Законопроект 2011

Общественное обсуждение законопроектов

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Оглавление

Статья 67. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы в образовательном процессе

Замечания и предложения к статье 67 (33)

1. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения образовательного процесса по реализуемым образовательным программам формируются электронно-библиотечные системы, содержащие основную и дополнительную учебную литературу, научную литературу, официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в печатной и (или) в электронной формах, а также обеспечивающие доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
Библиотечный фонд такой системы должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы (учебниками, учебными пособиями), а также учебно-методической документацией по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным курсам, предметам, дисциплинам, модулям.
2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают доступ обучающихся к электронно-библиотечной системе и свободное пользование входящими в нее печатными и электронными изданиями и иными ресурсами, необходимым для использования в образовательном процессе по основным учебным курсам, предметам, дисциплинам (модулям) осваиваемой ими образовательной программы.
3. Нормативы обеспеченности образовательного процесса печатными учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.
4. Учебные пособия, используемые при реализации образовательных программ дошкольного образования, определяются образовательной организацией или лицом, осуществляющим индивидуальную педагогическую деятельность в сфере дошкольного образования, с учетом федеральных государственных образовательных стандартов, а также примерных образовательных программ дошкольного образования и начального общего образования.
5. Образовательные организации, имеющие государственную аккредитацию и реализующие основные образовательные программы общего образования, для использования в образовательном процессе выбирают с учетом особенностей реализуемых образовательных программ:
1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе в таких организациях;
2) учебные пособия из числа, изданных организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в таких образовательных организациях.
6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, на основе экспертизы ежегодно утверждает федеральные перечни учебников, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных организациях, а также организует отбор и утверждает перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в указанных образовательных организациях, и публикует указанные перечни на своем официальном сайте.
7. Порядок проведения экспертизы учебников, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных организациях, а также порядок отбора организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных организациях, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 6 настоящей статьи.
8. При реализации профессиональных образовательных программ в образовательном процессе используются учебники и учебные пособия, в том числе электронные издания, определенные локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом рекомендаций учредителя и (или) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере образования.
10. Официальное утверждение учебного издания в качестве учебников и учебных пособий реализуется через процедуру присвоения грифа «Допущено» или «Рекомендовано».
Порядок рецензирования учебных изданий, используемых в образовательном процессе при реализации аккредитованных основных и дополнительных профессиональных образовательных программ, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере образования.

(0)

Замечания и предложения к статье 67 (33)

  • Марина Сергеевна, 1 февраля, 10:23

    Будут ли электронные учебники и учебные пособия получать гриф "Допущено" или "Рекомендовано"?

    +2
  • Предложение разработчикам: доработать понятийный аппарат закона и ввести в него четкое определение термина «электронно-библиотечные системы»; разграничить требования закона к электронно-библиотечной системе и требования к комплектованию библиотечного фонда (в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

    +7
  • Скачков Михаил, 31 января, 23:51

    Предлагаем статью 67, пункт 10 после слов «Порядок рецензирования учебных изданий …. аккредитованных основных и дополнительных профессиональных образовательных программ» дополнить словами «на предмет присвоения соответствующего грифа», далее по тексту.

    Предлагаем в проект закона вернуть понятия «гриф Министерства образования и науки (или федерального органа исполнительной власти)», «гриф государственно-общественного объединения (учебно-методического объединения)». Это обеспечит более понятное понимание вузовской общественностью градации грифов и необходимое качество рекомендуемой для использования в образовательном процессе учебной литературы.

    +0
  • Предлагаем статью 67, пункт 10 после слов «Порядок рецензирования учебных изданий …. аккредитованных основных и дополнительных профессиональных образовательных программ» дополнить словами «на предмет присвоения соответствующего грифа», далее по тексту.

    (согласовано с экспертами в системе ВПО)

    +0
  • bobo ulman, 31 января, 17:43

    Если можно, разъяснение для Трудящегося.

    Вот именно, что обучающихся, и именно своего ОУ (если нет договоров с другими). Чтобы не было хотя бы вузов, особенно коммерческих, которые деньги берут за обучение, а за учебниками студенты бегают в другие вузы.

    +0
  • Предлагаем в проект закона вернуть понятия «гриф Министерства образования и науки (или федерального органа исполнительной власти)», «гриф государственно-общественного объединения (учебно-методического объединения)». Это обеспечит необходимое качество рекомендуемой для использования в образовательном процессе учебной литературы.

    +1
  • Пржегорлинский В.Н., 31 января, 17:32

    Абзац 2 части 10 статьи 67 после слов "порядок рецензирования учебных изданий" предлагается дополнить словами "виды грифов".

    +1
  • После слов «Порядок рецензирования учебных изданий …. аккредитованных основных и дополнительных профессиональных образовательных программ» дополнить словами «на предмет присвоения соответствующего грифа», далее по тексту.

    +0
  • Пржегорлинский В.Н., 31 января, 17:14

    Часть 2 статьи 67 предлагается дополнить словами "с учетом требований по защите информации ограниченного доступа".

    +0
  • cnot, 31 января, 16:48

    Считаем, что организациям, осуществляющим образовательную деятельность, при реализации образовательных программ для приобретения обучаемыми необходимых знаний, умений, навыков, компетенций потребуются не только ресурсы, включаемые в состав ЭБС (в соответствии с частью1 ст.67), но и иные электронные образовательные ресурсы. Например, это контент высокой степени мультимедийности и/или интерактивности (компьютерные обучающие программы, сертифицированные как программные средства учебного назначения, компьютерные практикумы и ситуационные тренинги, видеоматериалы, совместно создаваемые вики-ресурсы), тесты, программно-педагогические средства для оценки уровня компетенций, обзорные (установочные) лекции.

    Исходя из этого, предлагаем часть 2 ст. 67 изложить в следующей редакции:

    « 2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают доступ обучающихся к электронно-библиотечной системе и свободное пользование входящими в нее печатными и электронными изданиями, а также к иным электронным ресурсам, необходимым для использования в образовательном процессе по основным учебным курсам, предметам, дисциплинам (модулям) осваиваемой ими образовательной программы».

    +5
  • Михаил, 31 января, 14:45

    Предлагаю убрать из закона положение об отборе организаций, осуществляющих издание учебных пособий, т.к., во-первых это лазейка для коррупции, во-вторых, нет четких критериев отбора (ведь даже у самого большого издательства полно ошибок в учебниках).

    +3
  • Предлагается статью 67, пункт 1 абзац 2 дополнить словами «с учетом требований по защите информации ограниченного доступа».

    Предлагаем статью 67, пункт 2 после слов «дисциплинам (модулям) осваиваемой ими образовательной программы» дополнить словами «с учетом требований по защите информации ограниченного доступа».

    +0
  • Предлагается статью 67, пункт 10 после слов «Порядок рецензирования учебных изданий» дополнить словами «виды грифов», далее по тексту. Предлагаем в проект закона вернуть понятия «гриф Министерства образования и науки», «гриф государственно-общественного объединения».

    +0
  • Малеева, 29 января, 23:18

    должен быть укомплектован ...изданиями основной учебной литературы

    не только по всем курсам, но и в количестве, достаточном для всех учащихся.

    +2
  • Необходимо обеспечивать и учителей печатными учебными изданиями (учебниками и методическими рекомендациями).

    +1
  • alex95, 28 января, 12:08

    Пропущена статья 67.9. За 67.8 сразу идет 67.10

    +1
  • Предлагаем статью 67, пункт 10 после слов «Порядок рецензирования учебных изданий …. аккредитованных основных и дополнительных профессиональных образовательных программ» дополнить словами «на предмет присвоения соответствующего грифа», далее по тексту.

    Предлагаем в проект закона вернуть понятия «гриф Министерства образования и науки (или федерального органа исполнительной власти)», «гриф государственно-общественного объединения (учебно-методического объединения)». Это обеспечит более понятное понимание вузовской общественностью градации грифов и необходимое качество рекомендуемой для использования в образовательном процессе учебной литературы.

    +0
  • Ters, 27 января, 10:51

    Думаю стоит предусмотреть процедуру независимой экспертизы в качестве совещательного инструмента при проведении экспертной оценки соответствия учебных пособий нормативам

    +0
  • Ters, 27 января, 10:48

    2) учебные пособия из числа, изданных организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в таких образовательных организациях

    в данной графе следует добавить текст "...при согласовании в соответствующих государственных инстанциях"

    +0
  • Предлагаем пункт 1 после слов «в реализуемые основные образовательные программы учебным курсам, предметам, дисциплинам, модулям» дополнить словами «с учетом требований по защите информации ограниченного доступа».

    Предлагаем пункт 2 после слов «дисциплинам (модулям) осваиваемой ими образовательной программы» дополнить словами «с учетом требований по защите информации ограниченного доступа».

    +0
  • LawCTex, 22 января, 23:29

    Абзац второй части 10 статьи 67 дополнить новым предложением первым следующего содержания: «При этом такое утверждение не означает признания учебного издания в качестве официального или обязательного для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, при реализации ими образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования», первое предложение считать вторым.

    Комментарий: Данная гарантия особенно необходима в сфере высшего и послевузовского образования, где методика обучения составляет основное содержание академической свободы вуза и конкретного преподавателя. Кроме того, учебные издания для вузов (как выразители идей определённого автора, – по сути, учёного), если их утверждение рассматривать как официальное и обязательное для всех, претендуют на гегемонию конкретной научной идеологии, что противоречит конституционному запрету признавать или устанавливать в России какую-либо идеологию в качестве официальной или обязательной.

    +0
  • newmaster, 20 января, 04:14

    Организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают доступ обучающихся к электронно-библиотечной системе...

    Дополнить: ...и цифровым образовательным ресурсам (ЦОР) Internet по профилю деятельности.

    Вряд ли нужно создавать в местных библиотеках то, что имеется в ЦОР и общедоступно для всех уже сегодня.

    +4
  • newmaster, 16 января, 21:12

    ...а также обеспечивающие доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

    Изложить в редакции: "..а также обеспечивающие доступ к современным профессиональным базам данных, сетевым обучающим, информационным справочным и поисковым системам."

    Во многих случаях основная информация по курсам, дисциплинам, модулям сосредоточена в сетевых обучающих системах (класса LMS) в принятых там форматах, отличающихся от библиотечных. Переделка же таких источников невозможна или нецелесообразна.

    +2
  • Sergey Serebryakov, 10 января, 22:31

    Считаю необходимым привлечение к проведению экспертизы учебников возможно более широкого круга ПРАКТИКУЮЩИХ педагогов, предоставив желающим возможность апробирования подлежащих экспертизе учебников (пробного тиража). Это позволит более качественно оценить новинку до её массового выпуска.

    +2
  • Трудящийся, 25 декабря, 18:06

    ...обеспечивают доступ обучающихся к электронно-библиотечной системе и свободное пользование входящими в нее печатными и электронными изданиями...

    Тенденции информационного общества таковы, что знания как информация должны быть доступны всем. Уже сегодня многие западные вузы выкладывают на своих сайтах не только литературу, но и видеолекции своих преподавателей. Считаю, что формулировка должна иметь такой вид:

    "...обеспечивают доступ обучающихся и любых заинтересованных сторонних лиц к электронно-библиотечной системе и свободное пользование входящими в нее печатными и электронными изданиями..."

    +6
  • Трудящийся, 25 декабря, 18:00

    ...формируются электронно-библиотечные системы ... , ... обеспечивающие доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам...

    Непонятно, "обеспечивающие доступ" КОГО? Один подразумевает обучающихся, другой - в том числе сторонних лиц. Здесь нужна определённость. Чтобы не делать из знаний коммерческую тайну, предлагаю так и написать: "...доступ обучающихся и любых заинтересованных сторонних лиц к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам..."

    +4
  • Darja, 21 декабря, 20:24

    Обеспечивать печатными изданиями по основной образовательной программе надо не только учеников, но и учителей.

    +10
  • ramil, 14 декабря, 19:17

    Предлагаю изменить часть 3 следующим образом:

    "Нормативы обеспеченности образовательного процесса учебными изданиями (печатными или электронными) в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами."

    +4
  • Борис Бурняшов, 13 декабря, 00:10

    Проект статьи 67 закрепляет сложившийся на сегодняшний день крайне забюрократизированный порядок использования учебников и учебных пособий в основной средней школе.

    Считаю, что охранительные функции государства в отношении содержания учебников и учебных пособий можно реализовать в более мягкой форме: создать список учебников и учебных пособий с грифом "рекомендованные" и список "не допущенных к изучению". Учитель вправе использовать в учебном процессе как рекомендованные учебники, так и любые, не внесённые в чёрный список. Основания для внесение в чёрный список должны быть вескими.

    При такой постановке вопроса учителя сами выберут нужные ИМ для ИХ РАБОТЫ учебные пособия.

    +0
  • Павел, 12 декабря, 02:11

    Не могу согласиться с пользователем Klin. Большинство областей знания, в особенности гуманитарных, сегодня не предлагают единого, общепризнанного знания даже по многим основным вопросам. Наличие только одного учебника по каждому предмету будет приводить просто к тому, что у учеников не будет формироваться критическое и самостоятельное мышление.

    Не говоря уже о том, что предложение по каждому вопросу одной, "единственно верной" точки зрения работает на идеологизацию образования. Что для образования всегда плохо.

    +4
  • Klin, 11 декабря, 23:03

    Учебники должны быть государственными, едиными для всех образовательных учреждений, написанными коллективом авторов, ведущих специалистов в своих областях. Учебники должны пройти общественное обсуждение, для сглаживания неизбежных для одного автора ошибок, и увеличения доступности изложенного материала для широких слоев населения. Учебники должны проходить экспертизу РАН, и редактироваться не реже раза в два года, для синхронизации с развитием изучаемой области знания в мире. Только такие учебники позволят вернуть нашему образованию былую славу.

    +42
  • Батталов Илдар, 4 декабря, 08:36

    Электронные образовательные и информационные ресурсы в образовательном процессе – это еще и СМИ. Из СМИ люди получают знания для последующего использования на занятиях. На основе прямых включений можно организовывать студенческие конференции и даже семинары.

    +0
  • Евгений, 1 декабря, 17:49

    Чтобы улучшить общее качество образования и повысить доступность научно-методической и учебно-методической предлагаю обязать образовательные организации выкладывать в открытый доступ методические пособия, разработка которых была оплачена на 50 и более процентов. Для этого дополнить второй абзац: Доступ к к электронно-библиотечной системе и методическим пособиям, разработанным в при участии государственного финансирования в размере 50 и более процентов должен быть доступен не только для обучающихся, но и для всех граждан Российской Федерации.

    +7
Цитировать