Законопроект 2011

Общественное обсуждение законопроектов

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Оглавление

Статья 26. Типы образовательных организаций

Замечания и предложения к статье 26 (57)

1. Образовательные организации в соответствии с реализуемыми ими образовательными программами подразделяются на типы.
2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
1) дошкольная образовательная организация;
2) общеобразовательная организация;
3) профессиональная образовательная организация;
4) образовательная организация высшего образования.
3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:
1) организация дополнительного образования;
2) организация дополнительного профессионального образования.
4. Образовательные организации в рамках одного типа могут подразделяться на виды и категории, а также использовать специальные наименования в соответствии с особенностями осуществляемой образовательной деятельности (уровнями и направленностью образовательных программ, интеграцией различных видов образовательных программ, специальными условиями их реализации и (или) особыми нуждами обучающихся), а также дополнительно осуществляемыми функциями, связанными с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные, предусмотренные законодательством об образовании).
Основные виды и категории образовательных организаций одного типа и порядок их деятельности устанавливаются настоящим Федеральным законом.
С целью обеспечения развития системы образования иные виды и категории образовательных организаций соответствующего типа дополнительно устанавливаются Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, а в отношении образовательных организаций, реализующих основные и (или) дополнительные общеобразовательные программы, – также субъектами Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
5. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, утверждается перечень видов, категорий и используемых для их обозначения специальных наименований образовательных организаций, а также при необходимости устанавливаются особенности осуществления образовательной деятельности отдельными видами, категориями образовательных организаций.
Субъект Российской Федерации в случае установления им дополнительного вида, категории образовательной организации определяет особенности осуществления образовательной деятельности образовательной организации такого вида (категории) в соответствии с законодательством об образовании.
6. Особенности деятельности федеральных государственных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы по направлениям подготовки (специальностям) в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, устанавливаются Правительством Российской Федерации; федеральных государственных образовательных учреждений, обучение в которых связано с поступлением на государственную службу и (или) наличием у граждан допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, определяются федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции учредителя, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
7. Тип, вид, категория (при наличии) образовательной организации определяются при ее создании (реорганизации) или переименовании в соответствии с законодательством об образовании и закрепляются в уставе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
8. Наименование образовательной организации должно определяться в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и содержать указание на характер ее деятельности посредством использования слова «образовательная» или производных от него слов, а также включать название ее вида, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации. При необходимости в наименовании образовательной организации указывается ее специальное название.

(0)

Замечания и предложения к статье 26 (57)

  • Гайсина М.В., 1 февраля, 09:16

    Представляется целесообразным уточнение в законе подобного подразделения образовательных организаций на виды и категории в рамках одного типа в зависимости от уровня и направленности образовательных программ программ и т.п.

    +2
  • Алла Фомина, 1 февраля, 00:26

    Типы образовательных учреждений дополнить видами, расписав разницу.

    +1
  • Посетитель, 31 января, 21:39

    Образовательные организации в соответствии с реализуемыми ими образовательными программами подразделяются на типы.

    Образовательные организации делятся на государственные и негосударственные и в соответствии (далее по тексту)

    +6
  • Дополнить словами "организация дополнительного начального профессионального образования"

    Это важно для художественных и музыкальных школ.

    +0
  • Давыдова Надежда, 31 января, 19:42

    Изменение дошкольного образовательного учреждения на дошкольную образовательную организацию приведет к замене всех правоустанавливающих документов и вложению финансовых затрат.

    +0
  • KLN, 31 января, 19:24

    Как будет определяться соответствие деятельности организации заявленному виду и категории? (в частности ДОУ, аккредитация которых отменена 293 ФЗ)

    +0
  • Серебрякова Инга, 31 января, 18:25

    Считаем необходимым внесение ясности в определение вида и категории образовательного учреждения. Перечень основных и возможных дополнительных видов и категорий должен быть строго установлен.

    +0
  • Ирина, 31 января, 17:09

    На сегодняшний момент средняя общеобразовательная школа помимо программ основного общего образования предоставляет обучающимся отлицензированные программы дополнительного предпрофессионального образования по обучению детей предметам музыкального цикла. Будет ли это законным согласно новой редакции Закона об образовании? Каким типом и видом образовательной организации такая школа будет являться?

    +0
  • Пржегорлинский В.Н., 31 января, 17:01

    В части 6 статьи 26 предлагается после слов "обеспечения законности и правопорядка" поставить запятую и добавить слова "информационной безопасности".

    +0
  • Предлагаем статью 26, пункт 6, после слов «обеспечения законности и правопорядка» дополнить словами «информационной безопасности», далее по тексту.

    +0
  • Галина Палий, 31 января, 13:34

    в законопроекте сформулированы 1 тип и 2 вида дошкольного учреждения, в типовом положении о ДОУ- другое количество видов. Как законопроект согласовывается с действующим еще Типовым положением о ДОУ?

    +1
  • Иванова Елена, 30 января, 23:43

    Требуется дополнить список типом образовательной организации – «организации дополнительного начального профессионального образования детей».

    Пояснение:

    К «организациям дополнительного начального профессионального образования детей» (ОДНПОД) будут относиться все детские школы, реализующие дополнительные профессиональные образовательные программы начальной ступени (искусств, музыкальные, хоровые, хореографические, художественные, научные, спортивные и т.п.), т.к. эти организации дают начальные профессиональные знания, навыки и умения, подтверждаемые свидетельством об окончании школы.

    Для этого типа образовательных организаций в настоящем «Законе об образовании» не найдено соответствующего статуса: они не являются досуговыми (подобно «Домам творчества», «Центрам», «Студиям» и т.п.), но также не являются и общеобразовательными организациями, т.к. имеют определённую образовательную направленность, и набор в эти школы должен осуществляться на конкурсной основе, с учётом природных способностей.

    +0
  • Сергей, 30 января, 13:33

    Вызывает некоторое недоумение различия в именовании разных типов образовательных организаций. Представляется, что лучше их унифицировать, например, так:

    1) Образовательная организация дошкольного образования

    2) Образовательная организация общего образования

    3) Образовательная организация среднего профессионального образования

    4) Образовательная организация высшего образования

    А далее, соответственно, в пункте 3

    5) Образовательная организация дополнительного образования

    6) Образовательная организация дополнительного профессионального образования

    +4
  • ст. 26 дополнить

    ч.9 Образовательная организация вправе сочетать разные типы образовательных программ, если это не противоречит настоящему закону.

    Пояснение:

    Одно образовательное учреждение (гимназия или лицей), оказывающее образовательные услуги только для обучающихся среднего и старшего школьного возраста может принять выпускников нескольких младших школ. В то же время организация дошкольного и младшего школьного образования целесообразнее в максимальной приближённости к месту жительства.

    Например, в малонаселённых местностях целесообразно сочетание дошкольного и младшего школьного образования. С последующим продолжением образования в укрупнённых учебных заведениях (в том числе и интернатах).

    +1
  • ч.2 ст. 26 изложить в следующей редакции:

    2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

    1) дошкольная образовательная организация;

    2) начальная общеобразовательная организация;

    3) средняя общеобразовательная организация;

    4) профессиональная образовательная организация;

    5) специальная образовательная организация;

    6) образовательная организация высшего образования;

    Пояснение:

    Уже устоялась и успешно развивается практика организации лицеев и гимназий, осуществляющих образовательную деятельность только выше начальной школы.

    Также успешно действуют организации, сочетающие дошкольное и начальное школьное образование, а также организации, специализирующиеся исключительно на начальном школьном образовании (прогимназии).

    +2
  • pururin, 28 января, 17:34

    В соответствии с частью 8 статьи 26 проекта Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», наименование образовательной организации должно содержать указание на характер ее деятельности посредством использования слова «образовательная» или производных от него слов, а также включать название ее вида, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации.

    Согласно пункту 8 части 2 статьи 24 законопроекта, образовательная организация является некоммерческой организацией, основной деятельностью которой в соответствии с целями, ради которых такая организация создана, является образовательная деятельность. В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ, некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.

    Редакция части 8 статьи 26 законопроекта, предусматривающая указание на характер деятельности посредством использования слова «образовательная» или производных от него слов, с нашей точки зрения, является неоправданным сужением правила, предусмотренного ФЗ «О некоммерческих организациях», которое допускает указание на характер деятельности посредством использования всего спектра языковых средств (за исключениями, установленными законом).

    Поскольку рассматриваемый проект федерального не содержит положения, согласно которому к образовательным организациям не применяется ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ, то в силу пункта 2 статьи 1 указанного федерального закона его нормы применяются ко всем образовательными организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации. Данное обстоятельство позволяет также поставить под сомнение положение части 2 статьи 24 законопроекта, согласно которому наименование образовательной организации должно включать указание ее вида. Вид может быть указан в наименовании образовательной организации постольку, поскольку он отражает характер ее деятельности (наряду с использованием иных слов).

    Предлагаю следующую редакцию обсуждаемой части статьи 26 проекта ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

    «8. Наименование образовательной организации должно определяться в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и содержать указание на характер ее деятельности, а также может включать название ее вида. При необходимости в наименовании образовательной организации может указываться ее специальное название».

    +0
  • Малышева, 28 января, 16:30

    Почему в типологии нет негосударственных образовательных учреждений?

    +1
  • Egorov MGPPU, 28 января, 11:14

    Часть 4 статьи 26 изложить в следующей редакции:

    "4. Образовательные организации в рамках одного типа могут подразделяться на виды и категории, а также использовать специальные наименования в соответствии с особенностями осуществляемой образовательной деятельности (уровнями и направленностью образовательных программ, интеграцией различных видов образовательных программ, специальными условиями их реализации и (или) особыми нуждами обучающихся), а также дополнительно осуществляемыми функциями, связанными с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные, предусмотренные законодательством об образовании), психологическим сопровождением и иными бесплатными психологическими услугами, оказываемыми педагогами-психологами обучающимся, воспитанникам при реализации общеобразовательных программ.

    +0
  • П.3, 1) читать: организация дополнительного образования детей

    +0
  • ч.6, после слов «обеспечения законности и правопорядка» включить слова «информационной безопасности», далее по тексту.

    +0
  • Ч.6, абзац 2 изложить в следующей редакции: «В состав государственно-общественных объединений на добровольных началах входят представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, организации, осуществляющие образовательную деятельность, и иные организации, действующие в системе образования, объединения работодателей в лице своих представителей с правами, делегированными руководителями данных организаций и объединений», далее по тексту.

    +0
  • КГТУ-КАИ, Насыров И.К., 27 января, 11:24

    Статья требует более полного определения термины: «тип», «вид» и «категория» образовательной организации

    +3
  • Пункт 6, после слов «обеспечения законности и правопорядка» дополнить словами «информационной безопасности», далее по тексту.

    +0
  • Павел Солодовников, 27 января, 04:20

    Считаю что при принятии нового закона об образовании нужно внести четкую нормативную ясность в категории и виды образовательных учреждений дающих обязательное(не дополнительное)образование. Не должно быть так чтобы 2 средние школы были 1 лицеем а вторая гимназией. Должно быть четкое, обусловленное уровнем и направленностью наименование учебного заведения. В настоящее время существуют как лицеи(школы) так и лицеи средне-специального образования. Тоже самое что касается понятия колледж(и вообще нужно ли оно нам если у нас есть понятие техникум и т.д.?

    Мне кажется что тут надо все-таки унифицировать. Система ГОСУДАРСТВЕННОГО ОСНОВНОГО образования должна быть унифицирована.

    +2
  • Владимир Анатольевич, 26 января, 12:30

    Предлагаю не переименовывать дошкольные и общеобразовательные учреждения в организации, изменение названий добавит только проблем педагогическим работникам при оформлении документов на получение досрочной пенсии, так как в нормативных документов Пенсионного фонда РФ нет понятия «образовательная организация», следовательно, появится очень много отказов в назначении пенсий педагогическим работникам.

    +7
  • Ирина, 25 января, 23:52

    Редакция: "Наименование образовательной организации должно определяться в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и содержать указание на характер ее деятельности, а также включать название ее вида, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации. При необходимости в наименовании образовательной организации указывается ее специальное название."

    +2
  • учитель, 25 января, 15:22

    ст.26

    ч.16

    Предлагаем опустить слова

    представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений, либо,

    а также слова в скобках.

    Для сельских образовательных учреждений законом установлена специальная гарантийная норма при ликвидации их. Отступать от нее нельзя

    ст.50

    ч.7

    Проект закона предусматривает идею модельной системы оплаты труда, связанной с количеством (интенсивности) труда, т.е. рост зарплаты зависит от большого количества нагрузки, от большого количества учащихся. Такой подход не обеспечивает качество труда.

    ст.87

    ч.1

    дополнить абзацем следующего содержания «Для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти образовательных учреждений нормативы финансирования должны учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся»

    Малокомплектные школы нуждаются в особом финансировании, их надо сохранить, т.к. это центр культурной жизни села.

    +4
  • eletitarenko@yandex.ru, 24 января, 18:33

    В ч.2 добавить пункты

    5) Детская школа искусств (а также хореографическая, музыкальная, художественная

    6) прочие организации дополнительного образования (дома творчества, кружки, студии, центры и т.д.)

    Ч.3 убрать.

    +4
  • Олег, 24 января, 12:10

    "Профессиональная образовательная организация" – "профессиональная (-ое)" не организация, а образование; при этом не выражены отличия от вуза (вуз – тоже организация профессионального образования). Лучше "Организация (дешевле "учреждение", как сейчас) среднего профессионального образования".

    "Образовательная организация высшего образования" – тавтология, вполне достаточно "организация (учреждение) высшего образования".

    +2
  • Шишулина Татьяна, 23 января, 19:24

    В статью 26 п. 2 необходимо внести образовательную организацию дополнительного образования детей!

    +2
  • Гимназия10, 22 января, 17:53

    К ст.26 гл.3 ч.5: Закон лишь дает полномочия федеральным органам исполнительной власти формирования номенклатуры видов, категорий образовательных организаций. В Законе должны определяться типы, виды и категории, определяющие статус образовательной организации.

    +1
  • school24, 20 января, 15:01

    Нет необходимости менять имеющийся статус "образовательные учреждения" на "образовательные организации", т.к. это влечёт за собой перерегистрацию нормативной базы образовательных учреждений и большие затраты бюджетных средств.

    +3
  • school24, 20 января, 14:55

    Ввести тип образовательных учреждений - "начальная школа-детский сад". В настоящее время в сельской местности они успешно функционируют и развиваются. А теперь будут вне закона?

    +2
  • Игорь, 20 января, 00:01

    Предложение Татьяны, 19 января, 16:18

    <в начальной школе класс-комплект - до 7 чел., в 5- 9 классах - наполняемость класса- 10 чел.

    Надо распространить на все школы.

    +6
  • Татьяна, 19 января, 16:18

    На сегодняшний день наша сельская школа отнесена к малокомплектным школам : по оплате труда норматив для сельской школы - в начальном звене-7 чел, в 5-9 классах - 14 человек. А в этом законе речь идет только о наполняемости класса- 25 чел. А как быть нам, сельским школам? Ведь необходимо смотреть в масштабе России. необходимо ввести на федеральном уровне понятие: "малокомплектная школа" и четко определить наполняемость: например, в начальной школе класс-комплект - до 7 чел., в 5- 9 классах - наполняемость класса- 10 чел.

    +4
  • mima, 18 января, 21:54

    Дополнить список МОУ школа-сад и аналогичными

    Оставить старые наименования в целях экономии бюджета и потерянного для времени для перерегистрации.

    +2
  • Platonov, 18 января, 15:19

    Считаю, что большое значение имеет воспитание наряду с просто образованием. Есть понятия "образованный" и "воспитанный" человек. И это отнюдь не синонимы. Стране нужны воспитанные образованные граждане. Предлагаю в ст.26, парагафе 3 заменить понятия "дополнительные образовательные программы" и соответствующие организации на понятия "воспитательно - развивающие" и соответственно предусмотреть два типа организаций:

    1)воспитательно - развивающего образования (изостудии, хоровые и хореографические школы, спортивные по видам спорта и т.п.);

    2) воспитательно - трудовые (колонии для несовершеннолетних).

    Примечание: дополнительное профессиональное образование нужно получать в профессиональных образовательных организациях.

    +2
  • Александр, 17 января, 13:00

    Считаю необходимым закрепление в законе положения о недопущении со стороны образовательной организации любого типа требовать от преподавателей предоставление сертификатов, полученных в иностранных вузах. Такая практика повсеместно используется в частных образовательных организациях. Думается, что если некая образовательная организация хочет вести свою деятельность с одобрения Министерства образования (т.е. получить лицензию Российского государственного органа), она должна пропагандировать целостность и ценность именно российского образования. Следовательно, попытка потребовать (или настоятельное предложить) предоставить сертификаты зарубежных вузов и обусловить присуждение какой-либо категории наличием подобных сертификатов должна расцениваться как нарушение Закона об образовании и влечь за собой отзыв лицензии, а при повторном нарушении - жесткую административную или даже уголовную ответственность. Преподаватель должен быть уверен, что имея Диплом российского вуза или Диплом о повышении квалификации, полученный в российском вузе, он будет обеспечен высокооплачиваемой работой, и этот Диплом будет признан во всех учебных заведениях в РФ без каких-либо дискриминационных мер. В развитие темы, хотел бы также предложить запретить образовательным учреждениям проводить аттестацию на основе программ, разработанных иностранными вузами, и заставлять преподавателей выполнять эти программы в качестве предварительного условия для повышения в должности или принятия на работу.

    +3
  • Александр, 17 января, 12:39

    Необходимо добавить статью о возможности самих преподавателей создавать образовательную организацию, если преподаватель зарегистрируется в качестве ИП. Надо разрешить преподавателю - индивидуальному предпринимателю при наличии у него соответствующих дипломов о высшем образовании, полученных в вузах Российской Федерации, выдавать его клиентам свидетельства о получении соответствующих знаний. Можно определить, что преподаватель - ИП может выдавать свидетельства только по той квалификации, которая прописана в полученном Дипломе. Преподавателю - ИП также можно разрешить осуществлять педагогическую деятельность без выдачи свидетельств о знаниях, если он проводит занятия по смежным специальностям.

    +2
  • Мозгунова Ирина, 17 января, 09:48

    В Ст.26 ч.2 происходит разногласие со Ст.122 ч.1

    Образовательная организация дополнительного образования[..]вправе реализовывать основную образовательную программу дошкольного образования…

    То есть, либо необходимо в Ст.26 внести также организации дополнительного образования, либо из Ст.122 убрать (что более обоснованно) реализацию основной образовательной программы дошкольного образования.

    +1
  • Михаил, 16 января, 21:18

    При необходимости в наименовании образовательной организации указывается ее специальное название.

    Уточнить, что имеется в виду под "специальным названием".

    +1
  • Б.Р.Р., 16 января, 16:29

    Предлагаю типы организаций образования записать следующим образом:

    1) организация дошкольного образования;

    2) организация среднего общего образования;

    3) организация среднего профессионального образования;

    4) организация высшего профессионального образования.

    и анологично:

    1) организация среднего дополнительного образования;

    2) организация высшего профессионального дополнительного образования.

    +1
  • MaxKar, 11 января, 23:00

    Заменить в ч.2 п.1-4 "образовательные организации" на "образовательные учреждения". Нет необходимости менять текущий статус образовательных учреждений.

    +5
  • Шомахова Маргарита, 2 января, 13:31

    Считаю необходимым ввести в перечень типов образовательных учреждений организацию, реализующую основную дошкольную и начальную школьную программы, так как данные типы образовательных организаций эффективно решают проблемы преемственности программ дошкольного и начального школьного образования, предшкольную подготовку и адаптацию выпускников дошкольной ступени к учебной деятельности, а также создают благоприятные условия для развития творческих способностей младших школьников, организуют комфортные условия для пребывания в детей в режиме полного дня.

    +7
  • Темнов Эдуард, 25 декабря, 23:01

    В части 6 необходимо заменить термин «учреждение» на «организацию» в соответствии с терминологией применяемой в законопроекте:

    "6. Особенности деятельности федеральных государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы по направлениям подготовки (специальностям) в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, устанавливаются Правительством Российской Федерации; федеральных государственных образовательных организаций, обучение в которых связано с поступлением на государственную службу и (или) наличием у граждан допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, определяются федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции учредителя, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования."

    +7
  • Зверобоева Лилия, 17 декабря, 16:40

    в части 2 не предусмотрены «центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи», прописанные в статье 100 главы 11.

    +1
  • Елена, 12 декабря, 21:13

    Необходимы образовательные организации, объединяющие начальную школу и детский сад. Здесь успешно решается проблема групп продлённого дня, а такие образовательные учреждения как лицеи "освобождаются" от начальной школы и имеют возможность открыть новые лаборатории для учащихся.

    +7
  • asku, 12 декабря, 19:38

    пункт 3 убрать, пункт 2 дополнить

    5) организация дополнительного образования;

    +5
  • Алексей, 11 декабря, 00:24

    А куда деть такие образовательные учреждения, как прогимназии (детский сад+начальная школа)? Они успешно функционируют и развиваются. А теперь будут вне закона?

    +14
  • КРЕВ, 9 декабря, 12:53

    Тип, вид, категория (при наличии) образовательной организации определяются при ее создании (реорганизации) или переименовании в соответствии с законодательством об образовании и закрепляются в уставе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

    Зачем все переименовывать? оставить СОШ и ДОУ с прежними названиями.

    +6
Цитировать