Законопроект 2011

Общественное обсуждение законопроектов

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Оглавление

Статья 23. Объединения юридических лиц, государственно-общественные объединения, общественные организации в системе образования

Замечания и предложения к статье 23 (26)

1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, иные организации, действующие в системе образования, вправе создавать и вступать в объединения юридических лиц (ассоциации, союзы).
2. Объединения юридических лиц (ассоциации, союзы) в образовании являются некоммерческими организациями, создаются и действуют в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Управление объединением юридических лиц (ассоциацией, союзом) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами указанного объединения (ассоциации, союза).
3. Общественные организации и государственно-общественные объединения в системе образования создаются и действуют в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Интересы обучающихся могут представлять общественные организации обучающихся. Взаимоотношения организации, осуществляющей образовательную деятельность, и общественных организаций обучающихся определяются уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, и договором между ее органами управления и общественной организацией обучающихся.
5. В системе образования могут создаваться без образования юридических лиц государственно-общественные объединения: учебно-методические объединения образовательных организаций высшего образования, научно-методические, научно-технические и другие советы и комиссии.
6. Государственно-общественные объединения в системе образования создаются федеральными органами исполнительной власти и осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями, утверждаемыми этими федеральными органами исполнительной власти.
В состав государственно-общественных объединений на добровольных началах входят научно-педагогические и другие работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций, действующих в системе образования.
Государственно-общественные объединения могут привлекать к участию в своей работе иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Государственные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, органы управления и самоуправления организаций, осуществляющих образовательную деятельность, рассматривают и учитывают в своей деятельности рекомендации общественных организаций и государственно-общественных объединений, действующих в системе образования.

(0)

Замечания и предложения к статье 23 (26)

  • Наталья Кривых, 1 февраля, 11:12

    В законопроекте допущены некорректные формулировки. Статья 23 предполагает, что органы государственно-общественного управления образованием сводятся к «учебно-методическим объединениям образовательных организаций высшего образования, научно-методическим, научно-техническим и другим советам и комиссиям»

    Между тем, как на региональном уровне субъектами РФ – участниками КПМО уже с 2006-2007 г. закреплено в различном нормативно-правовом формате определения, предполагающие четкую дефиницию органов государственно-общественного управления образованием, позволяющую четко дифференцировать их от иных объединений :

    - государственно-общественное управление образованием - взаимодействие в управлении системой образования органов государственной власти и местного самоуправления региона, руководителей образовательных учреждений и различных субъектов гражданского общества региона, выражающих интересы в области образования;

    - управляющий совет образовательного учреждения - коллегиальный орган, сформированный с использованием процедур выборов, делегирования и кооптации и имеющий управленческие полномочия по решению и согласованию значимых вопросов функционирования и развития образовательного учреждения.

    +0
  • Скачков Михаил, 31 января, 23:23

    Предлагаем пункт 6, статьи 23 изложить в следующей редакции: «Государственно-общественные объединения в системе образования создаются федеральными органами исполнительной власти и осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями, утверждаемыми этими федеральными органами исполнительной власти. Типовые положения о государственно-общественных объединениях в системе образования утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

    В состав государственно-общественных объединений на добровольных началах входят организации, осуществляющие образовательную деятельность, и иные организации, действующие в системе образования, объединения работодателей в лице своих представителей с правами, делегированными руководителями данных организаций и объединений.

    Государственно-общественные объединения могут привлекать к участию в своей работе иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации».

    +0
  • Предлагаем пункт 6, статьи 23 изложить в следующей редакции: «Государственно-общественные объединения в системе образования создаются федеральными органами исполнительной власти и осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями, утверждаемыми этими федеральными органами исполнительной власти. Типовые положения о государственно-общественных объединениях в системе образования утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

    В состав государственно-общественных объединений на добровольных началах входят организации, осуществляющие образовательную деятельность, и иные организации, действующие в системе образования, объединения работодателей в лице своих представителей с правами, делегированными руководителями данных организаций и объединений.

    Государственно-общественные объединения могут привлекать к участию в своей работе иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации».

    (формулировка рассматривалась и согласовывалась с экспертами в системе ВПО)

    +0
  • Предлагаем изложить в следующей редакции: «Государственно-общественные объединения в системе образования создаются федеральными органами исполнительной власти и осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями, утверждаемыми этими федеральными органами исполнительной власти. Типовые положения о государственно-общественных объединениях в системе образования утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

    В состав государственно-общественных объединений на добровольных началах входят организации, осуществляющие образовательную деятельность, и иные организации, действующие в системе образования, объединения работодателей в лице своих представителей с правами, делегированными руководителями данных организаций и объединений.

    Государственно-общественные объединения могут привлекать к участию в своей работе иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации».

    +0
  • Пржегорлинский В.Н., 31 января, 16:53

    Абзац 1 части 6 статьи 23 дополнить следующими словами: "Типовые положения о государственно-общественных объединениях в системе образования утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования."

    Абзац 2 части 6 статьи 23 изложить в следующей редакции: "В состав государственно-общественных объединений на добровольных началах входят организации, осуществляющие образовательную деятельность, иные организации, действующие в системе образования, объединения работодателей в лице своих представителей с правами, делегированными руководителями данных организаций и объединений"

    +0
  • Предлагаем статью 23, пункт 6, абзац 1 дополнить словами «Типовые положения о государственно-общественных объединениях в системе образования утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования». Пункт 6, абзац 2 изложить в следующей редакции «В состав государственно-общественных объединений на добровольных началах входят представители федеральных органов исполнительной власти, организации, осуществляющие образовательную деятельность, и иные организации, действующие в системе образования, объединения работодателей в лице своих представителей с правами, делегированными руководителями данных организаций и объединений».

    +0
  • Саша Андреева, 31 января, 10:43

    Статья 23

    Добавить ч.8. Не допускается вступление образовательных учреждений, в которых обучаются или воспитываются несовершеннолетние, в объединения (ассоциации, союзы), в состав которых входят религиозные объединения (организации).

    +2
  • Саша Андреева, 31 января, 06:37

    Добавить ч.8. Не допускается вступление образовательных учреждений, в которых обучаются или воспитываются несовершеннолетние, в объединения (ассоциации, союзы), в состав которых входят религиозные объединения (организации).

    +0
  • AnPaN, 30 января, 14:37

    Если объединения государственно-общественные, то логичнее, чтобы федеральные органы лишь утверждали положения о государственно-общественных объединениях в системе образования, а не создавали их.

    +2
  • КЕ - Питер, 30 января, 13:47

    Очень слабо проработан закон с точки зрения современного взаимодействия с общественными организациями. Какие же это общественные организации, если они создаются самими школами, или государственными органами? Это что-то другое, и очень неэффективное. Общественные организации не должны быть в системе образования - это формализм.

    Предлагаю: "Учащиеся могут вступать в независимые, юридически оформленные, общественные организации. Общественные организации могут представлять интересы обучающихся. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, может заключить договор о взаимодействии с общественной организацией. Организации осуществляющие образовательную деятельность, имеют право создавать профессиональные союзы или общественные организации, но не имеют право создавать детско-молодёжные организации."

    +1
  • Сергей, 30 января, 13:29

    Предоставление права создавать государственно-общественные объединения только федеральным органам исполнительной власти представляется не вполне адекватным интересам образования. Предлагается наделить аналогичным правом и органы власти субъектов РФ, и, пожалуй, даже органы местного самоуправления…

    Хотя что касается последних, здесь станет проблематичным употребление термина «государственно-общественные объединения». Может, стоит ввести термин «муниципально-общественные объединения»?

    +0
  • Sokol, 28 января, 21:54

    Уставы должны соответствовать закону, по смыслу ч.2 статьи получается, что если устав не соответствует закону, то им до приведения в соответствие можно руководствоваться полностью. Предлагаю такую редакцию исключающую эту возможность:

    ч. 4 ст. 23 Интересы обучающихся могут представлять общественные организации обучающихся. Взаимоотношения организации, осуществляющей образовательную деятельность, и общественных организаций обучающихся определяются уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, и договором между ее органами управления и общественной организацией обучающихся. От имени обучающихся не достигших совершеннолетия договорные отношения оформляют лица в силу закона представляющие интересы обучающегося перед образовательным учреждением.

    +5
  • ст.23 дополнить:

    "ч.8 Общественные организации обучающихся вправе обращаться с исками в защиту прав неопределённого круга лиц по кругу вопросов, касающихся доступа к образованию."

    Пояснение:

    Действующее процессуальное законодательство жёстко ограничивает возможность обращения с исками в защиту неопределённого круга лиц.

    Такие иски можно подавать только в случаях прямо предусмотренных федеральным законом.

    +3
  • Бородулин И.Н., 28 января, 12:12

    Предлагаем пункт 6, статьи 23 изложить в следующей редакции: «Государственно-общественные объединения в системе образования создаются федеральными органами исполнительной власти и осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями, утверждаемыми этими федеральными органами исполнительной власти. Типовые положения о государственно-общественных объединениях в системе образования утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

    В состав государственно-общественных объединений на добровольных началах входят организации, осуществляющие образовательную деятельность, и иные организации, действующие в системе образования, объединения работодателей в лице своих представителей с правами, делегированными руководителями данных организаций и объединений.

    Государственно-общественные объединения могут привлекать к участию в своей работе иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации».

    +0
  • Предлагаем пункт 6, статьи 23 изложить в следующей редакции: «Государственно-общественные объединения в системе образования создаются федеральными органами исполнительной власти и осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями, утверждаемыми этими федеральными органами исполнительной власти. Типовые положения о государственно-общественных объединениях в системе образования утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

    В состав государственно-общественных объединений на добровольных началах входят организации, осуществляющие образовательную деятельность, и иные организации, действующие в системе образования, объединения работодателей в лице своих представителей с правами, делегированными руководителями данных организаций и объединений.

    Государственно-общественные объединения могут привлекать к участию в своей работе иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации».

    +0
  • Пункт 6, абзац 2 изменить редакцию: «В состав государственно-общественных объединений на добровольных началах входят научно-педагогические и другие работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций, действующих в системе образования, а также представители объединений работодателей, наделенные правами, делегированными руководителями данных организаций и объединений»

    +0
  • Пункт 6, абзац 1 дополнить словами «осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования»

    +0
  • Предлагаем статью 23, пункт 6, абзац 1 дополнить словами «Типовые положения о государственно-общественных объединениях в системе образования утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования». Пункт 6, абзац 2 изложить в следующей редакции «В состав государственно-общественных объединений на добровольных началах входят организации, осуществляющие образовательную деятельность, и иные организации, действующие в системе образования, объединения работодателей в лице своих представителей с правами, делегированными руководителями данных организаций и объединений».

    +0
  • Сапрыкин Дмитрий, 25 января, 14:59

    Законопроект предусматривает участие в «демократическом государственно-общественном управлении» образованием объединений работодателей (ст.9, 16, 75,76) и «объединений юридических лиц, государственно-общественные объединений, общественных организации в системе образования» (ст.23). Отдельно оговорена возможность создания общественных организаций обучающихся (ч.4 ст.23). Но участие родителей в этих объединениях никак не предусмотрено в ст.23. Объединения родителей вообще не упоминаются в законопроекте. Это конечно, ущемляет права родителей и противоречит демократической тенденции, по крайней мере, в европейских государствах, упомянутой, в пояснительной записке к законопроекту. Предлагаю в тексте ст.23 ввести отдельный пункт, предусматривающий возможность участия родителей в государственно-общественных объединениях и возможность создания общественных организаций родителей в сфере образования. Родительские организации, кстати, очень активно и плодотворно помогали развитию образования до революции 1917 года, их возрождение началось после 1991 года, но до сих пор не имеет правовой основы. Предлагаю начать работать над ее восстановлением.

    +3
  • К главе 2, статье 23

    ч.4 изложить в новой редакции: «Взаимоотношения организации, осуществляющей образовательную деятельность, и общественных организаций обучающихся определяются уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность»

    +0
  • nvn, 4 января, 15:23

    Следует добавить в эту статью право лиц, осуществляющих индивидуальную педагогическую деятельность, вступать в союзы и ассоциации или образовывать свои объединения.

    +4
  • Предлагаемая редакция отдельных пунктов:

    5. В системе образования могут создаваться без образования юридических лиц государственно-общественные объединения: учебно-методические объединения образовательных организаций начального и среднего профессионального образования, высшего образования, научно-методические, научно-технические и другие советы и комиссии

    +1
  • Шимутина Елена, 29 декабря, 12:06

    «8. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в целях реализации принципа государственной политики в области образования - государственно-общественного характера управления образованием в порядке, предусмотренном законодательством, создают государственно-общественный совет по образованию (по развитию образования и др.) для согласования с обществом основных направлений развития образования и оценки его качества на территории субъекта Российской Федерации.

    9. Для согласования с местным сообществом муниципальных районов и городских округов решений по вопросам местного значения в сфере образования органы местного самоуправления вправе создавать муниципальный совет по образованию (по развитию образования и др.), а также организуют и поддерживают деятельность муниципальных объединений представителей органов и форм самоуправления муниципальных образовательных учреждений: городские и районные попечительские советы, родительские конференции, родительские советы (комитеты), советы обучающихся, педагогические собрания и другие органы и формы общественного участия в управлении образованием».

    +2
  • Игорёк, 10 декабря, 18:28

    Организации, осуществляющие образовательную деятельность, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, иные организации, действующие в системе образования, вправе создавать и вступать в объединения юридических лиц (ассоциации, союзы).

    Ассоциации и союзы не должны оказывать влияние на образовательный процесс и вмешиваться в него.

    +3
  • DuM4uK, 10 декабря, 16:30

    Каждое коммерческое учебное заведение обязано заключить договор с одним из государственных учебных заведений региона. С каким учебным заведением заключать договор - решается на основе образовательной направленности коммерческого ВУЗа (гуманитарный, технический и т.д. регламентировать). Так же все учебные заведения, независимо от формы собственности обязаны входить в образовательные концерны учебных заведений федерального округа.

    Что это может дать? Общение студентов разных учебных заведений на базе концернов между собой. Развитие конкуренции внутри концернов, что позволит улучшить качество образования за счёт регулярно проводимых съездов учащихся, научных конференций. В такие концерны должны входить как государственные, так и коммерческие учебные заведение - для развития конкуренции между качеством государственного и коммерческого образования.

    +0
  • Amante, 2 декабря, 15:37

    П.4 > и договором между ее органами управления и общественной организацией обучающихся.

    Нужно предусмотреть ответственность сторон за нарушение этого договора. В РФ не закреплен юридически статус обучающегося, поэтому фактически для того, чтобы договорное регулирование взаимоотношений между администрацией ВУЗа и обучающимися было эффективным и было проще в судебном порядке отстаивать свои права, нужно, чтобы именно ФЗ предусматривал ответственность за нарушение договора.

    +3
Цитировать