Законопроект 2011

Общественное обсуждение законопроектов

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Оглавление

Статья 22. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования

Замечания и предложения к статье 22 (31)

1. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях более полного удовлетворения образовательных потребностей граждан, обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом перспектив и основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования, интеграции системы образования Российской Федерации в мировое образовательное пространство.
2. Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных институтов и механизмов, правовой режим которых не урегулирован законодательством Российской Федерации в сфере образования. Порядок и условия проведения таких экспериментов определяются Правительством Российской Федерации.
3. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования. Указанная деятельность осуществляется в форме реализации инновационных проектов (программ) организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными организациями, действующими в сфере образования, вне зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также их объединениями.
При реализации инновационного проекта (программы) должно быть обеспечено соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление образования, уровень и качество которого не может быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, или федеральных государственных требований, образовательных стандартов или требований, устанавливаемых университетами.
4. Организациям, указанным в части 3 настоящей статьи, реализующим инновационные проекты (программы), имеющие существенное значение для обеспечения развития системы образования и реализации основных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования, может быть присвоен статус федеральной или региональной инновационной площадки. Такие организации составляют инновационную инфраструктуру в системе образования, порядок создания и функционирования которой, в том числе порядок присвоения статуса федеральной и региональной инновационной площадки, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
5. Органы государственной власти, осуществляющие управление в сфере образования, в рамках своих полномочий в установленной сфере деятельности создают условия для реализации ими инновационных образовательных проектов (программ) и использования их результатов в массовой практике.

(0)

Замечания и предложения к статье 22 (31)

  • Лицей 36, 1 февраля, 10:26

    Инновационные технологии перед внедрением в образовательный процесс должны проходить тщательную экспертную оценку для исключения негативного влияния на здоровье учащихся и исполнения принципа «не навреди».

    +1
  • Текст с поправками: 2. Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных институтов и механизмов, правовой режим которых не урегулирован законодательством Российской Федерации в сфере образования. Порядок и условия проведения таких экспериментов при реализации основных образовательных программ дошкольного, общего образования, и среднего профессионального образования определяются Правительством Российской Федерации.

    Комментарий: Ограничение экспериментов в области образования со стороны Правительства имеет смысл только для полностью финансируемых им форм образования.

    Текст с поправками: 3. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования. Указанная деятельность осуществляется в форме реализации инновационных проектов (программ) организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными организациями, действующими в сфере образования, вне зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также их объединениями.

    При реализации инновационного проекта (программы) должно быть обеспечено соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений. Участники должны быть информированы об инновационности программы (проекта) и в случае, если инновационная программа (проект) замещают стандартную программу (проект), учащиеся должны иметь право выбора.

    Комментарий: Нельзя ограничивать инновационную программу по сравнению со стандартной – это можно будет сделать только спустя время. Данная норма в законе убьет всю инновационность. Необходимо учащимся дать возможность выбора: участвовать или нет в инновационной программе.

    +5
  • Бугаков Игорь, 31 января, 19:14

    Статья 22. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования

    Статья 22 разделяет экспериментальную и инновационную деятельность. Но любая экспериментальная деятельность, как следует из п. 2 ст. 22, «направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных институтов и механизмов, правовой режим которых не урегулирован законодательством Российской Федерации в сфере образования» и потому уже есть инновация (по определению, ибо любая инновация – это внедренное в «производство» и «реализацию» новшество, обладающее повышенной эффективностью по сравнению с уже существующим). И точно так же любая инновационная деятельность есть в какой-то мере эксперимент. Вся разница, как справедливо отмечено в проекте, в степени урегулированности этой деятельности законодательством.

    Поэтому следует выделять «экспериментальную инновационную» и просто "инновационную" деятельность.

    Итак, предлагается:

    - статью 22 назвать так: «Экспериментальная инновационная и инновационная деятельность в сфере образования;

    п. 2 ст. 22 начать так: «Экспериментальная инновационная деятельность в сфере образования …».

    И еще. Просьба где-то надо прописать, на каком основании организация может считать себя научной для того, чтобы иметь право лицензировать образовательные программы дополнительного образования. Раньше была государственная аккредитация. А что сейчас?

    С уважением, И.А. Бугаков

    +0
  • Гайсина М.В., 31 января, 18:33

    Все эксперименты должны проводиться с согласия родителей учащихся или их законных представителей. А также источники финансирования должны быть закреплены в законе.

    +2
  • Уелданова Гульнара, 31 января, 07:24

    Считаю, что абсолютно любые эксперименты должны проводиться только с согласия как участников эксперимента, так и их законных представителей, если участники не достигли совершеннолетия. Однако, в данной статье данный аспект не учтен.

    +1
  • Дело не только в образовательных институтах и механизмах. Дело также в разработке новых программ и методик обучения. Экспериментальная деятельность -- необходимое условие развития программ и методик. Поэтому предлагаю после первого предложения добавить "Также направлена на разработку новых программ и методик преподавания".

    +2
  • Корелина Елена, 29 января, 04:54

    Образовательное учреждение, использующее не стандартные, экспериментальные формы образования, обязано заключать договора с законными представителями обучаемых несовершеннолетних детей, в которых наряду с условиями договора о совершении образовательной деятельности в данном образовательном учреждении прописывать суть эксперимента, его необходимость, качественность, а также отличие от принятых стандартов образовательных форм. Данный договор подлежит ежегодному пересмотру как со стороны управления образовательным учреждением, так и со стороны законных представителей несовершеннолетних обучаемых вне зависимости от успешного или неуспешного проведения экспериментальных форм. Родители имеют право знать, каким экспериментам подвергаются их дети, а также образовательные учреждения обязаны информировать в полном объеме об экспериментальных формах обучения, их необходимости не только на взгляд управления образовательным учреждением, но и моральных, этнических и иных устоев родителей или законных представителей обучающихся или их группой (изменения и отличия от образовательных стандартов указывать письменно - для решения несогласий в установленной юридической практике, а также более реального представления ориентиров образовательного процесса, как самим образовательным учреждением, так и родителями или законных представителями обучающихся).

    +1
  • Корелина Елена, 29 января, 03:53

    Образовательное учреждение обязано предоставлять наряду с экспериментальными формами основные формы, принятые федеральным государственным образовательным стандартом, для возможности выбора обучаемыми и их законными представителями тех или иных форм в данном образовательном учреждении, а также для решения конфликтных ситуаций в случае неудовлетворительных экспериментальных форм как со стороны управления образовательных учреждений, так и со стороны обучаемых и их законных представителей, или в случае невозможности выбора образовательных учреждений с образовательными стандартами, когда образовательные учреждения с образовательными стандартами находятся в отдалении или недосягаемости от места проживания обучаемых, в особенности лиц, не достигших совершеннолетнего возраста.

    +1
  • любая экспериментальная деятельность должна проводиться с согласия участников эксперимента (совершеннолетних) или родителей (несовершеннолетних).

    +2
  • Омельяненко Т.В., 28 января, 15:10

    Необходимо, на наш взгляд, определить источники финансирования экспериментальной и инновационной деятельности, указав , к примеру, 75% за счет федерального бюджета и 25% за счет бюджетов местных уровней.

    +3
  • ЮУрГТК, 28 января, 12:21

    п.5 добавить «в том числе обеспечивают нормативными документами федерального уровня позволяющими реализовать федеральный образовательный проект в полной мере»

    +4
  • Ч.Н.В., 27 января, 09:50

    Глава 2, статья 22, пункт 4

    1.В законе необходимо прописать обязательства государства по финансовому обеспечению инновационной деятельности образовательных учреждений.

    2.Прописать статус муниципальной инновационной площадки.

    +2
  • Горбушов Александр, 26 января, 17:05

    Инновационная деятельность ориентирована на

    Добавить "создание условий для созидательного взаимодействия социокультурного окружения образовательной организации и"

    далее по тексту

    совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования.

    +0
  • Горбушов Александр, 26 января, 16:38

    Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях более полного

    Добавить "содействия развитию личности и социума"

    +1
  • ГДДТ г. Шахты, 26 января, 08:30

    Изложить в следующей редакции: «Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, воспитательного, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования».

    +0
  • «В целях развития и эффективного использования научно-инновационного потенциала ученых, инженеров, изобретателей и рационализаторов в отраслях промышленности и сельского хозяйства, создать в системе государственного профессионального образования сеть широкодоступных научно-образовательных центров для развития научно-технического творчества, охраны объектов интеллектуальной собственности и оказания всесторонней государственной поддержки авторам изобретений, новых технических идей и технологий».

    Учитывая то, что развитие науки, техники и технологическое развитие экономики в отраслях промышленности и сельского хозяйства требует значительного увеличения квалифицированных кадров и связано с расширением границ профессионального образования на новые сферы деятельности – научно-образовательную и инновационно-производственную, стратегия развития научно-инновационного потенциала должна быть направлена на привлечение в эти сферы талантливых ученых, инженеров, изобретателей и рационализаторов и создание условий для повышения их творческой активности и развития научно-технического творчества. В этих целях необходимо использовать договорные нормативно-правовые отношения между физическими и юридическими лицами и меры государственного стимулирования, предусмотренные Патентным правом Гражданского кодекса Российской Федерации. Это позволит задействовать научно-инновационный потенциал многих тысяч талантливых ученых, инженеров, изобретателей и рационализаторов, включая молодых специалистов – выпускников вузов, и реализовать одну из важных задач государственного профессионального образования – направить образовательный процесс на инновационное развитие экономики и создание условий для развития и эффективного использования научно-инновационного потенциала всех поколений ученых, инженеров, изобретателей и рационализаторов путем создания в системе государственного профессионального образования сети широкодоступных научно-образовательных центров для развития научно-технического творчества, охраны объектов интеллектуальной собственности и оказания всесторонней государственной поддержки авторам изобретений, новых технических идей и технологий.

    +0
  • «В целях развития и эффективного использования научно-инновационного потенциала ученых, инженеров, изобретателей и рационализаторов в отраслях промышленности и сельского хозяйства, создать в системе государственного профессионального образования сеть широкодоступных научно-образовательных центров для развития научно-технического творчества, охраны объектов интеллектуальной собственности и оказания всесторонней государственной поддержки авторам изобретений, новых технических идей и технологий».

    +0
  • К главе 2, статье 22

    ч.5 предлагаю изложить в новой редакции: «Органы государственной власти, осуществляющие управление в сфере образования, в рамках своих полномочий создают условия для реализации инновационных образовательных проектов (программ) и использования их результатов»

    +0
  • ГОУ ВПО ИГЛУ, 23 января, 06:13

    Необходимо выразить сомнение по поводу обоснованности представления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования изолированно от рассмотрения научно-исследовательской деятельности. Наука, инновации, эксперимент являются сопряженными, пересекающимися категориями, и в тексте законопроекта целесообразно определение системных отношений между ними.

    Говоря об экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования следует указать на сомнительность выбора критерия по которому разграничиваются сферы эксперимента и инноваций в сфере образования. При этом инновационная деятельность представлена относительно развернуто, статус экспериментальной деятельности по отношению к инновационной не раскрыт.

    +5
  • Минеева О, 21 января, 16:21

    Понятие "Инновационная инфраструктура", как и "инновационная площадка" должны быть более конкретно определены. Тем более что существующая система инновационной инфраструктуры, которая основывается прежде всего на базе крупных ВУЗов сейчас находится в процессе формирования, и ей необходимо соответствующее нормативно-правовое определение.

    +1
  • Тяжкий, 16 января, 02:04

    Организация экспериментальной деятельности в средней школе должна проводиться с согласия родителей учащихся, подпадающих под инновационную программу. Предлагаю разрешать выполнение экспериментальных программ при наличии согласия не менее половины (более 50%) таких родителей.

    Экспериментальная деятельность в высшей школе должна проводиться с согласия профессорско-преподавательского состава ВУЗА-участника инновационной программы (не менее 70-90% утвердительных голосов).

    +7
  • Предлагаю дополнить: «Экспериментальная и инновационная деятельность в педагогическом образовании обеспечивает разработку и применение базовых алгоритмов и специализированных компьютерных программ двойного назначения для формирования «механизма памяти» обучающихся.»

    Комментарий: технологическая подготовка будущего учителя на базе ноу-хау (научно-педагогическое сопровождение формирования памяти в обучении) позволит решить «проблему века» – формирования памяти обучающихся.

    +0
  • Предлагаю дополнить: «Экспериментальная и инновационная деятельность в педагогическом образовании обеспечивает исследование, разработку и применение специализированных информационно-педагогических технологий двойного назначения для условий педагогического образований и для общего среднего, высшего образования».

    Комментарий: информационно-педагогические технологии в совокупности с ноу-хау (научно-педагогическое сопровождение технологии обучения), обеспечивают активизацию процесса переработки информации (свёртывание информации в блоги, «упаковка в память», рефлексивная поддержка усвоения, развёртывание в научный тезаурус), и решение задачи двойного применения педагогических технологий в педвузе и в начальном, общем среднем, специальным средним и высшем образовании.

    +1
  • Sergey Serebryakov, 5 января, 23:43

    [..]Порядок и условия проведения таких экспериментов определяются Правительством Российской Федерации.

    Только с согласия людей! Иное - бесчеловечно.

    +15
  • Никонова Н.А., 4 января, 08:45

    Как правило, у органов государственной власти, осуществляющих управление в сфере образования, недостаточно средств для реализации ими инновационных образовательных проектов (программ) и использования их результатов в массовой практике. Поэтому, предлагаю внедрить в практику участие в реализации инновационных образовательных проектов (программ) и использования их результатов в массовой практике коммерческих организаций. В свою очередь, данные коммерческие организации получали бы льготы при выплате налогов. Выгода обоюдная.

    +8
  • Свобода, 1 января, 19:43

    Считаю, что любая экспериментальная деятельность должна проводиться с согласия людей (совершеннолетних) или родителей (несовершеннолетних). Дабы не вышло как с ЕГЭ, разрешенным вопреки желаниям и мнениям граждан.

    +12
  • Предлагаемая редакция отдельных пунктов:

    3. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования. Указанная деятельность осуществляется в форме реализации инновационных проектов (программ) организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными организациями, действующими в сфере образования, вне зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также их объединениями.

    При реализации инновационного проекта (программы) должно быть обеспечено соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление образования, уровень и качество которого не может быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, или федеральных государственных требований, образовательных стандартов или требований, устанавливаемых университетами. В рамках инновационных проектов в системе образования допускается изменение содержания федеральных образовательных стандартов

    +1
  • Новый гость, 14 декабря, 13:08

    может быть присвоен статус федеральной или региональной инновационной площадки

    Должно быть чётко (по пунктам) прописано, в каких случаях присваивается статус

    +12
  • Евгений К., 11 декабря, 20:37

    Образовательное учреждение, которое осуществляет инновационную деятельность, часто несет значительные расходы, связанные с осуществлением инновации (расходы на оборудование, привлечение высококлассных специалистов для создания программ, участие или организация конференций, дополнительные занятия и т.п.). Необходимо зафиксировать за государством обязательства финансирования такой инновационное деятельности через "инновационные площадки" в рамках утвержденной программы этой площадки.

    +48
  • mal4ik, 6 декабря, 21:05

    В случае написания данных о необходимости "интеграции..." необходимо упомянуть о необходимости сохранения и совершенствования достоинств традиционного российского и советского образования.

    При этом, необходимо написать о приоритете "сохранения и совершенствования" перед "интеграцией".

    +6
  • Никита Станиславович, 5 декабря, 17:50

    Считаю необходимым введение в статью пункта 6 и пункта 7 со следующим содержанием:

    6. Экспериментальная и инновационная деятельность не должна нарушать прав или препятствовать законным интересам человека и гражданина в сфере образования.

    7. Органы государственной власти, осуществляющие управление в сфере образования, в рамках своих полномочий несут ответственность за проведение экспериментальной и инновационной деятельности, повлекшей нарушение прав человека и гражданина в сфере образования, а так же упадок образовательной системы либо её элементов.

    +2
Цитировать