Законопроект 2011

Общественное обсуждение законопроектов

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Оглавление

Статья 73. Лицензирование образовательной деятельности

Замечания и предложения к статье 73 (46)

1. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
2. Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций, осуществляющих обучение, по образовательным программам.
3. Положение о лицензировании образовательной деятельности утверждается Правительством Российской Федерации.
4. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования.
5. Лицензия на осуществление образовательной деятельности (далее - лицензия) действует бессрочно.
6. Документ, подтверждающий наличие лицензии, имеет приложение, являющееся его неотъемлемой частью. В приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии, указываются адреса мест осуществления образовательной деятельности, сведения об образовательных программах (для профессиональных образовательных программ, программ профессионального обучения с указанием профессий, направлений подготовки (специальностей), квалификаций), а также иные сведения, предусмотренные положением, указанным в части 3 настоящей статьи.
По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к документу, подтверждающему наличие лицензии, с указанием также наименования и места нахождения такого филиала.
Форма документа, подтверждающего наличие лицензии, форма приложения к нему, технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
7. При ликвидации организации, осуществляющей образовательную деятельность, при прекращении их деятельности в результате реорганизации в форме разделения действие лицензии прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи соответственно о ликвидации юридического лица, о прекращении его деятельности в результате реорганизации.
8. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, возникшая в результате реорганизации лицензиата в форме разделения или выделения, обращаются в лицензирующий орган в качестве соискателя лицензии.
9. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется лицензирующим органом в следующих случаях:
1) необходимость дополнения документа, подтверждающего наличие лицензии, сведениями о филиалах лицензиата, и (или) об адресах мест осуществления образовательной деятельности, и (или) об образовательных программах, изменение места нахождения лицензиата, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей части;
2) возникновение организации, осуществляющей образовательную деятельность, в результате реорганизации в форме слияния в случае наличия лицензии у одного или нескольких реорганизованных юридических лиц, реорганизация организации, осуществляющей образовательную деятельность, в форме присоединения к ним юридического лица в случае наличия лицензии у присоединенного юридического лица;
3) реорганизация лицензиата в форме преобразования, изменение наименования лицензиата (в том числе в случае создания образовательной организации путем изменения типа существующего государственного или муниципального образовательного учреждения, установления иного государственного статуса образовательной организации), изменение наименования места нахождения лицензиата, изменение наименования адреса места осуществления образовательной деятельности;
4) прекращение реализации образовательных программ, прекращение осуществления образовательной деятельности по адресу места ее осуществления;
5) изменение наименований образовательных программ, указанных в приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии.
10. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, в зависимости от основания его переоформления осуществляется полностью или в части соответствующего приложения.
11. При рассмотрении вопроса о предоставлении лицензии или вопроса о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, в случае, предусмотренном пунктом 1 части 9 настоящей статьи, лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, представленных соискателем лицензии или лицензиатом, возможности выполнения ими лицензионных требований и условий и принимает решение о предоставлении лицензии или о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии или о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, и прилагаемых к этому заявлению документов, при условии соответствия таких заявления и документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, настоящим Законом и указанным в части 3 настоящей статьи положением.
12. В целях обеспечения осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей образовательную деятельность, возникшей в результате реорганизации лицензиата в форме разделения или выделения, лицензирующий орган предоставляет такой организации временную лицензию на осуществление образовательной деятельности в соответствии с лицензией реорганизованного лицензиата. Срок действия временной лицензии составляет один год.
13. Принятие лицензирующим органом решения о предоставлении временной лицензии осуществляется в срок, не превышающий десяти дней со дня приема заявления соискателя лицензии о предоставлении временной лицензии и документов, соответствующих требованиям, установленным настоящим Законом и указанным в части 3 настоящей статьи положением.
14. Для получения лицензии, временной лицензии или переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, соискатель лицензии или лицензиат представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, временной лицензии или о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, в котором указываются:
1) сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности;
2) перечень образовательных программ, заявляемых соискателем лицензии или лицензиатом для лицензирования в отношении образовательного учреждения, научной организации или иной организации и каждого их филиала (для получения лицензии, временной лицензии, для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, в случае, предусмотренном пунктом 1 части 9 настоящей статьи);
3) сведения о прекращении реализации образовательных программ, прекращении осуществления образовательной деятельности по адресу места ее осуществления (для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, в случае, предусмотренном пунктом 4 части 9 настоящей статьи);
4) перечень образовательных программ, которые указаны в приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии, и наименования которых изменены (для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, в случае, предусмотренном пунктом 5 части 9 настоящей статьи).
15. При возникновении образовательного учреждения, научной организации или иной организации в результате реорганизации в форме слияния переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется на основании лицензий одного или нескольких реорганизованных юридических лиц.
При реорганизации образовательного учреждения, научной организации или иной организации в форме присоединения к ним юридического лица, имеющего лицензию, переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется на основании лицензии таких образовательного учреждения, научной организации или иной организации (при наличии у них лицензии) и лицензии присоединенного юридического лица.
16. К заявлениям о предоставлении лицензии, временной лицензии и о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, прилагаются документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, а также иные документы, предусмотренные положением, указанным в пункте 3 настоящей статьи.
Такие заявления и прилагаемые к ним документы могут быть направлены в лицензирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг.
Формы заявлений о предоставлении лицензии, временной лицензии и о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, и формы документов, прилагаемых к таким заявлениям, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
17. В случае представления соискателем лицензии или лицензиатом документов не в полном объеме, неправильно оформленных и (или) неправильно заполненных документов лицензирующий орган запрашивает у соискателя лицензии или лицензиата необходимые документы в порядке, установленном положением, указанным в части 3 настоящей статьи.
18. Лицензирующий орган отказывает соискателю лицензии или лицензиату в принятии документов к рассмотрению по существу при наличии одного из следующих оснований:
1) лицензирование образовательной деятельности соискателя лицензии или лицензиата в соответствии с настоящим Законом не отнесено к компетенции лицензирующего органа;
2) для лицензирования заявлена образовательная деятельность по образовательным программам, которые соискатель лицензии или лицензиат в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования не вправе реализовывать;
3) документы, запрошенные лицензирующим органом в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи, не представлены соискателем лицензии или лицензиатом в лицензирующий орган в срок, установленный положением, указанным в части 3 настоящей статьи.
19. Основанием для отказа в переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, в случае, предусмотренном пунктом 1 части 9 настоящей статьи, является:
1) наличие в документах, представленных лицензиатом, недостоверной информации;
2) несоответствие условий осуществления образовательной деятельности, в том числе в части объектов, используемых при осуществлении образовательной деятельности, лицензионным требованиям и условиям.
20. При рассмотрении вопроса о предоставлении лицензии, временной лицензии или о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган в целях получения необходимых заключений и подтверждения сведений, представленных соискателем лицензии или лицензиатом, осуществляет взаимодействие с другими органами исполнительной власти. Указанные органы предоставляют сведения о соискателе лицензии или лицензиате по запросу лицензирующего органа в срок, не превышающий:
1) пятнадцати дней со дня получения запроса (в том числе направленного средствами факсимильной связи или в форме электронного документа) при рассмотрении вопроса о:
предоставлении лицензии;
переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, в случае, предусмотренном пунктом 1 части 9 настоящей статьи;
2) четырех дней со дня получения запроса (в том числе направленного средствами факсимильной связи или в форме электронного документа) в иных случаях.
21. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности проводится лицензирующим органом, предоставившим соответствующую лицензию, посредством проведения плановых и внеплановых проверок.
К проведению таких проверок привлекаются эксперты и экспертные организации в порядке, установленном положением, указанным в части 3 настоящей статьи.
22. По истечении одного года после предоставления лицензии лицензирующий орган проводит плановую выездную проверку соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий.
Истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии является основанием для включения плановой проверки лицензиата в план проведения проверок на соответствующий календарный год.
23. В случае выявления нарушения лицензионных требований и условий лицензирующий орган выдает лицензиату и (или) его учредителю предписание об устранении выявленного нарушения. В указанном предписании устанавливается срок его исполнения, который не может превышать шесть месяцев. Лицензирующий орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
24. Лицензиат и (или) его учредитель представляют в лицензирующий орган отчет об исполнении указанного в части 23 настоящей статьи предписания, включающий в себя документы, содержащие сведения, подтверждающие его исполнение.
В случае неисполнения указанного предписания лицензиатом и (или) его учредителем (в том числе если отчет об исполнении указанного предписания не представлен в лицензирующий орган до истечения срока, установленного указанным предписанием, или представленный отчет не подтверждает исполнение в установленный срок указанного предписания) лицензирующий орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и приостанавливает действие лицензии полностью или в отношении отдельных образовательных программ, образовательной деятельности филиала лицензиата, места осуществления образовательной деятельности на срок, не превышающий шести месяцев.
Лицензирующий орган в течение трех дней со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии вносит соответствующую запись в реестр лицензий. Лицензирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня принятия указанного решения направляет копию документа, подтверждающего принятие соответствующего решения, с сопроводительным письмом в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по месту нахождения лицензиата.
В случае, если до истечения срока приостановления действия лицензии лицензиат и (или) его учредитель представили в лицензирующий орган документы, содержащие сведения, подтверждающие исполнение предписания, неисполнение которого явилось основанием для приостановления действия лицензии, лицензирующий орган возобновляет действие лицензии.
В случае, если такие документы не представлены лицензиатом и (или) его учредителем в лицензирующий орган до истечения срока приостановления действия лицензии или представленные документы не подтверждают исполнение указанного предписания, лицензирующий орган обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Приостановление действия лицензии продлевается на период до вступления в законную силу решения суда.
Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа.
25. Проверка возможности выполнения соискателем лицензии или лицензиатом лицензионных требований и условий, контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении им образовательной деятельности осуществляются лицензирующим органом на основании лицензионных требований и условий, установленных Правительством Российской Федерации, в соответствии с лицензионными нормативами, разработанными в целях детализации указанных лицензионных требований и условий и утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.
26. Лицензирующий орган в связи с осуществлением лицензирования и лицензионного контроля взаимодействует в электронной форме с другими государственными органами, участвующими в предоставлении государственных услуг, с соискателями лицензий и лицензиатами в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
27. Порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внешней разведки, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, устанавливается Правительством Российской Федерации.
28. Порядок лицензирования образовательной деятельности университетов, реализующих образовательные программы в соответствии с самостоятельно устанавливаемыми ими образовательными стандартами, устанавливается Правительством Российской Федерации.

(0)

Замечания и предложения к статье 73 (46)

  • Гермоний В. В., 1 февраля, 11:21

    Действие лицензии должно быть бессрочным для общеобразовательных учреждений. Это экономит время и средства, которые могут быть направлены на осуществление других видов образовательной и воспитательной деятельности школы. А организации качественного образовательного процесса будут способствовать плановые и внеплановые проверки.

    +0
  • В части 2 следует сделать замену: "образовательных учреждений" на "образовательных организаций" - как во всем документе.

    +0
  • foma, 31 января, 21:59

    Лицензия на осуществление образовательной деятельности (далее - лицензия) действует бессрочно.

    +2
  • dasha, 31 января, 20:08

    п. 5. ст. 73 - Лицензия на осуществление образовательной деятельности (далее - лицензия) действует в течение 5 (Пяти) лет.

    Предлагаю: (Считаю, что лицензии не могут выдаваться бессрочно. При оформлении новой лицензии осуществляется более строгий контроль, чем при проверке соблюдения лицензионных требований.

    +2
  • Посетитель, 31 января, 17:00

    Глава 8, статья 73

    Вполне достаточно пп. 1 – 5, их оставить. Остальные пункты №№ 6 – и т.д. опустить и включить в Положение о лицензировании образовательного учреждения. Так же необходимо поступить в отношении и остальных частей закона. Все Положения, которыми пользуются только чиновники образования, следует включить в Приложение к Закону об образовании РФ. Этот Закон должны читать и понимать все люди: старшеклассники, студенты, их родители и работники образовательных учреждений.

    +0
  • misam, 31 января, 16:00

    гл. 8, ст 73, пункт 5

    Я тоже считаю, что лицензирование не должно быть бессрочным, кто знает, что будет через несколько лет. Я сама педагог, знаю, как за небольшое время может подняться или упасть качество образования в отдельно взятом уч. заведении. Периодическое лицензирование будет держать в тонусе образ. процесс.

    +6
  • статья 73 часть 6

    …а также иные сведения, предусмотренные положением, указанным в части 3 настоящей статьи

    Добавить: …при лицензировании новых ОПОП выдается дополнительное приложение к существующей лицензии. …

    +0
  • olga-lelya, 31 января, 14:36

    ч.5 ст. 73 - Лицензия на осуществление образовательной деятельности (далее - лицензия) действует в течение 5 (Пяти) лет.

    лицензии не могут выдаваться бессрочно. Про оформлении новой лицензии осуществляется более строгий контроль, чем при проверке соблюдения лицензионных требований.

    +2
  • Предлагается статью 73, пункт 27 после слов «образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну» дополнить словами «образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в области информационной безопасности», далее по тексту.

    Образовательные программы СПО и ВПО в области информационной безопасности имеют двойное назначение. Данные программы требуют дополнительного правового регулирования (вопросы лицензирования, аккредитации, определения контрольных цифр приема, организации учебного процесса, а также требования к условиям реализации образовательных программ, кадровое и материально-техническое обеспечение учебного процесса) со стороны государства или Минобрнауки России и Рособрнадзора.

    +0
  • Галина, 31 января, 12:52

    действует бессрочно.

    Считаю, что лицензии не могут выдаваться бессрочно. Про оформлении новой лицензии осуществляется более строгий контроль, чем при проверке соблюдения лицензионных требований.

    +19
  • Dar, 31 января, 11:13

    п. 5. ст. 73 - Лицензия на осуществление образовательной деятельности (далее - лицензия) действует в течение 5 (Пяти) лет.

    Предлагаю: Лицензии не могут выдаваться бессрочно. Про оформлении новой лицензии осуществляется более строгий контроль, чем при проверке соблюдения лицензионных требований.

    +53
  • Логвин Андрей, 29 января, 22:52

    Лицензирование и аккредитация всех (за исключением частных) образовательных учреждений должно осуществляться за счет средств федерального бюджета. Пусть федеральные власти сами содержат свои структуры.

    +5
  • Виктория Анатольевна, 29 января, 20:32

    Срок действия лицензии нужно ограничить 5-летним сроком, в связи с постоянным контролем и соблюдением стандартов и качества образования.

    +11
  • Статья 73

    пункт 2: 2. «Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций, осуществляющих обучение, по образовательным программам» - исключить.

    В соответствии с п. 1 статьи 24 законопроекта право на осуществление образовательной деятельности возникает у организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с момента получения лицензии.

    пункт 21: Дополнить после слов «внеплановых проверок» словами «на основаниях, предусмотренных настоящим законом»

    21. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности проводится лицензирующим органом, предоставившим соответствующую лицензию, посредством проведения плановых и внеплановых проверок на основаниях, предусмотренных настоящим законом.

    пункт 22: Изложить в следующей редакции: «Истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии является основанием для включения плановой проверки лицензиата в план проведения проверок на соответствующий календарный год.» Норма абзаца 2 дублирует и уточняет норму абзаца 1.

    пункт 24 абзац 4: Изложить в новой редакции: «В случае, если до истечения срока приостановления действия лицензии лицензиат и (или) его учредитель представили в лицензирующий орган документы, содержащие сведения, подтверждающие исполнение предписания, неисполнение которого явилось основанием для приостановления действия лицензии, лицензирующий орган в течение пяти дней рассматривает документы и информирует лицензиата о принятом решении.»

    пункт 24 абзац 6: «Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа.» - исключить.

    пункты 27 и 28: 27. Порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внешней разведки, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, а также университетов, реализующих образовательные программы в соответствии с самостоятельно устанавливаемыми ими образовательными стандартами, устанавливается Правительством Российской Федерации.

    +0
  • ч.27, после слов «образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну» включить слова «образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в области информационной безопасности», далее по тексту

    +0
  • Статью 73, пункт 27 и статью 74, пункт 38 после слов «образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну» дополнить словами «образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в области информационной безопасности», далее по тексту.

    Реализация образовательных программ в области информационной безопасности, которые имеют двойное назначение (лицензирование, аккредитация, определение контрольных цифр приема, организация учебного процесса, требования к условиям реализации образовательных программ, кадровое и материально-техническое обеспечение учебного процесса) требуют дополнительного регулирования со стороны Правительства Российской Федерации или со стороны федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования.

    +0
  • Шевченко, 24 января, 22:19

    После принятия закона должны ли будут все образовательные учреждения проходить лицензирование заново или в учреждениях, где не истек срок действия предыдущей лицензии, они получат статус бессрочных?

    +0
  • Союз ДПО, 24 января, 15:42

    В абзац 1 части 6 добавить предложение: "Для программ повышения квалификации, реализуемых на основе договоров с организациями, адреса мест реализации образовательной деятельности указываются непосредственно в договоре на предоставление услуги, если это не связано с изменением места регистрации образовательного учреждения".

    Комментарий:

    Программы дополнительного профессионального образования (длаее - ДПО) имеют тематическую и отраслевую направленность, реализуются в соответствии с установленным статусом образовательной организации на территории РФ или субъекта РФ и не могут быть привязаны к месту ее регистрации.

    При этом учебные помещения предприятий-заказчиков часто оборудованы существенно лучше, чем учебные классы в образовательных организациях высшего и дополнительного профессионального образования.

    Образовательные учреждения заранее предусмотреть в лицензии адреса всех потенциальных клиентов не смогут, как не смогут и открыть филиалы во всех местах расположения промышленных предприятий, пользующихся их услугами.

    В настоящее время распространение требования по осуществлению образовательной деятельности в помещениях, внесенных в лицензию, на программы повышения квалификации, не смотря на то, что формы обучения без отрыва от работы, выездные занятия и стажировки для ДПО определены законодательно, приводит к снижению доли активных форм проведения занятий и замене их дистанционными технологиями. Это влечет за собой снижение качества ДПО и снижение конкурентоспособности образовательных учреждений, реализующих программы повышения квалификации, по сравнению с отечественными и зарубежными консалтинговыми фирмами, предлагающими аналогичные услуги. В итоге система образования (не только учреждения ДПО, но и вузы) может потерять данный сектор рынка потребителей образовательных услуг

    +16
  • МЭСИ, 24 января, 11:57

    Части 4-27 – исключить

    Часть 28 считать частью 4.

    +0
  • ГОУ ВПО ИГЛУ, 23 января, 06:10

    Заявленный в законопроекте принцип академической свободы (гл. 14, ст. 115) вступает в противоречие с одновременным увеличением контрольных и мониторинговых мероприятий по оценке качества образования, соблюдению лицензионных требований и т.д. Уведомительный порядок лицензирования, предполагающий общее снижение уровня бюрократизации и отмену процедуры комплексной проверки деятельность вуза каждые пять лет, заменяется на гораздо более частотные проверки, а, следовательно, еще более значительный уровень бюрократизации. В целом, значительный объем государственной стандартизации и контроля, заложенный в концепцию законопроекта способствует развитию атмосферы недоверия по отношению к вузам, что сложно совместимо с творческой реализацией научно-исследовательского потенциала, академических прав и свобод.

    +4
  • МЭСИ, 22 января, 09:58

    Часть 2 изложить в редакции:

    «2. Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций, осуществляющих обучение по образовательным программам, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и\или электронного обучения.»

    +2
  • kgsha, 18 января, 11:52

    Считаем правильным предоставление вузам, бессрочной лицензии на право ведения образовательной деятельности. Процедура лицензирования новых направлений подготовки в таких вузах должна быть максимально упрощена. Заявителю достаточно предоставить заверенные сведения об имеющихся в его распоряжении учебных площадях, учебной литературе, обеспеченности квалифицированными кадрами.

    Процедура лицензирования вновь открывающихся вузов, наоборот, должна быть ужесточена. Пакет документов, предоставляемых таким вузом, должен быть более обширен и включать учебные планы, программы учебных дисциплин, программы практик и итоговой государственной аттестации. В случае лицензирования такого вуза в обязательном порядке должна проводиться выездная экспертиза, целью которой должно быть определение соответствия представленной информации действительности. Это даст возможность принимать взвешенные решения и ликвидировать саму возможность возникновения вузов, не имеющих даже собственной материально-технической базы и профессорско-преподавательского состава.

    Более серьезной должна быть также процедура лицензирования новых направлений подготовки в вузах, чей опыт работы на образовательном рынке составляет менее 30 лет и/или контингент студентов которых составляет менее 2000 человек.

    +0
  • Демьянченко, 16 января, 17:09

    По аналогии с дополнительным образованием должен быть упрощен порядок лицензирования в ДПО учреждениях, прежде всего для коротких курсов. Не нужны требования к спортивным сооружениям, иными они должны быть по вопросам охраны здоровья и библиотечного обслуживания. Да и требования к кадровому составу должны быть облегченными. В организациях ДПО в большинстве случаев не нужно иметь много штатных преподавателей. Преподаватели должны подбираться под каждый курс в соответствии с требованиями рынка, под каждого заказчика.

    В ДПО лицензирование коротких программ бессмысленно. Они меняются слишком часто. Лишь небольшая часть таких программ повторяется. Лицензировать нужно учебные заведения по направлениям.

    В лицензии нужно разрешить проведение занятий в соответствующих помещениях не только по перечисленным в ней адресам. Под некоторые курсы организатор специально арендует помещения, а часть проводит у Заказчика. Заранее их адреса неизвестны.

    +1
  • Алексей, 13 января, 18:05

    Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений (или все-таки организаций?)

    +0
  • Сартакова Е. В., 12 января, 12:10

    Общие замечания:

    Большую часть этой статьи можно вынести в Положение о лицензировании.

    Конкретные требования относительно лицензирования содержатся в Положении о лицензировании образовательных организаций, подлежащему разработке федеральным органом управления образованием

    Предлагаемая редакция отдельных пунктов:

    1. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

    2. Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций, осуществляющих обучение по образовательным программам.

    3. Положение о лицензировании образовательной деятельности утверждается Правительством Российской Федерации

    П. 4 – в Положение о лицензировании

    5. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования

    8. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, возникшая в результате реорганизации лицензиата в форме разделения или выделения, обращаются в лицензирующий орган в качестве соискателя лицензии

    П.9, 10,11, 13 – 30 – в Положение о лицензировании

    21. в редакции: Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности проводится лицензирующим органом, предоставившим соответствующую лицензию, посредством проведения плановых и внеплановых проверок.

    П.22 – исключить

    23. В случае выявления нарушения лицензионных требований и условий лицензирующий орган выдает лицензиату и (или) его учредителю предписание об устранении выявленного нарушения.

    24. Лицензиат и (или) его учредитель представляют в лицензирующий орган отчет об исполнении указанного в части 23 настоящей статьи предписания, включающий в себя документы, содержащие сведения, подтверждающие его исполнение (далее – по тексту)

    +1
  • Орел ГАУ, 12 января, 08:06

    Введение уведомительного порядка начала образовательной деятельности.

    Введение уведомительного порядка начала образовательной деятельности представляется правильным. Образовательное учреждение, соответствующее требованиям, предъявляемым к соискателю лицензии, получает лицензию, в дальнейшем контролирующие органы проверяют соответствие образовательного учреждения установленным требованиям. Таким образом, уведомительный порядок не скажется на качестве образовательной деятельности, но избавит образовательное учреждение от дополнительных сложностей.

    +3
  • ч.5 дополнить следующим предложением: "Лицензии, у которых не истёк срок действия до 31.12.2010 года, считать бессрочными."

    +0
  • Иванов, 5 января, 03:05

    В пункте 1 и 2 необходимо внести уточнение о том, что сроки исчисляются в рабочих днях а не в календарных.

    +1
  • First-2, 4 января, 19:07

    Получается, что вновь открывшиеся организации не смогут получить лицензию так как они еще не осуществляют обучение. А начать они его не могут - так как у них нет лицензии.

    Необходимо разрешить осуществление образовательной деятельности без лицензии в программах дополнительного (курсы, тренинги, репетиторство, спортивные и художественные школы) образования. Детские сады, к счастью, уже не требуют лицензии.

    Надо создать оптимальные условия для выхода малого и микро бизнеса в образование.

    +2
  • Краснова М.В., 3 января, 22:18

    Согласно статье 55 Гражданского Кодекса РФ «Представительства и филиалы» учебное заведение не может иметь иные формы вне места его нахождения.

    Речь идет о дополнительном профессиональном образовании, так называемых «выездных группах» для краткосрочных курсов (до 72 часов), которые проводятся повсеместно и постоянно многими учебными заведениями.

    Организация филиала очень трудоемка и затратна, нужна лицензия на образовательную деятельность.

    Есть смысл вернуться к старому понятию «Учебно-консультационный пункт» под единой лицензией с указанием в приложении адреса другого населенного пункта, при этом соблюсти требования Роспотребнадзора, Госпожнадзора и другие лицензионные условия.

    Понятие «Учебно-консультационный пункт» (УКП) не должен относиться к основным образовательным программам ни в коем случае.

    УКП можно организовать на базе других учебных заведений (школ, техникумов, учебно-курсовых комбинатов и т.д.), это позволит приблизить учебный процесс к месту постоянного жительства слушателей курсов, уменьшив затраты обучаемых.

    Предложение – разрешить образовательную деятельность по краткосрочным образовательным программам (до 72 часов) в других населенных пунктах без создания филиала,но на базе других учебных заведений или организаций с соблюдением условий и требований лицензирования.

    +0
  • Неравнодушный, 3 января, 00:47

    В законе нужно чётко прописать лицензионные условия и избавиться от пространных формулировок. На сегодня самое основное - это здания и сооружения, но не кадровый потенциал.

    Второе предложение: вместо фразы

    осуществляющих обучение, по образовательным программам

    написать: "осуществляющих обучение по образовательным стандартам".

    +2
  • Лицензирование образовательной деятельности негосударственных, частных учреждений отделам муниципальных образований, где созданы данные учреждения по профилям (например: образовательным учреждениям подготавливаемых специалистов для торговли - торговому отделу, сельского хозяйства - управлению сельским хозяйством, сфера услуг - управлению отделам услуг и т.д. Не следует открывать образовательные учреждения в местностях, где специалисты не используются.

    +2
  • Лицензирование образовательной деятельности следует проводить согласно ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности. В образовательной деятельности нет никаких особенностей для лицензирования. При этом следует ввести 3-х летний контроль за выпускниками образовательных учреждений по местам их работы. Где выпускники должны вносить свои предложения по улучшению работы в том предприятии, где они работают. Если число выпускников специалистов не работают по специальности превышает 40%, то следует задуматься, следует ли данному учреждению вести подготовку, если специалисты не востребованы.

    +4
  • Косенкова Оксана, 25 декабря, 20:42

    Считаю данный пункт статьи 73 весьма важным и хочу отметить его правильную формулировку. Лицензия на осуществление образовательной деятельности должна действовать бессрочно. А вот контроль за соблюдением лицензионных требований должен осуществляться с определенной периодичностью, например, 1 раз в 2 года.

    +10
  • М ОУ "ООШ с.Жестянка", 24 декабря, 16:00

    Одобряем пункт 5 ст. 73 главы 8 "Лицензия на осуществление образовательной деятельности действует бессрочно"

    +0
  • Неравнодушный, 21 декабря, 22:53

    На наш взгляд лицензионные требования должны быть прописаны в законе, а правительство принимает только порядок процедуры лицензирования. На сегодня нет обоснованных лицензионных требований по многим позициям.

    +7
  • Forrest, 20 декабря, 11:47

    В перечень документов для получения лицензии необходимо добавить договор на охрану образовательных учреждений. Это на уровне закона обяжет Правительство финансировать соответствующие расходы.

    Также исчезнет один из самых распространенных поводов для незаконных денежных поборов с родителей.

    +10
  • Предложенная редакция статьи о лицензировании образовательной деятельности, по сути, означает упрощение порядка получения лицензии. Он становится уведомительным. В тоже время, в условиях постоянного увеличения количества высших учебных заведений такой порядок, вряд ли, оправдан. Необходимо, наоборот, ужесточить требования к получению лицензии на образовательную деятельность, а не упрощать их.

    Действительно, процедурные, технические аспекты лицензирования в настоящее время тяжеловесны. Однако, в данном случае происходит подмена понятий. Вместо упрощения процедуры предлагается упрощение требований к лицензированию.

    +1
  • Евгения, 13 декабря, 18:08

    Указание закрытого перечня мест осуществления образовательной деятельности является шагом назад в отношении образовательных учреждений системы дополнительного профессионального образования, которые до сих пор имели возможность по заказу организаций проводить обучение работников без отрыва от производства. Указать места нахождения заказчиков, которые могут появиться в будущем просто невозможно. Поэтому предлагаю после слов

    указываются адреса мест осуществления образовательной деятельности

    добавить "(за исключением адресов мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным образовательным программам)".

    +21
  • elis, 10 декабря, 17:20

    Нет четкого описания, какая образовательная деятельность не подлежит лицензированию. Фраза

    не подлежит лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации

    понимается по-разному. В частности, для различения образовательной деятельности и какой-то другой, не образовательной, необходимо установить существенные и формальные признаки образовательной деятельности. Что понимается под "разовостью"? Целесообразно уточнить, что следует понимать не количество, не продолжительность и даже не повторяемость, а именно обособленность, несвязанность с другими лекциями и семинарами.

    +3
  • Зуев Эдуард, 8 декабря, 09:13

    Не согласен с Никитой Станиславовичем.

    Новым учебным заведениям может и имеет смысл давать лицензии на определенный срок.

    Но если учебное заведение существует уже лет 60 то зачем его постоянно лицензировать?

    +8
  • Сергей Привалов, 7 декабря, 04:13

    Ст.73 ч.4 изложить в следующей редакции:

    "Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПРОФИЛЯ, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА И СПОРТА ПРОВОДИТСЯ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА (Комитетами по культуре, спорту и т.п.)"

    Пояснение:

    В настоящее время впервые полномочия по лицензированию дополнительного образования в области культуры и спорта переданы комитетам по образованию, которые при организации процедуры лицензирования столкнулись с отсутствием профильного опыта и необходимой квалификации в указанных сферах образования.

    +5
  • Фетисов, 6 декабря, 17:31

    после слов "по образовательным программам" дополнить текст словами "за исключением образовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность без сопровождения итоговой аттестации и выдачей документов об образовании и (или) квалификации"

    +2
  • Никита Станиславович, 5 декабря, 20:22

    Считаю это неприемлемым, так как после прохождения лицензирования образовательные учреждения с течением времени могут опускаться за рамки, предъявляемые при лицензировании.

    Предлагаю следующую редакцию части 5:

    Лицензия на осуществление образовательной деятельности (далее - лицензия) действует:

    1) для дошкольных образовательных учреждений - 4 года;

    2) для общих обязательных образовательных учреждений - 5 лет;

    3) для средних профессиональных образовательных учреждений - 3 года;

    4) для высших образовательных учреждений - 5 лет.

    Распределение сроков определено наиболее вероятным сроком обучения в образовательных учреждениях, но при этом учитывался наиболее оптимальный срок прохождения лицензирования, с целью поддержания образовательных учреждений в рамках, необходимых для прохождения лицензии.

    Это не означает "подтягивание" образовательных учреждений, а лишь усиливает контроль за их деятельностью.

    +10
  • Анна, 3 декабря, 14:20

    По каким критериям будет определяться несет ли организация образовательную деятельность?

    +0
  • ЭКСПЕРТ ХАБАРОВСК, 2 декабря, 03:37

    п. 28 Ст.73 Изложить в следующей редакции:

    Порядок лицензирования образовательной деятельности университетов, реализующих образовательные программы в соответствии с самостоятельно устанавливаемыми ими образовательными стандартами, а также учебных отраслевых учреждений профессиональной подготовки, реализующих самостоятельно устанавливаемые иными компетентными федеральными органами исполнительной власти согласно отраслевым Кодексам программы, без включения в такие программы общеобразовательного компонента, устанавливается Правительством Российской Федерации.

    +0
Цитировать