Законопроект 2011

Общественное обсуждение законопроектов

Профиль эксперта:

Забродин Юрий Михайлович

Забродин Юрий Михайлович

Проректор по научной работе Московского городского психолого-педагогического университета, заведующий кафедрой организационной и экономической психологии

Родился 26 октября 1940 года. Закончил в 1963 году Ленинградский Электротехнический институт связи им. В.А. Бонч – Бруевича, диплом с отличием.

В 1969 году закончил очную аспирантуру факультета психологии Ленинградского государственного университета.  Ученая степень кандидата психологических  наук присуждена диссертационным советом факультета психологии  Ленинградского Государственного Университета им. А.А. Жданова и утверждена Высшей Аттестационной Комиссией  СССР в 1971 году.

В 1977 году диссертационным Советом факультета психологии Ленинградского государственного Университета присуждена ученая степень доктора психологических наук.

Ученое звание профессора по общей психологии присвоено решением Высшей Аттестационной Комиссии при Совете Министров СССР в 1981году.

Общий стаж работы – с 1957 года. Стаж научно-педагогической работы в вузах, НИИ, образовательных учреждениях составляет более 40 лет.  В 1991 – 2001 годах работал в должности руководителя Департамента профессионального обучения и развития человеческих ресурсов Минтруда России.

С 2005 г проректор по научной работе Московского городского психолого-педагогического университета, заведующий кафедрой организационной и экономической психологии. Читает лекционные курсы по психологии личности, психологии труда, организационной психологии, психологическим основам социальной политики, экономической психологии, актуальным проблемам современной психологии.

Под научным руководством Забродина Ю. М. подготовлено более  150 кандидатов наук, более 10 докторов наук.

Начиная с 1968 г. неоднократно участвовал в работе Международных конгрессов психологов, в работе международных, всероссийских, региональных, отраслевых конференций, симпозиумов и семинаров, в том числе, в качестве руководителя, докладчика и участника круглых столов. Читал лекции в Гарвардском, Колумбийском, Калифорнийском, Стенфордском Университетах США, Парижском и Берлинском Университетах, Университетах Осло, Хельсинки и Пекина. 

Имеет более 250 научных публикаций на русском и иностранных языках (английский, итальянский, финский, японский, чешский, болгарский), из них – 48 книг в качестве редактора и автора. Опубликовал более 30 учебно-методических пособий и научных монографий.

Является членом научно-методических советов Минтруда, Минобразования России, Департамента образования Москвы. Член редколлегии журналов «Психологический журнал», «Вестник практической психологии образования», «Человеческие ресурсы» и др. Член международной Ассоциации прикладной психологии, Международной Ассоциации профессионального консультирования и образования, Европейской сети психологии труда и организационной психологии и ряда других.

Действительный член (академик) Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, Международной Академии психологических наук, Международной Академии ноосферы, Академии профессионального образования России. Вице президент Федерации психологов образования России, Председатель Комиссии по профессиональному образованию Общественной палаты по образованию г. Москвы.

Награжден орденом «Знак почета», 3 медалями СССР, отраслевыми памятными медалями и почетными знаками Минобразования, Минтруда, Росавиакосмоса, Федерации космонавтики, «Отличник просвещения СССР», «Отличник высшей школы СССР», «Почетный работник высшей школы».

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (6)

  • Глава 11. Общее образование

    10. Статья 100, часть 3 дополнить: «Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи оказывает помощь общеобразовательным организациям по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами школьной и социальной адаптации, в том числе, на договорной основе».

    11. Статья 100, часть 4 дополнить: «Социальные педагоги и педагоги-психологи центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи осуществляют также комплекс мероприятий по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказывают им социальную помощь. Социальные педагоги осуществляют связь с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями».

    +5
  • Глава 17. Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся.

    12. (Необходимо урегулировать отдельной статьей особенности реализации профессиональных программ направлений педагогического, психолого-педагогического, специального дефектологического образования)

    1. Образовательная деятельность по реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ направлений педагогического образования (педагогического, психолого-педагогического, специального дефектологического образования) осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом образовательными и научными организациями при наличии у них гражданско-правового договора с образовательными, научными организациями, специальными и коррекционными образовательными учреждениями, центрами психолого-педагогической и медико-социальной помощи, учреждениями судебно-психологической экспертизы вне зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности, предметом которого является совместная деятельность.

    Порядок организации совместной деятельности в области практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам педагогического, психолого-педагогического, специального дефектологического образования определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в

    2. Дополнительное последипломное профессиональное педагогическое, психолого-педагогическое, специальное дефектологическое образование наряду с повышением квалификации, профессиональной переподготовкой педагогических работников, включает специализированные последипломные профессиональные образовательные программы - педагогическую интернатуру.

    Обучение по программам педагогической интернатуры осуществляется в соответствии с федеральными государственными требованиями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

    Порядок приема граждан на обучение в интернатуру, а также особенности реализации специализированных последипломных профессиональных программ интернатуры, не урегулированные настоящим Федеральным законом, устанавливаются положением о педагогической интернатуре, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

    При реализации специализированных последипломных профессиональных программ педагогической интернатуры штатная численность профессорско - преподавательского состава, необходимого для реализации данных образовательных программ, рассчитывается организациями, осуществляющими образовательную деятельность, исходя из соотношения 6 интернов на одного преподавателя.

    +4
  • ГЛАВА 3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность

    8. Статья 26 пункт 4 дополнить: «Образовательные организации в рамках одного типа могут подразделяться на виды и категории, а также использовать специальные наименования в соответствии с особенностями осуществляемой образовательной деятельности (уровнями и направленностью образовательных программ, интеграцией различных видов образовательных программ, специальными условиями их реализации и (или) особыми нуждами обучающихся), а также дополнительно осуществляемыми функциями, связанными с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные, предусмотренные законодательством об образовании), психологическим сопровождением и иными бесплатными психологическими услугами, оказываемыми педагогами-психологами обучающимся, воспитанникам при реализации общеобразовательных программ.»

    9. Статья 36, часть 2 и 3 дополнить в следующей редакции:

    Часть 2. «определение оптимальной учебной, в том числе внеучебной нагрузки, режима учебных занятий (занятий), продолжительности каникул; психологическую помощь и психологические услуги обучающимся, воспитанникам; обязательное страхование жизни и здоровья обучающихся от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при привлечении к работам в период прохождения производственной практики (стажировки);»

    Часть 3. «Медицинское обслуживание обучающихся государственного или муниципального образовательного учреждения обеспечивают органы в области охраны здоровья граждан. ... Оказание психологической помощи и психологических услуг обучающимся, воспитанникам образовательного учреждения обеспечивают органы, осуществляющие управление в сфере образования, путем создания специализированных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников и практических психологов образования»

    +6
  • ГЛАВА 2. Система образования

    5. Статья 15. Структура системы образования Пункт 3 части 3 сформулировать: «3) начальное и среднее профессиональное образование».

    6. Статья 18. В пункте 3 изменить подпункт 6:

    6. Основные профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

    К основным профессиональным относятся следующие программы:

    начального профессионального образования:

    1) подготовки квалифицированного рабочего (базовый уровень),

    2) подготовки высококвалифицированного рабочего (повышенный уровень),

    среднего профессионального образования:

    1) подготовки квалифицированного рабочего (базовый уровень),

    2) подготовки высококвалифицированного рабочего (повышенный уровень),

    3) подготовки специалиста базового уровня квалификации (техник),

    4) подготовки специалиста углубленного уровня квалификации (техник-технолог),

    5) подготовки бакалавра по программам прикладного бакалавриата;

    высшего образования:

    1) подготовки бакалавра по программам академического бакалавриата,

    2) подготовки специалистов по программам специалитета

    3) подготовки магистра.

    подготовки научных кадров:

    программы подготовки научных кадров, направленные на проведение научных исследований, подготовку и защиту по их результатам диссертации на соискание ученой степени в соответствии с номенклатурой научных специальностей.

    7. Статья 21. Информационное обеспечение системы образования Часть 3. Речь идёт только о государственном мониторинге, а не «вообще» о мониторинге. Следовательно, в данной части необходимо добавить термин «государственный/муниципальный».

    +4
  • ГЛАВА 1. Общие положения

    1. Статья 3, пункт 4 дополнить новым абзацем «... человек имеет право на оценку, признание и сертификацию компетенций и квалификаций, освоенных вне рамок системы формального образования (т.е. освоенных в процессе трудовой деятельности или самостоятельного обучения)»

    2. Статья 11, пункт 1. Дополнить «разработка и реализация государственной политики в сфере образования, разработка национальной системы квалификаций, включая систему сертификации квалификаций; создание условий для обеспечения качества, установление порядка участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в сфере профессионального образования»;

    3. Статья 11 дополнить новым пунктом 13) Установление перечня бесплатных психологических услуг, оказываемых обучающимся и воспитанникам, а также порядка их оказания.

    4. Статья 11, пункт 14 после «федеральных государственных учреждений» добавить «начального и»; после слов «реализующих образовательные программы» добавить «начального и»

    +3
  • Общие замечания

    1. В данном законопроекте почти полностью отсутствуют нормы, регулирующие участие граждан в выработке и реализации государственной политики в сфере образования, а также в осуществлении контроля над реализацией образовательной политики. Негосударственной системе контроля должна быть посвящена отдельная статья.

    2. Характеристика профессионального обучения по программам повышения квалификации рабочих и служащих (п.2 ст.104) не содержит упоминания о возможности получения новой квалификации (разряда, класса, категории) по результатам обучения, что может ограничить эффективность данного процесса обучения.

    3. Предложенные в законе исключение начального профессионального образования как уровня образования и сохранение двух видов профессиональных образовательных организаций для уровня СПО противоречат наработанной практике формирования многоуровневых комплексов непрерывного профессионального образования и реализации многоступенчатых образовательных программ (п.2 ст.108).

    4. В этой связи считаю целесообразным:

    • внести в перечень образовательных программ ООП начального профессионального образования и дать возможность реализации этих программ учреждениям среднего профессионального образования, дополнительного образования и профильным общеобразовательным школам;

    • внести в перечень послевузовских программ дополнительного профессионального образования послевузовские образовательные программы в форме интернатуры (для направлений педагогического и медицинского образования). По этим программам целесообразно разрабатывать (как и по другим программам дополнительного послевузовского профессионального образования) федеральные государственные требования и определять порядок их реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

    • включить в перечень учреждений высшего профессионального образования - наряду с институтами и университетами – академии, которые могут реализовывать образовательные программы высшего профессионального образования и профессиональные образовательные программы послевузовского профессионального образования.

    +7
Цитировать