Законопроект 2011

Общественное обсуждение законопроектов

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Оглавление

Статья 74. Государственная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Замечания и предложения к статье 74 (41)

1. Государственная аккредитация проводится в отношении образовательных организаций всех типов и видов (за исключением дошкольных образовательных организаций), реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования (за исключением основной общеобразовательной программы дошкольного образования), образовательные программы, которые разработаны в соответствии с образовательными стандартами и требованиями, установленными университетами, и в отношении указанных образовательных программ.
Целями государственной аккредитации образовательной организации являются подтверждение соответствия качества образования по образовательным программам, реализуемым образовательным учреждением, федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям.
2. Государственная аккредитация организации, осуществляющей обучение, проводится в отношении реализуемых ею образовательных программ послевузовского профессионального образования и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ, к которым установлены федеральные государственные требования, в целях подтверждения соответствия качества образования по таким образовательным программам федеральным государственным требованиям.
3. Государственная аккредитация образовательной программы проводится при наличии обучающихся, завершающих обучение по этой образовательной программе в текущем учебном году.
Государственная аккредитация основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования может проводиться поэтапно по ступеням общего образования.
4. Положение о государственной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утверждается Правительством Российской Федерации.
5. Государственная аккредитация организаций, осуществляющей образовательную деятельность, проводится аккредитационным органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации в области образования, при государственной аккредитации образовательной организации, имеющей в своем составе филиалы, расположенные на территориях других субъектов Российской Федерации, организует проведение государственной аккредитации таких филиалов во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
6. При проведении государственной аккредитации основных общеобразовательных программ и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации в отношении каждой заявленной для государственной аккредитации образовательной программы.
При проведении государственной аккредитации основных профессиональных образовательных программ аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации в отношении каждой укрупненной группы направлений подготовки и специальностей, к которой относятся заявленные для государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы (с учетом уровня образования и присваиваемой квалификации (степени)). Все основные профессиональные образовательные программы, реализуемые в аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) ее аккредитованных филиалах в соответствии с лицензией и относящиеся к аккредитованным укрупненным группам направлений подготовки и специальностей (с учетом уровня образования и присваиваемой квалификации (степени)), являются аккредитованными.
7. Проведению государственной аккредитации предшествует проведение организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самообследования. Материалы самообследования рассматриваются при проведении аккредитационной экспертизы.
Правила проведения организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самообследования устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
8. Для проведения государственной аккредитации организация, осуществляющая образовательную деятельность, представляет в аккредитационный орган заявление о проведении государственной аккредитации с приложением документов, которые необходимы для проведения государственной аккредитации и перечень которых устанавливается положением, указанным в части 4 настоящей статьи.
Образовательные организации среднего профессионального, высшего образования, научные организации заявляют для государственной аккредитации все основные профессиональные образовательные программы, реализуемые в них и (или) их филиалах и относящиеся к соответствующей укрупненной группе направлений подготовки и специальностей (с учетом уровня образования и присваиваемой квалификации (степени)), при условии наличия обучающихся, завершающих обучение по этим образовательным программам в текущем учебном году.
Заявление о государственной аккредитации и прилагаемые к нему документы могут быть направлены в аккредитационный орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг.
Формы указанного заявления и прилагаемых к нему документов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
9. Государственная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проводится по результатам аккредитационной экспертизы, которая основывается на принципах объективности ее проведения, ответственности экспертов за проведение и качество экспертизы.
10. При государственной аккредитации организации, осуществляющей образовательную деятельность, проводится аккредитационная экспертиза соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям (далее - аккредитационная экспертиза).
При аккредитационной экспертизе образовательных программ, которые обеспечивают реализацию образовательных стандартов и требований, самостоятельно установленных университетами, аккредитационная экспертиза в части содержания подготовки обучающихся и выпускников не проводится.
11. Аккредитационная экспертиза проводится комиссией по аккредитационной экспертизе, созданной аккредитационным органом.
В состав комиссии включаются эксперты в области проведения государственной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Экспертом является физическое лицо, которое обладает специальными знаниями в области предмета аккредитационной экспертизы, имеет высшее образование и стаж работы в сфере образовательной или управленческой деятельности не менее чем три года, отвечает квалификационным требованиям к экспертам, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и сведения о котором внесены в установленном порядке в реестр экспертов.
12. Аккредитационный орган осуществляет аттестацию экспертов и ведение на электронных носителях реестра экспертов.
Порядок аттестации экспертов (в том числе порядок ведения реестра экспертов), отбора экспертов для проведения аккредитационной экспертизы и привлечения их к проведению аккредитационной экспертизы устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
При проведении аккредитационной экспертизы эксперт не может находиться в какой-либо зависимости от лиц, заинтересованных в ее результатах.
13. Результаты аккредитационной экспертизы оформляются заключением комиссии по аккредитационной экспертизе.
14. Информация о проведении аккредитационной экспертизы, в том числе заключение комиссии по аккредитационной экспертизе, с указанием состава этой комиссии размещается аккредитационным органом на своем официальном сайте в сети "Интернет".
15. Порядок проведения аккредитационной экспертизы устанавливается положением, указанным в части 4 настоящей статьи.
16. Заключение комиссии по аккредитационной экспертизе рассматривается коллегиальным органом аккредитационного органа, принимающим по результатам такого рассмотрения решение, имеющее рекомендательный характер для аккредитационного органа. В состав коллегиального органа аккредитационного органа включаются представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, образовательных учреждений, научных организаций и осуществляющих деятельность в области образования общественных объединений и государственно-общественных объединений. При проведении государственной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в отношении профессиональных образовательных программ в состав коллегиального органа аккредитационного органа включаются также представители объединений работодателей.
17. При рассмотрении вопроса о государственной аккредитации образовательных программ, реализуемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и ее филиалах, аккредитационный орган принимает отдельное решение относительно организации, осуществляющей образовательную деятельность, и каждого ее филиала по образовательной программе, заявленной для государственной аккредитации, и (или) укрупненной группе направлений подготовки и специальностей, к которой относятся заявленные для государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы (с учетом уровня образования и присваиваемой квалификации (степени)).
18. Принятие аккредитационным органом решения о государственной аккредитации организации, осуществляющей образовательную деятельность, осуществляется в срок, не превышающий ста пяти дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации и прилагаемых к этому заявлению документов, при условии соответствия таких заявления и документов требованиям, установленным настоящим Законом и указанным в части 4 настоящей статьи положением.
19. При принятии аккредитационным органом решения о государственной аккредитации организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается свидетельство о государственной аккредитации, срок действия которого составляет:
1) шесть лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по профессиональным образовательным программам;
2) двенадцать лет для иной организации, осуществляющей образовательную деятельность.
20. Форма свидетельства о государственной аккредитации и приложения к нему, технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
21. Свидетельство о государственной аккредитации подтверждает право организации, осуществляющей образовательную деятельность на выдачу в установленном порядке документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации по аккредитованным образовательным программам.
22. При ликвидации организации, осуществляющей образовательную деятельность либо прекращении ее деятельности в результате реорганизации в форме слияния, разделения, присоединения действие свидетельства о государственной аккредитации прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи соответственно о ликвидации юридического лица, о прекращении его деятельности в результате реорганизации.
Организации, осуществляющей образовательную деятельность возникшим в результате реорганизации в форме слияния, разделения, выделения, выдается временное свидетельство о государственной аккредитации в отношении образовательных программ, реализация которых осуществлялась реорганизованной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и которые были аккредитованы.
Срок действия временного свидетельства о государственной аккредитации составляет один год.
Государственная аккредитация организации, осуществляющей образовательную деятельность, возникшей в результате реорганизации в форме слияния, разделения, выделения, проводится в соответствии с настоящей статьей.
23. Свидетельство о государственной аккредитации, выданное организации, осуществляющей образовательную деятельность, переоформляется на период до окончания срока его действия в следующих случаях:
1) реорганизация организации, осуществляющей образовательную деятельность, в форме преобразования, изменение наименования организации, осуществляющей образовательную деятельность (в том числе в случае создания образовательной организации путем изменения типа существующего государственного или муниципального образовательного учреждения), изменение места нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, необходимость дополнения свидетельства о государственной аккредитации организации, осуществляющей образовательную деятельность, реорганизованной в форме присоединения к ней другой аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, образовательными программами, реализация которых осуществлялась присоединенной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и которые были аккредитованы;
2) государственная аккредитация неаккредитованных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в течение срока действия свидетельства о государственной аккредитации.
24. В случае утраты или порчи свидетельства о государственной аккредитации организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается дубликат свидетельства о государственной аккредитации.
25. Для получения временного свидетельства о государственной аккредитации, переоформления свидетельства о государственной аккредитации, получения дубликата свидетельства о государственной аккредитации организация, осуществляющая образовательную деятельность, представляет в аккредитационный орган соответствующее заявление с приложением документов, перечень которых установлен положением, указанным в части 4 настоящей статьи.
Указанные заявление и прилагаемые к нему документы могут быть направлены в аккредитационный орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг.
Формы заявлений о выдаче временного свидетельства о государственной аккредитации и о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
При переоформлении свидетельства о государственной аккредитации в течение срока его действия в случае государственной аккредитации неаккредитованных образовательных программ проводится аккредитационная экспертиза. Переоформление свидетельства о государственной аккредитации в указанных случаях проводится в срок, установленный частью 18 настоящей статьи.
26. В случае представления организацией, осуществляющей образовательную деятельность документов не в полном объеме, неправильно оформленных и (или) неправильно заполненных документов аккредитационный орган запрашивает у нее необходимые документы в порядке, установленном положением, указанным в части 4 настоящей статьи.
27. Аккредитационный орган отказывает организации, осуществляющей образовательную деятельность, в принятии документов к рассмотрению по существу при наличии одного из следующих оснований:
1) государственная аккредитация организации, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с настоящим Законом не отнесена к компетенции аккредитационного органа;
2) у организации, осуществляющей образовательную деятельность, отсутствует лицензия на осуществление образовательной деятельности по одной или нескольким образовательным программам, заявленным для государственной аккредитации;
3) документы, запрошенные аккредитационным органом в соответствии с частью 27 настоящей статьи, не представлены образовательным учреждением или научной организацией в аккредитационный орган в срок, установленный положением, указанным в части 4 настоящей статьи.
28. Аккредитационный орган отказывает организации, осуществляющей образовательную деятельность, в государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных образовательных программ, укрупненных групп направлений подготовки и специальностей, в переоформлении свидетельства о государственной аккредитации в течение срока его действия в случае, указанном в пункте 2 части 23 настоящей статьи, при наличии одного из следующих оснований:
1) выявление недостоверной информации в документах, представленных образовательным учреждением или научной организацией;
2) наличие отрицательного заключения комиссии по аккредитационной экспертизе.
29. При наличии любого из указанных в части 28 настоящей статьи оснований для отказа в государственной аккредитации по одной или нескольким заявленным для государственной аккредитации основным профессиональным образовательным программам аккредитационный орган отказывает организации, осуществляющей образовательную деятельность, в государственной аккредитации в отношении укрупненной группы направлений подготовки и специальностей, к которой относятся такие образовательные программы (с учетом уровня образования и присваиваемой квалификации (степени)).
30. Аккредитационный орган отказывает организации, осуществляющей образовательную деятельность, в выдаче временного свидетельства о государственной аккредитации, в переоформлении свидетельства о государственной аккредитации в случае, указанном в пункте 1 части 23 настоящей статьи, при выявлении недостоверной информации в документах, представленных организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
31. Аккредитационный орган лишает организацию, осуществляющей образовательную деятельность, государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных образовательных программ, укрупненных групп направлений подготовки и специальностей при наличии одного из следующих оснований:
1) аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности полностью или по отдельным аккредитованным образовательным программам;
2) неоднократное в течение срока действия свидетельства о государственной аккредитации нарушение законодательства Российской Федерации в области образования, повлекшее за собой неправомерную выдачу документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации;
3) истечение срока приостановления действия свидетельства о государственной аккредитации (при отсутствии оснований для возобновления действия свидетельства о государственной аккредитации).
32. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, лишается государственной аккредитации в отношении укрупненной группы направлений подготовки и специальностей при наличии основания для лишения государственной аккредитации в отношении одной или нескольких основных профессиональных образовательных программ, относящихся к соответствующей укрупненной группе направлений подготовки и специальностей (с учетом уровня образования и присваиваемой квалификации (степени)).
33. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе подать заявление о проведении государственной аккредитации не ранее чем через один год после отказа в государственной аккредитации, лишения государственной аккредитации.
34. За совершение юридически значимых действий, связанных с государственной аккредитацией, заявитель уплачивает государственную пошлину в порядке и в размерах, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
35. Аккредитационные органы ведут на электронных носителях реестры аккредитованных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с указанием аккредитованных образовательных программ, укрупненных групп направлений подготовки и специальностей. Аккредитационные органы обязаны размещать содержащуюся в таких реестрах информацию в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на своих официальных сайтах в сети Интернет.
Ведение таких реестров на электронных носителях осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие таких реестров с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями.
36. В целях информационного обеспечения аккредитационной экспертизы аккредитационные органы формируют, ведут федеральную и региональные информационные системы государственной аккредитации, содержащие сведения о деятельности имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждений, научных организаций, и обеспечивают использование таких систем. Порядок формирования и ведения информационных систем государственной аккредитации, доступа к сведениям, содержащимся в них, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
37. Взаимодействие организации, осуществляющей образовательную деятельность, и аккредитационного органа (в том числе представление организацией, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующих заявлений с приложением необходимых документов) осуществляется в письменной форме или путем обмена электронными документами с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг.
38. Порядок проведения государственной аккредитации образовательных учреждений, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внешней разведки, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, устанавливается Правительством Российской Федерации.
39. Порядок проведения государственной аккредитации университетов, реализующих образовательные программы в соответствии с самостоятельно установленными образовательными стандартами, устанавливается Правительством Российской Федерации.

(0)

Замечания и предложения к статье 74 (41)

  • KLN, 1 февраля, 10:55

    К гл.8,ст.74,ч.1

    То же самое противоречие, что и в гл.2,ст.74,ч.1- ФГОС есть к дошкольному образованию, а процедуры подтверждения соответствия качества образования по образовательным программам, реализуемым образовательным учреждением, ФГОС или ФГТ нет. Какой смысл устанавливать эти стандарты?

    +0
  • Скачков Михаил, 1 февраля, 00:09

    Предлагаем статью 74, пункт 11, первый абзац дополнить словами «При формировании состава комиссии по аккредитационной экспертизе, аккредитационный орган учитывает предложения заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, объединений работодателей и государственно-общественных объединений». Предлагается статью 74, пункт 12, второй абзац дополнить словами «При отборе экспертов учитываются предложения объединений работодателей, государственно-общественных объединений в системе образования и федеральных органов исполнительной власти, имеющих в своем ведении образовательные учреждения».

    Такой подход позволит реализовать демократический, государственно-общественный принцип в управлении образованием, повысить качество отбора экспертов в конкретной образовательной области.

    +0
  • Предлагаем статью 74, пункт 11, первый абзац дополнить словами «При формировании состава комиссии по аккредитационной экспертизе, аккредитационный орган учитывает предложения заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, объединений работодателей и государственно-общественных объединений». Предлагается статью 74, пункт 12, второй абзац дополнить словами «При отборе экспертов учитываются предложения объединений работодателей, государственно-общественных объединений в системе образования и федеральных органов исполнительной власти, имеющих в своем ведении образовательные учреждения».

    (формулировка согласовывалась с экспертами в системе ВПО)

    +0
  • KLN, 31 января, 19:56

    Зачем так подробно расписывать в законе порядок аккредитации образовательных организаций? Этот порядок будет расписан в положении об аккредитации, иначе зачем нужно это положение?

    +0
  • Второй абзац дополнить словами «При отборе экспертов учитываются предложения объединений работодателей, государственно-общественных объединений в системе образования и федеральных органов исполнительной власти, имеющих в своем ведении образовательные учреждения».

    +0
  • Пункт 11, первый абзац дополнить словами «При формировании состава комиссии по аккредитационной экспертизе, аккредитационный орган учитывает предложения заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, объединений работодателей и государственно-общественных объединений».

    +1
  • Предлагаем статью 74, ч.8, третий абзац после слов «в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг» дополнить словами «с учетом выполнения требований по защите информации ограниченного доступа».

    +1
  • Предлагается статью 74, пункт 38 после слов «образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну» дополнить словами «образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в области информационной безопасности», далее по тексту.

    Образовательные программы СПО и ВПО в области информационной безопасности имеют двойное назначение. Данные программы требуют дополнительного правового регулирования (вопросы лицензирования, аккредитации, определения контрольных цифр приема, организации учебного процесса, а также требования к условиям реализации образовательных программ, кадровое и материально-техническое обеспечение учебного процесса) со стороны государства или Минобрнауки России и Рособрнадзора.

    +0
  • Предлагается статью 74, пункт 11, первый абзац дополнить словами «При формировании состава комиссии по аккредитационной экспертизе, аккредитационный орган учитывает предложения заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, объединений работодателей и государственно-общественных объединений». Предлагается статью 74, пункт 12, второй абзац дополнить словами «При отборе экспертов учитываются предложения объединений работодателей, государственно-общественных объединений в системе образования и федеральных органов исполнительной власти, имеющих в своем ведении образовательные учреждения».

    +0
  • Дмитрий, 31 января, 13:09

    Предлагаю ОСНОВНЫМ критерием для прохождения аккредитации сделать ПРОЦЕНТ трудоустроенных по специальности, или работающих в сфере полученной специальности.

    При превышении 50% рассмотреть вопрос о целесообразности прохождения аккредитации образовательного учреждения.В случае, если процент трудоустроенных по специальности составит менее 20% рассматривать вопрос о прекращении деятельности структурного подразделения образовательного учреждения или самого образовательного учреждения.

    Этот критерий заставит образовательные учреждения ВПО отслеживать состояние рынка рабочей силы, проводить мониторинг судьбы выпускников, активизировать работу образовательного учреждения по трудоустройству студентов.

    Суть: зачем плодить безработных, а затем переучивать?

    +1
  • Дополнить: Образовательные организации, не подлежащие государственной аккредитации (дополнительное образование детей), имеют право самостоятельно разрабатывать форму и содержание документа (Свидетельства) о прохождении обучения в данных организациях.

    +1
  • Dr. Snezhana Bodishtianu LL.M., 31 января, 03:12

    Рассмотрите возможность процесса аккредитации для русских школ, работающих за рубежом, в которых учатся дети из смешанных семей и дети русскоговорящих соотечественников; для русских школ за рубежом, которые уже имеют действительные лицензии на право ведения образовательной деятельности от европейского министерства образования.

    +0
  • В связи с тем, что Федеральным законом от 8 ноября 2010 года № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» предусмотрено, что

    непредставление образовательным учреждением или научной организацией в аккредитационный орган заявления с приложением необходимых документов для оформления свидетельства о государственной аккредитации до истечения срока действия временного свидетельства о государственной аккредитации

    является основанием для лишения организации, осуществляющей образовательную деятельность, государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных образовательных программ, укрупненных групп направлений подготовки и специальностей необходимо эту норму закрепить в данной статье.

    +0
  • uthitell, 28 января, 15:46

    ИСПРАВИТЬ: Экспертом является физическое лицо, которое обладает специальными знаниями в области предмета аккредитационной экспертизы, имеет высшее образование и стаж работы в сфере образовательной деятельности не менее чем пять лет, отвечает квалификационным требованиям к экспертам, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и сведения о котором внесены в установленном порядке в реестр экспертов.

    +1
  • Статья 74 пункт 10 абзац 1:

    После слов «соответствия содержания и качества подготовки» слова «обучающихся и» исключить.

    10. При государственной аккредитации организации, осуществляющей образовательную деятельность, проводится аккредитационная экспертиза соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательного учреждения по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям (далее - аккредитационная экспертиза).

    +1
  • Бородулин И.Н., 28 января, 12:19

    Предлагаем статью 74, пункт 11, первый абзац дополнить словами «При формировании состава комиссии по аккредитационной экспертизе, аккредитационный орган учитывает предложения заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, объединений работодателей и государственно-общественных объединений». Предлагается статью 74, пункт 12, второй абзац дополнить словами «При отборе экспертов учитываются предложения объединений работодателей, государственно-общественных объединений в системе образования и федеральных органов исполнительной власти, имеющих в своем ведении образовательные учреждения».

    +0
  • Предлагаем статью 74, пункт 11, первый абзац дополнить словами «При формировании состава комиссии по аккредитационной экспертизе, аккредитационный орган учитывает предложения заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, объединений работодателей и государственно-общественных объединений». Предлагается статью 74, пункт 12, второй абзац дополнить словами «При отборе экспертов учитываются предложения объединений работодателей, государственно-общественных объединений в системе образования и федеральных органов исполнительной власти, имеющих в своем ведении образовательные учреждения».

    Такой подход позволит реализовать демократический, государственно-общественный принцип в управлении образованием, повысить качество отбора экспертов в конкретной образовательной области.

    +0
  • Пункт 11, абзац 1 дополнить словами: «При формировании состава комиссии по аккредитационной экспертизе, аккредитационный орган учитывает предложения заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов объединений работодателей и государственно-общественных организаций»

    +0
  • ч.38 после слов

    образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну

    включить слова «образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в области информационной безопасности», далее по тексту.

    +0
  • ч.11 дополнить словами «При формировании состава комиссии по аккредитационной экспертизе, аккредитационный орган учитывает предложения объединений работодателей», ч.12 дополнить словами «При отборе экспертов учитываются предложения объединений работодателей».

    +0
  • Союз ДПО, 27 января, 11:13

    В абз.1 ч. 1 и абз. 2 ч. 10 ст 74 после слова «устанавливаемые университетами» добавить слово «(академиями)».

    Комментарий:

    Закон определяет как составляющую системы образования федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты и требования, устанавливаемые университетами. Поскольку требования устанавливаются к программам дополнительного профессионального образования (ДПО), везде по тексту Закона необходимо ввести уточнение «устанавливаемые университетами (академиями)». Академии, осуществляя координацию и методическую поддержку образовательных учреждений системы ДПО, должны выполнять эту системную функцию по программам ДПО.

    +8
  • Предлагаем пункт 11, первый абзац дополнить словами «При формировании состава комиссии по аккредитационной экспертизе, аккредитационный орган учитывает предложения заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, объединений работодателей и государственно-общественных объединений». Предлагается статью 74, пункт 12, второй абзац дополнить словами «При отборе экспертов учитываются предложения объединений работодателей, государственно-общественных объединений в системе образования и федеральных органов исполнительной власти, имеющих в своем ведении образовательные учреждения».

    +0
  • МЭСИ, 24 января, 11:59

    1. Части 5-38 – исключить.

    2. Часть 39 считать частью 5.

    +0
  • Юрий Иванец, 23 января, 23:31

    Не указан срок аккредитации. Предлагаю его закрепить в Законе, и сделать его равным 10 лет. Если срок аккредитации короче, например 5 лет, то в образовательных учреждениях только и будут что готовится к аккредитации.

    +0
  • Макс, 22 января, 00:05

    Срок принятия решения аккредитационным органом о государственной аккредитации считаю целесообразным сократить, так как эта мера способствовала бы снижению общего уровня бюрократических проволочек.

    +1
  • В сочетании с отдельно статьей, про независимые экспертные организации

    12.«Независимая экспертная организация, на конкурсной основе привлеченная к государственной аккредитации, осуществляет отбор экспертов, исходя из того, что экспертом комиссии по аккредитационной экспертизе не может быть лицо, состоящее в трудовых или гражданско-правовых отношениях с соискателем свидетельства о государственной аккредитации, а также имеющее с его руководителями или иными работниками близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов), или иным образом находящееся в зависимости от лиц, заинтересованных в ее результатах».

    +0
  • В сочетании с отдельно статьей, про независимые экспертные организации

    12. Аккредитационная экспертиза проводится комиссией по аккредитационной экспертизе, созданной по заданию аккредитационного органа независимой экспертной организацией, привлекаемой на конкурсной основе.

    Экспертом является физическое лицо,

    • прошедшее в независимой экспертной организации, на конкурсной основе привлеченной к государственной аккредитации, аттестацию в соответствии с квалификационными требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования,

    • включенное по результатам аттестации в установленном порядке в единый государственный реестр экспертов,

    • и отобранное независимой экспертной организацией, на конкурсной основе привлеченной к государственной аккредитации.

    Аттестация эксперта независимой экспертной организацией, проводится не реже одного раза в пять лет.

    +1
  • Результаты общественной и общественно-профессиональной аккредитации сейчас рассматриваются при проведении аккредитационной экспертизы при государственной аккредитации.

    Этого не достаточно

    Необходимо предусмотреть иной механизм обеспечения независимости и объективности государственной оценки качества образования.

    По поводу единого реестра аккредитационных агентств, решения которых автоматически принимаются государственными органами, как в Германии, Голландии и т.д. Россия к этому еще не готова.

    Предложения

    В главу 8 добавить отдельную статью

    1. Независимая экспертная организация – организация, на конкурсной основе привлекаемая к государственной аккредитации, которая

    • обеспечивает, гарантирует и несет ответственность за независимость (от государственных органов и образовательных организаций) и объективность проведения аккредитационной экспертизы, и других этапов независимой оценки качества образования,

    • разрабатывает порядок отбора экспертов и привлечения их к проведению аккредитационной экспертизы,

    • осуществляет обучение, повышение квалификации и аттестацию экспертов в соответствии с квалификационными требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования

    • осуществляя подбор и отбор экспертов, формирует независимые экспертные команды (комиссии по аккредитационной экспертизе),

    • разрабатывает программу аккредитационной экспертизы в соответствии с требованиями и стандартами государственного аккредитационного органа;

    • осуществляет постоянный мониторинг деятельности экспертов.

    2. Независимые экспертные организации, на конкурсной основе привлекаемые к государственной аккредитации, должны отвечать следующим требованиям:

    • Соответствие деятельности требованиям законодательства РФ;

    • Успешное осуществление деятельности по обучению и аттестации экспертов, формировании. экспертных команд на всей территории Российской Федерации не менее 5 лет;

    • Регулярное участие независимой экспертной организации в процедурах независимой оценки качества образовательных программ, образовательных и научных организаций;

    • Размещение в открытом доступе в сети Интернет квалификационных требований к экспертам, порядка аттестации, отбора экспертов и привлечения их к проведению аккредитационных экспертиз;

    • Имущественная и организационная независимость от органов государственной власти, образовательных организаций.

    3. Федеральный орган управления образованием формирует и ведет:

    - единый государственный реестр независимых экспертных организаций, которые на конкурсной основе привлекаются к государственной аккредитации образовательных программ, а также образовательных и научных организаций.

    - единый государственный реестр экспертов, аттестованных независимыми экспертными организациями.

    Плюс дополнения в статью о гос.аккредитации

    +1
  • kgsha, 18 января, 13:17

    При изменении типов и видов образовательных организаций и порядка их установления имеет смысл исключить экспертизу показателей деятельности образовательной организации, необходимых для определения его типа и вида в целях установления ее государственного статуса, из государственной аккредитации.

    +0
  • Демьянченко, 16 января, 17:28

    Необходимо предусмотреть государственное признание Академий и ИПК (Институт повышения квалификации) по направлениям. Аккредитации программ переподготовки недостаточно. Во многих ИПК программы переподготовки могут отсутствовать. В лучшем случае, они занимают лишь несколько процентов от всего объема работ. Сейчас получается ненормальная ситуация. Организация, аккредитовавшая одну программу переподготовки, выдает удостоверения государственного образца и по другим программам, присваивает звания доцента и профессора преподавателям, не участвовавшим в аккредитованных программах.

    Преподаватели Академий и ИПК должны иметь возможность получать звание доцента и профессора, даже если они преподают в коротких курсах. Ведь в высшем образовании для этого достаточно читать курсы объемом 36 часов, а то, что он входит в состав большой программы, суть дела не меняет.

    +0
  • Сартакова Е. В., 12 января, 12:13

    Эту статью также предлагается сократить и вывести из нее пункты, которые могут быть включены в Положение о государственной аккредитации. В принципе в законе было бы правильнее отделить гос.аккредитацию образовательных учреждений от независимой аккредитации образовательных программ.

    Предлагаемая редакция отдельных пунктов:

    1. Государственная аккредитация проводится в отношении образовательных организаций всех типов, видов (за исключением дошкольных образовательных организаций), форм собственности, реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования (за исключением основной общеобразовательной программы дошкольного образования), образовательные программы, которые разработаны в соответствии с образовательными стандартами и требованиями, установленными университетами, и в отношении указанных образовательных программ.

    Целями государственной аккредитации образовательной организации являются подтверждение соответствия качества образования федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, а также, если иное не установлено федеральными законами, подтверждение ее образовательного статуса.

    3. Государственная аккредитация образовательного учреждения проводится при наличии обучающихся по данной образовательной программе.

    4. Положение о государственной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность, разрабатывается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и утверждается Правительством Российской Федерации.

    П.6, 9, 10, 11, 13, 14, 15 и 16, 17, 19, 20, 21, 22 и частично 23 и 24 предлагается исключить из проекта закона и включить в Положение о лицензировании.

    П.7 и 8 – оставить без изменений

    9. Государственная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проводится по результатам аккредитационной экспертизы, которая основывается на принципах объективности ее проведения, ответственности экспертов за проведение и качество экспертизы

    +1
  • Георгий, 27 декабря, 03:24

    Целесообразно дополнить словами о том, что указанные формы «являются едиными для всех субъектов Федерации». Это позволит избежать трудностей при расширении деятельности конкретных организаций и открытии их филиалов в других регионах.

    +0
  • Георгий, 27 декабря, 03:23

    Термин "учебный год" целесообразней заменить термином "учебный период". Это дополнение может быть полезно при рассмотрении вопроса об аккредитации краткосрочных программ профессиональной подготовки, которые реализуются в не зависимости от стандартного учебного года.

    В определенной степени логично распространить данное положение на высшее профессиональное образование. В большинстве случаев, программы, преподаваемые на первых курсах университетов, имеют общеобразовательный характер. Таким образом, государственная аккредитация позволит контролировать подготовку по указанным программам и поддерживать ее высокий уровень для всех учебных направлений ВПО.

    +0
  • Юлия, 17 декабря, 12:52

    Думаю, что это очень большие сроки. Их наоборот нужно сокращать, делать ежегодно.

    +0
  • Литвиненко, Николай, 16 декабря, 09:50

    Предлагаю отказаться от аккредитации совсем, поскольку возложенных на нее функций она все равно не выполняет, а ресурсов оттягивает на себя достаточно много. Я имею в виду высшую школу.

    +5
  • Игорь, 15 декабря, 16:15

    Аккредитация не нужна, как таковая. Необходимо сохранить государственный аттестат о среднем образовании - он получается на основании внешней независимой проверки (т.с. "экспертизы") - ЕГЭ, а в техникумах (колледжах) и ВУЗах вообще отменить дипломы государственного образца. Каждое учебное заведение должно выдавать свой "именной" диплом. И по заявкам работодателей, по результатам трудоустройства и т.д. очень скоро будет понятно какой диплом чего стоит.

    И изменить в соответствии с этим правила предоставления отсрочки от армии (А то сейчас получается, что для того, чтобы студенту дали отсрочку, надо пройти аккредитацию, а для прохождения аккредитации необходимо сначала выучить и выпустить определенное количество выпускников).

    +3
  • В современном мире контроль качества образования в высших учебных заведениях может осуществляться как со стороны государства, так и со стороны общества. При этом в разных странах существуют различные подходы к осуществлению данного контроля. Распространен как государственный, так и общественный контроль качества высшего образования. Так, в некоторых европейских странах контроль осуществляют специальные государственные агентства. Пример – Датский центр по оценке и качеству. В других государствах этим занимаются независимые негосударственные агентства. Пример – Национальный комитет по оценке качеств во Франции или Агентство по обеспечению качества в Великобритании. В некоторых странах эти полномочия реализуют общества, созданные вузами: Ассоциация фламандских университетов в Нидерландах или региональные аккредитационные ассоциации в США, являющиеся добровольными объединениями вузов. Таким образом, лицензирование и государственная аккредитация вузов не являются единственным механизмом контроля качества высшего образования.

    В нашей стране лицензирование и аккредитация рассматривается как признание государством определенного качества осуществляемой вузом подготовки специалистов, составляют механизм государственного управления образованием.

    Наделенный со стороны государства доверием вуз имеет право выдавать своим выпускникам дипломы государственного образца, пользоваться государственной символикой на своих распорядительных документах. В тоже время, по данным Министерства образовния и науки России, в настоящее время функционируют более 1200 юридических вузов (в Москве их более 130). Социологические опросы свидетельствуют о низком качестве подготовки специалистов во многих юридических вузах. Исключение составляют классические университеты и ведущие юридические академии. Однако, подавляющая часть вузов выдает дипломы государственного образца, что дискредитирует высшее юридическое образование в целом.

    +0
  • Евгения, 13 декабря, 18:15

    Предлагаю из абзаца 2 части 8 исключить перечисление видов образовательных учреждений и принять следующую редакцию абзаца 2:

    "Образовательные организации заявляют для государственной аккредитации все основные профессиональные образовательные программы, реализуемые в них и (или) их филиалах и относящиеся к соответствующей укрупненной группе направлений подготовки и специальностей (с учетом уровня образования и присваиваемой квалификации (степени)), при условии наличия обучающихся, завершающих обучение по этим образовательным программам в текущем учебном году."

    +10
  • Сергей Привалов, 7 декабря, 04:17

    ст. 84 часть 5 изложить в редакции:

    Государственная аккредитация организаций, осуществляющей образовательную деятельность, проводится аккредитационным органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПРОФИЛЯ (НАПРИМЕР, АККРЕДИТАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА И СПОРТА ПРОВОДИТСЯ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА - КОМИТЕТАМИ ПО КУЛЬТУРЕ, СПОРТУ И Т.П.)

    +2
  • Юрий, 3 декабря, 22:57

    1. Государственная аккредитация проводится в отношении образовательных организаций всех типов и видов (за исключением общих и дошкольных образовательных организаций), реализующих образовательные программы профессиональной подготовки, к которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования (за исключением общеобразовательных программ общего и дошкольного образования), образовательные программы, которые разработаны в соответствии с образовательными стандартами и требованиями, установленными университетами, и в отношении указанных образовательных программ.

    Целями государственной аккредитации образовательной организации являются подтверждение соответствия качества образования по образовательным программам, реализуемым образовательным учреждением, федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям.

    +1
  • Сергей, 1 декабря, 14:13

    В соответствии с п. 28 и 33, если экспертная комиссия дает отрицательное заключение по образовательной организации, то она может претендовать на возобновление своей деятельности только через год без права апелляции. Мне кажется, что право апелляции на отрицательное заключение экспертной комиссии прописать надо, ибо заключение может быть поверхностным или ангажированным. Например, периодически в России выдвигаются лозунги сократить число вузов до 50 или еще до какого-то круглого числа. Где гарантия, что в период подобных кампаний экспертным комиссиям не будет дано указание добиваться "выполнения плана"?!

    +9
Цитировать