Законопроект 2011

Общественное обсуждение законопроектов

Проект федерального закона «О полиции»

Оглавление

Статья 19. Порядок и условия применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Замечания и предложения к статье 19 (212)

1.  Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан предупредить о намерении их применения, предоставив лицам, в отношении которых предполагается применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, возможность выполнить законные требования сотрудника полиции и время для их выполнения.
2.  Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, когда действия лиц, в отношении которых предполагается их применить, создают непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции, либо когда они могут повлечь наступление иных тяжких последствий, либо когда такое предупреждение является неуместным или невозможным.
3.  Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан действовать в зависимости от создавшейся обстановки, с учетом характера и степени опасности преступления или административного правонарушения и силы оказываемого сопротивления. Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан стремиться, исходя из обстоятельств, к минимизации любого ущерба.
4.  Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.
5.  О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция уведомляет родственника гражданина или иное его близкое лицо в возможно короткий срок.
6.  Обо всех случаях причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор.
7.  Сотрудник полиции должен по возможности сохранить без изменения место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.
8.  Сотрудник полиции обязан сообщить о случаях применения физической силы, в результате которых причинен физический или материальный ущерб гражданину либо материальный ущерб организации, а также обо всех случаях применения специальных средств или огнестрельного оружия непосредственному начальнику и в течение 24 часов с момента применения представить соответствующий рапорт.
9.  В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (этой группы).
10.  В местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений физическая сила, специальные средства и огнестрельное оружие применяются сотрудником полиции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

(0)

Замечания и предложения к статье 19 (212)

  • ФГУ Упрдор "Волга", 14 сентября, 21:15

    Исключить или подробнее конкретизировать пункт 2 статьи 19 главы 5 закона в части «либо когда такое предупреждение является неуместным или невозможным», поскольку данная формулировка может явиться прикрытием необоснованного и незаконного применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

    +0
  • Алексей, 14 сентября, 21:06

    п.9 надо измениь на "законными приказами и распоряжениями..." Не должен иметь право сотрудник полиции применять оружие и спецсредства в составе подразделения случае очевидно незаконного приказа.

    +0
  • Алексей, 14 сентября, 21:02

    п.5 и п.6 нужно свести в один. Телесные повреждения могут быть разными. Можно ранить навылет, а можно дубинкой хребет сломать.

    п.6 Обо всех случаях причинения гражданину тяжких телесных повреждений, ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор.

    +0
  • BSI-PG, 14 сентября, 13:37

    1. В ч.6 следует указать срок, в течение которого уведомляется прокурор.

    +2
  • Окулов Антон, 14 сентября, 12:10

    Ст. 19 ч. 2: все случаи "неуместности" предупреждения должны укладываться в тот перечень "тяжких последствий", который необходимо перечислить в данной части. Соответственно ч. 2 необходимо изложить: "... создают непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции, а также могут причинить крупный имущественный ущерб, либо когда такое предупреждение является невозможным.".

    Ст. 19 ч. 4: "возможно короткий срок" - понятие оценочное и растяжимое. Необходимо сформулировать ч. 4: "... принять меры по предоставлению ему медицинской помощи незамедлительно, за исключение случаев, когда это невозможно.".

    Ст. 19 ч. 5: заменить "в возможно короткий срок." на "в срок не превышающий 12 часов с момента причинения таких телесных повреждений.".

    Ст. 19 ч. 6: необходимо определить срок уведомления прокурора. Сформулировать ч. 6: "... уведомляется прокурор в течение 12 часов с момента соответственно причинения ранения или наступления смерти.".

    Ст. 19 ч. 7: "по возможности" - понятие оценочное и растяжимое. Необходимо конкретизировать ч. 7: "Сотрудник полиции обязан обеспечить сохранность без изменения места происшествия, если... либо наступила его смерть, кроме случаев воздействия непреодолимой силы или такого стечения обстоятельств, при котором указанное обеспечение сохранности невозможно.".

    Дополнить ст. 19 ч. 8: "... представить соответствующий рапорт, в котором должен обосновать основания и мотивы совершённых им действий и доказать их обоснованность, обосновать и доказать возможность и (или) невозможность исполнения им своих служебных обязанностей.".

    +3
  • Dmitriy1987, 14 сентября, 11:11

    Исключить слова "либо когда такое предупреждение является неуместным или невозможным" из пункта 2. Пояснить что такое "иные тяжкие последствия".

    +2
  • scorpio43, 13 сентября, 19:35

    Заменить во всей статье слова «физическая сила» на «насильственные действия».

    1. Пункт 2. Исключить слова «либо когда такое предупреждение является неуместным или невозможным». Предыдущий текст данного пункта чётко определяет действия сотрудника полиции, когда он не обязан предупреждать о намерении «применить насильственные действия, специальные средства или огнестрельное оружие».

    2. Пункт 4. Расплывчатая формулировка «в возможно короткий срок». Сотрудник полиции должен немедленно вызвать скорую помощь к пострадавшему гражданину, независимо от личности пострадавшего. Предлагается изложить в следующей формулировке: «Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также немедленно принять меры по предоставлению ему медицинской помощи».

    3. Пункт 5. Непонятно как авторы закон себе это представляют. Если полицейский причинил телесные повреждения человеку, не говоря об огнестрельном ранении, то вряд ли этот человек будет готов сообщить полицейскому данные своих родственников или знакомых для того, чтобы им сообщили «радостную» весть о его состоянии. Более того, что прикажете делать сотрудникам полиции при действиях полиции во время «массовых беспорядков», когда они машут дубинками направо и налево, не разбирая, кто прав, кто виноват. О каких родственниках может идти речь при этом? Исключить.

    4. Пункт 7. Сотрудник полиции должен сохранить место происшествия не «по возможности», а принять все меры для его сохранения. В противном случае полиция всегда может сослаться на невозможность и замести следы, особенно если при этом были превышены допустимые пределы применения насильственных действий, спецсредств и оружия.

    Предлагается изложить в следующей формулировке: «Сотрудник полиции обязан сохранить без изменения место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть».

    5. Пункт 8. Предлагается изложить в следующей формулировке: «Сотрудник полиции обязан немедленно сообщить о случаях применения насильственных действий, в результате которых причинен физический или материальный ущерб гражданину либо материальный ущерб организации, а также обо всех случаях применения специальных средств или огнестрельного оружия непосредственному начальнику и в течение 24 часов с момента применения представить соответствующий рапорт».

    +3
  • Skydiverff, 13 сентября, 13:19

    Невозможно в обстановке мирной жизни представить, чтобы кто-либо применял оружие без предупреждения и в рамках закона. Профессиональный сотрудник должен уметь блокировать подозреваемого в случае если он представляет серьезную опасность. С этим прекрасно справляются сотрудники специальных отрядов и оперативные группы. Нельзя разрешать применение оружия ко всем без какого-либо предупреждения.

    Сегодня не существует и не предвидится в обозримом будущем рабочей схемы по оценке действий сотрудников.

    Взять хотя бы действия "жемчужного прапорщика". Он агрессивно вел себя, ударил беззащитного прохожего дубинкой по лицу на глазах десятков свидетелей и его действия были признаны законными...

    Полицейские должны быть более свободны в применении оружие ради защиты граждан это верно. Они не должны бояться применять оружие из-за последующего прессинга со стороны проверяющих комиссий. Но это внутренние регламенты МВД не имеющие к гражданам НИКАКОГО отношения!

    НЕЛЬЗЯ стрелять или бить человека не предупредив его о последствиях его не подчинения!

    Или мы тут оформляем лицензии на отстрел человеческого материала?

    +1
  • redrok, 13 сентября, 08:30

    Ст.19

    1. Приемлемо. Только прекратите писать огнестрельного. Лучше напишите поражающего на расстоянии. Так как тип оружия может изменится. Может введут электромагнитное, пневматическое и ещё бог знает какое, к примеру огнемёты как в Китае у полицейского спецназа.

    2. Очень правильный пункт. Полностью поддерживаю.

    3. Приемлемо.

    4. Надо добавить «по возможности» либо сделать оговорку примерно как во втором пункте. Если в ходе массовых беспорядков полицейский сломал кому-то руку, а беспорядки продолжаются, то попытка оказать помощь раненому может плохо закончится для самого полицейского. Но в целом пункт правильный.

    5. Снова когда писали о последствиях не подумали. Для чего сообщает? Что бы родственники мстить приехали? Вы закон не для Европы и не для Канады пишите. В ряде случаев этот пункт вообще не имеет смысла. Представит ситуацию когда ОМОН разгоняет беспорядки. Боец бьёт дубинкой из-за щита не особенно глядя по кому именно попадает. Ему что после каждого удара высовываться из-за укрытия и спрашивать кого я задел и какому из родных мне в связи с этим позвонить? Выкиньте данный пункт, либо оставьте уведомление на усмотрение полиции. Так как в ряде случаев это может действительно иметь значение, но ни в коем случае нельзя ставить извещение родственников о причинении телесных повреждений применении физической силы, спецсредств или огнестрельного оружия в обязанность.

    6. Нормально. Так и должно быть.

    7. Нормально. Только тут желательно не персонализировать. Если молодой сотрудник полиции впервые убил кого-то то у него вполне возможен шок и тогда сохранением места происшествия в неприкосновенности должны заняться его товарищи.

    8. Нормально.

    9. Нормально.

    10. Нормально.

    +0
  • morfiysss, 13 сентября, 04:11

    Ни разу не слышал формулировку "неуместным". Этот пункт по моему надо очень тщательно проработать.

    В итоге вышло, что полицейский после работы, выпив на улице, встретив кого-то недружелюбного, сочтет, что предупреждать вовсе и неуместно!

    Пункт 3 - возлагаете на каждого конкретного полицейского право выбирать, стукнуть ли дубинкой или стрелять на поражение. В купе с пунктом 2 получается беспредел. Они правда могу делать все? По закону?

    +0
  • Грицко Е.В., 13 сентября, 03:59

    Нет ясности с вопросом незаконного применения силы сотрудником полиции.

    Предлагаю добавить пункт о невыполнении незаконного приказа сотрудника полиции и об адекватной самостоятельной защите своих прав гражданином в случае незаконного применения силы и специальных средств сотрудником полиции в пределах допустимой обороны (самозащиты).

    +0
  • Ludmila Lichman, 12 сентября, 21:29

    п.2 - исключить.О намерении применения физ.силы, спец.средств или, тем более, огнестрельного оружия сотрудник обязан предупреждать всегда! Даже во время войны, даже на границе сигнал:"стой, кто идет, стрелять буду" - был всегда.

    Кроме того, если оставить данную часть, то она автоматически исключит ч.1 настоящей статьи.Зачем предупреждать, когда можно не предупреждать?Кроме того, в некоторых случаях голосовое предупреждение может предотвратить серьезные последствия как для нарушителя, так и для полицейского, и для окружающих, которые тоже могут отреагировать и уйти с линии огня, или просто упасть и лечь.Основная задача - остановить, но не пристрелить?!

    +0
  • doktor z, 12 сентября, 20:32

    предупредить о намерении применить силу всегда уместно и не может быть невозможно

    +0
  • RCrawford, 11 сентября, 21:48

    Касательно пункта 2. Нужно конкретно оговорить - может не предупреждать, существует явная угроза здоровью и жизни, как то - гражданин обнажил оружие, навел на полицейского огнестрельное оружие, собирается сбить сотрудника полиции машиной (конечно не случайно, а если при преследовании подозреваемого он пытается таким образом избавиться от преследования).

    И все же, даже в этих случаях, вполне можно (и уместно) громко крикнуть "Стоять!" или "Не двигаться!" или "Стреляю!"

    +1
  • Алексей, 11 сентября, 18:06

    Пункт 2 фактически узаконивает применение физ. силы, спец. средств и огнестрельного оружия сотрудником полиции в любой ситуации. Опять присутствует неопределенное понятие "неуместно". Его обязательно нужно исключить.

    +0
  • odinsapog, 10 сентября, 16:34

    по п.4 А если ранит не гражданина РФ, а иностранного гражданина или лицо без гражданства? Им ведь тоже помощь оказать надо.

    +8
  • Sokol, 10 сентября, 01:16

    Часть 2 статьи 19 фактически разрешает применение оружия по любому поводу. Достаточно обосновать неуместность или невозможность предупреждения. Из этой части статьи нужно исключить неуместно и невозможно. Перечень и так имеет расширительное значение «…могут повлечь наступление иных тяжких последствий…». Т.е последствия еще не наступили, а, согласно медицинской терминологии, тяжкие последствия имеют и определение, когда их невозможно определить. Как утрата трудоспособности более 120 л дней. Показалось сотруднику, что утрата будет более 120 дней или нет следствие разберется, а вот невозможность вообще развязывает руки по свободному применению оружия. Применение оружия является исключительной мерой, основанной на Законе. Выражения неуместно и невозможно носят оценочный характер и могут трактоваться в разных схожих ситуациях по разному. После того, как сотрудник будет говорить, что предупреждать о применении оружия посчитал неуместным – доказывать бесполезность и опасность применения оружия в конкретной ситуации будет просто невозможно. Отсутствует гарантия обоснованности применения оружия.

    Часть 6 статьи 19 необходимо дополнить, что сотрудник о применении оружия в течении 24 часов уведомляет прокурора. Применение оружия является исключительной мерой и здесь должен быть прокурорский надзор.

    В части 7 убрать слова «по возможности». Сотрудник полиции должен не по возможности сохранить без изменения место происшествия, а сохранить место происшествия приняв для этого все возможные меры, а в исключительных случаях зафиксировать его с помощью кино-фтоаппаратуры или иных технических средств позволяющих в деталях видеть место происшествия.

    Часть 8 нужно разграничить. О применении активных спецсредств (указать перечень исключая наручники и резиновую палку) сотрудник может доложить не непосредственному начальнику, а руководителю органа полиции. О применении иных спецсредств (по которым он не докладывает руководителю органа – тут тоже перечень можно прописать) сотрудник докладывает непосредственному начальнику. О применении физической силы сотрудник докладывает непосредственному начальнику, а о применении оружия прокурору.

    +4
  • Николай, 9 сентября, 13:24

    Нужно внести пункт: "Сотрудник полиции обязан применять физ. силу, спец. средства или огнестрельное оружие только для предотвращения непосредственной угрозы жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.."иначе п.1 ст.19 ("...обязан предупредить о намерении их применения..." прямо

    противоречит п.2 этой же ст.19 "...имеет право не предупреждать о намерении применить..."

    +1
  • Вышкварцев Виталий, 8 сентября, 21:55

    К ч. 2, к словам "либо когда такое предупреждение является неуместным или невозможным" - Эти расплывчатые формулировки дают основания для полицейского произвола. Нет детализации этих категорий, что означает «невозможность» и что означает «неуместность».

    К ч.3, к словам "обязан стремиться, исходя из обстоятельств, к минимизации любого ущерба" - лозунг!

    К ч.4, к словам "меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок" - Формулировка некорректная. Изложить в следующей редакции: «меры по обеспечению предоставления ему медицинской помощи в возможно короткий срок».

    К ч. 5, 6 : Часть 5 можно исключить, а часть 6 изложить в следующей редакции: «Обо всех случаях причинения гражданину телесных повреждений, ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор, а также родственники гражданина или иное его близкое лицо незамедлительно».

    +4
  • НДМГ, 8 сентября, 14:10

    ч.1 ст.19 В ч.2 ст.32 записано, что «требования сотрудника полиции, обращенные к гражданам и должностным лицам, и предпринимаемые им действия считаются законными до тех пор, пока в предусмотренном законом порядке не будет установлено иное». Т.е. на момент предъявления все требования сотрудника милиции законны, т.к. устанавливать иное в законном порядке будут позднее. Тогда зачем вообще употребляется слово «законные»? Речь должна идти о любых требованиях сотрудника полиции или просто о требованиях. Выяснять, да еще в установленном порядке, насколько требования законны, в ситуации, когда возникли условия для применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, просто абсурдно. Поэтому слово «законные» исключить.

    ч.10 ст.19 Вот, опять ссылка на конкретный закон. Везде бы так.

    +1
  • Андрей, 8 сентября, 03:20

    ага, очень интересно! "если не уместно" я тебе без предупреждения буду стрелять в спину, потому что я так захотел, замечательно! Думайте, что пишете, допускаете!

    +1
  • Сергей Митрохин, 6 сентября, 18:43

    Обязать сотрудников полиции предупреждать о применении оружия, спецсредств и физической силы. Возможно разрешить применять спецсредства без предупреждения, когда промедление угрожает жизни граждан, но нельзя (как сейчас в законопроекте) не предупреждать «если это неуместно».

    +849
  • Alexey, 5 сентября, 19:23

    ч. 2 изложить в следующей редакции:

    «Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, когда действия лиц, в отношении которых предполагается их применить, создают непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции». Перечень должен быть закрытым.

    ч. 5 изложить в следующей редакции:

    «О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция уведомляет родственника гражданина или иное его близкое лицо в трехдневный срок». Срок должен быть четко определен.

    +0
  • Ruslan, 5 сентября, 10:15

    Согласен, необходимо дать четкое определение словам "неуместным" и "невозможным", хотя бы для защиты самих сотрудников, иначе они не докажут ни в прокуратуре ни в суде, что предупреждение о применении было неуместным и невозможным, слишком уж субъективные понятия.

    +2
  • Попов Николай, 4 сентября, 14:58

    Ст. 19: ч2 – Всегда следует предупреждать граждан о возможном применение какой-либо силы!

    +0
  • Storm, 3 сентября, 22:24

    п.1 > обязан предупредить о намерении их применения - ГРОМКО и ЧЕТКО

    п.2 > либо когда такое предупреждение является неуместным или невозможным. - Исключить, либо расписать максимально конкретно(без абстрактных ссылок на действующее законодательство)

    +1
  • 1. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан ГРОМКО, ВНЯТНО И ЧЕТКО предупредить о намерении их применения, предоставив лицам, в отношении которых предполагается применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, возможность выполнить законные требования сотрудника полиции и РЕАЛЬНОЕ время для их выполнения.

    2. Сотрудник полиции имеет право ВОВСЕ не предупреждать о намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, когда действия лиц, в отношении которых предполагается их применить, ДОКАЗУЕМО создают непосредственную угрозу ИМУЩЕСТВУ, жизни и здоровью граждан, ИНЫХ ЛИЦ или сотрудника полиции, либо когда они могут повлечь наступление иных тяжких последствий, либо когда такое предупреждение является ОПЕРАТИВНО неуместным или ДОКАЗУЕМО ФАКТИЧЕСКИ невозможным.

    4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину ИЛИ ИНОМУ ЛИЦУ, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую МЕДИЦИНСКУЮ помощь, а также принять меры по предоставлению ему СКОРОЙ/НЕОТЛОЖНОЙ медицинской помощи в ПРЕДЕЛЬНО (возможно) короткий срок.

    5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция ОБЯЗАТЕЛЬНО НЕМЕДЛЕННО уведомляет родственника гражданина ИЛИ ИНОГО ЛИЦА, или иное его близкое лицо, А ТАКЖЕ ДЕЖУРНОГО АДВОКАТА (в возможно короткий срок).

    6. Обо всех случаях причинения гражданину ИЛИ ИНОМУ ЛИЦУ ранения И/ИЛИ (либо) наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия НЕМЕДЛЕННО уведомляется ДЕЖУРНЫЙ прокурор.

    7. Сотрудник полиции должен ОБЯЗАТЕЛЬНО (по возможности) сохранить без изменения место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину ИЛИ ИНОМУ ЛИЦУ причинено ранение И/ИЛИ (либо) наступила его смерть.

    8. Сотрудник полиции обязан сообщить о случаях применения физической силы, в результате которых причинен физический или материальный ущерб гражданину ИЛИ ИНОМУ ЛИЦУ либо материальный ущерб организации, а также обо всех случаях применения специальных средств или огнестрельного оружия непосредственному начальнику и в течение 2 (24) часов с момента применения представить соответствующий рапорт.

    9. В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, руководствуясь ПРЕЖДЕ ВСЕГО ДЕЙСТВУЮЩИМ РОССИЙСКИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ, А ЗАТЕМ УЖЕ приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (этой группы).

    10. В местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений физическая сила, специальные средства и огнестрельное оружие применяются сотрудником полиции ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

    +5
  • Викинг, 2 сентября, 09:23

    Я уже отмечал, что расписывание в настоящем проекте порядка и условий применения насилия несостоятельно с правовой точки зрения, так как противоречит ст.ст. 37-39 УК РФ, которые не выделяют сотрудников правоохранительных органов в специальную категорию в вопросах правомерного причинения вреда. Но здесь хотелось бы отметить п.9 ст.19.

    Такого вообще не должно быть. Каждый сотрудник должен нести всю полноту ответственности за причинённый вред ЛИЧНО! Вне зависимости от приказа! Приказ не может освобождать от ответственности за совершение преступления, если он преступен.

    Если этот пункт оставить в законе, то завтра какой-нибудь "умник" в крутых погонах, (а у нас их хватает), отдаст приказ расстрелять каких-нибудь "несогласных", и мы получим новое "кровавое воскресенье" со всеми вытекающими последствиями. И виноватых не будет.

    Тогда их народ найдёт сам!

    +2
  • Morpech, 1 сентября, 20:38

    В теории и методике физического воспитания термин "сила" (физическая), обозначает наименование физического качества, наряду с такими качествами как быстрота, выносливость, ловкость, которые также необходимы сотруднику правоохранительных органов для успешного применения профессионально-прикладных навыков, необходимых для пресечения нарушений общественного порядка,задержания правонарушителей, оказывающих, зачастую, групповое или вооруженное сопротивление, ставящее под угрозу уничтожения жизнь граждан или сотрудников правоохранительных органов.

    С точки зрения теории и методики физического воспитания правильным термином, обозначающим набор необходимых профессионально-прикладных навыков сотрудников полиции для задержания, а также отражения нападения, а зачастую и уничтожения особо опасных преступников (в том числе и при проведении контртеррористических операций), является термин "приемы и действия рукопашного боя".

    В один из видов профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников правоохранительных органов как "Рукопашный бой", в соответствие с теорией и методикой физического воспитания, входят такие разделы как: удары руками и ногами; освобождения от захватов и обхватов; броски; болевые приемы в стойке; болевые приемы в борьбе лежа; приемы обезоруживания; специальные приемы - приемы задержания, обыска (наружного осмотра) и конвоирования.

    Таким образом, существующий в МВД РФ термин "боевые приемы борьбы" является методически и практически неверным и не согласующимся с существующей теорией и методикой физического воспитания.

    Имеющиеся доводы некоторых авторов о том, что рукопашный бой в армии предназначен для уничтожения противника, а боевые приемы борьбы для задержания правонарушителей, не является состоятельными, потому что, во-первых, содержание приемов и программа обучения может быть одинаковой, а поставленная задача (уничтожение или задержание) может быть разной, но подготовленный сотрудник правоохранительных органов должен уметь применять приемы рукопашного боя в полном объеме, руководствуясь пределами необходимой обороны и соразмерности применения приемов рукопашного боя в зависимости от конкретной ситуации, в соответствие со статьями УК РФ.

    По большому счету, результаты применения приемов рукопашного боя в ситуациях обезвреживания вооруженных правонарушителей ( в том числе террористической направленности, а также вооруженных боевиков)сравнимы с результатами применения огнестрельного оружия. Вероятно, необходимо законодательно определить (разделить) порядок применения приемов рукопашного боя против не сопротивляющихся (или пассивно сопротивляющихся правонарушителей, и против активно сопротивляющихся, вооруженных, угрожающих жизни и здоровью граждан и сотрудников правоохранительных органов преступников.

    +1
  • Denis, 1 сентября, 19:47

    п.6. надо указать в какой срок надо уведомлять прокурора.

    +0
  • Роман, 31 августа, 22:12

    п.2 - убрать "неуместным или невозможным", написать "за исключением случаев, когда это невозможно в силу противодействия лица, иных третьих лиц, либо в силу форс-мажорных обстоятельств"

    +1
  • zlobniy, 31 августа, 19:16

    п. 1. и п. 2 статьи противоречат друг другу

    +0
  • В пункте 6 статьи 19 не указан срок обращения к прокурору.

    В пункт 8 статьи 19 добавить необходимость рапорта прокурору, а не только начальнику.

    +0
  • Marina, 29 августа, 13:55

    п.5 - о причинении повреждений или факте применения силы. Повреждения бывают разные.Считаю, что сообщение должно быть о факте применения силы!

    +1
  • Соловьев С. В., 28 августа, 19:18

    я предлагаю, учитывая гл. 5, статью 18 данного закона, понизить сторогость уголовного наказания сотрудников полиции, применивших спецсредства(огнестрельное оружие) неправомерно.

    +3
  • Zurab, 27 августа, 11:55

    Добавить ч. 11 "В случае причинения телесных повреждений сотруднику полиции при исполнении им служебных обязанностей в течении 24 часов в обязательном порядке рапортом начальника подразделения уведомляется Прокурор."

    +3
  • Ilya, 27 августа, 09:26

    Предлагаю добавить п. 11

    В случаи неправомерного применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, сотрудник полиции несет уголовную ответственность с максимальными сроками наказания.

    +4
  • Балашов Константин, 27 августа, 03:44

    В части 1 надо предусмотреть следующее:

    при действии в соcтаве подразделения достаточно одного предупреждения от одного из членов подразделения;

    при придупреждении группы граждан достаточно одного предупреждения для всех.

    +1
  • Балашов Константин, 27 августа, 03:35

    Часть 1 статьи 19 обязывает сотрудника полиции предоставить возможномть выполнить законные требования! Тут возможны различные толкования. Преступник и адвокат всегда будут говорить, что не все возможности были предоставлены (мало света, мало места, нет того или иного...), а как сотрудник полиции это может все предоставить? Надо здесь говорить об имеющихся у него законных возможностях!

    +1
  • Alfa Squadron, 27 августа, 02:52

    Добавить в статью следующий пункт:

    "В случае необоснованного применения силового воздействия против гражданина, данному гражданину выплачивается неустойка в размере 100 заработных плат гражданина за последний год, но не менее 1000'000 рублей, а так же возмещается весь материальный ущерб нанесённый гражданину в результате данного необоснованного применения силового воздействия."

    Сразу будет неповадно лупить кого ни поподя.

    +1
  • Alfa Squadron, 27 августа, 02:27

    ст.19, п.9 "сотрудник полиции применяет физическую силу...руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя..."

    Надо добавить - руководствуясь только ЗАКОННЫМИ приказами руководителя.

    +3
  • Сергей, 26 августа, 23:24

    7. Сотрудник полиции должен по возможности сохранить без изменения место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

    не "должен по возможности", а "обязан".

    +2
  • Maxi, 26 августа, 20:16

    п. 2 слово "неуместным" исключить. Понятие абсолютно не юридическое! Категория оценочная, дающая широкое поле для фантазии!

    п. 5 "короткий срок" должен быть четко определен.

    п. 6 необходимо дополнить нормами, согласно которых указанный рапорт (сообщение) является основанием для проведения прокурором проверки.

    +2
  • Мамлиев Ильшат, 26 августа, 19:45

    п.8 изложить в следующей редакции: "Сотрудник полиции обязан сообщить о случаях применения физической силы, специальных средств в результате которых причинен физический или материальный ущерб гражданину либо материальный ущерб организации, а также об всех случаях ротменения огнестрельного оружия непосредственному начальнику или начальнику ОВД по месту применения, и в течение 24 часов с момента применения представить соответствующий рапорт

    +1
  • lavrov38-00, 24 августа, 11:17

    Предлагаю:

    -части 1 и 2 объединить;

    -включить часть, предупреждающую сотрудников об ответственности за неправомерные действия;

    -в данной статье изложить запреты, т.к. они являются одним из условий применения служебно-боевых приемов;

    -часть 9 исключить, т.к. выполняя задачу в составе подразделения (группы) сотрудник должен применять служебно-боевые приемы по ситуации;

    изложить ст.19 в следующей редакции:

    1. Сотрудник полиции, прежде чем применять силовые приемы, специальные средства и огнестрельное оружие, обязан предупредить о намерении их применения, предоставив при этом достаточно времени для выполнения требований сотрудника полиции, а перед применением огнестрельного оружия сотрудник полиции, кроме того, должен произвести предупредительный выстрел (выстрелы), за исключением случаев, когда промедление в применении приемов насильственного воздействия создает реальную угрозу жизни и здоровью сотруднику полиции или другим лицам, либо может повлечь иные тяжкие последствия, либо когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным. Исключением в предупреждении является применение некоторых специальных средств, предупреждение о применении которых является неуместным или недопустимым.

    2. В процессе применения силовых приемов, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудники полиции, в зависимости от характера и степени общественной опасности правонарушения и лиц, его совершивших, и силы оказываемого ими противодействия, должны стремиться к тому, чтобы вред здоровью и ущерб имуществу был бы в сложившейся ситуации наименьшим.

    3. Применение сотрудниками полиции силовых приемов, специальных средств и огнестрельного оружия с превышением полномочий, пределов необходимой обороны, мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, или пределов крайней необходимости влечет за собой ответственность, установленную законом.

    4. Запрещается применять силовые приемы, специальные средства и огнестрельное оружие с причинением вреда здоровью в отношении женщин с видными признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью сотрудников полиции или других лиц, а также при пресечении несанкционированных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, не сопровождающихся массовыми беспорядками и групповыми нарушениями общественного порядка и не создающих препятствий для работы организаций и учреждений, а также транспорта. Кроме того, запрещается применять огнестрельное оружие при скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние люди.

    5. В местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений силовые приемы, специальные средства и огнестрельное оружие применяются сотрудником полиции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15 июля 1995 года №103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".

    6. После применения силовых приемов, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан:

    1)Лицу которому причинен вред здоровью, оказать первую медицинскую помощь, принять меры по предоставлению ему квалифицированной медицинской помощи в возможно короткий срок, доложить прямому начальнику о происшествии, который должен организовать уведомление родственника пострадавшего или иное близкое ему лицо.

    2)В случае наступления смерти, либо причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по возможности сохранить без изменения место происшествия.

    3)В течение 24 часов с момента применения силовых приемов, специальных средств или огнестрельного оружия, в результате которого причинен вред здоровью или материальный ущерб гражданину, либо материальный ущерб организации, доложить рапортом начальнику органа полиции, который в случае причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью или смерти должен организовать уведомление прокурора.

    +2
  • Владимир Владимирович, 23 августа, 23:53

    Всё изложено верно и доходчиво.Не надо делать из стражей порядка клоунов.Не забывайте, что эта статья направлена на защиту граждан от преступников.Если Вы честный законопослушный гражданин,тогда чего Вам бояться"физической силы,специальных средств или огнестрельного оружия"? А насчёт милицейско-полицейского беспредела - так для чего этот закон в целом? Мы читаем его с учётом, что в МВД будут СЛУЖИТЬ люди которые действительно хотят и заслуживают это.

    +2
  • Турчев, 23 августа, 23:38

    в пункте 2 исключить из прежней редакции слова: «и здоровью», «иных», «либо когда такое предупреждение не устраняет является неуместным или невозможным»

    Новая редакция: «Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, когда действия лиц, в отношении которых предполагается их применить, создают непосредственную угрозу жизни граждан или сотрудника полиции, либо когда они могут повлечь наступление тяжких последствий»

    +1
  • Zurab, 23 августа, 20:24

    Статья правильная, все разумно и обоснованно.

    Одно дополнение:

    После применения физ силы, спец. средств, огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан объяснить гражданину, против которого они были применены, в чем гражданин был не прав, и что явилось основанием и причиной применения.

    Необходимо разъяснить гражданину его право на обжалование действий сотрудника если он считает их неправомерными, предоставить данные сотрудника, который причинил ему повреждений, указать где он может написать заявление и зафиксировать телесные повреждения.

    Желательно, чтобы гражданин мог высказать все имеющиеся у него претензии и осознал свою неправоту.

    +1
  • Невидимка, 22 августа, 21:33

    Пункт 9. статьи 19 изложить в следующей редакции: "В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, руководствуясь законными приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (этой группы)."

    +0
  • Cap123, 22 августа, 00:46

    Кто будет определять "уместность" или "неуместность" предупреждения? Считаю, что пункт 2 сформулировать более четко.

    +1
Цитировать