Законопроект 2011

Общественное обсуждение законопроектов

Проект федерального закона «О полиции» (7)

  • В разделе V Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ отмечены значимые составляющие законодательства в области обороны (военное положение, мобилизация, гражданская оборона, территориальная оборона), каждое из которых в свою очередь за исключением территориальной обороны определено соответствующими отраслевыми федеральными законами.

    При этом законодательными актами Российской Федерации не определены субъекты территориальной обороны.

    Однако в соответствии с подпунктом 18 пункта 8 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. № 927, МВД России участвует в организации территориальной обороны Российской Федерации. Территориальную оборону обеспечивают и органы внутренних дел.

    Так, в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 14 федерального конституционного закона о военном положении для реализации мер, применяемых на территории, на которой введено военное положение, федеральными органами исполнительной власти осуществляются полномочия по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности.

    В компетенцию органов внутренних дел Российской Федерации в соответствии с вышеназванным Положением прямо отнесены обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности.

    Кроме того, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в области территориальной обороны подзаконного уровня при наступлении угрозы агрессии против Российской Федерации органы внутренних дел как уже отмобилизованные органы государственной власти должны незамедлительно приступить к реализации мер по обеспечению территориальной обороны.

    Это фактически не позволяет сотрудникам органов внутренних дел прибыть на соответствующие сборные пункты по мобилизации, однако из федеральных законов от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ, от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ, от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ такая возможность усматривается.

    Отсутствие в настоящее время законодательного закрепления основных вопросов территориальной обороны, в том числе того, что сотрудники органов внутренних дел при объявлении мобилизации продолжают проходить службу в органах внутренних дел в целях выполнения ими задач территориальной обороны, может вызывать на практике объективные затруднения процесса мобилизации.

    В связи с вышесказанным пункт 21 части 1 статьи 42 законопроекта необходимо исключить, либо установить ограничения, что данная норма действует только в мирное время.

    +0
  • В соответствии с пунктом 1 раздела «С» Декларации о полиции в пункте 5 статьи 40 законопроекта после слова «положения,» следует добавить слова «военного положения, в военное время,».

    +0
  • В пункте 36 части 1 статьи 13 законопроекта говориться о мерах и временных ограничениях, применяемых во время действия режима чрезвычайного положения и режима военного положения. Указанные режимы определены федеральными конституционными законами о чрезвычайном положении и о военном положении.

    В этой связи в пункте 36 части 1 статьи 13 законопроекта после слов «режима военного положения предусмотренные» дополнить словами «федеральными конституционными законами,».

    +0
  • В соответствии с пунктом 1 раздела «С» Декларации о полиции полицейский должен продолжать выполнять свои задачи по защите граждан и собственности во время войны и вражеской оккупации в интересах гражданского населения.

    В статьях 18, 20 и 22 Федерального закона Российской Федерации от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» (далее – закон об обороне) определены основные понятия состояния войны, мобилизации и территориальной обороны соответственно.

    В этой связи предлагается в части 1 статьи 12 законопроекта добавить следующие пункты:

    «32) участвовать в проведении мероприятий военного времени;

    33) организовывать и обеспечивать мобилизационную подготовку и мобилизацию в полиции;

    34) участвовать в организации территориальной обороны Российской Федерации;».

    В подпунктах «б» и «в» пункта 8 первой части статьи 11 Модельного закона определено, что полиция (милиция) обязана в установленном конституцией порядке содействовать:

    б) органам национальной безопасности – в борьбе с тяжкими преступлениями, направленными против государственной власти, а также в осуществлении иных мероприятий по обеспечению национальной безопасности;

    в) военным комиссариатам – в осуществлении воинского учета, проведении мобилизации и призыва.

    В этой связи предлагается в части 1 статьи 12 законопроекта добавить следующие пункты:

    «35) содействовать федеральной службе безопасности – в борьбе с тяжкими преступлениями, направленными против государственной власти, а также в осуществлении иных мероприятий по обеспечению национальной безопасности;

    36) содействовать военным комиссариатам – в осуществлении воинского учета, проведении мобилизации и призыва;».

    В соответствии с пунктом 4 раздела «С» Декларации о полиции в период оккупации полицейский не должен:

    принимать участие в действиях, направленных против членов движения сопротивления;

    принимать участие в осуществлении мер, направленных на использование населения для военных целей и для охраны военных объектов.

    В этой связи предлагается в части 1 статьи 12 законопроекта добавить следующий пункт:

    «37) в период оккупации полицейский не должен:

    принимать участие в действиях, направленных против членов движения сопротивления;

    принимать участие в осуществлении мер, направленных на использование населения для военных целей и для охраны военных объектов.».

    Пункты 32 – 40 законопроекта считать соответственно пунктами 38 – 46.

    Данные положения необходимы в связи с тем, что в соответствии пунктом 2 статьи 12 законопроекта иные обязанности могут быть возложены на полицию только федеральным законом о внесении изменений в настоящий Федеральный закон.

    В пункте 31 части 1 статьи 12 законопроекта говориться об участии в обеспечении режимов чрезвычайного положения и военного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях. Указанные режимы определены федеральными конституционными законами Российской Федерации от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (далее – федеральный конституционный закон о чрезвычайном положении) и от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ «О военном положении» (далее – федеральный конституционный закон о военном положении).

    В этой связи в части 3 статьи 12 законопроекта после слов «предметом регулирования» необходимо добавить слова «федеральных конституционных законов,».

    +0
  • В части 5 статьи 4 законопроекта определено, что федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы, учреждения, организации и подразделения, созданные для реализации возложенных на него задач.

    Говоря о территориальных органах, учреждениях, организациях и подразделениях, необходимо дать пояснения, что именно подразумевается под этими структурами.

    В соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 2009 года № 233 «О территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации» определено, что территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - территориальные органы) являются:

    а) на окружном уровне - главные управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам;

    б.1) на межрегиональном уровне - оперативные бюро Министерства внутренних дел Российской Федерации, центры специального назначения Министерства внутренних дел Российской Федерации;

    в) на региональном уровне - министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел по субъектам Российской Федерации;

    г) на районном уровне - управления, отделы внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, линейные отделы (управления) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, отделы (управления) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, Управление внутренних дел на комплексе "Байконур" Министерства внутренних дел Российской Федерации.

    Пунктом 11 части 1 статьи 2 законопроекта определено, что под организациями понимаются органы местного самоуправления, общественные объединения, а также организации независимо от формы собственности.

    Напрашивается сама по себе необходимость создания понятийного аппарата после статьи полиция и ее назначение законопроекта.

    +0
  • В статье 4 Модельного закона определено, что деятельность полиции (милиции) регулируется конституцией, данным Законом, иными законами и правовыми актами, а также ратифицированными международными договорами.

    В статье 3 законопроекта определено, что правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

    То есть законопроектом определено, что все международные договоры независимо от того ратифицированы они или нет Российской Федерации являются правовой основой деятельности полиции.

    +0
  • В пункте 1 раздела «В» Декларации о полиции говорится, что полиция является государственной службой, созданной в соответствии с законом, в обязанности которой входит поддержание и охрана правопорядка.

    В этой связи необходимо:

    в статье 1 законопроекта слова «охраны общественного порядка» заменить на слова «поддержание и охраны правопорядка».

    +1
Цитировать