Законопроект 2011

Общественное обсуждение законопроектов

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Оглавление

Статья 51. Аттестация педагогических работников

Замечания и предложения к статье 51 (111)

1. Аттестация педагогических работников проводится с целью подтверждения соответствия работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и (или) по желанию работника на присвоение квалификационной категории.
Аттестация педагогических работников должна способствовать рациональному использованию образовательного и творческого потенциала педагогических работников, повышению их профессионального уровня, оптимизации подготовки, подбора и расстановки кадров.
2. Проведение аттестации педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся указанные образовательные учреждения; государственных образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений – уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
3. Порядок проведения аттестации педагогических работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

(0)

Замечания и предложения к статье 51 (111)

  • Аттестация должна являться конечным этапом курсовой подготовки, (один раз в 5 лет), проходить либо в форме зачёта, теста, представления инновационной деятельности и др. форм по выбору самого аттестующегося.

    +0
  • AGAO, 1 февраля, 08:14

    Дополнить ч.3 статьи 51:

    Порядок проведения аттестации педагогических работников устанавливается в соответствии с трудовым законодательством федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

    +1
  • Tatiana, 1 февраля, 02:09

    Руководителям и заместителям директора тоже достаточно проходить обучение на курсах повышения квалификации 1 раз в 5лет и после экзамена, сданного там, получать 1категорию.

    +0
  • Аттестация педагогических работников должна способствовать конечному результату педагогического труда – обеспечению здорового и гармоничного развития обучающихся (особенно несовершеннолетних) в ходе образовательного процесса.

    Предлагаю Гл. 5. ст. 51. ч. 1. дополнить подпунктом о критериях оценки результатов работы педагогов образовательной организации по вопросам охраны здоровья и гармоничного духовно-нравственного, интеллектуального и социального развития обучающихся (особенно несовершеннолетних) в следующей редакции:

    1. . Аттестация педагогических работников проводится с целью подтверждения соответствия работников занимаемым ими должностям и направлена на обеспечение здорового и гармоничного развития обучающихся на основе оценки их профессиональной деятельности и (или) по желанию работника на присвоение квалификационной категории. Аттестация педагогических работников должна способствовать рациональному использованию образовательного и творческого потенциала педагогических работников, повышению их профессионального уровня, оптимизации подготовки, подбора и расстановки кадров.

    2. Оценка качества и эффективности труда педагогического работника в вопросах охраны здоровья и гармоничного духовно-нравственного, интеллектуального и социального развития обучающихся (особенно несовершеннолетних) проводится по следующим критериям (показателям):

    1) способность к душевно-эмоциональному (а не к авторитарному) общению с детьми;

    2) способность организовать детей, пробудить в них познавательную активность, интерес к изучаемому явлению, в т.ч. творческую деятельность;

    3) способность вызвать интерес и любовь к предмету изучения.

    4) достигнутые показатели обучающихся в овладении знаниями, навыками, умениями и способность их применять на практике.

    5) достигнутые показатели духовно-нравственного, интеллектуального и социального развития обучающихся в соответствии с требованиями Гл. 4. ст.36, ч. 1 настоящего закона.

    +0
  • Альфина, 31 января, 19:30

    К главе 5, статье 51

    Если учитель имеет отличные или хорошие результаты деятельности, например, призеров конкурсов по предмету и олимпиад, хорошие результаты сдачи ЕГЭ, значит , он постоянно повышает свое мастерство и подтверждает этим свою категорию. Нет смысла унижать его достоинство "жесткими " условиями новой формы аттестации.

    +0
  • Володина, 31 января, 17:38

    Аттестация, конечно, должна быть. Но не такая жесткая. Учителя, проработавшие 15-20 лет обладают бесценным опытом работы. Тем более, что они постоянно следят за появлением новых форм обучения и проходят каждые 5 лет курсы повышения квалификации. Необходимо изменить саму форму аттестации и, конечно, оплату труда

    +7
  • Иванова О.И., 31 января, 15:54

    Предлагаю следующую редакцию: "Проведение аттестации педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся указанные образовательные учреждения; государственных образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений - уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся указанные образовательные учреждения."

    Комментарий: Важно законодательно закрепить полномочия по проведению аттестации педагогических работников средних специальных учебных заведений культуры и искусства и детских школ искусств за органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры.

    +0
  • Формулировка «…может финансироваться за счёт… физических лиц» приводит к возможности лишения работника права повышения квалификации за счет средств работодателя согласно гл. 5, ст. 4, ч.4, п.3. На местах обязывают работников проходить курсы повышения квалификации за счёт собственных средств!

    +6
  • А почему проведение аттестации педагогических работников муниципальных образовательных учреждений осуществляется не муниципальными органами? Ведь проведение аттестации уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ - это немалые дополнительные расходы либо учреждений, либо работников учреждения.

    +2
  • Дополнить: Пенсионеры, имеющие квалификационную категорию и продолжающие трудовую деятельность, освобождаются от прохождения аттестации с сохранением присвоенной им ранее квалификационной категории.

    +1
  • К главе 5, статье 51, част1

    Слишком жесткие требования для получения первой и высшей квалификационной категории при такой мизерной прибавке к зарплате.

    Курсов повышения квалификации, которые каждый учитель проходит регулярно, вполне достаточно для присвоения категории.

    +3
  • Anna, 31 января, 09:31

    Аттестация должна проводиться по "совокупности достижений" - стаж, количество учеников / студентов занявших призовые места, участие в конференциях, количество написанных научных статей и учебно-методических пособий и т.д., а не принимать форму тотальной проверки, стоящей пед. работникам невероятных нервов и сил, после которой преподаватели сами начинают сомневаться в своей профпригодности.

    +3
  • Доможиров Алексей, 31 января, 08:15

    Аттестация естественно должна проходить, что бы увидеть динамику развития самого педагога. Ведь получив один раз знания и не развиваясь, он перестает быть учителем. Плюсом должны учитываться достижения педагога и его детей в промежутках между аттестациями. А присвоение квалификационной категории по желанию оставить, но сделать разницу в зарплате между категориями значительной. Хочешь получать больше - учись сам, готовься, получай категорию.

    +0
  • irva16, 31 января, 00:44

    Аттестацию и оценку должны проводить эксперты (педагогики, психологи, ученые и т.п.), а не чиновники, многие из которых и представления не имеют об образовании, педагогике и специальностях.

    +2
  • Ольга, 30 января, 20:20

    Согласна с теми, кто считает, что аттестацию необходимо упростить. Большее значение должен иметь стаж работы и качество педагогической деятельности. Для педагога главное-умение работать с детьми, а не писать рефераты.

    +4
  • Светлана, 30 января, 16:40

    Согласна с коллегами: повышение квалификации необходимо. Но когда учитель проработал 15 лет и более и имеет результаты, наработки...То что сейчас предложено в Регионах диву даешься, как будто нас хотят всех выжить из школы. реальность такова, что очереди не стоят на работу в школу. Кто работает добросовестно, тот это будет делать всегда. А каждая аттестация- хороший стресс для педагога. Необходимо разработать человеческую систему аттестации,многовариантность...

    +6
  • Ольга Леонидовна, 30 января, 14:13

    Новое положение об аттестации педагогических работников некорректно по отношению к ним. Агрессивный характер аттестации, нацеленный на унижение достоинства учителя, предполагает вознаграждение – максимально возможная заработная плата, в разы превышающая зарплату учителей, не прошедших аттестацию. Отменить аттестацию учителей со стажем 25 лет и более (имеющих выслугу).

    +7
  • bobo ulman, 30 января, 00:40

    Тем, кто следит за своим самообразованием, аттестация - для их же блага. А те, кто уповая на свой 20-летний стаж, застывают в профессиональном развитии - отсеются.

    +1
  • Наталья, 29 января, 21:02

    Стоит добавить не только порядок, но и требования предъявляемые к участникам аттестационной комиссии. В состав аттестационной комиссии должны входить непосредственно лица имеющие стаж и опыт работы по данному предмету или направлению деятельности (математиков должны оценивать математики, а психологов-психологи, а не лица которые не работают по данному направлению).

    +2
  • Савельева Евгения, 29 января, 14:14

    Конечно, аттестация педагогических кадров необходима. Но для привлечения молодых специалистов в общеобразовательное учреждение необходимо продумать стимулирующие формы профессионального роста, аттестацию молодых специалистов на первую категорию после трех лет работы в образовательном учреждении. После двадцатилетнего стажа работы, освободить учителей от квалификационных испытаний по результатам педагогической деятельности.

    +15
  • Алфимова Ю.А., 29 января, 12:57

    Не секрет, многие испытывают затруднения в прохождении аттестации (оформление портфолио, создание педагогических проектов, написание квалификационной работы и т.п.). Сейчас у работника появляется выбор: аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности (минимизация процедур) или аттестация на установление квалификационной категории. Новый «двухступенчатый» подход, на мой взгляд, позволит уйти от формализма и «уравниловки».

    Полагаю, что необходимы локальные акты об особенностях аттестации педагогических работников, имеющих ведомственные награды.

    +1
  • N.N., 29 января, 11:13

    Каждые пять лет педагог проходит курсы повышения квалификации, по итогам которых сдает экзамен. По результатам этих испытаний можно присваивать первую квалификационную категорию. Первую квалификационную категорию после 20 лет работы продлевать автоматически. Аттестацию следует оставить для работников, которые не имеют пед. образования.

    +7
  • Дополнить часть 1 абзацем 2 следующего содержания:

    «Аттестация педагогических работников из числа лиц профессорско-преподавательского состава в целях подтверждения соответствия работника занимаемой им должности может проводиться до истечения срока избрания по конкурсу или в течение срока срочного трудового договора в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации.».

    С учетом установленных в настоящее время особенностей проведения аттестации педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава, которые установлены статьей 332 ТК РФ, предлагается предусмотреть дополнение, уточняющее норму о порядке проведения аттестации в отношении профессорско-преподавательского состава как категории педагогических работников.

    +1
  • Абзац 1 части 1 статьи 51 изложить в следующей редакции:

    «1. Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности или установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям, на основании их заявления».

    Принимая во внимание положения вступившего в силу с 1 января 2011 г. порядка аттестации педагогических работников, предлагается новая редакция нормы, которая предусматривает разделение двух видов аттестации: обязательной на соответствие занимаемой должности и добровольной на квалификационную категорию по заявлению педагогического работника.

    +4
  • pururin, 28 января, 16:51

    Часть 2 статьи 51 должна создавать возможность применять процедуру аттестации в отношении работников частного сектора образования, поскольку, к сожалению, современное российское законодательство об образовании не содержит положений, которые могли бы являться основой альтернативной аттестации, результаты которой признавались бы всеми работодателями и учитывались при государственной аккредитации образовательной организации.

    +0
  • морозова, 28 января, 16:46

    Аттестация должна быть обязательно для всех пед.работников вне зависимости от стажа. Аттестация должна проводиться 1 раз в 5 лет.

    +0
  • К главе 5, статье 51, части 1

    Первую квалификационную категорию после 10 лет работы продлевать автоматически без прохождения квалификационных испытаний, так как педагога ДОУ каждые пять лет проходят курсы повышения квалификации, кроме этого, участвуют в семинарах, конференциях и т.д. на уровне города и района.

    +0
  • Редакция: "Проведение аттестации педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся указанные образовательные учреждения; государственных образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений и частных образовательных организаций – уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации."

    +0
  • Значимым недостатком ст.51 проекта ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с нашей точки зрения, является пробел в регулировании отношений, связанных с аттестацией педагогических работников частных образовательных организаций.

    Исходя из части 3 статьи 51 проекта ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» утверждаемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политике и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, порядок аттестации действует в отношении всех лиц, являющихся педагогическими работниками, т.е. организационно-правовая форма и форма собственности организации-работодателя не учитывается.

    В то же время, часть 2 статьи 51 не устанавливает субъекта, проводящего аттестацию педагогических работников частных образовательных организаций. Подлежащий утверждению на основании Ч.3 статьи 51 Порядок аттестации не может устанавливать полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской федерации и органов местного самоуправления.

    Поскольку составители проекта закона определили в ч.2 статьи 51 некоторые аспекты проведения аттестации педагогических работников государственных или муниципальных образовательных учреждений (в части распределения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации), то представляется логичным и целесообразным дополнить указанную норму положениями, в определенной части регулирующими проведение аттестации педагогических работников частных образовательных организаций.

    Данное дополнение является средством предотвращения образования пробела в законодательстве и превенции возникновения проблемных аспектов правоприменения (в части вопроса о признании результатов аттестации педагогических работников частных образовательных организаций). Данная цель, с нашей точки зрения, может быть реализована в рамках дополнения ч.2 статьи 51 проекта ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» положениями, предусматривающими отнесение проведения аттестации педагогических работников частных образовательных организаций к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, что позволит также:

    1. изначально устранить потенциальную проблему, связанную с отсутствием правовой нормы, определяющей субъект, имеющий право проводить аттестацию педагогических работников частных образовательных организаций;

    2. снять проблему подтверждения квалификации педагогических работников частных образовательных организаций при изменении ими места работы;

    3. устранить потенциальные проблемы при государственной аккредитации образовательной организации, которые могут возникнуть, поскольку утверждаемые аккредитационным органом субъекта Российской Федерации критерии показателей деятельности образовательного учреждения, за исключением образовательного учреждения в большинстве случаев включают в себя требование к квалификации педагогических работников, отраженной квалификационной категорией, устанавливаемой при аттестации, проводимой в порядке, утвержденном федеральным органом государственной власти. Проблемы в области государственной аккредитации негативно повлияют на негосударственный сектор образования и на конкуренцию в сфере образовательных услуг, будут затронуты интересы лиц, обучающихся в таких организациях.

    Предлагаю изложить часть 2 статьи 51 проекта Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в следующей редакции:

    "2. Проведение аттестации педагогических работников федеральных государственных образовательных организаций осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся указанные образовательные организации; государственных образовательных организаций субъекта Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций и частных образовательных организаций – уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации".

    +0
  • МДОУ 27, 28 января, 13:26

    Несомненно аттестация педагогических работников необходима, как на соответсвие занимаемой должности, так и на присвоение квалификационной категории. Однако, возникает вопрос, как быть с руководящими работниками (заместителями заведующего по воспитательной и методической работе, заведующими и др.). Считаю, необходимым им также предоставить право аттестоваться на присвоение квалификационной категории, тем самым не допуская уравниловки.

    +0
  • Наталья, 28 января, 13:18

    Полностью поддерживаю мнение об отмене аттестации. Зачем тогда нужно получать высшее образование если ценность его не имеет значения. Курсовая подготовка, семинары и т.д. этого что мало?

    Да и зачастю в экспертную группу по проведению аттестации входят не квалифицированные работники и не имеющие стаж педагогиической деятельности. Как они извините должны оценивать тех, кем сами не являются. Этот момент в законе должен быть также отражен, а именно кто должен входить в экспертную группу и желательно чтобы это были квалифицированные, дипломированные и со стажем педагогической работы не менее 10 лет.

    +8
  • Наталья С., 28 января, 13:12

    Подтверждение соответствия работников занимаемым ими должностям следует оставить для работников, которые не имеют педагогического образования. Первую категорию присваивать после прохождения курсов повышения квалификации.

    +2
  • Наталья С., 28 января, 13:03

    Подтверждение соответствия работников занимаемым ими должностям оставить для работников, которые не имеют педагогического образования.

    Первую категорию подтверждать после прохождения курсов повышения квалификации через пять лет.

    +1
  • Щербакова Виктория, 28 января, 12:31

    К главе 5, статье 51, части 1

    Аттестация педагогических работников должна способствовать повышению качества образования в России.

    Новое положение об аттестации педагогических работников носит «разрушительный характер» для образования:

    - жесткие требования для получения первой и высшей квалификационной категории при такой мизерной прибавке к зарплате за них во много раз сократят количество педагогов с категорией, все это не будет стимулировать профессиональный рост учителя; а значит, повышения качества образования в стране не будет;

    - это приведет к оттоку кадров из общего образования и очень скоро в школе некому будет работать.

    +3
  • Полностью согласна со Степановой Л., 5 декабря, 20:55

    Аттестацию следует оставить для работников, которые не имеют педагогического образования. Для педагогических работников с соответствующим дипломом достаточно курсов повышения квалификации, участия в семинарах, конференциях и т.д.

    +5
  • Остроух Г.Ф., 27 января, 23:27

    К главе 5, статье 51, части 1

    Аттестация должна быть обязательной для всех педагогических работников вне зависимости от стажа, чтобы, так сказать, все были в тонусе и в курсе происходящих научных открытий. Аттестация должна проводиться 1 раз в 2-3 года и сопровождаться психологическими тестами на проф. пригодность и независимой оценкой знаний учащихся педагога, проходящего аттестацию. Звание Учитель года не освобождает от аттестации.

    +2
  • Аттестацию педагогических работников, проработавших более 20 лет проводить автоматически. Аттестацию должны проводить специалисты своего дела, практики. Молодым специалистам, использующим инновации дать возможность аттестоваться

    +2
  • Фетисов, 27 января, 15:51

    проведение аттестации педагогических работников спортивных школ (ДЮСШ, ДЮСШОР и т.п.) должны проводить органы государственной власти в области физической культуры и спорта, соответственно, порядок проведения аттестации для данной категории педагогических работников должен устанавливаться также органами власти в области физической культуры и спорта.

    +3
  • Наталья, 27 января, 12:43

    Аттестацию педагог может и пройдёт, но до детей свои знания может и не донести. Самая лучшая аттестация педагога - уровень успеваемости класса (сдача экзаменов). От неё и должна зависеть зарплата педагога. Даже слабые ученики в основном (исключения есть везде) у хорошего учителя учатся хорошо.

    +1
  • 1) Аттестацию педагогических работников, имеющих ученые степени, правительственные награды и почетные звания, НЕОБХОДИМО УПРОСТИТЬ. Это и есть свидетельство их профессиональной компетентности, профессионального роста и повышения их квалификации. Это не значит, что таким работникам не надо и дальше повышать свой профессионализм и подтверждать квалификацию, но процесс их аттестации должен учитывать заслуги и достижения педагогов. Иначе теряется смысл самосовершенствования и стремления «расти», если каждый раз педагог должен доказывать, что он соответствует требованиям, которым должен соответствовать педагог, претендующий на высшую квалификацию впервые.

    2) Не лишать высшей (первой) квалификационной категории педагогов, не желающим проходить аттестацию, проработавших в профессии более 25 лет.

    3) Создать условия выбора для педагогического работника в плане форм прохождения аттестации, а также выбора программ дополнительного профессионального педагогического образования.

    +2
  • МДОУ №20 г.Ессентуки, 26 января, 14:48

    При проведении аттестации учитывать инновационный уровень молодых специалистов. Дать возможность талантливым начинающим педагогам проходить аттестацию раньше указанных в Положении сроков.

    +5
  • светлана, 26 января, 09:23

    Первую квалификационную категорию после 10 лет работы продлевать автоматически без прохождения квалификационных испытаний, так как учителя каждые пять лет проходят курсы повышения квалификации, кроме этого, участвуют в семинарах, конференциях и т.д. на уровне города.

    +13
  • Леся, 26 января, 09:10

    Работающих пенсионеров освободить от прохождения аттестации с сохранением за ними той квалификационной категории, которую они имеют на момент выхода на пенсию.

    +6
  • 1) Аттестацию педагогических работников, имеющих ученые степени, правительственные награды и почетные звания, необходимо упростить. Это и есть свидетельство их профессиональной компетентности, профессионального роста и повышения их квалификации. Это не значит, что таким работникам не надо и дальше повышать свой профессионализм и подтверждать квалификацию, но процесс их аттестации должен учитывать заслуги и достижения педагогов. Иначе теряется смысл самосовершенствования и стремления «расти», если каждый раз педагог должен доказывать, что он соответствует требованиям, которым должен соответствовать педагог, претендующий на высшую квалификацию впервые.

    2) Не лишать высшей (первой) квалификационной категории педагогов, не желающих проходить аттестацию, проработавших в профессии более 25 лет.

    3) Создать условия выбора для педагогического работника в плане форм прохождения аттестации, а также выбора программ дополнительного профессионального педагогического образования.

    +4
  • Ирина, 25 января, 23:56

    Редакция: "Проведение аттестации педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся указанные образовательные учреждения; государственных образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений и частных образовательных организаций – уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации."

    +1
  • Статья 51.

    п.1изложить в следующей редакции

    1. Аттестация педагогических работников проводится с целью подтверждения соответствия работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и (или) по желанию работника на присвоение квалификационной категории, не чаще 1 раза в 5 лет.

    Аттестация педагогических работников должна способствовать рациональному использованию образовательного и творческого потенциала педагогических работников, повышению их профессионального уровня, оптимизации подготовки, подбора и расстановки кадров.

    +0
  • Беленкова Татьяна, 25 января, 15:36

    Глава 5, Статья 51.

    Аттестация должна быть добровольной и только на более высокую категорию. Проводить её могут только те, кто сами работают в школе. Унизительно заставлять человека, имеющего высшее образование для того, чтобы получить ставку 2900 рублей, заново сдавать экзамены вузовского уровня и подвергаться различным проверкам каждые 5 лет. Вполне достаточно того, что учителей контролирует школьная администрация и управление образования.

    +13
  • Голованова Надежда, 25 января, 15:30

    К гл.5 ст.51

    Тот, кто предлагает учителям аттестоваться каждые 2-3 года, явно сам никогда не работал в школе. Неужели 15 лет непрерывного стажа успешной работы ничего не значат?

    +11
  • Соловьёва Татьяна, 25 января, 15:28

    К гл.5, ст.51

    После многолетней педагогической деятельности в школе каждый учитель обладает богатым, уникальным опытом, и многократное подтверждение ранее полученной при аттестации категории становится унизительным и бессмысленным. Аттестация педагогов со стажем должна быть добровольной.

    +10
  • Зимоздра Татьяна, 25 января, 15:23

    Глава 5, Статья 51

    Предлагаю отменить многократное подтверждение категории или сделать это добровольным делом. У человека должно быть право выбора - продвигаться по карьерной лестнице или нет.

    +7
Цитировать