Законопроект 2011

Общественное обсуждение законопроектов

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Оглавление

Все замечания и предложения (10912)

  • МОО За права семьи, 1 декабря, 17:12

    Подпункт 1 п. 1 ст. 46 изложить в следующей редакции:

    "1) выбирать формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность; обеспечивать образование и обучение, детей, соответствующее своим религиозным и философским убеждениям".

    Дополнение основано на ст. 2 дополнительного протокола № 1 к Европейской Конвенции по защите прав человека и основных свобод, ратифицированного Россией и призвано привести ст. 46 в соответствие с данной нормой международного права.

    +1681
  • МОО За права семьи, 1 декабря, 17:09

    Добавить из действующего закона "Об образовании":

    "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте".

    В соответствии с международным правом и семейным законодательством РФ, действующий закон «Об образовании» подчеркивает приоритетную роль семьи в воспитании и образовании ребенка. К сожалению, законопроект в текущей редакции не подчеркивает эту роль семьи, признание которой является социально значимым и необходимым. Признание важности родительства, роли семейного воспитания и участия семьи в образовании ребенка – особенно необходимо сегодня, когда в обществе падает уважение к семье, к труду отца и матери по воспитанию и образованию детей. Поэтому необходимо сохранить в новом законе указанную формулировку из действующего закона «Об образовании».

    +1676
  • МОО За права семьи, 1 декабря, 17:13

    Предлагаем добавить следующее:

    "Родители (законные представители) вправе контролировать содержание образовательных программ, затрагивающих религиозное воспитание и образование несовершеннолетних, их половое воспитание и сексуальное просвещение. Несовершеннолетние участвуют в таких программах с письменного согласия своих родителей (законных представителей)."

    Образование и воспитание в таких интимных областях, как половая и сексуальная жизнь, религиозное воспитание тесно связаны с религиозными и философскими убеждениями семьи. Семья, в согласии с нормами международного права, имеет право на то, чтобы образование, получаемое детьми, соответствовало религиозными и философским убеждениям родителей (ст. 2 доп. Протокола № 1 к Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод). С учетом существующей негативной практики как в других странах, так и в России, необходимо прямо оговорить приоритетное право семьи в этой деликатной области.

    +1617
  • МОО За права семьи, 1 декабря, 18:17

    Предлагаем изложить часть 10 ст. 93 в следующей редакции:

    "Общее образование вне образовательных организаций может быть получено в форме семейного образования, самообразования при условии прохождения государственной (итоговой) аттестации в соответствующей образовательной организации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом".

    Это изменение будет учитывать индивидуальную специфику семейной формы образования и соответствует положению с семейным образованием в действующем законе.

    Исследования, проводившиеся в других странах, показывают, что уровень академических достижений учащихся в форме семейного образования не зависит от степени государственного промежуточного контроля за ходом образовательного процесса (Обобщающее исследование: Dr. Brian Ray (NHERI) Homeschool Progress Report 2009: Academic Achievement and Demographics; также см.: Ray, Brian D. (2002). A quick reference worldwide guide to homeschooling: Facts and stats on the benefits of home school, 2002 и др.). С учетом этого, прохождение промежуточной аттестации должно быть правом, а не обязанностью учащихся, получающих семейное образование (как это предусмотрено действующим Законом «Об образовании»). Государственная (итоговая) аттестация является достаточной гарантией соответствия получаемых знаний федеральному стандарту. При этом право таких учащихся на прохождение промежуточной аттестации в учебном заведении уже предусмотрено ст. 68 п. 3 законопроекта в текущей редакции.

    +1598
  • МОО За права семьи, 1 декабря, 18:50

    Дополнить статью пунктом следующего содержания:

    "При осуществлении учебного процесса, а также при проведении санитарно-гигиенических, профилактических, реабилитационных и оздоровительных мероприятий для обучающихся общеобразовательные учреждения обязаны учитывать и соблюдать медицинские и медико-психологические рекомендации специалистов, представленные им обучающимися, родителями или законными представителями несовершеннолетних обучающихся"

    На данный момент родители многих детей с особыми образовательными потребностями (в частности, с СДВГ) жалуются, что образовательные учреждения игнорируют медицинские рекомендации, рекомендации психологов, соблюдение которых важно для сохранения физического и психологического здоровья обучающихся. В связи с этим предлагается дополнить статью указанным пунктом.

    +1464
  • МОО За права семьи, 1 декабря, 17:16

    Второй абзац предлагаем изложить в следующей редакции:

    "Лица, осуществляющие индивидуальную педагогическую деятельность по реализации основной образовательной программы дошкольного образования, должны иметь среднее профессиональное или высшее образование в области образования".

    Убрав, таким образом, слова "а также по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста". Эта корректива предлагается с тем, чтобы указанное в пункте требование распространялось именно на лиц, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования, поскольку уход и присмотр за детьми дошкольного возраста может осуществляться и вне такой деятельности и не требует такого образовательного уровня (няни, донны).

    +1460
  • МОО За права семьи, 1 декабря, 18:27

    После первого абзаца необходимо добавить два дополнительных абзаца следующего содержания:

    "При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении, общеобразовательное учреждение обязано обеспечить соответствующее психологическое и медико-психологическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В случае несовершеннолетних обучающихся такое сопровождение осуществляется с согласия или по просьбе их родителей или законных представителей.

    Общее образование лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть получено в форме семейного образования".

    Следует отметить, что законопроектом в недостаточной мере проработаны вопросы инклюзивного образования. В частности, многие дети с ограниченными возможностями здоровья и (или) особыми образовательными потребностями (например, дети с СДВГ) не могут и не должны обучаться в отдельных коррекционных классах и школах. Они должны получать образование в обычных школах, при обеспечении необходимого психолого-педагогического сопровождения, а также консультационной помощи родителям. Предлагаемое дополнение призвано учесть потребности инклюзивного образования в таких ситуациях.

    Второе дополнение – указание на то, что семейное образование доступно для указанной категории детей, и они не являются исключением из права на семейное образование, предусмотренного ст. 93 законопроекта.

    +1452
  • МОО За права семьи, 2 декабря, 11:47

    Необходимо было бы предусмотреть выплаты родителям, осуществляющим семейное образование детей, в объеме нормативов финансирования на ребенка в школе, как это было до 1994 года. В некоторых субъектах федерации это сделано - но правильно было бы зафиксировать в законе единый принцип.

    +1386
  • МОО За права семьи, 1 декабря, 17:21

    Формулировка второго абзаца слишком общая, явно по ошибке.

    Должно быть в следующей редакции:

    "Лица, осуществляющие индивидуальную педагогическую деятельность по реализации основных образовательных программ общего образования, должны иметь высшее образование в области образования".

    +1325
  • Елена А., 4 декабря, 23:28

    Подпункт 5 п. 1 ст. 46. Должна быть прописана обязанность образовательного учереждения - информировать ВСЕХ родителей о каждом обследовании до его проведения. (Не нашла, где бы подобное было прописано в этом документе.) Не понятно как это право будет осуществляться - по запросу родителя к учебному заведению? А если родитель такую информацию не запрсил? - и не узнает?

    +504
  • MaxKar, 6 декабря, 20:56

    Необходимо включить пункт из действующего закона "Об образовании" о приоритетной роли семьи в воспитании и образовании ребенка."Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте".

    В законе должно быть прямо указано, что в воспитании и образовании ребенка главное место должна занимать семья.

    +448
  • Яковлева Юлия, 9 декабря, 02:02

    Необходимо в 46-й статье прямо отразить, что религиозное образование детей, их половое воспитание и сексуальное просвещение должны осуществляться только с согласия их родителей.

    +402
  • Следует добавить, что возможность перевода на бюджетную форму обучения возможна и в процессе обучения, например, при установлении инвалидности в течении учебного года, чтобы студент не терял год и не поступал на ту же специальность на льготной основе на следующий год, а мог перезаключить договор со 2-го семестра.

    +401
  • Предлагаю добавить к льготной категории и инвалидов 3 группы, т.к. инвалиды 1 и 2 группы в основном по здоровью не могут полноценно обучаться на дневном отделении.

    +388
  • Предлагаю подчеркнуть главенствующую роль родителей, а не только законную. Родители (лица их заменяющие) несут полную ответственность за образование и воспитание своих детей.

    +374
  • Самойленко Лев, 18 декабря, 13:58

    Считаю, что необходимо запретить все виды обследований обучающихся, в том числе проведение плановых профилактических прививок, без письменного согласия родителей (законных представителей) в установленной форме по классификатору ОКУД (Общероссийский классификатор управленческой документации).

    +341
  • Предлагаю предоставлять льготы независимо от группы инвалидности, статус "инвалид" уже говорит сам за себя.

    +333
  • Сократить льготы можно, но только не для инвалидов, инвалиды всех групп должны иметь льготы.

    +318
  • Татьяна Саргунас, 11 декабря, 18:32

    Считаю, что необходимо полностью отказаться от возможности сексуального просвещения детей в школах. Курса Биологии за 9-11 классы вполне достаточно.

    +317
  • Абсолютно согласен, должна быть прописана возможность о переводе на бюджетную форму обучения при возникновении льготного случая (установление инвалидности и т.д.)со следующего семестра того же учебного года, в котором возникла данная ситуация.

    +317
  • Марина, 5 декабря, 00:04

    Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: 3) знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса,

    в частности, в форме посещения любых уроков по их выбору.

    В настоящее время это ознакомление весьма проблематично, кроме дней открытых дверей родители в школу доступа не имеют.

    +315
  • Игитлиев Андрей, 4 декабря, 16:46

    Инвалиды 3 гр. должны быть добавлены к льготной категории обязательно! Большое упущение, что они сейчас не в списке.

    +307
  • Предлагаю добавить в льготную категорию инвалидов 3-й группы, т.к. ребёнок, будучи инвалидом с детства, по достижении совершеннолетия получает 3-ю группу инвалидности и лишается права обучаться на бюджетной основе

    +299
  • Абсолютно согласна с Дойкиным Сергеем Ростиславовичем. Добавить льготу инвалидам 3 группы!

    +295
  • galina0028, 3 декабря, 17:26

    Узаконить 5-дневную учебную неделю. Родители должны заниматься воспитанием детей, а не перекладывать все на плечи педагогов. Да и учителя тоже люди, дайте два законных выходных.

    +295
  • Amante, 1 декабря, 16:56

    Считаю необходимым добавить "Социальные стипендии". И вместе с этим добавить несколько пунктов, которые сейчас есть в 122 ФЗ и связаны с порядком выплаты социальной стипендии.

    +283
  • Klema, 14 декабря, 17:13

    Глава 4 статья 46 часть 3

    Закрепить в законе право родителей обучающихся присутствовать во время урока в классе независимо от согласия педагога. Только в этом случае родители могут реально осуществить положение части 3 данной статьи, а именно "знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса". Для этого также необходимо в локальных документах, таких как Устав также прописать это положение и определить количество дней в неделю, например два раза в неделю, в которые желающие родители и в каком количестве могут присутствовать во время урока в классе. Считаю такое положение очень актуальным, так как даже отправление правосудия в нашей стране носит открытытй характер, а педагогов данное положение будет стимулировать на постоянное соблюдение моральных, нравственных и этических правил педагогики.

    +273
  • colibri, 6 декабря, 22:20

    "Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: 3) знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса"... Если речь идет о дошкольном и школьном образовании необходимо добавить, что родители имеют право знакомиться с ходом и содержанием процесса еще до принятия ребенка в школу, дабы составить мнение об организации.

    +256
  • К статье 113 ч. 2, 3

    Почему в проекте закона институты не могут готовить магистров и научно-педагогические кадры? В нашем институте, где я сейчас работаю, есть очень эффективно действующая аспирантура и докторский диссертационный совет, которые по нашему направлению подготовки дадут фору многим университетским аспирантурам и советам. А теперь, получается, мы не сможем готовить эти кадры и должны заниматься только бакалаврами? Предлагаю разработчикам законопроекта учесть мнение нашего коллектива.

    +254
  • Малкина Ольга, 2 декабря, 12:31

    Минимальная оплата труда не должна быть ниже прожиточного минимума

    +254
  • Размер государственных академических стипендий должен быть не менее МРОТ, и это положение должно быть прописано в данном ФЗ.

    +243
  • Елена Владимировна, 5 декабря, 17:48

    В подпункт 6 п.1 ст. 46 нужно добавить право родителей (родительского комитета) осуществлять контроль за расходованием средств, собираемых с родителей на дополнительные нужды (охрану, питание, организацию праздников, уборку и т.д.). Снять эти "почетные обязанности" с классных руководителей - в интересах как родителей, так и учителей. Будет меньше взаимных претензий и сомнений в нецелевом расходовании средств.

    +239
  • Елена, 23 января, 17:16

    п. 5) изложить в следующей редакции: "школа ОБЯЗАНА заранее предоставить родителям (законным представителям) информацию обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) обучающихся. Проведение обследований разрешается только при наличии письменного согласия родителей (законных представителей) на проведение таких обследований;"

    +234
  • Ольга Александровна, 2 декабря, 11:17

    Предлагаю такую формулировку второго абзаца:

    "Лица, осуществляющие индивидуальную педагогическую деятельность должны иметь высшее образование в области образования либо высшее образование по специальности предмета, который они преподают."

    Т.к. преподавать физику, химию, биологию, мировую художественную культуру, музыку могут люди, закончившие высшие специальные учебные заведения, но не имеющие педагогического образования.

    +231
  • Мозгунова Ирина, 16 декабря, 11:25

    Упущено главное право родителей: на участие в образовании собственных детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, где приоритетным является семейное воспитание.

    На сегодняшний день, ведущая роль в образовании дошкольников отдаётся по прежнему общественному образованию, что не соответствует ни требованиям педагогической науки, ни требованиям законодательства (на отечественном уровне Семейным Кодексом ст.1 ч.3).

    Необходимо восстановить полноценность дошкольного образования путём создания звена "семейно-общественного образования" (только общественное дошкольное образование в детских садах не позволяет дошкольному образованию стать полноценным, отсюда у дошкольного образования слишком много проблем).

    +230
  • Ринат Кунафин, 1 декабря, 15:57

    Для надлежащего контроля за качеством психолого-педагогической помощи, предлагаю добавить пункты:

    5. Педагогическая и психологическая помощь обучающимся может осуществляться только с согласия родителей (законных представителей).

    6. Специалисты центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи, оказывающие перечисленные в п.2 настоящей статьи услуги проходят ежегодную государственную аттестацию. Ежегодная государственная аттестация специалистов центра осуществляется с целью контроля уровня компетенции таких специалистов и предупреждения неквалифицированного вмешательства в психического здоровья обучающихся.

    +226
  • colibri, 3 декабря, 17:51

    Все учащиеся должны питаться бесплатно. Так проявляется забота страны о своем народе. Даже в трудные для России девяностые годы в школах обеспечивалось бесплатное питание вполне достойного качества. Граждане России, работая на благо страны и своевременно и честно перечисляя налоги, должны быть уверенны, что их ребенок не страдает за партой от голода.

    +214
  • получать информацию обо всех видах обследования (медицинских, психологических, педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований, отказаться от их проведения

    У родителя также должно быть право отказаться от проведения медицинского обследования не только обучающегося, но и ребенка на момент поступления в школу (дабы избежать заражения через медицинские инструменты - к примеру при заборе крови из пальца во многих мед. учреждениях до сих пор используются многоразовые капилляры, не говоря уже о перчатках)

    +213
  • Shvets V.I., 4 декабря, 11:30

    2 ) право на ежемесячную денежную компенсацию в целях содействия обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями

    необходимо дополнить конкретной суммой привязанной к минимальному размеру оплаты труда в РФ.

    5) длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы;

    Необходимо изложить в следующем виде:

    5) длительный оплачиваемый отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы;

    +207
  • Пинчуков, 26 января, 09:19

    Поддерживаю следующую редакцию: "школа ОБЯЗАНА заранее предоставить родителям (законным представителям) информацию обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) обучающихся. Проведение обследований разрешается только при наличии письменного согласия родителей (законных представителей) на проведение таких обследований;"

    +206
  • Климкин Виктор, 2 января, 01:23

    Добавить пункт, дающий родителям право в соответствии с Конституцией, гарантирующей свободу убеждений, а также запрещающей любую идеологию

    х) освободить ребенка от посещения занятий по предмету, противоречащему убеждениям родителей. Если предмет не первый и не последний в расписании, школа обязана обеспечить возможность посещения учащимся занятия по другому предмету в это время.

    +195
  • Utkonos, 2 декабря, 01:36

    Считаю необходимым прописать, "размер государственных академических стипендии был выше прожиточного минимума для трудоспособного населения региона в котором располагается ". Сейчас аспирантская стипендия равна 1500 рублей. Подумайте, как человек в Москве может прожить на эти деньги, если прожиточный минимум для трудоспособного населения г. Москвы в 3-м квартале 2010-го года был 9608 рублей, согласно Постановлению Правительства Москвы от 16.11.2010 N 1018-ПП.

    Если говорить шире, то научные сотрудники также должны иметь зарплату в соотношении с прожиточным минимум плюс столько то процент от этого минимума. Т.е. если аспиранты это X+15% от X (надо дать возможность накопить какую-то сумму аспирантам, к тому-же возраст у нас репродуктивный, вопрос о создании семьи очень жестко лежит на ) Мл. научные сотрудники это X+30% от X, просто научные это X+50%, старшие +75%, ведущие 2X, главные - 2.5X. При этом про прописать доплату за ученую степень, т.е. научный сотрудник защитивших кандидатскую, будет иметь зарплату размером в двукратном размере от не защитившегося 2(X+30%), для докторов наук это трехкратная.

    Смысл тут в том, чтобы человек имел стимул к науке и не думал о материальных сложностях. Ведь именно из-за низких зарплат и стипендий очень много талантливых молодых людей, либо тратят свое научное время подрабатывая, порой не законно, а многие просто покидают науку. Последние очень часто бывает у мужчин достигнувшим 27 лет, причины этому ясны.

    Модератору, я к сожалению весь проект не прочитал, по этому если Вы считаете, что вторые два параграфа не относятся именно к данной части, но имеют отношения к другим, пожалуйста сообщите об этом мне по электронной почте и я, отредактировав, размещу их, там где им место.

    +194
  • Shvets V.I., 5 декабря, 20:59

    7) систематически повышать свою квалификацию, профессиональный уровень;

    Занимаясь профессионально педагогической деятельностью, большинство педагогов автоматически повышают свою квалификацию, хотя бы на собственном нелегком опыте.

    8) проходить аттестацию на соответствие должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

    Нельзя требовать обязательного прохождения аттестации, аттестация должна быть исключительно делом добровольным. Необходимо убрать срок действия аттестации, в данное время ограниченный пятью годами. Инженер на производстве не защищает свой диплом каждые пять лет, и право на управление автомобилем мы не подтверждаем каждые пять лет.

    +192
  • konoplyov, 1 декабря, 21:24

    Считаю, что образование должно быть светским и только светским. Вести уроки должны светские педагоги, а не священники. Желающие получать религиозное образование (также как и спортивное и музыкальное) должны делать это в отдельных учреждениях. Спасибо.

    +191
  • Гуторова, 25 января, 19:00

    на то чтобы детям в школе не могли навязывать религиозные взгляды или сексуально просвещать их вопреки воле родителей.

    +189
  • Ольга, 25 января, 22:35

    К п.1.5. Поддерживаю требование _обязать_ образовательные учреждения информировать родителей о любом готовящемся медицинском вмешательстве либо обследовании, в том числе профилактических прививках, и проводить их только с письменного согласия родителей. Предлагаю установить ответственность образовательных учреждений за невыполнение этого требования. П.1.5 изложить в следующей редакции: "_Заблаговременно_ получать информацию обо всех видах обследования (медицинских, психологических, педагогических), а также о _проведении профилактических прививок_ обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований, отказаться от проведения. Проведение любых видов обследований, а также профилактических прививок возможно только с письменного согласия родителей по установленной форме."

    +188
  • Татьяна, 9 декабря, 22:05

    Необходимо добавить, что половое воспитание может быть не ранее чем с 16 лет и при согласии родителей.

    +186
  • Темнов Эдуард, 26 декабря, 16:13

    В часть 2 статьи ввести понятие "социальная стипендия":

    "2. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды стипендий:

    - стипендии Президента Российской Федерации и специальные государственные стипендии Правительства Российской Федерации;

    - государственные стипендии для аспирантов и докторантов;

    - государственные академические стипендии;

    - государственные социальные стипендии;

    - именные стипендии."

    +180
  • MaxKar, 6 декабря, 21:02

    Пункт 5 представить в следующей редакции:.Услуги по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования могут оказываться в рамках индивидуальной педагогической деятельности.

    Лица, осуществляющие индивидуальную педагогическую деятельность по реализации основной образовательной программы дошкольного образования должны иметь среднее профессиональное или высшее образование в области образования.

    Слова " а также по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста" исключить - т.к. уход и присмотр может осуществляться вне образовательной деятельности, людьми без специального образования (няни).

    +180
  • Shvets V.I., 5 декабря, 19:17

    1. Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации.

    Необходимо указать - кто и за чей счет будет разрабатывать и сопровождать официальный сайт образовательного учреждения, т.к. если это будет осуществляться, как в большинстве случаев сейчас, силами учителей информатики "на общественных началах", то не стоит ожидать оперативности представления информации и её объективности. Я уже ранее указывал, что в настоящее время необходимо в штате образовательных учреждений в связи с наличием, большим количеством вычислительной техники и разнообразного программного обеспечения иметь и системных администраторов, и инженеров-электронщиков, и заместителей по информационно-коммуникационным технологиям.

    +175
Цитировать