Законопроект 2011

Общественное обсуждение законопроектов

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Оглавление

Статья 75. Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования. Государственный контроль качества образования

Замечания и предложения к статье 75 (11)

1. Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования осуществляется органами по контролю и надзору в сфере образования - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования.
Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования осуществляется в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, посредством проведения плановых и внеплановых проверок.
В случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации в области образования, допущенного организацией, осуществляющей образовательную деятельность, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, орган по контролю и надзору в сфере образования выдает таким организации, осуществляющие образовательную деятельность, и (или) учредителю, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему управление в сфере образования, органу местного самоуправления, осуществляющему управление в сфере образования, предписание об устранении выявленного нарушения.
В указанном предписании устанавливается срок его исполнения, который не может превышать шесть месяцев.
Орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, ее учредитель, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, представляют в орган по контролю и надзору в сфере образования отчет об исполнении указанного предписания, включающий в себя документы, содержащие сведения, подтверждающие его исполнение.
В случае неисполнения указанного предписания такими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, ее учредителем, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования (в том числе, если отчет об исполнении указанного предписания не представлен в орган по контролю и надзору в сфере образования до истечения срока, установленного указанным предписанием, или представленный отчет не подтверждает исполнение в установленный срок указанного предписания), орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. В случае неисполнения указанного предписания организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) ее учредителем орган по контролю и надзору в сфере образования также приостанавливает действие лицензии организации, осуществляющие образовательную деятельность, полностью или в отношении отдельных образовательных программ, образовательной деятельности ее филиалов, места осуществления образовательной деятельности на срок, не превышающий шести месяцев.
Орган по контролю и надзору в сфере образования в течение трех дней со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии вносит соответствующую запись в реестр лицензий. Орган по контролю и надзору в сфере образования в течение пяти рабочих дней со дня принятия указанного решения направляет копию документа, подтверждающего принятие соответствующего решения, с сопроводительным письмом в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по месту нахождения лицензиата.
Если до истечения срока приостановления действия лицензии организация, осуществляющая образовательную деятельность, и (или) ее учредитель представили в орган по контролю и надзору в сфере образования документы, содержащие сведения, подтверждающие исполнение предписания, неисполнение которого явилось основанием для приостановления действия лицензии, орган по контролю и надзору в сфере образования возобновляет действие лицензии.
В случае, если эти документы не представлены организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) ее учредителем в орган по контролю и надзору в сфере образования до истечения срока приостановления действия лицензии либо представленные документы не подтверждают исполнение указанного предписания, орган по контролю и надзору в сфере образования обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Приостановление действия лицензии продлевается на период до вступления в законную силу решения суда.
Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа.
2. Государственный контроль качества образования осуществляется посредством проводимых органами по контролю и надзору в сфере образования плановых и внеплановых проверок соответствия содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников организацией, осуществляющей образовательную деятельность, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов или федеральным государственным требованиям.
В случае выявления нарушения требований федерального государственного образовательного стандарта или федеральных государственных требований, допущенного организацией, осуществляющей образовательную деятельность, орган по контролю и надзору в сфере образования выдает организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) ее учредителю предписание об устранении выявленного нарушения.
В указанном предписании устанавливается срок его исполнения, который не может превышать шесть месяцев.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, и (или) ее учредитель представляют в орган по контролю и надзору в сфере образования отчет об исполнении указанного предписания, включающий в себя документы, содержащие сведения, подтверждающие его исполнение.
В случае неисполнения указанного предписания организацией, осуществляющей образовательную деятельность, ее учредителем (в том числе если отчет об исполнении указанного предписания не представлен в орган по контролю и надзору в сфере образования до истечения срока, установленного указанным предписанием, или представленный отчет не подтверждает исполнение в установленный срок указанного предписания) орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. В случае неисполнения указанного предписания аккредитованной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) ее учредителем орган по контролю и надзору в сфере образования также приостанавливает действие свидетельства о государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных образовательных программ, укрупненных групп направлений подготовки и специальностей, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) в ее филиале, на срок, не превышающий шести месяцев.
Если до истечения срока приостановления действия свидетельства о государственной аккредитации организация, осуществляющая образовательную деятельность, и (или) ее учредитель представили в орган по контролю и надзору в сфере образования документы, содержащие сведения, подтверждающие исполнение предписания, неисполнение которого явилось основанием для приостановления действия свидетельства о государственной аккредитации, орган по контролю и надзору в сфере образования возобновляет действие свидетельства о государственной аккредитации.
В случае, если такие документы не представлены организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) учредителем в орган по контролю и надзору в сфере образования до истечения срока приостановления действия свидетельства о государственной аккредитации или представленные документы не подтверждают исполнение указанного предписания, орган по контролю и надзору в сфере образования лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных образовательных программ, укрупненных групп направлений подготовки и специальностей, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) в ее филиале.
3. В целях обеспечения осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования, государственного контроля качества образования к проведению проверок привлекаются эксперты и экспертные организации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования, государственного контроля качества образования посредством проводимых органами по контролю и надзору в сфере образования плановых и внеплановых проверок, применяются требования Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
4. Основаниями для рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, вопроса о направлении в образовательную организацию обязательного для исполнения предписания также могут являться:
1) решение общего собрания родителей (законных представителей) обучающихся, обращение органа государственной власти или органа местного самоуправления, на территориях которых находится данное образовательное учреждение, - в отношении образовательной организации, реализующей общеобразовательные программы;
2) решение общего собрания обучающихся, обращение органа государственной власти или органа местного самоуправления, на территориях которых находится данное образовательная организация, представление органа службы занятости населения - в отношении образовательной организации, реализующей профессиональные образовательные программы.
Решение о направлении обязательного для исполнения предписания в образовательную организацию и ее учредителю (учредителям) или об отклонении требований заявителей, указанных в настоящей части, о направлении такого предписания принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, и сообщается заявителям в месячный срок. Отказ федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, от направления такого предписания может быть оспорен в суде.
5. Порядок осуществления контроля и надзора в сфере образования устанавливается Правительством Российской Федерации.
6. В целях обеспечения единства требований к осуществлению надзора за соблюдением законодательства об образовании органы по контролю и надзору в сфере образования осуществляют учет результатов государственного надзора за соблюдением законодательства об образовании, в том числе создают и эксплуатируют государственную информационную систему по государственному надзору в сфере образования, включающую в себя соответствующие федеральную и региональные государственные информационные системы.
Порядок формирования и ведения федеральной и региональных государственных информационных систем по государственному надзору в сфере образования, а также их взаимодействия определяется Правительством Российской Федерации.

(0)

Замечания и предложения к статье 75 (11)

  • Ник, 30 января, 22:34

    Указать наличие сотрудников с соответствующей квалификацией для выполнения надзора.

    +0
  • Глава 8, ст.75, ч.1.

    Государственный надзор за соблюдением законодательства РФ в области образования осуществляется органами по контролю и надзору в сфере образования – федеральным органом исполнительной власти

    здесь указать конкретное название этого органа или орган,уполномоченный определять,кто будет осуществлять этот государственный надзор.

    +2
  • Проекта закона считаем необходимым уточнить, что направлению предписания в образовательную организацию на основе решения общего собрания родителей, обучающихся должна предшествовать внеплановая проверка в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

    +0
  • Мозгунова Ирина, 16 января, 10:07

    Добавление к iavaldman, 15 января, 14:15

    "К главе 8

    В заголовке главы употребляется очень важный термин "оценка качества образования". При этом далее он нигде не определён и ни в одной из статей главы не рассматривается. Следует исправить это несоответствие."

    Согласна с тем, что "качеству образования" уделено в законопроекте слишком мало внимания, кроме очень общего определения данного понятия в самом начале документа и нескольких общих слов о госконтроле за качеством образования в Главе 8. В то время как всё, что ни делается в образовании (в том числе и разрабатывается данный законопроект) - делается с единственной целью - повысить его качество, не случайно "повышение качества образования" является главной задачей государственной образовательной политики.

    С помощью "плановых и внеплановых проверок" (Ст.75 п.2) проблему качества образования не решить. Необходимы механизмы внутреннего контроля за качеством образования, качеством самого образовательного процесса, позволяющего давать соответствующие стандартам результаты.

    Возможно Статью 75 необходимо разделить на две, чтобы отдельно рассмотреть вопросы по контролю за соблюдением законодательства и контролю за качеством образования.

    +2
  • Игорь, 11 января, 20:15

    согласен с предложением рассматривать вопрос присуждения ученой степени доктора наук на основе опубликованных научных статей, учебных пособий, монографий, и по факту внедрения результатов исследования в практику по линии проводимой исследовательской работы.

    +1
  • К Главе 8, статьи 75

    В реальной жизни нередки случаи, когда соискатель, подготовивший докторскую диссертацию к защите по разным причинам, включая и по уважительным, до выхода на пенсию не успевает ее защитить, но ведет активную исследовательскую работу, включая публикацию в ведущих научных журналах ВАК. Для собственной карьеры, такая защита становиться уже не нужной для соискателя. В то же время сама диссертация, имеющая большое научное продолжение не становиться достоянием для аспирантов, научных работников и других категорий исследователей. В этой связи предлагаю в особых случаях, если диссертационное исследование имеет важное государственное значение, научное продолжение, то рассматривать и вопрос присуждения ученой степени доктора наук на основе опубликованных научных статей, учебных пособий, монографий, и по факту внедрения результатов исследования в практику по линии проводимой исследовательской работы.

    +2
  • vnbiryokov, 11 января, 15:04

    Введение ЕГЭ объяснилось министерством недоверием к школам: «Пока школа учит и сама себе ставит оценку, ни о каких объективных критериях качества образования говорить не приходится» - В. М. Филиппов (Известия 21.02.04).

    В то же время ВАК был переподчинен министерству. Для уменьшения коррупционных проявлений следует вернуть ВАК независимость, подчинив его правительству.

    Более того, с той же целью следует ввести принудительную ротацию кадров ВАК, увеличив число членов экспертных советов, но ограничив время работы в нем 2-мя – 3-мя годами и ежегодно вводя в состав ВАК соискателей докторской степени, диссертации, которых были отмечены ВАК как лучшие в текущем году.

    С той же целью следует постепенно в течение года – двух организовать защиту диссертаций исключительно на открытых интернет-конференциях и отнести назначение членов совета и оппонентов исключительно к компетенции ВАК. Советы должны, как, например, во Франции, создаваться специально для защиты конкретной диссертации. Процедура утверждения при этом исключается. С той же целью следует преобразовать вертикальную структуру ВАК в сетевую, оставив в Москве только президиум ВАК. Члены экспертных советов и оппоненты должны работать в своих учебных (научных) учреждениях дистанционно, их работа должна оплачиваться на условиях почасовой оплаты. На этих условиях к работе ВАК можно привлечь всех ведущих ученых, в том числе работающих за рубежом.

    С той же целью следует отменить требования о предоставлении каких-либо актов, справок, заключений и отзывов от соискателя. Всю дополнительную информацию ВАК должен собирать своими силами. Соискатель должен представлять в ВАК только одну диссертацию. Все диссертации до защиты должны быть депонированы в электронной форме в ВИНИТИ (уже сейчас можно заказать электронную копию диссертации из библиотеки). Во всем мире печатную продукцию переводят в цифровую форму и только ВАК и ВИНИТИ требуют бумажную форму.

    С той же целью следует согласиться с мнением ученого секретаря ВАК о том, что платная аспирантура является формой изготовления диссертации «под ключ» и отменить институт платной аспирантуры (докторантуры).

    С целью предотвращения торговли дипломами следует ввести институты действующих кандидатов (докторов) наук и почетных кандидатов (докторов), регулярно переводя во вторую категорию лиц, не опубликовавших за три года ни одной монографии или статьи в журналах из списка ВАК (или двух с соавторами, или 3-х с тремя соавторами и т.д.). Списки действующих и почетных ученых помещаются на сайте ВАК. Для обратного перехода (по желанию ученого) почетный доктор (кандидат) наук должен опубликовать за предшествующий год столько же статей, сколько требуется для поддержания действующего статуса за три года.

    +8
  • Партия-ПМТЛ, 7 января, 11:59

    Надо правильно оценивать работу высших учебных заведений, вернее результат их работы.

    Главный результат - это количество выпускников, устроившихся по специальности.

    Тогда, к примеру, если из шести последних выпускных годов процент трудоустройства выпускников по специальности менее 20%, то у данного учебного заведения должна быть отозвана лицензия на обучение, а студенты должны быть переведены в другие учебные заведения.

    Если, процент трудоустройства составляет менее 40%, то ВУЗ из разряда высшего заведения переходит в разряд техникумов.

    Если, процент трудоустройства составляет менее 60%, то учебное заведение дававшее академическое образование, переименовывается в обычный ВУЗ.

    Что касается заочников, учитывать надо только тех, кто на момент учёбы не работал на производстве на должности по обучаемой специальности.

    По такому же принципу можно оценивать результат работы школ. Результатом должно быть, какое количество выпускников (из последних 2-3 годов выпуска) трудоустроилось, поступило в ВУЗы, техникумы, служит в армии. Но только, от количества процентов, устанавливается ежегодная базовая ставка (в течении следующего года) ежемесячного размера премии учителей (преподавателей) школы, в пределах от 10% до 50% от оклада.

    Все сведения о выпускниках последних шести годов (место работ, должности) можно узнать через пенсионную, налоговую службы и с места работы.

    +2
  • Юлия Коновалова, 2 января, 13:00

    Статья 75. Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования. Общие замечания:

    1) контроль уже заложен в аккредитации образовательных учреждений и ФГОСах. Предлагается оставить только статью 1. Все, что ниже – должно, скорее, содержаться в Положении об органе по надзору. В этой статье должны быть только четкие рамки его деятельности.

    2) проверками качества не обеспечишь. Предлагается этот пункт исключить. Тем более, что он сильно пересекается с аккредитацией. Проверки нужны, если нарушаются права субъектов образовательного процесса, См. ниже п.2

    Предлагается ввести следующие пункты:

    2. Предметом плановой проверки является соблюдение организацией, осуществляющей образовательную деятельность, органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, обязательных требований законодательства об образовании.

    3. Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года, за исключением плановых проверок образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, которые могут проводиться с иной периодичностью, установленной Правительством Российской Федерации.

    4. Предметом внеплановой проверки является соблюдение организацией, осуществляющей образовательную деятельность, органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, обязательных требований законодательства об образовании, выполнение предписаний органов по контролю и надзору в сфере образования.

    Предлагаемая редакция отдельных пунктов:

    3. Основаниями для рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, вопроса о направлении в образовательную организацию обязательного для исполнения предписания также могут являться:

    1) решение общего собрания родителей (законных представителей) обучающихся, обращение органа государственной власти или органа местного самоуправления, на территориях которых находится данное образовательное учреждение, - в отношении образовательной организации, реализующей общеобразовательные программы;

    2) решение общего собрания обучающихся, обращение органа государственной власти или органа местного самоуправления, на территориях которых находится данное образовательная организация, представление органа службы занятости населения - в отношении образовательной организации, реализующей профессиональные образовательные программы.

    3) истечение срока исполнения организацией, осуществляющей образовательную деятельность, ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;

    4) поступление в органы по контролю и надзору в сфере образования обращений и заявлений граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

    а) грубое нарушение обязательных требований законодательства об образовании в соответствии с определением составов нарушений, относимых к грубым, установленным Правительством Российской Федерации;

    б) нарушение прав потребителей образовательных услуг (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

    3) приказ (распоряжение) руководителя органа по контролю и надзору в сфере образования, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

    +3
  • Forrest, 17 декабря, 15:54

    Во многом ключевой пункт, но очень путано написан. Необходимо существенно сократить формулировки, сохранив суть.

    Добавить ответственность за несоблюдение закона не только самими образовательными учреждениями, но и другими государственными и негосударственными организациями.

    +0
  • Forrest, 17 декабря, 15:45

    Ошибка:

    "орган по контролю и надзору в сфере образования выдает таким организации, осуществляющие образовательную деятельность, и (или) учредителю, "

    +1
Цитировать