Законопроект 2011

Общественное обсуждение законопроектов

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Оглавление

Статья 19. Формы обучения

Замечания и предложения к статье 19 (157)

1. В Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, или вне таких организаций, в том числе в форме семейного образования, самообразования.
2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей и возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах.
Перечень основных образовательных программ и (или) направлений подготовки (специальностей), по которым освоение основных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования в очно-заочной, заочной формах обучения не допускается, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
3. Обучение вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в форме семейного образования и самообразования.
4. Допускается сочетание различных форм получения образования и обучения.
5. Для всех форм обучения в пределах конкретной общеобразовательной или профессиональной образовательной программы действуют единые федеральный государственный образовательный стандарт или федеральные государственные требования, образовательные стандарты или требования, устанавливаемые университетами.
6. Допускается получение дошкольного и общего образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность, без ее посещения в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

(0)

Замечания и предложения к статье 19 (157)

  • Ковальджи Александр, 1 февраля, 01:14

    П.2. Добавить «заочной (в том числе, дистантной) формах».

    +0
  • D.R., 1 февраля, 00:26

    В нем говорится, что образование может быть получено в форме семейного образования, самообразования. Такая формулировка подразумевает, что любая ступень образования может быть получена самостоятельно, если «ученик» изучит все предписываемые образовательными стандартами и программами дисциплины. Но в таком случае справедливым является вопрос: как «ученик», получивший самообразование, сможет это подтвердить? Чтобы наравне с другими «учениками», которые прошли образование в специализированных организациях, пойти на следующую ступень образования, или на работу по специальности.

    +0
  • nato4ka_k, 31 января, 22:09

    К комментарию:

    "Марианна, 3 декабря, 16:29"

    Полностью согласна. Также считаю необходимым четко прописать возможные ситуации перехода на домашнее обучение, равно как и обязанностей педагогов школ микрорайона,в котором проживает обучающийся и форм обучения, в том числе и дистанционных.

    +0
  • Elena, 31 января, 19:46

    Дистанционное обучение активно входит в образовательный процесс. Причём не только как форма обучения детей с ограниченными возможностями, но и как форма работы с детьми, пропускающими по разным причинам большое количество уроков.

    +6
  • Комментарий к главе 2, статье 19, части 1

    1. Необходимо дополнить и подробно прописать нормативно-правовую базу семейного обучения для образовательного учреждения и родителей.

    2. Предлагаем внести следующее дополнение: …образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, или вне таких организаций, в том числе в форме семейного образования, самообразования и в форме индивидуального надомного обучения , осуществляемого на основании предоставления в образовательное учреждение заключений лечебно-профилактических учреждений. По согласованию с родителями, могут быть выбраны следующие формы обучения: обучение на дому, обучение в школе (в период ремиссии у обучающегося), комбинированная форма обучения.

    +0
  • Явный конфликт с ч.1 - там перечисленные 2 формы не исключают каких-либо других (например, сосед - не член семьи - обучил).

    +0
  • Глава 2, статья 19

    На мой взгляд, необходимо уточнить следующие аспекты семейного образования:

    1. Кто регламентирует и контролирует деятельность родителей?

    2. По какой программе реализуется семейное образование?

    3. Каким образом осуществляется итоговый контроль?

    +0
  • Статьей 19 не предусмотрена дистанционная форма, хотя речь о разработке лицензионных требований к дистанционной форме обучения ведется давно.

    +1
  • zoya_ryakke, 31 января, 16:56

    Дистанционное обучение становится все более применяемой формой обучения учащихся в общеобразовательной школе. При всей привлекательности новой формы обучения для ее становления и развития необходима четкая нормативная база.

    +0
  • anna_teacher, 31 января, 16:11

    Включить такую форму образования, как дистанционное обучение.

    +1
  • ксю, 31 января, 12:51

    К главе 2, статье 19, части 1

    Необходимо добавить «и иные формы».

    Невозможно в законе предусмотреть все формы обучения.

    +2
  • Макаров, 31 января, 11:45

    Конкретизировать регламенты по всем формам обучения.

    +2
  • Зинаида Стрелкова, 31 января, 11:11

    Необходимо создать нормативную базу, регламентирующую дистанционное обучение и инклюзивное образование.

    +4
  • К главе 2, статье 19.

    Необходимо уточнить фрмулировку в ч.3, дополнить (слово "экстернат" после слова "самообразование")

    +1
  • Сохранить все формы получения общего образования, в том числе очно-заочное (вечернее), экстернат.

    +3
  • Ева Иванович, 30 января, 21:22

    гл.2,ст19 п.3

    Обучение вне организаций,осуществляющих образовательную деятельность,осуществляется в форме семейного образования,

    самообразования и экстерната.

    +9
  • Ева Иванович, 30 января, 21:16

    В Российской Федерации образование может быть получено с учетом потребностей и возможностей личности в организациях,осуществляющих

    образовательную деятельность или вне образовательных организаций,

    в форме семейного образования,самообразования ,экстерната.

    +14
  • "или вне таких организаций, в том числе в форме семейного образования, самообразования".

    Данную часть предложения необходимо удалить, как некорректную. Образование может быть получено исключительно в организациях, осуществляющих образовательную функцию. Все остальные формы получения образования не контролируемы, и могут рассматриваться только как источники получения дополнительной информации, но никак не образования.

    Не согласна. Я считаю что у нас успешно развивается форма семейного образования. Если родители готовы заниматься образованием своего ребёнка, они это сделают лучше любого учителя. Тем-более сейчас учителей ставят в такие рамки (всякие отчёты, переаттестации), что и времени нет, учить двадцать с лишним человек. Да ещё и маленькая зарплата. А экономия какая - не надо сдавать деньги на ежегодные ремонты, на шторы, на ежемесячную помощь школе.

    +8
  • сердцева людмила, 30 января, 14:48

    Дополнить: "... в том числе в форме семейного образования, самообразования, экстерната"

    +6
  • Дополнить ст.19, ч.2 дистанционной формой обучения с указанием требований к ее реализации (Какое ОУ имеет право осуществлять обучение по указанной форме? Лицензируемая ли она? Организация контрольных процедур).

    +2
  • Павел, 30 января, 03:04

    К комментарию "klimenova, 25 января, 10:24"

    В большинстве случаев, родители на семейном образовании не нанимают педагогов, а успешно обходятся силами семьи. Впрочем, вопроса о компенсационных выплатах за труд по реализации государственного образовательного стандарта в рамках семейного образования это не снимает.

    +1
  • Licei 57, 29 января, 20:12

    Гл.2, ст.19. ч.3

    Необходимо более детальное разъяснение термина "семейное образование", каким образом будут регулироваться взаимоотношения между семейным образованием, самообразованием и образовательными организациями. Кроме того, необходимо четко прописать процедуру промежуточной аттестации для лиц, получающих образование вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, разъяснить как будет осуществляться финансирование такой формы образования: за счет федерального бюджета, за счет родителей или смешанное.

    +2
  • Александр Орел, 29 января, 19:15

    Статья называется "Формы обучения", при этом вводится два понятия: "формы получения образования" и "формы обучения"

    Формы обучения в организациях: очная, очно-заочная и заочная;

    Формы обучения вне организации: семейное образование и самообразование.

    По-видимому, формы получения образования: в организациях или вне организаций.

    На мой взгляд, введение двух понятий является излишним

    +1
  • На замечание управления образования от 28.01 "Cт.19 дополнить формой обучения экстернат"

    Экстернат себя очень плохо показал, так как родители привязаны к программе конкретной школы, а ребенок вынужден каждую четверть сдавать контрольные. Если будет такая форма образования, как семейное образование, а у родителей будет право на дополнительные аттестации, то необходимости в экстернате как в отдельной форме образования не будет.

    +0
  • Хохлов Александр, 28 января, 20:52

    Необходимо последовательно указать в настоящем Законе, что решение о выборе формы обучения принимается учащимся и его родителями (законными представителями) без необходимости предоставления управлению образования и пр. каких-либо документов о состоянии здоровья и т.п., а дееспособные жителей России принимают решение о выборе формы обучения единолично (ограничения в этой части могут быть только в том случае, если кто-то оплачивает их услуги, но, если это не родители, необходимо заключать соответствующий юридически значимый договор).

    Финансирование обязательного основного общего образования может осуществляться следующим образом: при рождении ребёнка государство перечисляет на его именной целевой счёт средства, достаточные для финансирования обучения ребёнка в течение всего периода получения основного общего образования. Средства с этого счёта переводятся по безналичному расчёту организациям, имеющим право оказывать соответствующие образовательные услуги, если родители (законные представители) заключали договор об обучении своего ребёнка с ними, или родителям (законным представителям), если ребёнок находится на семейном образовании, после успешной сдачи ребёнком очередного экзамена на соответствие его знаний и навыков федеральному государственному образовательному стандарту (3 года, 7 лет, начальная школа, 7 класс, 9 класс - см. мой комментарий от 23.01. по поводу стандартизации образования) по нормам финансирования образовательных учреждений или сверх того, если родители (законные представители) последовательно подтвердят все понесённые расходы (согласен, сложно, но, надеюсь, начальная сумма будет соразмерной реальным расходам на получение основного общего образования, а не те недостаточные для этих целей 350000 руб. материнского капитала). Средства, необходимые для проведения вышеуказанных экзаменов переводятся образовательному учреждению, проводившему такой экзамен для данного ребёнка (разумеется, по безналичному расчёту и по факту проведения такого экзамена). Таким образом образовательные учреждения будут стремиться повысить качество подготовки, а родители получат больше возможностей участвовать в образовании своих детей.

    Безусловно, необходимо законодательно предусмотреть ответственность вплоть до уголовной "поставщиков услуг" (обучающих родителей и организаций, имеющих право на оказание образовательных услуг) за несоответствие ФГОСам и ответственность нерадивых школьников за невыполнение требований этих ФГОСов.

    +4
  • Дополнить ст.19:

    ч.7 Формы обучения и их сочетание выбирает обучающийся или его законный представитель.

    +6
  • Необходимо разъяснение о том, как будет устанавливаться взаимодействие и какими документами будут регулироваться взаимоотношения между семейным образованием и образовательными организациями.

    +7
  • Школа, 28 января, 15:42

    Хотелось бы включить такую форму, как дистанционное обучение.

    +4
  • Cт.19 дополнить формой обучения экстернат

    +3
  • Необходимо разъяснение, каким образом будет устанавливаться взаимодействие и какими документами будут регулироваться взаимоотношения между семейным образованием и образовательными организациями.

    +3
  • Омельяненко Т.В., 28 января, 15:02

    Считаем необходимым не только разъяснить термин "семейное образование", но и предусмотреть финансирование такой формы образования за счет федерального бюджета.

    +9
  • Абзац 2 ч.2 ст. 17

    Словосочетание «представлений о картине мира» заменить на словосочетание «представлений о мире»

    Дополнить ч. 2 ст. 17 абзацем:

    способность и возможность непрерывного самообразования обучающегося;

    +4
  • ЮУрГТК, 28 января, 12:15

    п. 2. добавить экстернат как возможную форму профессионального обучения для лиц с ограниченными физическими возможностями.

    +5
  • МОУ "СОШ № 29" г. Миасса, 28 января, 11:26

    Необходимо данную часть законопроекта расписать более детально, чтобы форма семейного образования и самообразования не осталась формальной и определить финансирование, т.к. родителям придется нанимать учителей, для прохождения программного материала. Семейное образование не заменяет основное образование - это форма получения основного образования.

    +6
  • elena1971, 28 января, 07:59

    Выбор формы образования должен зависеть от родителей или их законных представителей. И независимо от формы образования должна быть прописана процедура промежуточной и итоговой аттестации по каждой ступени обучения.

    +3
  • Елена, 28 января, 07:05

    Объяснить, чем различаются понятия "семейное образование" и "самообразование" и как эти формы реализовать на практике.

    +4
  • МОУ Рогожкинская СОШ, 27 января, 15:33

    Необходимо разъяснить понятия «семейное образование» и «самообразование», и механизмы их организации и финансирования.

    +11
  • Необходимо добавить «и иные формы».

    Невозможно в законе предусмотреть все формы обучения.

    +6
  • Яркин Юрий, 27 января, 12:30

    Образование может быть получено только по решению родителей, в тех организациях и в тех формах, которые приемлемы для родителей.

    +2
  • Ст.19 п.2 дополнить дистанционной формой обучения с обязательным проведением контрольных процедур промежуточной и итоговой аттестации в образовательной организации, для учащихся получающих общее образование по индивидуальному плану.Ст.157 п.5 дополнить перечнем типов образовательных организаций.

    +2
  • Предлагаю такой порядок отношений между государством и родителями при семейном образовании:

    1. По достижении ребенком 7-8 лет родители подают заявление (указать куда конкретно - я так понимаю, в орган местного самоуправления) о том, что они отказываются от получения ребенком образования в гос. образовательных учреждениях и обязуются дать ребенку семейное образование. (Родителям выдается квиток о приеме заявления, чтобы они в случае чего могли отчитаться перед органами социальной защиты.)

    2. В случае если родители хотят воспользоваться правом на промежуточные аттестации, они заключают договор с таким-то образовательным учреждением (обязать школы проводить аттестации независимо от того, занимается ребенок по их программе или нет. Установить требования к аттестациям, чтобы они соответствовали только гос. стандартам и исключали возможность "образовательных изысков" тех или иных программ, выбранных школой, и соответственно разработать механизм, куда родитель может обратиться с жалобой, если это требование не соблюдается, и как разрешить этот вопрос) .

    3. Итоговая аттестация проводится по заявлению родителей в школу либо по договору со школой, который заключается в такой-то срок. (Привести требования к договору - договор должен быть простым, включать только необходимые пункты. Финансировать аттестации должно государство).

    +6
  • Требуется разъяснение понятий «очная, очно-заочная и заочная формы обучения» и механизмы их организации и финансирования.

    +6
  • Требуется разъяснение понятий «семейное образование» и «самообразование» и механизмы их организации и финансирования.

    +11
  • Ирина, 25 января, 23:47

    редакция: "Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей и возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной, заочной и _экстернатной_ формах. [..]"

    +4
  • К какой форме отнести экстернатную форму обучения, а также дистанционное обучение? И какие образовательные учреждения имеют право на ведение данной деятельности? Должно ли это быть прописано в приложениях к лицензии и аккредитации?

    +4
  • Необходимо указать, что родитель (законный представитель ребенка) имеет право выбора формы образования. Выбор формы образования не должен зависеть от каких-то третьих причин - только от желания родителей. Если эту норму не прописать, то может получиться так, что потребуются какие-нибудь справки, объяснения и т. д.

    +8
  • klimenova, 25 января, 10:24

    Чтобы форма семейного образования и самообразования не осталась формальной, надо данную часть законопроекта расписать более детально. Определить финансирование, т.к. родителям придется нанимать учителей, для прохождения программного материала.

    +10
  • Если общее образование все-таки обязательно, то необходимо насколько возможно уменьшить вмешательство государства в семейное образование. Это должно выражаться прежде всего в количестве аттестаций. В идеале, должна быть только одна обязательная аттестация - итоговая. Как допустимый вариант - две промежуточные аттестации - при переходе от одной ступени к другой. Более частые аттестации приведут к тому, что родители будут вынуждены подстраиваться под школьные программы и под скорость их освоения в школе. Это недопустимо, в этом случае нивелируется сама идея семейного образования. Но необходимо предоставить родителям право выбирать и более частые аттестации на свое усмотрение и обязать школы проводить их, обеспечив оплату за проведение аттестаций из государственного бюджета. Несправедливо возлагать на родителей оплату аттестаций (раз уж государство обязывает их к этим аттестациям).

    +15
  • LSM, 21 января, 22:19

    C выведением семейного образования за рамки ОУ норма Конституции РФ (ст. 43.2) о "бесплатности" дошкольного и основного общего образования теперь на детей, получающих образование в семье, не распространяется.

    Т.е. финансирование, которое раньше выделялось на "семейников" (поскольку они считались учащимися школы), теперь может на них не выделяться. И более того, аттестацию, которую детям нужно будет проходить в ОУ, может быть для них платной.

    Убеждена, что государство должно предоставить финансовые возможности родителям "семейников" выполнить то обязательство, которое государство наложило на них - на получение детьми общего образования.

    +4
  • МЭСИ, 21 января, 20:03

    1. Название статьи дать в следующей редакции: «Формы образования и формы обучения».

    2. Ввести следующие формы получения образования в образовательных организациях: очная, очно-заочная, заочная, дистанционная; установить их отличительные признаки;

    3. Ввести следующие формы обучения в образовательных организациях: аудиторно-групповое (классно-урочное), индивидуальное, в том числе электронное и установить их применимость при различных формах получения образования в образовательных организациях.

    +2
Цитировать