Законопроект 2011

Общественное обсуждение законопроектов

Проект федерального закона «О полиции» (11)

  • Валерий Беспалов, 15 сентября, 11:31

    К п.1 ч. 1 ст. 14: слова «которые предусмотрены федеральным законом» заменить словами: «которые предусмотрены уголовно-процессуальным законом».

    К п.5 ч.1 ст. 14: слова «которые предусмотрены законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях» заменить словами: «которые предусмотрены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях».

    К п. 11 ч. 1 ст. 14: Какой правовой нормой предусмотрена передача лиц, предпринявших попытку самоубийства, в лечебные учреждения либо по месту жительства? В какое конкретно «лечебное учреждение» следует передать самоубийцу – в психиатрическое, но на каком правовом основании? В терапевтическое – а что там с ним будут делать, и то же, на каком правовом основании? А по месту жительства – не приведёт ли это к тому, что самоубийца будет передан именно тем, кто, скажем так, являлся причиной его самоубийства.

    Поэтому предлагаю исключить слова: «предпринявших попытку самоубийства», хотя данный вопрос требует дополнительной тщательной проработки, Но лучше не спешить.

    К ч. 4 ст. 14: о каком конкретно задержании идёт речь (административном или в порядке ст. 91 УПК РФ). Предлагаю это уточнить и, одновременно, сослаться на конкретные правовые нормы.

    Кстати: может быть, кто-нибудь может мне объяснить, я сам этого не могу понять: почему – Уголовный кодекс (но не Кодекс об уголовных правоотношениях), Трудовой кодекс (но не Кодекс о трудовых правоотношениях), и тут же – Кодекс об административных правоотношениях (но не Административный кодекс)?

    +0
  • Валерий Беспалов, 15 сентября, 10:58

    К. п. 37 ч. 1 ст.12: Интересно, почему полиция обязана уведомлять только налоговый орган о результатах рассмотрения направленных им материалов? А если материал для рассмотрения направлен каким-либо иным органом, тогда что, отвечать не обязательно?

    +0
  • Валерий Беспалов, 15 сентября, 10:36

    К ст. 8 проекта- Интересное складывается положение: федерального закона о порядке выступления сотрудников полиции с отчётами перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представительными органами муниципальных образований, а также перед гражданами, а эта обязанность уже им вменяется! И к чему же это приведёт? Да сразу же после вступления в силу закона пойдут требования о выступлении перед сельским сходом руководителя «территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел» (ну и выражение, можно язык сломать!) в ранге руководителя полиции субъекта РФ. Отказ руководителя сразу же вызовет недовольство со ссылками на высказывания Президента РФ (см замечания к ст.1 проекта). Бедные сотрудники полиции! Лично я им не завидую.

    Предлагаю ч. ч. 4 и 5 данной статьи исключить до принятия закона, регулирующего порядок выступления сотрудников полиции с отчётами. Тогда, при разработке такого закона, станет предельно ясно, а нужны ли такие отчёты, или же можно обойтись без них. Зачем спешить?!

    +0
  • Валерий Беспалов, 15 сентября, 10:22

    К ст. 6, ч.ч. 2 и 3: заменить «на основаниях и в порядке, предусмотренных настоящим федеральным законом». Обоснование см в абзаце 2 замечаний к ст. 1 проекта

    К части 4 ст. 6: Объяснения, даваемые работником полиции, в том числе и в оправдание незаконного действия или бездействия, относятся к его мнению, мыслительной деятельности, и вмешательство государства в эти сферы противоречит Конституции РФ. Какое давать объяснение своим поступкам – личное дело сотрудника полиции. Иное дело – как относиться к мнению сотрудника полиции. Но и в данном случае указывать в законе, какую следует давать оценку объяснениям сотрудника полиции вряд ли целесообразно и законно. Любое объяснение любого гражданина, в том числе и сотрудника полиции, должно быть проверено, а оценка должна быть объективной.

    Поэтому предлагаю данную часть вообще исключить.

    +0
  • Валерий Беспалов, 15 сентября, 10:17

    К ст. 5, ч. 4: Откуда в семье будет известно, что родственник задержан полицией, чтобы обратиться с просьбой сообщить о его задержании? И чем в этом плане несовершеннолетний отличается от взрослого, ведь в семье одинаково переживают и за несовершеннолетнего, и за взрослого! Основываясь на этой норме, сотрудники полиции перестанут уведомлять родственников о задержании взрослых членов семьи. А зачем сообщать о задержании несовершеннолетних по месту их учёбы или работы? Чтобы все знали о его задержании, даже если на это, как выяснилось впоследствии, и не было оснований?

    Предлагаю заменить формулировкой: «сообщает в обязательном порядке о задержании родственникам», далее – по тексту.

    +0
  • Валерий Беспалов, 15 сентября, 10:14

    К ст. 4 проекта, ч. 4. Непонятно: что, состав территориальных органов, (в том числе и районных) будет определяться Президентом РФ?! А зачем тогда нужно руководство этих органов, в том числе и вышестоящее?

    +0
  • Валерий Беспалов, 15 сентября, 10:12

    К ст. 1 проекта. Представляется, что ч. 2 статьи здесь неуместна, поскольку применение силы не является назначением полиции; это – один из методов осуществления ею своих полномочий. О возможности применения ею мер принуждения говорится в главе, регламентирующей её права и обязанности. Но уж если будет признано необходимым сохранение здесь данного положения, то целесообразно сделать вставку после слов: «в пределах, установленных» слова «настоящим».

    Это к тому, что Вы сами указывали на то, что все нормы, касающиеся действий полиции, должны быть сконцентрированы в одном законе.

    +0
  • Валерий Беспалов, 15 сентября, 10:10

    К главе 1. Представляется, что в данной главе целесообразно дать определение всем содержащимся в законе терминам. В частности, что имеется в виду под понятием «орган исполнительной власти в сфере внутренних дел», определить компетенцию федерального и территориального органов исполнительной власти в сфере внутренних дел. Ведь к территориальным органам относятся и органы власти субъекта РФ, и органы власти в районах, городах, сёлах. Так каковы же полномочия каждого из этих органов?

    +0
  • Валерий Беспалов, 15 сентября, 04:15

    К п. 3 ч. 1 ст. 27: А кто и когда будет определять, отданы ли приказы и распоряжения непосредственными начальниками в установленном или в неустановленном порядке, противоречат они или нет закону?! Например, в конкретной ситуации начальник приходит к выводу о необходимости применения специальных средств. А его подчинённые, опасаясь привлечения к ответственности, вместо исполнения приказа обсуждают, соблюдён ли установленный порядок или нет, законен ли приказ или распоряжение…

    Мне кажется, что за соблюдение установленного порядка и за законность приказа должны отвечать лица, его издавшие; дело подчиненных – исполнять приказы, боясь ответственности за их неисполнение, но не за их законность.

    К п.п. 3 и 4 ч. 3 ст. 28: См замечания к ст. 13, ч. 1, П. 41. Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ предусматривают незыблемость частной собственности: никто не может быть лишён своей частной собственности иначе, как по основаниям, предусмотренным законом. А какой закон обязывает меня, гражданина РФ, передавать кому бы то ни было мою собственность (в частности, мобильный телефон или автомобиль), да ещё безвозмездно?! Ведь закон о полиции не касается моих прав и обязанностей.

    К главе 11. Насколько я понял, полиция лишается функции производства следствия, у неё остаётся лишь функция дознания. Поэтому целесообразно отразить в данной главе срок, в течение которого за полицией сохраняется функция производства следствия. Но, может быть, предполагается решить окончательно вопрос со следствием до вступления в силу закона «О полиции»? Тогда, конечно, не вопросов.

    Спасибо, если смогли дочитать до конца. Надеюсь. что кое-что из написанного будет использовано.

    +1
  • Валерий Беспалов, 15 сентября, 04:09

    К ст. 1 проекта. Представляется, что ч. 2 статьи здесь неуместна, поскольку применение силы не является назначением полиции; это – один из методов осуществления ею своих полномочий. О возможности применения ею мер принуждения говорится в главе, регламентирующей её права и обязанности. Но уж если будет признано необходимым сохранение здесь данного положения, то целесообразно сделать вставку после слов: «в пределах, установленных» слова «настоящим».

    Это к тому, что Вы сами указывали на то, что все нормы, касающиеся действий полиции, должны быть сконцентрированы в одном законе.

    К ст. 4 проекта, ч. 4. Непонятно: что, состав территориальных органов, (в том числе и районных) будет определяться Президентом РФ?! А зачем тогда нужно руководство этих органов, в том числе и вышестоящее?

    К ст. 5, ч. 4: Откуда в семье будет известно, что родственник задержан полицией, чтобы обратиться с просьбой сообщить о его задержании? И чем в этом плане несовершеннолетний отличается от взрослого, ведь в семье одинаково переживают и за несовершеннолетнего, и за взрослого! Основываясь на этой норме, сотрудники полиции перестанут уведомлять родственников о задержании взрослых членов семьи. А зачем сообщать о задержании несовершеннолетних по месту их учёбы или работы? Чтобы все знали о его задержании, даже если на это, как выяснилось впоследствии, и не было оснований?

    Предлагаю заменить формулировкой: «сообщает в обязательном порядке о задержании родственникам», далее – по тексту.

    К ст. 6, ч.ч. 2 и 3: заменить «на основаниях и в порядке, предусмотренных настоящим федеральным законом». Обоснование см в абзаце 2 замечаний к ст. 1 проекта

    К части 4 ст. 6: Объяснения, даваемые работником полиции, в том числе и в оправдание незаконного действия или бездействия, относятся к его мнению, мыслительной деятельности, и вмешательство государства в эти сферы противоречит Конституции РФ. Какое давать объяснение своим поступкам – личное дело сотрудника полиции. Иное дело – как относиться к мнению сотрудника полиции. Но и в данном случае указывать в законе, какую следует давать оценку объяснениям сотрудника полиции вряд ли целесообразно и законно. Любое объяснение любого гражданина, в том числе и сотрудника полиции, должно быть проверено, а оценка должна быть объективной.

    Поэтому предлагаю данную часть вообще исключить.

    К ст. 8 проекта- Интересное складывается положение: федерального закона о порядке выступления сотрудников полиции с отчётами перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представительными органами муниципальных образований, а также перед гражданами, а эта обязанность уже им вменяется! И к чему же это приведёт? Да сразу же после вступления в силу закона пойдут требования о выступлении перед сельским сходом руководителя «территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел» (ну и выражение, можно язык сломать!) в ранге руководителя полиции субъекта РФ. Отказ руководителя сразу же вызовет недовольство со ссылками на высказывания Президента РФ (см замечания к ст.1 проекта). Бедные сотрудники полиции! Лично я им не завидую.

    Предлагаю ч. ч. 4 и 5 данной статьи исключить до принятия закона, регулирующего порядок выступления сотрудников полиции с отчётами. Тогда, при разработке такого закона, станет предельно ясно, а нужны ли такие отчёты, или же можно обойтись без них. Зачем спешить?!

    +0
  • Валерий Беспалов, 14 сентября, 17:10

    Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

    Решил сделать свои замечания по поводу проекта Закона «О полиции», считаю, что мне есть что сказать по этому поводу: ведь я в течение 25 лет проработал в системе прокуратуры (5 лет – следователем райпрокуратуры, 10 лет – прокурором района, 10 лет – в аппарате прокуратуры Республики Калмыкия); ещё 10 лет проработал адвокатом, уже выйдя на пенсию. Отсюда нетрудно сделать вывод, что мне более или менее известна практическая деятельность милиции.

    1) Текст закона явно не прошёл экспертизу учёных Института русского языка на строгое соответствие нормам и правилам русского языка, касающихся грамматики, орфографии, морфологии и лексики русского языка. Отсюда: очевидное пренебрежение этими правилами и нормами. Так, лица, составившие данный проект, полагают, что для законодателя вовсе не обязательно следовать этим правилам. Почему-то полностью игнорируется буква «ё», которая, насколько мне известно, до сих пор не исключена из алфавита. Странно звучит наименование ст. 1: «Полиция и ее назначение». Так и вспоминается мультик «Бременские музыканты (помните, осёл поёт «е – е»).

    Предварительное изучение текста проекта работниками Института русского языка позволило бы исключить такие ляпсусы, как «Оперативно-разыскные» и «разыскные» мероприятия (п.п. 10,11 ч. 1 ст.12, п. 38 ст. 13). Вызывает озабоченность введение в закон отдельных новых слов без учёта мнения специалистов в области русского языка (ограниченно оборотоспособные вещи – п . 20 ст. 13, внутриобъектовый режим – п. 28 ст. 13, техническая укрепленность – п. 28 ст. 13). Ведь закон, как я понимаю, должен быть понятен всем граждан, а не только для профессионалов, которые знакомы с применяемым ими арго.

    А стилистика? Ведь многие статьи изобилуют тавтологией, особенно связанной с применением выражения «орган исполнительной власти в сфере внутренних дел» (см ч. 1 ст. 4 закона, которую трудно понять вследствие тавтологии».

    Уверен, что участие специалиста позволило бы более доступно, используя синонимы и идиомы, сформулировать текст статей.

    Понимаю, что законодатели считают себя свободными от соблюдения норм и правил русского языка; во всяком случае, считают себя самыми большими специалистами в этой области. Можно ли тогда удивляться, что и иные граждане такого же мнения о принимаемых ими законах.

    Хочется верить, что ФЗ «О полиции» явится первым законом, прошедшим экспертизу специалистов в области русского языка, в котором строго соблюдаются все установленные нормы и правила государственного языка РФ.

    К главе 1. Представляется, что в данной главе целесообразно дать определение всем содержащимся в законе терминам. В частности, что имеется в виду под понятием «орган исполнительной власти в сфере внутренних дел», определить компетенцию федерального и территориального органов исполнительной власти в сфере внутренних дел. Ведь к территориальным органам относятся и органы власти субъекта РФ, и органы власти в районах, городах, сёлах. Так каковы же полномочия каждого из этих органов?

    +0
Цитировать