Законопроект 2011

Общественное обсуждение законопроектов

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Оглавление

Статья 66. Реализация образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий

Замечания и предложения к статье 66 (26)

1. Дистанционные образовательные технологии используются с целью предоставления обучающимся возможности обучения непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения), в том числе по медицинским показаниям в связи с ограниченными возможностями здоровья.
2. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые, в основном, с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии), в том числе через сеть Интернет или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе реализовывать с использованием дистанционных образовательных технологий общеобразовательные и профессиональные образовательные программы различных уровня и направленности при всех предусмотренных законодательством об образовании формах обучения или их сочетании, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
4. Перечни образовательных программ, реализация которых с использованием или посредством дистанционных образовательных технологий не допускается, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
5. Основные образовательные программы, за исключением образовательных программ, указанных в части 4 настоящей статьи, могут реализовываться с использованием дистанционных образовательных технологий частично. Соотношение объема занятий с использованием дистанционных образовательных технологий и путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся при реализации основной образовательной программы определяется соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.
6. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливается порядок использования в имеющих государственную аккредитацию организациях, осуществляющих образовательную деятельность, дистанционных образовательных технологий при реализации основных образовательных программ (в том числе для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по основным образовательным программам).

(0)

Замечания и предложения к статье 66 (26)

  • В части 6 статьи 66 удалить:

    слова, заключенные в кавычки – «(в том числе для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по основным образовательным программам)»

    Часть 6 статьи 66 предлагаем дополнить двумя следующими абзацами:

    При обучении детей-инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается реализация основных образовательных программ посредством дистанционных образовательных и (или) электронных образовательных технологий, за исключением отдельных видов учебных занятий и практик, определяемых образовательной организацией, а также промежуточной и итоговой аттестации.

    Право выбора формы реализации образовательных программ принадлежит лицам с ограниченными возможностями здоровья и их законным представителям.

    КОММЕНТАРИЙ:

    В настоящий момент Пункт 6 по своему содержанию допускает реализацию основных образовательных программ в основном посредством дистанционных образовательных и (или) электронных образовательных технологи…

    В настоящее время в России дистанционному образованию, не предполагающему полноценное включение детей-инвалидов в учебный процесс, со стороны государства уделяется большое внимание. И это вызывает серьезные опасения, что вместо создания специальных условий в образовательных учреждениях, детям с ограниченными возможностями здоровья раздадут компьютеры, и они по-прежнему будут сидеть дома. Получение ими образования в основном через сеть Интернет приведет к еще большей их изоляции от остального общества.

    Разработчики законопроекта, предполагая, наверно, такую реакцию со стороны общественных объединений, внесли в часть 5 статьи 66 оговорку, что «Основные образовательные программы, за исключением образовательных программ, указанных в части 4 настоящей статьи, могут реализовываться с использованием дистанционных образовательных и (или) электронных образовательных технологий частично.» Однако в части 5 не конкретизируется, в каких пределах объема образовательных программ могут использоваться дистанционные технологии – 40% или 90%?

    Именно поэтому мы считаем необходимым дополнить часть 6 статьи 66 следующим предложением: «Право выбора формы реализации образовательных программ принадлежит лицам с ограниченными возможностями здоровья и их законным представителям».

    +4
  • Бухтояров Михаил, 31 января, 16:29

    Дистанционные технологии могут также использоваться для предоставления обучающимся возможности обучения по месту учебы, в случае, если педагог находится в другом месте (например, профессор из зарубежного университета проводит семинар, а студенты сидят в лаборатории своего университета). "Предоставление по месту жительства" - слишком узкая формулировка.

    +1
  • Бухтояров Михаил, 31 января, 16:12

    Использование технологий дистанционного обучения и смешанного обучения (гибридного) должно определяться только образовательным учреждением. Если внедрение каждого нового сервиса потребует разрешений в нескольких инстанциях - не будет никаких инноваций. Технологии для того и развиваются, чтобы повышать индивидуализацию обучения. Более того, для лиц с ограниченными возможностями здоровья необходим индивидуальных подход, излишняя регламентация которого может стать препятствием в реализации их же прав.

    +0
  • В части 6 статьи 66 удалить:

    (в том числе для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по основным образовательным программам)

    Часть 6 статьи 66 предлагаем дополнить двумя следующими абзацами:

    "При обучении детей-инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается реализация основных образовательных программ посредством дистанционных образовательных и (или) электронных образовательных технологий, за исключением отдельных видов учебных занятий и практик, определяемых образовательной организацией, а также промежуточной и итоговой аттестации.

    Право выбора формы реализации образовательных программ принадлежит лицам с ограниченными возможностями здоровья и их законным представителям."

    КОММЕНТАРИЙ:

    В настоящий момент Пункт 6 по своему содержанию допускает реализацию основных образовательных программ в основном посредством дистанционных образовательных и (или) электронных образовательных технологи…

    В настоящее время в России дистанционному образованию, не предполагающему полноценное включение детей-инвалидов в учебный процесс, со стороны государства уделяется большое внимание. И это вызывает серьезные опасения, что вместо создания специальных условий в образовательных учреждениях, детям с ограниченными возможностями здоровья раздадут компьютеры, и они по-прежнему будут сидеть дома. Получение ими образования в основном через сеть Интернет приведет к еще большей их изоляции от остального общества.

    Разработчики законопроекта, предполагая, наверно, такую реакцию со стороны общественных объединений, внесли в п. 5 ст. 66 оговорку, что «Основные образовательные программы, за исключением образовательных программ, указанных в части 4 настоящей статьи, могут реализовываться с использованием дистанционных образовательных и (или) электронных образовательных технологий частично.» Однако в Пункте 5 не конкретизируется, в каких пределах объема образовательных программ могут использоваться дистанционные технологии – 40% или 90%?

    Именно поэтому мы считаем необходимым дополнить п.6 ст. 66 следующим предложением: «Право выбора формы реализации образовательных программ принадлежит лицам с ограниченными возможностями здоровья и их законным представителям».

    +8
  • Малеева, 29 января, 23:11

    пункты 3 и 4 согласуйте между собой. То "установленных ФЗ", то "устанавливаются органом исполнительной власти".

    +1
  • Галина, 29 января, 20:01

    Почему федеральный орган собирается заниматься такими частными деталями как порядок использования технологий в организациях? Технологии постоянно развиваются, скажем появилась возможность использовать в обучении видеочат - а нашим органом в порядке использования эта технология не предусмотрена. И что? Кому это удобно? Почему организация сама не может определить порядок использования технологии, ведь и сами технологии, и то как ими пользоваться - это внутренние рабочие инструменты организации. Надо не порядок прописывать, а осуществлять контроль и надзор за соответствием технологий и порядка их применения Закону об образовании.

    +3
  • Соотношение объема занятий с использованием дистанционных образовательных технологий и взаимодействия педагогического работника с обучающимся должно устанавливаться из возможностей и способностей обучающегося, и утверждаться педагогическим или методическим советом образовательного учреждения.

    +0
  • Статья 66. Реализация образовательных программ с использованием технологий дистанционного и электронного обучения

    7. При обучении детей-инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается реализация основных образовательных программ в основном посредством технологий дистанционного и электронного обучения, за исключением отдельных видов учебных занятий и практик, определяемых образовательной организацией, а также промежуточной и итоговой аттестации.

    8. Для реализации дополнительных образовательных программ, не включенных в перечни образовательных программ, указанные в части 4 настоящей статьи, технологии дистанционного и электронного обучения могут использоваться по усмотрению организации, осуществляющей образовательную деятельность, частично или в полном объеме.

    9. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять технологии дистанционного и электронного обучения при условии:

    1) наличия у нее имеющих необходимую подготовку педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, учебно-методической документации (на бумажном и электронном носителях) и доступа к электронным образовательным и информационным ресурсам, а также специально оборудованных помещений с соответствующими техническим средствами и программно-аппаратным обеспечением;

    2) обеспечения через электронно-библитечную систему доступа каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет, к электронным образовательным и информационным ресурсам, необходимых для освоения соответствующих учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

    Порядок и формы доступа обучающихся к таким ресурсам определяется локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

    10. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, может реализовывать учебные курсы, предметы, дисциплины (модули) образовательной программы с использованием технологий дистанционного и электронного обучения как по месту нахождения, так и через свои филиалы.

    11. «………осуществляющих образовательную деятельность, посредством технологий дистанционного и электронного обучения при реализации……..»

    +1
  • Статья 66. Реализация образовательных программ с использованием технологий дистанционного и электронного обучения

    1. Технологии дистанционного и электронного обучения используются с целью предоставления обучающимся возможности обучения непосредственно по месту нахождения обучающегося, в том числе по медицинским показаниям в связи с ограниченными возможностями здоровья.

    2. Под технологиями дистанционного и электронного обучения понимаются образовательные технологии, реализуемые, в основном, с применением информационных и телекоммуникационных технологий, технологий мультимедиа и Интернет при опосредованном (на расстоянии или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

    3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе реализовывать с использованием технологий дистанционного и электронного обучения общеобразовательные и профессиональные образовательные программы различных уровня и направленности при всех предусмотренных законодательством об образовании формах обучения или их сочетании, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

    4. Перечни образовательных программ, реализация которых с использованием или посредством технологий дистанционного и электронного обучения не допускается, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

    5. «Основные образовательные программы, за исключением образовательных программ, указанных в части 4 настоящей статьи, могут реализовываться с использованием технологий дистанционного и электронного обучения частично…….»

    +1
  • Статья 66. Реализация образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий. 1. Дистанционные образовательные технологии используются с целью предоставления обучающимся возможности обучения непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения), в том числе по медицинским показаниям в связи с ограниченными возможностями здоровья.

    2. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые, в основном, с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии), в том числе через сеть Интернет или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

    3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе реализовывать с использованием дистанционных образовательных технологий общеобразовательные и профессиональные образовательные программы различных уровня и направленности при всех предусмотренных законодательством об образовании формах обучения или их сочетании, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

    4. Перечни образовательных программ, реализация которых с использованием или посредством дистанционных образовательных технологий не допускается, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

    5. Основные образовательные программы, за исключением образовательных программ, указанных в части 4 настоящей статьи, могут реализовываться с использованием дистанционных образовательных технологий частично. Соотношение объема занятий с использованием дистанционных образовательных технологий и путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся при реализации основной образовательной программы определяется соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.

    6. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливается порядок использования в имеющих государственную аккредитацию организациях, осуществляющих образовательную деятельность, дистанционных образовательных технологий при реализации основных образовательных программ (в том числе для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по основным образовательным программам).

    Статью 66 изложить в новой редакции

    +1
  • Яковлева, 28 января, 11:49

    статья 30

    Необходимо законодательно закрепить, кто и в какой мере несёт ответственность за достоверность

    предоставляемой в открытом доступе (на официальном сайте организации) информации

    +1
  • Яковлева, 28 января, 11:45

    Статья 21, пункт 4

    Вместо "... по выработке государственной политике..." должно быть "... по выработке государственной политики..."

    +0
  • Яковлева, 28 января, 11:44

    Статья 67, пункт 2

    Вместо "...ресурсами, необходимым для..." должно быть "...ресурсами, необходимыми для..."

    +1
  • Дополнить словами «либо ученым советом (советом) образовательного учреждения».

    +1
  • Яковлева, 28 января, 09:09

    Статья 66, пункт 3

    Вместо "...программы различных уровня..." должно быть "...программы различных уровней..."

    +0
  • Яковлева, 28 января, 09:08

    Статья 66

    Хотелось бы законодательно закрепить квалификационные требования, которым должен удовлетворять

    дистанционный педагог.На мой взгляд, он должен пройти специальную подготовку, которая

    подтверждается сертификатом. Для того, чтобы быть хорошим сетевым педагогом, недостаточно быть

    хорошим очным учителем

    +0
  • МЭСИ, 24 января, 11:56

    <…>

    9. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе применять дистанционные образовательные технологии и/или электронное обучение при условии:

    1) наличия имеющих необходимую подготовку педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, учебно-методической документации (на бумажном и электронном носителях) и доступа к электронным образовательным и информационным ресурсам, а также специально оборудованных помещений с соответствующими техническим средствами и программно-аппаратным обеспечением;

    2) обеспечения через электронную библиотеку доступ каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет, к электронным образовательным и информационным ресурсам, необходимых для освоения соответствующих учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

    Порядок и формы доступа обучающихся к таким ресурсам определяется локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

    10. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, может реализовывать учебные курсы, предметы, дисциплины (модули) образовательной программы с применением дистанционных образовательных технологий и/или электронного обучения по месту нахождения, через свои филиалы и пункты доступа, включая семейные, библиотечные, индивидуальные и др.

    +1
  • МЭСИ, 24 января, 11:55

    Статью 66 изложить в редакции:

    «Статья 66. Реализация образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий и/или электронного обучения.

    1. Дистанционные образовательные технологии и/или электронное обучение применяется с целью оптимального планирования и рационального использования учебного времени педагогического работника и обучающегося, предоставления обучающимся возможности обучения непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения), в том числе по медицинским показаниям в связи с ограниченными возможностями здоровья.

    2. Под дистанционными образовательными технологиями и/или электронным обучением понимаются образовательные технологии, реализуемые, в основном, с применением информационных и телекоммуникационных технологий, технологий мультимедиа и Интернет при опосредованном (на расстоянии или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

    3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе реализовывать общеобразовательные и профессиональные образовательные программы различных уровней и направленности с применением дистанционных образовательных технологий и/или электронного обучения при всех предусмотренных законодательством об образовании формах обучения или их сочетании, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

    4. Перечни образовательных программ, реализация которых не допускается с применением дистанционных образовательных технологий и/или электронного обучения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

    5. Основные образовательные программы, за исключением образовательных программ, указанных в части 4 настоящей статьи, могут реализовываться с применением дистанционных образовательных технологий и/или электронного обучения.

    6. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализующие основные профессиональные образовательные программы по профессиям, направлениям подготовки и специальностям, обучение по которым в очно-заочной и заочной формах не допускается, могут применять дистанционные образовательные технологии и/или электронное обучение при реализации таких программ в очной форме только по общим гуманитарным, социально-экономическим и общим математическим дисциплинам.

    7. При обучении детей-инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается реализация основных образовательных программ в основном посредством дистанционных образовательных технологий и/или электронного обучения за исключением отдельных видов учебных занятий и практик, определяемых образовательной организацией, а также промежуточной и итоговой аттестации.

    8. Для реализации дополнительных образовательных программ, не включенных в перечни образовательных программ, указанные в части 4 настоящей статьи, дистанционные образовательные технологии и/или электронное обучение могут использоваться по усмотрению организации, осуществляющей образовательную деятельность, частично или в полном объеме.

    <…>

    +1
  • Демьянченко, 16 января, 16:29

    Необходимо указать, что в ДПО вся программа может реализовываться дистанционно. В этом случае лицензионные требования должны быть более легкими.

    +3
  • newmaster, 15 января, 17:57

    Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые, в основном, с применением информационных и телекоммуникационных технологий..

    лучше изложить в редакции, делающей акцент на главном: "Под ДОТ понимаются технологии, избавляющие участников учебного процесса от непосредственного взаимодействия при гарантированном достижении педагогических целей." Иначе есть риск подмены понятий и резкого снижения качества образования.

    +3
  • newmaster, 15 января, 17:35

    Дистанционные образовательные технологии используются с целью предоставления обучающимся возможности обучения непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания[..]

    Более значимые цели - расширение свобод и возможностей реализации законных прав, повышение комфортности обучения и качества жизни в целом.

    +0
  • К главе 7, статье 66, части 2.

    Предлагаю дополнить: «Разработка, исследование и применения электронного и дистанционного обучения обеспечивает реализацию двойного назначения педагогического образования: дистанционное обучение педвуза, обеспечивает совершенствования эффективности образовательной деятельности, процесса и функционирования, как педагогического образования, так и всей системы начального, общего среднего, среднего специализированно-го и высшего образования»

    Комментарий: технологии дистанционного обучения в совокупности с ноу-хау (научно-педагогическое сопровождение) позволяют обучающимся под руководством профессуры изучать на аудиторных занятиях фундаментальные основы наук, затем самостоятельно с помощью средств дистанционного обучения осваивать теоретические положения и выполнять экспериментальные исследования. Таким образом, технологическая подготовка будущего учителя-специалиста позволяет решить задачу применения дистанционного обучения во всех системах образования.

    +0
  • vnbiryokov, 10 января, 00:49

    Доступ к широкополосному интернету и тем более к международным электронным библиотекам стоит для преподавателя очень дорого. Следует указать источники финансирования. Например, учебное учреждение или министерство оплачивают 50 - 80 % расходов на эти цели.

    +7
  • Слободин В.Я., 7 декабря, 10:41

    Добавить к части 3 или создать новую часть:

    "Образовательное учреждение может осуществлять учебный процесс с использованием ДОТ как самостоятельно, так и через сеть своих территориально обособленных структурных подразделений. К числу таких подразделений относятся: филиалы, представительства и организации, с которыми заключены Государственные контракты на организацию обучения с использованием ДОТ."

    +5
  • Слободин В.Я., 7 декабря, 10:37

    Соотношение объема занятий [..] определяется соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.

    заменить фразой:

    "..определяется образовательным учреждением самостоятельно".

    +3
  • Попов А.Э., 1 декабря, 15:37

    Считаю целесообразным добавить пункт, обязывающий образовательные учреждения обеспечивать доступа к их информационно-образовательной среде не только по месту размещения ОУ, но и в других регионах, например в такой редакции:

    "В целях обеспечения равных прав получения образования всеми категориями граждан РФ образовательное учреждение, реализующее основные и/или дополнительные образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий обязано обеспечить возможность доступа к своей информационно-образовательной среде (ИОС) вне зависимости от места проживания обучаемого. Вне региона расположения ОУ, доступ обеспечивается путем создания пунктов доступа к ИОС на базе образовательных или научных учреждений, в том числе - негосударственных."

    +3
Цитировать