Законопроект 2011

Общественное обсуждение законопроектов

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Оглавление

Статья 53. Правовой статус руководителей образовательных организаций

Замечания и предложения к статье 53 (42)

1. Руководитель образовательной организации в соответствии с ее уставом может быть:
1) избран высшим органом управления образовательной организации;
2) избран коллективом (общим собранием, конференцией) работников образовательной организации;
3) избран коллективом (общим собранием, конференцией) образовательной организации при предварительном согласовании кандидатуры (кандидатур) с учредителем;
4) избран коллективом (общим собранием, конференцией) работников образовательной организации с последующим утверждением учредителем;
5) назначен учредителем;
6) назначен Президентом Российской Федерации.
2. Кандидаты на должность руководителя образовательной организации, а также на должность руководителя и заместителя руководителя филиала образовательной организации должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
3. Основания, по которым лицо не допускается к занятию должности руководителя образовательной организации, устанавливаются Трудовым кодексом Российской Федерации.
4. Кандидаты на должность руководителя государственного или муниципального образовательного учреждения, а также их действующие руководители проходят обязательную аттестацию.
5. Порядок аттестации и статус руководителя федерального государственного образовательного учреждения устанавливаются Правительством Российской Федерации, руководителя государственного образовательного учреждения, находящегося в ведении субъекта Российской Федерации – высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; руководителя муниципального образовательного учреждения – местной администрацией муниципального образования (муниципального района и городского округа).
6. Руководитель образовательной организации, его заместители, руководитель филиала образовательной организации не вправе занимать аналогичные должности в других организациях.
7. Руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений совмещение их должностей с другими руководящими должностями (кроме научного и научно-методического руководства) внутри или вне образовательных учреждений не разрешается.
Должностные обязанности руководителей государственных и муниципальных образовательных учреждений, их филиалов не могут исполняться по совместительству.
8. Порядок замещения должности ректоров государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего образования устанавливается настоящим Федеральным законом и Трудовым кодексом Российской Федерации.
9. Порядок замещения должности руководителя частной образовательной организации и его полномочия закрепляются в уставе частной образовательной организации в соответствии с трудовым законодательством.

(0)

Замечания и предложения к статье 53 (42)

  • Иванова О.И., 31 января, 18:14

    Пункт 6 статьи 53 изложить в следующей редакции:

    "6.Руководитель образовательной организации, его заместители, руководитель филиала образовательной организации не праве занимать аналогичные должности в других организациях (кроме общественных организаций, объединений работодателей, образовательных, творческих объединений, ассоциаций, союзов).

    +0
  • шрам В.Б., 31 января, 13:16

    Статья 53 не предполагает проведение конкурсного отбора на должность руководителя ОУ Учредителем

    +2
  • Светлана Львовна, 28 января, 19:41

    Нельзя избирать руководителя образовательного учреждения. Это же игры! Руководитель должен назначаться учредителям.

    +3
  • Статья 53 проекта Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» не предусматривает правовой возможности аттестации руководителей частных образовательных организаций.

    Вместе с тем, закрепление права руководителя частной образовательной организации за свой счет (или за счет работодателя) пройти аттестацию в порядке, предусмотренном в отношении руководителей государственных и муниципальных образовательных учреждений, необходимо в целях придания гибкости реакции образовательной организации на изменение показателей деятельности образовательной организации, используемых при государственной аккредитации, и соответствующих критериев. В этом контексте следует отметить, что согласно Положению о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 522, критерии показателей деятельности образовательного учреждения, за исключением образовательного учреждения, реализующего образовательные программы среднего профессионального образования, необходимых для определения его вида и категории, государственная аккредитация которого отнесена к компетенции аккредитационного органа субъекта Российской Федерации, утверждаются соответствующим аккредитационным органом субъекта Российской Федерации и могут включать в себя, в частности, квалификацию руководителя, подтвержденную результатами аттестации.

    Предлагаю дополнить часть 4 статьи 53 проекта ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» абзацем 2 следующего содержания:

    «Руководители частных образовательных организаций вправе пройти аттестацию в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, за свой счет или за счет работодателя».

    +0
  • vivat, 27 января, 17:46

    Для нормального функционирования образования и дальнейшего проведения реформ необходимо: п.1

    избран высшем органом управления образовательной организации

    и п.5

    назначен учредителем

    исключить.

    Руководитель обязательно должен избираться тайным голосованием.

    +1
  • К главе 5, Статья 53 пункт 6:

    «Руководитель образовательной организации, его заместители, руководитель филиала образовательной организации не вправе занимать аналогичные должности в других организациях.» - исключить.

    +2
  • К главе 5, Статья 53 пункт 4:

    «Кандидаты на должность руководителя государственного или муниципального образовательного учреждения, а также их действующие руководители проходят обязательную аттестацию» Дополнить вторым предложением следующего содержания: «Руководители частных общеобразовательных организаций вправе пройти аттестацию в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, за свой счет или за счет работодателя», т.к. Законодательство РФ не предусматривает обязательной аттестации руководителей частных образовательных организаций, и составители законопроекта справедливо не предусмотрели соответствующей обязанности в их отношении. Вместе с тем, закрепление права руководителя частной образовательной организации за свой счет (или за счет работодателя) пройти аттестацию в порядке, предусмотренном в отношении руководителей государственных и муниципальных образовательных учреждений, необходимо в целях придания гибкости реакции образовательной организации на изменение показателей деятельности образовательной организации, используемых при государственной аккредитации, и соответствующих критериев. Действующее законодательство в сфере государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций позволяет органам государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать критерии показателей деятельности, которые могут включать в себя квалификацию руководителя, подтвержденную результатами аттестации.

    +0
  • РАПОС, 26 января, 20:56

    Ст.53 п.7 (далее в статье нумерация пунктов меняется)

    Гражданин при замещении должности руководителя государственного или муниципального образовательного учреждения, а также руководитель государственного и муниципального образовательного учреждения в соответствии с федеральным законом ежегодно обязаны представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных ими доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности, являющихся объектами налогообложения. Сведения декларации размещаются на официальном сайте образовательного учреждения, либо (при его отсутствии), на официальном сайте учредителя образовательного учреждения.

    +9
  • svetoten, 26 января, 13:05

    В каждой части статьи 53 следует конкретизировать вид образовательной организации (колледж, институт, университет). Например: ректор университета назначается или избирается? А директор школы?

    +2
  • Ирина, 26 января, 00:02

    К ч.4 добавить: "Руководители частных образовательных организаций вправе пройти аттестацию в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, за свой счет или за счет работодателя."

    +1
  • Иван Николаевич, 25 января, 16:27

    К статье 53.

    П. 6 изложить в следующей редакции.

    "6. Руководитель образовательной организации, его заместители, руководитель филиала образовательной организации не вправе занимать аналогичные должности в других организациях. Руководитель образовательной организации, его заместители, руководитель филиала образовательной организации обязаны ежегодно подавать декларации о собственных доходах, а также доходах близких родственников наравне с федеральными государственными служащими."

    Обоснование: после введения новых систем оплаты труда в вузах и школах, зарплата ректора (директора) и проректоров поставлена в зависимость от средней зарплаты среди педагогических работников. Однако никто не может оценить насколько это реализуется. Известно, что отдельные руководители весьма разбогатели. Кроме того, если зарплата например ректора будет известна, то ассистент будет знать к чему стремиться и сравнивать свои 5000 с ректорскими.

    +4
  • Право педагога на повышение квалификации должно финансироваться работодателем, а не самим образовательным учреждением и не педагогом.

    +3
  • Здесь также присутствует характеристика «может», что создает потенциальную возможность использовать эту статью достаточно произвольно.

    +1
  • Игорь, 20 января, 00:47

    Уважаемый, Козоброд Вячеслав Николаевич, 18 января, 17:48

    Знаю массу как раз обратных Вашему ("много примеров успешного руководства несколькими учебными заведениями") примеров. Такие "руководители" руководят только потому, что за них руководят их замы. Я бы запретил такое "соруководство" и деканам, и заведующим кафедрами и научными лабораториями. Человек в силах, с полной отдачей может руководить только одной структурой (особенно, если возглавляемые им кафедры находятся в "конкурирующих" ОУ).

    +4
  • Ванюков И.В., 19 января, 01:34

    Желательно указать, кто же является работодателем для руководителей ОУ: данное учреждение или же учредитель. Нынешняя двойственность препятствует нормальному оформлению статуса руководителя, вносит хаос в кадровое делопроизводство. Если работодатель - ОУ, то получается, что учредитель при назначении руководителя действует от имени данного ОУ, чего нет на практике.

    Может быть, работодателем для руководителей ОУ считать соответствующее публично-правовое образование? Оно ведь сегодня учредитель ОУ. В любом случае об этом надо как то сказать.

    +3
  • Пункт 6 исключить. Откуда взялось это ограничение? В царской России и сейчас во многих цивилизованных странах много примеров успешного руководства несколькими учебными заведениями. Ограничением может быть только не компетентность.

    +1
  • Иван Николаевич, 18 января, 15:48

    Статью 53

    Дополнить ч. 10.

    "10. Руководители образовательных учреждений и их филиалов обязаны рассматривать письменные обращения, поступающие в том числе и в форме электронного документа от работников возглавляемых ими образовательных учреждений, обучающихся и их законных представителей в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Нарушение руководителем образовательного учреждения или его филиала порядка рассмотрения обращений, предусмотренного Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" влечет дисциплинарную ответственность, вплоть до увольнения из образовательного учреждения".

    Обоснование: на практике встречаются случаи, когда ректор или проректор ВУЗа не отвечает на письменные обращения ни обучающихся, ни работников, даже если эти обращения зарегистрированы.

    +4
  • Надо уточнить: кандидаты проходят аттестацию на соответствие должности руководителя до избрания и (или) утверждения их на этой должности.

    +2
  • Для всех перечисленных случаев избрания выборы должны происходить на конкурсной основе с представлением кандидатами программ с изложением своего видения образовательной организации и ее возможного развития.

    +5
  • Посашкова, 11 января, 00:49

    Руководитель образовательной организации, его заместители, руководитель филиала образовательной организации не вправе занимать аналогичные должности

    дополнить: а так же управлять профессиональными коллективами, вести преподавательскую деятельность в других организациях.

    +2
  • Посашкова, 6 января, 01:13

    добавить дополнительный пункт:

    "Место постоянного жительства руководителя учреждения должно находиться в том же районе (городе, микрорайоне, селе, поселке городского типа), где расположено учреждение, обслуживающее данное население."

    +3
  • olgabystrykh, 4 января, 13:12

    считаю необходимым ввести пункт о вотуме недоверия коллектива своему руководителю по определенным параметрам: в случае ущемления прав и свобод, незаконного применения своего служебного положения для давления на подчиненных.

    +7
  • Черных С.А., 21 декабря, 02:39

    Часть 4 Статьи 53 Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических работников дополнить:

    Руководители частных образовательных организаций вправе пройти аттестацию в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, за свой счет или за счет работодателя.

    +0
  • Марина, 11 декабря, 19:01

    Для предотвращения коррумпированности нужно, чтобы руководителя учреждения выбирали сами работники учреждений. Например, путём тайного голосования. Кандидатуры представляет учредитель, а затем в учреждении выбирают (простым большинством голосов) нового директора.

    При приёме на работу руководитель обязан пройти тестирование не только на знание законов, менеджмента, и пр., но и психологическое тестирование. Такое тестирование должна проводить независимая структура.

    +19
  • veronika, 10 декабря, 17:56

    Предложение переизбирать директора каждые 5 лет непродуктивно.

    Речь идёт не о том, что бы избирать нового директора каждые пять лет. Если руководитель достоин занимаемой должности, его выберут на следующий срок. Это и будет стимулом для более продуктивной работы. Пяти лет достаточно для того, чтобы человек проявил свои качества.

    +5
  • Николай, 10 декабря, 15:33

    часть 4: Не только руководители, но и их заместители должны проходить аттестацию. Кандидаты на должность заместителя руководителя государственного или муниципального образовательного учреждения, а также их действующие заместители руководители проходят обязательную аттестацию.

    +5
  • Basik, 9 декабря, 19:10

    Предложение переизбирать директора каждые 5 лет контрпродуктивно. Вновь избранный или назначенный директор, неважно, лишь через 2-3 года начинает понимать, что такое работа директора. Успешные педагогические коллективы, успешные школы существуют лишь там, где директор работает долго, десятилетия. Реализация любого проекта развития школы, материального или педагогического, требует не 2-3 года, а 5-10 лет. Это надо понимать. В то же время должен существовать механизм реализации замены директора, если этого потребует педагогический коллектив.

    +9
  • veronika, 8 декабря, 12:23

    Абсолютно согласна с тем, что директоров школ нужно переизбирать каждые 5 лет.

    Директор школы дополнительного образования должен обязательно иметь педагогическое образование. Директор не должен быть пенсионного возраста. Дайте возможность роста молодым специалистам.

    Руководитель образовательной организации в соответствии с ее уставом может быть:..

    кто разрабатывает устав организации? Зачастую, это привилегия исключительно самого директора.

    +9
  • vivat, 7 декабря, 11:36

    Необходимо добавить пункт 10.

    "Руководитель образовательного учреждения, а так же его заместители являются государственными или муниципальными служащими."

    +9
  • vivat, 7 декабря, 08:42

    Добавить:

    " Руководителю образовательного учреждения запрещается давать устные приказы или распоряжения как учащимся, так и работникам образовательного учреждения."

    +9
  • RUS, 6 декабря, 17:47

    Руководитель должен иметь инженерно-техническое образование, так как

    строительные конструкции школа и инженерные системы должны постоянно находится в исправном тех. состоянии, только педагогического образования для руководства школой явно недостаточно и опасно!

    +2
  • Ванюков И.В., 5 декабря, 02:25

    В п.3 ст.53 можно сделать ссылку и на другие ФЗ

    +1
  • Кузнецов.Н.И, 4 декабря, 21:32

    В законе встречаются противоречия типовому положению об общеобразовательной школе, может пересмотреть их одновременно или типовое положение должно утратить силу?

    +2
  • Кузнецов.Н.И, 4 декабря, 21:24

    Хочется чтобы все формулировки "может быть" были исключены из закона вообще ,а говорилось конкретно иначе получается какое-то гадание , ассоциация "может будет-может нет"

    Из статьи 53 пункт1 абзацы 1) и 2) убрать совсем вполне достаточно остальных.

    +6
  • Кружащаяся, 3 декабря, 22:01

    Этот порядок должен быть чётко прописан (поскольку указанный пункт размыт). В вузе ректор - лицо наделённое властью, не подконтролен совершенно. Не редко картина доходит до парадоксальности: зарплата преподавателя (установленная уставом и ректором вуза) в несколько десятков раз меньше премии выписываемой ректором самому себе.

    +14
  • TAK, 2 декабря, 14:47

    Добавить в п. 1 что назначение или избрание осуществляется путем проведения открытого конкурса! И какой интересно учредитель утверждающий Устав откажется от возможности назначать руководителя, а как же административный ресурс? Необходимо точно прописать в законе кого назначают, а кого избирают. А для образования лучше - открытых конкурс и избрание! Коллектив должен разделять точку зрения руководителя, а не вышестоящих чиновников, мало что понимающих в образовании.

    +6
  • 1. Руководитель образовательной организации в соответствии с ее уставом может быть избран только тайным голосованием родителей учащихся ежегодно.

    +2
  • Кандидаты на должность руководителя профессиональной образовательной организации должны иметь профильное образование и стаж не менее 5 лет на производстве.

    +11
  • Basik, 1 декабря, 21:08

    Пункт 1 устанавливает 6 вариантов избрания (назначения) руководителя. Типовое положение об общеобразовательном учреждении вводит норму: "Руководитель муниципального общеобразовательного учреждения назначается решением органа местного самоуправления, если иной порядок назначения не предусмотрен решением органа местного самоуправления."

    Может ли Типовое положение изменять Закон?

    +5
  • Basik, 1 декабря, 21:02

    6 и 7 пункты дублируют друг друга.

    +2
  • timmii, 1 декабря, 15:58

    Добавить п.10 Выборы руководителя образовательного учреждения проходят каждые 5 лет. (У нас сейчас начальники и директора фактически назначаются пожизненно). А у нас в системе образования изменения происходят очень быстро и не все руководители успевают за этими изменениями.

    +10
  • timmii, 1 декабря, 15:48

    Из статьи 53 исключить положение: 1) избран высшем органом управления образовательной организации и 5) назначен учредителем. Руководители образовательных учреждений должны избираться в той или иной форме. Выборы руководителя образовательного учреждения создадут не только здоровую атмосферу в образовательном учреждении, демократизации и открытости образовательного учреждения, а так же приведут к коллективной ответственности, (а не только личной) педагогов и администрации учебного учреждения за качество предоставляемых образовательных услуг.

    +43
Цитировать