Законопроект 2011

Общественное обсуждение законопроектов

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Оглавление

Статья 58. Общие требования к приему на обучение в организации, осуществляющие образовательную деятельность

Замечания и предложения к статье 58 (21)

1. Прием в образовательные организации для получения дошкольного, общего и среднего профессионального образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется на общедоступной основе, если иное не предусмотрено законодательством об образовании.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды, принимаются в образовательную организацию для освоения основной общеобразовательной программы компенсирующей (коррекционной) направленности только с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, а также порядок ее работы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
2. Прием в организации, осуществляющие образовательную деятельность, для получения высшего образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации проводится на конкурсной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
3. Прием в организации, осуществляющие образовательную деятельность, на места с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами проводится на общедоступной или на конкурсной основе либо на иных условиях, определяемых учредителем или высшим органом управления такой организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Условиями приема для обучения по основным профессиональным образовательным программам должны быть гарантированы соблюдение права на образование и зачисление из числа поступающих (абитуриентов), имеющих соответствующий образовательный ценз, лиц наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня и направленности.
5. Порядок приема граждан Российской Федерации, а также порядок приема иностранных граждан и лиц без гражданства в организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализующие основные образовательные программы, устанавливаются, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, с учетом образовательных программ, на которые осуществляется прием.
6. Прием лиц для обучения по дополнительным образовательным программам осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
7. Порядок приема в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, для обучения по основным и (или) дополнительным образовательным программам, программам профессиональной подготовки определяется ее учредителем или высшим органом управления такой организации в соответствии с законодательством об образовании и закрепляется соответственно в уставе образовательной организации или в положении о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, может издавать ежегодные правила приема, конкретизирующие условия, структуру и особенности организации приема на обучение, если это предусмотрено ее уставом.
8. По результатам проведения приема руководителем или иным уполномоченным должностным лицом организации, осуществляющей образовательную деятельность, издается распорядительный акт о зачислении поступающего (абитуриента) на обучение.

(0)

Замечания и предложения к статье 58 (21)

  • Малеева, 28 января, 23:12

    Таким образом, полностью отменяется конкурсный набор в отдельные школы на бесплатное обучение? Значит, страна гарантированно теряет таланты из необеспеченных семей, которые не смогут развиться в условиях обычной школы - а отсутствие конкурсного набора сделает любую супер-гимназию обычной.

    +2
  • Малеева, 28 января, 23:08

    Неплохо бы указать, какие именно "условия приема" может конкретизировать на свое усмотрение образовательная организация, а какие - не может.

    +0
  • Марьясова Татьяна, 28 января, 09:45

    В п.1 вставить: дополнительного образования

    +1
  • Глава 2 законопроекта, и в частности, статья 18, рассматривает основную общеобразовательную программу (основная общеобразовательная программа дошкольного и общего образования (начального, основного, среднего образования). При этом в соответствии с частью 5 статьи 16 законопроекта основная образовательная программа может быть реализована на базовом и профильном уровнях. Других вариантов основной общеобразовательной программы данной главой не предусмотрено.

    В то же время абзацем 2 ч.1 статьи 58 законопроекта «Общие требования к приему на обучение в организации, осуществляющие образовательную деятельность» вводится, но не раскрывается понятие основной «общеобразовательной программы компенсирующей (коррекционной) направленности», обучение по которой возможно только с согласия родителей и по заключению ПМПК.

    Само вводимое законопроектом понятие «основная общеобразовательная программа компенсирующей (коррекционной) направленности» не соответствует ее наполнению (в соответствии с рассматриваемой нормой законопроекта такая программа определяет содержание образования) и представлениям об образовательной программе. Коррекционная программа по своей сути является вспомогательной составляющей по отношению к содержанию образования, т.е. включает в себя те средства и методы, которые позволяют корректировать те ограничения познавательной сферы, вызванные нарушениями здоровья, которые мешают успешной социализации, интеграции и обучению ребенка.

    Такому выводу соответствуют и требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования, установленные Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. Программа коррекционной работы, являющаяся структурной частью основной образовательной программы начального общего образования, в соответствии с указанным Приказом должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

    Согласно абзацу 2 части 6 статьи 8 законопроекта

    образовательные организации при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов, обязаны обеспечить необходимые условия для организации коррекционной работы.

    Таким образом, независимо от того, в какой образовательной организации обучается лицо с ограниченными возможностями здоровья, эта организация обязана обеспечить коррекционную работу с таким обучающимся. Предлагаемая законопроектом норма фактически обязывает любое лицо с ограниченными возможностями здоровья проходить ПМПК для того, чтобы при обучении даже в обычном классе с ним проводилась коррекционная работа. Это нерационально, поскольку и ресурсы образовательных организаций разные, и нарушения здоровья у детей разные.

    В связи с этим прием детей в коррекционные общеобразовательные школы (классы) должен происходить по заключению ПМПК и только с согласия родителей, поскольку с точки зрения Конвенции ООН о правах инвалидов такая форма обучения находится за пределами «мэйнстрима» (интеграции) и потому не является приоритетной.

    Обучение по программе ниже базового в любой общеобразовательной организации возможно также только по заключению ПМПК и с согласия родителей.

    +1
  • В ч.1 вставить: дополнительного образования

    +0
  • Изложить абз 2 ч. 1 ст. 58 в след.редакции:

    Дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды, принимаются в коррекционные образовательные организации (классы); в образовательные организации для освоения общеобразовательной программы на уровне ниже базового только с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, а также порядок ее работы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

    +0
  • Одинцова, 26 января, 17:15

    Педагогическое сообщество г. Невинномысска Ставропольского края

    Добавить: «Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня».

    +0
  • Tatiana, 23 января, 19:45

    Предусмотреть при поступлении (переходе) в коррекционную общеобразовательную школу на зачисление детей в возрасте до 10 лет из общеобразовательной школы, согласно заключения психолого-медико-педагогической комиссии, т.к. поздняя диагностика и поздний приход ребенка в коррекционную школу труднее поддается коррекции. Педагогам, узким специалистам приходиться начинать заниматься с ребенком с самых ранних азов, и не только учебно-воспитательный этап, но психологический.

    Необходимо повысить уровень ранней диагностики работы психолого-медико-педагогической комиссии, чтобы дети получали своевременную квалифицированную помощь специалистов в коррекционной школе.

    +5
  • Игорь, 13 января, 21:15

    Предусмотреть при поступлении в школу преимущественное право (обязанность школы принять) на зачисление детей в возрасте до 14 лет, имеющих братьев и сестер в возрасте до 14 лет, обучающихся в этой школе.

    +4
  • Хакасия, 13 января, 06:17

    Предусмотреть при поступлении в школу преимущественное право на зачисление детей, проживающих в микрорайоне школы, имеющих братьев и сестер, обучающихся в этой школе. А также, конкурсный отбор в 10-11 классы профильного обучения.

    +4
  • Sergey Serebryakov, 9 января, 23:00

    Организация, осуществляющая образовательную деятельность, может издавать ежегодные правила приема, конкретизирующие условия, структуру и особенности организации приема на обучение, если это предусмотрено ее уставом.

    Эти правила должны быть доступны для ознакомления на официальных сайтах ОУ не позднее 1 апреля.

    +7
  • Юрий, 27 декабря, 19:42

    Добавить: "и с учетом требований СанПИН".

    +1
  • Елена Ищук, 19 декабря, 07:23

    Порядок приема граждан Российской Федерации, а также порядок приема иностранных граждан и лиц без гражданства в организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализующие основные образовательные программы, устанавливаются, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, с учетом образовательных программ, на которые осуществляется прием.

    Считаю, что необходимо прописать условия обучения и приема в образовательные учреждения иностранных граждан, не знающих русский язык. Или необходимо создавать образовательные организации, которые займутся обучением русскому языку. На данный момент школа обязана обучать всех, даже не знающих русский язык. Это очень сложно.

    +8
  • Александрина, 16 декабря, 21:07

    Порядок приема в различные образовательные учреждения не может быть одинаковым. Так, например, образовательное учреждение, финансируемое из средств бюджета, а не физических лиц не может, на мой взгляд, самостоятельно определять порядок приема. Для таких учреждений порядок приема должен определяться государством, чтобы любой ребенок гарантировано мог быть зачислен в такое образовательное учреждение, вне зависимости от его уровня знаний, возможностей родителей и места жительства.

    +7
  • Гусева Юлия, 10 декабря, 16:39

    Дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды, принимаются в образовательную организацию для освоения основной общеобразовательной программы компенсирующей (коррекционной) направленности [..]

    А почему только коррекционной программы? Закрепите пожалуйста за детьми-инвалидами право посещать школу по обычной общеобразовательной программе без получения школой специальной лицензии.

    +6
  • Мозгунова Ирина, 10 декабря, 10:57

    Не превратятся ли слишком широкие права, предоставленные образовательным организациям:

    "Организация, осуществляющая образовательную деятельность, может издавать ежегодные правила приема, конкретизирующие условия, структуру и особенности организации приема на обучение, если это предусмотрено ее уставом."

    в механизм "скрытой дискриминации" по определённым показателям: медицинским, интеллектуальным, национальным, возрастным, имущественному цензу и т.д.?

    Не нарушение ли это конституционного права на общедоступность образования?

    +6
  • Мозгунова Ирина, 10 декабря, 10:48

    Организация, осуществляющая образовательную деятельность, может издавать ежегодные правила приема, конкретизирующие условия, структуру и особенности организации приема на обучение, если это предусмотрено ее уставом.

    +0
  • njvbx, 10 декабря, 09:25

    Значит ли это, что для каждой организации учредитель отдельным правовым актом устанавливает порядок приема или это делается при утверждении устава этой организации?

    Может ли в таком случае учредитель устанавливать возраст приема детей в дошкольное учреждение не в точном соответствии с законом - от 2 месяцев до 7 лет, а в пределах этого диапазона выбрать любой возраст для конкретной организации, скажем, от 3 до 7 лет, или от 5 до 7 лет?

    +1
  • bob grig, 8 декабря, 12:54

    Убрать из данной части 2 и из всех других статей закона "девальвирующую" формулировку:

    .., если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

    Вместо неё надо конкретно указывать это загадочное "иное". Законодательство должно быть точным.

    +11
  • savv, 3 декабря, 08:22

    Почему не предусмотрен конкурс в учреждения общего образования для одаренных детей? Одаренные дети, с педагогической точки зрения, нуждаются в не менее особых условиях, чем дети с особыми нуждами по медицинским показаниям. Поэтому создание учреждений (классов, групп) для одаренных детей педагогически целесообразно.

    +9
  • Simon111, 1 декабря, 18:29

    Пункт 1 на счет общедоступности. Поправить на приоритет коренного населения данного пункта и многодетных семей (с 3 и более детей).

    +1
Цитировать