Законопроект 2011

Общественное обсуждение законопроектов

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Оглавление

Статья 81. Распределение контрольных цифр приема граждан на обучение за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

Замечания и предложения к статье 81 (17)

1. Контрольные цифры приема граждан на обучение по основным образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования (программам бакалавриата, подготовки специалиста, магистратуры) за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации распределяются на конкурсной основе между образовательными организациями вне зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности по аккредитованным направлениям подготовки (специальностям).
2. Конкурсное распределение контрольных цифр приема граждан на обучение по основным образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется на основе анализа современного состояния и динамики развития образовательной организации, реализующей указанные образовательные программы, за последние три года, в том числе по следующим критериям:
1) кадровый потенциал образовательной организации;
2) уровень материально-технического обеспечения образовательного процесса, включая обеспечение обучающихся учебной, учебно-методической литературой и иными информационными ресурсами;
3) возможности образовательной организации по содействию в трудоустройстве выпускников;
4) уровень социальной инфраструктуры образовательной организации, в том числе предоставление общежития, услуг общественного питания, медицинского обслуживания;
5) научный потенциал образовательной организации и уровень проводимых ею научных исследований (при распределении контрольных цифр приема граждан на обучение по основным образовательным программам высшего образования);
6) результаты единого государственного экзамена лиц, зачисленных на первый курс (год) обучения, а также число обучающихся, зачисленных по результатам всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников, проводимых в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (при распределении контрольных цифр приема граждан на обучение по основным образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата и подготовки специалиста).
3. Порядок распределения контрольных цифр приема граждан на обучение за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, за счет средств местного бюджета – органами местного самоуправления.
Порядок установления федеральным органам исполнительной власти, имеющим в ведении образовательные организации среднего профессионального образования и (или) высшего профессионального образования, другим главным распорядителям средств федерального бюджета контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
5. Конкурсное распределение контрольных цифр приема граждан на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров осуществляется между образовательными и научными организациями вне зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности по аккредитованным программам подготовки научно-педагогических кадров.
Конкурсное распределение контрольных цифр приема граждан на обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется между организациями, осуществляющими образовательную деятельность, вне зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности.
6. Порядок и критерии распределения контрольных цифр приема граждан на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров и образовательным программам дополнительного профессионального образования за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, за счет средств местного бюджета – органами местного самоуправления.

(0)

Замечания и предложения к статье 81 (17)

  • Исключить из п. 2 ст. 81 подпункт 6 : «6) результаты единого государственного экзамена лиц, зачисленных на первый курс (год) обучения, а также число обучающихся, зачисленных по результатам всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников, проводимых в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (при распределении контрольных цифр приема граждан на обучение по основным образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата и подготовки специалиста)»

    Пояснение:

    Критерий конкурсного распределения контрольных цифр приема граждан на обучение в вузы, зафиксированный в подп. 6 п. 2 ст. 81, ведет к уничтожению центров образования и культуры в регионах. Столичный абитуриент имеет более высокий балл по ЕГЭ, чаще побеждает в олимпиадах. Приоритет будет только у столичных вузов, да и то преимущественно гуманитарных.

    Гуманитарные направления образования сейчас более модные, на них более высокий конкурс, и, следовательно, более высокий балл ЕГЭ у зачисленных студентов гуманитарных вузов. Но это не означает, что с позиций объективных потребностей развития нашей страны государство должно преимущественно поддерживать именно гуманитарные вузы, выделяя им бюджетные места.

    Предлагаем такой критерий распределения контрольных цифр приема граждан на обучение среди вузов исключить.

    Предложение разработчикам:

    При распределении контрольных цифр предлагаем учитывать конституционный принцип равноправия субъектов федерации, который не позволил бы сосредоточить большую часть вузов, получающих места, финансируемые из федерального бюджета, только в двух-трех субъектах федерации. Это создаст дополнительные гарантии конституционному принципу равенства прав и свобод граждан независимо от их места жительства.

    +4
  • Губайдуллин В.М., 1 февраля, 09:18

    К п.6 ст.81: при распределении контрольных цифр приема в качестве критерия результаты ЕГЭ использовать нецелесообразно, так как это приводит к резкому уменьшению количества бюджетных мест в вузе по специальностям, которые в настоящее время не пользуются популярностью у молодежи.

    +0
  • Скептик, 27 января, 14:45

    ЕГЭ необходим как форма вступительных испытаний (во всех вузах одинаковое содержание экзаменационных материалов). Против ЕГЭ выступают те вузы, которым выгодно принимать вузовские экзамены: там удобно регулировать механизм зачисления "нужных". Не выгодно многим школам, где низкий уровень преподавания, т.к. можно сравнить результаты сдачи ЕГЭ в сравнении с другими школами, регионами, да и преподавателей.

    Олимпиады, дающие право на внеконкурсное зачисление и без экзаменов, позволяют посадить "нужных" участников олимпиады в отдельные аудитории и решать с ними вместе. Ведь контроля никакого нет за проведением олимпиад и за материалами олимпиад, когда задания могут решить середнячки, а 2-3 элементарных задания на уровне 8-9 класса.

    +0
  • kgsha, 18 января, 15:42

    Считаем, что результаты ЕГЭ лиц, зачисленных на первый курс (год) обучения, не могут рассматриваться как главный и тем более единственный критерий при определении контрольных цифр приема граждан на обучение на бюджетной основе. Как показывает опыт последних 50-60 лет, прямой зависимости между высоким проходным баллом и качеством подготовки специалистов в данном вузе не существует. Нередко высокий проходной балл на специальность/направление подготовки связаны с довольно дешевой популярностью, временной модой, внешней «красивостью», кажущейся легкостью, раздутой средствами массовой информации и общественным мнением престижностью профессии, а в наши дни нередко – с возможностью будущих высоких зарплат, гонораров и получения другого рода «доходов», не всегда законных (как в случае со специальностями «Юриспруденция», «Экономика» и некоторыми другими).

    При этом остро дефицитные и реально необходимые экономике и обществу специальности/направления подготовки таким ажиотажем со стороны абитуриентов не пользуются, поэтому на зачисление на них претендуют «середнячки» или даже «тихие троечники» (например, сельскохозяйственные, некоторые педагогические специальности/направления подготовки). Естественно, средний балл по результатам ЕГЭ зачисленных на первый курс на таких специальностях/направлениях подготовки значительно ниже. Тем не менее бюджетные места должны и в этом случае предоставляться, иначе и без того непрестижные специальности вообще перестанут пользоваться спросом у абитуриентов и станут еще более дефицитными на рынке труда. В результате растить хлеб, учить детей в начальной школе, лечить животных будет некому, жить и работать в селе или в условиях малых шахтерских городов, в условиях Севера тоже будет некому.

    +0
  • Орел ГАУ, 11 января, 16:51

    Закрепление равноправия государственных и частных образовательных учреждений.

    (гл. 9, ст. 81, п. 1)

    Закрепление равноправия государственных (муниципальных) и частных образовательных организаций различных видов на доступ к финансированию за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ является неправильным и лишает смысла существование государственных (муниципальных) образовательных организаций, так как основным источником существования государственных образовательных учреждений являются субсидии, выделяемые из федерального бюджета и направленные на выполнение государственного заказа. Учредителем государственных образовательных учреждений является Российская Федерация, следовательно, средства бюджетов бюджетной системы РФ должны выделяться только данным учреждениям.

    +4
  • Игорь, 4 января, 12:47

    п. 6) исключить.

    В настоящий момент очень "модными" являются специальности, связанные с юриспруденцией и финансами. Поэтому, в соответствующих вузах самое большое число "высокобальников". В то же время, государственные учреждения не испытывают недостатка в таких специалистах, более того, такого недостатка не испытывают уже даже коммерческие организации. В то же время наблюдается резкая нехватка специалистов инженерно-технических специальностей. И поэтому требуется увеличивать прием на требуемые специальности, сокращая его там, где наблюдается перепроизводство специалистов. Предлагаемая же редакция наоборот провоцирует дальнейшее увеличение приема по "затоваренным", но "модным" специальностям и уменьшение его там, где специалистов недостаточно.

    +6
  • Смирнов Сергей, 3 января, 18:23

    Предлагаю п.6) исключить.

    Основания:

    1. Высокие/низкие баллы ЕГЭ абитуриентов никак не связаны с качеством преподавания непосредственно в ВУЗе (не исключены факты «деградации» потенциально сильного контингента в «модном» ВУЗе и развитие потенциала личности в ВУЗе, обучение в котором недостаточно востребовано сегодняшними абитуриентами).

    2. ЕГЭ – результат оценки молодых людей, формирование которых как личностей в большинстве случаев находится на начальном этапе. Факты, когда не все школьные «отличники» способны продолжать учебу на «отлично» в ВУЗе и школьные «троечники», которые начинают раскрывать свой потенциал только в ВУЗе – многочисленны.

    3. Высокий балл ЕГЭ зачисленных лиц того или иного ВУЗа может быть результатом активной рекламы самого ВУЗа.

    Поскольку на текущий момент не формализованы объективные критерии сравнительной оценки качества подготовки специалистов на выходе из ВУЗов, критерий входа (баллы ЕГЭ) в данной статье закона – необходимо исключить.

    +10
  • Статья 81 определяет конкурсное распределение контрольных цифр приема граждан на обучение по основных образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в зависимости от результатов ЕГЭ лиц, зачисленных на первый курс (год) обучения.

    Считаем, что результаты ЕГЭ в качестве критерия при распределении контрольных цифр приема использовать не целесообразно, поскольку это может привести к резкому уменьшению набора на технические и естественнонаучные направления подготовки и специальности, так как по таким дисциплинам, как физика, математика, химия пороговые значения результатов ЕГЭ ниже, чем по гуманитарным дисциплинам.

    Предлагаем п.п.6) пункта 2 статьи 81 исключить

    +6
  • Темнов Эдуард, 26 декабря, 23:34

    В пункте 6 части 2 статьи предлагается заменить термин «подготовка специалиста» на «специалитет»:

    "6) результаты единого государственного экзамена лиц, зачисленных на первый курс (год) обучения, а также число обучающихся, зачисленных по результатам всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников, проводимых в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (при распределении контрольных цифр приема граждан на обучение по основным образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата и специалитета)."

    +6
  • Темнов Эдуард, 26 декабря, 23:33

    В части 1 статьи предлагается заменить термин «подготовка специалиста» на «специалитет»:

    1. Контрольные цифры приема граждан на обучение по основным образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования (программам бакалавриата, специалитета, магистратуры) за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации распределяются на конкурсной основе между образовательными организациями вне зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности по аккредитованным направлениям подготовки (специальностям).

    +5
  • Ксения, 26 декабря, 15:45

    часть1. ст.81. Некоторые статьи ФЗ противоречат друг другу. Несколькими статьями ранее было закреплено бесплатное среднее профессиональное образование для всех, а не на конкурсной основе. По нашей Конституции это противозаконно. Поэтому контрольные цифры приема граждан на обучение по образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут распределяться только для высшего образования.

    +2
  • Сергей Васильевич, 15 декабря, 22:14

    В случае отчисления учащихся, обучение которых финансируется за счет средств федерального и областного бюджетов, ВУЗ получат право предложить участие в программе обучения по государственному, региональному, муниципальному заказу студенту обучающемуся на платной основе.

    +8
  • Сергей Васильевич, 15 декабря, 21:57

    Государственный , региональный, муниципальный заказ на прием граждан на обучение по основным образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется на основе анализа современного состояния и динамики развития социальноэкономической системы государства, региона, муниципалитета.

    В условиях участия в тендере по заказу на реализацию указанных образовательные программы, учитываются следующим критерии:

    +1
  • Александр, 4 декабря, 23:25

    Необходимо добавить, что общее количество мест высшего образования и профессионального образования определяется на основе прогноза спроса на рынке труда.

    Можно указать в законе, что модели прогнозирования потребности в рабочей силе должны быть математически обоснованы, указывать 95% доверительный интервал спроса на каждому профилю, а также раскрывать методику и исходные данные для расчета.

    +2
  • Александр, 4 декабря, 23:11

    Очевидно необходимо добавить, что квоты на бюджетные места внутри профессии распределяются на основе утвержденной методики. Для федерального бюджета методику распределения квот можно прописать прямо в данном законе, например распределять можно на основе критериев заработная плата выпускников и индекс цитирования преподавателей, ведущих преподавание по профилю, доля преследователей получивших нобелевские премии, премию глобальная энергия или государственные награды.

    +2
  • Александр, 3 декабря, 23:47

    Вместо трудно измеримого критерия

    3) возможности образовательной организации по содействию в трудоустройстве выпускников"

    необходимо ввести следующий пункт: средний доход выпускников, работающих по профилю, и доля трудоустроенных в первые три года после окончания обучения. Необходимую информацию в обезличенном виде обязаны собирать и публиковать Федеральная налоговая служба и Федеральный пенсионный фонд.

    +2
  • Александр, 3 декабря, 23:35

    В случае отчисления учащихся, обучение которых финансируется за счет средств федерального и областного бюджетов, ВУЗ получат право на дополнительный набор студентов на следующий год. За каждого отчисленного студента ВУЗ получает право на дополнительный набор с учетом количества сэкономленных средств в связи с досрочным прекращением образовательного процесса. В случае, если сумма сэкономленных средств не достаточна для открытия дополнительного места в следующем году по той же специальности, эти права накапливаются до использования в последующих периодах.

    +4
Цитировать