Законопроект 2011

Общественное обсуждение законопроектов

Профиль эксперта:

Коваленко Александр Иванович

Коваленко Александр Иванович

Начальник отдела исследований образовательных систем Московской финансово-промышленной академии

1977 г.р.

Юрист, преподаватель, кандидат экономических наук

Начальник отдела исследований образовательных систем Московской финансово-промышленной академии

Автор трех монографий («Образовательное антерпренерство», «Предпринимательские университеты в инновационной экономике», «Становление институтов общественно-профессиональной оценки качества образования») и более 30 научных статей по вопросам развития национальной образовательной системы, качества образования и его нормативно-правового обеспечения.

 

Автор ряда проектов изменений и дополнений в образовательное законодательство по вопросам регулирования деятельности негосударственных вузов и обеспечения качества образования.

 

Член многочисленных рабочих и экспертных групп, в том числе при:

Комитете по науке, образованию, здравоохранению и экологии Совета Федерации;

Комиссии по проведению административной реформы при Правительстве России;

Совете по дистанционным образовательным технологиям при Федеральном институте развития образования;

Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки;

и других.

Участник творческих коллективов по ряду научно-исследовательских проектов, в том числе по работам:

«Разработка механизма по внедрению электронного обучения на уровне учебных заведений (Стандарты, технологии, организация учебного процесса, управление качеством на основе международных стандартов);

«Исследование роли национальных органов развитых стран в оптимизации платных образовательных услуг государственных и негосударственных высших учебных заведений с учетом рекомендаций международных академических организаций»

«Анализа опыта реализации программ бизнес-образования с использованием информационных технологий (российско-австрийский проект по разработке и внедрению образовательных программ с использованием информационных технологий для подготовки менеджеров малого и среднего предпринимательства)»;

«Обеспечение взаимодействия государственных и общественно-профессиональных систем оценки качества профессионального образования»;

«Разработка методических рекомендаций по анализу и оценке конкурентной среды на рынке образовательных услуг в сфере профессионального образования (начальное, среднее, высшее, послевузовское и дополнительное)»

и других.

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (8)

  • В сочетании с отдельно статьей, про независимые экспертные организации

    12.«Независимая экспертная организация, на конкурсной основе привлеченная к государственной аккредитации, осуществляет отбор экспертов, исходя из того, что экспертом комиссии по аккредитационной экспертизе не может быть лицо, состоящее в трудовых или гражданско-правовых отношениях с соискателем свидетельства о государственной аккредитации, а также имеющее с его руководителями или иными работниками близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов), или иным образом находящееся в зависимости от лиц, заинтересованных в ее результатах».

    +0
  • В сочетании с отдельно статьей, про независимые экспертные организации

    12. Аккредитационная экспертиза проводится комиссией по аккредитационной экспертизе, созданной по заданию аккредитационного органа независимой экспертной организацией, привлекаемой на конкурсной основе.

    Экспертом является физическое лицо,

    • прошедшее в независимой экспертной организации, на конкурсной основе привлеченной к государственной аккредитации, аттестацию в соответствии с квалификационными требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования,

    • включенное по результатам аттестации в установленном порядке в единый государственный реестр экспертов,

    • и отобранное независимой экспертной организацией, на конкурсной основе привлеченной к государственной аккредитации.

    Аттестация эксперта независимой экспертной организацией, проводится не реже одного раза в пять лет.

    +1
  • предлагаю вместо двух статей 76-76 оставить версию действующего сегодня пункта 41 ст. 33.2 ФЗ "Об образовании"

    41. Образовательные и научные организации могут получать общественную (общественно-профессиональную) аккредитацию в российских, иностранных и международных образовательных, научных, общественных и иных организациях. Такая аккредитация не влечет за собой дополнительные финансовые обязательства государства.

    Сведения о результатах общественной (общественно-профессиональной) аккредитации образовательной или научной организации рассматриваются при принятии аккредитационным органом решения о государственной аккредитации.

    +1
  • Результаты общественной и общественно-профессиональной аккредитации сейчас рассматриваются при проведении аккредитационной экспертизы при государственной аккредитации.

    Этого не достаточно

    Необходимо предусмотреть иной механизм обеспечения независимости и объективности государственной оценки качества образования.

    По поводу единого реестра аккредитационных агентств, решения которых автоматически принимаются государственными органами, как в Германии, Голландии и т.д. Россия к этому еще не готова.

    Предложения

    В главу 8 добавить отдельную статью

    1. Независимая экспертная организация – организация, на конкурсной основе привлекаемая к государственной аккредитации, которая

    • обеспечивает, гарантирует и несет ответственность за независимость (от государственных органов и образовательных организаций) и объективность проведения аккредитационной экспертизы, и других этапов независимой оценки качества образования,

    • разрабатывает порядок отбора экспертов и привлечения их к проведению аккредитационной экспертизы,

    • осуществляет обучение, повышение квалификации и аттестацию экспертов в соответствии с квалификационными требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования

    • осуществляя подбор и отбор экспертов, формирует независимые экспертные команды (комиссии по аккредитационной экспертизе),

    • разрабатывает программу аккредитационной экспертизы в соответствии с требованиями и стандартами государственного аккредитационного органа;

    • осуществляет постоянный мониторинг деятельности экспертов.

    2. Независимые экспертные организации, на конкурсной основе привлекаемые к государственной аккредитации, должны отвечать следующим требованиям:

    • Соответствие деятельности требованиям законодательства РФ;

    • Успешное осуществление деятельности по обучению и аттестации экспертов, формировании. экспертных команд на всей территории Российской Федерации не менее 5 лет;

    • Регулярное участие независимой экспертной организации в процедурах независимой оценки качества образовательных программ, образовательных и научных организаций;

    • Размещение в открытом доступе в сети Интернет квалификационных требований к экспертам, порядка аттестации, отбора экспертов и привлечения их к проведению аккредитационных экспертиз;

    • Имущественная и организационная независимость от органов государственной власти, образовательных организаций.

    3. Федеральный орган управления образованием формирует и ведет:

    - единый государственный реестр независимых экспертных организаций, которые на конкурсной основе привлекаются к государственной аккредитации образовательных программ, а также образовательных и научных организаций.

    - единый государственный реестр экспертов, аттестованных независимыми экспертными организациями.

    Плюс дополнения в статью о гос.аккредитации

    +1
  • Сведение качества образования только к соответствию государственным стандартам и требованиям не соответствует целям образования в принципе, поскольку государственные стандарты закрепляют лишь минимальные требования к содержанию образовательных программ. В мире существуют разнообразные стандарты, которые используют образовательные организации в странах, подписавших Болонскую декларацию.

    Предлагается следующая редакция:

    "качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям (образовательным стандартам и требованиям, устанавливаемым университетами);

    требованиям и стандартам, устанавливаемым общественными организациями, объединениями работодателей, объединениями потребителей образовательных услуг, а также специализированными организациями (агентствами) осуществляющими оценку такого соответствия,

    а также потребностям заказчиков образовательных услуг, социальным и личностным ожиданиям человека"

    +1
  • Организация-пользователь самостоятельно проходит процедуры лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации в порядке, установленным настоящим Федеральным законом.

    С этой нормой образовательный франчайзинг теряет смысл, в котором он задумывался - помочь столичным вузам войти на региональный рынок образования без лицензирования филиала. Зачем имеющему лицензию вузу прикрываться чужим именем и платить за это деньги?

    +4
  • Сохранены механизмы централизованной "раздачи денег" от чиновника ректору.

    Пока деньги не пойдут за учащимся (ГИФО) - система образования не станет эффективной.

    +2
  • ст. 76 предусматривает возможность проведения программной аккредитации объединениями работодателей. Но ничего не сказано про возможность аккредитационных агентств проведения программной аккредитаций. Во всем мире программную аккредитацию осуществляют именно акред.агентства, а не объединения работодателей.

    Необходимо слить вместе 76 и 77 статьи, и, как правильно было замечено, предусмотреть механизм взаимодействия государственной и общественных аккредитаций.

    +1
Цитировать