Законопроект 2011

Общественное обсуждение законопроектов

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Оглавление

Замечания и предложения к главе 16 (77)

  • А.А. Судленков, 1 февраля, 12:19

    Глава 16. Предлагается изменить название на «Непрерывное профессиональное образование»

    Статья 123. Предоставление непрерывного профессионального образования

    1. Непрерывное профессиональное образование направлено на целенаправленное непрерывное повышение профессиональных знаний, умений (компетенций) граждан в течение всей жизни, в том числе с целью обеспечения соответствия требованиям рынка труда; на совершенствование деловой квалификации граждан, подготовку к выполнению новых видов профессиональной деятельности. Непрерывное профессиональное образование осуществляется на базе начального и среднего профессионального и высшего образования.

    2. Профессиональные программы непрерывного профессионального образования могут также реализовываться в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, научных и иных организациях, осуществляющих обучение и имеющих соответствующую лицензию

    Статья 124. Профессиональные программы непрерывного профессионального образования Общие замечания:

    К программам непрерывного профессионального образования не должно быть федеральных требований, иначе они будут ригидны и никому не нужны

    Предлагаемая редакция отдельных пунктов:

    1. Программы непрерывного профессионального образования включают в себя программы, направленные на совершенствование имеющихся и (или) освоение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, в том числе для выполнения новых трудовых функций и расширения диапазона квалификации..

    3. Программы непрерывного профессионального образования основываются на основании квалификационных требованиях (профессиональных стандартах), устанавливаемых работодателями. Формирование программ проводится индивидуально, с учетом ранее полученного образования, включая неформальное обучение.

    4. Содержание программ непрерывного профессионального образования определяется образовательной организацией, реализующей такие программы на основе лицензии на основе требований работодателей (профессиональных стандартов

    6. Обучение по программам непрерывного профессионального образования осуществляется в различных формах, в зависимости от содержания программы и потребностей обучающихся и может включать в себя обучение на рабочем месте (в процессе трудовой деятельности), электронное и дистанционное обучение.

    Обучение на рабочем месте может проводиться как в Российской Федерации, так и за рубежом, на предприятиях всех форм собственности, в научно-исследовательских, образовательных и иных организациях, консультационных фирмах, органах государственной власти и местного самоуправления.

    7. Формы и сроки освоения программ непрерывного профессионального образования зависят от требуемых результатов обучения по программе, ранее полученного образования (имеющихся компетенций), но не могут быть менее 18 часов). Формы и сроки определяются образовательной организацией самостоятельно с учетом потребностей заказчика

    +0
  • А.А. Судленков, 1 февраля, 12:03

    Статья 125. Образовательные организации дополнительного профессионального образования Предлагается исключить

    Статья 126. Документы о непрерывном профессиональном образовании Предлагаемая редакция отдельных пунктов:

    1. Лицам, успешно прошедшим обучение по программе непрерывного образования и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются соответствующие документы, устанавливаемые образовательной организацией непрерывного профессионального образования самостоятельно.

    Типология свидетельств и дипломов непрерывного профессионального образования подлежит разработке в рамках закона о национальной системе квалификаций.

    Образовательная организация непрерывного профессионального образования, имеющая государственную аккредитацию, выдает лицам, успешно завершившим обучение по соответствующей профессиональной программе и прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, следующие документы государственного образца о непрерывном профессиональном образовании

    Статья 134. Особенности получения религиозного образования и реализации образовательных программ учреждениями профессионального религиозного образования (духовными образовательными учреждениями), образовательными учреждениями религиозных организаций

    Предлагаемая редакция отдельных пунктов:

    1. Образовательные учреждения религиозных организаций, учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) на основании лицензии и государственной аккредитации вправе реализовывать образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами

    +0
  • Южно-Российский государственный технический университет (НПИ) (г. Новочеркасск) по результатам общественного обсуждения

    Дополнить п. 2 ст. 123 после слов «предоставляется лицам:» словами «имеющим общее среднее образование и прошедшие обучение по программе профессионального обучения».

    +0
  • А.А. Судленков, 1 февраля, 11:54

    Глава 16. Предлагается изменить название на «Непрерывное профессиональное образование»

    Статья 123. Предоставление непрерывного профессионального образования

    1. Непрерывное профессиональное образование направлено на целенаправленное непрерывное повышение профессиональных знаний, умений (компетенций) граждан в течение всей жизни, в том числе с целью обеспечения соответствия требованиям рынка труда; на совершенствование деловой квалификации граждан, подготовку к выполнению новых видов профессиональной деятельности. Непрерывное профессиональное образование осуществляется на базе начального и среднего профессионального и высшего образования.

    2. Профессиональные программы непрерывного профессионального образования могут также реализовываться в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, научных и иных организациях, осуществляющих обучение и имеющих соответствующую лицензию

    Статья 124. Профессиональные программы непрерывного профессионального образования Общие замечания:

    К программам непрерывного профессионального образования не должно быть федеральных требований, иначе они будут ригидны и никому не нужны

    Предлагаемая редакция отдельных пунктов:

    1. Программы непрерывного профессионального образования включают в себя программы, направленные на совершенствование имеющихся и (или) освоение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, в том числе для выполнения новых трудовых функций и расширения диапазона квалификации..

    3. Программы непрерывного профессионального образования основываются на основании квалификационных требованиях (профессиональных стандартах), устанавливаемых работодателями. Формирование программ проводится индивидуально, с учетом ранее полученного образования, включая неформальное обучение.

    4. Содержание программ непрерывного профессионального образования определяется образовательной организацией, реализующей такие программы на основе лицензии на основе требований работодателей (профессиональных стандартов

    6. Обучение по программам непрерывного профессионального образования осуществляется в различных формах, в зависимости от содержания программы и потребностей обучающихся и может включать в себя обучение на рабочем месте (в процессе трудовой деятельности), электронное и дистанционное обучение.

    Обучение на рабочем месте может проводиться как в Российской Федерации, так и за рубежом, на предприятиях всех форм собственности, в научно-исследовательских, образовательных и иных организациях, консультационных фирмах, органах государственной власти и местного самоуправления.

    7. Формы и сроки освоения программ непрерывного профессионального образования зависят от требуемых результатов обучения по программе, ранее полученного образования (имеющихся компетенций), но не могут быть менее 18 часов). Формы и сроки определяются образовательной организацией самостоятельно с учетом потребностей заказчика

    +0
  • A.L., 1 февраля, 11:33

    К гл. 14 ст.119.

    1) Предлагаю разрешить лицам, получившим подготовку бакалавра до 2008г. обучение в аспирантуре т.к. в соответствии с действующим законодательством бакалавриат считается полным высшим образованием и до 2008г с этим уровнем образования разрешалось обучение по программа подготовки научных кадров. Поэтому ряд граждан принимали решение о начале практической работы по специальности, намереваясь в дальнейшем реализовать свое право на получении ученых степеней. Для обеспечения преемственности законодательства полагаю разумным сохранить за ними это право.

    2) В научных учреждениях РФ работает значительное число высококвалифицированны специалистов, обладающих степенью кандидата наук. Часть из них руководить подразделениями (лабораториями), а также является ведущими или старшими научными сотрудниками. В настоящее время по решению ученого совета кандидат наук может руководить аспирантами. Отмена этой нормы приведет к ухудшению условий обучения многих аспирантов, которым придется назначать менее подходящих по научному профилю руководителей, не способных уделять им должное внимание и т.д. Предлагаю сохранить возможность назначения руководителей также из числа кандидатов наук по решению ученых советов.

    +0
  • б) изложить в следующей редакции: "институт профессиональных квалификаций – образовательная организация дополнительного профессионального образование, которая реализует на базе среднего профессионального и высшего образования дополнительные профессиональные программы, в том числе программы профессиональной переподготовки, а также научную деятельность; является координационным центром для иных образовательных организаций дополнительного профессионального образования сферы ее деятельности."

    +0
  • Сергей, 28 января, 14:27

    Не усматривается необходимость называть один из видов организаций дополнительного профессионального образования институтом профессиональных квалификаций — достаточно ограничиться словом «институт». Тем более, что он фактически наделяется правом реализовывать программы как повышения квалификации, так и профессиональной переподготовки.

    С другой стороны, в исходном варианте практически отсутствует разница между институтом и центром. Если по замыслу разработчиков Законопроекта институт, в отличие от центра, все-таки обязан реализовывать программы профессиональной переподготовки, целесообразно в подпункте б заменить слова «дополнительные профессиональные программы» словами «программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки».

    С точки зрения стилистики, вызывает некоторые сомнения такой оборот, как «на базе среднего профессионального (высшего) образования». На уровне обиходной речи совершенно понятно, о чем здесь говорится, но с позиции требований к тексту нормативного акта слово «база» в данном случае неуместно. Лучше использовать причастный оборот типа «имеющие среднее профессиональное (высшее) образование».

    +1
  • Сергей, 28 января, 14:17

    Слова «образовательная организация» в данном пункте также следует заменить словом «организация» в целях обеспечения единства терминологии Законопроекта.

    Аналогичное предложение относится и к термину «подготовка научно-педагогических кадров». В разных статьях Законопроекта используется то указанный термин, то термин «подготовка научных кадров», то оба эти термина одновременно. Более удачным представляется термин «подготовка научных кадров», поскольку подготовка научно-педагогических кадров – более узкое по объему понятие, не в полной мере соответствующее целям Законопроекта.

    +1
  • Сергей, 28 января, 14:12

    Требования к минимальному объему (количеству) аудиторных часов целесообразно выделить в самостоятельное предложение (абзац).

    Что касается неоднократно употребляемого здесь слова «сроки», то надо заметить, что его значение имеет в образовательной практике, так сказать, «календарный» оттенок (т.е. соответствует датам начала и окончания обучения). Вряд ли федеральные государственные требования будут устанавливать сроки освоения образовательных программ в этом смысле. Если же имеется в виду другой смысл, то лучше заменить слово «сроки» словом «объем» или «продолжительность»

    +4
  • Сергей, 28 января, 14:02

    Указание в части первой данного пункта на формирование содержания дополнительных профессиональных программ по согласованию с заказчиком ИЛИ в соответствии с федеральными государственными требованиями может провоцировать неразбериху «на местах». Такая дизъюнктивность здесь вряд ли уместна.

    Целесообразно расставить акценты следующим образом: если федеральные государственные требования к определенной дополнительной профессиональной программе существуют, то они должны выполняться безусловно; если таких требований нет, то содержание программы формируется по согласованию с заказчиком.

    +1
  • Сергей, 28 января, 14:00

    • подразделять дополнительные профессиональные образовательные программы на программы профессионального развития и программы профессиональной переподготовки;

    • программы профессионального развития рассматривать как направленные на совершенствование профессиональной компетентности в рамках имеющейся квалификации (полученной специальности, профессии), либо направленные на подготовку к выполнению производственных функций по должности более высокого квалификационного уровня в пределах одной профессиональной квалификационной группы (в терминологии Минздравсоцразвития!);

    • программы профессиональной переподготовки рассматривать как направленные на получение иной профессии или специальности, предусмотренной соответствующим общероссийским классификатором, либо направленные на подготовку к осуществлению функций по должности, относящейся к другой профессиональной квалификационной группе (ПКГ).

    +1
  • Сергей, 28 января, 13:53

    Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 26 указанные образовательные организации обозначаются термином «организации дополнительного профессионального образования». В целях обеспечения единства терминологии Законопроекта предлагается исключить слово «образовательной»

    +1
  • Сергей, 28 января, 13:50

    В целях обеспечения смысловой связи с предыдущим текстом предлагается дополнить данный пункт следующим образом:

    «Дополнительное профессиональное образование осуществляется путем реализации дополнительных профессиональных программ организациями дополнительного профессионального образования.

    Дополнительные профессиональные программы могут также реализовываться в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, научных и иных организациях, осуществляющих обучение. Требования настоящей главы распространяются на такие организации при реализации дополнительных профессиональных программ.»

    +1
  • КГТУ-КАИ, Насыров И.К., 28 января, 09:41

    Пункт 3 гласит: ”Программы повышения квалификации направлены на совершенствование имеющихся и (или) освоение новых компетенций с целью приобретения новых квалификаций”.

    Однако статья 126 о выдаче документов о дополнительном профессиональном образовании в перечислении документов содержит только 2 их вида:

    а) удостоверение о повышении квалификации;

    б) диплом о профессиональной переподготовке.

    Предлагается оставить программы профессиональной переподготовки с присвоением дополнительной квалификации.

    +3
  • Союз ДПО, 27 января, 14:54

    В текст Проекта добавить расшифровку видов дополнительных образовательных программ.

    Комментарий:

    В тексте закона – отсутствует понятие и расшифровка видов программ ДПО.

    +18
  • Союз ДПО, 27 января, 14:30

    Дополнить часть после слов "подготовки научно-педагогических кадров" добавить слова "а также программы дополнительного образования (общеразвивающие и предпрофессиональные)."

    Комментарий:

    Это позволит

    • образовательным организациям беспрепятственно создавать и обновлять такие программы, отвечающие быстро изменяющимся запросам предприятий и организаций в отношении роста профессиональной квалификации их сотрудников

    • предприятиям, нуждающимся в повышении профессиональной квалификации своих работников, беспрепятственно создавать собственные программы дополнительного профессионального образования и обучения или привлекать для этого внешние ресурсы, выбирая лучшие для себя программы и образовательные организации

    • резко увеличить на рынке образовательных услуг количество предложений по программам профессионального образования и обучения (без изменения образовательного ценза), которые могут быть востребованы предприятиями и организациями

    • снять барьеры для развития образовательных организаций дополнительного профессионального образования и обучения, позволить им развивать собственные подходы и технологии к обучению и образованию, быстро обеспечивая образовательные потребности предприятий.

    +15
  • Сергей, 27 января, 09:30

    Третий абзац данного пункта сформулирован некорректно. Слова «в случаях, предусмотренных соответствующими федеральными государственными требованиями» явно относятся к «получающим среднее профессиональное и (или) высшее образование», а не к «предоставлению дополнительного профессионального образования». Предлагается изложить данный пункт в следующей редакции:

    «Дополнительное профессиональное образование предоставляется лицам:

    имеющим среднее профессиональное и (или) высшее образование;

    получающим среднее профессиональное и (или) высшее образование в соответствующих образовательных организациях.»

    +0
  • Сергей, 27 января, 09:27

    Предлагаем изложить данную часть в следующей редакции:

    Дополнительное профессиональное образование направлено на непрерывное повышение профессиональной компетентности граждан в соответствии с требованиями рынка труда в течение всей жизни; совершенствование деловой квалификации граждан, подготовку к выполнению новых видов профессиональной деятельности.

    +1
  • Союз ДПО, 26 января, 11:10

    Добавить в статью 124 части 14 - 18 следующего содержания: "14. При освоении дополнительной профессиональной программы, реализуемой в соответствии с федеральными государственными требованиями, параллельно с освоением основной образовательной программы документы государственного образца о дополнительном профессиональном образовании выдаются после получения документа о среднем и высшем профессиональном образовании.

    15. Лица, прошедшие профессиональную переподготовку и (или) повысившие квалификацию посредством освоения дополнительных профессиональных образовательных программ, неформального и информального образования вправе пройти независимую аттестацию (сертификацию) в целях присвоения профессиональной квалификации и (или) определения квалификационного уровня.

    16. Порядок проведения независимой аттестации (сертификации) определяется объединениями работодателей и профессиональными ассоциациями и союзами соответствующих отраслей и (или) видов деятельности.

    Субъекты, реализующие дополнительные профессиональные образовательные программы, не вправе проводить независимую аттестацию (сертификацию) своих выпускников.

    17. Лицам, успешно прошедшим независимую аттестацию (сертификацию), объединения работодателей, профессиональные ассоциации или союзы соответствующих отраслей и (или) видов деятельности и (или) уполномоченные ими организации выдают документы, подтверждающие присвоение профессиональной квалификации и (или) определение квалификационного уровня.

    18. Форма и виды документов, подтверждающих присвоение профессиональной квалификации и (или) определение квалификационного уровня, порядок их выдачи, заполнения и хранения утверждаются объединениями работодателей, профессиональными ассоциациями и союзами соответствующих отраслей и (или) видов деятельности, и (или) уполномоченными ими организациями."

    +12
  • Союз ДПО, 26 января, 10:58

    Добавить в части 8-13: "8. Дополнительные профессиональные образовательные программы могут осваиваться поэтапно – по модулям, реализуемым одним или несколькими юридическими лицами, в том числе иностранными, а также лицами, осуществляющими индивидуальную педагогическую деятельность, в том числе посредством организации сетевого взаимодействия.

    При организации сетевого взаимодействия для освоения дополнительных профессиональных образовательных программ применяются правила, установленные статьей 65 настоящего Федерального закона.

    9. Дополнительные профессиональные образовательные программы могут полностью или частично реализовываться с использованием дистанционных и электронных образовательных технологий. Соотношение объема занятий с использованием дистанционных и электронных образовательных технологий и непосредственного взаимодействия преподавателя со слушателями при реализации дополнительной профессиональной образовательной программы определяется по согласованию с заказчиком или федеральными государственными требованиями.

    При организации образовательного процесса по дополнительным профессиональным образовательным программам с использованием дистанционных и электронных образовательных технологий применяются правила, установленные статьей 67 настоящего Федерального закона.

    10. Дополнительные профессиональные образовательные программы могут предусматривать учебные и (или) производственные практики. Положение об учебной и (или) производственной практике разрабатывается в соответствии с федеральными государственными требованиями субъектами, реализующими дополнительные профессиональные образовательные программы самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

    11. Дополнительные профессиональные образовательные программы, реализуемые в соответствии с федеральными государственными требованиями, могут осваиваться параллельно с освоением основных профессиональных образовательных программ в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

    12. Оценка качества освоения образовательных программ осуществляется путем текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации слушателей субъектами, реализующими дополнительные профессиональные образовательные программы

    13. Лицам, успешно прошедшим обучение по дополнительной профессиональной программе и прошедшим итоговую аттестацию, образовательной организацией дополнительного профессионального образования в соответствии с лицензией выдаются документы о дополнительном профессиональном образовании, устанавливаемые образовательной организацией дополнительного профессионального образования самостоятельно.

    Образовательная организация дополнительного профессионального образования, имеющая государственную аккредитацию, выдает лицам, успешно завершившим обучение по соответствующей дополнительной профессиональной программе и прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, следующие документы государственного образца о дополнительном профессиональном образовании: удостоверение о повышении квалификации и диплом о профессиональной переподготовке."

    +13
  • Союз ДПО, 26 января, 10:51

    Добавить в ч.7 следующие абзацы: "Периодичность обучения по образовательным программам повышения квалификации определяется заказчиком, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

    Общий объём аудиторной учебной нагрузки обучающихся по дополнительным профессиональным образовательным программам в неделю в зависимости от формы обучения определяется реализующими их юридическими лицами, лицами, осуществляющими индивидуальную педагогическую деятельность, самостоятельно в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации или федеральными государственными требованиями."

    +19
  • Союз ДПО, 26 января, 10:47

    Предлагаю добавить первое предложение в следующей редакции: "Программы дополнительного профессионального образования реализуются в формах с отрывом от работы, без отрыва от работы или с частичным отрывом от работы."

    Второе предложение начать со слова "Конкретные".

    +18
  • Союз ДПО, 26 января, 10:41

    В соответствии со сделанным предложением о дополнении ст. 124 ч. 4 новым содержанием и изменением дальнейшей нумерации частей, предлагаю ч. 6 изложить в следующей редакции: "Наименование дополнительной профессиональной программы должно в обязательном порядке содержать сведения, указывающие на ее вид.

    В наименовании дополнительной профессиональной программы не допускается использовать наименование образовательной программы, установленное федеральными государственными требованиями в случае, если такая дополнительная профессиональная программа, реализуется не в соответствии с федеральными государственными требованиями."

    +17
  • Союз ДПО, 26 января, 10:38

    В соответствии со сделанным предложением о дополнении ст.124 ч.4 новым содержанием и изменением дальнейшей нумерации частей предлагаю ч. 5 изменить на ч. 6. и изложить его в следующей редакции: "Содержание дополнительных профессиональных программ определяется образовательной организацией дополнительного профессионального образования на основе анализа потребности рынка, или конкретного заказчика и в соответствии с федеральными государственными требованиями.

    Федеральные государственные требования к дополнительным профессиональным программам в зависимости от целей и продолжительности образовательной программы подразделяются на:

    федеральные государственные требования к программе повышения квалификации;

    федеральные государственные требования к программе профессиональной переподготовки.

    Содержание дополнительных профессиональных образовательных программ должно обеспечивать преемственность дополнительных профессиональных программ по отношению к федеральным государственным образовательным стандартам профессионального образования, а также учет требований профессиональных стандартов."

    +18
  • Союз ДПО, 26 января, 10:28

    Изложить часть 4 в следующей редакции: "Целью стажировки является изучение передового опыта и закрепление на практике компетенций, полученных в результате теоретической подготовки.

    Стажировка носит индивидуальный характер и может предусматривать самостоятельную теоретическую подготовку, изучение организации и технологии производства и (или) работ, непосредственное участие в работе организации, на базе которой проходит стажировка.

    Стажировка может проводиться как в Российской Федерации, так и за рубежом, на предприятиях всех форм собственности, в научно-исследовательских, образовательных и иных организациях, консультационных фирмах, органах государственной власти и местного самоуправления."

    +16
  • Светлана, 26 января, 05:11

    К главе 16

    Гл. 16 структурировать по аналогии с гл. 14 "Высшее образование".

    Ст.124, ч.1 - сохранить как самостоятельный вид программы профессиональной переподготовки.

    +1
  • Союз ДПО, 25 января, 17:49

    Предлагаем изложить ст. 126 в следующей редакции:

    "Статья 126.Особенности управления образовательными организациями дополнительного профессионального образования

    1. Управление образовательной организацией дополнительного профессионального образования осуществляется в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона.

    2. К органам самоуправления образовательной организации дополнительного профессионального образования относятся следующие выборные коллегиальные органы: общее собрание (конференция), ученый совет или совет образовательного учреждения.

    Полномочия, порядок выборов и деятельности общего собрания (конференции) и ученого совета определяются уставом образовательной организации высшего образования.

    3. Непосредственное управление образовательной организацией дополнительного профессионального образования осуществляется ректором или директором. Должность ректора устанавливается в академии и институте.

    Ректор (директор) федеральной образовательной организации дополнительного профессионального образования назначается приказом учредителя (при наличии вакансии) на срок до пяти лет.

    Ректор (директор) государственного или муниципального образовательного учреждения дополнительного профессионального образования в порядке, установленном уставом этого учреждения, назначается учредителем образовательного учреждения дополнительного профессионального образования или избирается тайным голосованием на общем собрании (конференции) на срок, не превышающий 5 лет, в порядке, установленном п.4 статьи 116 настоящего Федерального закона.

    4. В составе академии в качестве структурного подразделения, осуществляющего в рамках, определенных уставом, образовательную, научную, научно-исследовательскую либо творческую деятельность, может быть создан институт.

    5. Образовательная организация дополнительного профессионального образования может иметь в своей структуре факультеты и кафедры.

    Факультет возглавляет декан, избираемый в порядке, определяемом уставом образовательной организации дополнительного профессионального образования, ученым советом.

    Кафедру возглавляет заведующий, избираемый в порядке, определяемом образовательной организации дополнительного профессионального, уставом ученым советом (советом организации).

    6. Образовательные организации дополнительного профессионального образования пользуются правом создавать на базе научных организаций и предприятий кафедры, осуществляющие образовательный процесс, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    7. Наряду со штатными преподавателями образовательный процесс в образовательной организации дополнительного профессионального образования могут осуществлять преподаватели других образовательных организаций, ведущие учёные, руководители и специалисты предприятий и организаций, представители органов государственной власти и местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации."

    +13
  • Союз ДПО, 25 января, 17:46

    Ст. 125 дополнить пунктами 4-7 следующего содержания:

    "4. Образовательный процесс по дополнительным образовательным программам может осуществляться с использованием материально-технической базы образовательной организации, организации, заказывающей услугу, или третьей стороны.

    Требования к используемой материально-технической базе определяются договором и не могут быть ниже установленных лицензией образовательной организации.

    5. Интеграция образовательной и научной деятельности в организациях дополнительного профессионального образования осуществляется в соответствии со статьей 120 настоящего Федерального закона.

    6. Прием слушателей в образовательную организацию дополнительного профессионального образования проводится по направлениям органов государственной власти и местного самоуправления или по направлениям организаций или по личным заявлениям физических лиц.

    Обучение слушателей в организации дополнительного профессионального образования производится за счет средств соответствующего бюджета в пределах государственного (муниципального) задания, определяемого ежегодно учредителем образовательной организации дополнительного профессионального образования, или государственного (муниципального) заказа, или на персонифицированной основе в соответствии с установленным порядком, или по договорам за счет средств организаций, или по договорам за счет слушателей или по трехсторонним договорам со слушателями и работодателями слушателей.

    Зачисление слушателей производится приказом руководителя образовательной организации.

    7. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления гарантируют создание необходимых условий для повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников государственных и муниципальных образовательных и научных учреждений в соответствии со своими расходными полномочиями за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.

    Финансирование дополнительного профессионального образования педагогических работников устанавливается главой 9 настоящего Федерального закона."

    +12
  • Союз ДПО, 25 января, 17:45

    П/п "б" п. 2 дополнить словами ", осуществляет научную деятельность"

    +14
  • Союз ДПО, 25 января, 17:44

    Абзац 1 ч. 2 изложить в следующей редакции:

    "2. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды образовательных организаций дополнительного профессионального образования:"

    В п/п "а" ч. 2 после слов "программы на базе" дополнить словами "среднего профессионального и", после слов "а также научную деятельность" дополнить словами "и подготовку научных кадров", после слов "сферы ее деятельности" дополнить словами "и обладает правом образовывать научно-производственно-образовательные комплексы"

    +17
  • Союз ДПО, 24 января, 18:08

    Изложить ч.3 в следующей редакции: "Программа профессиональной переподготовки для выполнения нового вида профессиональной деятельности направлена на получение новых и развитие имеющихся компетенций нового направления профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов. Программа дополнительного (к высшему) образования с присвоением квалификации направлена на получение новых и развитие имеющихся компетенций с целью приобретения новых квалификаций, в том числе с учетом международных требований и стандартов.

    Программы профессиональной переподготовки реализуются на основании установленных квалификационных требований к конкретным должностям и специальностям и проводится с учетом уровня полученного ранее образования в соответствии с федеральными государственными требованиями к дополнительной профессиональной программе."

    Комментарии:

    Программы МВА или МРА, реализуемые в академиях ДПО, не могут быть отнесены к программам второго высшего образования или к профессиональной переподготовки по какому-либо направлению для выполнения нового вида деятельности. МВА – это признанная степень в бизнес-сообществе. К этим программам предъявляются повышенные требования, особенно в отношении включения в учебный процесс лучших управленческих практик и достижений современного менеджмента.

    +21
  • Союз ДПО, 24 января, 17:38

    После слов "по срокам и направленности" добавить слова "виды дополнительных профессиональных программы: повышение квалификации; профессиональная переподготовка для выполнения нового вида профессиональной деятельности и дополнительное (к высшему) образование с присвоением квалификации; стажировка."

    Комментарии:

    Постоянно меняющаяся ситуация на рынке труда требует быстрой реакции системы образования. Гибкость и быстрота реакции изначально присуща системе дополнительного профессионального образования. Высшее образование должно сохранять в своей основе фундаментальность, поэтому оно не сможет полноценно заменить (и не должно) практикоориентированную профессиональную переподготовку специалистов. Структура и содержание этих программ должны оперативно формироваться исходя из потребностей экономики.

    Сохранение этого вида программ также имеет значение для реализации концепции (идеи) непрерывного образования в Российской Федерации.

    +20
  • Союз ДПО, 24 января, 17:24

    Изложить ч.1 в следующей редакции: "1. В образовательной организации дополнительного профессионального образования могут реализовываться различные по срокам и направленности виды дополнительных профессиональных программ: повышение квалификации; профессиональная переподготовка для выполнения нового вида профессиональной деятельности и дополнительное (к высшему) образование с присвоением квалификации; стажировка."

    Комментарии:

    Постоянно меняющаяся ситуация на рынке труда требует быстрой реакции системы образования. Гибкость и быстрота реакции изначально присуща системе ДПО. Высшее образование должно сохранять в своей основе фундаментальность, поэтому оно не сможет полноценно заменить (и не должно) практикоориентированную профессиональную переподготовку специалистов. Структура и содержание этих программ должны оперативно формироваться исходя из потребностей экономики.

    Сохранение этого вида программ также имеет значение для реализации концепции (идеи) непрерывного образования в Российской Федерации.

    +20
  • Котовская Л.В., 24 января, 11:22

    В пункте 7 указаны объемы часов "не менее 18", что крайне мало, а затем "не менее 250". Почему такие нормы? Считаю, что само учреждение совместно с учредителем и заказчиком должны определять объем часов, например: от 24 до 250

    +3
  • Ю.А. Середина, 20 января, 20:02

    При перечислении документов государственного образца следует добавить диплом о дополнительном (к высшему) образовании, так как это гос. документ о присвоении дополнительной квалификации. Данный вид проф. образования необходимо сохранить, так как он принципиально отличается от остальных:

    1. по количеству часов (более 1000)

    2. практической направленностью

    3. наличием Гос. Требований (на требования, кстати, есть ссылка в другой статье).

    Непонятно, почему в законе этот формат (дополнительное(к высшему)образование) вообще не прописан, хотя такие программы давно успешно реализуются вузами страны.

    +4
  • Ванюков И.В., 18 января, 12:55

    По ч.7 ст.124

    Считаю, что предлагаемый объем программ повышения квалификации недопустимо низкий (особенно 18 часов). На практике это приведет к профанации: когда любой заинтересованный работник, выступая Заказчиком (и оплачивая свое переобучение), сможет, минуя работодателя, пройти ПК в выходные дни, и предъявить документы об обучении.

    Объем надо увеличивать минимум до 36 аудиторных часов и обязательно оставлять в законе.

    +1
  • Демьянченко, 18 января, 09:09

    1.Перечень образовательных организаций ДПО необходимо дополнить еще одним видом – Институт повышения квалификации (ИПК). При заданных требованиях статусом Академии смогут обладать лишь немногие организации ДПО. Из перечисленных в проекте лишь Академии смогут претендовать на приравнивание по некоторым позициям к вузам, например, по присуждению званий доцента и профессора, что является одним из важных стимулов к преподавательской работе практиков, особенно в технических дисциплинах. Ликвидация этого стимула значительно снизит качество преподавания.

    ИПК и требования к ним могут быть приравнены к Институтам и (или) Колледжам.

    2.Различие между Институтом профессиональных квалификаций и Центром надумано. Или первый не имеет права учить безработных, а второй – работающих граждан?

    +2
  • Демьянченко, 18 января, 09:02

    1.В статье 124 программы повышения квалификации, программы профессионального развития, квалификационные программы определяются как разные программы, а в статье 12 две последние являются частями первой.

    2.Поскольку квалификационные требования могут отсутствовать, то в ч.3 ст.124 вместо «на основании» следует написать «с учетом».

    +3
  • Алексей, 17 января, 03:40

    Виды организаций привести в соответствии с ч.3 ст.123 (отсутствуют организации высшего образования и научные).

    +1
  • Алексей, 16 января, 15:50

    Абзац 1 изложить в следующей редакции: "Образовательная организация дополнительного профессионального образования – это организация, предметом деятельности которой также является реализация дополнительных профессиональных программ".

    Иначе данный пункт противоречит п.3 ст.123: "Дополнительные профессиональные программы могут также реализовываться в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, научных и иных организациях, осуществляющих обучение", в которых предмет основной деятельности вовсе не дополнительное профессиональное образование.

    +1
  • Алексей, 16 января, 15:35

    Считаю, что требование по количеству часов необходимо убрать, т.к. этот пункт не соответствует ст.104 (или наоборот). Требования к данным программам должны быть едиными, как для профессионального обучения, так и для дополнительного профессионального обучения.

    +0
  • методист ИМЦ, 12 января, 13:29

    учебно-методический (информационно-методический) центр - учреждение, которое осуществляет методическое сопровождение и повышение квалификации, поэтому эту формулировку необходимо включить в данный пункт.

    +7
  • Евгения, 31 декабря, 15:19

    Изложить ст. 126 в следующей редакции:

    "Статья 126. Особенности управления образовательными организациями дополнительного профессионального образования

    1. Управление образовательной организацией дополнительного профессионального образования осуществляется в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона.

    2. К органам самоуправления образовательной организации дополнительного профессионального образования относятся следующие выборные коллегиальные органы: общее собрание (конференция), ученый совет или совет образовательного учреждения.

    Полномочия, порядок выборов и деятельности общего собрания (конференции) и ученого совета определяются уставом образовательной организации высшего образования.

    3. Непосредственное управление образовательной организацией дополнительного профессионального образования осуществляется ректором или директором. Должность ректора устанавливается в академии и институте.

    Ректор (директор) федеральной образовательной организации дополнительного профессионального образования назначается приказом учредителя (при наличии вакансии) на срок до пяти лет.

    Ректор (директор) государственного или муниципального образовательного учреждения дополнительного профессионального образования в порядке, установленном уставом этого учреждения, назначается учредителем образовательного учреждения дополнительного профессионального образования или избирается тайным голосованием на общем собрании (конференции) на срок, не превышающий 5 лет, в порядке, установленном п.4 статьи 116 настоящего Федерального закона.

    4. В академии по решению ученого совета, согласованному с учредителем, может учреждаться должность президента. При этом в устав академии в установленном порядке вносятся соответствующие изменения.

    Лицо, замещающее должность президента академии, как правило, должно иметь опыт работы в должности ректора.

    Совмещение должности ректора и президента академии не допускается.

    Полномочия президента академии определяются в соответствии с п.9 статьи 116 настоящего Федерального закона.

    5. В составе академии в качестве структурного подразделения, осуществляющего в рамках, определенных уставом, образовательную, научную, научно-исследовательскую либо творческую деятельность, может быть создан институт.

    6. Образовательная организация дополнительного профессионального образования может иметь в своей структуре факультеты и кафедры.

    Факультет возглавляет декан, избираемый в порядке, определяемом уставом образовательной организации дополнительного профессионального образования, ученым советом.

    Кафедру возглавляет заведующий, избираемый в порядке, определяемом образовательной организации дополнительного профессионального, уставом ученым советом (советом организации).

    7. Образовательные организации дополнительного профессионального образования пользуются правом создавать на базе научных организаций и предприятий кафедры, осуществляющие образовательный процесс, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    8. Наряду со штатными преподавателями образовательный процесс в образовательной организации дополнительного профессионального образования могут осуществлять преподаватели других образовательных организаций, ведущие учёные, руководители и специалисты предприятий и организаций, представители органов государственной власти и местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации."

    +13
  • Евгения, 31 декабря, 15:15

    Дополнить ст. 125 п. 4-7 следующего содержания:

    "4. Образовательный процесс по дополнительным образовательным программам может осуществляться с использованием материально-технической базы образовательной организации, организации, заказывающей услугу, или третьей стороны.

    Требования к используемой материально-технической базе определяются договором и не могут быть ниже установленных лицензией образовательной организации.

    5. Интеграция образовательной и научной деятельности в организациях дополнительного профессионального образования осуществляется в соответствии со статьей 120 настоящего Федерального закона.

    6. Прием слушателей в образовательную организацию дополнительного профессионального образования проводится по направлениям органов государственной власти и местного самоуправления или по направлениям организаций или по личным заявлениям физических лиц.

    Обучение слушателей в организации дополнительного профессионального образования производится за счет средств соответствующего бюджета в пределах государственного (муниципального) задания, определяемого ежегодно учредителем образовательной организации дополнительного профессионального образования, или государственного (муниципального) заказа, или на персонифицированной основе в соответствии с установленным порядком, или по договорам за счет средств организаций, или по договорам за счет слушателей или по трехсторонним договорам со слушателями и работодателями слушателей.

    Зачисление слушателей производится приказом руководителя образовательной организации.

    7. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления гарантируют создание необходимых условий для повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников государственных и муниципальных образовательных и научных учреждений в соответствии со своими расходными полномочиями за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.

    Финансирование дополнительного профессионального образования педагогических работников устанавливается главой 9 настоящего Федерального закона."

    +10
  • Евгения, 31 декабря, 15:08

    В подпункте "а" части 2 ст. 125 после слов "программы на базе" дополнить словами "среднего профессионального и", после слов "программы подготовки" дополнить словом "магистров и", после слов "научную деятельность" дополнить словами "и подготовку научных кадров".

    В подпункт "б" части 2 ст. 125 дополнить словами "осуществляет научную деятельность".

    +13
  • Евгения, 31 декабря, 15:04

    Абзац 1 части 2 ст. 125 изложить в следующей редакции: "В Российской Федерации устанавливаются следующие виды образовательных организаций дополнительного профессионального образования.."

    +14
  • Евгения, 31 декабря, 15:03

    В абзаце 2 ч.1 ст.125 после слов "программы подготовки" добавить "магистров", после слов "научно-педагогических кадров" дополнить словами "а также программы подготовки научных кадров."

    +14
  • maxmun, 29 декабря, 11:21

    Если пишем среднее профессиональное образование, то надо писать и высшее профессиональное образование, а не сокращать - высшее образование (п.п.а и б)

    +4
  • Эдуард, 28 декабря, 03:35

    В понятие "центр" нужно добавить специализированное структурное подразделение предприятия (учебные центры и учебно-курсовые комбинаты).

    +2
  • Евгения, 23 декабря, 12:13

    Предлагаю дополнить ст. 124 в дополнение уже преложенным мною частям 8-12, частями 13-18 следующего содержания:

    "13. Лицам, успешно прошедшим обучение по дополнительной профессиональной программе и прошедшим итоговую аттестацию, образовательной организацией дополнительного профессионального образования в соответствии с лицензией выдаются документы о дополнительном профессиональном образовании, устанавливаемые образовательной организацией дополнительного профессионального образования самостоятельно.

    Образовательная организация дополнительного профессионального образования, имеющая государственную аккредитацию, выдает лицам, успешно завершившим обучение по соответствующей дополнительной профессиональной программе и прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, следующие документы государственного образца о дополнительном профессиональном образовании: удостоверение о повышении квалификации и диплом о профессиональной переподготовке.

    14. При освоении дополнительной профессиональной программы, реализуемой в соответствии с федеральными государственными требованиями, параллельно с освоением основной образовательной программы документы государственного образца о дополнительном профессиональном образовании выдаются после получения документа о среднем и высшем профессиональном образовании.

    15. Лица, прошедшие профессиональную переподготовку и (или) повысившие квалификацию посредством освоения дополнительных профессиональных образовательных программ, неформального и информального образования вправе пройти независимую аттестацию (сертификацию) в целях присвоения профессиональной квалификации и (или) определения квалификационного уровня.

    16. Порядок проведения независимой аттестации (сертификации) определяется объединениями работодателей и профессиональными ассоциациями и союзами соответствующих отраслей и (или) видов деятельности.

    Субъекты, реализующие дополнительные профессиональные образовательные программы, не вправе проводить независимую аттестацию (сертификацию) своих выпускников.

    17. Лицам, успешно прошедшим независимую аттестацию (сертификацию), объединения работодателей, профессиональные ассоциации или союзы соответствующих отраслей и (или) видов деятельности и (или) уполномоченные ими организации выдают документы, подтверждающие присвоение профессиональной квалификации и (или) определение квалификационного уровня.

    18. Форма и виды документов, подтверждающих присвоение профессиональной квалификации и (или) определение квалификационного уровня, порядок их выдачи, заполнения и хранения утверждаются объединениями работодателей, профессиональными ассоциациями и союзами соответствующих отраслей и (или) видов деятельности, и (или) уполномоченными ими организациями."

    +11
Цитировать