Законопроект 2011

Общественное обсуждение законопроектов

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Оглавление

Статья 86. Коммерческая концессия (франчайзинг) в сфере образования

Замечания и предложения к статье 86 (17)

1. Объектом коммерческой концессии в сфере образования является комплекс принадлежащих юридическим или физическим лицам исключительных прав на образовательные программы, методики и технологии обучения, воспитания и контроля качества образования, включая право на коммерческое обозначение (наименование), товарный знак, знак обслуживания.
По договору коммерческой концессии в сфере образования правообладатель обязуется предоставить организации-пользователю, осуществляющей образовательную деятельность, за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, деловой репутации и опыта.
2. Сторонами по договору коммерческой концессии в сфере образования могут быть организации, осуществляющие предусмотренную уставом образовательную деятельность за плату, в том числе, некоммерческие организации.
3. По договору коммерческой концессии в сфере образования правообладатель обязан передать организации-пользователю, осуществляющей образовательную деятельность, документацию и предоставить иную информацию, необходимую для осуществления прав, предоставленных ей по договору, провести обучение работников организации-пользователя, оказывать консультативное содействие и осуществлять повышение их квалификации, контролировать качество образования (результаты освоения образовательных программ, учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей), оказывать содействие в государственной аккредитации образовательных программ, а организация-пользователь обязана использовать при осуществлении предусмотренной договором деятельности коммерческое обозначение (наименование), товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации правообладателя указанным в договоре способом, обеспечивать соответствие качества предоставляемых на основе договора образовательных услуг качеству аналогичных образовательных услуг, предоставляемых непосредственно правообладателем, обеспечивать соответствие характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как он используется правообладателем.
Организация-пользователь самостоятельно проходит процедуры лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации в порядке, установленным настоящим Федеральным законом.
Обучающемуся, успешно завершившему обучение по программам (учебным курсам, предметам, дисциплинам, модулям), реализуемым на основе договора, выдается документ об образовании организации-правообладателя.
4. К договору коммерческой концессии в сфере образования применяются правила, установленные частью второй и частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации для договора коммерческой концессии и лицензионного договора с учетом особенностей, предусмотренных положениями настоящей статьи.

(0)

Замечания и предложения к статье 86 (17)

  • В то же время, анализ ст. 86 проекта закона об образовании не позволяет сделать вывод о решении указанной проблемы, поскольку указанные положения проекта закона фактически повторяют положения Гражданского кодекса РФ, что делает включение норм о франчайзинге в специальное законодательство просто декларативным, то есть закон о такой возможности упоминает, но особого, специального режима не устанавливает. Потенциальная возможность нарушения прав потребителей образовательных услуг делает необходимым детальное регулирование образовательного франчайзинга. Не решенным в проекте закона остался вопрос о соотношении деятельности филиалов учебных заведений и франчайзи. Возникают вопросы в отношении положения законопроекта, устанавливающего обязанность франчайзи (по определению закона «организации-пользователя») «самостоятельно проходить процедуры лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации в порядке, установленным настоящим Федеральным законом». Если мы доверяем организации-правообладателю, его опыту и лицензии, а также обязываем его контролировать качество образования, осуществляемое франчайзи, то зачем дублировать подтверждение этого качества и создавать дополнительные административные барьеры и сложности. Подобные громоздкие процедуры существуют в системе филиалов, и выгодные отличия франчайзинга, который бы позволил образовательным организациям выходить на новые образовательные рынки (например, региональные) без лицензирования филиалов, сводятся на нет.

    В случае, если мы не можем отказаться от лицензирования образовательной деятельности франчайзи, то закон должен предусматривать последствия в отношении организации-правообладателя, связанные с отказом в предоставлении лицензии франчайзинг (организации-пользователю).

    +0
  • КИУЭС, 28 января, 19:30

    Введение коммерческой концессии (франчайзинга) не может распространяться на весь образовательный процесс, а только на учебно-методическое обеспечение, так как решающее значение на качество образования оказывает кадровый состав франчайзи.

    +1
  • Согласны с введением коммерческой концессии (франчайзинга), т.к. это позволит сбалансировать финансовое обеспечение образовательной организации.

    +0
  • Статьей 86 Проекта закона регламентируются вопросы коммерческой концессии (франчайзинга) в сфере образования. В представленной редакции данная правовая норма противоречит ст. 1027 Гражданского кодекса РФ. Таким образом, одновременно с принятием Законопроекта необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в ст. 1027 ГК РФ, чтобы устранить противоречивость правового регулирования.

    +4
  • Бибирев Н.М., 25 января, 08:10

    Статья 86, ч.3, абз.2.

    Организация-пользователь самостоятельно проходит процедуры лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации по соответствующим договору о коммерческой концессии образовательным программам в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

    +0
  • kgsha, 18 января, 10:59

    Организация – самостоятельно проходит процедуры лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации в порядке, установленным настоящим Федеральным законом.

    +0
  • Уважаемый "Орел ГАУ"!

    В образовании, как результат интеллектуальной деятельности образовательных организаций или отдельных авторов, могут появляться новые программы, технологии, методики и т. д. вместе с исключительными правами на них. Внедрение механизма коммерческой концессии в образовательную деятельность позволяет цивилизованно получать вознаграждение за результат интеллектуальной деятельности при расширении сферы его реализации. Что касается ныне применяемых программ, методик и технологий, совершенно неизвестно, будут ли они востребованы в конкурентной образовательной среде, даже при оформлении исключительных прав на них УМО.

    +6
  • Уважаемый Коваленко Александр Иванович, если образовательный франчайзинг задумывался для того, чтобы столичные ВУЗы могли войти на региональный рынок, то он действительно теряет смысл. Коммерческую концессию в образовании будут использовать как механизм продвижения результатов интеллектуальной деятельности все образовательные организации, способные предоставить обществу программы, технологии, методики, гарантирующие качество образования выше государственных стандартов или же продвигать новые программы, не регламентированные государством.

    В соответствии с ч.8 ст.16 данного законопроекта университетам предоставляется право самостоятельно устанавливать профессиональные стандарты и требования. В случае, если образовательные стандарты устанавливаются университетами по направлениям подготовки, по которым установлены федеральные стандарты, требования к их реализации не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов, т. е. должны быть лицензированы и аккредитованы.

    +5
  • Уважаемый savv, Исключительные права в сфере образования будут устанавливаться и фиксироваться в соответствии с правилами, установленными частью второй и частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом особенностей образовательной деятельности, предусмотренных положениями настоящего законопроекта.

    +4
  • Наталья Рагутская, 13 января, 19:55

    Как в данном случае реализуются авторские права разработчиков программ, методик и технологий обучения?

    +0
  • Ст.86 ч.3 по договору коммерческой концессии колледжи и институты могут выдавать дипломы университетов. Не следует ли ограничить применение таких договоров в сфере высшего профессионального образования?

    +2
  • Орел ГАУ, 12 января, 07:58

    Введение коммерческой концессии (франчайзинга) в сфере образования.

    По многим ныне действующим методикам, технологиям обучения и воспитания, контролю качества образования невозможно будет установить правообладателя, поэтому введение франчайзинга приведет к многочисленным судебным разбирательствам, поскольку приоритет в разработке будет принадлежать головным ВУЗам, имеющим в своем составе УМО (Учебно-методическое Объединение) в соответствующей области высшего профессионального образования. Предлагаем исключить из закона «Об образовании» статью 86.

    +1
  • Организация-пользователь самостоятельно проходит процедуры лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации в порядке, установленным настоящим Федеральным законом.

    С этой нормой образовательный франчайзинг теряет смысл, в котором он задумывался - помочь столичным вузам войти на региональный рынок образования без лицензирования филиала. Зачем имеющему лицензию вузу прикрываться чужим именем и платить за это деньги?

    +4
  • Александр, 29 декабря, 22:28

    Пункт лишний, так как повторяет гражданский кодекс.

    +0
  • Введение коммерческой концессии приведет к многочисленным судебным разбирательствам, поскольку по многим ныне действующим методикам, технологиям обучения и воспитания, контролю качества образования невозможно будет установить правообладателя. Приоритет в разработке будет принадлежать головным вузам, имеющим в своем составе УМО в соответствующей области высшего профессионального образования.

    Предлагаем статью 86 исключить.

    +2
  • Alex Boykov, 22 декабря, 21:48

    Данная статья может послужить формированию эквивалентов филиалам, только более неподконтрольным. Предлагается данную статью исключить.

    +2
  • savv, 3 декабря, 10:35

    На мой взгляд, в статье необходимо также отразить, как будут устанавливаться и фиксироваться исключительные права в сфере образования.

    +0
Цитировать