Законопроект 2011

Общественное обсуждение законопроектов

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Оглавление

Замечания и предложения к главе 14 (540)

  • pmp06, 1 февраля, 11:44

    Необходимо сохранить возможность бесплатного обучения специалистов в магистратуре. С момента принятия решения о переходе на Болонскую систему не прошло положенного срока, поэтому необходимо сохранить такую возможность хотя бы на переходный период.

    +0
  • Второй абзац части 5 сформулировать в виде:

    "... К освоению программы магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование".

    Это означает, что на программы магистратуры могут поступать все. Для одних претендентов обучение на этой программе будет первым высшим образованием (бакалавриат), а для других - вторым (подготовка специалистов, магистров).

    +1
  • Исключить абз. 3 п. 4 ст. 116. Ввести вместо этого пункта следующий пункт:

    «Ректор иного государственного или муниципального образовательного учреждения высшего образования в порядке, установленном уставом этого учреждения, избирается на альтернативной основе из числа кандидатур, имеющих опыт педагогической и административной работы в высших учебных заведениях не менее десяти лет, имеющих ученое звание профессор (доцент) и ученую степень доктор наук (кандидат наук) тайным голосованием на общем собрании (конференции) на срок, не превышающий 5 лет, по результатам обсуждения программ претендентов.»

    +0
  • Изменения в абзацы 2, 3 подп. 3 п. 2 ст. 113:

    абзац 3: После слов «реализация программ» вставить слово «академического»; слова в скобках «(прикладного, академического)» исключить.

    абзац 4: исключить слова «всех уровней» и вместо них вставить слова: «академического бакалавриата, специалиста и магистра».

    Пояснение:

    Считаем излишним дублирование подготовки прикладного бакалавра и в колледже, и в институте, и в университете. Если бакалавр обучается в институте или университете, то следует давать ему квалификацию академического бакалавра. Для этого у институтов и университетов имеется необходимый научный, кадровый и материально-технический потенциал.

    +0
  • Сергей Бурцев, 1 февраля, 10:50

    Одним из возможных направлений повышения качества подготовки научно-педагогических кадров и интеграции образовательных организаций высшего образования может стать дальнейшее развитие региональных диссертационных советов, учредителями которых являются несколько образовательных организаций высшего образования субъекта РФ, делегирующих в эти советы своих наиболее квалифицированных специалистов из числа научно-педагогических кадров. Региональные диссертационные советы являются базой для подготовки и защиты кандидатских и докторских диссертаций и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава.

    Поэтому предлагаем дополнить часть 2 статьи 120 проекта Федерального закона «Об образовании в РФ» пунктом 7, изложив его в следующей редакции: «7) создания образовательными организациями высшего образования совместных диссертационных советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук в порядке, установленном законодательством».

    +0
  • В соответствии с данным законопроектом уровень колледжей и Федеральных университетов будет разным, но они будут считаться учебными заведениями высшего профессионального образования. На мой взгляд это не сопоставимые вещи, поэтому колледжи не должны быть причислены к учебным заведениям высшего профессионального образования.

    +0
  • Сергей Бурцев, 1 февраля, 10:40

    Также участники «круглого стола» отмечают нелогичность включения аспирантуры в главу о высшем образовании. Считаем необходимым, отдельно выделить такую стадию образования, как «послевузовское образование». При выборе иного подхода, участники «круглого стола», считают, что для повышения качества высшего профессионального образования и воспроизводства кадрового потенциала высшей школы целесообразно включить в систему подготовки научно-педагогических кадров докторантуру и соискательство. Это позволит решить вопросы преемственности подготовки кадров и обеспечить высокий уровень подготовки выпускников высших учебных заведений.

    Для этого предлагаем изложить абзац 5 части 3 статьи 112 проекта Федерального закона «Об образовании в РФ» в следующей редакции: «программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) - не более трех лет, за исключением обучения по отдельным специальностям научных работников технических и естественных отраслей наук, срок обучения по которым в очной форме может составлять четыре года, в докторантуре или в форме соискательства - не более пяти лет». Дополнить абзац 2 части 2 статьи 112 следующим предложением: «по результатам освоения программы подготовки научно-педагогических кадров в докторантуре или в форме соискательства в случае защиты диссертации в установленном порядке выдается диплом доктора наук». Дополнить законопроект статьей 120 «Докторантура и соискательство», изложив в ней порядок подготовки научно-педагогических кадров по данным программам. Считать статьи 120-139 проекта Федерального закона «Об образовании в РФ» статьями 121-140.

    +0
  • Сергей Бурцев, 1 февраля, 10:37

    В случае отнесения колледжей к системе высшего профессионального образования, крайне важно установить дополнительные требования к колледжам, осуществляющим подготовку по программам прикладного бакалавриата, в части наличия кадров высшей квалификации (профессоров, доцентов), например, установив лицензионный норматив не менее 60 % кадров высшей квалификации от общего количества профессорско-преподавательского состава, а также добавив соответствующую норму о подготовке в колледжах специалистов среднего профессионального образования.

    Поэтому предлагаем изложить абзац 2 части 2 статьи 113 проекта Федерального закона «Об образовании в РФ» в следующей редакции: «колледж - образовательная организация, основной деятельностью которой является реализация программ среднего профессионального образования», и перенести эту статью в главу «Среднее профессиональное образование». В случае выбора второго подхода изложить абзац 2 части 2 статьи 113 проекта Федерального закона «Об образовании в РФ» в следующей редакции: «колледж - образовательная организация, основной деятельностью которой является реализация программ среднего профессионального образования и программ прикладного бакалавриата». Изложить абзац 3 части 2 статьи 113 проекта Федерального закона «Об образовании в РФ» в следующей редакции: «институт - образовательная организация, основной деятельностью которой является реализация программ бакалавриата (прикладного, академического), программ подготовки специалиста, программ подготовки магистров, программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)».

    На фоне провозглашенного Президентом РФ курса на модернизацию государства мы считаем необоснованным и нелогичным ограничение количества областей (сфер) научных исследований вузов одним направлением. Процессы интеграции государства, бизнеса и гражданского общества требуют увеличения количества прикладных научных исследований по заказам государственных органов и бизнес-структур. Более логичным выглядит ограничение минимального количества научных направлений для институтов двумя сферами, а для университетов - пятью сферами.

    В связи с этим предлагаем изложить часть 4 статьи 113 проекта Федерального закона «Об образовании в РФ» в следующей редакции: «4. Колледжи вправе выполнять фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной области науки или культуры. Институты и их филиалы выполняют фундаментальные и прикладные исследования не менее чем в двух областях науки или культуры. Университеты выполняют фундаментальные и прикладные научные исследования не менее чем в пяти областях науки или культуры».

    Подчеркивая несовершенство «Единого государственного экзамена» и предлагаем внести корректировки в ст.117 проекта ФЗ «Об образовании в РФ», указав, что ЕГЭ должен быть только одним из методов оценки знаний в школе и при поступлении в ВУЗ. Поэтому необходимо разработать и внести в проект закона разные формы вступительных испытаний.

    +0
  • Внести изменения в ст. 114:

    1. Исключить из п. 1 ст. 114 слово «национальный».

    2. Дополнить п. 1 ст. 114 словами «и политехнический университет»

    3. Дополнить ст. 114 пунктом 7: «Категория «политехнический университет» устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении университета, который:

    - эффективно реализует образовательные программы высшего образования и подготовки научных кадров по техническим направлениям и выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру технических наук с учётом специфики региона;

    - обеспечивает интеграцию науки, образования и производства в своем регионе;

    - обеспечивает переподготовку и повышение квалификации кадров в своем регионе по широкому спектру направлений.

    Пояснение:

    1) исключить из названия «национальный исследовательский университет» слово «национальный». Непонятно, какую роль в названии университета играет слово «национальный» в нашей многонациональной стране. На наш взгляд, название «исследовательский университет» или «региональный исследовательский университет» более удачно.

    Для российской традиции термин «национальный» не означает «общегосударственный», наоборот, он ассоциируется с какой-либо одной национальностью в нашем многонациональном государстве;

    2) в систему высших учебных заведений предлагаем ввести категорию "политехнический университет";

    3) предлагаем характеристику (определение) политехнического университета.

    +2
  • Губайдуллин В.М., 1 февраля, 10:08

    К п. 11 статьи 116 главы 14 следует добавить после слов «…наиболее квалифицированных и авторитетных работников образовательной организации высшего образования» фразу «имеющих специализацию, соответствующую профилю факультета, ученую степень или звание, возрастом не более 60 лет, утверждаемых в должности приказом ректора».

    +0
  • Дополнить абз. 2, 3, 4 п. 2 ст. 113:

    1. Дополнить абз. 2 п. 2 ст. 113 (о колледжах) после слов «реализация программ прикладного бакалавриата» слова «выполнение фундаментальных или прикладных научных исследований, результаты которых непосредственно используются при реализации основной образовательной программы бакалавриата» .

    2. Дополнить абз. 3 п. 2 ст. 113 (об институтах) после слов «и программ подготовки специалиста» слова «выполнение фундаментальных и (или) прикладных научных исследований, результаты которых непосредственно используются при реализации основных образовательных программ».

    3. Дополнить абз. 4 п. 2 ст. 113 (об университетах): «результаты которых непосредственно используются при реализации основных образовательных программ».

    Пояснение:

    Законопроект практически совсем не содержит норм о регулировании порядка организации и развития научных исследований в высших учебных заведениях. Это вызывает недоумение. Высшее образование отличается от среднего, прежде всего, научным уровнем преподавания, сопряженностью учебного процесса с научными исследованиями. Интеграция науки и образования является ключевым фактором, обеспечивающим подготовку новых кадров научно-инновационного типа. В законопроекте отсутствуют типологии научных подразделений, их органов управления, нет норм об источниках и объемах их финансирования и др.; в содержание понятий видов образовательных организаций высшего образования не входит такой обязательный признак вузов, как научные исследования. Исходя из смысла п. 2 ст. 113 такие вузы, как колледж и институт могут вообще не заниматься наукой, а только образовательной деятельностью. Чем же тогда они будут отличаться от средних специальных заведений?

    Предложение разработчикам:

    В целом по тексту законопроекта уделить большее внимание правовому регулированию научной исследовательской деятельности образовательных организаций высшего образования. Предлагаем предусмотреть бюджетное финансирование научной работы студентов, а также выделение предприятиями всех видов собственности части прибыли на внедрение результатов научных исследований и другие меры.

    +1
  • Sergey, 1 февраля, 09:57

    1. Обязательно нужно прописать в законе, что время обучения в аспирантуре входит в общий трудовой стаж. Также необходимо обязать проведение аспирантом практических либо лекционных занятий хотя бы в размере 40 часов в год (естественно с оплатой!!!). Все это необходимо для того, чтобы был педагогический стаж и после успешной защиты диссертации и присвоения ученой степени экс-аспирант мог работать не простым ассистентом, а уж в лучшем случае старшим преподавателем.

    2. Не понятно, куда в новом законопроекте "Об образовании" делась докторантура? И вообще останется ли в будущем ученая степень доктор наук?

    +0
  • Считаю, что нельзя преобразовывать колледжи в вузы. Итоги эксперимент по введению прикладного бакалавриата можно будет подводить только 1.11.2014 г., а обсуждаемый законопроект вступает в силу с 1.01.2013 г. То есть, ещё не доказавшие свою эффективность программы получат законодательную основу. Кроме того, программа прикладного бакалавриата может быть реализована ОУ СПО только совместно с ОУ ВПО, т.е. изначально признается неспособность колледжей самостоятельно обеспечить необходимый теоретический уровень подготовки студентов.

    +0
  • Губайдуллин В.М., 1 февраля, 09:45

    Предлагаем изложить п. 2 статьи 113 главы 14 в следующей редакции:

    Институт – образовательная организация, основной деятельностью которой является реализация программ бакалавриата (прикладного, академического), программ подготовки специалистов, а также осуществление подготовки кадров, научных исследований в одной области деятельности.

    Академия – образовательная организация, основной деятельностью которой является реализация программ бакалавриата, программ подготовки специалистов, магистров, а также осуществление подготовки научных кадров, выполнение научных исследований в одной области деятельности.

    Университет - образовательная организация, основной деятельностью которой является реализация основных образовательных программ высшего образования всех уровней, осуществление подготовки научных кадров, выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований.

    +0
  • Исключить из п. 2 ст. 113 : «-колледж – образовательная организация, основной деятельностью которой является реализация программ прикладного бакалавриата;».

    Мы считаем, что вхождение колледжей в систему высшего образования является преждевременным и принесет на нынешнем этапе развития высшего образования ощутимый вред (существенное снижение уровня высшего образования в стране). Не стоит слепо копировать западную модель образования. Предлагаем исключить колледжи из видов образовательных организаций высшего образования.

    +1
  • Неправомерно отсутствует вид образовательной организации высшего образования – академия. Среди вузов, существующих в настоящее время в России, академии составляют значительную часть. Поэтому наше предложение: «Включить в число видов образовательных организаций высшего образования академию».

    +0
  • kamstavr, 1 февраля, 09:34

    Необходимо ввести пункты.

    5. Итоговая аттестация включает в себя подготовку и защиту дипломной (выпускной) работы и сдачу государственных экзаменов (или одного комплексного экзамена) по направлению/специальности подготовки.

    6. Для прием государственных экзаменов и защиты дипломных (выпускных) работ создается государственная аттестационная комиссия, состоящая из работников образовательного учреждения и приглашенных специалистов, в том числе и промышленных (коммерческих) предприятий. При этом к составу комиссии должны быть предъявлены следующие требования:

    - состав - не менее 10 человек,

    - кворум – не менее 70%,

    - кандидатов и докторов наук – не менее 50%,

    - специалистов предприятий – не менее 25%.

    7. В случае несогласия с результатами итоговой аттестации выпускник имеет право обжаловать эти результаты в трехмесячный срок. В случае положительного решения повторная защита выпускника осуществляется на ближайшем заседании аттестационной комиссии. Право на повторную защиту предоставляется выпускнику не более одного раза.

    +3
  • Исключить из п. 4 ст. 113 слова «преимущественно в одной области науки или культуры».

    Пояснение:

    Статья 113, пункт 4 определяет, что институты, их филиалы смогут (если захотят, но могут и вообще этим не заниматься) вести научные исследования только в одной области деятельности. Слово «преимущественно» смягчает смысл положения, но, зная нашу бюрократическую систему, мы опасаемся, что формулировка п. 4 ст. 113 приведет к закрытию и уничтожению научных школ в институтах и их филиалах. Сегодня имеются институты, в том числе технические, с традиционно многопрофильными научными исследованиями. Предлагаем убрать ограничение одной областью науки или культуры в научных исследованиях.

    +2
  • Дополнить абз. 2 и абз. 3 п. 4 ст. 112:

    после слов : «по результатам освоения программ бакалавриата – «бакалавр;» дополнить словами «для освоивших образовательную программу высшего технического образования – «инженер - бакалавр»»;

    после слов : «по результатам освоения программы подготовки специалиста – «специалист» дополнить слова «для освоивших образовательную программу высшего технического образования – «инженер - специалист»»;

    Пояснение:

    считаем, что из системы терминологии, привычной в российском образовании, неоправданно выпал термин «инженер».

    Дополнить абзацем 6 п. 4 ст. 112: Подготовка докторов наук (докторантура) регулируется отдельным актом.

    Пояснение:

    Не упоминается докторантура. Вероятно, она будет регулироваться отдельным актом. Это следует указать.

    Внести изменения в абз. 2 п. 4 ст. 112: после слов «по результатам освоения программ бакалавриата –» вместо слова «бакалавр» ввести слова ««прикладной бакалавр», «академический бакалавр»».

    Пояснение:

    Предлагаем привести в соответствие п. 4 ст. 112 и п. 2 ст. 113. Из п. 2 ст. 113 следует, что имеются программы прикладного и академического бакалавриата, но, исходя из п. 4 ст. 112, следует, что их квалификация не будет различаться, она одна – «бакалавр». Предлагаем внести изменение в п. 4 ст. 112 и предусмотреть по результатам освоения программ бакалавриата квалификации «прикладной бакалавр» и «академический бакалавр». При этом следует четко прописать, в чем состоит различие между прикладным и академическим бакалавриатом.

    +2
  • Предложение разработчикам:

    В главу 14. «Высшее образование» включить нормы, регулирующие получение второго высшего образования в Российской Федерации. Этот вопрос не урегулирован. В частности, можно ли получать второе высшее образование по сокращенной программе.

    +3
  • kamstavr, 1 февраля, 08:23

    П. 3 изложить в следующей редакции: В системе высшего образования в соответствии с законодательством Российской Федерации могут создаваться и действовать научно-исследовательские и проектные институты, конструкторские бюро, учебно-опытные хозяйства, клинические базы образовательных организаций высшего образования, опытные станции и иные организации (в том числе коммерческие), деятельность которых связана с образовательной, научной и воспитательной деятельностью и направлена на ее обеспечение.

    +2
  • Дополнить ч.3 ст.116 абзацем 3 следующего содержания: "Порядок формирования наблюдательного совета вуза-автономного учреждения, срок его полномочий, компетенция и порядок деятельности определяются Федеральным законом «Об автономных учреждениях» и уставом вуза".

    +0
  • 1. К освоению программ подготовки научно-педагогических кадров допускаются лица, имеющие высшее образование – подготовка специалиста или магистратура.

    Прием иностранных граждан в аспирантуру (адъюнктуру) осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также по договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами.

    +3
  • kamstavr, 1 февраля, 00:56

    Следует добавить пункт:

    При выполнении хоздоговорных научных исследований организациям, проводящим такие исследования, должны предоставляться налоговые и иные льготы, в зависимости от характера научных исследований и его значимости для общества и государства, вплоть до полного освобождения от налоговой нагрузки.

    +2
  • kamstavr, 1 февраля, 00:36

    Необходимо расширить понятия:

    - бакалавр (техники и технологии, экономики, искусства, философии и т.д.),

    - специалист (инженер, экономист, врач и т.д.),

    - магистр – то же что и бакалавр.

    +1
  • kamstavr, 1 февраля, 00:32

    Необходимо сохранить возможность обучения бакалавров по программам подготовки специалистов и специалистов – по программам подготовки магистров на бюджетной основе, возможно, не для всех специальностей (об этом уже многие писали).

    +4
  • kamstavr, 1 февраля, 00:26

    Необходимо сохранить возможность получения высшего образования по сокращенным программам специалиста. Кроме того, для сокращенных программ следует ввести ограничение временного интервала между сроком получения среднего образования и высшего на основе него. Продолжительность этого интервала для каждой специальности своя, но в среднем около 5 лет. Например, если студент получил среднее образование в 1990 г., то в 2011 получить высшее по сокращенной программе на основе него уже нельзя, так как образовательная программа, по которой он учился, уже устарела.

    +2
  • Темнов Эдуард, 1 февраля, 00:15

    В части 3 предлагается добавить право кандидатам наук быть научными руководителями аспирантов.

    "3. Обучение в аспирантуре (адъюнктуре) осуществляется по индивидуальным планам аспирантов (адъюнктов) и темам диссертаций, утверждаемым руководителями (учеными (научно-техническими) советами) образовательных организаций высшего образования, по представлению кафедр (отделов, секторов, лабораторий). Выполнение аспирантом (адъюнктом) утвержденного индивидуального плана контролирует научный руководитель, которые назначается из числа кандидатов наук, докторов наук или профессоров каждому аспиранту (адъюнкту) одновременно с его зачислением в аспирантуру (адъюнктуру)."

    +1
  • Темнов Эдуард, 1 февраля, 00:12

    В части 4 настоящей статьи предлагается:

    1. Исключить из перечня квалификаций высшего образования квалификации «Преподаватель высшей школы» и «Исследователь» так как это более подходит к дополнительному образованию, или дополнительному профессиональному образованию.

    2. Заменить термин «подготовка специалиста» на «специалитет».

    3. Привести в соответствие со статьей 15 законопроекта, так как настоящая часть содержит термин «уровень образования» во множественном числе, в то же время в соответствии с приведенной выше статьей законопроекта высшее образование выделено полностью в отдельный уровень.

    "4. Лицам, успешно освоившим образовательную программу высшего образования соответствующей направленности и прошедшим итоговую аттестацию, присваиваются соответствующие квалификации (академические степени) высшего образования в следующем порядке:

    по результатам освоения программ бакалавриата – «бакалавр»;

    по результатам освоения программы специалитета – «специалист»;

    по результатам освоения программы магистратуры – «магистр».

    Лицам, успешно освоившим специализированную последипломную программу определенной направленности и прошедшим итоговую аттестацию, присваиваются квалификации, определенные федеральными государственными требованиями по соответствующим программам."

    +0
  • Темнов Эдуард, 1 февраля, 00:10

    В части 3 предлагается выделить отдельно нормативные сроки освоения программ подготовки аспирантов и докторантов, а также заменить термин «подготовка специалиста» на «специалитет»

    "3. Нормативные сроки освоения образовательных программ высшего образования составляют:

    программы бакалавриата по очной форме обучения для получения квалификации (степени) «бакалавр» – четыре года;

    программы специалитета по очной форме обучения для получения квалификации (степени) «специалист» – не менее пяти лет;

    программы магистратуры по очной форме обучения для получения квалификации (степени) «магистр» – два года.

    Нормативные сроки освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) – не более трех лет, за исключением обучения по отдельным специальностям научных работников технических и естественных отраслей наук, срок обучения по которым в очной форме может составлять четыре года.

    Нормативные сроки освоения программ подготовки научных кадров в докторантуре – не более четырех лет.

    Перечень направлений подготовки, по которым могут быть установлены иные нормативные сроки освоения программ бакалавриата, программ специалитета или программ магистратуры, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

    Сроки обучения по очно-заочной и заочной формам, а также в случае сочетания различных форм получения образования и обучения при реализации программ бакалавриата или программ специалитета могут увеличиваться на 1 год по сравнению со сроками обучения по очной форме, а программ магистратуры – на 5 месяцев по сравнению со сроками обучения по очной форме на основании решения ученого совета образовательных организаций высшего образования.

    Для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля, а также для лиц, уровень образования или способности которых являются достаточным основанием для получения высшего образования по сокращенным или по ускоренным программам бакалавриата, допускается получение высшего образования по таким программам в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

    Получение высшего образования по сокращенным программам специалитета и программам магистратуры не допускается."

    +0
  • Nikita-66, 31 января, 23:10

    Дополнить главу 14, ст. 116, пункт 2 следующим:

    К органам самоуправления образовательной организации высшего образования относятся следующие выборные коллегиальные органы: общее собрание (конференция) и ученый совет и органы студенческого самоуправления. Статус органов студенческого самоуправления определяется договором между образовательной организацией и органами студенческого самоуправления (имеющий также собственный устав).

    +1
  • Ёрик, 31 января, 22:49

    Два последних абзаца про спортсменов считаю необходимым исключить полностью.

    В начале статьи прямо указать, что перечисленные категории льготников пользуются своим преимущественным правом не «при прочих равных», а только при строгом равенстве баллов. То есть инвалид с суммой баллов ЕГЭ 280 имеет преимущество перед иным лицом с той же суммой баллов, но не имеет его перед лицом с суммой 281. Сие обосновывается многочисленными случаями приёма в наши вузы абитуриентов-льготников, имевших иногда на 50 баллов меньше, чем оставшиеся за бортом абитуриенты без преимущественных прав на зачисление.

    +0
  • ChristinaShakina, 31 января, 22:47

    Закрепить право на получение материальной помощи за студентами, а также аспирантами.

    +0
  • Целесообразно отнесение аспирантуры к формам подготовки научных кадров. В действующем на настоящий момент законодательстве аспирантура и докторантура относятся к послевузовскому профессиональному образованию. Предложенный в законопроекте разрыв этих этапов подготовки научных работников, на наш взгляд, является необоснованным. В законопроекте докторантура не входит в перечень образовательных программ и уровней образования, а аспирантура входит, хотя по своей сути ближе к докторантуре, чем к магистратуре, к научной, нежели образовательной подготовке.

    +1
  • Имеет смысл конкретизация категорий «Федеральный университет» и «Национальный исследовательский университет», с возможным установлением отдельной категории вузов, имеющих особое регулирование («уникальных научно-образовательных комплексов», согласно закону об особом статусе МГУ и СПбГУ). В настоящий момент отнести туда МГУ и СПбГУ (сообразно текущей ситуации), но сделать эту категорию открытой и сформировать критерии получения данного статуса для возможного добавления туда других успешных университетов.

    +0
  • IvanD, 31 января, 21:41

    Формулировка "международным стандартам качества образования" абсурдна, поскольку этот самый стандарт нужно еще придумывать, на западные страны равняться некорректно, это противоречит остальным пунктам законопроекта.

    В законопроекте ДОЛЖЕН быть пункт отдельные про этот самый стандарт качества ВУЗовского образования!

    +0
  • Целесообразно исключить в законопроекте колледж из списка образовательных организаций высшего образования. В настоящее время существует недостаточность определенности требований к предоставлению образовательных услуг в колледжах и понятия «прикладного бакалавриата» как такового. Также есть вероятность роста числа фиктивных колледжей (которые будут заниматься лишь продажей дипломов), переход существующих средних профессиональных учреждений к данной форме. Колледж предположительно лучше оставить образовательным учреждением, связанным с получением среднего профессионального образования.

    +0
  • Необходимо либо исключить понятие «специалист» и специалитет как вид высшего образования (полный отказ от Болонского процесса и возврат к системе специалитета уже вряд ли возможен), либо жестко разграничить (к примеру, по специальностям) данную систему с двухуровневой «бакалавр-магистр». Их параллельное существование влечет за собой не только путаницу в определении и использовании на практике этих ступеней (в какой степени бакалавриат является полноценным высшим образованием, как соотносить дипломы специалиста и магистра и т.п.), но и вопросы, связанные с осуществлением непрерывного образования. На переходный период представляется разумным предоставление специалистам возможности доступа к бесплатному обучению в магистратуре.

    +2
  • SpEcT@tor, 31 января, 21:34

    Дополнить:

    К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование – бакалавриат.

    Словами: "и (или) специалитет".

    +7
  • SpEcT@tor, 31 января, 21:28

    Категория должна устанавливаться бессрочно, и отзываться только при невыполнении программы развития университета.

    +4
  • Kirchik, 31 января, 21:25

    п.4 Я являясь аспирантом полностью против комментария, касающегося обязательного преподавания! Сами посудите - стипендия аспиранта 1400 р. в месяц. Любой аспирант дневного отделения работает, дабы прокормить как минимум себя, не говоря уж о созданной семье. Чтение лекций осуществляется в будни в рабочее время. работодатели с неохотой отпустят раз - два, а дальше? чтение лекций - бессмысленная трата времени, поскольку студенты ни во что не ставят аспирантов, которые на год-два старше их.

    Аналогично выступаю против комментария, касающегося "публикации статей в международное известных журналах". Опубликовать статью в ВАКовском списке является далеко не простой задачей - рецензенты, новизна, графики и прочие требования. Если ты аспирант не престижного ВУЗа,то твоя статья никакому международному журналу не нужна!

    +9
  • SpEcT@tor, 31 января, 21:20

    Оставить возможность для специалистов обучения по магистерским программам с целью смены ими направления обучения. Бакалавры имеют возможность сменить направление обучения при поступленни в магистратуру, поэтому не стоит ущемлять здесь права дипломированных специалистов.

    +14
  • SpEcT@tor, 31 января, 21:15

    Оставить сокращённое обучение на базе СПО для специалитета.

    +9
  • IvanD, 31 января, 21:11

    Должно быть точно написано какие экзамены. Экзамены по философии и английскому реально устранить, но оставить программу подготовки по этим предметам, это позволит делать ее более гибкой и перейти на современный уровень преподавания. Экзамены предлагаю заменить современной формой контроля в виде эссе по философии.

    Написано, про обязанности, но прав никаких не оставили! На пользование оборудованием, аудиториями, библиотеками.

    Заработную плата аспиранта не должна быть ниже прожиточного минимума, если смотреть суммарно с грантовыми деньгами.

    +0
  • Саша Андреева, 31 января, 21:05

    Статья 117 – убрать упоминания о бакалавриате, магистратуре и ЕГЭ. Вместо этого написать, что прием по программам подготовки специалистов осуществляется на основании вступительных экзаменов, проводимых самим образовательным учреждением высшего образования..

    +3
  • Следует уточнить, что речь идёт о получении образования за счёт средств бюджета.

    +3
  • Считаю целесообразным последние две строки записать так: "имеющих учёную степень и звание, и утверждаемый приказом ректора". Странно же видеть на должности заведующего кафедрой высшего учебного заведения человека, не имеющего научных достижений, подтверждённых научным сообществом, и не работавшего в системе высшего образования на должности доцента или профессора 1 год (это требование для получения учёного звания "доцент"). А предлагаемая формулировка не требует даже наличия высшего образования!

    +3
  • Александр Иванов, 31 января, 19:50

    Второе высшее образование для режиссеров и писателей должно быть бесплатным. Молодой человек, пришедший в театральный ВУЗ в 18-20 не имеет такой базы жизненного опыта как те, кому 23-24. Для режиссера важно уметь найти подход к артисту, уметь увидеть в заурядных вещах что-то более глубокое, то, что изначально скрыто. А эти качества лучше развиты у людей, которые прошли уже какую-то школу жизни. Абитуриент, имеющий высшее образование, пускай даже только гуманитарное имеет большие шансы стать хорошим специалистом в творческой сфере, нежели выпускник школы. Бюджетных мест не так много и, я считаю, шанс поступить на бюджетное отделение режиссерских или сценарных факультетов, выпускникам ВУЗОВ нужно предоставить. Пускай даже не увеличивая количество бюджетных мест. Просто дать возможность получить образование более подготовленным к этому нелегкому труду кандидатам.

    +0
  • Не совсем понятны слова "в равной степени эффективно реализует". Может быть, лучше сказать "эффективно реализует как ..., так и ...", не пытаясь выровнять "степени".

    +1
  • Maria Yatsenko, 31 января, 19:12

    Предлагаю оговорить принципы, на основании которых формируется список образовательных учреждений, которые вправе реализовывать собственные образовательные стандарты.

    +0
Цитировать