общей и профессиональной культуры личности и общества;

    умение самостоятельно мыслить и принимать ответственные решения;

    увеличение роли человека в обществе для совершенствования гражданского общества;

    развитие кадрового потенциала общества для соразмерного трудозатратам удовлетворения растущих потребностей его участников;

    физическое развитие учащихся, соразмерное их возрасту, возможностям здоровья, с учётом индивидуальных предпочтений."

    +3
  • Хохлов Александр, 28 января, 18:58

    Предлагается уточнение порядка следования понятий:

    Образование как один из определяющих факторов экономического и социального прогресса общества ориентировано на создание условий развития, самоопределения и самореализации личности, развитие общества, укрепление правового социального государства, эффективное развитие национальной экономики, укрепление национальной безопасности и обеспечение целостности государства.

    +2
  • luceum, 28 января, 16:12

    Ничего не говорится о содержании образования в контексте стандартов.

    +2
  • sch35gimnaz, 28 января, 14:14

    Отсутствие единых программ приводит к трудностям при переходе учащихся из одной школы в другую.

    +4
  • Абзац 2 ч.2 ст. 17

    Словосочетание «представлений о картине мира» заменить на словосочетание «представлений о мире»

    Дополнить ч. 2 ст. 17 абзацем:

    способность и возможность непрерывного самообразования обучающегося;

    +3
  • Sokol, 27 января, 20:22

    Абзац 2-й ч.2 предлагаю расширить:

    2. Содержание образования должно обеспечивать:

    формирование у обучающегося соответствующей современному уровню развития науки системы представлений о картине мира, усвоение обучающимся исторических фактов своей страны, получения представления о государственной системе своей страны, а при дополнительном обучении в школах искусств получения навыков в выбранной области искусства.

    +2
  • Изложить второй абзац пункта 2 Статьи 17 «Общие требования к содержанию образования»

    2. Содержание образования должно обеспечивать:

    духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей; ее интеграцию в национальную, российскую и мировую культуру;

    в следующей редакции:

    духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей;

    интеграцию личности в национальную, российскую и мировую культуру;

    Дополнить пункт 2 Статьи 17 следующим абзацем:

    возможность личности ориентироваться в современном мире, быть востребованной и успешной.

    +2
  • Ч.Н.В., 26 января, 16:01

    Глава 2, статья 17, часть 2

    Данную формулировку «Формирование человека и гражданина, являющегося сознательным гражданином и патриотом современного общества, ориентированным на поступательное развитие и совершенствование этого общества» лучше заменить: «ориентированным на служение отечеству и совершенствование общества».

    +2
  • Ч.Н.В., 26 января, 15:50

    Глава 2, статья 17

    Считаем, что в данной статье нужно отразить следующее: «Курсы изучения основ религиозных культур не могут быть включены в инвариантную часть базисного учебного плана и могут рассматриваться только в рамках внеурочной деятельности и с согласия родителей» (на основании главы 1, статьи 3, часть 4)

    +8
  • ГОУ ВПО КубГУ, 26 января, 11:36

    Убрать из текста статьи словосочетание «их работников и обучающихся». Представляется нецелесообразным включать работников и обучающихся в структуру системы образования в качестве самостоятельных элементов.

    +3
  • Солдатов Александр, 25 января, 19:31

    Ст.17. Общие требования к содержанию образования.

    1) В части 2 ввести нумерацию пунктов.

    2) Абзац 3-й, или по моему предложению п.3) изложить:

    "духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих, социокультурных и религиозных ценностях ...". Т.е. добавить "религиозных", раз уж речь идет о духовных ценностях.

    +3
  • Лебедева Елена, 25 января, 18:37

    2. Содержание образования должно обеспечивать:

    ...

    формирование человека и гражданина, являющегося сознательным членом современного общества, способного влиять на поступательное развитие и совершенствование этого общества;

    ...

    развитие кадрового потенциала общества, удовлетворение потребностей экономики и социальной сферы в высококвалифицированных рабочих и специалистах в различных сферах деятельности.

    +1
  • Андрей П., 25 января, 03:39

    ч.2

    развитие кадрового потенциала общества, удовлетворение потребностей экономики и социальной сферы в высококвалифицированных рабочих и специалистах.

    Категорически против такой формулировки. Из неё следует, что всё образование будет направлено, главным образом, на удовлетворение потребностей государства в рабочей силе. Если забыли или специально не упомянули об интеллектуальном потенциале общества, то нужно это обязательно вписать.

    "развитие интеллектуального потенциала общества, удовлетворение потребностей общества и государства в научно-исследовательской сфере"

    Также считаю исключительно важным добавить формулировку примерно такого содержания:

    "формирование физически и психически здоровой личности и, как следствие, всего общества".

    +6
  • Андрей П., 25 января, 03:26

    Ч.2.

    духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих

    социокультурных ценностей; ее интеграцию в национальную, российскую и мировую культуру

    Нужно убрать слово "социокультурную". Не уверен, что нужно разделять национальную и российскую культуру.

    "духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих

    ценностей и её интеграцию в российскую и мировую культуру;"

    +3
  • Андрей П., 25 января, 03:15

    ч.2

    Содержание образования должно обеспечивать:

    высокий уровень общей и профессиональной культуры личности и общества;

    Что такое профессиональная культура личности и общества? Чем проще слово, тем более оно точно, не нужно насыщать лишними формулировками, достаточно написать:

    "Содержание образования должно обеспечивать: высокий уровень культуры личности и, как следствие, всего общества;"

    +2
  • ivanov, 24 января, 21:58

    Про "физическое развитие" нужно добавить. Так как без этого не получится гармонии.

    +4
  • 1. Федеральные государственные учреждения, ведущие целевой набор студентов на специальности среднего профессионального образования, должны обязать себя трудоустроить, в последующем этого выпускника.

    2. Учебные занятия и практические работы, проводить в хорошо оснащенных для этого кабинетах и аудиториях.

    +3
  • Мозгунова Ирина, 20 января, 11:15

    Необходимо перейти от "предметного" преподавания к преподаванию по образовательным областям. Содержание образования должно быть представлено четырьмя образовательными областями:

    «Человек – Гражданин» может быть представлена основами исторических, юридических, экономических, обществоведческих наук;

    «Человек – Труженик» может быть представлена универсальными знаниями (математика, языки, информатика, физика, химия, биология) и практическими занятиями по ознакомлению с универсальными видами человеческих деятельностей (черчение, автовождение, электротехника и т.п.);

    «Человек – Семьянин» может включать педагогические и психологические знания, основы медицины (анатомию, педиатрию) развёрнутый курс «Домоводства»;

    «Человек – высоконравственная личность» может включать основы этических, философских знаний и практический курс по формированию эмоционально ценностных отношений у учащихся (воспитательный компонент).

    +1
  • Ханаева Татьяна, 19 января, 22:43

    Во всех школах страны должна быть одинаковая обучающая литература.

    +5
  • Владимир, 19 января, 20:41

    Слова "содержание" и "содействовать" по смыслу как-то неохотно согласуются друг с другом. Кроме того, что такое "содержание образования"? Учебные программы или что-то другое? Как видно из смысла данной части, содержание образования должно содействовать, а вот образовательные структуры могут этого не делать. И не делают. Предлагаю

    Содержание образования должно содействовать

    заменить на "Система образования должна основываться на..."

    +3
  • Малеева, 17 января, 22:40

    Содержание образования должно обеспечивать:

    ..умение самостоятельно находить и обрабатывать информацию

    (попросту говоря, необходимо учить учиться, и это самое главное).

    +6
  • Елена Стерлигова, 17 января, 08:32

    Предлагаю новую редакцию ч.2:

    "Содержание образования должно обеспечивать:

    формирование личности и гражданина, ориентированного на саморазвитие и совершенствование общества;

    формирование у обучающегося системы научных представлений о себе и мире;

    физическое и духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих ценностей;

    высокий уровень общей и профессиональной культуры личности и общества;

    интеграцию личности в национальную, российскую и мировую культуру;

    удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающегося с учетом его способностей;

    удовлетворение потребностей экономики и социальной сферы в высококвалифицированных рабочих и специалистах, развитие кадрового потенциала общества".

    +6
  • RusPatr, 16 января, 23:29

    Также образование направлено на усвоение моральных ценностей.

    +0
  • Галина Попова, 14 января, 20:53

    Студенты (обучающиеся) должны обязательно получить возможность прохождения практики на предприятиях. Но учебное заведение сильно зависит от желания (или нежелания) организаций принимать на себя определенные обязательства, связанные с процессом организации практики студентов на реальных рабочих местах. Возможно ли "подключить" к образовательному процессу участников реального сектора экономики хотя бы в рамках подготовки студентов, обучающихся за счет бюджета?

    +4
  • Анастасия Дребот, 12 января, 00:59

    развитие кадрового потенциала общества, удовлетворение потребностей экономики и социальной сферы в высококвалифицированных рабочих и специалистах.

    "Кадровый потенциал", "рабочие и специалисты" - это тип мышления наёмного работника. Почему в содержание образования не входит обучение другому мышлению - мышлению работодателя?

    +12
  • Владимир, 11 января, 07:38

    "Формирование человека и гражданина, являющегося сознательным членом современного общества". Сказать о необходимости правового воспитания для формирования гражданина. Можно изложить так: формирование человека и гражданина в духе правовых ценностей, уважения к закону и другим социальным нормам установленным в обществе.

    +6
  • Формирование соответствующего уровня развития научной системы представлений обучающихся о картине мира обеспечивается системой научно-педагогических ценностей, приоритетов, условий, совершенствования образовательной деятельности, учебно-воспитательного процесса и устойчивого функционирования всей системы образования.

    Комментарий: научно-педагогические ценности, приоритеты и условия, отображающие дидактические категории, принципы, критерии в системе форм, средств, методов обучения, освоенных педагогом, обеспечивают мировоззренческую деятельность системы образования в вопросах формирования и развития представлений обучающихся о картине мира.

    +1
  • "4. Содержание образования должно способствовать взаимопониманию и сотрудничеству между народами и отдельными людьми независимо от их расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений при соблюдении гуманистического и научного мировоззрения."

    +0
  • формирование у обучающегося соответствующей современному уровню развития науки системы представлений о картине мира;

    заменить на

    "формирование у обучающегося системы знаний о мире и человеке в нем, адекватной современному уровню развития науки"

    +11
Цитировать