Законопроект 2011

Общественное обсуждение законопроектов

Проект федерального закона «О полиции» (36)

  • Александр, 8 сентября, 07:15

    В ст. 3 законопроекта в целях ее приведения в соответствие со ст. 90 и 115 Конституции Российской Федерации слова «нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации» необходимо заменить словами «нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации».

    +1
  • Александр, 7 сентября, 20:12

    1. В ч. 1 ст. 12 законопроекта не указаны следующие обязанности полиции:

    1) оказывать содействие судебным приставам-исполнителям в ходе исполнительного производства при возникновении угрозы жизни или здоровью судебным приставам-исполнителям, обеспечивать правопорядок на месте совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (ст. 62 Федерального закона «Об исполнительном производстве»);

    2) рассматривать заявления граждан и общественных объединений о признании граждан подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации, о признании пострадавшими от политических репрессий детей, супругов, родителей репрессированных граждан, составлять заключения и выдавать справки о признании указанных граждан соответственно подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации, пострадавшими от политических репрессий либо сообщать об отказе в выдаче таких справок (ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 8.1 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий»).

    2. Видится необходимым расположить указанные в ч. 1 ст. 12 законопроекта обязанности полиции в том же порядке, в каком в ч. 1 ст. 2 перечислены основные направления деятельности полиции.

    3. Поскольку в ч. 1 ст. 12 законопроекта приведен закрытый перечень обязанностей полиции, необходимости в дополнительном уточнении, что новые обязанности могут быть возложены на полицию только посредством внесения изменений в ч. 1 ст. 12, не усматривается, ч. 2 ст. 12 предлагается исключить.

    4. В целях совершенствования формулировок ч. 3 ст. 12 следует изложить его в следующей редакции: «3. Порядок реализации обязанностей полиции устанавливается федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере полиции.».

    +2
  • Александр, 7 сентября, 15:52

    В соответствии с аргументацией, изложенной в комментарии к ст. 50 законопроекта, ст. 56 законопроекта предлагается дополнить ч. 11 следующего содержания:

    «11. До вступления в силу федерального закона, определяющего порядок организации и деятельности муниципальной милиции, органы местного самоуправления предоставляют сотрудникам полиции, замещающим должность участкового уполномоченного полиции, для работы на обслуживаемых административных участках помещения, оборудованные мебелью, оргтехникой и средствами связи, а также обеспечивают техническую эксплуатацию этих помещений (водоснабжение, отопление, освещение, уборка, ремонт).».

    Кроме того, необходимо рассмотреть вопрос о переименовании муниципальной милиции в муниципальную полицию и внесении соответствующих изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    +0
  • Александр, 7 сентября, 12:55

    В ст. 54 законопроекта не предусмотрена возможность обжалования действий (бездействий) сотрудника полиции, нарушающих права и законные интересы избирательных комиссий муниципальных образований. В связи с этим указанную статью после слов «органа местного самоуправления,» следует дополнить словами «иного муниципального органа,».

    +1
  • Александр, 7 сентября, 11:28

    В целях приведения терминологии ст. 52 законопроекта в соответствие с наименованием главы 10 законопроекта, необходимо в наименовании и ч. 1 ст. 52 законопроекта слова «контроль деятельности» заменить словами «контроль за деятельностью».

    В ч. 1 ст. 52 законопроекта указано, что граждане РФ, общественные объединения осуществляют общественный контроль за деятельностью полиции в соответствии с федеральным законом. В случае, если не предусматривается принятия отдельного федерального закона об общественном контроле за деятельностью полиции, то слова «в соответствии с федеральным законом» следует исключить, поскольку в Федеральном законе «Об общественных объединениях» отсутствуют положения о порядке осуществления общественными объединениями общественного контроля за деятельностью милиции/полиции, а порядок осуществления общественного контроля гражданами РФ законодательно не урегулирован.

    +0
  • Александр, 7 сентября, 09:24

    В наименовании главы 10 законопроекта употребляется формулировка «контроль и надзор за деятельностью полиции», однако в ст. 51 законопроекта используется иной, менее корректный способ согласования слов: «контроль деятельности полиции». Исходя из необходимости приведения терминологии ст. 51 законопроекта в соответствие с наименованием главы 10 законопроекта, в наименовании, ч. 1 и 2 ст. 51 законопроекта слова «контроль деятельности» необходимо заменить словами «контроль за деятельностью».

    +0
  • Александр, 7 сентября, 09:03

    П. 8 ч. 1 ст. 15 и п. 9 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов отнесена организация охраны общественного порядка муниципальной милицией. Согласно п. 6 ч. 3 и ч. 4 ст. 50 названного Федерального закона в собственности муниципальных районов и городских округов может находиться имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка муниципальной милицией. Приведенные положения в силу абз. 2 ч. 3 ст. 83 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» будут действовать со дня вступления в силу федерального закона, определяющего порядок организации и деятельности муниципальной милиции.

    В ч. 8 ст. 50 законопроекта предусмотрено полномочие органов местного самоуправления по материально-техническому обеспечению деятельности участковых уполномоченных полиции, тогда как материально-техническое обеспечение иных сотрудников полиции в соответствии с ч. 1 ст. 50 законопроекта осуществляется за счет средств федерального бюджета.

    Из приведенных положений следует, что предусмотренный в ч. 8 ст. 50 законопроекта порядок материально-технического обеспечения деятельности участковых уполномоченных полиции является временным, он будет действовать до вступления в силу федерального закона о муниципальной милиции, сформированной, по-видимому, из участковых уполномоченных. В связи с этим представляется логичным ч. 8 ст. 50 законопроекта исключить, одновременно дополнив законопроект соответствующим переходным положением.

    +2
  • Александр, 7 сентября, 08:24

    Ч. 2 ст. 49 законопроекта необходимо привести в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации.

    Если в соответствии с ч. 1 ст. 35 Закона РФ «О милиции» было установлено «смешанное» расходное обязательство по финансированию милиции (за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов), то в ч. 1 ст. 49 законопроекта предусмотрено, что «финансовое обеспечение деятельности полиции, а также гарантий и компенсаций, предоставляемых (выплачиваемых) сотрудникам полиции и членам их семей в соответствии с законодательством Российской Федерации, является расходным обязательством Российской Федерации».

    На основании п. 1 ст. 138.1 Бюджетного кодекса РФ бюджетные средства, предоставляемые из бюджета субъекта РФ в целях софинансирования исполнения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий, отнесенных к компетенции органов государственной власти РФ, в случаях, установленных федеральными законами, должны предоставляться в форме субсидий федеральному бюджету из бюджета субъекта РФ. Согласно п. 2 ст. 138.1 Бюджетного кодекса РФ «цели и условия предоставления и расходования субсидий федеральному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливаются соглашениями между федеральным органом исполнительной власти и высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, заключаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».

    Следовательно, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе воспользоваться предусмотренной в ч. 2 ст. 49 законопроекта возможностью осуществлять финансовое обеспечение полиции только в случае, если законопроектом будет предусмотрена возможность выделения на эти цели субсидий федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации.

    Поскольку Бюджетным кодексом РФ не предусмотрена возможность предоставления субсидий федеральному бюджету из местных бюджетов, после вступления в силу законопроекта органы местного самоуправления будут не вправе осуществлять финансовое обеспечение деятельности полиции.

    Кроме того, следует отметить, что в ч. 2 ст. 49 законопроекта использовано выражение «полномочия полиции», тогда как в предыдущих положениях законопроекта речь шла об основных направлениях, обязанностях, правах полиции (ст. 2, 12 и 13 законопроекта).

    Исходя из изложенного, предлагается ч. 2 ст. 49 законопроекта изложить в следующей редакции:

    «2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении полномочий Российской Федерации в сфере финансового обеспечения деятельности полиции в отношении органов и подразделений полиции, исполняющих обязанности по обеспечению общественной безопасности в порядке, определенном соглашениями между федеральным органом исполнительной власти в сфере полиции и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем предоставления субсидий федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации.».

    +1
  • Александр, 7 сентября, 08:17

    В связи с тем, что на основании ч. 3 ст. 41 законопроекта руководящий и профессорско-преподавательский состав образовательных учреждений высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел проходит службу в полиции, в ч. 1 ст. 42 необходимо предусмотреть такое основание увольнения со службы в полиции, как увольнение с должностей руководящего и профессорско-преподавательского состава указанных учреждений.

    +0
  • Александр, 7 сентября, 08:15

    1. Имеются сомнения в необходимости включения в статью 32 законопроекта части 5, по существу разрешающей распространение на сотрудников полиции норм уголовного законодательства. На основании ст. 4 и 76 Конституции Российской Федерации федеральные законы обладают прямым действием на всей территории Российской Федерации, и Уголовный кодекс Российской Федерации распространяется на сотрудников полиции, равно как и на иных граждан. В связи с этим ч. 5 ст. 32 законопроекта необходимо исключить.

    2. Отсутствует необходимость включения в ст. 32 законопроекта ч. 7, повторяющей положения уголовно-процессуального законодательства и законодательства об административных правонарушениях о правилах оценки доказательств, поскольку данное положение не соответствует предмету правового регулирования законопроекта. Ч. 7 ст. 32 предлагается исключить.

    +3
  • Александр, 7 сентября, 08:14

    В п. 2 ч. 1 ст. 29 законопроекта предусмотрено основание ограничения права на принятие на службу в полицию и прохождения службы в полиции – наличие судимости в прошлом. Иными словами, такой запрет распространяется на граждан, чья судимость погашена или снята, что не соответствует ч. 6 ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью.

    +2
  • Александр, 7 сентября, 08:13

    В целях исключения имеющегося в законопроекте внутреннего противоречия между ч. 2 ст. 25 и ч. 3 ст. 41 предлагается дополнить ч. 2 ст. 25 пунктом 3 следующего содержания:

    «3) обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере полиции, работы в указанных учреждениях на должностях руководящего и профессорско-преподавательского состава.».

    +0
  • Александр, 7 сентября, 08:13

    В целях приведения законопроекта в соответствие со ст. 97 Уголовного кодекса РФ необходимо в п. 5 ч. 3 ст. 17 законопроекта слово «характера» заменить словом «воздействия».

    +0
  • Александр, 6 сентября, 18:04

    В целях приведения законопроекта в соответствие с ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в п. 1 ч. 1 ст. 16 законопроекта слова «стихийных бедствий, аварий, катастроф» следует заменить словами «чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

    +2
  • Александр, 6 сентября, 11:22

    В ст. 55 приведен перечень законодательных актов РСФСР и РФ, принятых по вопросам деятельности милиции. Однако существуют фактически утратившие силу законодательные акты СССР, которые возможно указать в ст. 55 законопроекта как признаваемые недействующими на территории РФ. В связи с этим предлагается:

    1) наименование ст. 55 изложить в следующей редакции:

    «Статья 55. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов РСФСР и Российской Федерации, признание недействующими на территории Российской Федерации отдельных законодательных актов СССР»;

    2) в абз. 1 ст. 55 слово «Признать» заменить словами «1. Признать»;

    3) ст. 55 дополнить ч. 2 следующего содержания:

    «2. Признать недействующими на территории Российской Федерации:

    1) Постановление ЦИК и СНК СССР от 6 апреля 1926 года «О сборах, взимаемых органами Народного Комиссариата Внутренних Дел за выдачу общегражданских заграничных паспортов, разрешений и виз на въезд в Союз ССР и выезд из Союза ССР и видов на жительство для иностранцев» (СЗ СССР, 1926, № 27, ст. 167);

    2) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1945 года «О званиях, форме одежды и знаках различия начальствующего состава Народного Комиссариата Внутренних Дел и Народного Комиссариата Государственной Безопасности СССР» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1945, № 39);

    3) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1973 года «О специальных званиях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1973, № 43, ст. 603);

    4) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 30 июля 1975 года № 1958-IX «О распространении действия воинских уставов на лиц, проходящих службу в специальных моторизованных частях милиции МВД СССР и военизированной пожарной охране ГУВД Мосгорисполкома, и об установлении ответственности этих лиц на основании Закона СССР от 25 декабря 1958 года «Об уголовной ответственности за воинские преступления» (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991, № 12);

    5) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июня 1977 года № 5822-IX «О награждении медалью «Ветеран труда» лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1977, № 24, ст. 369);

    6) пункт 6 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1983 года № 9814-X «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1983, № 33, ст. 507);

    7) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 июня 1979 года № 214-X «О судах, прокуратуре, адвокатуре, нотариате и органах внутренних дел, действующих на особо режимных объектах» (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991, № 10);

    8) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 мая 1984 года «О Положении о товарищеских судах рядового и начальствующего состава органов внутренних дел» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1984, № 19, ст. 343);

    9) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 мая 1984 года № 128-XI «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1984, № 19, ст. 342);

    10) Закон СССР от 6 марта 1991 года № 2001-1 «О советской милиции» (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР, 1991, № 12, ст. 319);

    11) Постановление Верховного Совета СССР от 6 марта 1991 года № 2002-1 «О введении в действие Закона СССР «О советской милиции» (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР, 1991, № 12, ст. 320);

    12) Закон СССР от 17 мая 1991 года № 2173-1 «О введении специальных званий прапорщиков и старших прапорщиков в органах внутренних дел» (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР, 1991, № 22, ст. 634).».

    +1
  • Александр, 6 сентября, 08:55

    Необходимо обратить внимание на то, что п. 9 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ установлены правовые нормы, определяющие порядок финансового обеспечения деятельности органов внутренних дел за средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, действующие «до вступления в силу федерального закона, определяющего порядок организации и деятельности федеральной и муниципальной милиции», которые в связи со вступлением в силу Федерального закона «О полиции» потребуется признать утратившими силу. Кроме того, имеется необходимость в признании утратившими силу изменений, которые были внесены в п. 9 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ.

    В связи с этим предлагается в статье 55 законопроекта:

    1) пункт 23 после слов «статью 1» дополнить словами «и пункт 9 статьи 154»;

    2) после пункта 25 дополнить новым пунктом следующего содержания:

    «26) подпункт «а» пункта 4 статьи 31 Федерального закона от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 1, ст. 10);».

    +0
  • Александр, 6 сентября, 07:16

    1. В п. 41 – 43 ст. 55 законопроекта содержатся ссылки на Российскую газету, тогда как федеральные законы, указанные в данных подпунктах уже опубликованы в Собрании законодательства Российской Федерации. В связи с этим необходимо:

    в п. 41 ст. 55 слова «Российская газета, 2010, 26 июля» заменить словами «Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 30, ст. 3987»;

    в п. 42 ст. 55 слова «Российская газета, 2010, 26 июля» заменить словами «Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 30, ст. 3988»;

    в пункте 43 статьи 55 слова «Российская газета, 2010, 30 июля» заменить словами «Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 31, ст. 4196».

    2. В ст. 55 приведен перечень законодательных актов РСФСР и Российской Федерации, принятых по вопросам деятельности милиции за период с 18 апреля 1991 г. до настоящего времени. Вместе с тем имеются фактически утратившие силу законодательные акты РСФСР, которые возможно указать в ст. 55 законопроекта как признаваемые утратившими силу, недействующими на территории Российской Федерации. В связи с этим предлагается ст. 55 законопроекта дополнить пунктами 1 – 7 следующего содержания:

    «1) Постановление ВЦИК от 23 февраля 1919 года «О рабоче-крестьянской железнодорожной милиции»;

    2) Декрет ВЦИК от 23 апреля 1919 года «О речной советской рабоче-крестьянской милиции»;

    3) Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1920 года «О Рабоче-Крестьянской Милиции»;

    4) Декрет ВЦИК от 24 октября 1921 года «О назначении и смещении Начальников милиции губерний, уездов и областей»;

    5) Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 24 мая 1922 года «Положение о Народном Комиссариате Внутренних Дел»;

    6) Декрет ВЦИК от 23 ноября 1922 года «О пересмотре и доукомплектовании личного состава милиции»;», изменив нумерацию последующих пунктов ст. 55 законопроекта.

    +1
  • Александр, 5 сентября, 20:28

    В законопроекте имеется внутреннее противоречие: с одной стороны, ч. 1 ст. 57 законопроекта предусмотрено вступление Федерального закона (в том числе ч. 1 ст. 49 законопроекта, предусматривающей отнесение финансового обеспечения полиции к расходным обязательствам РФ) в силу с 1 января 2011 г.; с другой стороны, на основании ч. 10 ст. 56 законопроекта предусматривается сохранение действующего порядка финансирования полиции до 1 января 2012 г. В целях преодоления указанной коллизии необходимо установить, что ч. 1 и 2 статьи 49 законопроекта должны вступать в силу с 1 января 2012 г. В связи с этим предлагается ч. 1 ст. 57 законопроекта изложить в следующей редакции:

    «1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 года, за исключением частей 1 и 2 статьи 49, вступающих в силу с 1 января 2012 года.».

    +0
  • Александр, 5 сентября, 11:37

    Главу 11 законопроекта необходимо дополнить статьей, которой вносились бы изменения в федеральные законы, распространяющие действие Закона РФ «О милиции» на сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, применение которых в условиях признания с 1 января 2011 г. утратившим силу Закона РФ «О милиции», оказалось бы невозможным постольку, поскольку на них Федеральный закон «О полиции» не распространяется. В связи с этим в случае признания Закона РФ «О милиции» утратившим силу, правовая основа деятельности органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ может оказаться утраченной.

    Помимо этого, есть необходимость корректировки части 9 статьи 5 Федерального закона от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ в части указания точного срока перевода милиции общественной безопасности на финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета (с 1 января 2012 г.).

    Исходя из изложенного предлагается:

    1) в п. 35 ст. 55 слова «статью 1» заменить словами «статьи 1 и 18»;

    2) дополнить законопроект после ст. 55 новой ст. 56 следующего содержания:

    «Статья 56. Внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

    1. Внести в статью 58 Федерального закона от 30 июня 2003 года № 86-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 27, ст. 2700) изменения, изложив ее в следующей редакции:

    «Статья 58

    1. Сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ имеют право на хранение и ношение табельного оружия и специальных средств, а также право на применение физической силы, оружия и специальных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О полиции».

    2. На сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих выполнению сотрудником органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Установление таких исключений и определение сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в отношении которых применяются данные исключения, в каждом отдельном случае осуществляются в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.».

    2. Внести в Федеральный закон от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 18, ст. 2117; 2007, № 43, ст. 5084; № 45, ст. 5424; № 49, ст. 6066; 2008, № 48, ст. 5500; 2009, № 15, ст. 1780; № 30, ст. 3739; № 51, ст. 6151; 2010, № 19, ст. 2291) следующее изменение:

    в части 9 статьи 5 слова «со дня перевода в соответствии с федеральным законом милиции общественной безопасности на финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета» заменить словами «с 1 января 2012 года».», изменив нумерацию последующих статей законопроекта.

    +0
  • Александр, 5 сентября, 11:24

    1. В п. 1 ч. 1 ст. 15 законопроекта использован термин «уголовное наказание». Вместе с тем в соответствии с ч. 1 ст. 43 Уголовного кодекса РФ следует использовать термин «наказание». В связи с этим в п. 1 ч. 1 ст. 15 законопроекта слово «уголовного» необходимо исключить.

    2. В п. 3 ч. 1 ст. 15 законопроекта использован не предусмотренный гражданским законодательством термин «объекты собственности» (в значении «имущество»). Кроме того, в указанном структурном элементе законопроекта употребляется выражение «безопасность личности, общества и государства». Вместе с тем в ч. 3 ст. 3 Жилищного кодекса РФ применительно к аналогичной ситуации (проникновения в жилые помещения) использовано речь идет о личной безопасности или общественной безопасности. Исходя из этого необходимо в п. 3 ч. 1 ст. 15 законопроекта слова «объектам собственности» заменить словом «имуществу», слова «безопасности личности, общества и государства» заменить словами «личной безопасности или общественной безопасности».

    +1
  • Александр, 5 сентября, 11:19

    Предлагается дополнить статью 14 частями 8 – 14 следующего содержания:

    «8. Задержанные граждане содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов и подразделений полиции, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления.

    Условия содержания задержанных граждан, нормы питания и порядок медицинского обслуживания таких граждан определяются Правительством Российской Федерации.

    Несовершеннолетние задержанные граждане содержатся отдельно от совершеннолетних задержанных граждан.

    9. Не позднее чем за 24 часа до истечения срока задержания гражданина в случае, если сохраняются основания для его задержания на срок свыше 48 часов, начальник органа полиции или его заместитель направляет в районный суд по месту задержания гражданина ходатайство о продлении срока задержания гражданина. К ходатайству прилагаются копия протокола о задержании и материалы, подтверждающие обоснованность задержания, продления его срока.

    10. Дело о продлении срока задержания гражданина рассматривается судьей единолично в течение суток с момента внесения ходатайства полиции, но не позднее истечения предельного срока задержания гражданина без судебного решения.

    В рассмотрении ходатайства участвуют задержанный гражданин, его родители или иные законные представители (в отношении несовершеннолетних задержанных граждан), адвокат (защитник), прокурор, представители полиции. В рассмотрении ходатайства о продлении срока задержания несовершеннолетнего гражданина также могут участвовать представители комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

    11. По результатам рассмотрения ходатайства о продлении срока задержания гражданина, судья выносит постановление о продлении срока задержания гражданина либо об отказе в продлении срока задержания гражданина.

    В постановлении судьи, принятом по ходатайству полиции о продлении срока задержания гражданина, указываются:

    1) наименование суда;

    2) фамилия, имя, отчество судьи, вынесшего постановление;

    3) дата и место вынесения постановления;

    4) сведения о личности задержанного, лицах, участвовавших в рассмотрении ходатайства полиции;

    5) цели и основания продления срока задержания или отказа в продлении срока задержания;

    6) дата и время, до которых продлевается срок задержания (в случае принятия решения о продлении срока задержания);

    7) порядок обжалования постановления.

    12. Постановление судьи, принятое по результатам рассмотрения ходатайства полиции о продлении срока задержания гражданина, доводится до сведения задержанного и других лиц, участвовавших в рассмотрении ходатайства полиции о продлении срока задержания, путем его оглашения. Копии постановления вручаются задержанному, его родителям или иным законным представителям, и направляются в орган полиции для исполнения.

    Постановление судьи, принятое по результатам рассмотрения ходатайства полиции о продлении срока задержания гражданина, может быть обжаловано в тот же районный суд. Жалоба на постановление судьи рассматривается в течение суток с момента ее внесения, но не позднее истечения предельного срока задержания гражданина без судебного решения, другим судьей того же районного суда.

    13. По истечении 48 часов с момента, указанного в части 6 настоящей статьи, задержанный гражданин подлежит освобождению, если в отношении него не было принято судебного решения о продлении срока его задержания либо в отношении него по результатам рассмотрения ходатайства полиции о продлении срока его задержания, вынесено постановление об отказе в продлении срока задержания.

    14. Федеральными законами могут устанавливаться особенности порядка задержания граждан, подозреваемых в совершении преступлений, административных правонарушений.».

    +0
  • Александр, 5 сентября, 11:13

    Предлагается части 3 – 7 статьи 14 изложить в следующей редакции:

    «3. В срок не более 3 часов с момента фактического задержания гражданина полицией (в случае доставления задержанного гражданами, должностными лицами государственных органов, муниципальных органов, организаций – с момента передачи задержанного гражданина полиции) должен быть составлен протокол задержания.

    4. Протокол задержания должен содержать:

    1) дату и место его составления;

    2) должность, фамилию и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол;

    3) сведения о задержанном гражданине;

    4) время, место, основания и мотивы задержания;

    5) результаты личного досмотра, досмотра находящихся при гражданине вещей, документов, транспортных средств;

    6) отметку о разъяснении задержанному гражданину его прав, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.

    В протоколе могут содержаться сведения об иных обстоятельствах задержания.

    Протокол подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным гражданином. В случае, если задержанный гражданин отказывается подписать протокол, в протоколе делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу по его просьбе.

    5. В полиции в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере полиции, ведется реестр граждан, подвергнутых задержанию. Сведения, содержащиеся в реестре, не могут быть переданы третьим лицам, за исключением прокурора и лиц, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи.

    6. Срок задержания гражданина без судебного решения не может превышать 48 часов с момента фактического задержания гражданина полицией (в случае доставления задержанного гражданами, должностными лицами государственных органов, муниципальных органов, организаций – с момента передачи задержанного полиции), а лица, находящегося в состоянии опьянения – со времени его вытрезвления.

    7. Задержанные граждане имеют следующие права:

    1) право на уважение их чести, достоинства, жизни и здоровья;

    2) право пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика;

    3) право на получение медицинской помощи в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном в соответствии с федеральным законом;

    4) право на общение с родственниками, иными лицами;

    5) право обжалования действий полиции по производству задержания;

    6) право на получение решений, принятых по его жалобам, иным обращениям;

    7) право на ознакомление с материалами, подтверждающими обоснованность его задержания, а также продления срока его задержания;

    8) право принимать участие в рассмотрении судом ходатайства полиции о продлении срока его задержания, жалобы на постановление суда, принятое по результатам рассмотрения ходатайства полиции о продлении срока его задержания;

    9) право обжалования постановления судьи, принятого по результатам рассмотрения ходатайства полиции о продлении срока его задержания;

    10) право получать копию постановления судьи, принятого по результатам рассмотрения ходатайства полиции о продлении срока его задержания, копию решения суда по жалобе на указанное постановление;

    11) право на получение после освобождения из-под стражи справки, в которой указываются, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.».

    +0
  • Александр, 5 сентября, 11:12

    Предлагается:

    1) в части 2 статьи 14 слово «делу» заменить словами «уголовному делу, делу об административном правонарушении», слова «изъятое либо возвращается владельцу, либо уничтожается, либо передается» заменить словами «изъятые вещи, документы и транспортные средства подлежат возвращению владельцу, за исключением вещей, изъятых из оборота или ограниченных в обороте, которые подлежат уничтожению или передаче»;

    2) часть 2 статьи 14 дополнить абзацем следующего содержания:

    «Личный досмотр задержанного гражданина производится сотрудником полиции одного пола с задерживаемым гражданином в присутствии двух понятых того же пола. Досмотр находящихся при гражданине вещей, документов, транспортных средств осуществляется сотрудниками полиции, которыми произведено его задержание, в присутствии двух понятых. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при гражданине находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, документов, транспортных средств, находящихся при гражданине, могут быть осуществлены без понятых.».

    +0
  • Александр, 5 сентября, 11:12

    Некоторые положения ст. 14 законопроекта нуждаются в уточнении. В частности, во втором предложении ч. 2 ст. 14 законопроекта предусматривается, что «изъятое либо возвращается владельцу, либо уничтожается, либо передается по назначению», однако критериев выбора соответствующего решения не установлено.

    В ст. 14 законопроекта не предусмотрены положения, обеспечивающие реализацию некоторых установленных федеральными законами гарантий прав задержанных граждан. В частности, положения ст. 14 законопроекта в той части, в какой они допускают возможность задержания лиц без судебного решения на срок более 48 часов, не соответствуют ч. 2 ст. 22 Конституции РФ.

    Помимо этого, правила законопроекта, касающиеся порядка задержания и содержания задержанных лиц, возможно уточнить с учетом положений других федеральных законов, содержащих нормы аналогичного содержания (имеются ввиду, прежде всего установленные ст. 92 – 96 Уголовно-процессуального кодекса РФ порядок задержания и закрепленный статьями 27.3 – 27.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях порядок административного задержания). Целесообразно установить в законопроекте норму, закрепленную в Уголовно-исполнительном кодексе РФ о том, что срок задержания может быть продлен судом до 30 суток (с учетом того, что ч. 1 ст. 31 Федерального конституционного закона установлена возможность судебного продления срока задержания только на десятидневный срок).

    Необходимо обратить внимание, что порядок судебного рассмотрения вопроса о продлении срока задержания лиц, за исключением административного задержания лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, или задержания как меры процессуального принуждения при производстве по уголовному делу, федеральными законами не установлен. Однако главой III.1 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определен порядок судебного рассмотрения материалов о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, который мог бы быть взят за основу для создания законодательной основы судебного рассмотрения вопросов о продлении сроков задержания. Подробные предложения, вытекающие из данного замечания, будут приведены в следующих комментариях к этой статье (ввиду установленного ограничения объема комментариев).

    +0
  • Александр, 5 сентября, 11:11

    Ч. 1 ст. 14 законопроекта сформулирована без учета положений федеральных законов и международных договоров РФ, которыми установлена невозможность задержания отдельных лиц, или определены особенности порядка задержания отдельных лиц. В целях восполнения указанного пробела предлагается дополнить ст. 14 законопроекта ч. 2 – 4 следующего содержания:

    «2. Полиция не вправе задерживать членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, судей, прокуроров и следователей прокуратуры, дипломатических агентов, дипломатических курьеров, консульских курьеров, иных лиц в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий (если его задержание осуществляется в ходе производства по делам, связанным с исполнением им полномочий Президента Российской Федерации), за исключением случаев задержания при совершении ими преступления, а также случаев, когда это необходимо для обеспечения безопасности других граждан.

    3. Полиция осуществляет немедленное уведомление о случаях задержания при совершении преступления, а также о случаях, когда задержание произведено в целях обеспечения личной безопасности или общественной безопасности:

    1) Председателя Счетной палаты Российской Федерации, заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудитора Счетной палаты – соответствующую палату Федерального Собрания Российской Федерации, которая их назначила на должность указанных должностных лиц;

    2) Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации – Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;

    3) сотрудника органов федеральной службы безопасности при исполнении им служебных обязанностей – соответствующий орган федеральной службы безопасности;

    4) сотрудника федеральных органов государственной охраны при исполнении им служебных обязанностей – соответствующий орган государственной охраны.

    При неполучении в течение 24 часов согласия указанных органов, задержанные лица должны быть немедленно освобождены.

    В иных случаях задержание указанных лиц допускается только с предварительного согласия соответствующих органов.

    4. Полиция немедленно, но не позднее 24 часов с момента фактического задержания, уведомляет о произведенном задержании:

    1) несовершеннолетних граждан – их родственников, организации по месту учебы или работы;

    2) помощников членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации – соответствующих членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

    3) депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации – соответствующие законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

    4) депутатов представительных органов муниципальных образований, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления – соответствующие органы местного самоуправления;

    5) военнослужащих, задержанных вне расположения воинской части, в которой они проходят военную службу, – соответствующие органы военного управления и органы военной прокуратуры;

    6) сотрудников полиции – соответствующие органы полиции;

    7) членов общественной наблюдательной комиссии – секретаря Общественной палаты Российской Федерации и соответствующую общественную наблюдательную комиссию;

    8) иностранного гражданина – дипломатическое представительство (консульское учреждение) соответствующего иностранного государства на территории Российской Федерации;

    9) иных граждан – их родственников, организации по месту работы (службы) или учебы (по просьбе задержанных лиц).

    При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования по уголовному делу в тайне факта задержания уведомление с согласия прокурора может не производиться, за исключением случаев, когда задержанный является несовершеннолетним.».

    +0
  • Александр, 3 сентября, 18:06

    В наименовании главы 4 законопроекта слово «отдельных» следует исключить как излишнее.

    1. Представляется необходимым установить в законопроекте определение понятия «задержание». В связи с этим предлагается дополнить статью 14 частью 1 следующего содержания:

    «1. Задержание, то есть кратковременное ограничение свободы гражданина, применяемое для обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан, правильного и своевременного рассмотрения сообщения о преступлении, сообщения об административном правонарушении, производства по уголовному делу, производства по делу об административном правонарушении, исполнения наказаний, принудительных мер медицинского характера, принудительных мер воспитательного воздействия, административных наказаний, исполнения установленного порядка выдачи граждан иностранным государствам, соблюдения режима военного положения, режима чрезвычайного положения, обеспечения безопасности охраняемых объектов.», изменив нумерацию последующих частей статьи.

    2. В части 1 статьи 14 законопроекта следует:

    в пункте 2 слово «уголовного» исключить; (приведение в соответствие с ч. 1 ст. 43 Уголовного кодекса РФ)

    в пункте 5 слова «законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях» следует заменить словами «федеральным законом»; (исключение излишнего в данном случае уточнения)

    в пункте 6 после слова «преступления» дополнить словами «или административного правонарушения», слова «военному коменданту» заменить словами «военным комендантам»; (установление возможности задержания в случае совершения административного правонарушения в соответствии с подп. 12 ст. 11 Закона РФ «О милиции»)

    в пункте 7 слова «или воспитательного характера» заменить словами «характера или принудительных мер воспитательного воздействия»; (приведение в соответствие со ст. 90 и 97 Уголовного кодекса РФ).

    3. В ст. 14 законопроекта не предусмотрена такая ситуация, когда полиции передается гражданин, задержанный иными органами и должностными лицами, которым право задержания предоставлено федеральными законами (к таким лицам, в частности, относятся частные охранники, государственные инспекторы по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков, сотрудники федеральных органов государственной охраны, военнослужащие внутренних войск МВД России, сотрудники служб авиационной безопасности, судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов, работники ведомственной охраны, сотрудники таможенных органов). Необходимо также указать на имеющийся в законодательстве РФ пробел, касающийся возможности применения задержания лиц гражданами, должностными лицами государственных органов, муниципальных органов, организаций (помимо тех, которым право задержания предоставлено федеральным законом) в целях доставления лиц, совершивших правонарушения, в полицию. Такие действия могут квалифицироваться как самоуправство. В целях придания правомерности действий граждан, должностных лиц организаций и органов по задержанию граждан для их доставления в полицию (если иными средствами задержать таких граждан не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер) видится необходимым закрепить в законопроекте соответствующую правовую норму.

    Предлагается дополнить ч. 1 ст. 14 законопроекта абзацем следующего содержания:

    «Граждане, должностные лица государственных органов, муниципальных органов, организаций вправе задерживать граждан, указанных в настоящей части, для доставления органам полиции, если иными средствами задержать таких граждан не представляется возможным и при этом не было допускается причинения задерживаемому гражданину явно чрезмерного, не вызываемого обстановкой вреда.».

    +0
  • Александр, 3 сентября, 16:18

    1. В ч. 1 ст. 13 законопроекта не предусмотрены следующие права полиции:

    1) проводить на основании договоров оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О транспортной безопасности»);

    2) обращаться в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции с ходатайством о выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан в целях обучения в образовательных учреждениях профессионального образования, подведомственных органам полиции (п. 2 ст. 17 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»);

    3) обращаться к экипажам иностранных военных кораблей во время их нахождения в морских портах с требованиями о соблюдении законодательства Российской Федерации, а в случае игнорирования таких требований – с требованиями немедленно покинуть морские порты (п. 1 ст. 19 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»).

    В связи с включением в законопроект указанных прав ч. 2 ст. 13 законопроекта, допускающую возможность установления различными федеральными законами дополнительных прав полиции, следует исключить. Таким образом, определение новых прав полиции (равно как и новых основных направлений деятельности полиции, обязанностей полиции) должно будет осуществляться не иначе, как посредством внесения изменений в Федеральный закон «О полиции».

    2. В целях совершенствования формулировок ч. 3 ст. 13 следует изложить его в следующей редакции: «3. Порядок реализации прав полиции устанавливается федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере полиции.».

    +0
  • Александр, 3 сентября, 13:41

    1. В п. 2 ч. 1 ст. 13 слова «федеральным законом» следует заменить словами «настоящим Федеральным законом» (приведение в соответствие с ч. 1 ст. 14 законопроекта). Предусмотренная в п. 2 ч. 1 ст. 13 возможность полиции проверять помимо документов, удостоверяющих личность, разрешений (лицензий), также иных документов является коррупциогенным фактором и нуждается в конкретизации (перечень таких документов должен быть закрытым). Помимо указанных случаев возможно назвать право проверять наличие карточки продавца на торговых местах розничных рынков (п. 4 ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»).

    2. В п. 4 ч. 1 ст. 13 не предусмотрено право полиции оформлять документы о дорожно-транспортных происшествиях, которое предусмотрено п. 5 ст. 11 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

    3. Используемое в п. 12 и 13 ч. 1 ст. 13 словосочетание «в соответствии с федеральным законом» является излишним и требует исключения.

    4. В п. 30 ч. 1 ст. 13 неточно воспроизведены положения п. 1 и абз. 1 п. 2 ст. 85 Воздушного кодекса РФ, в частности, не учтена возможность проведения предполетного и послеполетного досмотров воздушных судов, пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах. В связи с этим предлагается в п. 30 ч. 1 ст. 13 слова «членов экипажей, лиц из числа авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна» следует заменить словами «воздушных судов, их бортовых запасов, членов экипажей, пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах».

    5. В п. 31 ч. 1 ст. 13 используется словосочетание «налоговые органы Российской Федерации», однако в ст. 30 Налогового кодекса РФ употребляется выражение «налоговые органы». Кроме того, п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ предусмотрено право участия органов внутренних дел только в выездных налоговых проверках. В связи с этим следует в п. 31 ч. 1 ст. 13 слова «в налоговых» заменить словами «в выездных налоговых», слова «Российской Федерации» исключить.

    6. В п. 32 ч. 1 ст. 13 предусмотрено право полиции получать сведения, составляющие налоговую тайну. Вместе с тем ч. 3 ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» предусмотрено право органов внутренних дел получать сведения, составляющие банковскую тайну. По п. 32 ч. 1 ст. 13 имеется также замечание редакционного характера: словосочетание «в соответствии с законодательством Российской Федерации» лишено смысловой нагрузки. В связи с этим предлагается в п. 32 ч. 1 ст. 13 слова «в соответствии с законодательством Российской Федерации» исключить, дополнить словами «или банковскую тайну».

    7. В п. 33 ч. 1 ст. 13 в целях приведения законопроекта в соответствие с п. 4 ст. 18 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» после слова «органов» необходимо дополнить словами «адвокатов,».

    8. Использованное в п. 37 ч. 1 ст. 13 выражение «в соответствии с законодательством Российской Федерации» является излишним, требующим исключения.

    +0
  • Александр, 3 сентября, 11:01

    1. В целях совершенствования изложения п. 6 ч. 1 ст. 12 предлагается слова «на улицах, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других» заменить словом «в».

    2. В п. 7 ч. 1 ст. 12 используется словосочетание «уличные шествия». В целях приведения указанного пункта в соответствие с п. 5 ст. 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» слово «уличных» необходимо исключить.

    3. Видится целесообразным в п. 8 ч. 1 ст. 12 слова «при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и в других» заменить словами «в условиях», слово «спасательных» - словом «аварийно-спасательных» (см. Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»).

    4. В целях приведения законопроекта в соответствие со ст. 90 и 97 Уголовного кодекса РФ в п. 12 ч. 1 ст. 12 слова «или воспитательного характера» необходимо заменить словами «характера, принудительных мер воспитательного воздействия».

    5. В п. 21 ч. 1 ст. 12 слова «в установленном порядке» необходимо исключить, поскольку ими создается неопределенность содержания правовой нормы.

    6. В п. 29 и 30 ч. 1 ст. 12 используется выражение «в соответствии с федеральным законом», которое не несет самостоятельной смысловой нагрузки и может быть исключено. Кроме того, в п. 30 в целях приведения законопроекта в соответствие с п. 4 ст. 18 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» после слова «органов» необходимо дополнить словами «, адвокатов».

    7. В целях приведения п. 34 ч. 1 ст. 12 в соответствие с п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О транспортной безопасности» необходимо п. 34 ч. 1 ст. 12 слова «работе в службе авиационной безопасности» заменить словами «работе, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, в том числе к работе в службе авиационной безопасности,».

    8. В п. 37 ч. 1 ст. 12 рекомендуется исключить ссылку на п. 3 ст. 32 Налогового кодекса РФ, поскольку в федеральных законах, как правило, не указываются конкретные структурные элементы других федеральных законов.

    9. В п. 39 ч. 1 ст. 12 слова «в пределах своих полномочий» как создающие неопределенность содержания правовой нормы необходимо исключить.

    10. В п. 40 ч. 1 ст. 12 не учтены положения п. 1 и 2 ст. 230 Гражданского кодекса РФ о том, что милиция принимает меры к розыску собственников безнадзорного или пригульного скота, других безнадзорных домашних животных, подыскивает по просьбе лиц, задержавших безнадзорных животных, лиц, на содержание и в пользование которых могут быть сданы безнадзорные животные на время розыска собственников животных.

    +0
  • Александр, 3 сентября, 10:49

    В наименовании ст. 11 законопроекта предлагается слова «, современных технологий и информационных систем» заменить словами «и современных технологий» (по смыслу ч. 1 ст. 11 законопроекта информационные системы относятся к «современным технологиям»).

    +0
  • Александр, 3 сентября, 10:48

    1. В ч. 3 ст. 10 законопроекта используется выражение «в пределах своих полномочий». С одной стороны, приведенное словосочетание не имеет самостоятельной смысловой нагрузки (полиция не вправе совершать действий, на которые она не уполномочена федеральным законом). С другой стороны, в законопроекте не определены полномочия полиции – речь идет о ее основных направлениях (ст. 2), обязанностях (ст. 12) и правах (ст. 13). В связи с этим указанную формулировку предлагается исключить.

    2. В ч. 5 ст. 10 законопроекта предусмотрена возможность привлечения граждан к выполнению обязанностей полиции. Вместе с тем не установлено, каким органом определяется порядок такого привлечения. Например, в ст. 38 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» установлено, что порядок привлечения граждан к защите Государственной границы определяется Правительством Российской Федерации.

    В связи с этим предлагается в ч. 5 ст. 10 слова «в соответствии с законодательством Российской Федерации» исключить, дополнить словами «в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».

    +0
  • Александр, 3 сентября, 10:48

    1. По тексту законопроекта указание на граждан предшествует упоминанию общественных объединений, государственных и муниципальных органов, организаций, однако в ч. 3 ст. 8 этот принцип оказался не соблюден. В связи с этим предлагается в ч. 3 ст. 8 слова «государственные органы, органы местного самоуправления и граждан» заменить словами «граждан, общественные объединения, государственные органы, муниципальные органы, организации».

    2. В ч. 4 ст. 8 имеется неопределенность: руководители органов полиции регионального, муниципального уровней не могут выступать с отчетами одновременно перед органами публичной власти и перед гражданами. В то же время ч. 5 ст. 8 законопроекта предусмотрено, что перед гражданами непосредственно отчитываются участковые уполномоченные полиции. В связи с этим предлагается в ч. 4 ст. 8 законопроекта слова «, а также перед гражданами» исключить.

    Имеются сомнения в возможности определения порядка выступления органов полиции перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований нормативным правовым актом МВД России. Порядок заслушивания таких отчетов непосредственно затрагивает порядок деятельности указанных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Исходя из этого предлагается закрепить полномочие по установлению такого порядка за Президентом Российской Федерации.

    3. Использованное в ч. 6 и 8 ст. 8 законопроекта словосочетание «в соответствии с законодательством Российской Федерации» не несет в данном случае самостоятельной смысловой нагрузки и нуждается в исключении.

    +0
  • Александр, 3 сентября, 10:47

    1. Ч. 1 ст. 6 законопроекта необходимо дополнить словами «Российской Федерации», исключив тем самым внутреннюю коллизию со ст. 3 законопроекта (правовое регулирование полиции осуществляется исключительно федеральными нормативными правовыми актами).

    2. В ч. 3 ст. 6 законопроекта слова «федеральным законом» предлагается заменить словами «настоящим Федеральным законом» (по аналогии с ч. 2 ст. 1 законопроекта).

    +0
  • Александр, 2 сентября, 11:14

    Исходя из установленного ст. 10 Конституции РФ принципа разделения властей, с учетом того, что на основании ч. 1 ст. 112 Конституции РФ утверждение структуры федеральных органов исполнительной власти относится к компетенции Президента РФ, а также по мотивам, изложенным в комментарии к ст. 1 законопроекта, видится необходимым ст. 4 законопроекта исключить. Следует также обратить внимание, что положения ст. 4 не соответствуют предмету правового регулирования законопроекта, поскольку определяют: обязанности руководителей органов внутренних дел, а не органов полиции (ч. 1 – 3 ст. 4), систему МВД России (ч. 4 и 5 ст. 4). Правовое регулирование организационного строения МВД России и полномочий руководителей его структурных подразделений и территориальных органов осуществляется подзаконными правовыми актами, принимаемыми Президентом РФ и органами исполнительной власти.

    +0
  • Александр, 2 сентября, 08:35

    1. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 2 законопроекта на полицию возлагается обеспечение безопасности дорожного движения. Вместе с тем органы внутренних дел выполняют также функции по обеспечению авиационной безопасности (см. подп. 4 п. 4 ст. 52 Воздушного кодекса РФ), безопасности на железнодорожном транспорте (п. 3 ст. 23 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»), равно как и транспортной безопасности в целом (см. п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О транспортной безопасности»). В связи с этим п. 6 ч. 1 ст. 2 законопроекта следует расширить по содержанию, внеся в него следующее изменение: после слова «обеспечение» дополнить словами «транспортной безопасности, в том числе авиационной безопасности, безопасности на железнодорожном транспорте,».

    2. Согласно п. 7 ч. 1 ст. 2 законопроекта полиция осуществляет контроль за оборотом оружия. Вместе с тем на основании ч. 1 ст. 28 Федерального закона «Об оружии» органы внутренних дел осуществляют контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории РФ, тогда как контроль за оборотом оружия, имеющегося на вооружении государственных военизированных организаций, осуществляется должностными лицами этих организаций. Кроме того, необходимо учесть, что в Федеральном законе «Об оружии» термин «оружие» охватывает также основные части огнестрельного оружия (абз. 12 ст. 1 указанного Федерального закона). Исходя из этого п. 7 ч. 1 ст. 2 необходимо изложить в следующей редакции: «7) контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, основных частей огнестрельного оружия на территории Российской Федерации;».

    3. В п. 10 ч. 1 ст. 2 законопроекта не указано на осуществляемую полицией государственную защиту адвокатов. В соответствии с п. 4 ст. 18 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат, члены его семьи и их имущество находятся под защитой государства; органы внутренних дел обязаны принимать необходимые меры по обеспечению безопасности адвоката, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества. В связи с этим следует п. 10 ч. 1 ст. 2 законопроекта после слова «судопроизводства» дополнить словами «адвокатов,».

    4. В п. 11 ч. 1 ст. 2 законопроекта используется словосочетание «федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы». В данном случае не учтено деление иных государственных органов на федеральные государственные органы и государственные органы субъектов Российской Федерации. Кроме того, в этом пункте имеется пробел: не указаны «иные муниципальные органы» (избирательные комиссии муниципальных образований, с которыми правоохранительные органы также осуществляют взаимодействие – см. п. 5 ст. 20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). Слова «независимо от формы собственности» являются излишними, поскольку защита прав организаций осуществляется не только вне зависимости от формы собственности, но также и от их организационно-правовой формы и иных признаков.

    5. Видится логичным привести перечень основных направлений деятельности полиции в соответствие с порядком указания функций полиции в ч. 1 ст. 1 законопроекта. В связи с этим предлагается в ч. 1 ст. 2: п. 1 исключить; п. 2 считать п. 1 и в нем перед словом «выявление» дополнить словами «предупреждение,»; п. 3 считать п. 2; п. 10 считать п. 3; п. 7 считать п. 4; п. 4 считать п. 5 и в нем перед словом «пресечение» дополнить словами «предупреждение,»; п. 5 считать п. 6; п. 11 считать п. 7; п. 8 и 9 без изменений; п. 6 считать п. 10.

    6. В пояснительной записке к законопроекту в качестве одного из достоинств законопроекта указано установление им закрытого перечня обязанностей полиции. Однако в связи с этим требуется установить и закрытый перечень основных направлений деятельности полиции, исключив ч. 2 ст. 2.

    +0
  • Александр, 2 сентября, 07:54

    На основании ч. 1 ст. 112 Конституции РФ правовое регулирование вопросов структуры федеральных органов исполнительной власти относится к компетенции Президента РФ, вследствие этого федеральные законы должны включать минимальное число норм, касающихся структуры федеральных органов исполнительной власти – исключительно в тех случаях, когда отсутствие таких указаний препятствует пониманию смысла правовых предписаний.

    В ч. 1 ст. 1 Закона РФ «О милиции» милиция определяется как «система государственных органов исполнительной власти», тогда как в соответствии с ч. 1 ст. 1 законопроекта «полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел». В законодательстве РФ отсутствуют примеры, когда федеральным законом устанавливался бы статус части какого-либо федерального государственного органа.

    В отличие от Закона РФ «О милиции», законопроект не содержит положений о делении полиции на криминальную полицию и полицию общественной безопасности. В соответствии с ч. 3 ст. 1 законопроекта «состав и структура полиции определяются Президентом Российской Федерации». Вместе с тем законопроект исходит из императивного закрепления подчиненности полиции непосредственно МВД России, что представляется необоснованным ограничением полномочий Президента РФ по определению структуры федеральных органов исполнительной власти. Указание на вхождение полиции в систему МВД России сужает возможности главы государства по определению организационных основ полиции, оставляя за ним право установить только состав и структуру полиции, находящейся в рамках МВД России.

    Возможны различные варианты реформирования полиции, в том числе выделение ее из системы МВД России с образованием соответствующих федеральных служб, находящихся в ведении МВД России (например, Федеральной службы криминальной полиции, Федеральной службы полиции общественной безопасности, Федеральной службы транспортной полиции).

    Исходя из изложенного предлагается в статье 1:

    1) часть 1 изложить в следующей редакции:

    «1. Полиция – федеральные органы исполнительной власти, определяемые Президентом Российской Федерации, предназначенные для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее – граждане), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности, в том числе транспортной безопасности.»; (в данном случае под «федеральными органами исполнительной власти» может пониматься и МВД России, и подведомственные ему федеральные службы в случае принятия соответствующего решения)

    2) в части 2 слово «федеральным» заменить словами «настоящим Федеральным»; (следует заменить отсылку к законодательству в целом ссылкой на главу 5 законопроекта)

    3) часть 3 исключить. (в связи с новой редакцией ч. 1 ст. 1).

    Кроме того, в соответствующем пересмотре нуждается терминология законопроекта:

    1) сокращение «граждане; лица» является некорректным (с одной стороны, понятие «лица» шире по объему, с другой стороны, двойная терминология является недостатком юридической техники), соответственно необходимо заменить термин «лица» в необходимых случаях термином «граждане»;

    2) в целях введения в законопроект универсальной терминологии, применимой как к различным моделям организации полицейских органов, предлагается в тексте законопроекта словосочетание «федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел» заменить указанием на «федеральный орган исполнительной власти в сфере полиции» или по смыслу на «органы полиции», а термин «органы внутренних дел» - на «органы полиции» (понимая под ними не только федеральные органы исполнительной власти, но и их территориальные органы).

    +0
Цитировать