Законопроект 2011

Общественное обсуждение законопроектов

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Оглавление

Замечания и предложения к главе 2 (770)

  • Цветков Валерий, 1 февраля, 11:47

    Образовательные программы должны разрабатываться НМЦ или другими организациями. Исключением могут быть авторские программы, которые должны проходить серьезную экспертизу.

    +0
  • Поспелова Е.П., 1 февраля, 11:39

    Образовательная программа должна разрабатываться АПН, а ОУ будут вносить дополнения в зависимости от особенностей.

    +0
  • kra-anton, 1 февраля, 11:38

    На мой взгляд, в структуру системы образования логично было бы включить организации, осуществляющие государственный контроль качества образования, государственный надзор за соблюдением законодательства об образовании.

    Данные организации подробно описаны в главе №8, но в структуре системы образования почему-то не упомянуты.

    +0
  • Iscander040575, 1 февраля, 11:38

    п.3 предусматривается вариативность образования. Категорически запретить вариативность для школьного образования. Допустить с оговорками вариативность для высшего образования.

    +0
  • Наталья Кривых, 1 февраля, 11:12

    В законопроекте допущены некорректные формулировки. Статья 23 предполагает, что органы государственно-общественного управления образованием сводятся к «учебно-методическим объединениям образовательных организаций высшего образования, научно-методическим, научно-техническим и другим советам и комиссиям»

    Между тем, как на региональном уровне субъектами РФ – участниками КПМО уже с 2006-2007 г. закреплено в различном нормативно-правовом формате определения, предполагающие четкую дефиницию органов государственно-общественного управления образованием, позволяющую четко дифференцировать их от иных объединений :

    - государственно-общественное управление образованием - взаимодействие в управлении системой образования органов государственной власти и местного самоуправления региона, руководителей образовательных учреждений и различных субъектов гражданского общества региона, выражающих интересы в области образования;

    - управляющий совет образовательного учреждения - коллегиальный орган, сформированный с использованием процедур выборов, делегирования и кооптации и имеющий управленческие полномочия по решению и согласованию значимых вопросов функционирования и развития образовательного учреждения.

    +0
  • Сергей Бурцев, 1 февраля, 10:58

    в ст.15 проекта ФЗ «Об образовании в РФ» «Структура системы образования», в п.З, пп.2 после слов «общее образование:..» добавить «в том числе дополнительное образование».

    +4
  • 1.Подробнее разработать систему дополнительного образования детей и механизм ее финансирования

    2.Разделить понятия «общеобразовательная программа» и «образовательная программа дополнительного образования детей»

    3.Расширить перечень видов учреждений дополнительного образования (включить: Дом детского творчества, студия, школа и т.д.)

    4.В п.1 ст.122 содержится противоречие в части реализации образовательной программы дошкольного образования в учреждении дополнительного образования.

    +0
  • Лицей 36, 1 февраля, 10:26

    Инновационные технологии перед внедрением в образовательный процесс должны проходить тщательную экспертную оценку для исключения негативного влияния на здоровье учащихся и исполнения принципа «не навреди».

    +1
  • Дмитрий, 1 февраля, 10:14

    пункт три изложить в следующей редакции:

    В деятельности, указанной в части 2 настоящей статьи, принимают участие в рамках своих полномочий органы, осуществляющие управление в сфере образования, объединения работодателей, представительные органы обучающихся, общественные и государственно-общественные объединения и организации различных организационно-правовых форм, действующие в сфере образования, в том числе организации, осуществляющие образовательную деятельность.

    +0
  • Гимназия № 10 ЛИК, 1 февраля, 10:09

    В статье 18 п. 10, абзац 2 убрать «рекомендательный характер», так как это разрушит образовательное пространство региона, учащимся, перешедшим на обучение в другую школу, придется ликвидировать разницу в содержании обучения, которая образовалась по вине взрослых.

    +0
  • KLN, 1 февраля, 10:05

    Необходимо определить через какую процедуру будет устанавливаться выполнение стандартов в дошкольных образовательных организациях, иначе возникает противоречие- стандарты есть, а контроля за их выполнением нет

    +3
  • Нижневерейская СОШ, 1 февраля, 09:55

    Образовательные программы должны быть едиными, разработанными централизованно.

    +0
  • Текст с поправками: 2. Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных институтов и механизмов, правовой режим которых не урегулирован законодательством Российской Федерации в сфере образования. Порядок и условия проведения таких экспериментов при реализации основных образовательных программ дошкольного, общего образования, и среднего профессионального образования определяются Правительством Российской Федерации.

    Комментарий: Ограничение экспериментов в области образования со стороны Правительства имеет смысл только для полностью финансируемых им форм образования.

    Текст с поправками: 3. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования. Указанная деятельность осуществляется в форме реализации инновационных проектов (программ) организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными организациями, действующими в сфере образования, вне зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также их объединениями.

    При реализации инновационного проекта (программы) должно быть обеспечено соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений. Участники должны быть информированы об инновационности программы (проекта) и в случае, если инновационная программа (проект) замещают стандартную программу (проект), учащиеся должны иметь право выбора.

    Комментарий: Нельзя ограничивать инновационную программу по сравнению со стандартной – это можно будет сделать только спустя время. Данная норма в законе убьет всю инновационность. Необходимо учащимся дать возможность выбора: участвовать или нет в инновационной программе.

    +5
  • Татьяна Б., 1 февраля, 08:11

    Пересмотреть п.3 ч.2 ст.16 гл.2. Не вводить дошкольное образование в порядок исключения. Возможно требования к результатам освоения программы должны быть специфичны.

    +0
  • Степанова Людмила, 1 февраля, 08:11

    Конкретизировать информацию о направленностях, компетенции ОУ по вопросам разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных программ.

    +0
  • AGAO, 1 февраля, 06:58

    Изложить часть 2 статьи 16 в следующей редакции

    2. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

    1) структуре основных образовательных программ;

    2) условиям реализации основных образовательных программ;

    3) результатам освоения основных образовательных программ (за исключением основных образовательных программ дошкольного образования).

    +0
  • Алексей, 1 февраля, 01:17

    абзац 3 Пункта 2 Ст. 17 изложить в следующей редакции:

    - духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей и единой системы общенациональных ценностей; её интеграцию в национальную, российскую и мировую культуру;

    +1
  • Ковальджи Александр, 1 февраля, 01:14

    П.2. Добавить «заочной (в том числе, дистантной) формах».

    +0
  • Ковальджи Александр, 1 февраля, 01:13

    Не расшифровано, где кончается среднее общее и начинается полное общее образование.

    +0
  • Людмила, 1 февраля, 00:41

    Считаю, что в структуре образовательной организации (школы) обязательно должно быть подразделение, занимающееся информатизацией школы, в том числе мониторингом, созданием и сопровождением БД и т. п., включающем в состав не только заместителя руководителя организации, но и системного администратора, техника или лаборанта, в зависимости от количества компьютеров. (Хватит уже эксплуатировать энтузиазм учителей информатики!)

    А в городских или районных отделах образования организовать не только сектора по сбору и передаче информации на верхний уровень, а квалифицированную службу, которая бы занималась реальной информатизацией подчиненных ОУ и района. Сейчас же у нас ситуация кто во что горазд..

    +1
  • D.R., 1 февраля, 00:28

    Полностью отсутствует пункт о военнообязанных, что я считаю существенным упущением. Если раньше утверждалось , что в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы, то в законопроекте от 2010 года данный пункт вообще отсутствует.

    +0
  • Журналист, 1 февраля, 00:27

    1.Рассмотреть и внести в законопроект новые методы оценки качества обучения студентов.

    2.Необходимо предусмотреть появление целевой программы «Цифровая библиотека России», реализация которой будет направлена на создание и поддержку сети образовательных ресурсов, в котором находятся в электронном виде книги, в том числе научные и учебные материалы, журналы и газеты, на базе существующих библиотек, либо заключая соглашения с интернет ресурсами.

    3.Государство, в лице специализированных органов и организаций, выступая заказчиком в области создания учебников и учебных пособий, может создать или способствовать созданию ресурса, содержащего электронные копии этих учебных материалов, доступ к которым был бы у всех школ, вузов и т. п.

    +0
  • D.R., 1 февраля, 00:26

    В нем говорится, что образование может быть получено в форме семейного образования, самообразования. Такая формулировка подразумевает, что любая ступень образования может быть получена самостоятельно, если «ученик» изучит все предписываемые образовательными стандартами и программами дисциплины. Но в таком случае справедливым является вопрос: как «ученик», получивший самообразование, сможет это подтвердить? Чтобы наравне с другими «учениками», которые прошли образование в специализированных организациях, пойти на следующую ступень образования, или на работу по специальности.

    +0
  • D.R., 1 февраля, 00:23

    Предложение дополнить к названию «общее образование» в скобках «(школьное)», так как первая ступень образования указана, как дошкольная. Так же обозначить, с какого по какой классы длятся начальное, основное и среднее общее образование. По аналогии целесообразно указать к каким образовательным учреждениям относятся следующие ступени образования: среднее профессиональное образование и высшее образование. Непонятно, почему, в отличие от действующей редакции закона, отсутствует такая ступень, как послевузовскае образование.

    +0
  • Алла Фомина, 1 февраля, 00:15

    Дополнить содержание образования идеей здоровьесбережения и здоровьесозидания.

    +0
  • Алла Фомина, 1 февраля, 00:14

    Надо увеличить срок действия ФГОС, т.к. период обучения "школа+вуз" 16 лет, т.е. не соблюдается принцип преемственности. Может, следует говорить о "ядре стандарта".

    +0
  • Текст с поправками: 1. В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, соблюдение которых обязательно при реализации основных образовательных программ дошкольного, общего образования, и среднего профессионального образования в имеющих государственную аккредитацию организациях, осуществляющих образовательную деятельность и носит добровольный характер во всех других случаях.

    Комментарий: Стандарты не должны быть обязательными. Иначе прекратится развитие. В крайнем случае, это требование можно оставить в базовом образовании, которое полностью финансируется государством. Но ни в коем случае не на все формы.

    +0
  • гуренков, 31 января, 23:28

    Содержание образования должно

    воспитывать уважение к исторически сложившимся религиозным убеждениям народов РФ.

    +2
  • Скачков Михаил, 31 января, 23:23

    Предлагаем пункт 6, статьи 23 изложить в следующей редакции: «Государственно-общественные объединения в системе образования создаются федеральными органами исполнительной власти и осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями, утверждаемыми этими федеральными органами исполнительной власти. Типовые положения о государственно-общественных объединениях в системе образования утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

    В состав государственно-общественных объединений на добровольных началах входят организации, осуществляющие образовательную деятельность, и иные организации, действующие в системе образования, объединения работодателей в лице своих представителей с правами, делегированными руководителями данных организаций и объединений.

    Государственно-общественные объединения могут привлекать к участию в своей работе иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации».

    +0
  • Скачков Михаил, 31 января, 23:22

    Предлагаем в статье 18, пункт 10, в определении «Примерные основные образовательные программы» слова «могут включать» заменить на слово «включают». Статью 18, пункт 11, после слов «Порядок проведения экспертизы» дополнить словом «утверждения», далее по тексту. Это позволит эффективнее обеспечивать сохранение единого образовательного пространства со стороны государства и уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

    +0
  • Текст проекта: 1. Система образования Российской Федерации представляет собой совокупность:

    1) федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, образовательных стандартов и требований, устанавливаемых университетами; образовательных программ различного вида, уровня и направленности, а также программ профессионального обучения;

    2) организаций, осуществляющих образовательную деятельность, их работников и обучающихся;

    3) органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, создаваемых ими консультативных, совещательных и иных органов;

    4) организаций, осуществляющих научно-методическое, методическое, ресурсное, производственное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования;

    5) объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования.

    Текст с поправками: 1. Система образования Российской Федерации представляет собой совокупность:

    1) организаций, осуществляющих образовательную деятельность, их работников и обучающихся;

    2) образовательных программ различного вида, уровня и направленности, а также программ профессионального обучения;

    3) органов государственной власти, местного самоуправления и организаций гражданского общества, осуществляющих управление в сфере образования, создаваемых ими консультативных, совещательных и иных органов;

    4) организаций, осуществляющих научно-методическое, методическое, ресурсное, производственное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования;

    5) объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования.

    Комментарий: Стандарты и требования включены в систему образования опосредованно через организации и учебные планы. Включение их в систему образования непосредственно приведет к тому, что они будут появляться тоже независимо и выступать тормозом на пути развития форм образования и учебных программ.

    Текст проекта: 3. В системе образования устанавливаются следующие уровни образования:

    1) дошкольное образование;

    2) общее образование:

    начальное общее образование;

    основное общее образование;

    среднее общее образование;

    3) среднее профессиональное образование:

    подготовка квалифицированных рабочих;

    подготовка специалистов среднего звена;

    4) высшее образование:

    бакалавриат;

    магистратура, подготовка специалиста;

    подготовка научно-педагогических кадров.

    Текст с поправками: 3. В системе образования устанавливаются следующие уровни образования:

    1) дошкольное образование;

    2) общее образование:

    начальное общее образование;

    основное общее образование;

    среднее общее образование;

    3) среднее профессиональное образование:

    подготовка квалифицированных рабочих;

    подготовка специалистов среднего звена;

    4) высшее образование:

    бакалавриат;

    магистратура, подготовка специалиста;

    подготовка научно-педагогических кадров.

    5) дополнительное профессиональное образование:

    бизнес школы;

    курсы повышения квалификации;

    курсы специального обучения

    самообразование.

    Комментарий:

    В предыдущей части говорится о непрерывном обучении, а перечень уровней относится только к разовому обучению. Необходимо дополнить формами непрерывного обучения.

    +1
  • Абдразаков Ринат, 31 января, 22:55

    Контроль за содержанием перечня обязательной информации, составленными региональными и муниципальными органами управления, необходимо осуществлять федеральному органу исполнительной власти.

    +0
  • Ёрик, 31 января, 22:39

    Боюсь, что статья слишком декларативна. Взаимоуважение — это хорошо, но из закона, возможно, стоит исключить или предложить что-то более конкретное.

    Я бы, например, увеличил кол-во часов, уделяемых иностранным языкам, и количество самих языков. Это куда как больше способствует развитию свободного мышления и взаимоуважения, чем прямая пропаганда и воспитательные беседы. В идеале, 1 ин.яз. с 1 класса, с 5 ещё, с 7 третий. Для начала, хотя бы для городских школ.

    +0
  • nato4ka_k, 31 января, 22:09

    К комментарию:

    "Марианна, 3 декабря, 16:29"

    Полностью согласна. Также считаю необходимым четко прописать возможные ситуации перехода на домашнее обучение, равно как и обязанностей педагогов школ микрорайона,в котором проживает обучающийся и форм обучения, в том числе и дистанционных.

    +0
  • Татьяна Ивановна, 31 января, 21:42

    По моему мнению в школе нужно произвести следующее изменения:

    1. Школа обязана соответственно принципам дидактики не только обучать, но и воспитывать. Планирование уроков должно содержать не только учебные, но и воспитательные цели, должно быть связано с практикой работы с учениками. Важным средством воспитания должен быть коллектив сверстников.

    2. В учебный план включить значительное количество гуманитарных предметов, особенно МХК, так как человека воспитывают и формируют его личность только общество и искусство. Религия и половое воспитание — дело семьи. Шедевры искусства религиозного содержания изучаются в рамках общей мировой культуры.

    3. Убрать из учебного материала предметы не являющиеся основами наук, например: ОБЖ, «Моя карьера», «Основы медицины» и т. п. Включить в курс школы предмет «Обществоведение».

    +0
  • Посетитель, 31 января, 21:13

    Дополнить этот пункт:

    Образовательная программа должна содержать в себе не только темы и планируемые результаты их изучения, но и требования к учебникам по способу преподнесения материала и психолого-педагогическим особенностям его распределения и дизайнерского решения. Образовательная программа должна задавать уровень современных требований и подходов к обучению: развитие речи и мышления, логики и критического мышления через образные картины и логические мостики, помогающие ребёнку самостоятельно перейти от одного умозаключения к другому. Учебники должны учить детей не только запоминать огромный поток информации, но и обучать техникам взаимодействия с одноклассниками и учителем с целью использования этой информации для развития коммуникативных навыков. Практическая направленность программы и учебников состоит в преобразовании знаний в умения и навыки через мотивированную деятельность учащихся на уроке.

    +7
  • Содержание образования должно содействовать образованию единой гражданской нации ("русский народ", "российский народ").

    +0
  • удовлетворение образовательных, духовных потребностей и интересов обучающегося с учетом его способностей;

    +0
  • Предлагаем пункт 6, статьи 23 изложить в следующей редакции: «Государственно-общественные объединения в системе образования создаются федеральными органами исполнительной власти и осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями, утверждаемыми этими федеральными органами исполнительной власти. Типовые положения о государственно-общественных объединениях в системе образования утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

    В состав государственно-общественных объединений на добровольных началах входят организации, осуществляющие образовательную деятельность, и иные организации, действующие в системе образования, объединения работодателей в лице своих представителей с правами, делегированными руководителями данных организаций и объединений.

    Государственно-общественные объединения могут привлекать к участию в своей работе иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации».

    (формулировка рассматривалась и согласовывалась с экспертами в системе ВПО)

    +0
  • Предлагаем в статье 18, пункт 10, в определении «Примерные основные образовательные программы» слова «могут включать» заменить на слово «включают». Статью 18, пункт 11, после слов «Порядок проведения экспертизы» дополнить словом «утверждения», далее по тексту. Это позволит эффективнее обеспечивать сохранение единого образовательного пространства со стороны государства и уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

    (формулировка согласована с экспертами)

    +0
  • Андрей, 31 января, 20:04

    Общие замечания и предложения к тексту

    Предлагаемый законопроект не учитывает основные современные мировые тренды в образовании, такие как «обучение в течение всей жизни», «открытие образовательных ресурсов», «глобализация образования», «изменение роли учителя», «переход от формального образования к неформальному», «новые технологии в образовании», «новые формы сертификации и оценки компетенций», «изменение роли образовательных институтов», «индивидуальная и общественная природа образования».

    Предлагаю учесть эти общемировые тренды в соответствующих разделах законопроекта, предусмотрев возможности их реализации в рамках российской системы образования в соответствии с заявленным руководством страны курсом на модернизацию и инновации.

    +3
  • Elena, 31 января, 19:46

    Дистанционное обучение активно входит в образовательный процесс. Причём не только как форма обучения детей с ограниченными возможностями, но и как форма работы с детьми, пропускающими по разным причинам большое количество уроков.

    +6
  • Анна Гуськова, 31 января, 19:44

    Статья 18. ч.2. Образовательные программы должны разрабатываться не образовательными учреждениями, а специалистами, а образовательные учреждения должны их реализовывать.

    +0
  • Elena, 31 января, 19:24

    Логичнее, если образовательные программы будут разработаны авторами УМК. В них должна быть предусмотрена вариативная часть, которая может регулироваться областным или муниципальным ОУ.

    Хотелось бы, чтобы в учебниках сохранялась последовательность изложения материала и содержание было единым (при разной форме подачи). Иначе, переходя в другую школу, ребёнок вынужден какие-то темы изучать самостоятельно, путаться в теории.

    +3
  • Бугаков Игорь, 31 января, 19:14

    Статья 22. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования

    Статья 22 разделяет экспериментальную и инновационную деятельность. Но любая экспериментальная деятельность, как следует из п. 2 ст. 22, «направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных институтов и механизмов, правовой режим которых не урегулирован законодательством Российской Федерации в сфере образования» и потому уже есть инновация (по определению, ибо любая инновация – это внедренное в «производство» и «реализацию» новшество, обладающее повышенной эффективностью по сравнению с уже существующим). И точно так же любая инновационная деятельность есть в какой-то мере эксперимент. Вся разница, как справедливо отмечено в проекте, в степени урегулированности этой деятельности законодательством.

    Поэтому следует выделять «экспериментальную инновационную» и просто "инновационную" деятельность.

    Итак, предлагается:

    - статью 22 назвать так: «Экспериментальная инновационная и инновационная деятельность в сфере образования;

    п. 2 ст. 22 начать так: «Экспериментальная инновационная деятельность в сфере образования …».

    И еще. Просьба где-то надо прописать, на каком основании организация может считать себя научной для того, чтобы иметь право лицензировать образовательные программы дополнительного образования. Раньше была государственная аккредитация. А что сейчас?

    С уважением, И.А. Бугаков

    +0
  • Комментарий к главе 2, статье 19, части 1

    1. Необходимо дополнить и подробно прописать нормативно-правовую базу семейного обучения для образовательного учреждения и родителей.

    2. Предлагаем внести следующее дополнение: …образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, или вне таких организаций, в том числе в форме семейного образования, самообразования и в форме индивидуального надомного обучения , осуществляемого на основании предоставления в образовательное учреждение заключений лечебно-профилактических учреждений. По согласованию с родителями, могут быть выбраны следующие формы обучения: обучение на дому, обучение в школе (в период ремиссии у обучающегося), комбинированная форма обучения.

    +0
  • Куприенко Наталья, 31 января, 19:04

    Образовательные программы должны разрабатываться Российской Академией Наук, утверждаться министерством образования с целью сохранения единого образовательного пространства

    +0
  • В статье 15 «Структура системы образования» часть 3, пункт 2 к общему образованию относят «среднее общее образование». Однако в ряде статей закона (статья 13, часть 1, пункт 9; статья 34, часть 7; статья 74, часть 3; статья 97, часть 3) используется термин «среднее (полное) образование», определение и отличие которого нигде в законе не отражено. Предлагается везде в законе использовать только термин «среднее общее образование».

    +0
  • Татьяна, 31 января, 18:43

    1) разработать единую программу обучения по каждому предмету- этим должны заниматься специальные учреждения имеющие на то право и сертификаты- и эти программы не должны меняться и корректироваться каждый год. Про разработку- тут должно быть всё проверенно и откорректировано. Ставить эксперименты каждый год над учениками- это не правильно. Да и учебники разрабатывать надо так, чтобы- было всё четко по возрасту и возможностям и у всех одинаковые.

    2) ОУ- только немного подстраивать и корректировать под возможности своего ОУ, но только не разрабатывать свою!

    +2
  • kamstavr, 31 января, 18:41

    Требования примерных образовательных программ, в части, касающейся объема и содержания учебной дисциплины, должны быть обязательными.

    +3
Цитировать