Законопроект 2011

Общественное обсуждение законопроектов

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (5)

  • Болдырев Владимир, 21 декабря, 18:34

    По поводу термина «орган самоуправления», прямо закрепленного в Проекте, надо заметить следующее. В ГК РФ речь идет об «органах юридического лица» (ст. 53 ГК РФ) или «органах управления» юридическим лицом конкретной организационно-правой формы (п. 3 ст. 89, п. 1 ст. 103, п. 2 ст. 108 ГК РФ). Термин «самоуправление» – это не более чем лозунг, а готовится – закон. Терминологически правильно было бы говорить об «органах управления».

    +3
  • Болдырев Владимир, 21 декабря, 18:29

    Положение ч. 1 ст. 27 Проекта в части принятия устава образовательного учреждения высшего образования собранием (конференцией) работников и представителей обучающихся зарождает сомнения, с точки зрения момента возникновения правосубъектности организации. Остаётся непонятным, как собрание (конференция) работников может появиться в момент создания юридического лица при утверждении устава?

    Вероятно, предполагается, что норма будет применяться только к той ситуации, когда учреждение уже существует, но и здесь есть ряд вопросов. Если речь идет о слиянии (а тогда понадобится новый устав) или присоединении, ряда федеральных образовательных учреждений (что весьма вероятно в условиях сохранения тенденции к интеграции вузов), как должны функционировать собрания или конференции, принимающие устав? Как несколько трудовых коллективов и коллективов учащихся, смогут реализовать возможность участвовать в принятии устава? Ведь до момента регистрации изменений в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) существует несколько организаций и трудовых коллективов. А после слияния или присоединения – одна организация и трудовой коллектив. При этом устав новой организации должен подаваться до момента внесения изменения в ЕГРЮЛ. Следовательно, при учреждении и реорганизации юридического лица трудовой коллектив не должен вовлекаться в процесс принятия устава, о чём необходима специальная оговорка в предложении 3 ч. 1 ст. 27 Проекта. В данном случае должна действовать исключительная компетенция учредителя.

    +6
  • Болдырев Владимир, 21 декабря, 15:46

    Проекту не задают стройности термины «медицинские учреждения» (п. 15 ч. 1 ст. 31), «общественные учреждения» (ч. 6 ст. 34), «образовательные учреждения религиозных организаций, учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения)» (ч. 1 ст. 133). По-видимому, их следует заменить соответственно на термины «организации здравоохранения», «общественные организации», «религиозные организации». Последний из названных уже используется в источнике частного права – главе 54 Трудового кодекса Российской Федерации «Особенности регулирования труда работников религиозных организаций».

    Сказанное свидетельствует о необходимости произвести «ревизию» всех статей Проекта с позиции корректности наименования субъектов образовательной деятельности, соответствия нормам кодифицированного гражданского законодательства.

    +4
  • Болдырев Владимир, 21 декабря, 15:37

    Некоторые нормы Проекта являются сомнительными, с точки зрения теории гражданской правосубъектности:

    Устав федерального государственного профессионального образовательного учреждения или образовательного учреждения высшего образования и изменения, которые вносятся в него, принимаются общим собранием (конференцией) работников и представителей обучающихся и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится соответствующее образовательное учреждение

    (ч. 1 ст. 27 Проекта). Исходя из анализа ст. 15 и 20 Трудового кодекса Российской Федерации, следует сделать вывод, что стороны трудового договора (работник и работодатель) могут появиться, когда юридическое лицо – работодатель – уже зарегистрировано. При этом остаётся непонятным, как конференция работников может появиться в момент создания юридического лица и утверждения устава?

    Конечно, можно предположить, что норма будет применима только к той ситуации, когда учреждение уже существует, но и здесь есть ряд вопросов. Если речь идет о слиянии (а тогда понадобится новый устав) или присоединении, ряда федеральных образовательных учреждений (что весьма вероятно в условиях сохранения тенденции к интеграции вузов), как должны функционировать эти собрания или конференции, принимающие устав? Как несколько трудовых коллективов и коллективов учащихся, смогут реализовать возможность участвовать в принятии устава?

    Ситуация усугубляется тем, что согласно ч. 2 ст. 116 Проекта полномочия, порядок выборов и деятельности общего собрания (конференции) определяются уставом образовательной организации высшего образования. Из закона совершенно неясно как формировать важнейший орган «самоуправления». По поводу последнего термина, прямо закрепленного в Проекте, надо заметить, что в ГК РФ речь идет об «органах юридического лица» (ст. 53 ГК РФ) или «органах управления» юридическим лицом конкретной организационно-правой формы (п. 3 ст. 89, п. 1 ст. 103, п. 2 ст. 108 ГК РФ). Мы не видим принципиальной проблемы в применении в Проекте термина «самоуправление», но терминологически правильно было бы говорить об «органах управления».

    На наш взгляд, следует более подробно урегулировать отношения по формированию собраний и конференций, иначе демократии в образовании не бывать.

    +5
  • Болдырев Владимир, 21 декабря, 15:22

    Частью 1 ст. 25 Проекта установлено, что образовательная организация является юридическим лицом, причем, создана она может быть в одной из следующих «форм»: 1) государственного, муниципального учреждения; 2) бюджетного учреждения; 3) частного учреждения; 4) автономной некоммерческой организации.

    Все четыре названные в проекте «формы» организаций укладываются в две организационно-правовые формы юридических лиц: учреждение (ст. 120 ГК РФ) и автономная некоммерческая организация (ст. 10 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). При этом не следует забывать, что бюджетное учреждение – есть тип государственного или муниципального учреждения, что следует из пункта 2 ст. 120 ГК РФ и ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

    В ч. 4 ст. 25 Проекта вопрос о «форме» ставится уже совсем в ином ракурсе: «Государственные и муниципальные образовательные организации создаются в форме учреждения (бюджетного, автономного или казенного)».

    Иными словами, ст. 25 Проекта, во-первых, является внутренне противоречивой, во-вторых, не согласуется с системой организационно-правовых форм юридических лиц, являющейся и без того запутанной.

    С учетом сказанного, можно сделать вывод, что более согласованной с ГК РФ была бы следующая редакция ч. 1 ст. 25 Проекта:

    «Образовательная организация является юридическим лицом. Она может быть создана в организационно-правовой форме учреждения или автономной некоммерческой организации».

    +5
Цитировать