Законопроект 2011

Общественное обсуждение законопроектов

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Оглавление

Статья 88. Особенности возмещение ущерба, причиненного некачественным образованием

Замечания и предложения к статье 88 (32)

1. Образовательная организация обязана возместить ущерб, причиненный обучающемуся некачественным образованием.
Под ущербом, причиненным некачественным образованием, в настоящей статье понимается ущерб, причиненный вследствие невыполнения в существенном объеме по вине образовательной организации требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами и требованиями, устанавливаемыми университетами, образовательной программой, учебным планом, в части структуры основной образовательной программы, минимума содержания дополнительной профессиональной образовательной программы, количества и продолжительности учебных занятий, предусмотренных учебным планом.
2. В целях обеспечения надлежащего исполнения образовательной организацией обязательств по договорам об оказании платных образовательных услуг, а также при выполнении государственных (муниципальных) заданий по приему граждан на обучение за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется обязательное страхования гражданской ответственности образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Обучающийся, которому причинен ущерб некачественным образованием, (законный представитель обучающегося) по своему выбору вправе потребовать от образовательной организации и за ее счет:
1) прохождения повторного обучения в необходимом объеме в той же образовательной организации;
2) прохождения повторного обучения в необходимом объеме в другой образовательной организации, имеющей соответствующую лицензию и государственную аккредитацию и реализующей тождественные или близкие по содержанию образовательные программы в рамках одного и того же федерального государственного образовательного стандарта (федеральных государственных требований);
3) выплаты соразмерной денежной компенсации без прохождения повторного обучения.
При этом обучающийся (законный представитель обучающегося) вправе потребовать также полного возмещения убытков и морального вреда, причиненных некачественным образованием.
4. Решение о возмещении ущерба, причиненного некачественным образованием, принимает суд по заявлению обучающегося (законного представителя обучающегося), если образовательная организация не признает и не возместит причиненный ущерб в добровольном порядке.
5. В случае прекращения деятельности образовательной организации, а также в случае аннулирования соответствующей лицензии, лишения образовательной организации государственной аккредитации, истечения срока действия свидетельства о государственной аккредитации образовательная организация обязана полностью возместить уплаченную заказчиком стоимость образовательных услуг по реализации соответствующей образовательной программы.
6. Правила настоящей статьи распространяются также на лиц, осуществляющих индивидуальную трудовую педагогическую деятельность, научные и иные организации, осуществляющими обучение, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

(0)

Замечания и предложения к статье 88 (32)

  • Гимназия № 10 ЛИК, 1 февраля, 11:19

    В статье 88 в п. 1 во 2 строчке заменить слова «некачественным образованием» на слова «некачественным предоставлением образовательных услуг». Это будет более справедливым потому, что в образовательном процессе участвуют две стороны: учащийся и школа. Если учащийся из-за лени и асоциальных поступков не учился (а это легко можно доказать), то школа не может нести ответственность за его «некачественное образование», если она добросовестно оказывала образовательные услуги.

    П. 2 статьи 88 необходимо дополнить словами «обязательным страхованием гражданской ответственности лиц или граждан, получающих образовательные услуги».

    +0
  • Введение института обязательного страхования гражданской ответственности образовательных организаций должно быть обеспечено однозначными, измеряемыми критериями, определяющими нарушения исполнения образовательной организацией обязательств по договорам об оказании платных образовательных услуг.

    +0
  • Дружинин Г.Г., 1 февраля, 04:55

    Всё можно изложить проще.

    "Диплом, аттестат или иной документ о квалификации считается гарантией соответствия уровня квалификации предъявителя уровню не ниже установленного государственным образовательным стандартом или, в случае отсутствия государственного образовательного стандарта, иными условиями, определёнными образовательным учреждением и согласованными с обучающимся (или законными представителями несовершеннолетних обучающихся) при приёме на обучение.

    В случае обнаружения несоответствия реального уровня квалификации уровню, указанному в документе о квалификации, учреждение, выдавшее такой документ о квалификации, несёт полную материальную ответственность за все последствия, прямо либо косвенно связанные с профессиональной деятельностью аттестованного по предмету (профессиональной области, направлению) аттестации, включая все компенсации прямого либо косвенного ущерба."

    Комментарий. Другими способами очень сложно поставить учебные заведения в ситуацию необходимости нести реальную ответственность за уровень квалификации своих выпускников.

    +0
  • Иноземцева Т.Н., 31 января, 19:30

    Прописать критерии, по которым будет доказываться вина ОУ, предоставившего некачественное образование;

    каким образом педагоги могут получить возмещение убытков и морального вреда обучающимся в случае некачественного отношения к обучению обучающегося и его родителей .

    +1
  • Бухтояров Михаил, 31 января, 18:22

    Данное положение входит в противоречие с принципом модернизации образовательных стандартов. За одиннацатилетний период обучения в школе стандарты могут смениться (и не раз). Таким образом, качество образования, предоставляемого любым образовательным учреждением всегда будет отставать и не сможет полностью соответствовать стандартам в течение всего периода обучения.

    +2
  • 3. В Статье 88, п.2. необходимо предусмотреть четкие, однозначные, измеряемые критерии и показатели нарушений исполнения образовательной организацией обязательств по договорам об оказании платных образовательных услуг.

    +0
  • Бражникова Анна, 31 января, 16:31

    Невыполнение образовательного стандарта, образовательной программы, учебного плана в существенном объеме влечет возмещение ущерба обучающемуся со стороны обучающей организации. Каковы критерии существенности объема, влекущего возмещение ущерба? Какова ответственность обучающей организации при незначительном ущербе?

    +0
  • школа 634, 31 января, 16:27

    статья 88 глава 9

    Предлагаем исключить эту статью или вместо оплаты ущерба оставить только повторное обучение.

    +0
  • Irina, 29 января, 20:33

    Не редки случаи, когда учитель, сам пользуясь своим правом на получение образования, обучается заочно в вузе другого города. В течение учебного года он выезжает на сессии или защиту диплома. В связи с нехваткой кадров или спецификой предмета ему не всегда находят замену. Целенаправленный учебный процесс(который должен быть непрерывным с сентября по май) существенно нарушается, и качество образования тоже. Какую ответственность может нести при этом организация, если она по праву отпускает учителя на сессию?Возможно ли предусмотреть вузами индивидуальные графики сдачи экзаменов для работающих учителей (по их собственному заявлению)в периоды каникул или летом, а руководству организаций не разрешать выезд педагогических работников в учебное время?

    +0
  • Логвин Андрей, 28 января, 23:43

    Обязательно надо убрать п.3 о выплате соразмерной денежной компенсации без прохождения повторного обучения.

    +0
  • Логвин Андрей, 28 января, 23:36

    откуда муниципальная школа в дотационном регионе будет брать деньги на страхование?

    +0
  • Логвин Андрей, 28 января, 23:34

    необходимо дать расшифровку "существенного объема" и "некачественного образования".

    +1
  • Cherepovets, 28 января, 22:11

    К главе 9, статье 88, части 1

    Необходимо прописать критерии, по которым будет определяться некачественное предоставление образовательных услуг.

    Как будет доказываться вина учебного заведения?

    +5
  • КИУЭС, 28 января, 19:57

    Введение института страхования гражданской ответственности приведет к повышению общих затрат учебных заведений и стоимости обучения, а, следовательно, к ограничению доступа к образованию.

    +3
  • pururin, 28 января, 17:16

    Думается, введение обязательного страхования гражданской ответственности образовательной организации - это шаг, подлежащий серьезному анализу. Выше справедливо отмечены недостатки этой модели, однако представляется уместным предположить, что в условиях современной правоприменительной практики издержки образовательных организаций на обязательное страхование превысят положительный экономический эффект от использования данной модели. Не могу не согласиться в том, что в случае государственных и муниципальных образовательных организаций определенно появится проблема, связанная с источником финансирования расходов на обязательное страхование гражданской ответственности. Эта норма могла бы стимулировать образовательные организации к более широкому распространению платных услуг и занятию иной приносящей доход деятельностью, не запрещенной уставом, однако спрос на такие услуги в ряде регионов России (что не в последнюю очередь обусловлено разницей в доходах физических и юридических лиц) существенно варьируется, и в ряде случаев образовательная организация не сможет реализовать норму, предусмотренную частью 2 статьи 88, в силу недостаточности денежных средств. Потребуется субсидирование этих расходов вне рамок государственного задания, что повлечет дополнительную нагрузку на бюджеты бюджетной системы РФ (хотя именно бюджетные интересы этой нормой и должны защищаться).

    +0
  • Часть 2 статьи 88 проекта ФЗ «Об образовании Российской Федерации», предусматривающая обязательное страхование гражданской ответственности образовательных организаций, отражает интересы страховых организаций, но не учитывает потенциальных сложностей, которые могут возникнуть при реализации данной правовой нормы. Имеются основания полагать, что указанная норма является результатом лоббирования интересов страховых организаций при разработке законопроекта.

    Данная норма не учитывает уровня финансового обеспечения образовательной организации (в особенности в том случае, если организация не осуществляет платной образовательной или иной приносящей доход деятельности, не противоречащей законодательству и уставу). На настоящий момент не опубликовано достаточно полного экономического анализа, который мог бы ответить на вопрос о возможности образовательных организаций за свой счет страховать свою гражданскую ответственность по договорам оказания платных образовательных услуг или при выполнении государственных (муниципальных) заданий. Следует отметить, что существующие в законопроекте и действующем законодательстве нормы, регулирующие финансирование образовательных организаций посредством использования модели государственного (муниципального) задания, не позволяют сделать вывод о том, что расходы на обязательное страхование гражданской ответственности будут предусматриваться государственным (муниципальным) заданием. Образовательные организации, получающие финансирование только в рамках государственного или муниципального задания (если объем финансирования в его рамках не учитывает расходы, связанные с обязательным страхованием гражданской ответственности) по очевидным причинам не смогут исполнить императивную норму пункта 2 статьи 88, предусматривающую обязательное страхование, а также положения федерального закона об обязательном страховании, который будет принят в ее исполнение. Данное обстоятельство станет проблемным моментом правоприменения. В том случае, если объем финансирования в рамках государственного задания будет включать в себя расходы на обязательное страхование гражданской ответственности, создастся парадоксальная ситуация, при которой государственный (муниципальный) заказчик опосредованно уплатит страховой взнос за образовательную организацию, ответственность которой перед ним подлежит страхованию. Обеспечение интересов государственного (муниципального) заказчика в данном случае либо минимально, либо отсутствует.

    Образовательные организации, оказывающие платные образовательные услуги, при появлении расходов, обусловленных обязательным страхованием, увеличат стоимость данных услуг, что приведет к снижению доступности таких услуг для граждан.

    Нельзя не отметить, что дела о привлечении образовательной организации к гражданской ответственности в существующей судебной практике являются редкими. Данная тенденция не изменится в краткосрочном периоде исключительно вследствие обязательного страхования, которое в этом случае предстает способом привлечения дополнительных денежных средств страховыми компаниями, не обусловленным наличной социальной потребностью.

    Учитывая изложенное, представляется необходимым изменить часть 2 статьи 88 проекта ФЗ «Об образовании в РФ», указав на возможность добровольного страхования гражданской ответственности образовательной организации за счет ее учредителя или за ее собственной счет и изложить ее в следующей редакции:

    «2. В целях обеспечения надлежащего исполнения образовательной организацией обязательств по договорам об оказании платных образовательных услуг, а также при выполнении государственных (муниципальных) заданий по приему граждан на обучение за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации может осуществляться страхование гражданской ответственности за счет образовательной организации или ее учредителя».

    +5
  • Одинцова, 26 января, 17:20

    Во 2 строчке заменить слова «некачественным образованием» на слова «некачественным предоставлением образовательных услуг». Это будет более справедливым потому, что в образовательном процессе участвуют две стороны: учащийся и школа. Если учащийся из-за лени и асоциальных поступков не учился (а это легко можно доказать), то школа не может нести ответственность за его «некачественное образование», если она добросовестно оказывала образовательные услуги.

    +8
  • ГОУ ВПО ИГЛУ, 23 января, 08:31

    Касательно введения института страхования гражданской ответственности образовательных организаций следует отметить, что целесообразно либо непосредственно в законопроекте определить порядок функционирования данного института применительно к образовательным организациям, либо указать ссылки на нормативно-правовые акты, в которых могут быть соответствующие разъяснения.

    +2
  • а) что значить "невыполнение в существенном объеме"? Кто и по каким критериям сможет и вправе определить меру этой существенности? Ответа на эти вопросы в тексте нет, но закон не должен давать повод волюнтаризму, с чьей бы стороны он не проявлялся.

    б) "невыполнения ... требования, установленных ... требованиями". Необходима корекция.

    в) структура образовательной программы - это для каждого изучаемого предмета и перечень составных частей, и порядок их следования, определяемый внутренней логикой (можно продолжать конкретизировать). В любом случае определение каких-либо несоответствий с минимумом, программами и т.п. не входит в область компетенции обучающегося или его представителей. В случае каких-либо претензий к образовательной организации, касающихся методики, уровня получаемого образования, его качества, вопрос должен рассматриваться методическими комиссиями, в том числе вышестоящих организаций, иных независимых образовательных организаций.

    г) несоответствие с частью 3, в которой еще и о некачественном образовании говорится.

    +2
  • а) хоть из текста статьи следует, что речь идет сугубо о платном образовании, тем не менее будет не лишним этот момент акцентировать.

    б) неправильно в описанной ситуации говорить о полном возврате средств, т.к. до момента прекращения, аннулирования, лишения, истечения образовательные услуги в каком-то объеме были оказаны. Следовательно, долю возвращаемых средств должен определить суд, если стороны не смогут придти в этом вопросе к взаимопониманию.

    +0
  • Уважаемая, Шубенкова Наталья Михайловна в соответствии с частью 1 статьи 88 данного законопроекта под ущербом причиненным некачественным образованием, в настоящей статье понимается ущерб, причиненный вследствие невыполнения в существенном объеме по вине образовательной организации требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами и требованиями, устанавливаемыми университетами, образовательной программой, учебным планом, в части структуры основной образовательной программы, минимума содержания дополнительной профессиональной образовательной программы, количества и продолжительности учебных занятий, предусмотренных учебным планом.

    Следовательно, если преподаватель или образовательная организация выполняют вышеуказанные объёмы и требования, то они не смогут стать объектом шантажа со стороны недобросовестных родителей учеников (студентов).

    +6
  • Уважаемый ExpertSC, если стоит вопрос об установлении объема ущерба, то при проведении независимой экспертизы, она все равно должна проводиться на основании документации школы, а именно классных журналов, расписания и т.п.

    +3
  • antoniofr, 14 января, 18:04

    Прошу вас в нести изменения в главу 9, статью 88, часть 3: предъявлять требования к учебному заведению учащиеся могут, если будет обосновано доказано вина учебного заведения, что по их причине учащийся не получил образования.

    Так как в противном случае, родители всех детей, которые выпускаются с "натянутыми" тройками, будут требовать возмещения.

    +12
  • Введение института страхования гражданской ответственности образовательных организаций не требуется, поскольку качественное образование контролируется органами исполнительной власти, осуществляющими процедуру лицензирования и аккредитации. Единичные случаи предоставления некачественного образования могут быть решены в судебном порядке.

    Предлагаем Пункт 2 статьи 88 исключить

    +4
  • Кутузова Т.Ю., 29 декабря, 00:22

    "выплаты соразмерной денежной компенсации без прохождения повторного обучения."- неприменимо к государственной (надеюсь бесплатной) школе

    1й и 2й пункт -вроде бы логичны--- если 10 учеников получили качественное образование, а 1 ученик - некачественное, у него есть выбор- оставаться на второй год в этой же школе или переходить в соседнюю, вопрос в том- какая школа захочет принять такого ученика...

    +5
  • после слов "Правила настоящей статьи" добавить "кроме обязательного страхования гражданской ответственности" - иначе любая индивидуальная педагогическая деятельность будет вынуждена быть подпольной.

    Уважаемый zhabunin, согласен с Вашим предложением. Считаю, что для индивидуальных педагогов надо исключить страхование гражданской ответственности, поскольку их деятельность не лицензируется и ФГОС в рамках индивидуальной педагогической деятельности, как правило, не реализуется.

    +3
  • Тубольцев Александр, 20 декабря, 13:47

    Просим заменить настоящий пункт на следующий:

    «В случае прекращения деятельности образовательной организации, а также в случае аннулирования соответствующей лицензии, лишения образовательной организации государственной аккредитации, образовательная организация обязана возместить уплаченную заказчиком стоимость образовательных услуг по реализации соответствующей образовательной программы в соответствии с действующим законодательством о защите прав потребителей.»

    +0
  • П. 5 ч. 3 ст. 88 исключить (Противоречит Гражданскому кодексу РФ)

    +0
  • medwk, 5 декабря, 20:03

    Под ущербом, причиненным некачественным образованием, в настоящей статье понимается невыполнение в существенном объеме по вине образовательной организации предусмотренного образовательными отношениями учебного плана в рамках реализуемой образовательной программы, несоблюдение предусмотренных в ней методических условий, санитарно-гигиенических норм, техники безопасности, непредоставление рабочего места на практических занятиях. В случае претензий в отношении основной образовательной программы, минимума содержания дополнительной профессиональной образовательной программы критерием является исполнение требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательной программой, учебным планом, договором на образовательные услуги (при его наличии).

    Требование об ущербе, причиненном образовательной организацией, может быть заявлено в том случае, если обучающийся прилежно и в срок исполнял требования образовательной программы, а выход из графика, предусмотренного учебным планом, происходил не по его вине.

    +5
  • zhabunin, 4 декабря, 04:24

    П.6

    Правила настоящей статьи распространяются также на лиц, осуществляющих индивидуальную трудовую педагогическую деятельность.."

    после слов "Правила настоящей статьи" добавить "кроме обязательного страхования гражданской ответственности" - иначе любая индивидуальная педагогическая деятельность будет вынуждена быть подпольной.

    +1
  • 1. Образовательная организация обязана возместить ущерб, причиненный обучающемуся некачественным образованием.

    Добавить ...

    "Невысокие показатели при сдачи экзамена в системе ЕГЭ (и т.п.) не могут служить основанием для признания образования некачественным".

    В противном случае, преподаватель может стать объектом шантажа со стороны недобросовестных родителей учеников (студентов).

    +14
  • EXpertSC, 2 декабря, 09:18

    К п1 добавить следующее:

    Объем ущерба устанавливается на основе независимой экспертизы.

    +2
Цитировать