Законопроект 2011

Общественное обсуждение законопроектов

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Оглавление

Статья 18. Образовательные программы

Замечания и предложения к статье 18 (142)

1. Образовательные программы определяют содержание образования соответствующих уровня и (или) направленности.
Реализация образовательных программ осуществляется в целях обеспечения возможности непрерывного образования, общего и профессионального развития человека в течение всей жизни в соответствии с образовательными и профессиональными потребностями.
2. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
В имеющих государственную аккредитацию организациях, осуществляющих образовательную деятельность, образовательные программы разрабатываются на основе соответствующих федерального государственного образовательного стандарта, федеральных государственных требований, образовательных стандартов и требований, устанавливаемых университетами (при их наличии), если иное не установлено законодательством об образовании.
3. К основным образовательным программам относятся образовательные программы, разработанные по уровню образования, профессии, направлению подготовки или специальности, по которым устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты. В системе образования Российской Федерации реализуются основные общеобразовательные и основные профессиональные образовательные программы.
4. Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения основных профессиональных образовательных программ и программ профессиональной подготовки.
5. К основным общеобразовательным относятся образовательные программы:
1) дошкольного образования;
2) общего образования (начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования).
Основные общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными, то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей.
6. Основные профессиональные образовательные программы направлены на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека, подготовку квалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров соответствующего уровня образования и квалификации в соответствии с потребностями общества и государства.
7. К основным профессиональным относятся образовательные программы:
1) среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих, программы подготовки специалистов среднего звена);
2) высшего образования (программы бакалавриата (прикладного, академического), программы подготовки специалиста, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров, специализированные последипломные программы (ординатура, ассистентура-стажировка)).
8. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ и (или) объем основных профессиональных образовательных программ в зачетных единицах (кредитах) в имеющих государственную аккредитацию образовательных и научных организациях определяются федеральными государственными образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
9. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, иные уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, имеющие в своем ведении образовательные учреждения, в части основных образовательных программ обеспечивают разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов примерных основных образовательных программ соответствующих уровня и направленности.
Примерные основные образовательные программы разрабатываются в установленном законодательством Российской Федерации порядке по заказу уполномоченных государственных органов исполнительной власти и (или) в инициативном порядке образовательными и научными организациями, объединениями образовательных организаций, общественными и государственно-общественными объединениями, иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования.
Участие в разработке на основе федеральных государственных образовательных стандартов примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) принимают в установленном порядке органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования
10. Примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности могут включать в себя базисный (примерный) учебный план и (или) примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей и иные методические материалы.
Примерные образовательные программы, примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей имеют для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, рекомендательный характер.
11. Примерные основные образовательные программы проходят экспертизу и включаются в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся общедоступным государственным информационным ресурсом. Порядок проведения экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, порядок аккредитации организаций, которым предоставляется право ведения такого реестра, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
12. В системе образования с учетом возрастных особенностей, интересов, способностей и (или) уровня образования и (или) профессиональной квалификации обучающихся реализуются дополнительные образовательные программы, к которым относятся дополнительные общеобразовательные и дополнительные профессиональные программы.
Дополнительные общеобразовательные программы направлены на развитие личности, ее общей культуры и индивидуальных способностей, освоение социокультурных ценностей, профессиональную ориентацию, организацию творческого труда, содержательного досуга, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья. Дополнительные профессиональные программы реализуются в целях профессионального развития, совершенствования профессионально значимых качеств, приобретения новых профессиональных компетенций, необходимых для выполнения определенного вида профессиональной деятельности, новых трудовых функций и (или) должностных обязанностей.
К дополнительным профессиональным программам относятся: образовательные программы профессиональной переподготовки; программы повышения квалификации (программы профессионального развития, квалификационные программы).
13. Наряду с образовательными программами в сфере образования реализуются программы профессионального обучения и программы подготовки научных кадров.
Программы профессионального обучения предназначены для освоения лицами различного возраста, имеющими образование не ниже уровня основного общего, профессиональных компетенций или навыков, необходимых для выполнения определенных трудовых функций, в том числе работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, и направлены на получение квалификации (разряда, класса, категории) по профессии без изменения образовательного ценза.
Программы подготовки научных кадров направлены на проведение научных исследований, подготовку и защиту по их результатам диссертации на соискание ученой степени в соответствии с номенклатурой научных специальностей.

(0)

Замечания и предложения к статье 18 (142)

  • Цветков Валерий, 1 февраля, 11:47

    Образовательные программы должны разрабатываться НМЦ или другими организациями. Исключением могут быть авторские программы, которые должны проходить серьезную экспертизу.

    +0
  • Поспелова Е.П., 1 февраля, 11:39

    Образовательная программа должна разрабатываться АПН, а ОУ будут вносить дополнения в зависимости от особенностей.

    +0
  • Гимназия № 10 ЛИК, 1 февраля, 10:09

    В статье 18 п. 10, абзац 2 убрать «рекомендательный характер», так как это разрушит образовательное пространство региона, учащимся, перешедшим на обучение в другую школу, придется ликвидировать разницу в содержании обучения, которая образовалась по вине взрослых.

    +0
  • Нижневерейская СОШ, 1 февраля, 09:55

    Образовательные программы должны быть едиными, разработанными централизованно.

    +0
  • Степанова Людмила, 1 февраля, 08:11

    Конкретизировать информацию о направленностях, компетенции ОУ по вопросам разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных программ.

    +0
  • Скачков Михаил, 31 января, 23:22

    Предлагаем в статье 18, пункт 10, в определении «Примерные основные образовательные программы» слова «могут включать» заменить на слово «включают». Статью 18, пункт 11, после слов «Порядок проведения экспертизы» дополнить словом «утверждения», далее по тексту. Это позволит эффективнее обеспечивать сохранение единого образовательного пространства со стороны государства и уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

    +0
  • Посетитель, 31 января, 21:13

    Дополнить этот пункт:

    Образовательная программа должна содержать в себе не только темы и планируемые результаты их изучения, но и требования к учебникам по способу преподнесения материала и психолого-педагогическим особенностям его распределения и дизайнерского решения. Образовательная программа должна задавать уровень современных требований и подходов к обучению: развитие речи и мышления, логики и критического мышления через образные картины и логические мостики, помогающие ребёнку самостоятельно перейти от одного умозаключения к другому. Учебники должны учить детей не только запоминать огромный поток информации, но и обучать техникам взаимодействия с одноклассниками и учителем с целью использования этой информации для развития коммуникативных навыков. Практическая направленность программы и учебников состоит в преобразовании знаний в умения и навыки через мотивированную деятельность учащихся на уроке.

    +7
  • Предлагаем в статье 18, пункт 10, в определении «Примерные основные образовательные программы» слова «могут включать» заменить на слово «включают». Статью 18, пункт 11, после слов «Порядок проведения экспертизы» дополнить словом «утверждения», далее по тексту. Это позволит эффективнее обеспечивать сохранение единого образовательного пространства со стороны государства и уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

    (формулировка согласована с экспертами)

    +0
  • Анна Гуськова, 31 января, 19:44

    Статья 18. ч.2. Образовательные программы должны разрабатываться не образовательными учреждениями, а специалистами, а образовательные учреждения должны их реализовывать.

    +0
  • Elena, 31 января, 19:24

    Логичнее, если образовательные программы будут разработаны авторами УМК. В них должна быть предусмотрена вариативная часть, которая может регулироваться областным или муниципальным ОУ.

    Хотелось бы, чтобы в учебниках сохранялась последовательность изложения материала и содержание было единым (при разной форме подачи). Иначе, переходя в другую школу, ребёнок вынужден какие-то темы изучать самостоятельно, путаться в теории.

    +3
  • Куприенко Наталья, 31 января, 19:04

    Образовательные программы должны разрабатываться Российской Академией Наук, утверждаться министерством образования с целью сохранения единого образовательного пространства

    +0
  • Татьяна, 31 января, 18:43

    1) разработать единую программу обучения по каждому предмету- этим должны заниматься специальные учреждения имеющие на то право и сертификаты- и эти программы не должны меняться и корректироваться каждый год. Про разработку- тут должно быть всё проверенно и откорректировано. Ставить эксперименты каждый год над учениками- это не правильно. Да и учебники разрабатывать надо так, чтобы- было всё четко по возрасту и возможностям и у всех одинаковые.

    2) ОУ- только немного подстраивать и корректировать под возможности своего ОУ, но только не разрабатывать свою!

    +2
  • kamstavr, 31 января, 18:41

    Требования примерных образовательных программ, в части, касающейся объема и содержания учебной дисциплины, должны быть обязательными.

    +3
  • kamstavr, 31 января, 18:38

    Следует сохранить возможность указывать объем учебных дисциплин и в академических часах, а не только в кредитах (разумеется, для определенных направлений и специальностей подготовки).

    +0
  • kamstavr, 31 января, 18:34

    Я бы более развил, то что написала Мугалимова Ольга Борисовна (ч.7 ст.18)

    7. К основным профессиональным относятся образовательные программы:

    1) начального профессионального образования:

    - программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (базовый уровень);

    - программы подготовки высококвалифицированных рабочих и служащих (повышенный уровень).

    2) среднего профессионального образования:

    - программы подготовки высоко квалифицированных рабочих и служащих (повышенный уровень);

    - программы подготовки младшего руководящего состава (менеджер);

    /- программы подготовки младшего технического персонала (техник);

    - программы подготовки старшего технического персонала (техник-технолог);

    - программы подготовки младших инженерных кадров.

    3) высшего профессионального образования:

    - программы подготовки бакалавриата (прикладного, академического);

    - программы подготовки специалиста;

    - программы магистратуры;

    - программы подготовки научно-педагогических кадров;

    - специализированные последипломные программы (ординатура, ассистентура-стажировка).

    4) послевузовского образования (аспирантура, докторантура)

    +0
  • Гайсина М.В., 31 января, 18:28

    Написание образовательных программ требует определенной компетенции учителя, определенного опыта и подготовки. Сегодня далеко не каждый учитель способен самостоятельно разработать качественную учебную программу. Более того, это трудоемкий процесс. который требует солидных временных затрат и должен быть оплачен.

    +7
  • Егоров С.В., 31 января, 17:55

    6. В ст. 18 «Образовательные программы» следовало бы указать (например, в п.14) срок обязательной коррекции таких программ (и образовательных стандартов), например, «не реже, чем раз в 5 лет».

    +0
  • После слов «Порядок проведения экспертизы» необходимо дополнить словом «утверждения», далее по тексту.

    +0
  • В определении «Примерные основные образовательные программы» слова «могут включать» необходимо заменить на слово «включают».

    +0
  • Новикова С.Б., 31 января, 16:56

    Образовательные программы должны разрабатываться Ведущими специалистами и институтами.

    +1
  • МОУ "CОШ № 9" г.Миасса, 31 января, 16:50

    Сохранить существующий БУП с его инвариантной и вариативной частью

    +1
  • Пржегорлинский В.Н., 31 января, 16:42

    В части 8 статьи 18 слово "объем" предлагается заменить на слово "трудоемкость".

    +0
  • В проекте Закона стоит уточнить, что в качестве госстандарта разрабатывается примерная образовательная программа. На её основе ОУ самостоятельно разрабатывает образовательную программу, а каждый педагог - рабочую программу по предмету.

    +0
  • ГОУ СОШ №16, 31 января, 15:31

    Министерство образования должно разрабатывать основные образовательные программы, соответствующие ФГОС и обязательно включающие в себя базисные учебные планы. При этом должна быть указана достаточная доля резервных тем и резервных часов, чтобы учителя, непосредственно работающие по данным программам, имели возможность их корректировать на местах.

    +1
  • Для более точного определения статуса и порядка утверждения примерных основных образовательных программ, предлагается статью 18, ч.11, после слов «Порядок проведения экспертизы» дополнить словом «утверждения», далее по тексту.

    +0
  • onix82, 31 января, 09:14

    Почему образовательные программы будут разрабатываться образовательными учреждениями? Каким образом будут оплачиваться эта работа учителя?

    +0
  • Арзамасцева Л.Р., 30 января, 18:49

    Образовательные программы должны разрабатываться АПН, авторами УМК. В них должен быть предусмотрен вариатив, который каждое ОУ может использовать индивидуально. Учебник должен быть единый, задания в нём - разноуровневые. Обязать авторов УМК оснащать свои программы всем необходимым согласно современным требованиям.

    +2
  • Лотова Т.П., 30 января, 13:23

    Предлагаю изложить в следующей редакции:

    "Образовательные программы разрабатываются АПН, институтами образования, учеными, авторами УМК."

    Самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность рабочие программы по предметам, составленные на основе соответствующих федерального государственного образовательного стандарта, федеральных государственных требований и авторских УМК, определяющих содержание образования соответствующих уровня и (или) направленности.

    +2
  • Александра, 29 января, 23:17

    Предлагаю изложить в следующей редакции:

    "Образовательные программы разрабатываются АПН, институтами образования, учеными, авторами УМК."

    Предлагаю в обязательном порядке авторов УМК, авторов образовательных программ, обязать оснащать (комплектовать) свои программы мультимедиа приложениями (презентации, картинки, плакаты, наглядные пособия) к каждому уроку и по каждому предмету на бесплатной основе.

    В результате, дети на всей территории России (в сельской глубинке и в областных центрах) получают качественный единый мультимедиа продукт.

    Учителя избавляются от необходимости часами бороздить просторы интернета, чтобы найти готовое или создать самому мультимедиа приложение по какой либо теме. И как обычно, в большинстве случаев, качество и содержание этого мультимедиа желает быть лучше.

    Ещё один плюс, снимается вопрос об использовании в образовательном процессе лицензионного мультимедиа и ПО.

    +5
  • MMB, 29 января, 18:57

    К гл.2, ст.18, ч.2

    Согласна с тем, что образовательная программа должна быть единой и разработанной профессионалами. ОУ может дорабатывать программу с учетом своих особенностей.

    +11
  • Хохлов Александр, 28 января, 20:00

    Считаю необходимым привести исчерпывающий список обязательных для изучения в школе предметов (финансируемых за счёт гос. бюджета):

    математика (начала математики - в начальной школе, алгебра и основы математического анализа, геометрия);

    физика (изучение окружающего мира - в начальной школе, астрономия, механика, термодинамика, электродинамика, гидродинамика, электромагнетизм, оптика, квантовая физика);

    черчение и начертательная геометрия;

    рисование и графика;

    русский язык как государственный;

    национальный язык (русский язык как национальный или один из языков народов России, распространённый в данном регионе - на выбор учащегося и его родителей (законных представителей) - см. мой комментарий от 23.01. по поводу изучения языка);

    иностранный язык (один из языков международного общения или предлагаемый образовательным учреждением язык, на характерный для данного региона);

    русская литература;

    национальная литература;

    история России;

    мировая история;

    основы мировых религий (по общегосударственному светскому учебнику, со светскими преподавателями, аттестуемыми Министерством образования и науки совместно с отраслевыми научными институтами и одобренными официальными представителями мировых религий - см. мой комментарий от 23.01. по поводу изучения основ мировых религий);

    биология и экология;

    химия;

    информатика, основы ИКТ и программирования (с обязательным изучением различных классов языков программирования и получением навыков программирования на одном из них, что должно соответствующим образом отражаться в аттестате);

    география, геология, этнография и краеведение (как единый курс);

    обществознание (как сумма основ психологии и права);

    ОБЖ (с обязательным теоретико-практическим курсом всеобщей военной подготовки и приобретением навыков выживания в критических ситуациях, оказания первой медицинской помощи, организации безопасного труда на производстве);

    физическая культура (с обязательными внешкольными спортивно-оздоровительными мероприятиями, с учётом возможностей здоровья и индивидуальных особенностей учащихся, БЕЗ ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНОК, но со включением в аттестат сведений о мероприятиях, в которых принимал участие учащийся, и достигнутых им успехов (результатов сдачи норм типа ГТО, соревнований и т.п.);

    основы домашней трудовой деятельности (с обязательной практикой);

    музыка и пение (только в 1-7 классах).

    +10
  • Кузнецова, 28 января, 14:08

    Статья 18, глава 2, часть 9.

    Понятно, что примерные образовательные программы составляются людьми, не работающими в школе, по заказу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В результате, разработанные программы не полностью соответствуют современным требованиям подготовки учащихся старшей школы к главному школьному экзамену – ЕГЭ. Мы считаем, что в составлении и дальнейшем обсуждении примерных образовательных программ должны принимать активное участие работники образовательных учреждений, основываясь на собственном опыте. В таком случае, примерные образовательные программы будут иметь более глубокую практическую направленность.

    +15
  • Бородулин И.Н., 28 января, 12:02

    К главе 2, статье 18 Предлагаем в статье 18, пункт 10, в определении «Примерные основные образовательные программы» слова «могут включать» заменить на слово «включают». Статью 18, пункт 11, после слов «Порядок проведения экспертизы» дополнить словом «утверждения», далее по тексту.

    +0
  • Подтыканов П.Н., 28 января, 10:55

    Я согласен с коллегами в том, что учреждения ни в коем случае не должны самостоятельно разрабатывать Образовательные программы!

    +8
  • Предлагаем в статье 18, пункт 10, в определении «Примерные основные образовательные программы» слова «могут включать» заменить на слово «включают». Статью 18, пункт 11, после слов «Порядок проведения экспертизы» дополнить словом «утверждения», далее по тексту. Это позволит эффективнее обеспечивать сохранение единого образовательного пространства со стороны государства и уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

    +0
  • Пункт 7, подпункт 1 после слов «программы подготовки специалистов среднего звена» дополнить словами «базовой подготовки и углубленной подготовки»

    +0
  • Елена, 28 января, 09:30

    Образовательные программы в школах должны быть едиными и разрабатываться специалистами. При переходе учащихся из одной школы в другую возникают проблемы.

    +3
  • 1.Законодательно обеспечить большую свободу в выборе способов реализации образовательных программ по предмету

    2. С целью обеспечения реального выбора ребенком образовательного маршрута - пересмотреть пропорции федерального, регионального и школьного компонентов на ступени старшей школы в пользу двух последних.

    3. Привести в соответствие с потребностями малых школ нормативно-правовую базу для организации профильного обучения (ввести понятие профильные группы).

    +0
  • elena1971, 28 января, 07:34

    Образовательная программа должна быть единой, разработанной РАН, авторами УМК, учеными и реализовываться через единую систему УМК. В программе может быть предусмотрена вариативность или резерв для доработки образовательным учреждением с учетом потребностей ОУ.

    +8
  • Пункт 12. – в следующей редакции: В системе образования с учетом возрастных особенностей, интересов, способностей и (или) уровня образования и (или) профессиональной квалификации обучающихся реализуются дополнительные образовательные программы, к которым относятся дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные общеобразовательные и дополнительные профессиональные программы.

    +0
  • Sokol, 27 января, 20:27

    ч.5 дополнить п. 3

    5. К основным общеобразовательным относятся образовательные программы:

    3) дополнительное бюджетное образование в области искусства

    +2
  • Кто такие специалисты среднего звена? Чем отличаются квалифицированные рабочие от

    специалистов среднего звена? Кто их готовит?

    +2
  • Обозначить в законе требования к условиям реализации инклюзивного образования, дав расширенное определение образовательной программы инклюзивного образования.

    +1
  • Ч. 12. – в следующей редакции: В системе образования с учетом возрастных особенностей, интересов, способностей и (или) уровня образования и (или) профессиональной квалификации обучающихся реализуются дополнительные образовательные программы, к которым относятся дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные общеобразовательные и дополнительные профессиональные программы.

    +0
  • КГТУ-КАИ, Насыров И.К., 27 января, 11:22

    пункт 13 последний абзац читать в след.редакции:

    Программы подготовки научных кадров направлены на проведение научных исследований, подготовку и защиту по их результатам диссертации на соискание ученой степени кандидата наук и доктора наук в соответствии с номенклатурой научных специальностей.

    +0
  • Пункт 11 "Порядок проведения экспертизы" дополнить "утверждения", затем по тексту

    +0
  • Бутнару О.В., 26 января, 22:40

    Я согласна с коллегами в том, что Образовательная программа должна быть единой, чтобы у детей не возникало проблем при переходе в другие школы. Прежде, чем утвердить эту единую Образовательную программу, необходимо протестировать ее на детях. Все учебники должны проходить строгую проверку у комиссии, в которую должны входить педагоги, психологи, медики. Ни в коем случае нельзя учреждениям самостоятельно разрабатывать Образовательные программы!

    +8
  • Ч.Н.В., 26 января, 16:53

    Глава 2, статья 18, пункт2

    В целях сохранения единого образовательного пространства предлагаем Министерству образования и науки разработать примерную образовательную программу (или модель программы) для учебных заведений общего образования , соответствующую ФГОС. Образовательные учреждения конкретизируют и адаптируют данную примерную программу (модель) для условий своего образовательного учреждения.

    Глава 2, статья 18, пункт 10

    Слово примерная образовательная программа заменить на базовая.

    +4
  • Ч.Н.В., 26 января, 16:32

    Глава 2, статья 18, часть 11

    Примерные основные образовательные программы проходят экспертизу (добавить) Академией наук, Министерством образования, экспериментальными школами.

    +4
  • Таким образом, в проекте закона введено понятие прикладного и академического бакалавра. В 2009 г. постановлением правительства РФ объявлен эксперимент по прикладному бакалавриату, а в 2010 г. проводился конкурс вузов и колледжей на право разрабатывать образовательные программы и готовить прикладных бакалавров. Цель – насытить рынок наукоемких и высокотехнологичных производств квалифицированными кадрами со средним профессиональным образованием на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования при формировании более прикладных программ за счет 50% вариативной части циклов дисциплин. Не останавливаясь здесь на эффективности подобной постановки вопроса в желании решить действительно важную государственную задачу, а мы знаем, как не хватает кадров среднего звена на производстве на оборонных, аэрокосмических предприятиях, выскажем лишь сомнение в том, что выпускники прикладного бакалавриата, которые имеют по закону право поступать на конкурсной основе в магистратуру (а затем в аспирантуру), пойдут работать на производство, а не продолжат обучение в магистратуре. Данные распределения выпускников учреждений среднего профессионального образования 2009 г. показывают, что примерно четверть, а по некоторым укрупненным группам специальностей треть, выпускников продолжили обучение в вузах (всего 92311 чел. из 448071). На наш взгляд, необходимо законодательно ввести преграду для выпускника прикладного бакалавриата по поводу его поступления в магистратуру в виде обязательности освоения соответствующего цикла фундаментальных (естественнонаучных, гуманитарных и общеинженерных) дисциплин. Так организовано и в Германии, где высшие профессиональные школы (Fachhochschule) дают выпускникам высшее, но не университетское образование.

    +2
Цитировать