Законопроект 2011

Общественное обсуждение законопроектов

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Оглавление

Статья 27. Устав образовательной организации

Замечания и предложения к статье 27 (36)

1. Образовательная организация действует на основании устава, разрабатываемого и утверждаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере образования.
Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается и принимается образовательным учреждением и утверждается его учредителем.
Устав федерального государственного профессионального образовательного учреждения или образовательного учреждения высшего образования и изменения, которые вносятся в него, принимаются общим собранием (конференцией) работников и представителей обучающихся и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится соответствующее образовательное учреждение.
3. В уставе образовательной организации должны содержаться помимо предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации следующие сведения:
1) тип, вид категория (при наличии) образовательной организации;
2) учредитель (учредители) образовательной организации;
3) виды основной деятельности (образовательная и иная связанная с предоставлением образования деятельность) образовательной организации;
4) реализуемые образовательные программы с указанием их уровня и направленности;
5) язык или языки, на которых ведутся обучение и воспитание;
6) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:
а) правила приема обучающихся;
б) режим занятий обучающихся;
в) формы и порядок организации промежуточной аттестации;
г) порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся;
д) порядок регламентации и оформления возникновения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями);
7) права и обязанности участников образовательных отношений;
8) другие сведения, включение которых в устав образовательной организации предусмотрено федеральными законами, иными федеральными нормативными правовыми актами, а также законами и иными нормативными правовыми актами соответствующего субъекта Российской Федерации.
5. Устав образовательной организации может содержать и иные не противоречащие законодательству положения.
6. Устав профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования (изменения устава и дополнения к нему) принимается общим собранием (конференцией) педагогических работников, научных работников, а также представителей других категорий работников и обучающихся этой организации.
7. В образовательной организации должны быть созданы условия всем работникам и обучающимся для ознакомления с ее уставом, предложениями о внесении в него изменений и для свободного обсуждения этих предложений.

(0)

Замечания и предложения к статье 27 (36)

  • Вадим, 1 февраля, 10:15

    К главе 3, статье 27, части 1

    Кем Устав разрабатывается? Если учредителем, то и все изменения вносит только учредитель. На практике все изменения вносят руководители образовательных организаций. Всё это отнимает много времени - нотариусы, налоговая инспекция, сами учредители не знают как вносить изменения, а с руководителей требуют быстрого оформления документов. Дайте руководителям заниматься образовательным процессом! В любом случае - руководители - это исполнительный орган.

    +3
  • В Статье 27, п. 3. среди требований к содержанию Устава образовательной организации перечисляется необходимость указания реализуемых образовательных программ с указанием их уровня и направленности. Эти данные довольно часто изменяются, что приведет к необходимости постоянного дополнения Устава.

    +0
  • Марина Сергеевна, 31 января, 16:50

    Ранее в законе РФ "Об образовании" в статье 13 п.4 содержалось положение "Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить уставу" в новом законе такая норма не предусмотрена?

    +0
  • Klopchenko Vladimir, 31 января, 14:05

    ..

    7) принципы управления, экономики

    8) формы транспарентности деятельности образовательной организации

    +2
  • Логвин Андрей, 30 января, 11:42

    Надо конкретизировать п.8, т.к. законов и подзаконных актов очень много.

    +0
  • РАПОС, 26 января, 20:55

    ст.27 п.7 (далее в статье нумерация пунктов меняется)

    Доля представителей обучающихся в коллегиальном органе управления государственного и муниципального образовательного учреждения, которая не может быть менее двадцати пяти процентов от численности его членов.

    +5
  • К ч.6

    Исключить ч.6, т.к. он включен в ч.1 последним абзацем.

    +0
  • К главе 3, Статья 27

    ч.3 п.8 после слов «другие сведения» дополнить словами «в том числе об иных видах деятельности образовательной организации, приносящих доход»

    +1
  • Из ч.3 п.4 слово «реализуемые» исключить. Измененный вариант «Образовательные программы с указанием их уровня и направленности»

    +0
  • Ст. 27 п.2. дополнить пунктом «об управлении образовательной организацией и о мерах ответственности за невыполнение требований образовательного процесса»

    +1
  • LawCTex, 24 января, 00:47

    В статье 27:

    а) части 3, 5, 6 и 7 считать соответственно частями 2, 4, 5 и 6;

    б) дополнить новой частью 3 следующего содержания:

    «3. Нормативное регулирование вопросов, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, иными локальными актами образовательной организации не допускается.».

    Комментарий: Зачастую вместо внесения изменений в устав руководство или иные некомпетентные органы образовательной организации принимают множество локальных актов, регламентирующих те вопросы, которые должны регулироваться уставом. Данная поправка призвана исключить подобные нарушения и, по сути, злоупотребления.

    +1
  • МЭСИ, 21 января, 21:26

    В части 3 пункт 4 изложить в редакции:

    «4) реализуемые образовательные программы с указанием их уровня и направленности, а также применения дистанционных образовательных технологий и/или электронного обучения;»

    +2
  • Статья 27 в целом излишняя. Фактически она ничего не регулирует, а только повторяет другие уже действующие законодательные положения, да еще и содержит массу противоречий.

    Полностью присоединяюсь ко всем критическим замечаниям

    +1
  • Излишняя детализация. При этом с непонятными целями. Перечень и характер образовательных программ определяется лицензией, основные характеристики образовательного процесса - внутренними распорядительно-нормативными документами и собственно программами, прав и обязанности участников образовательных отношений - ГК РФ. Устав организации все таки существует не для этого.

    +1
  • В настоящее время, центры психолого-медико-социального сопровождения относятся к учреждениям для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. В проекте закона не указан такой тип организации, требуется уточнить место центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи среди типов образовательных организаций.

    +3
  • Лопухова А.С., 17 января, 15:43

    В устав образовательной организации нецелесообразно включать наименование реализуемых образовательных программ, поскольку при лицензировании новых образовательных программ возникает необходимость менять устав.

    +7
  • Демьянченко, 16 января, 16:41

    Ряд общих положений проекта не подходит для ДПО. Например, иными должны быть требования к сайту. В управлении организациями ДПО не могут и не должны участвовать в предложенной форме учащиеся из-за кратковременности их пребывания в учебном заведении.

    +1
  • Исключить из части 3, пункта 6 - подпункт б) режим занятий обучающихся. Это целесообразно определять каждый учебный год локальным иным актом образовательного учреждения. На практике придется каждый учебный год вносить изменения в устав.

    +3
  • Сайк Александр, 4 января, 11:38

    Перепутана нумерация частей статьи: после 1 идёт 3, затем 5.

    +3
  • Сайк Александр, 4 января, 11:37

    К главе 3, статье 27, части 1.

    Вероятно допущена ошибка,- вместо "образовательная организация" в абзацах втором и третьем написано "образовательное учреждение" (в соответствующем падеже и числе).

    +1
  • Павел, 2 января, 22:29

    Надо вписать после "и обучающимся" слова: "законным представителям несовершеннолетних обучающихся".

    +5
  • Болдырев Владимир, 21 декабря, 18:29

    Положение ч. 1 ст. 27 Проекта в части принятия устава образовательного учреждения высшего образования собранием (конференцией) работников и представителей обучающихся зарождает сомнения, с точки зрения момента возникновения правосубъектности организации. Остаётся непонятным, как собрание (конференция) работников может появиться в момент создания юридического лица при утверждении устава?

    Вероятно, предполагается, что норма будет применяться только к той ситуации, когда учреждение уже существует, но и здесь есть ряд вопросов. Если речь идет о слиянии (а тогда понадобится новый устав) или присоединении, ряда федеральных образовательных учреждений (что весьма вероятно в условиях сохранения тенденции к интеграции вузов), как должны функционировать собрания или конференции, принимающие устав? Как несколько трудовых коллективов и коллективов учащихся, смогут реализовать возможность участвовать в принятии устава? Ведь до момента регистрации изменений в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) существует несколько организаций и трудовых коллективов. А после слияния или присоединения – одна организация и трудовой коллектив. При этом устав новой организации должен подаваться до момента внесения изменения в ЕГРЮЛ. Следовательно, при учреждении и реорганизации юридического лица трудовой коллектив не должен вовлекаться в процесс принятия устава, о чём необходима специальная оговорка в предложении 3 ч. 1 ст. 27 Проекта. В данном случае должна действовать исключительная компетенция учредителя.

    +6
  • Болдырев Владимир, 21 декабря, 15:37

    Некоторые нормы Проекта являются сомнительными, с точки зрения теории гражданской правосубъектности:

    Устав федерального государственного профессионального образовательного учреждения или образовательного учреждения высшего образования и изменения, которые вносятся в него, принимаются общим собранием (конференцией) работников и представителей обучающихся и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится соответствующее образовательное учреждение

    (ч. 1 ст. 27 Проекта). Исходя из анализа ст. 15 и 20 Трудового кодекса Российской Федерации, следует сделать вывод, что стороны трудового договора (работник и работодатель) могут появиться, когда юридическое лицо – работодатель – уже зарегистрировано. При этом остаётся непонятным, как конференция работников может появиться в момент создания юридического лица и утверждения устава?

    Конечно, можно предположить, что норма будет применима только к той ситуации, когда учреждение уже существует, но и здесь есть ряд вопросов. Если речь идет о слиянии (а тогда понадобится новый устав) или присоединении, ряда федеральных образовательных учреждений (что весьма вероятно в условиях сохранения тенденции к интеграции вузов), как должны функционировать эти собрания или конференции, принимающие устав? Как несколько трудовых коллективов и коллективов учащихся, смогут реализовать возможность участвовать в принятии устава?

    Ситуация усугубляется тем, что согласно ч. 2 ст. 116 Проекта полномочия, порядок выборов и деятельности общего собрания (конференции) определяются уставом образовательной организации высшего образования. Из закона совершенно неясно как формировать важнейший орган «самоуправления». По поводу последнего термина, прямо закрепленного в Проекте, надо заметить, что в ГК РФ речь идет об «органах юридического лица» (ст. 53 ГК РФ) или «органах управления» юридическим лицом конкретной организационно-правой формы (п. 3 ст. 89, п. 1 ст. 103, п. 2 ст. 108 ГК РФ). Мы не видим принципиальной проблемы в применении в Проекте термина «самоуправление», но терминологически правильно было бы говорить об «органах управления».

    На наш взгляд, следует более подробно урегулировать отношения по формированию собраний и конференций, иначе демократии в образовании не бывать.

    +5
  • kokandrey, 18 декабря, 00:03

    Отсутствует часть 2 в статье 27.

    +1
  • Евгения, 10 декабря, 15:10

    Удалить абзац 3 ч. 1 ст. 27, достаточно абзаца 2 этой же статьи в откорректированном виде.

    +6
  • Евгения, 10 декабря, 14:05

    В ч. 1 ст. 27 непонятно откуда возникает термин гражданского образовательного учреждения. Если это противоположность военному...Но в любом случае предлагаю слово гражданского исключить, и ссылка на законодательство сделает свое дело и в отношении гражданский учреждений, и в отношении военных учреждений

    +6
  • Хусаинов А. А., 9 декабря, 15:25

    Обязать иметь образовательную организацию иметь официальный сайт в интернете, чтобы там всегда были в свежих редакциях :

    -Устав

    -Локальные акты

    -Возможность оповещения об изменении локальных актов.

    +2
  • Светлана, 8 декабря, 19:33

    Считаю необязательным прописывать в уставе образовательного учреждения тип, вид, категорию, реализуемые программы и режим работы, так как это все может изменяться.

    +2
  • а также структура образовательного учреждения или организации.

    его органы и должности.

    думаю это будет целенаправленным методом борьбы со "сборами".

    нередки случаи когда без расписанной структуры в уставе есть оговорки:

    "оплата таких то услуг (к примеру официантов)"

    суть этого нововведения я усматриваю в прозрачности и простоты восприятия информации.

    +2
  • предлагаю тоже дополнить "в соответствии с принципами и нормами законодательства РФ"

    +0
  • Анна, 5 декабря, 23:40

    Необходимо указать в статье на обязательность ознакомления с уставом учреждения всех обучающихся, коллектива учителей, работников, а также указать минимальные сроки для этого после внесения изменений в Устав учреждения. Как правило работодатели нарушают этот пункт и после многократных изменений, не знакомят коллективы с новыми изменениями, не позволяют участвовать в процессе внесения изменений.

    +7
  • Карпов Иван, 5 декабря, 21:38

    Во втором абзаце вместо "разрабатывается и принимается образовательным учреждением и утверждается его учредителем".

    Предлагаю сделать "разрабатывается и принимается образовательной организацией и утверждается его учредителями"

    +1
  • Крис, 3 декабря, 15:18

    Дополнить 3-й пункт:

    9) Финансовый отдел образовательной организации должен каждый месяц публиковать финансовый отчет за календарный месяц движения денежных средств - сумма доходов, расходов, пожертвований и грантов.

    +22
  • savv, 2 декабря, 20:45

    В пп.4 п.3 статьи необходимо, на мой взгляд, добавить "реализуемые ОСНОВНЫЕ образовательные программы", так как этот термин в законе выделен особо. Иначе получится, что в уставе нужно прописывать и дополнительные программы, которые, в принципе, могут меняться ежегодно, в зависимости от потребностей обучающихся.

    +2
  • Марина, 2 декабря, 17:43

    В устав образовательного учреждения должны быть включены разумно составленные правила внутреннего распорядка этого учреждения. Те правила, которые применяются в школах теперь, в большинстве случаев являются сводом безосновательных требований анонимного авторства и служат источником многочисленных конфликтов.

    +5
  • ИринаФ, 2 декабря, 01:40

    В состав собрания, помимо чиновников, для объективности предлагаю ввести представителей общественности, родителей из активистов, родительского комитета школы. Именно для них школа в дальнейшем будет оказывать образовательные и иные услуги и, считаю, родители вправе решать.

    +9
Цитировать